Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Полис страхования гражданской ответственности оценщика № 43-002391/03 (с учетом Дополнения № 1) период страхования: 26.04.2003 г. – 25.04.2004 г., ст...полностью>>
'Решение'
В годы второй мировой войны немецкая авиация наносили чрезвычайно ощутимые удары, по флоту Великобритании. Единственным реальным спасением, было уста...полностью>>
'Документ'
Здоровье, бодрость, долголетие -извечная мечта человечества. Чем старше человек, тем чаще он задумывается над этим. Человек верит ,что его не достанут...полностью>>
'Документ'
Слава пришла, но совсем не такая как хотелось бы - скандальная, грязная, шумная. Кристину узнавали и разглядывали с любопытством, жалостью или открыто...полностью>>

Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 08. Для студентов заочной формы обучения для специальностей

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Учебная программа дисциплины

Тема 1. Социология как наука

Объект и предмет социологии. Специфика предмета исследования социологии, его отличие от предметов исследования других социальных наук.

Социология в системе наук об обществе. Социология и юридические науки. Современная социология права.

Структура социологии. Уровни социологического знания: общесоциологическая теория, специальные социологические теории, прикладная социология. Социальная инженерия. Макросоциология. Микросоциология.

Функции социологии: теоретико-познавательная, прогностическая, управленческо-преобразовательная, критическая.

Основные методы, которыми пользуется социология, их влияние на формирование ее предмета. Общие методы получения знаний, которыми пользуется социология.

Тема 2. История возникновения и развития современной

социологической науки

Историческое развитие гипотез о происхождении человека и общества, законов их жизни и деятельности. Роль объективных общественных потребностей и накопленных другими науками знаний о законах развития человеческого общества в становлении социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Три стадии развития процесса познания применительно к общественным наукам: религиозно-мифологическая, философско-этическая, научная.

Методология познания общественной жизни в позитивной философии О. Конта. Принципы периодизации социологических теорий, возникших после Конта. Классический период развития социологии. Основные идеи К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Классификация основных направлений современной социологической науки. Структура современной западной социологии по Р. Мертону.

Важнейшие направления макросоциологии (функционализм, теории конфликта). Преемственность и различия интегральной социологии П. Сорокина, концепций структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона. Основные положения теории конфликта Р. Даррендорфа.

Характеристика важнейших концепций микросоциологии (теории социального обмена; теории символического интеракционизма; теории этнометодологии).

Развитие эмпирической социологии. Вклад «Чикагской школы» в развитие методики и техники конкретных социологических исследований.

Развитие социологии в России:

- первый этап - становление ее как научной дисциплины в дореволюционный период;

  • второй этап - развитие социологии в советскую эпоху;

  • третий этап - современное состояние социологии как науки.

Тема 3. Общество и социальные системы

Познавательная ценность и уровень абстракции понятий: «население»; «общество»; «система социокультурных связей и отношений»; «социальная система».

Социальное явление, социальная связь, социальное действие, социальное взаимодействие, социальный контакт. Элементы социального взаимодействия, формирующие культуру человеческих общностей и общества в целом, социальное поведение, социальный обмен.

Пути закрепления социальных отношений и установление социального порядка. Процесс институционализации и его основные этапы.

Социальные общности. Природно-географические, биологические, социально-психологические условия возникновения и распада социальных общностей. Виды социальных общностей, характерные признаки и внутренняя структура социальных общностей. Взаимосвязь интересов разных социальных общностей. Социальные общности как источник самодвижения и социальных изменений.

Социальная группа. Качественные особенности социальной группы. Численность, структура и организация, культура и интеграция, цель деятельности социальных групп.

Социальная организация. Структура и основные элементы социальной организации. Понятие, цели. Сущность процесса управления и основные функции управления социальной организации.

Социальная структура и социальная система. Основные элементы социальной структуры общества, разновидности «подсистем-подструктур» и основания для их выделения: семья, род, племя, государство, человечество.

