Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни о...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цели: 1) обеспечение студентов системой знаний о разнообразии растительных организмов, их строении, размножении, экологии, распространении, систематик...полностью>>
'Автореферат'
Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия послед...полностью>>
'Документ'
Массив - совокупность однотипных данных, имеющих общее имя. Каждая такая единица данных называется элементом массива. Каждый элемент массива имеет ун...полностью>>

Т. А. Самохина руководитель физвоспитания Марийского кооперативного техникума, преподаватель высшей категории

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОУ СПО «МАРИЙСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

Техника безопасности на занятиях

физическими упражнениями и спортом

ЙОШКАР-ОЛА

2006

Жандарская С.Л. – преподаватель физической культуры, тренер по легкой атлетике Марийского кооперативного техникума

Методическая разработка «Техника безопасности на занятиях физическими упражнениями и спортом» содержит актуальный материал, необходимый в работе преподавателей физического воспитания образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендовано к печати учебно–методическим советом МКТ.

Рецензенты:

Т.А.Самохина

- руководитель физвоспитания Марийского кооперативного техникума, преподаватель высшей категории

Жандарская С.Л.

Техника безопасности на занятиях физическими упражнениями и спортом: Методическая разработка. – г.Йошкар-Ола, Марий Эл: Марийский кооперативный техникум, 2006. - 37 с.

В методической разработке в доступной форме изложены рекомендации по технике безопасности на занятиях различными видами спорта.

Автор дает рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при травмах, переломах, обморожении и т.д.

Методическая разработка рассчитана на преподавателей и руководителей физического воспитания; она может быть также использована студентами для ознакомления с правилами техники безопасности.

Содержание

Введение 4

1. Общая характеристика травматизма во время занятий физической культурой 6

2. Требования по технике безопасности при проведении занятий по различным видам спорта. Состав медицинской аптечки 8

2.1. Лёгкая атлетика 9

2.2. Гимнастика 11

2.3. Лыжный спорт 12

2.4. Плавание 18

2.5. Подвижные и спортивные игры 20

3. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований. Памятка болельщику 22

4. Общие требования безопасности при организации и проведении туристических походов 25

5. Первая помощь пострадавшему, получившему травму во время занятий физическими упражнениями 27

5.1. Первая помощь при повреждении кожных покровов 27

5.2. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (ушибы, вывихи, переломы) 28

5.3. Первая помощь при травме нервной системы 31

5.4. Первая помощь при тепловом ударе 33

5.5. Первая помощь при обморожении 33

5.6. Спасение утопающих 34

6. Эксплуатационно-технические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам занятий физической культурой и спортом 36

Список литературы 37

Введение

В любой организации и сфере деятельности, существуют свои нормы и правила поведения.

В процессе занятий физическими упражнениями должны всегда приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, т. е. осуществляется профилактика травматизма.

Травмы при занятиях физической культуры и спортом надо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики или её отсутствие.

Спортивная травма – это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Среди различных видов травматизма спортивный травматизм находится на последнем месте, как по количеству, так и по тяжести течения, составляя всего около 2%.

И всё таки число травм при занятиях физическими упражнениями и спортом должно быть сведено до минимума. В профилактике спортивного травматизма должны активно участвовать не только врачи, но и каждый преподаватель, каждый тренер. Для этого необходимо хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм.

Хорошо известно, что травматизм легче предупредить, чем его исправлять.

Возможные телесные повреждения при занятиях различными видами физических упражнений должны тщательно изучаться и анализироваться, чтобы вырабатывать конкретные меры предупреждения и ликвидации условий их возникновения.

На основе опыта работы и анализа существующего травматизма в данной работе предлагаются инструкции по технике безопасности на занятия физической культурой, в спортивных секциях, при проведении спортивных соревнований и туристических походов. Даны основные правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при различных видах травм.

  1. Общая характеристика травматизма

во время занятий физическими упражнениями

Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм студентами во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации.

Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы, такие же, как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны только для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности.

Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физической культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт.

В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и конце учебного года, когда студенты еще функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Уровень травмоопасности при занятиях физическими упражнениями в значительной мере снижается благодаря неукоснительному соблюдению гигиенических и педагогических принципов физического воспитания и спортивной тренировки. Кроме того, в каждом виде спорта есть свои правила, о выполнении которых преподаватель должен напомнить студентам перед началом каждого занятия.

Большое значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.

К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.

Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:

  • иметь для занятий соответствующие одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;

  • не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели, постепенно, без ущерба для здоровья;

  • перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;

  • обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением (щитками, шлемами, очками).

2. Общие требования безопасности при проведении

занятий по различным видам спорта

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности.

Одним из основных требований по технике безопасности является наличие в спортивном зале медицинской аптечки с набором необходимых медикаментов и перевязочных материалов для оказания первой медицинской помощи.

Состав медицинской аптечки

  1. 70% спирт;

  2. 5% спиртовой раствор йода;

  3. 30% раствор альбуцида;

  4. 1% раствор (водный) борной кислоты;

  5. Перевязочные средства (бинт, вата);

  6. Глазные пипетки – 2 штуки;

  7. Стерильные ватные шарики;

  8. Дезинфицирующие средства (перекись водорода и т.д.);

  9. Шины: 2-большие и 2- маленькие;

  10. Предметы общемедицинского назначения (жгут, напильники, нашатырный спирт);

  11. Раствор бриллиантового зелёного (спиртовый);

  12. Хлорэтил.

2.1. Общие требования безопасности

при проведении занятий по лёгкой атлетике

Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими {спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс, барьерный бег). Во всех видах легкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), реже встречаются травмы мышц (спины, задней поверхности бедра). Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов. В зимнее время очищать их от снега, а в случае оледенения посыпать поваренной солью (песком, золой). В жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки надо смачивать водой.

2. Перед занятиями необходимо проверять исправность инвентаря и оборудования, состояние площадок.

3. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки. Бег на короткие дистанции проводится строго по индивидуальным дорожкам. Смещаться на соседнюю дорожку нельзя. В беге на средние и длинные дистанции при обгоне разрешено перемещаться на внешнюю беговую дорожку, но делать это во время бега по прямой, а не на поворотах. После финиша нельзя сразу останавливаться, нужно пробежать ещё немного по инерции вперёд, постепенно снижая скорость.

4. Следить, чтобы в зонах безопасности во время бега и прыжков не было посторонних предметов и людей.

5. В качестве финишной ленточки использовать только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток должно быть исключено.

6. Перед выполнением беговых упражнений проводится комплексная разминка с акцентом на «разогрев» мышц и связок ног. Обувь (кеды или кроссовки) должна быть подобрана строго по размеру и плотно зашнурована. Применять специальные туфли-шиповки новичкам не рекомендуется. Перед пробежкой следует изучить трассу, пометить наиболее сложные участки яркими бумажными флажками.

7. Необходимо тщательно рыхлить песок в яме — месте приземления, а при прыжках подкладывать в обувь под пятку резиновые прокладки.

8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.

9. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземление на руки. Подготовительные упражнения выполняют так, чтобы не мешать товарищам, выполняющим прыжок. До тех пор пока предыдущий атлет не покинет пределы прыжковой ямы, следующему участнику состязаний выполнять прыжок нельзя. Такие же правила должны соблюдаться и при выполнении метаний.

10. Нельзя подавать снаряды броском. Перед метанием гранат и других предметов необходимо проверить, нет ли людей в направлении метания. При метании нельзя стоять справа от метающего (когда метание выполняется левой рукой — слева) и ходить за снарядами без разрешения преподавателя. Подносить инвентарь дежурный может только после окончательного приземления снаряда. Нельзя возвращать снаряды (особенно гранаты) броском в сторону исходного рубежа. Перед метанием следует вытирать снаряды насухо. Во время разминки студентам важно качественно подготовить к упражнению мышцы рук и туловища.

