Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
У. У нас стало традицией возвращаться к одному и тому же тексту неоднократно. Вот и теперь вы еще раз почитаете известное уже вам стихотворение Михаи...полностью>>
'Программа'
Фундаментальная система решений линейного однородного дифференциального уравнения n-го порядка. Определитель Вронского. Теорема о структуре общего реш...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Данный комплекс является путеводителем для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Управленческий анализ». В нем раскрываются п...полностью>>
'Документ'
Ион Лазаревич Деген родился 4 июня 1925 года в Могилёве-Подольском (Украина). В июле 1941 года добровольно ушёл на фронт. Был пехотинцем, командиром ...полностью>>

Игры и тренинги вводное слово

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Игры и тренинги - вводное слово

Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Так рождаются игровые пространства разного типа, акцентированные на том или ином аспекте игры, ориентированные на те или иные ее возможности.

В нашем арсенале на сегодняшний день имеются игровые пространства пяти различных видов. Часто в реальном действии они так или иначе переплетаются друг с другом, но все же можно говорить о них как о достаточно самостоятельных видах деятельности со своими законами построения, развития и управления.

Предлагаемая вам типология никоим образом не претендует на законченность и научность. Это обобщение нашего опыта, нашей практической деятельности.

Игровые "оболочки"
Первый вид - самый распространенный, самый простой - это так называемые игровые "оболочки". В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой.

Например: дети попадают в какой-то волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти, спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе или с педагогом и т. д.
Как мы видим, игра выступает "мифом", защитным слоем тренинговой работы, делая ее более привлекательной и интересной для участников.

Игровые "оболочки" используются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Наиболее активно сегодня психологами образования эксплуатируются игровые "оболочки", построенные по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду: новый год не может состояться из-за того, что злые силы что-то украли, спрятали, сломали. Добрые герои, не щадя живота своего, восстанавливают справедливость. Новый год наступает вовремя.
Во многих психологических играх, описанных в современной литературе, дети тоже куда-то попадают, кого-то спасают. Мы широко используем этот тип сюжета, но хорошо понимаем: нельзя останавливаться на нем одном. Тем более что игровые "оболочки" могут быть самыми разными.

Например, путешествие на поезде от станции к станции, движение внутри от уровня к уровню, международная конференция журналистов с проходящими в ее рамках мастер-классами, создание узоров в волшебном калейдоскопе. Все это реальные сюжеты, положенные в основу уже апробированных игр. А сколько еще можно всего придумать!

Игровые "оболочки" можно использовать и в работе со старшеклассниками. Естественно, уровень эстетических требований к ней в этом случае существенно повышается.

Самой удачной нашей находкой мы считаем "оболочку" "Мир хаоса", представленную в данном пособии.

"Игры-проживания"
"Игра-проживание" позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Это более сложный вид игры как для участников, так и для ведущего. Для него сложность может представлять управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному "Я" с достаточно непростыми вопросами.

Как ни странно, все вышесказанное не значит, что такие игры можно проводить только с достаточно взрослыми ребятами и в группах с проработанными межличностными отношениями. Возраст может быть любой. Скажем, уже с малышами можно играть в жизнь на "волшебной поляне", на которой каждый ребенок обустраивает свой домик, а затем налаживает отношения с соседями, жизнь на поляне в целом.

Что касается уровня развития группы, то он очень сильно влияет на то, как сложится "игра-проживание". Группа может организовать только такую жизнь на осваиваемом пространстве, к которой она готова. Если отношения агрессивны - это проявится, если дети равнодушны друг к другу - это станет очевидно, если класс "созрел" для развития отношений - игра хорошо продвинет его в этом направлении.

Существует один сложный момент, который нужно принять как данность ведущему "игры-проживания": она не может быть удачной и не удачной. Просто в каждом классе она складывается по-своему, иногда - трагично, иногда - скучно, иногда - настолько интересно, что не хочется ее заканчивать.
Это очень трудно принять.
Даже психологам, я уже не говорю о педагогах - классных руководителях, которые в большинстве случаев участвуют в таких играх.
Педагог ждет запланированного эффекта, а получает нечто совсем иное: конфликт, раскрывшийся в игре, разногласия детей, их полная неготовность к сотрудничеству, самоорганизации.