Социальная структура современного российского общества: интеллектуалы, управленцы, производители.

Дуализм социальной структуры. Три уровня социума: вещественно-энергетический, функционально-организационный и информационный. Иерархические подсистемы: социальные общности, социальные институты, социальные организации, массовая психология, социальные нормы и ценности, общественное сознание, социальная информация и коммуникация.

Тема 4. Социальная стратификация общества и социальная

мобильность

Взаимосвязь между типом общества и существующими в нем формами социального неравенства. Естественное и социальное неравенство. Подходы к объяснению природы социального неравенства.

Сущность понятия «стратификация». Трактовка категории «стратификация» в современной социологии. Основные признаки социальной дифференциации. Влияние общественного разделения труда, сложившегося в данном обществе, на социальную стратификацию (отношения собственности и власти). Влияние половозрастных, территориальных и национально-этнических признаков общества на процесс его расслоения. Сравнительный анализ основных категорий стратификации: «социальная группа», «социальный слой (страта)», «класс».

Различие исторических эпох масштабами стратификации и преобладанием тех или иных признаков социальной дифференциации. Особенности рабства как формы социального неравенства. Общие черты и различия при кастовом и сословном делении общества.

Сущность классовой системы стратификации. Различия в теориях классов К. Маркса и М. Вебера. Современные теории классов.

Социальная стратификация в советском обществе в разные периоды его истории. Слабость «официальной» концепции социально-классовой структуры в данный период. Формы социального неравенства, тип социальной стратификации в советском обществе.

Изменения в социально-классовой структуре современного российского общества.

Понятие и природа социальной мобильности. Типы социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Каналы и способы мобильности в различных социальных системах.

Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.

Тема 5. Социальные изменения и социальная стабильность

общества

Сущность понятия «социальные изменения». Сравнительный анализ макросоциологических теорий развития общества. Различия между категориями «изменение», «эволюция», «развитие». Классификация различных видов изменений в социальных системах. Характеристика эволюционных социальных изменений. Инновация, виды инноваций, этапы инновационных процессов.

Признаки революционных изменений. Условия, способствующие или препятствующие развитию изменений в социальных системах.

Циклические социальные изменения. Большие циклы (длинные волны) в развитии общества. Значение технологических, экономических, идеологических и культурных факторов социальных изменений.

Сущность понятия «социальная стабильность». «Стабильность» и «застой» в обществе. Типичные показатели стабильного развития социальной системы. Характеристика основных факторов социальной стабильности. Роль дисфункции социальных институтов в нарушении социальной стабильности.

Дезинтеграция отдельных социальных институтов в период реформ и в эпохи социальных революций и ее влияние на стабильность общества. Механизм дезинтеграции социальных институтов и механизм дезорганизации социальных общностей и групп. Факторы, способствующие распаду социальных систем.

Источники социального напряжения.

Сущность понятия «социальный конфликт». Конфликт как особая форма социального взаимодействия и как социальный процесс. Ролевой конфликт. Элементы конфликтной ситуации. Стадии развития конфликта. Статика и динамика социального конфликта. Функции социального конфликта в обществе. Негативные и позитивные последствия конфликта. Классификация видов конфликта. Природа конфликта: причины конфликтов, их роль в жизни общества и отдельного человека, возможность регулирования конфликтов.

Сущность понятия «социальное развитие». Характерные черты, позволяющие выделить процесс развития в общем потоке социальных изменений. Понятие «социальный процесс» в философской и социологической литературе. Противоречивость социального прогресса. Основные критерии социального прогресса.

Современные социальные проблемы российского общества: межнациональные отношения; формирование рыночных отношений; особенности социально-культурных традиций; изменения в системах ценностей, моделях образа жизни; динамика общественного мнения по актуальным вопросам нашего времени.

Тема 6. Личность в системе социальных связей.

