Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Животный мир представляет собой важную часть биосферы нашей планеты. Вместе с растениями животные играют исключительную роль в миграции химических эл...полностью>>
'Закон'
При заключении соглашения о новации, согласно которому организация обязуется погасить заем только денежными средствами, проценты по предоставленному з...полностью>>
'Документ'
2. Забезпечити виконання Національного плану дій з реалізації проекту із сприяння торгівлі і транспортуванню Рамкової програми ГУАМ – США із сприяння...полностью>>
'Документ'
Участники программы стажировки в Австралии  получают возможность пройти оплачиваемую стажировку в австралийской компании по многим специальностям. Сро...полностью>>

Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Экономико-математическое моделирование» для студентов очной формы обучения

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.М. Светлов

Задания и методические указания к лабораторному практикуму по курсу
«Экономико-математическое моделирование»

для студентов очной формы обучения
(направления «экономика» и «менеджмент»)




Москва 2009




Аннотация

Учебное пособие содержит задания к лабораторным работам по курсу «Экономико-математическое моделирование», состоящие в разработке и экономическом анализе решений несложных, но содержательных в экономическом отношении оптимизационных и эконометрических моделей. Отрабатывается использование анализа «затраты-выпуск», методов линейного и нелинейного программирования, элементарные параметрические и непараметрические методы эконометрики. Задания ориентированы на приобретение навыков взаимодействия с экономистами-математиками в процессе решения задач по управлению хозяйственными комплексами различного масштаба и уровня сложности.

Введение

Представленный в настоящем издании цикл заданий предназначен для проведения лабораторных работ во время аудиторных занятий по курсу «Экономико-математическое моделирование» объёмом 60-70 часов аудиторных занятий. Предполагается, что на выполнение лабораторного практикума затрачивается примерно половина времени аудиторных занятий по данному курсу — в среднем по 3 часа на одну лабораторную работу.

Особенность предлагаемых заданий состоит в том, что они обеспечивают достаточную практическую подготовку по изучаемому курсу выпускникам вузов, профессия которых не требует самостоятельной разработки оригинальных экономико-математических моделей либо руководства такой разработкой. Однако приобретаемые навыки обеспечивают успешное взаимодействие с экономистами-математиками в процессе решения задач по управлению хозяйственными комплексами различного масштаба и уровня сложности, а также позволяют эффективно работать с экономической литературой, содержащей математическую нотацию и числовые примеры.

При разработке заданий автор опирался на классическую структуру курса «Экономико-математическое моделирование», но при этом стремился насытить её наиболее содержательными приёмами математического моделирования, трудоёмкость которых ещё допускает их освоение в формате лабораторной работы. Так, в данное пособие включены лабораторные работы по моделированию инвестиционного портфеля, размещения производства по филиалам, по анализу технологической эффективности фирм при помощи метода оболочки данных.

За рядом вполне естественных исключений, задания построены таким образом, чтобы они не представляли собой условные расчётные примеры, а имели очевидный студенту экономический смысл, приводя к конкретным предложениям по подготовке и принятию хозяйственных решений. По замыслу составителя, лабораторные работы должны стимулировать критическое отношение к осваиваемым математическим методам, формировать понимание границ их применимости.

Лабораторные работы не имеют сквозного характера, выполняются независимо одна от другой и потому могут дополнять практические курсы, построенные на основе учебных материалов других авторов, в том числе по более объёмным курсам. Если, напротив, на изучение данного курса выделено меньшее количество часов либо сочетание объёмов теоретического и практического курсов отличается от рекомендуемого в пользу изложения теоретического материала, преподаватель может опустить некоторые лабораторные работы либо отдельные их задания.

Студенты должны ознакомиться с содержанием лабораторной работы заранее во время самостоятельной подготовки, причём обязательно после освоения теоретического материала (лекций и рекомендуемой литературы) по соответствующей теме. Если отдельные положения заданий или методических указаний к ним студенту не вполне понятны, он должен обратиться к преподавателю с вопросом до начала лабораторной работы. При выполнении этих требований и в отсутствие нештатных ситуаций (например, компьютерных сбоев) для выполнения лабораторного практикума в полном объёме не требуется внеаудиторной работы (помимо подготовительной).

