Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Традиционная китайская культура, которая, как известно, является одной из самых древних в развитых, достигла в процессе своего многовекового развития ...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Учебный курс «Методы полевых исследований в археологии» читается на 2 курсе исторического факультета по кафедре археологии и этнологии во втором семе...полностью>>
'Задача'
В математических задачах и головоломках на шахматной доске дело, как правило, не обходится без участия фигур. Однако доска сама по себе также предста...полностью>>
'Урок'
ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-...полностью>>

Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология Составитель √ доктор философских и кандидат филологических наук, профессор

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Представьте социокультурную стратификацию современного российского общества.

  2. Сравните в социологическом плане советскую систему культуры и современное положение культуры в России. Укажите достоинства и недостатки той и другой культурных систем и обоснуйте свои оценки.

  3. Дайте образцы современной массовой и элитарной культур. Перечислите основные различия той и другой.

  4. Опишите свою личность как иерархию социокультурных ролей, начиная с самых важных и престижных для вас. Перечислите роли, которые вам пока не удается, но хочется сыграть.

  5. Опишите свой стиль жизни в терминах социологии культуры. Ранжируйте спектр своих ценностных ориентаций по степени их важности для вас самих; для вашей референтной группы, для официальной школы ценностей российского государства.

  6. Перечислите известные вам сегодня субкультуры современного российского общества и назовите для каждой из них три отличительных свойства.

  7. Приведите примеры удачного соединения современной культуры и рыночных отношений. Объясните основания вашего выбора.

  8. Наметьте план конкретного социологического исследования уровня культуры студентов РГГУ. Сформулируйте цель и гипотетические результаты исследования. Определите очередность этапов исследования, параметры и критерии оценки основных показателей.

  9. Дайте критический анализ современной культурной политики в России. Сформулируйте собственные предложения в плане оптимизации политики в сфере культуры.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

"СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ "

 

Тема

Лекции

Семинары

Всего

Социология культуры

в системе наук.

Предмет социологии культуры.

2 часа

2 часа

Социологические концепции культуры

Ценности, нормы, значения в социокультурном контексте

4 часа

1 час

14 часов

18 часов

1 час

Социальная морфология культуры

2 часа

2 часа

Социокультурная стратификация общества

1 час

1 час

Социальная типология культуры

2 часа

 

2 часа

Ролевые представления культуры

1 час

1 час

Субъект культуры.

Социокультурная детерминация личности

2 часа

 

2 часов

Социокультурные функции и институты

2 часа

2 часа

Социодинамика культуры

2 часа

 

2 часа

Социокультурная политика и управление культурой

4 часа

2 часа

6 часов

Методология и методика социологических исследований культуры

2 часа

4 часа

Итого

28 часов

14 часов

42 часа

 

СЕМИНАРЫ

Тема 1. ⌠Понимающая■ социология культуры М.Вебера ≈ 2 часа

Тема 2. Социокультурная динамика П.Сорокина ≈ 2 часа

Тема 3. Большевистская социология культуры: общее и

различное (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий,

Н.Бухарин, А. Луначарский, В. Фриче и др.) ≈ 2 часа

Тема 4. М.Горький как писатель и публицист сталинской

эпохи ≈ 2 часа

Тема 5. Социология культуры Франкфуртской школы

(Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.) ≈ 2 часа

Тема 6. Методология социокультурного анализа

российского общества в труде А.С.Ахиезера

Россия: критика исторического опыта■ ≈ 2 часа

Тема 7. Социология культуры западного постмодернизма

(М.Фуко, Р.Барт, Ж.Бодрийяр и др.) ≈ 2 часа

КОЛЛОКВИУМЫ

Тема 1. Цветопсихология М.Люшера с точки зрения

социологии культуры ≈ 2 часа

Тема 2. Современная социокультурная ситуация в России

на рубеже XXI века: анализ и прогноз ≈ 2 часа

Тема 3. Обсуждение результатов конкретных социологических

исследований, проведенных самостоятельно

студентами ≈ 2 часа

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу ⌠Социология культуры■

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинарские занятия по социологии культуры предполагают самостоятельную работу студентов с конкретными текстами отечественных и зарубежных социологов культуры, относящихся к разным историческим эпохам, различным методологическим школам, различных разновидностей в стилевом отношении, которые подвергаются социокультурному анализу как концептуальные модели, результат социологических исследований и как самостоятельные социокультурные явления. В этом отношении анализируемые тексты оказываются одновременно предметом осмысления студентов как инструмент, как объект и как результат социокультурного анализа.

