Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Мире находится жемчужина белорусского зодчества Мирский замок – первый памятник национальной культуры, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕС...полностью>>
'Документ'
Внедрение новых образовательных технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, - одна из важнейших проблем современной высшей ш...полностью>>
'Конкурс'
о проведении Всероссийского конкурса социальной рекламы, посвященного оказанию помощи подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации (согласно ...полностью>>
'Программа'
«Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требуе...полностью>>

Занятие 1

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятие 1.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

На этом занятии студенты знакомятся с некоторыми вопросами методологии: организация исследования, этапы исследования, выбор объекта исследования и его методов, обработка данных.

Электрофизиологические методы, применяемые в психологии и психофизиологии, по сути те же, что в физиологии и медицине. Но их применение и трактовка результатов имеют свои особенности:

1) Применение физиологических методов в психологии отличается системностью, ибо именно психологов может интересовать в первую очередь целостная картина влияния физиологических параметров на психику ввиду целостного характера самой психики.

2) Психолога никогда не интересует деятельность некоторого органа или системы органов как таковых. Деятельность последних интересует его лишь как индикатор, как проявление недоступных прямому наблюдению психических явлений.

3) В психологии никогда не используются «острые» опыты с нарушением целостности организма. Это, с одной стороны, облегчает проведение опытов, так как освобождает от необходимости учитывать требования, существующие в медицине. Но это усложняет ситуацию, ибо увеличивает вероятность появления артефактов, делает результаты более многозначными, повышает требования к этапу последующей обработки и интерпретации.

4) Диапазон изменения физиологических параметров в психологическом исследовании уже, чем, допустим, в медицине. Если перед врачом стоит задача отделить норму от патологии, то психолог ищет различия внутри нормы.

5) В психологии экспериментатор всегда «включен» в среду, которую он исследует, чего нет, например, в физике.

Можно выделить принципы психологического исследования, которые делятся на 4 уровня: философские (материальное единство ми-

ра, универсальность развития, причинность), общенаучные (объективность, инвариантность, соответствие, редукция, дополнительность, наблюдаемость, симметрия), общепсихологические (детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности, системно-структурный, лич-

ностный подход), частные (адекватность, т.е. соответствие применяемого метода изучаемому явлению, параллельность, т. е. регистрация параметров одновременно с протеканием во времени изучаемого явле-

ния, учет иерархического строения нервной системы, экстремальность, т. е. создание экстремальной ситуации с целью выявления наиболее типичных для конкретного испытуемого параметров и их значений, необходимость или предпочтительность регистрации перепада значений параметров — их градиента — в нескольких ситуациях, референтность, т. е. поиск наиболее характерных для конкретного испытуемого признаков и их сочетаний).

Все исследования в любой экспериментальной науке можно разделить на следующие этапы:

1. Постановка проблемы, выбор объекта исследования.

2. Выбор концепции, предмета исследования, построение модели объекта.

3. Планирование.

4. Эксперимент.

5. Обработка результатов.

6. Интерпретация результатов, выводы.

7. Включение результатов в систему знаний (в научную картину мира).

Можно заметить определенную «симметрию» этапов 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5. Ось симметрии проходит через 4-й этап. Этапы находятся между собой в отношении дополнительности. Этапы 4 и 5 являются «ядром» экспериментального исследования.

Процесс получения научного факта идет не только по пути проведения эксперимента, посредством последовательного обобщения группы экспериментальных работ с последующим закреплением полученного материала в виде законов, понятий и т. д. Возможен обратный путь: выведение, предсказание факта на основе применения некоторых общих законов к конкретным условиям. Да и интерпретация факта, полученного на основе эксперимента, т.е. индуктивного подхода, не возможна без соотнесения результатов с некоторыми имеющимися теоретическими концепциями. Отсюда тезис: «Научный факт — это итог применения двух подходов к результатам эксперимента: индуктивного (путь «снизу») и дедуктивного (путь «сверху»). Их «пересечение» дает научный факт.

Об интерпретации физиологических данных в психологических терминах. В психофизиологических исследованиях часто сопоставляются физиологические и психологические характеристики чело-

века. Это связано с поиском физиологических механизмов психических явлений, с определением физиологической «цены», которую платит организм за выполнение той или иной работы. Прямой перенос физиологических закономерностей на психические явления при ин-

терпретации малопродуктивен, так как он, как правило, упрощает психологическую реальность.