Однако и такой вариант "проживания" игры очень полезен: выявляются скрытые разрушительные процессы, группа продвигается в понимании того, что в ней происходит. Следовательно, жизнь продолжается.

Для "игры-проживания" можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры Мужчин и Женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа попала с помощью машины времени…
Если времени мало и нет подходящих условий, можно просто на словах описать участникам ситуацию, в которой они оказались, выдать фломастеры и бумагу для рисования карты, плана или схемы того места, которое обживается, а все проживание осуществлять мысленно, сидя в кругу и обсуждая предполагаемые действия и свои чувства. Так можно действовать, но при условии, что у участников хорошо развито воображение и им нравится сам процесс обсуждения ситуации.

"Игра-проживание" обретает свои настоящие возможности, если организуется в приспособленном для этого помещении с применением различных атрибутов. Но не надо пугаться! Однажды мы в течение шести часов осваивали с девятиклассниками их Необитаемый остров. В нашем распоряжении был зал размером со школьный класс, множество стульев и скамеек, старые одеяла для сидения на полу и много старых шейных платков, шарфов и шалей. Да, еще бумага и фломастеры.
Какой остров соорудили дети!
С пальмовыми зарослями, лагуной, черепахами, болотом и крокодилами. А какое бунгало они себе построили!

Важный момент в игре - самоопределение в пространстве и времени каждого участника.
Нельзя увлекаться только групповыми процессами. Нужно построить игру так, чтобы каждый участник осознал свое место, свою позицию, осмыслил значение игровой ситуации для себя лично.

Как это сделать?
"Игра-проживание" не терпит длительных отвлеченных разговоров, в ткань такой игры нельзя не включить чисто тренинговые процедуры обратной связи и рефлексии. Это может разрушить игровой процесс. Выход видится во внедрении в игру элементов личного выбора.
В "Необитаемом острове" это может быть ситуация с принесенными штормом корабельными бревнами; в игре с женским и мужским мирами - момент возможного объединения миров. Но введение драмы в процесс проживания необязателен. Часто игра и без этого протекает остро.

"Игры-драмы"
Третий вид игровой деятельности, который может успешно применяться психологом в школе, - "игры-драмы". За содержанием, коллизиями сюжета и изысками антуража любой "игры-драмы" стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершение личного выбора. А за игровым выбором всегда стоит ценностно-смысловое самоопределение Личности.

Однако не только процедура выбора в таких играх драматична. Как только участник решает для себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в ситуацию символического проживания этого пути. В процессе такого проживания становятся очевидны все потери и обретения, все последствия выбора.

Ряд "игр-драм", разработанных нами, этими задачами и ограничивается. Но некоторые идут дальше. Важно не только уметь делать выборы и принимать их следствия, не менее важно уметь строить свою жизнь в контексте сделанного выбора: ставить цели, организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми.

То есть "игра-драма" может быть ориентирована на решение еще одной психологической задачи, которая для участников озвучивается приблизительно так: "Теперь, когда ты сделал свой выбор, как ты будешь строить свою жизнь?"
Квинтэссенция "игры-драмы" - ситуация совершения выбора, но к нему нужно подвести участников. Выбор будет действительно личностно переживаться в том случае, если участники глубоко погрузились в игровую ситуацию, вжились в нее и в свою роль.

Значительная часть игрового времени уходит на то, чтобы "вживить" участников в их роли и ситуацию. Для этого применяются самые разнообразные приемы. Хорошо помогает внешний антураж: элементы костюмов, оформление помещения, световые и музыкальные эффекты; погружению в игру способствует присвоение участникам каких-то собственно сюжетных статусов, ролей, имен.

Очень хороший эффект дают психодраматические и гештальт-техники проживания, медитативные приемы. Все эти факторы вместе способствуют тому, чтобы участники позволили себе выйти из привычных состояний и ролей, освободили свои психические ресурсы для разговора с самими собой.
Но!
Снова возникает проблема, о которой мы уже говорили в первой части статьи: далеко не все психологические техники, позволяющие изменять состояние человека, настраивать его на определенную психологическую волну, пригодны для применения в игре. В игре господствует сюжет, он очень капризен, постоянно требует внимания к себе и не терпит длительных и дальних отступлений. Практически невозможно остановить действие, обсудить какие-то содержательные вещи, касающиеся участников, и благополучно вернуться в игровое пространство. Как правило, оно уже не существует к этому моменту.