11. Нельзя пересекать места, на которых проводятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.

12. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метания, футбол и бег и т. п.).

13. Студенты должны чётко выполнять требования и задания преподавателя. Соблюдать дисциплину на уроке, не отвлекаться и не отвлекать других занимающихся.

2.2. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике

К занятиям гимнастикой допускаются студенты, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в зале согласно расписанию, утвержденному директором учебного заведения. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Студенты должны быть в спортивной форме установленного образца. Студенты, опоздавшие к началу урока, на занятия не допускаются. Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражнений на неисправных или загрязненных спортивных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ладони. После занятий все снаряды должны быть поставлены на места в соответствии со схемой их размещения в зале. Выход студентов из спортивного зала во время занятий возможет только с разрешения преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструктора, тренера).

Упражнения на гимнастических снарядах выполняются после всесторонней разминки и изучения приёмов самостраховки. Пол должен быть покрыт мягкими матами. Перемещаются студенты от снаряда к снаряду организованно, по команде преподавателя. Категорически запрещается сталкивать друг друга с бревна или с брусьев, хаотично раскачиваться на кольцах, спрыгивать с верхней части гимнастической стенки.

Вольные и акробатические упражнения выполняют на матах или специальном ковре. Заходить на эту площадку можно только в гимнастических тапочках либо босиком. Маты регулярно выравнивают и протирают влажной ветошью. Если гимнастическая арена расположена возле стены зала, все упражнения делаются параллельно ей, т.е. вдоль стены.

В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных материала для оказания первой медицинской помощи.

2.3. Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту

При проведении занятий по лыжному спорту возможны механические повреждения и холодовые травмы. Чаще всего лыжники получают ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Травмирование обычно происходит при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега и торчат пни, камни, растет кустарник. Нередки на занятиях по лыжному спорту отморожения лица, рук и ног.

Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту заключаются в следующем:

  1. К занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. Занятия проводятся согласно расписанию в специально отведенных местах, утвержденных руководством образовательного учреждения.

  3. Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими и сухими. Обязательны варежки или рукавицы.

4. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника и не превышать уровня вытянутой руки (пластиковые лыжи могут быть немного короче), должны находиться в исправном состоянии. Лыжи считаются неисправными: есть трещины, сколы, поломки носка, пятки лыж, деформация плоскости (пропеллер).

5. Крепления (установленные по центру лыжи и прочно закреплены на ней) должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыжам ботинки. Используйте жёсткие крепления, они более надёжные.

6. Лыжные палки должны быть правильно подобранными по росту и доходить до уровня плеча (при коньковом ходе применяются палки немного длиннее). Палки должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

7. Лыжные ботинки должны быть на один – полтора размера больше ноги: тесная или очень свободная обувь может привести к потёртостям или травме голеностопного сустава. Систематически смазывайте ботинки защитным кремом (гуталином): это предотвратит их от влаги и смягчит кожу. Не зашнуровывайте ботинки слишком туго и не обвязывай шнурки вокруг голени - из-за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мёрзнут.

8. После занятий обязательно просушите ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потёртостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее или печке: от этого они становятся жёсткими и коробятся.

9. Надевайте обувь на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно обернуть пальцы ног газетной бумагой.

10. Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, наденьте свитер такой длины, чтобы он перекрывал брюки даже при сильном наклоне вперёд.

11. При занятиях в мороз следует обязательно надевать бельё из натуральных, а не синтетических тканей.

12. На руки наденьте варежки или перчатки.

13. Запрещается заниматься без головного убора. Наденьте спортивную шапочку (при сильном морозе две), прикрывающую уши. ( Если такой шапочки нет, необходимо использовать специальные наушники.)