Как правило, лабораторные работы должны выполняться в компьютерном классе. При этом на одного преподавателя (включая ассистентов и стажёров) должно приходиться не более десяти-двенадцати студентов. В противном случае эффективность выполнения лабораторных работ снижается, так как студентам приходится ожидать пояснений преподавателя при возникновении затруднительных ситуаций. При подобных обстоятельствах студентам приходится завершать выполнение лабораторных работ во время самостоятельной подготовки.

Лабораторная работа №1.
Модели межотраслевого баланса

Цель работы: приобрести элементарные практические навыки экономических расчётов при помощи моделей межотраслевого баланса.

Приборы и материалы: одно из нижеперечисленного: микрокалькулятор; КПК, оснащённый табличным процессором; ПЭВМ, оснащённая табличным процессором.

Задание
  1. На основании данных таблицы «Затраты-выпуск» (см. индивидуальные варианты задания 1 ниже) рассчитать коэффициенты прямых и полных затрат.

  2. На основании данных таблицы коэффициентов прямых затрат (см. индивидуальные варианты задания 2 ниже) рассчитать:

  • коэффициенты полных затрат;

  • объёмы валовой продукции, обеспечивающие заданный чистый выпуск;

  • таблицу «Затраты-выпуск»;

  • цены, обеспечивающие производство в каждой отрасли заданной добавленной стоимости.

  1. Оформить отчёт.

Методические указания по выполнению задания

Вычисление обратной матрицы можно выполнить любым из известных вам методов (например, метод присоединённой матрицы, метод алгебраических дополнений) или с помощью функции МОБР табличного процессора Microsoft Excel. Для проверки правильности вычисления обратной матрицы умножьте её на исходную.

Требования к отчёту

Помимо индивидуального варианта задания, алгоритма решения и ответа, в отчёте следует представить проверку правильности проведённых вычислений и экономическую интерпретацию результатов расчётов (всюду, где она возможна).

Если преподавателем не предписано иначе, отчёт предоставляется в электронном виде на дискете или с использованием средств компьютерных телекоммуникаций.

Литература

Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Федосеева. — 2 е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — п.6.1…6.4.

Варианты заданий

Таблицы «Затраты-выпуск» к заданию 1

Вариант 1

Вариант 2

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

50

60

80

60

A

40

18

25

21

B

25

90

40

25

B

16

9

25

16

C

25

60

40

35

C

80

45

50

75

Вариант 3

Вариант 4

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

18

30

25

1

A

150

180

240

60

B

45

90

20

20

B

75

270

120

25

C

36

36

50

30

C

75

180

120

35

Вариант 5

Вариант 6

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

50

120

80

60

A

40

18

75

21

B

50

180

80

50

B

16

9

75

24

C

25

120

40

35

C

240

135

150

75

Вариант 7

Вариант 8

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

18

30

50

5

A

150

180

80

30

B

45

90

40

5

B

75

270

40

25

C

72

90

100

4

C

25

60

40

35

Вариант 9

Вариант 10

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

10

12

16

20

A

40

180

25

21

B

25

90

8

25

B

160

90

250

100

C

25

60

6

35

C

80

450

50

75

Вариант 11

Вариант 12

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0

30

25

100

A

150

90

240

60

B

45

90

20

20

B

75

135

120

25

C

36

36

40

30

C

75

90

120

35

Вариант 13

Вариант 14

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

50

12

80

60

A

40

18

75

20

B

5

18

8

50

B

16

9

75

20

C

25

12

20

35

C

24

15

15

75

Вариант 15

Вариант 16

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

18

30

40

50

A

100

150

80

30

B

45

100

40

15

B

75

200

40

20

C

0

90

100

40

C

25

60

30

35

Вариант 17

Вариант 18

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

50

12

8

6

A

40

18

25

60

B

5

18

8

50

B

16

9

25

20

C

20

12

20

35

C

24

15

5

75

Вариант 19

Вариант 20

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

18

30

40

9

A

100

100

100

300

B

45

90

40

6

B

75

0

40

20

C

0

90

100

40

C

25

60

30

35

Коэффициенты прямых затрат к заданию 2

Вариант 1

Вариант 2

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,3

0,4

0,2

50

A

0,3

0,4

0,2

21

B

0,2

0

0,3

15

B

0,2

0,1

0,4

0

C

0,7

0,5

0,2

35

C

0,5

0,5

0,2

75

Доб.ст.