В "играх-драмах" есть возможность регулировать как глубину личностного погружения участников в процесс, так и степень близости отношений между ними. Усиливая игровой компонент, ведущий, как это ни парадоксально на первый взгляд, защищает участников от переживаний, у них появляется возможность прикрыться ролью: я так действую по инструкции, а не потому, что я сам такой. Межличностные отношения между участниками можно тоже обострять и смягчать в зависимости от решаемых задач. Чем четче инструкции и чем большая роль в развитии игровых событий принадлежит ведущему, тем более поверхностными получаются отношения участников. И наоборот: отстранясь от управления событиями, передавая участникам свободу действий, ведущий способствует развитию общения в игровой группе.

Приведем в качестве примера игру "Спасатели".
Проживая ее с определенной группой, психологические особенности которой нам были известны, мы поставили перед собой цель усилить аспект отношений. Для этого мы предприняли следующее.

Во-первых, особым образом организовали пространство космического корабля: обнесли веревкой достаточно небольшой участок зала, поставили внутрь ограниченного пространства некоторое количество стульев и скамеек (кучей, беспорядочно) и предложили экипажу корабля устроиться с максимальным удобством. В результате места хватило всем, но жизненное пространство каждого было весьма незначительным, что само по себе способствовало групповой динамике.

Кроме того, мы практически не ограничивали группу во времени принятия решений, кроме ситуаций запланированного цейтнота. И это тоже очень и очень способствовало усилению динамики отношений.

"Игры-драмы", несомненно, самый сложный и ответственный вид игр из всех, которые мы сегодня используем. Многих наших коллег и по сей день не оставляют сомнения в правомерности проведения некоторых из них. Или, скажем точнее, в целесообразности проведения "игр-драм" в тех вариантах, в которых их иногда используем мы.
О чем здесь идет речь?
Прежде всего о концовках. Концовки должны вытекать из логики игры или все-таки, работая с детьми, мы должны приводить наши драматизации к концу светлому и жизнеутверждающему? Мы достаточно часто играем "по-честному": участники пожинают последствия своих действий.

Так происходит в "Звездных перекрестках" (не смогли доказать право Земли на самостоятельное развитие - получайте соответствующее решение Галактического совета), в игре "Женский и мужской мир" (одна сторона пожертвовала своими возможностями, а вторая нет, и тут уж ничего не поделаешь). Но мы не готовы утверждать, что это однозначно и всегда правильно. Для нас это открытый вопрос, мы над ним думаем. Но даже если его не касаться, проведение драматических игр требует определенной личностной и профессиональной готовности (даже зрелости) ведущего.

"Деловые" и проектные игры
Еще один, четвертый вид психологической игровой работы в школе - "деловые" игры. Они направлены на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников.

"Деловые" игры с детьми могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организационного семинара.

Пример первого вида "деловых" игр - профориентационная игра "Перспектива". В ней дети решают сугубо инструментальные задачи - планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, игровую логику, которая от этапа к этапу отслеживается и выдерживается ведущими.

Второй вид - собственно "деловые", организационные игры, более сложные для школьников, так как в них нет сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Участники должны быть либо изначально мотивированы на участие в таких действиях, либо эту мотивацию необходимо создавать и поддерживать в процессе.

Несколько особняком стоят проектные игры. Их назначение - формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Проектные игры с детьми могут иметь сюжет, а могут проводиться на реальном материале, например, в связи с каким-то мероприятием, в котором класс должен принять участие. Подготовка к нему вполне может осуществляться в виде проектной игры.

"Деловые" игры в работе с детьми, с нашей точки зрения, очень перспективное направление. Они учат ребят строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными представляются совместные деловые семинары школьников и взрослых - педагогов, родителей.

Психологические акции
Это еще один вид игровой работы в школе. Ему трудно придумать название. Мы решили называть работу такого рода "психологическими акциями" по аналогии с различными художественными акциями, так популярными в искусстве советского постмодернизма 70-80-х гг. XX в.

