Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящее положение регулирует организационно-методическую основу деятельности Службы психолого-педагогического, медико-социального и правового (ППМСи...полностью>>
'Документ'
Раздел 5.Значения нижней и верхней границ наполняемости учебных групп по видам учебных занятий для расчёта нормативных затрат времени на учебную работ...полностью>>
'Конкурс'
Тема моей научно-исследовательской работы – «Мониторинг воздушной среды биоиндикационным методом». Я считаю эту тему актуальной в наше время, т.к. в ...полностью>>
'Сочинение'
Цель: отрабатывать умение учащихся создавать собственный текст; совершенствовать речевую практику в формулировании проблемы, позиции автора, комменти...полностью>>

В. Ю. Балдин Использование ресурсов и энергии Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев,

Я.М. Щелоков, В.Ю. Балдин

Использование

ресурсов и энергии

Учебное пособие

для элективного курса «Энергосбережение»

в старших классах

Под общей редакцией А.П. Усольцева

и Н.И. Данилова

Екатеринбург

2010

УДК 621.31:658.26

ББК я 75. 31. 19

Д18

Д18 Использование ресурсов и энергии: Учебное пособие для элективного курса «Энергосбережение» в старших классах / Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев, Я.М. Щелоков, В.Ю. Балдин – Екатеринбург, 2010. – 122 с.

Предлагаемый учебный материал предназначается для учителей и учащихся старших классов средней школы. Он может применяться при проведении элективного курса «Использование ресурсов и энергии» в рамках школьного образовательного проекта по энергосбережению, разработанного кафедрой «Энергосбережение» Уральского государственного технического университета – УПИ и ГБУ СО «Институт энергосбережения».

Учебное пособие будет полезным для учителей при подготовке к урокам физики, химии, биологии, географии, технологии, при проведении элективных курсов, организации проектной, исследовательской, изобретательской деятельности школьников.

Библиогр.: 51 назв. Табл. 17. Рис. 9.

Работа представлена в авторской редакции.

© Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев,

Я.М. Щелоков, В.Ю. Балдин, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..........

4

Энергосбережение – условие прогресса…………………………………..

5

1.

Энергия……………………………………………………………….

7

1.1. Энергетические эпохи ………………………………………….

7

1.2. Определение энергии и законов ее превращения…………….

9

1.3. Основные виды топлива и их характеристики………..............

10

1.4. Первичная энергия……………………………………...............

13

1.5. Потери тепла при сжигании топлива…………………….........

19

1.6. Производная энергия………..……………………….................

21

1.7. Технологические схемы производства энергии………............

23

2.

Энергоресурсы……………………………………………….............

27

2.1. Виды энергоресурсов……………………………………….......

27

2.2. Темпы потребления энергоресурсов……..................................

29

2.3. Закономерности потребления энергии…………………….......

31

3.

Устойчивое развитие………………………………………………..

35

3.1. Учение В.И. Вернадского о биосфере…………………………

35

3.2. Устойчивое развитие……………………………………………

36

4.

Энергетическая эффективность…………………………………….

40

4.1. Энтропийный капкан……………………………………….......

40

4.2. Виды потерь энергии……………………………………….......

42

4.3. Состав показателей энергосбережения………………………..

48

5.

Правовое обеспечение энергосбережения…………………………

51

5.1. Мировая практика нормирования энергопотребления……….

51

5.2. Нормативная база энергосбережения в России……………….

52

6.

Потенциал энергосбережения………………………………............

56

7.

Культура энергосбережения………………………………………..

59

8.

Энергетический паспорт…………………………………………….

61

9.

Экологические проблемы энергопроизводства……………………

63

10.

Использование энергии при производстве товаров……….............

67

11.

Использование энергии в зданиях………………………….............

72

11.1. Потери энергии в зданиях и сооружениях..………………….

72

11.2. Пути оптимизации теплопотерь в доме.…………..................

74

11.3. Теплозащита существующих домов………………………….

79

12.

Оптимизация бытового энергопотребления .……………………...

83

12.1. Оптимизация энергетического баланса в доме………….......

83

12.2. Организационные меры при энергосберегающих работах…

86

12.3. Энергосберегающие работы в быту………………………….

88

13.

Об энергетике ХХI века……………………………………………..

100

13.1. Об энергоресурсах ХХI века………………………………….

100

13.2. Возобновляемые виды энергии……………………………….

102

13.3. Сотовая энергетика……………………………………………

110

13.4. Энергосбережение как энергетический ресурс………….......

112

Вместо послесловия…………………………………………………

115

Некоторые термины и определения……………………………………….

116

Список литературы …………..…………………………………………….

119

ВВЕДЕНИЕ

Успешность развития любой страны, которая определяется благополучием ее граждан, уже сейчас во многом зависит от ее энергообеспеченности и энергонезависимости. В будущем, когда так называемые невозобновляемые первичные источники энергии истощатся, энергетическая безопасность станет одним из важнейших условий независимого существования государства.