Об интерпретации надо думать до начала исследования. До физиологического исследования надо как можно тщательнее разобраться с психологической его стороной (т. е. смоделировать явление), затем проводить физиологические исследования и, получив физиологические результаты, дать им психологическую интерпретацию. Если же начинать психофизиологическое исследование с его физиологической части в надежде, что со временем ситуация подскажет, что делать дальше, то наверняка в итоге получится путаница (которая может проявиться, в частности, в том, что исследователь, чтобы свести концы с концами, начнет создавать новые псевдопсихологические категории, которые не будут стыковаться с уже существующими психологическими). Надо учитывать: а) целостный характер любого психического явления, используя системные понятия; б) многоконтурный характер регуляции психики нервной системой; это означает, что в психофизиологии следует пользоваться набором физиологических методов (ЭЭГ, ВП, ЭКГ, КГР и др.), причем использовать их синхронно, учитывая многоаспектный характер отношений между разными отделами нервной системы и организма в целом с психикой. Каковы эти аспекты? Существуют: 1) три отдела нервной системы (вегетативный, двигательный и психический мозг), каждый из которых имеет свою психическую сферу; 2) корково-подкорковые, билатеральные, фронтально-окципитальные отношения; отношения между низкочастотной и высокочастотной частями спектра ЭЭГ, паттерн связей между корковыми центрами, соответствующий выполняемой работе; 3) отношения между специфическими и неспецифическими системами оценки поступающей извне информации; 4) симпатические и парасимпатические отделы вегетативной системы; 5) в границах двигательной системы — влияния пирамидной и экстрапирамидной систем; 6) гормональные воздействия.

При интерпретации ориентиром выступает психологическая тер-

минология: огромная совокупность физиологических данных допускает множество способов интерпретации, но в реальности реализуются только некоторые из них или даже лишь одно, имеющее психологический смысл, подобно тому, как в математике уравнение, например, 4-й

степени имеет 4 решения, но физическую трактовку допускает только одно из них. Эта же ситуация имеет место и в психофизиологии.

Как же можно реализовать на практике требования системности в психофизиологическом исследовании, конкретно — в отношении интерпретации данных? Между физиологическими и психологическими

явлениями, видимо, должен находиться конструкт, «свой» как для биологических, так и психологических явлений. Такую роль могут на себя взять понятия «генетическая программа» (ГП), комплекс фиксированных действий (КФД) и т. п. Это врожденная поведенческая структура, направленная на достижение биологически значимого эффекта. Физиологические параметры являются видимой частью этого биологически целесообразного явления, участвуя в его реализации посредством формирования функциональной системы (ФС). Всех ее компонентов мы знать не можем, поскольку имеющиеся в распоряжении исследователя экспериментальные процедуры по отношению к изучаемому конструкту и его ФС являются случайными, зависящими в большей степени от уровня развития экспериментальной техники, чем от биологического смысла явления. Тем не менее, какую-то часть реальности они отражают, в частности, и потому, что выполняется принцип системности при подборе состава таких методов.

Процедура интерпретации физиологических данных в психологических терминах может выглядеть следующим образом: 1. Формулировка психологической гипотезы. 2. Трансляция гипотезы на язык решаемых биологических задач. 3. Составление гипотетического перечня врожденных ГП, состав которых адекватен ситуации (исследователю он полностью не известен). 4. Уяснение процесса активизации физиологических механизмов, обеспечивающих реализацию «запускаемых» ситуацией ГП. 5. Получение обширного набора физиологических данных (спектры, коэффициенты и индексы), среди которых могут оказаться и параметры, работающие на искомые ФС и ГП. 6. Математическая обработка физиологических данных, что позволяет отфильтровывать случайные физиологические параметры; это дает нам возможность строить математические модели физиологических ФС, которые, как нам кажется, соответствуют существующим в реальности ФС, адекватным решаемым биологическим задачам. 7. Определив со -

став обнаруженных эмпирическим путем ФС, мы пытаемся определить, каким ГП они соответствуют и какие биологические задачи в таком случае (т. е. при выполнении психологических заданий), решаются. 8. Зная состав ГП и исследуемых психических явлений, надо определить, что в действительности означает то или иное психическое явление, каков его биологический смысл. Состав ГП не известен пол-

ностью. Следует вспомнить пожелание И.П. Павлова о создании каталога врожденных безусловных рефлексов. Впрочем, некоторые из них описаны этологами под названием КФД.