Собственно, это не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Основная цель таких "акций" - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. "Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете" - таков, видимо, пафос "психологического действа". Как нельзя лучше для создания такой среды подходит Психологическая Неделя в школе. Но такая роскошь не всегда по силам школьному психологу. И ничего страшного. "Психологические акции" могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Если они иногда случаются в школе - это замечательно. Например, "День тайных друзей" или "Радуга" или "Следопыты".

Важные особенности "акции" - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.

«Полет в пространстве и во времени»
Тренинг о познании себя через других

"Марафон–познание" себя в группе для самораскрытия и сближения участников, снятия эмоционального и телесного напряжения.

Организационные формы


1. Разогрев. 55 минут.
2. «Ближе к телу». ТоноАртПляс (телесное самопознание, освобождение и взаимодействие в танце) 30 минут.
3. Арт-формы («Мандала», визуализация) 35 минут.
4. Музыкотанцевальное взаимодействие 25 минут.
5. Релаксация (визуализация, массаж) 30 минут.

Материалы: свечи, музыка этническая, динамичная, медитативная, магнитофон, бумага А-3 с нарисованным карандашом кругом для каждого участника, лист ватмана на одну группу, пастель, маркеры, карандаши, барабан, «коврики», удобная одежда.

I. Разогрев. Актуализация сенсорных переживаний
«Новое знакомство»


1. «Энерго-хаос» «Усатый нянь» 5 мин; Deep forest
5 мин
2. "Ведущий и ведомые" Рок-н-ролл 5 мин
3. «Вспоминая детство» Без музыки 5 мин
4. «Каракули» Kenny G (инструментал) 12 мин
5. «Путаница» Инструментал: Vangelis, детские 15 мин
6. «Я – кошка» Медленная, медитативная 5 мин

1. «Энерго-хаос». Приветствуем друг друга: две шеренги друг на против друга двигаются «гусеницей» под энергичную музыку. Задача поприветствовать каждого партнера разными способами и ответить на его приветствие. Затем плавно переходим к знакомству разными частями тела (Deep forest). И так же плавно переходим к общему танцу…

2. "Ведущий и ведомые". Звучат рок-н-рольные мелодии. Участников можно объединить в группы по 5 – 6 человек. Один желающий начинает двигаться в такт одного отрывка. Участники выстраиваются змейкой за ним (возможно, по кругу) и начинают постепенно двигаться, повторяя, проживая движения ведущего. Поочередно на каждый отрывок вести начинают разные участники, придумывая, как будут двигаться все.

3. «Вспоминая детство» (презентация себя через Ритм на барабане). В общем кругу каждый участник по движению часовой стрелки называет свое имя и показывает, как оно звучит с помощью барабана.

4. «Каракули».
- объединяемся в группы по 5 – 6 человек, каждая группа подходит к своему листу бумаги, висящему на стене (ватман или А-3).
- Полностью используя все тело, группа выполняет рисунок в воздухе с помощью размашистых ритмичных движений.
- Затем рисуем эти движения на воображаемом листе бумаги, представляя, что держим карандаши в каждой руке.
- Делаем этот рисунок каракулями на настоящей бумаге мелками с открытыми глазами.
- Рассматриваем эти каракули со всех сторон, отыскиваем среди них формы, которые что-либо напоминают, дорисовываем их, чтобы получилась картинка.

Это может быть одна большая картина или несколько маленьких. В итоге каждая группа презентует свое творчество другим, высказывает свои ощущения от работы.

5. «Путаница» (настрой участников на взаимодействие, создание доброжелательного тона в группе). Сначала работа в парах, каждой из которых предлагается создать на полу 5 (4 точки опоры – ноги двух участников, пятая – две соединенные руки) точек опоры, затем – 6,7. Далее разогрев продолжается в малых группах по 6 человек. Им предстоит объединиться и создать на полу, проявив немалую находчивость и фантазию, 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры. После этого всем предлагается встать в центр воображаемого круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой (например левой) надо на ощупь найти пару. Другая рука пока остается свободной. Затем ведущий соединяет оставшиеся руки произвольно, таким образом, чтобы произошла «путаница». Участникам предлагается распутаться и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные связи друг с другом

6. «Я – кошка» (прочищение сенсорных каналов). Выполняется молча.