Содержание семинарских занятий связано не только с социологией культуры России, но и с социологией культуры Запада, характеризующей с различных сторон противоречивые социокультурные процессы ХХ в. Занятия направлены на достижение умения анализировать соответствующие тексты в социологическом и социокультурном ключе, в плане культурной семантики, а в ряде случаев √ и социальной прагматики, а также предполагают знакомство студентов не только с источниками, но и с методической и научной литературой каждого обсуждаемого вопроса.

Цель семинарских занятий √ организация практической работы студентов с теоретическими концепциями социологии культуры.; отработка методологии и методики социологического анализа текстов мировой и русской культуры ХХ в. (по преимуществу), навыков сопоставительного и сравнительного анализа различных явлений культуры и социума в их тесной взаимосвязи, относящихся к одной исторической эпохе или к разным культурным эпохам; проведение обсуждений спорных или дискуссионных в научном отношении проблем социологии культуры; подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям (в том числе в виде теоретического социокультурного анализа отдельных феноменов культуры и в форме конкретных социологических исследований), особенно по тем проблемам, которые являются острыми, дискуссионными, не имеющими однозначного объяснения в отечественной и зарубежной науке. Особенно важно вырабатывать на семинарах комплексную методологию анализа гетерогенных, многозначных, полисемантических явлений современной отечественной и зарубежной культуры постмодерна, не только не изученных, но во многих случаях даже не осознанных в научных социологических терминах.

Формы работы на семинарах зависят как от концептуального содержания разбираемых текстов, так и от цели, преследуемой на занятии (приложение известной социологической методологии к относительно неизвестным культурным текстам, проведение обсуждения дискуссионной социокультурной проблемы с разных сторон, в том числе в виде докладов, организации ⌠круглого стола■ на ту или иную тему, импровизированного ⌠штурма мозгов■; моделирование проблемных ситуаций и попытки их разрешения коллективными усилиями группы). Успех семинарского занятия, в частности, зависит от организации диалога между преподавателем и студентами, между самими студентами, между источником и критической его интерпретацией и т. д., что в конечном счете определяется готовностью к такому диалогу со стороны преподавателя, его открытостью в отношении неожиданных точек зрения, в том числе, быть может, и неправильных или спорных. Таким образом, данная программа семинарских занятий рассчитана на проблемное образование в условиях максимального плюрализма подходов, интерпретаций и оценок в области социологии культуры.

Тексты, выбираемые в настоящей программе для изучения и анализа, отличаются наибольшей проблемностью и стилевой колоритностью. В ряде случаев их выбор был методически мотивирован именно потенциальной многозначностью, внутренней противоречивостью, ценностно-смысловым ⌠разбросом■ возможных его интерпретаций и оценок (что создает на семинаре проблемную ситуацию и способствует плодотворным научным дискуссиям в рамках семинарских занятий). Таковы, например, фундаментальные штудии М.Вебера, П.Сорокина; актуальные методологические подходы представителей Франкфуртской школы и современного французского постмодернизма; одно из наиболее глубоких современных социокультурных исследований российской цивилизации (А. Ахиезера); обсуждение судьбы и творчества Горького в последний период его творчества; осмысление методологии и методики современного психолога и культуролога М.Люшера; обсуждение современной социокультурной ситуации; подведение итогов социологическим исследованиям, проведенным студентами.

Тема 1. ⌠Понимающая■ социология культуры М.Вебера

Перечень проблем занятия

  1. Принципы ⌠понимающей социологии■ М.Вебера.

  2. Социология культуры М.Вебера.

  3. Анализ ⌠протестантской этики■ с социологической точки зрения.

  4. Понятие ⌠типа рациональности■ у М.Вебера.

  5. Логика наук о культуре с позиций социологии.

  6. Принцип ⌠свободы от оценки■ в социологии.

Контрольные вопросы

  1. Как объясняет происхождение ⌠духа капитализма■ М.Вебер?

  2. Как понимает призвание и профессию ученого. Политика, религиозного деятеля М.Вебер?