Социализация личности. Институты социализации

Методологические подходы различных социальных наук к изучению личности. Специфика социологического подхода в процессе исследования личности.

Сущность понятий: «Человек», «Индивид», «Личность», «Индивидуальность».

Человек в системе «природа – общество – сознание». Проблемы формирования нравственности (общественная целесообразность), проявляющейся через нравственность конкретного человека (индивидуальная целесообразность).

Иерархия социальных статусов, виды статусов, (предписанные и достигаемые статусы).

Статус личности и социальные роли. Ролевые теории личности.

«Ролевое поведение» и «ролевое ожидание». Взаимосвязь между понятиями «социальное взаимодействие», «социальная роль», «культура».

Процесс социализации личности и его основные этапы. Институты социализации: семья, экономика, политика, образование, религия и др. Социальный институт образования. Проблемы взаимозависимости общества в целом и социального института воспитания и образования. Роль социального института воспитания и образования, тенденции его развития в современном обществе. Механизм социализации. Формирование самосознания.

Тема 7. Социология девиантного поведения

Сущность понятий «девиация», «девиант», «девиантное поведение».

Историческая и культурная изменчивость понятия «социальная норма».

Теории девиации: биологические (Ч. Ломброзо), психологические (3. Фрейд), социологические (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

Соотношение социальной цели и социально одобряемых, допустимых норм. Типы отклоняющегося (девиантного) поведения по Р. Мертону: инновация, ритуализм, уход, бунт (в сравнении с конформизмом).

Основные формы девиации: алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и др. Способы борьбы с социальными отклонениями людей. Типы девиантного поведения – одобряемый и неодобряемый.

Система социального контроля и социальный патронаж. Их эффективность. Механизм социального контроля. Содержание, формы и источники социального контроля.

Тема 8. Социология семьи

Семья – элементарная «клеточка», момент движения и развития человеческого общества. Сущность понятий «семья», «брак».

Влияние культурных, экономических, природно-географических факторов на формы брака и типы семьи.

Основные функции семьи как социального института, изменение их в различные эпохи и в различных регионах мира.

Специфические и неспецифические, общественные и индивидуальные функции семьи. Соотношение стабильности социального института семьи и стабильности общества (государства).

Качественные признаки семьи как социальной группы. Влияние численности семьи и ее структуры (половозрастного состава), целей, уровня культуры семейных отношений, степени интеграции на характер семейных отношений. Факторы, влияющие на стабильность семьи как малой социальной группы. Жизненный цикл семьи.

Семейно-брачные отношения в России в различные периоды ее истории.

Современное состояние брачно-семейных отношений в России. Типы семьи, типы репродуктивного поведения. Причины снижения стабильности семьи в современной России.

Основные направления социальной политики в сфере семейно-брачных отношений.

Социально-демографическая структура общества: рождаемость, смертность, браки, разводы, половозрастной состав населения, миграционный обмен населения. Влияние демографических процессов на экономическое, политическое, социальное развитие общества.

Основные показатели миграционного обмена населения в современной России. Экономические, политические и социальные проблемы, возникающие в связи с эмиграцией россиян.

Сущность демографической политики государства, основные направления. Опыт демографической политики России.

Тема 9.Социология культуры

Определение понятия «культура». Культура как объект социологического познания. Генезис идей о культуре в жизни человечества. Влияние культуры на поведение людей. Поведение личности и группы. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Ценности и их место в социологии культуры. Формы культуры: элитарная, массовая, народная. Материальная и духовная культура. Роль культуры в развитии цивилизации. Нравственная культура и ее потенциал в современных условиях. Понятие культурной (социальной) нормы. Типы норм. Структура культуры. Понятия «культурного элемента», «культурного комплекса». Функции языка в культуре. Субкультуры и контркультуры. Молодежная субкультура: современное звучание. Роль интеллигенции в развитии культуры. Мода и ее место в культуре. Взаимодействие культур. Духовная культура современной России.