Главным условием такой безопасности является не столько расширение и модернизация топливно-энергетического комплекса, сколько энергосбережение, определяемое культурой энергопотребления всего населения. Формирование этой культуры, несомненно, является актуальной задачей мирового масштаба.

Для нашей страны, долгое время развивавшейся путем расточительной эксплуатации своих природных ресурсов, эта задача еще более актуальна. Естественно, что формирование культуры энергопотребления – процесс медленный и сложный, который должен осуществляться всеми доступными государству способами и методами, через средства массовой информации, различные государственные институты, и, в первую очередь, через систему школьного образования.

Формирование культуры энергопотребления школьника, а через него – и его родителей является основной задачей реализации школьного образовательного проекта «Энергосбережение», в рамках которого и разработан материал для предлагаемых элективных курсов. Авторы надеются, что предлагаемое учебное пособие будет способствовать формированию системы знаний в области энергосбережения у широкого круга наших читателей.

Этот материал имеет ярко выраженный межпредметный характер, поэтому может использоваться на уроках физики, химии, географии, истории, технологии и биологии, на его основе возможна организация самостоятельной деятельности учеников: осуществление исследований, создание проектов, написание рефератов, сообщений, докладов.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ – УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА

Вся история развития живой природы свидетельствует о том, что источником движения биологической эволюции является постоянно сохраняющееся противоречие между безграничной способностью живых организмов к воспроизводству и ограниченными возможностями материальных ресурсов внешней среды. Вид, получивший преимущество перед другими видами, распространяется до тех пор, пока не сталкивается с недостатками тех ресурсов, которые необходимы именно этому виду. Отсутствие достаточного количества пищи, жилья, жизненного пространства приводит к уменьшению популяции, а иногда и к ее полному исчезновению.

Если в качестве такого вида рассматривать человечество, то основной ресурс, без которого человек не сможет выжить – энергетический. Формула энергетического обеспечения развития современного общества звучит так: чтобы повышать благосостояние общества, необходимо постоянно увеличивать расход энергии. Но это увеличение не может продолжаться бесконечно, любые запасы ограничены, и поэтому рано или поздно они закончатся. И тогда человечество неизбежно столкнется с необходимостью кардинального уменьшения энергетических затрат.

Ярким подтверждением этому являются события 70-х годов ХХ столетия, которые вошли в историю как энергетический кризис. После того, как развитые страны столкнулись с проблемой нехватки энергии, они сделали из этого выводы и уже тогда коренным образом пересмотрели свою энергетическую политику. Предотвращение подобной ситуации возможно только одним путем – необходимо решать вопрос рационального расхода энергии, снижения ее удельных затрат. Данное направление человеческой деятельности получило название – энергосбережение.

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических, информационных и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего эффекта от их использования.

Бережное расходование энергии, ее получение на основе возобновляемых источников энергии – ветра, солнца, биомассы и т.д. позволит уже сегодня решить массу экологических проблем, снизить в несколько раз усилия на постоянные поиски новых ископаемых источников энергии и их освоение.

Это позволит не только зарезервировать для потомков часть запасов ископаемого топлива, но использовать эту категорию ресурсов для неэнергетических потребностей – производства химических продуктов, лекарств, всевозможных препаратов.

Но для этого необходимо понимание всем обществом того, что рост благосостояния населения возможен только в условиях увеличения полезного расхода энергии, роста ее душевого потребления. В любой, даже самой богатой энергоресурсами стране требуется их рациональное использование и экспортирование с целью сохранения для будущих поколений запасов топлива в виде невозобновляемых ресурсов.

В России с ее богатыми природными ресурсами, в первую очередь, топливно-энергетическими, до последнего времени энергетика привычно рассматривалась как единственный источник развития общественного производства. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) дает до сих пор практически от трети до половины всех валютных поступлений в страну. Но такое положение не может сохраняться долго, поскольку энергоемкость промышленного производства и социальных услуг и так оказалась в несколько раз выше общемировых показателей. Это делает нашу жизнь недопустимо энергорасточительной, а нашу продукцию неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Только менее одной трети добываемых топливно-энергетических ресурсов идет в конечном итоге на обеспечение прямых и косвенных энергетических услуг населению. Еще одна треть сырьевых ресурсов идет на экспорт, а остальная безвозвратно теряется в самой системе энергетических поставок, не давая при этом никакого полезного эффекта для конечного потребителя.

Нашему обществу необходимо установление соответствия между ростом материального производства, его энергообеспечения и сохранением экологических ресурсов (воды, воздуха, почвы). Эту задачу не решить только за счет повышения квалификации узких специалистов области энергетики. Каждый может и должен научиться рационально расходовать энергию. Это возможно только при освоении широкими слоями населения основ культуры потребления энергетических ресурсов. Эта культура проявляется в повседневной жизни и заключается в обязательном выполнении ряда энергетических ограничений. Цель подобных ограничений – повышение энергоэффективности использования наших природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.

Мы надеемся, что при прочтении предложенной книги наш Читатель вступит в ряды тех, кто заботится о своем будущем и будущем своей страны.

  1. Энергия

Если вы не думаете о будущем, то его у вас и не будет.