14. Выходу на лыжню предшествует осмотр лыж, креплений и палок, устранение дефектов, смазка скользящих поверхностей лыж специальными мазями в соответствии с погодными условиями. На ботинках проверяют состояние сандального ранта и шнурков.

15. Выйдя на улицу, не спешите вставать на лыжи, дайте им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

16. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами, которые несут на плече или под мышкой. При передвижении на лыжах впереди должен идти преподаватель, а сзади — инструктор-общественник, или наоборот. Самовольный выход из строя и самостоятельное катание запрещаются.

    1. На лыжной трассе движутся лыжники в колонну по одному. Если на маршруте проложено несколько параллельных трасс, выбирают крайнюю справа. Для обгона идущий быстрее лыжник подаёт сигнал: «Лыжню!», тот, к кому обращён этот призыв, должен незамедлительно уступить дорогу, смещаясь в сторону. Когда имеется несколько накатанных лыжных дорожек, при обгоне можно перейти на свободную лыжню слева. Нельзя наступать на задники лыж идущего впереди спортсмена, подставлять под его лыжи палки, толкаться.

    2. Интервал при движении на лыжах по лыжне 3—4 м, при спусках с горы — не менее 30 м. при спусках не выставляй вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая падайте на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

    3. Крутой подъём или спуск лучше преодолевать «лесенкой»: поставить лыжи поперёк линии движения и поочерёдно переступать боком, подстраховывая себя палками. На пологих склонах применяют специальную стойку: ноги сгибают в коленях, туловище слегка подают вперёд, плечи разворачивают, острия палок убирают за спину. Чем больше скорость, тем ниже приседает лыжник. Проезжая бугор, следует напрячь мышцы, пружинить ногами – присесть, а затем снова распрямиться до прежнего положения. При встрече с впадиной поступают наоборот: вначале приседают пониже, потом распрямляются и вновь быстро сгибают ноги. Такие приёмы позволяют сохранить центр массы лыжника на одном уровне, делают его « посадку » более устойчивой и предохраняют от падения. Важно сгибать и разгибать ноги, а не наклонять туловище вперёд. Погасить скорость в нужный момент можно благодаря сведению внутрь носков лыж и одновременному разводу в стороны задников. В экстренных случаях целесообразно отбросить в стороны палки, глубоко присесть, сгруппироваться и, наклоняясь в сторону, решительно повалиться на бок, тормозя всем телом.

  • После спуска не останавливайтесь у подножия склона. Помните, что за вами следуют другие.

  • Не прыгайте с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

    1. Лыжную трассу следует прокладывать в защищенном от ветра месте, она не должна пересекаться с замерзшими водоемами, густыми зарослями кустарника, автомобильными и железными дорогами. Ширина трассы должна быть не менее 3 м, а на поворотах и спусках — не менее б метров.

    2. На дистанции лыжникам не следует обгонять друг друга на узких участках трассы и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться на спусках и пересекать на них лыжню.

    3. При падении на спуске надо быстро освободить трассу и помнить, что особую опасность на спуске представляют палки, выдвинутые вперед. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону. Торможение во время спусков лучше производить «плугом» и «боковым соскальзыванием».

    1. Если во время занятий (соревнований) по каким-либо причинам пришлось сойти с дистанции, необходимо обязательно предупредить преподавателя, инструктора, судейскую коллегию (лично, через товарища или контролера).

На занятиях по лыжам обязательно надо иметь медицинскую аптечку для оказания первой медицинской помощи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения

    Публичный отчет
    186790 Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Гагарина, дом 12, 13, 15, 17, 19, ул.Ленина, дом 22, ул, Советских космонавтов, дом 33, ул. Комсомольская, дом 8-а, ул.
  2. Справочнометодическое пособие по истории киноискусства часть II

    Учебно-методическое пособие
    Начиная с конца 19-го века, в России происходило повсеместное главенствование иностранных (преимущественно французских) фирм. В 1907 году появляется первое кинематографическое ателье Александра Осиповича Дранкова, которым была произведена

Другие похожие документы..