Инструкция: «Свернитесь на полу калачиком, закройте глаза, представьте, что вы какое-либо животное (какое вам нравится), подышите спокойно, войдите в образ. Теперь вы полностью превращаетесь в слух, все ваше внимание обратите на то, что вы слышите (пауза 1 мин). А теперь обратите внимание на ваши внешние телесные ощущения (какова поверхность пола, на которой вы лежите, почувствуйте вес вашего тела). пауза 1 мин. А теперь присмотритесь внутренним взором к своим внутренним ощущениям: удобно ли вам так лежать, нет ли где-нибудь зажимов в теле, может, стоит поменять положение (пауза 1 мин). А теперь откройте глаза и, не меняя положения, посмотрите вокруг, посмотрите на каждый предмет в отдельности и увидьте всю картинку в целом; посмотрите на мир вокруг вас так, как будто вы его в первый раз увидели, может быть найдете что-то новенькое в нем. А вот теперь уже пора подвигаться, медленно поднимайтесь, потянитесь, как это могут делать ваши животные, еще потянитесь, с удовольствием, разомните все части вашего гибкого тела. Получите от этого кайф….». И плавно переходим к хождению на четвереньках.

II. «Ближе к телу». ТоноАртПляс.


1. Хождение на четвереньках. Фрау Миллер 4 мин
2. «Зеркало». Vangelis (2)-Enigma(2), Deep forest(2)- Deep forest(2) Deep forest(1)- Deep forest(1) 10 мин
3. «Ускорение» и «Невесомость». Рок-н-ролл (3) – Медленная (3) 6 мин
4. «Дикари - тонопляс». Аборигены М и Ж, Deep forest 5 мин

1. Хождение на четвереньках. Зачем: хорошая тонизация и освежение мировосприятия.
- на четырех, трех, кто может – двух конечностях,
- с участием коленок или без,
- ползком, прыжками, рысью, галопом, изображая разных зверей,
- медленно или быстрей.

2. «Зеркало». Один участник – лидер, другой - ведомый. Задача лидера – вести за собой, ведомого – следовать в движениях за лидером, стараясь повторить их как можно точнее, в том же темпе. Затем участники меняются ролями. Следующий этап – использование тактильного контакта рук. Пары встают близко друг к другу, соединяют кончики пальцев и пробуют совершать синхронные движения, затем тактильный контакт можно усилить и соединить ладони. Rf! В конце важно обменяться чувствами и выяснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя более комфортно, защищеннее, увереннее.

3. «Ускорение» и «Невесомость». Двигаемся то с самым большим ускорением, которое возможно, то как можно медленней, как в невесомости, чередуя эти состояния. В конце делимся ощущениями, в каком ритме было комфортнее двигаться.

4. «Дикари - тонопляс». Тонопластический танец.

Основная суть – войти в полное двигательное и психическое освобождение, оно же единство души и тела, оно же потоковое состояние: по-африкански, по-обезьянски.

Инструкция:
- Пускаем тело на самотек, пускаем, пускаем…
- Уже ноги топчутся и выделывают всевозможнейшие кренделя и коленца…
- Уже болтаются руки туда-сюда и по-всячески…
- Уже дрыгается и ходуном ходит все тело - и таз, и живот, и спина, и плечи, и шея, и голова…
- Уже сами собой происходят сгибания-разгибания всех суставов с ног до головы и обратно…
- Танцуем легко-легко, упруго. Шарнирно!…
- Танцуем по-русски, по-грузински, по-китайски, по-испански, по-африкански, по-обезьянски…
- Всевозможные покручивания, подергивания, покачивания, вращения…
- Не забыли про пальцы рук, про локти, про стопы и пальцы ног…
- Все-все ходуном-дергуном-потоком-поврозь и одновременно….
- Полная разминка, разжимка, растряска, освобождение…
- Упруго-упруго, легко-легко! Входим в Танец Внутреннего Освобождения!…

III. «Мандала». Блок высокохудожественный.


1. Создание созерцательного настроения, установка на творчество БГ Мантры 7 мин
2. Инструкция БГ Мантры 7 мин
3. Рисование индивидуально Шри Чинмой, медит муз 15 мин
4. Рисование группой БГ Мантры 5 мин
5. Рефлексия-вспышка Vangelis (инстр) 7 мин

1. Создание созерцательного настроения. «Улыбка Будды».
Состояние блаженно-отрешенного спокойствия, знаменитая нирвана, имеет мимическое выражение, напоминающее легкую улыбку. Это выражение, всему миру известное как улыбка Будды, достигается небольшим оттягиванием уголков рта и глаз – вверх и назад. Щеки тоже слегка оттягиваются (пробуем). Дышите при этом свободно и освободите все тело.

