Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Положение составлено в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Законом РТ "Об образовании", нормативными документамиМинистерс...полностью>>
'Методические рекомендации'
нежесткая дорожная одежда: Дорожная одежда со слоями, состоящими из асфальтобетонов, укрепленных органическими вяжущими материалов и грунтов, а также...полностью>>
'Документ'
Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. – Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организац...полностью>>
'Документ'
В последние годы значительно возросла активизация международной деятельности регионов. Для обеспечения политической стабильности в России очень важны...полностью>>

И обращение с опасными отходами

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ОБРАЩЕНИЕ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

___________________________

Курс лекций

Москва

«Альтаир»

2010

УДК 502(075)

ББК 20. 1 Я 7

О 92

Авторский коллектив:

Л.А. Акимова, И.Б Бутковская, И.Б. Веренкова, Н.В. Елизарова,

А.П. Клепач, Л.В. Костенко, И.А. Никифоров, О.В. Устьянцева,

Л.В. Хонина, В.Н. Шутенко

Под редакцией:

В.Б. Устьянцева д. ф. н., проф.; С.Л. Аборина к. э. н., доцента; М.И. Персица к. э. н.

Рецензент:

Негосударственное(частное) образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной аттестации в строительстве и ЖКХ»

О 92 Охрана окружающей среды и обращение с опасными отходами: курс лекций: / Л.А. Акимова, И.Б. Бутковская, И.Б. Веренкова и [др.].

М.: «Альтаир», 2010. –250 с.

ISBN 978-5-9999-0525-3

Лекции раскрывают основные законодательные, правовые, нормативные и технологические аспекты охраны окружающей среды и обращения с опасными отходами.

Курс лекций предназначен для сотрудников аппарата административно-территориальных образований, общественных организаций, руководителей и специалистов предприятий и экологических служб, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и экологической безопасности.

УДК 502(075)

ББК 20. 1 Я 7

ISBN 978-5-9999-0525-3

© Коллектив авторов.

СОДЕРЖАНИЕ:

1

И.Б. Веренкова. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами…………………………………………………………………………..

2

И.Б. Веренкова. Международные обязательства России в области регулирования деятельности по обращению с отходами………………………

3

И.Б.Веренкова. Основные требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами…………………………………………………

4

В.Н. Шутенко. Экологический контроль. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля………………………………

5

В. Н. Шутенко. Порядок обращения с твердыми бытовыми отходами……………………………………………………………....................

6

Л.А. Акимова. Лицензирование деятельности в сфере обращения с отходами……………………………………………….....................................

7

А.П. Клепач. Плата за негативное воздействие на окружающую среду……………………………………………………………………...............

8

Н. В. Елизарова. Информационное обеспечение деятельности по обращению с опасными отходами………………………………………...............................

9

Н.В. Елизарова. Требования природоохранного законодательства и основные правила обращения с опасными отходами…………………………………….

10

Н. В. Елизарова. Нормирование образования отходов и лимитов на их размещение………………………………………………………………………

11

О.В.Устьянцева. Экологический менеджмент и аудит: правовой аспект……………………………………………………………………….........

12

Л. В. Костенко. Нормирование сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду……………………………………………………………...

13

Л.В. Хонина. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха……………………………………………………………………………..

14

И.Б. Бутковская Государственная экологическая экспертиза………………..

15

И.А. Никифоров. Технологии водоочистки и водоподготовки……................

16

И.А. Никифоров. Источники, классификация и характеристика отходов…………………………………………………………………….............

17

И.А. Никифоров. Использование и обезвреживание твердых промышленных отходов…………………………………......................

18

И.А. Никифоров. Экологический мониторинг с использованием систем дистанционного контроля…………………………………………………..…....

И.Б. Веренкова

начальник отдела правового и кадрового обеспечения,

управления Росприроднадзора по Саратовской области

Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 30.12.2008 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами в соответствии с указанным законом являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Закон определяет полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Так, к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов;

установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;

определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;

осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 370 утверждены Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (с изменениями от 3 октября 2002 г.), а также установлено, что контроль за соблюдением Правил осуществляют Федеральный горный и промышленный надзор России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524
утверждено «Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 486). Положение определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности являются:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

  2. наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности;

  3. проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

  4. наличие у лицензиата паспортов отходов I - IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;

  5. наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности;

  6. наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся:

    1. допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности;

    2. транспортировка отходов I - IV класса опасности без оформленного в установленном порядке паспорта отходов I - IV класса опасности;

    3. отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

    4. нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

  2. перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);

  3. копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления;

  4. копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

  5. копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

  6. копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

Копии документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, не допускается.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются в виде почтового отправления (с описью вложения).

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, а также проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

В случае представления соискателем лицензии в лицензионный орган не всех необходимых для получения лицензии документов или несоответствия оформления документов требованиям Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящего Положения лицензирующий орган в течение 5 дней с даты поступления документов направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением описи недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также в Едином реестре выданных сертификатов соответствия.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предоставляются лицензирующему органу в установленном порядке Федеральной налоговой службой.

Сведения, содержащиеся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, предоставляются лицензирующему органу в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

В случае утраты лицензии лицензирующий орган выдает ее дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию лицензии на основании письменного заявления лицензиата в течение 7 дней с даты получения заявления.

Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, установленная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:

  1. официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

  2. принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении ее действия;

  3. получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

  4. вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (об отказе в переоформлении этого документа), продлении срока действия, приостановлении или возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, предоставление дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, а также предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Взимание государственной пошлины за осуществление действий, связанных с лицензированием, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И обращению с опасными отходами (1)

    Закон
    И.Б. Веренкова – начальник отдела правового и кадрового обеспечения управления Росприроднадзора по Саратовской области, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации первого класса
  2. И обращению с опасными отходами (2)

    Кодекс
    И.Б. Веренкова – начальник отдела правового и кадрового обеспечения управления Росприроднадзора по Саратовской области, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации первого класса
  3. Кабинета Министров Украины в сфере обращения с отходами», на основании «Порядка выдачи разрешений на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами», утвержденного решение

    Решение
    Рассмотрев заявление директора ООО «Сватово-Агро» Гончар М. В. о выдаче разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на 2013 год, руководствуясь ст.
  4. Итоги создания системы безопасного обращения с медицинскими отходами и пути ее совершенствования

    Документ
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ В САНПИН 2.1.7.728-99 «ПРАВИЛА СБОРА, ХРАНЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ ОТХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА (УЧАСТКА) ПО ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ ……106
  5. Рекомендации по безопасному обращению с асбестосодержащими отходами

    Документ
    «Рекомендации по безопасному обращению с асбестосодержащими отходами», далее - Рекомендации, разработаны но основе действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,

Другие похожие документы..