  3. Из чего складывается, по Веберу, ⌠картина мира■ в различных культурах?

  4. Какова объективная логика культурно-исторического процесса по Веберу и чем она определяется?

  5. В чем отличие социологии культуры К.Маркса и М.Вебера?

  6. Сравните социологию хозяйственной деятельности М.Вебера и С.Булгакова. В чем состоит их сходство и различие?

Список источников

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. √ 804 с.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. √ 640 с.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства.М., 1990. √ 400 с.

Список литературы

Обязательная литература

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. √ 368 с.

Очерки по истории теоретической социологии XX столетия.: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму. Пособие для гуманитарных вузов. М., 1994. √ 420 с.

Дополнительная литература

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. √ 302 с.

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства.М., 1998. √ 360 с.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по нравственной истории соывременного экономического человека. М., 1994. √ 444 с.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1984.√ 340 с.

Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М., 1981. √ 268 с.

Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992. √ 280 с.

Тема 2. Социокультурная динамика П.Сорокина

Перечень проблем занятия

  1. Органическое и надорганическое в социологии П.Сорокина.

  2. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях.

  3. законы социокультурной динамики по П.Сорокину.

  4. Диалектика кар и наград в структуре общественного поведения.

  5. Социология революции в концепции П.Сорокина.

  6. Модернизм, коммунизм и фашизм в оценке П.Сорокина.

Контрольные вопросы

  1. Как понимает П.Сорокин соотношение социального и культурного?

  2. Как представляет социодинамику культуры П. Сорокин?

  3. Что такое, в представлении П.Сорокина, ⌠значимое человеческое взаимодействие■?

  4. Компоненты родового социокультурного явления (по П.Сорокину).

  5. ⌠Три системы истины■ в социологии культуры П.Сорокина.

  6. Социокультурная интерпретация П.Сорокиным человеческого поведения (личного и общественного).

Список источников

Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. √ 194 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. √ 543 с.

Сорокин П.А. Система социологии : В 2 т. М., 1993. Т. 1. √ 447 с.; Т. 2. √ 688 с.

Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. √ 351 с.

Список литературы

Обязательная литература

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX √ XX вв. М., 1995. √ 288 с.

Кукушкина Е.И. Русская социология XIX √ начала XX века. М., 1993. √ 183 с.

Дополнительная литература

Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. √ 317 с.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996. √ 288 с.

Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992. √ 280 с.

Тема 3. Большевистская социология культуры в действии

(А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский)

Перечень проблем занятия

  1. ⌠Большевистский модерн■ с точки зрения социологии культуры.

  2. Общее и особенное в социологических концепциях культуры большевизма.

  3. Критика большевистской социологии культуры (Г. Плеханов, ⌠веховцы■, русские формалисты, М. Бахтин, представители первого поколения русской эмиграции).

Контрольные вопросы

  1. Почему большевизм был неприемлем для Г.Плеханова, П.Сорокина, Н.Бердяева и др. мыслителей начала ХХ в.?

  2. Какой социологической концепции культуры придерживались большевики до прихода к власти и после?

  3. В чем состоит различие социологических взглядов в отношении культуры у А. Богданова, В. Ленина, Л. Троцкого, Н. Бухарина, А. Луначарского?

  4. Чья социологическая концепция культуры (из числа большевистских лидеров) оказалась самой жизненной, обоснованной, устойчивой и почему?

  5. В чем видели задачи социологии культуры вожди большевизма? Как они воспользовались социологическими исследованиями в достижении своих целей?

  6. Чем была вызвана взаимная полемика большевистских теоретиков по вопросам культуры?

  7. В чем заключена ограниченность марксистско-ленинской социологии культуры?

 

Список источников

Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разные лет. ≈ М., 1990. √ 479 с.

Бухарин Н.И. Революция и культура: Статьи и выступления 1923-1936 годов. ≈ М., 1993. √ 350 с.

В.И. Ленин о культуре / Сост. А.И. Арнольдов и И.К. Кучмаева. ≈ М., 1980. √ 336 с.; 2-е изд., доп. М., 1985. √ 384 с.

В.И.Ленин о культурной революции / Сост. Г.Г. Карпов. М., 1967. √ 272 с.

Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2 т. М., 1978. Т. 1. √ 631 с.; т. 2. √ 439 с.

Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991. √ 400 с.

Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях / Сост. И.В.Кузнецов. М., 1981.√ 383 с.

Список литературы

Обязательная литература

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней: В 3-х кн. М., 1995. Т.1. √ 496 с.; т. 2. √ 430 с.; т. 3. √ 476 с.

Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974. √ 239 с.

Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984. √ 384 с.

О'Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992. √ 223 с.

Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А.И. Арнольдова и А.С. Фриша. М., 1986. √ 336 с.

 

Дополнительная литература

В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1917-1927 гг. / Сост. К.Аймермахер. М., 1992. √ 512 с.

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990. √ 400 с.

История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997. √ 672 с.

Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы: Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986. √ 367 с.

Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. 2-е изд. М., 1971. √ 520 с.

О партийной и советской печати: Сборник документов. М., 1954. √ 692 с.

Основы марксистско-ленинской социологии / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1980. √ 344 с.

Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. Спб., 2000. √ 416 с.

Тема 4. М. Горький как писатель и публицист сталинской

эпохи

Перечень проблем занятия

  1. Смысл жизни Горького √ писателя и публициста.

  2. ⌠Несвоевременные мысли■ Горького как социокультурный феномен.

  3. Загадка смерти Горького. Ответ с позиций социологии культуры.

  4. Апологетика советского строя в поздней публицистике Горького. Причины, мотивы и следствия.

  5. ⌠Жизнь Клима Самгина■ √ последнее произведение Горького-писателя.

  6. Образ Клима Самгина в свете социологии культуры.

  7. Горький и Ленин. Горький и Сталин. (Писатель и власть.)

  8. Горький: палач или жертва? Функционер или художник? Циник или утопист? √ Социокультурный приговор истории.

Контрольные вопросы

  1. Почему Горький вернулся из эмиграции?

  2. Какую позицию занял Горький по отношению к тоталитарному строю в СССР и почему?

  3. Как складывались у Горького отношения с Лениным и Сталиным?

  4. Что хотел сказать своим читателям Горький своим последним романом ⌠Жизнь Клима Самгина■?

  5. Чего добивался Горький, возглавив Союз советских писателей?

  6. Почему Горький обратился к газетной публицистике?

  7. Почему Горький был обречен на гибель в сталинском государстве? Что мог предпринять Горький-писатель и общественный деятель для того, чтобы сохранить себе жизнь?

Список источников

Горький М. О литературе: Литературно-критические статьи. М., 1953. √ 868 с.

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990. √ 400 с.

Список литературы

Обязательная литература

Баранов В. Горький без грима: Роман-исследование. М., 1996. √ 420 с.

Ваксберг А. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет.М., 1999. √ 380 с.

Зайцев Б. Максим Горький (К юбилею) // Он же. Братья-писатели. М., 1991 (Библиотека ⌠Огонек■. ╧ 12). √ С. 12-20.

В.И.Ленин о литературе и искусстве. 4-е изд. М., 1969 (по именному указателю).

Ходасевич В.Горький // Он же. ⌠Некрополь■ и другие воспоминания. М., 1992. √ С. 86-105

Дополнительная литература

Горький и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Б.А.Бялика. М., 1989. Вып. 1. √ 280 с.

Луначарский А. Статьи о Горьком. М., 1957. √ 128 с.

Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). М., 1994. √ 260 с.

Парамонов Б. Горький, белое пятно // Наказание временем: Философские очерки. Философские идеи в современной русской литературе / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1992. √ С. 12- 38

Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1996. √ 280 с.

Спиридонова Л. М.Горький: диалог с историей. М., 1994. √ 248 с.

Уайл И. Максим Горький: Взгляд из Америки. М., 1993. √ 160 с.

Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997. √ 240 с.

Шенталинский В. Буревестник в клетке: Досье Максима Горького // Он же. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995. √ 450 с.

Тема 5. Социология культуры Франкфуртской школы

(Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.)

Перечень проблем занятия

  1. Критика буржуазного общества и буржуазной культуры представителями Франкфуртской школы.

  2. Позитивная программа франкфуртской социологии культуры.

  3. Идеологи Мая 1968 г. Теория контркультуры у ⌠франкфуртцев■.

  4. Понятие ⌠одномерного человека■ у Г.Маркузе.