2. Установка на творчество: а теперь хочу предложить вам отдохнуть и выразить себя в художественном творчестве (раздаются листы бумаги с нарисованными кругами, материал для рисования). Сосредоточьтесь на себе, своих внутренних ощущениях, эмоциях. Сейчас вам предстоит диалог с собой.

Инструкция: «Возьмите мелок и нарисуйте что-нибудь в центре круга, выбрав понравившийся вам цвет. Сфокусируйте внимание на то, что нарисовали и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Постарайтесь получить от работы удовольствие. Если вам захочется выйти за границы круга, вы можете это сделать – это ваш круг. Возможно, музыка поможет вам создать нечто замечательное».

Пока участники рисуют, ведущий может рассказать, что такое Мандала.

ИНФОРМАЦИЯ.


В переводе с санскрита "Мандала" означает "круг". Это образ, символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство, целостность. Это некий культурный феномен, создаваемый людьми разных культур в разные периоды существования человечества, причем Мандалы создаются не профессиональными художниками, а любым, кто желает сконцентрировать свою жизненную энергию. В древней Месопотамии понятие круга сформировалось еще до нашей эры; образ круга с крестом внутри характерен для многих культур (он выражал отношения человека с внешними процессами, такими как изменение времен года). Человек с древних времен располагал себя в центре фигур с четырьмя элементами, нередко идентифицируя себя с солнцем, вокруг которого все вращается. Конкретное воплощение этой психической и культурной конструкции - это Мандала.

Буддисты используют Мандалу как религиозный орнамент при строении храмов, как инструмент медитации. Культура североамериканских индейцев использует Мандалу в качестве инструмента исцеления (создаваемые композиции из песка способствовали установлению гармоничных отношений между внешней и внутренней реальностью). Часто используется как средство самопознания, получения опыта важных открытий про себя. Материалы для создания Мандал использовались разные: цветной песок и рис, шерсть, шелк, краски.

3. Объединение участников для создания коллективного рисунка. После того, как индивидуальный процесс рисования окончен, участникам предлагается объединиться в 1 группу (если их количество не превышает 10-12 человек), либо в две группы. Каждая группа получает лист ватмана, на котором нарисован большой круг. Группе предлагается объединиться и нарисовать одну общую Мандалу. Делать это они должны молча. «У вас есть 15 минут, чтобы общими усилиями создать одну Мандалу, используя элементы своих индивидуальных Мандал. Постарайтесь не отвлекаться на разговоры, просто будьте внимательны к тому что и как будут рисовать ваши партнеры. Если вы поймете, что вам надо как-то договориться, вы можете сделать это шепотом. Позаботьтесь и о своем месте в этой Мандале, и о комфортности ваших партнеров».

Эмоциональная рефлексия-вспышка. Не стоит обсуждать, как шла совместная работа, что получилось, что это все может значить. От каждого участника по кругу важно получить обратную связь про его эмоциональное состояние. Могут быть варианты: одним словом «Кайф!», строчкой из песни или стихотворения «Печаль моя светла…».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Игры для тренингов и семинаров (в помощь тренеру, консультанту)

    Семинар
    Развлекательные упражненияЭти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки.
  2. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах спб.: Питер, 2004 Оглавление

    Документ
    Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
  3. Первый день начался с вводного слова о программе тренинга и короткого шейринга

    Документ
    Первый день начался с вводного слова о программе тренинга и короткого шейринга. После этого была проведена мини-лекция об использовании интегральной модели в работе с проектными командами.
  4. Игра «Козел отпущения» 32 вторая часть тренинг взаимовосприятия и понимания 36 удк 615. 851. 1 М 25 Рецензенты

    Книга
    член-корреспондент Российской Академии образования, доктор психологических наук, профессор Л. А. Петровская, доктор педагогических наук Н. С. Пряжников
  5. Тренинг уверенности в межличностных отношениях

    Книга
    Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой программу тренинга уверенности в себе в общении с близкими людьми — супругами, родственниками, близкими друзьями.

Другие похожие документы..