Рекомендуемая литература

1.Балин В.Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психо­логии. СПб., 2001.

2.Балин В.Д. Актуальные проблемы теоретической психологии. СПб., 2006.

3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: Методы и планирование. М. 2004.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 2001

5.Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. М., 2005.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб, 2002.

7.Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб, 2007.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др.; Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: «Питер», 2001.

Занятие 2.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЭЛЕКТРОГРАФИИ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

На данном занятии рассматриваются вопросы, связанные с техническим оснащением психофизиологического исследования. Здесь речь идет о датчиках, передающих и усилительных устройствах, регистрирующих приборах, записывающих устройствах, приборах для подачи и отметки раздражений и отметки времени, экспериментальных камерах. Кроме того, рассматриваются такие вопросы, как калибровка и измерение амплитуды сигнала, способы и системы отведения потенциалов, артефакты.

Имеется ряд необходимых сведений чисто технического характера, с которыми следует ознакомиться до начала исследования. Они сведены в тему, которая называется электрографией.

1. Масштабирование. Калибровка и измерение амплитуды. Отметка времени. Поскольку в электрофизиологии записываются колебания электрических потенциалов, то их амплитуды выражаются

в единицах напряжения – милливольтах (1 мВ = 10-3 В) или микровольтах (1 мкВ = 10-6 В). Масштаб напряжения устанавливается посредством калибровки. Для этого на вход усилителей регистрирующего устройства вместо источника биопотенциалов подается эталонное напряжение точно заданной величины и полярности от специального калибратора. Обычно калибрующая посылка дается в виде прямоугольного импульса постоянного тока 25 – 100 мкВ для ЭЭГ и 1 мВ для ЭКГ. Усилители переменного тока превращают эту посылку в два остроконечных выброса, направленных в разные стороны. По традиции в электрофизиологии принято отрицательные колебания записывать вверх (иные случаи оговариваются). Поэтому калибровка подается так, чтобы это правило соблюдалось. Из-за нерегулярного характера

кривой трудно измерять амплитуду сигнала, например ЭЭГ, так как это делается в физике (где колебания имеют вид гармонической кривой), т. е. найти максимальное отклонение от средней линии в одну сторону. Поэтому принято определять размах колебаний от пика до пика (от верхней точки перегиба до нижней точки перегиба).

Вид кривой зависит от скорости протяжки ленты, на которую пишется процесс, т. е. от временной развертки. Чтобы получить временную координату, обычно подается на ту же ленту отметка времени в виде отклонения пера. Расстояние между временными отметками обычно равно одной секунде. Отметка времени может и не подаваться, если скорость прокрутки ленты жестко фиксирована, или применяется специальная диаграммная бумага (как в некоторых типах кардиографов). Временной масштаб может задаваться и другим способом, но всегда должен быть указан, как и амплитудный масштаб. В противном случае не будет соблюдено основное требование любого экспериментального исследования — его воспроизводимость.

Временной и амплитудный масштаб обычно указываются на записях в виде изображения прямого угла, причем вертикальная его сторона соответствует масштабу амплитуды, а горизонтальная — масштабу времени.

2. Способы отведения потенциалов. Существует 2 основных способа отведения потенциалов: монополярное и биполярное.

Мононолярное отведение. Монополярным (референтным или униполярным) называется такое, когда при регистрации на многоканальной установке один из двух электродов, подключаемых на каждый канал, является общим для всех каналов. Обычно этот электрод, называемый индифферентным, подключают на мочку уха, переносицу, под­бородок, щеку, сосцевидный отросток. Считается, что его потенцииал равен 0. Но, строго говоря, такой точки на теле нет, поэтому

принимается менее сильное условие: изменение потенциала под индифферентным электродом не должно быть связанным с изменением потенциала под активным. Считается, что монополярное отведение является более точным в отношении локализации регистрируемых процессов, но такое отведение более чувствительно к появлению артефактов.

Биполярное отведение. Это такое отведение, при котором на каждый канал подключаются два электрода, установленных на активных точках поверхности тела. Строго говоря, любое отведение является би­полярным, поскольку на черепе (при регистрации ЭЭГ или ВП) нет такой точки, куда бы не передавалась колебания электрических потенциалов мозга, но в некоторых пунктах головы они проявляются слабее. Как уже говорилось, биполярное отведение предполагает подключение на каждый канал регистрации двух различных электродов, расположенных на актив­ных точках. В этом случае можно быть уверенным, что зарегистрированная активность действительно наблюдается в зоне указанных электро­дов или поблизости от них. Это не означает, что активность более от­даленных точек не сказывается, но она ослаблена промежуточным сопро­тивлением тканей, и поэтому местная активность выступает особенно ярко. Вместе с тем в результаты вносится известная неопределенность, так как при одной паре электродов невозможно установить, за счет кото­рого из них можно отнести то или иное колебание.