  5. Эрос и цивилизация в анализе Г.Маркузе и Э.Фромма. Неофрейдизм.

  6. Неомарксизм социологии культуры Франкфуртской школы.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит отличие социологии культуры Франкфуртской школы от марксистской социологии культуры и в чем заключается их сходство?

  2. В чем проявляется своеобразие интерпретации бессознательного в социологии культуры Франкфуртской школы от классического фрейдизма?

  3. Почему бунт и бунтарство получают у представителей Франкфуртской школы исключительно положительное значение как сверхценность культуры?

  4. Как понимают ⌠франкфуртцы■ различия цивилизации и культуры?

  5. Почему просвещение фигурирует в учении Франкфуртской школы как ⌠обман масс■?

Список источников

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999. √ 446 с.

Маркузе Г. Одномерный человек. Москва, 1994. √ 364 с.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация.Киев, 1995. √ 320 с.

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. √ 312 с.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. √ 240 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. √ 272 с.

Список литературы

Обязательная литература

Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977. √ 320 с.

Дополнительная литература

Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов А.В. Психоанализ и культурология. Харьков, 1991. √ 240 с.

Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980. √ 352 с.

Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980. √ 264 с.

Тема 6. Методология социокультурного анализа

российского общества в труде А.С.Ахиезера

Россия: критика исторического опыта■

Перечень проблем занятия

  1. Критика российской истории у А.С.Ахиезера. Цель и смысл.

  2. Инверсия и медиация как социокультурные механизмы всемирной и отечественной истории.

  3. Раскол как концентрированное выражение российской цивилизационной специфики.

  4. Алгоритм российской истории.

  5. Пути разрешения социокультурного кризиса в России.

Контрольные вопросы

  1. Почему социокультурный и цивилизационный раскол сопровождает всю российскую историю на протяжении 1000 лет?

  2. Как объяснить преобладание в России инверсионных процессов?

  3. Почему медиативные процессы в России были вялыми и не имели устойчивого разрешения?

  4. Какую роль в российской истории играли идеалы соборно-вечевой и авторитарный?

  5. Сформулируйте свой прогноз в отношении третьего глобального цикла исторического развития России, исходя из современной социокультурной ситуации.

Список источников

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. Т.1: От прошлого к будущему. √ 804 с.

Список литературы

Обязательная литература

Российский цивилизационный космос (К 70-летию А.Ахиезера). М., 1999. √ 280 с.

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. √ 186 с.

Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века; Судьба России. М., 1997. √ 402 с.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. √ 220 с.

Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX ≈ начало ХХ в. М., 1994. √ 416 с.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. √ 687 с.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. √ 272 с.

Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994. √ 192 с.

Тема 7. Социология культуры западного постмодернизма

(М.Фуко, Р.Барт, Ж.Бодрийяр, У.Эко и др.)

Перечень проблем занятия

  1. Общее и особенное в постмодернистских социологических концепциях.

  2. Полемика постмодерна с модерном: содержание и смысл.

  3. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.

  4. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.

Контрольные вопросы

  1. Назовите излюбленные темы и проблемы постмодернистской социологии культуры. Что делает их маргинальными и парадоксальными, с точки зрения классической социологии?

  2. Как понимают социум и культуры социологи-постмодернисты? Как соотносятся между собой в их представлении социальное и культурное?

  3. В чем состоит смысл полемики постмодернистов с модернистами? Что объединяет в социологии культуры тех и других?

  4. Перечислите варианты постмодернистских концепций культуры в социологическом освещении. В чем проявляется их сходство и различие?

  5. Представьте современное состояние российской культуры в духе западной постмодернистской методологии. В чем отличие российского постмодерна от западного?

Список источников

Барт Р. Мифологии. М., 1996. √ 312 с.

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999. √ 432 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. √ 298 с.

Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.√ 186 с.

Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. √ 384 с.

Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998. √ 260 с.

Делёз Ж. Фуко. М., 1998. √ 172 с.

Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998. √ 192 с.

Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999. √ 208 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. √ 160 с.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.√ 406 с.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. √ 208 с.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997. √ 480 с.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. √ 240 с.

Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998. √ 432 с.

Список литературы

Обязательная литература

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997. √ 304 с.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. √ 280 с.

Современные социологические теории общества / Сост. и науч. ред. Н.Л.Поляковой. М., 1996. √ 180 с.

Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна / Ю.А.Кимелев, Н.Л.Полякова. М., 1996. √ 160 с.

Дополнительная литература

Бауман З. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. ╧ 3. √ С. 88- 102.

На путях постмодернизма: Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. √ 188 с.

Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996. √ 120 с.

Социо-Логос постмодернизма.. S / Л▓ 97. М., 1996. √ 236 с.

Хабермас Ю. Модерн √ незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. ╧ 4. С. 88-102.

⌠Эпоха науки■ в зеркале модернистско-постмодернистского спора / Али-заде А.А., Борисенко В.В. М., 1996.√ 108 с.

КОЛЛОКВИУМЫ

Тема 1. Цветопсихология М.Люшера с точки зрения

социологии культуры

Список источников

Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993; 1995. √ 160 с.

Люшер М. Цвет вашего характера // Люшер М. Цвет вашего характера; Сара Д. Тайны почерка. М., 1996. √ С. 11- 244.

Список литературы

Обязательная литература

Гете И.В. К учению о цвете (Хроматика) // Психология цвета. М., 1996.

Психология цвета. М., 1996 (серия ⌠Актуальная психология■). С. 281-349.

Дополнительная литература

Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск, 2000. √ 448 с.

Кондаков И.В. Цвет в природе и в искусстве (Методология вопроса) // Человек ≈ Природа ≈ Искусство: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1986. Л., 1986. √ С. 88-101.

Перечень проблем занятия

  1. Социокультурная природа и типология цвета в искусстве и жизни.

  2. Культурная семантика и символика цветов.

  3. Морфология цвета в культуре повседневности

  4. Цвет в одежде, в интерьере, в поведении и характере.

  5. Цвет в истории культуры и в национальных традициях народов.

  6. Цветовые предпочтения и семнатика поведения личности.

  7. Строение цветового теста М.Люшера в свете ролевой концепции автора.

Контрольные вопросы

  1. Приведите примеры цветовой символики на примере известных произведений изобразительного искусства.

  2. Приведите примеры цветовой символики на примере известных произведений словесного искусства.

  3. Роль цвета в художественной характерологии и философских концепциях жизни.

  4. Определитесь в своих предпочтениях цвета в соответствии с условиями Color Test▓ а Макса Люшера.

  5. Как работают защитные механизмы личности при тестировании цветом?

  6. Цветовое выражение тревог, целей и стремлений, проблем, актуального поведения личности, ее культурного бессознательного?

Тема 2. Современная социокультурная ситуация в России

на рубеже XXI века: анализ и прогноз

 

Тема 3. Обсуждение результатов конкретных социологических

исследований, проведенных самостоятельно

студентами

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

по курсу ⌠Социология культуры■

(на конкретных культурно-исторических примерах)

  1. Социальные реалии и культурные значения в культуре XIX и XX вв. Принцип социокультурной эквивалентности.

  2. ⌠Запад■ и ⌠Восток■ как социокультурные парадигмы в XVIII, XIX и XX вв. Эволюция социокультурной картины мира в российской (западноевропейской, американской, конкретной восточной) культуре (по выбору студентов).

  3. Социодинамика древней, средневековой, классической или современной культуры (на выбор студентов).

  4. Стратификация дореволюционной, советской и постсоветской культуры в России (сравнительный анализ : на выбор студентов).

  5. Ценности и ценностные ориентации в стабильные и ⌠смутные■ эпохи (на примере русской культуры XVI √XVII, XVII √ XVIII, XVIII √ XIX, XIX √ XX вв., а в ХХ в. √ на примере начала века, 20-х и 30-х годов, 80-х и 90-х гг.)

  6. Культурологическая верификация в различные исторические эпохи. Социокультурный релятивизм (на сравнительно-историческом или компаративном социокультурном материале).

  7. Лидерство в культуре: критерии оценки и способы интерпретации.

  8. Личность и творческая индивидуальность в культуре.

  9. Массовость и народность в культуре ≈ общее и особенное.

  10. Культурный конформизм в различных регионах и исторических парадигмах.

  11. Культурный плюрализм и монизм в классическую и неклассическую эпохи.

  12. Социокультурная интеграция и дифференциация как механизмы истории культуры.

  13. Культурные парадигмы. Условия культурной стабильности и динамики.