Тема 10. Социология права

Формирование личности в правовом государстве: индивидуальность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Социальная обусловленность права. Социальное действие права: социальные функции права; механизм социального действия права; факторы реализации права; механизм убеждения и принуждения.

Правовая социализация личности. Правовая культура как фактор социализации личности.

Правовое поведение личности: правовое поведение гражданина; социальная природа правонарушения; особенности личности правонарушителя; проблемы социальной ответственности.

Современная социология права. Структура и функции права. Механизм правового регулирования общественной жизни.

Проблемы взаимодействия социальных отношений и юридических норм. Основные типы механизмов социально-культурной регуляции поведения и социального контроля: социальные идеалы, ценности, смысл действия, нормы, образцы поведения.

Тема 11. Основы прикладной социологии. Программа

конкретного социологического исследования

Понятие методологии, метода, методики и процедуры в социологическом исследовании. Функции и назначение прикладного социологического исследования.

Понятие, структура, цели и функции социологического исследования. Виды социологического исследования: пилотажное (разведывательное), описательное, аналитическое, точечное и панельное.

Этапы социологического исследования. Подготовка исследования: формулирование темы, разработка программы и инструмента исследования. Методологический раздел программы: определение проблемы, цели и задач, объекта и предмета исследования, формулировка гипотез, предварительный системный анализ объекта исследования.

Полевой этап: сбор эмпирической информации, анализ информации об исследуемом объекте, проведение обследования по составленной методике.

Первичная обработка материалов социологического исследования. Подготовка информации к обработке.

Анализ полученных данных, их теоретическое осмысление, формулировка эмпирических закономерностей.

Составление отчета по итогам исследования, разработка выводов и рекомендаций.

Тема 12. Методы исследования в социологии

Общая характеристика методов исследования, применяемых в социологии. Классификация методов.

Метод наблюдения. Наблюдение как источник социологической информации. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Преимущества и недостатки наблюдения. Анализ документальных источников. Классификация документов. Методы анализа. Традиционные приемы социологического изучения документов. Формальный анализ. Контент-анализ (категории, индикаторы, единицы текста, объем, статистическая обработка, интерпретация).

Опрос как метод социологического исследования, его познавательные и исследовательские возможности. Программа опроса, ее структура и функции. Этапы и процедура опроса. Виды опроса. Анкетный опрос (техника процедуры. Объективность. Структура, классификация вопросов, композиция анкеты, специфика анкетного опроса). Интервью (классификация, приемы проведения). Почтовый опрос (специфика, способы повышения эффективности). Экспертный опрос (особенности, типичная логика). Социометрия. Социальный эксперимент.

3. Список литературы

3.1. Основная литература

Бельский В.Ю. Социология для юристов / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2004.- 398 с.

Добреньков В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: Инфра-М, 2001.- 624 с.

Кравченко А.И. Общая социология: учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 479 с.

Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко, В.Ф. Анукин.- СПб.: Питер, 2005.- 432 с.

Фролов С. С. Социология: учебник. – М., 2001. – 344 с.

3.2. Дополнительная литература

Волков Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М., 1998. – 432 с.

Воробьев К. А. Социология: учебное пособие для вузов. – М., 2005. – 512 с.

Гидденс Э. Социология. – М., 2000. – 301с.

Касьянов В. В. Социология для юристов. – Ростов-на-Дону 2005. – 288 с.

Кравченко А. И. Социология: учебное пособие для вузов. – М., 2005. – 479 с.

Левада Ю. А. Лекции по социологии. – М., 1994. – 404 с.

Староверова В. И. Социология: учебное пособие для вузов. – М., 2005. – 511с.

Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. – М., 1994.

Филатова О. Г. Общая социология: учебное пособие. – М., 2005. – 464 с.