Джон Голсуорси

    1. Энергетические эпохи

Исторические эпохи можно разделять по разным основаниям: по сменам общественно-экономических формаций, по существованию империй, по основному конструкционному материалу и т.п. Но одной из фундаментальных причин, определяющей и смену экономических формаций, взлет и падение империй и целых цивилизаций, является смена господствующего источника энергии и зависящей от него энерготехники. Поэтому вполне возможно рассматривать историю человечества как последовательную смену энергетических эпох.

Эпоха мускульной энергетики. За этот период источником энергии служила химическая энергия пищи, превращающаяся в мускульную силу человека, а позже и прирученных животных. Тепло солнца, а затем и огня использовалось для обогрева и бытовых нужд – приготовления пищи, выплавки металлов и т.п. В той эпохе следует выделить период, когда мускульная сила приумножалась с помощью простых механизмов – рычага, ворота и т.п., а также период, когда огонь стали получать искусственно – трением. Последнее достижение человека за этот период следует считать принципиально важным в истории развития человечества. Кроме того, в течение этой эпохи невозобновляемые энергоресурсы накапливались. Так продолжалось примерно до VIII-Х веков.

Эпоха механоэнергетики длилась до XVIII века. В этот период человек стал дополнительно использовать механическую энергию возобновляющих энергоресурсов – энергию речной воды и ветра. Для этих целей использовались водяные колеса и ветряные крылья. Человек получил в свое распоряжение силы, во много раз превосходящие его собственные и силы домашних животных.

Развитие техники, получение огня и печного отопления позволили человеку заселять холодные климатические районы Земли.

Энергетические ресурсы в эту эпоху полностью восстанавливались, а окружающая среда оставалась практически в первозданном виде.

Эпоха химической теплоэнергетики. Она еще не закончилась. Главный источник энергии во многих странах – это химическая энергия, выделяющаяся при сгорании органических ископаемых: каменного угля, нефти и т.д. А основная движущая сила – энергия пара или газов, возникающая в тепловых двигателях. Принципиальное отличие этой эпохи – человечество уничтожает ресурсы, доставшиеся ему как результат процессов, протекавших на Земле миллионы лет и имевших своим первоисточником энергию Солнца. Все это сопровождается загрязнением окружающей среды продуктами сгорания и отходами производства. Загрязнение, в том числе и радиационное, окружающей среды начинает тормозить развитие традиционных энергетических технологий. Возникает проблема создания безотходных производств.

Остро встает вопрос создания альтернативной сбалансированной энергетики на возобновляющихся энергоресурсах. Если это состоится, человечество сумеет жить в состоянии динамического равновесия, потребляя столько энергии, сколько можно получить при использовании возобновляющихся энергоресурсов (солнечного излучения, движения воды, ветра и т.п.), возможно, и энергии термоядерных топлив. В соответствии с вырабатываемой энергией и производимым с ее помощью продовольствием будет регламентироваться численность населения Земли и его техническая обеспеченность. Окружающая среда также должна быть приведена в состояние динамического равновесия. И когда она сможет полностью компенсировать то, что человек у нее забирает для своих потребностей, наступит эпоха сбалансированной энергетики.

Но пока это больше фантастика, чем объективная реальность. Об этом свидетельствуют материалы ХV конгресса Мирового энергетического совета, состоявшегося в 1992 году. Основные выводы этого конгресса:

  • органические топлива останутся основой энергообеспечения; их абсолютное потребление возрастет при любых реалистичных сценариях. Не просматривается появление ни одного нового источника энергии, по крайней мере, на ближайшие 30 лет;

  • в этих условиях первоочередной задачей мирового сообщества является повышение эффективности использования природных энергетических ресурсов, без чего невозможно будет в перспективе решать глобальные проблемы обеспечения устойчивого энергоснабжения и охраны окружающей среды.

Можно сделать общий вывод: в обозримом будущем достижение состояния динамического равновесия между промышленным производством и окружающей средой возможно только через энергосбережение, рациональное ресурсопользование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие 2006 удк 65. 01 (075. 8) Разработка управленческого решения

    Учебное пособие
    Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Оно содержит 10 тем, раскрывающих основное содержание курса.
  2. А. В. Соловьев управленческие решения учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Управленческие решения» разработано в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по специальности 080507- «Менеджмент организации», а также с учетом проектов стандартов
  3. Я управления рисками в организации рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета томск 2009

    Реферат
    Риск – менеджмент (методология управления рисками в организации): учебное пособие / Н.Н.Макарова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2009.
  4. Учебно-методическое пособие «Развитие страхового дела» «Развитие страхового дела»

    Учебно-методическое пособие
    Корни страхования лежат в глубокой древности. Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование применялось еще в Древнем Риме.
  5. Учебно-методическая разработка для студентов по подготовке к научным конференциям по курсу: «Мировая экономика»

    Методическая разработка
    Занятия студентов по курсу «Мировая экономика» на общеэкономическом факультете рассчитаны на четвертый семестр. Традицией и планами проведения научной студенческой конференции предусмотрен апрель месяц.

Другие похожие документы..