Монтажи. Комбинированное отведение цепочкой. Этот способ отведения заключается в том, что при наличии нескольких электродов пары для отведения составляются таким образом, что второй электрод из одной пары входит в качестве первого электрода в дру­гую пару, а вторым электродом в этой 2-й паре является уже третий электрод, и

т. д. Существуют и другие схемы (монтажи) подключения электродов. Чаще всего они используются в клинической ЭЭГ.

3. Артефакты. Все помехи, возникающие при регистрации, можно условно разделить на две группы: физические (технические) и биологические.

Физические артефакты. 1. Поляризационные и концентрационные потенциалы. Между электродами на коже черепа постоянно существует небольшая элек­тродвижущая сила, обусловленная слабой разницей в поляризации и раз­личиями в ионных концентрациях в жидкостях тканей и применяемых электролитов. Здесь возникает своеобразная автоколебательная система. Эти ЭДС являются помехами. 2. Артефакты от движения электродов. Их появление связано с неудачной постановкой электродов или организацией исследования. 3. Плохое

хлорирование электродов может привести к возникновению вы­соких медленных потенциалов. 4. Фотоэлектрический эффект. Серебряные или посеребренные электроды изменяют свое сопротивле­ние при освещении. Если в качестве стимула испытуемому предъявляет­ся мелькающий свет, то наблюдаемый эффект навязывания ритма может иметь физическую, а не физиологическую природу. 5. Сетевые наводки. Их появление можно связать с двумя группами причин: плохой контакт в разных частях цепи и внешние электромагнитные поля, возникающие в разных приборах. Плохие контакты могут быть между кожей и электродом, между электродом и «крокодилом» на одном конце отводящего потенциал провода, между штеккером на другом конце этого же отводящего провода и гнездом на распределительной колодке, в селекторах и других переключателях прибора регистрации. Влияние внешних электромагнитных полей начинает сказываться, если произошла поломка проводников, или даже некоторых жил в отводящем проводе, если в приборе плохие сглаживающие фильтры, если произведена плохая экранировка проводов и камеры. Источниками сетевых наводок могут быть также случайные про­вода, оказавшиеся в камере, провода, обеспечивающие связь или пода­чу раздражения. Иногда наводка появляется из-за снятого кожуха прибора или задней стенки. Наводки появляются в случае плохого заземления прибора и испытуемого. Если по условиям эксперимента требу­ется применение нескольких приборов, то очень часто они начинают влиять друг на друга. Может иметь значение даже то обстоятельство, что все они заземлены в одной точке, или в нескольких, или если все они выходят на одну и ту же шину, и т. п.

Биологические артефакты. 1. Появление КГР. Поскольку электроды расположены на поверхности кожи, то кроме ЭЭГ или ЭКГ прибор может зарегистрировать и изменение кожного потенциала. Особенно часто КГР появляется у тревожных испытуемых, чрезмерно эмоциональных. Для того чтобы избавиться от такого артефакта, нужно дать возможность испытуемому успокоиться, необ­ходимо разъяснить ему условия в особенности эксперимента, насколько это возможно для того, чтобы угасить ориентировку. Обычно через несколько минут после начала эксперимента КГР исчезает. 2. Артефакты от движения глаз. Этот тип артефактов также связан с по­явлением у испытуемого ориентировочной реакции, и поведение экспе­риментатора должно быть направлено на то, чтобы эта ориентировка как можно быстрее угасла. 3. Движения кожи головы. Это приводит к смещению электродов и появлению артефактов. Чаще всего такие артефакты также появляются у тревожных испытуемых, а также после слишком

длительного эксперимента. 4. Сжатие челюстей также приводит к появлению артефакта, но уже в виде электромиограммы. Артефакты может вызвать улыбка, речь, смех испытуемого. Поведение экспериментатора аналогично описанному выше. 5. Напряжение мышц шеи или всего тела: источник миограммы. Появление таких артефактов связано с неудобной позой испытуемого, а также может свидетельствовать о его эмоциональном напряжении. 6. Если электрод случайно попал на кровеносный сосуд или он слишком сильно прижат к голове, то на ЭЭГ может регистрироваться ЭКГ. 8. На ЭЭГ иногда наблюдаются медленные волны в такт с биением серд­ца, что связывают с циркуляцией тканевой жидкости в крови. 9. Дыхательные волны могут появиться в ЭЭГ и служить артефактом. Их появление связано скорее всего с заболеванием испытуемого, например простудным. При дыхании происходит смещение электродов, что также может служить источником помех.

