Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Бесспорно, материально-техническая база, то есть условия внешней среды для занятий спортом, — очень важная часть спортивной подготовки. Здесь описаны ...полностью>>
'Кодекс'
В соответствии с п. 146.2 ст. 146 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) амортизация объекта основных средств начисляется в течение срока полезн...полностью>>
'Доклад'
Доклад руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края И.А.Славинского на круглом столе: «Возможности привлечения капи...полностью>>
'Семинар'
Носачева Е.А. Семинарские и практические занятия по введению в теорию обучения языкам. Учебно-методиче­ская разработка для студентов языковых педагоги...полностью>>

Программа профилактики девиантного поведения подростков. ( на примере моу сош №3 г. Бугуруслан)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Оренбургский государственный педагогический университет

Факультет социальной педагогики

Кафедра Социальной педагогики

Выпускная квалификационная работа

Особенности деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.

Студентки V курса

Солововой Елены Александровны

Специальность «031300 – Социальная педагогика»

Отделение: заочного обучения

Научный руководитель: канд. филос. наук, доцент

Нигматулин Р.Н.

Допущено к защите:_________________

Зав. кафедрой « » мая 2005 г.

ОРЕНБУРГ

2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

    1. Девиантность – как социально – педагогическая проблема.

    2. Социально – педагогическая характеристика подросткового возраста.

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

2.1.Структура деятельности социального педагога по профилактике

девиантного поведения в школе.

2.2. Программа профилактики девиантного поведения подростков.

( на примере МОУ СОШ № 3 г. Бугуруслан).

2.3. Диагностика девиантных подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных, почти в равной степени оказались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социлоги называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным и неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отклонения от традиций, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды ,манера поведения. Так поступали правители древне Спарты в 5 веке до н.э. и советские партийные органы в 20 веке. В 60-70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми» усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу на манер военной, «пропесочивали» на родительских собраниях тех, кто «неправильно» себя вел.

В любом случае, отклонение – естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Спецефические отклонения могут исчезать, а другие появляться. Об этом говорил еще Дюркгейм. Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким. [2,с. 87]

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии «социальный педагог», ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.

Сейчас необходимость этой профессии еще более обострилась в связи с увеличением количества беженцев, подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; с ростом преступности. Вот, к примеру, данные за 2008-2009 год по МОУ СОШ № 3: количество детей девиантного поведения -22; детей – сирот -16 ; детей – инвалидов - 24; детей склонных к употреблению алкоголя –5.

Все это говорит о том, что наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия «социальный педагог» должна расти и развиваться.

Степень изучения проблемы.

Профессия «социальный педагог» в России является новой, порядка десяти лет назад (80-90 годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб.

К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики традиционно относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.

Цель исследования.

  1. Рассмотреть педагогический инструментарий социального педагога по работе с подростками.

Задачи исследования.

    • рассмотреть проблему девиантности в среде подростков;

    • определить структуру деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения;

    • выявить особенности технологии, используемых социальным педагогом в работе с подростками.

Объектом исследования является социальный педагог по работе с подростками, а предметом исследования – социальная деятельность им организуемая.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»3 муниципального образования «город Бугуруслан» расположена в городе Бугуруслане, по адресу 2 микрорайон дом 4.

Методологическую основу дипломной работы составляют следующие труды: Васильковой Ю.В. и Васильковой М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Academia. 1999 – 490 с.; Бочаровой В.Г. Педагогика социальной работы. – Sv R-Аргус, 1994 – 208с.; Холостовой Е.И. Словарь – справочник по социальной работе. – М.: Юристь, 1997. – 424 с., в

которых определены общие подходы и принципы изучения статуса социального педагога, его профессионального мастерства и педагогического инструментария.

Гипотеза исследования.

Профессиональное мастерство социального педагога является одним из условий педагогической эффективности в работе с подростками и наиболее успешно проявляется в профилактике девиантного поведения.

Практическая значимость.

Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике социального педагога по работе с подростками. Также эти материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания подростков.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме, изучение документации, наблюдение, анкетирование, тестирование.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

1.1. Девиантность – как социально-педагогическая проблема.

Переходный период проявляет все пророки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными и трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудносвоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда будет нормальным.