  14. Культурные механизмы социальных процессов и социальные механизмы культурных процессов.

  15. Инверсия и медиация как социокультурные механизмы.

  16. Культурная революция и культурная эволюция.

  17. Теория культурного ⌠взрыва■ в ее приложении к культурно-историческим процессам.

  18. Социокультурный прогресс: критерии и условия.

  19. Цикличность культурно-исторического развития в свете социологии культуры.

  20. Культура массовая и культура элитарная: абсолютное и относительное в их типологии.

  21. Андеграунд как социокультурный феномен.

  22. Молодежная субкультура современной России в контексте других субкультур.

  23. Шоу-бизнес в современной России и на Западе: социокультурные и компаративистские модели.

  24. Современный рынок культурных товаров и услуг.

  25. Менеджмент в сфере культуры и современные культурные технологии.

  26. Культура повседневности и интеллектуальная культура (специфика и типология).

  27. Функции культуры повседневности при смене исторических парадигм (на материале послеоктябрьской советской культуры 1920-х гг., культуры ⌠оттепели■, ⌠перестройки■ и постсоветской культуры России √ на выбор студентов).

  28. Традиция, канон и стиль с точки зрения социологии культуры.

  29. Культурный стиль и жизненная форма (социокультурный анализ.

  30. Социокультурная модернизация (типы и сценарии √ на конкретных примерах; по выбору студентов).

  31. Социокультурное проектирование в теоретическом и историческом аспектах.

  32. Культура и власть в истории мировой и отечественной культуры. Опыт анализа конкретной культурной политики.

  33. Культурные архетипы в различном социальном контексте.

  34. Превращенные культурные формы: опыт социокультурного анализа.

  35. Современное мифотворчество ХХ века в социологическом освещении.

  36. Культурная инсценировка как механизм социокультурного изменения.

  37. Культурные институты как ценностно-нормативная среда личности и общества.

  38. К.Маркс как социолог культуры. К методологии марксистской социологии культуры.

  39. М.Вебер как родоначальник ⌠понимающей социологии■. Принципы ⌠понимающей социологии■ Вебера в приложении к культуре XIX√ XX вв.

  40. Социология культуры Э.Дюркгейма (на примере его ⌠Социологии образования■).

  41. Своеобразие русской социологии в интерпретации Н.Кареева.

  42. Социология культуры на страницах ⌠Курса русской истории■ В.Ключевского.

  43. Социология культуры Г.Зиммеля.

  44. ⌠Закат Европы■ О.Шпенглера как опыт социологии культуры.

  45. Социально-антропологические теории культуры (научно-аналитический обзор; конкретизация √ на выбор студентов).

  46. Т.Парсонс и его методология социокультурного анализа.

  47. П.Сорокин ≈ классик русской и американской социологии культуры.

  48. Социология повседневности А.Шюца.

  49. Социология культуры ⌠большевистского модерна■ (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин √ на выбор студентов).

  50. Цивилизация и эрос в интерпретации Г.Маркузе и Э.Фромма (сопоставительный анализ концепций).

  51. Социокультурные идеи А.Камю и Ж.-П.Сартра (общее и особенное).

  52. Социальное конструирование реальности П.Бергера и Т.Лукмана.

  53. ⌠Социология лицедейства■ Э. Гоффмана: опыт приложения к другому культурно-историческому материалу (по выбору студентов).

  54. Вариации на темы социологии культуры и политики П.Бурдье.

  55. ⌠Столкновение цивилизаций■ по С.Хантингтону (на историческом или современном материале).

  56. Социология музыки Т.Адорно: критический анализ, адаптация к новому социокультурному материалу.

  57. Социокультурное измерение герменевтики Г.-Г. Гадамера.

  58. Герменевтика П.Рикера с точки зрения социологии культуры.

  59. Постмодернистская социология культуры (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр и др.).

  60. Критика ⌠исторического опыта■ России А.Ахиезера (конкретно-исторический смысл и общеметодологическое значение).

Конец формы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Зверева Галина Ивановна, доктор исторических наук, профессор (личная подпись) (расшифровка

    Расшифровка
    II.1. Изучение биографических нарративов крестьян Вологодской, Ленинградской и Новгородской областей: программа исследования, методика сбора и обработки полученных материалов 51

Другие похожие документы..