Техника безопасности. При проведения исследования очень важно следить за соблюдением техники безопасности, особенно если проводится массовое обследование, при котором труднее уследить за поведением испытуемых Исследование всегда следует проводить на исправном и заземленном приборе. Особен­но следует быть осторожным при использовании самодельных приборов. При использовании агрегатов, состоящих из нескольких приборов, возможно появление непредвиденных цепочек связей между приборами, что может привести к поражению испытуемого, поэтому экспериментатор и инженер должны до начала эксперимента тщательно «просчитать» все возможные комбинации приборов. Все ненужные приборы для конкретного исследования должны быть отключены, а посторонние лица — удалены из помещения, где находится испытуемый или экспериментатор. Эксперимен­татор работает по заранее составленной программе, где должны быть учтены все нюансы предстоящего исследования. В лаборатории должен быть журнал, где отмечаются все проводимые на приборах исследования, а также профилактические и ремонтные мероприятия. Приборы должны своевременно проходить метрологическую поверку.

4. Надежность измерения. Во многих науках, в том числе и в психологии, основным способом получения информации является измерение, т. е. экспериментальное опре­деление значений различных величин.

Измеренное значение Хизм величины X всегда отличается от

ее ис­тинного, значения Xист. Ошибкой измерения (или точнее

ошибкой, содержащейся в значении Х изм ) называется разность

δ X = Хизм — Xист.

Признание того факта, что результат эксперимента всегда содержит ошибку, ведет к двум правилам, неукоснительное соблюдение которых лежит в основе профессиональной культуры каждого исследователя.

Первое правило. Численное значение полученной из экспериментальной величины должно обязательно сопровождаться указанием

вeличины возможной ошибки. Без такой информации о точности измерения его результат бесполезен.

Второе правило. Единичные измерения недопустимы. Всякое измерение должно проверяться многократным повторением.

Задача, которую решает экспериментатор, повторяя наблюдения, сущест­венно отличается от той, которую решает кассир, повторно пересчитывая деньги. В случае кассира речь идет о простом подтверждении или опровержении полученного результата. В научных и технических измерениях даже при неизменных условиях опыта результаты наблюдений разные — имеется разброс данных. Еще больший разброс получается при проведении опыта в изменяющихся условиях. Возникает он потому, что в отдельных наблюдениях ошибки, вообще говоря, принимают различные значения. Многократные наблюдения помогают оценить его точ­ность.

Неизбежное существование ошибок измерений на первый взгляд делает невозможным установление точных количественных отношений в природе, нo это не так. Количественные соотношения могут быть установлены, если ошибки, в свою очередь, будут охарактеризованы количественно. Это можно сделать разными способами, например указать верхний предел абсолютного значения возможной ошибки:

δ X │ ≤ ΔX

Этот предел ΔX называют погрешностью измерения, или погрешностью измеренного значения величины X.

Итак, результат измерения указывается вместе с погрешностью:

X = Х изм ± ΔX

Эту запись следует понимать как неравенство:

Х изм — ΔX ≤ X ист ≤ Х изм + ΔX

Все установленные на опыте соотношения между измеряемыми величинами имеют характер подобных неравенств. Например, утверждение X =Y всегда означает в действительности, что



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Занятие 4

    Документ
    Индексация массива в языке Си начинается с нуля. То есть первой (начальной) ячейкой является ячейка с нулевым индексом. Последней в массиве будет ячейка с индексом – 1.
  2. Занятость и безработица в республике беларусь

    Доклад
    В январе–ноябре 2008 г. численность занятых в экономике достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.
  3. Занятие 1: Определение толерантности

    Анализ
    Цели занятия: ознакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.
  4. Занятие в рамках исследовательско-творческого проекта «Красота труда»

    Документ
    Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида, Республика Хакасия, город Абакан.
  5. Занятость населения: сущность, принципы, виды, формы

    Документ
    Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

Другие похожие документы..