Отсюда, отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

  • дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

  • подвергшиеся сексуальному насилию;

  • подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

  • подростки сексуально распущенного поведения;

  • подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

М.А. Галагузова констатирует, что девиации включают в себя девинтное, деликвентное и криминальное поведение 36 .

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых полувозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Деликвентное поведение – в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих к уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы деликвентного поведения:

  • агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности человека;

  • корыстное поведение. Включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

  • распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение – определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентного поведения.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция и суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

  • видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

  • уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

  • внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

  • ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

ФАКТОРЫ

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

1.Биологические факторы – выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обуславливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуются также и медицинской.

2.Психические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с ясно выраженной психопатией, которая является отклонением от нормы психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

3. Социально-педагогические факторы – выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспеваемости ребенка с разрывом связей со школой, ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

  • учебной декомпенсации – состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

  • школьной дезадаптации – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропуски занятии;

  • социальной – дезадаптации – состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

  • криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.

4. Социально – экономические факторы – включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально-приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и как следствие, социальную напряженностью.

5. Морально – этические факторы – проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

1.2. Социально-педагогическая характеристика подросткового возраста.

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (10 – 15 лет). В этот краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самими собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослости – мечта малодоступная. По этому часто в отрочестве подросток обретает, не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.

По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, речь, память и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания.

Интенсивно умственно работая и так же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. Отрочество – период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно.

Отчуждение, внешне выражается в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого ин любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлектируя на себя и других подростки отрывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса.

Субъективно – это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.

Выделить психические новообразования возраста, можно сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

  1. Развитие самосознания, формирования самооценки – незрелая личность.

  2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера.

  3. Чувство взрослости – реакции эмансипации.

  4. Интимно – личностное общение (ведущая деятельность) – реакция группирования.

  5. Потребность в активности и социально значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации.

  6. Потребность в самоуважении – патологические увлечения и хобби - реакции.

  7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа.

  8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

  9. Повышенная эмоциональность – эффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных проблем, потребностей.

  • физиологических потребностей, запускающих физиологическую и сексуальную активность;

  • потребность в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

  • потребность в независимости и эмансипации от семьи;

  • потребность в привязанности;

  • потребность в успехе, проверке своих возможностей;

  • потребность в самореализации и развитии собственного «я».

Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков:

  • неумение выполнять действия по образцу, инструкции;

  • затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);

  • инертность мыслительной деятельности;

  • несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

  • неосознанность учебной деятельности (целепологание);

  • дисгармония мотивов учения.

Если младший школьный возраст является периодом относительно спокойного анатомо-физиологического созревания организма ребенка, развития его психических процессов, становления характера и направленности, то средний школьный возраст – подростковый – есть возраст сурового, неравномерного роста ребенка во всех отношениях. Этот период считают переломным, переходным периодом от детского ко взрослому состоянию.

В этот период у мальчиков и у девочек происходит интенсивный рост длины и массы тела. При этом девочки в начальной фазе этого периода обгоняют мальчиков в темпе роста в длину и в массе тела. Однако после 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет и темпы увеличения массы тела.

Рост, как мальчиков, так и девочек происходит за счет увеличения конечностей, а рост грудной клетки отстает от увеличения длины тела. Подростки выглядят несколько угловато, нескладно, и в ряде случаев они осознают эту свою внешнюю нескладность тела, стесняются ее и мучительно переживают из-за этого.

Неравномерно развивается сердечно-сосудистая система: развитие кровеносной системы отстает от значительного роста объема сердца. Эта особенность и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, вспыльчивость, реакции типа эффекта).

Самым важным фактором физического развития в этом возрасте является половое созревание.

Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей и чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу, вообще к вопросам сексуального характера в книгах и кинофильмах. Это одно из самых важнейших психических новообразований, и относится к этому нужно бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у учащихся появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания на другие интересы: спорт, труд на даче, в кружках.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками

    Документ
    Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи «Брянский областной центр ПМСС»
  2. Пособие адресовано организаторам образования; особый интерес может представлять для вновь назначенных руководителей муниципальных органов управления образованием. Контроль качества образования. Инструктивно-методические материалы

    Документ
    Работа посвящается теоретическому осмыслению актуальных проблем контроля качества образования в процессе аттестации образовательных учреждений и в межаттестационный период; содержит практический материал из опыта работы муниципальных

Другие похожие документы..