4. Методические рекомендации

по выбору, выполнению и оформлению

контрольной работы

В соответствии с учебным планом студенты-заочники обязаны выполнить контрольную работу по социологии. Выполнение письменной контрольной работы должно способствовать усвоению курса, развитию навыков самостоятельной работы студентов: умения подобрать литературу, связно и логично изложить материал по теме, правильно его оформить.

Контрольная работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». Студенты, не получившие зачета по контрольной работе или несвоевременно ее представившие, к зачету по дисциплине не допускаются. Тематика контрольных работ объединена в десять общих тем. Выбор общей темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последней цифрой зачетной книжки, например, если номер зачетной книжки заканчивается на цифру 3, то студент выполняет одну из конкретных тем контрольных работ, представленных в общей теме №3, если – 5, то из темы №5 и т.д. Если номер зачетной книжки заканчивается на цифру 0, то студент выполняет контрольную работу из общей темы №10. Конкретные темы контрольных работ распределяются между студентами группы, чтобы избежать их повторения.

Структура контрольной работы должна включать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Во введении указываются актуальность и значимость темы, формулируются цель и задачи работы. Основная часть работы распределяется на разделы, соответствующие пунктам плана, и раскрывающие тему в целом. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, к которым пришел автор. Список литературы, приведенный в конце работы, должен указывать только те источники, которые были действительно использованы студентом.

Список рекомендованной литературы составлен к каждой теме. Однако сказанное не означает, что студент в выборе литературы жестко ограничен необходимостью привлекать только те источники, которые рекомендованы. Он вправе подбирать литературу самостоятельно. Это могут быть периодические издания: журналы «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Социально-политический журнал», «Вестник МГУ. Серия 18» или монографии, освещающие соответствующие социальные проблемы, наряду с информацией, полученной из интернет источников. Используя в тексте выдержки из источников, слушатель должен правильно оформить на них сноски:

  • Фамилия и инициалы авторов.

  • Название произведения – без сокращений и без кавычек.

  • Выходные данные (место издания, издательство, год издания).

  • Место издания – с прописной буквы. Москва и Санкт-Петербург сокращенно (М., СПб.), а другие города полностью (Ростов, Томск и т.п.); двоеточие.

  • Наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая.

  • Том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка; после арабских цифр тома или части – точка; тире.

  • При обозначении года указываются только цифровые данные.

Например: Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1998.

При использовании материалов периодической печати (журнальная информация) необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, журнала, год, номер издания.

Например: Ромашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. – 2004. – № 4.

Работа будет не зачтена в том случае, если при ее написании будет привлекаться только материал учебников и справочной литературы, типа словарей или энциклопедий.

Текстовой материал письменной работы может быть написан в тетради или представлен в машинописном (компьютерном) варианте. Работа печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4 (210x297) или близких к нему форматов. Междустрочный интервал – 2 интервала в машинописном варианте, интервал — полуторный в компьютерном варианте (шрифт Тimes New Roman; кегль 14). В одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак; абзацный отступ равняется 5 знакам; на одной странице сплошного текста должно быть 28-30 строк.

Объем контрольной работы должен составлять 20-25 рукописных страниц или 15-20 листов машинописного текста.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоведение» гсэ. Ф. 06 Для направления/специальности 010700. 62, гсэ. Ф. 06, «Физика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 010700.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Аудит» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ аудит» Кафедра экономики

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности экономиста – обеспечение эффективной информационной учетной системы в организации путем использования современных методов осуществления учетных процессов, формирования учетных показателей и внутренней
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Международные стандарты аудита» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ аудит» Кафедра экономики

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности экономиста – обеспечение эффективной информационной учетной системы в организации путем использования современных методов осуществления учетных процессов, формирования учетных показателей и внутренней
  4. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  5. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Прокопьевского филиала Томского государственного университета, обучающихся на историческом, физическом,

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Комплекс содержит: программу учебного курса, перечень тем и вопросов к семинарским занятиям, перечень вопросов для подготовки к зачетам

Другие похожие документы..