5

5

7

x

Доб.ст.

12

6

6

x

Вариант 3

Вариант 4

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,3

0

0,2

150

A

0,1

0,1

0,2

50

B

0,2

0,1

0,4

115

B

0,2

0,2

0,4

50

C

0,3

0,5

0,5

135

C

0,3

0,5

0,4

125

Доб.ст.

15

15

21

x

Доб.ст.

0

16

32

x

Вариант 5

Вариант 6

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,1

0,1

0,2

100

A

0,1

0,1

0,2

40

B

0,2

0,2

0,4

105

B

0,2

0,2

0,3

0

C

0

0,8

0,4

135

C

0,1

0,8

0,4

75

Доб.ст.

12

15

17

x

Доб.ст.

12

6

60

x

Вариант 7

Вариант 8

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,1

0,3

0,2

50

A

0,1

0,4

0,2

20

B

0,2

0,2

0,3

105

B

0,2

0,2

0,2

20

C

0,1

0,4

0,4

35

C

0,1

0,4

0,4

65

Доб.ст.

8

15

7

x

Доб.ст.

120

0

120

x

Вариант 9

Вариант 10

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,6

0,4

0,2

20

A

0,6

0,4

0,1

20

B

0,2

0,5

0,2

15

B

0,2

0,1

0,2

20

C

0,1

0,4

0,4

35

C

0,1

0,4

0,4

65

Доб.ст.

50

60

20

x

Доб.ст.

12

36

36

x

Вариант 11

Вариант 12

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,6

0,4

0,1

20

A

0

0,4

0,1

21

B

0,2

0,1

0,2

15

B

0,2

0,1

0,2

70

C

0

0,4

0,3

25

C

0,6

0,4

0,3

75

Доб.ст.

6

6

7

x

Доб.ст.

12

6

0

x

Вариант 13

Вариант 14

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,7

0,4

0,1

30

A

0,7

0,4

0,1

30

B

0,2

0,1

0,2

15

B

0,2

0,1

0,2

15

C

0,6

0

0,3

25

C

0,2

0

0,5

25

Доб.ст.

50

55

70

x

Доб.ст.

12

16

6

x

Вариант 15

Вариант 16

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,7

0,4

0,1

5

A

0,6

0,4

0,1

80

B

0,2

0,1

0,2

15

B

0,2

0,6

0,2

80

C

0,2

0,3

0,3

65

C

0,2

0,3

0,3

0

Доб.ст.

12

6

6

x

Доб.ст.

80

80

0

x

Вариант 17

Вариант 18

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,6

0,2

0,1

70

A

0,1

0,2

0,1

75

B

0,2

0,6

0,2

65

B

0,2

0,6

0,2

20

C

0,2

0,3

0

100

C

0,2

1

0

30

Доб.ст.

20

25

60

x

Доб.ст.

80

80

60

x

Вариант 19

Вариант 20

Ресурсы

Отрасли

КП

Ресурсы

Отрасли

КП

A

B

C

A

B

C

A

0,1

0,2

0,1

70

A

0,1

1

0,1

0

B

0,2

0,6

0,2

65

B

0,2

0,6

0,2

210

C

0,4

1

0,2

50

C

0,4

0,1

0,2

75

Доб.ст.

35

30

17

x

Доб.ст.

10

16

16

x

Лабораторная работа №2.
Практикум по решению задач линейного программирования

Цель работы: овладеть практическими навыками решения задач линейного программирования симплексным методом.

Приборы и материалы: линейка, угольник (или циркуль), карандаш; микрокалькулятор либо КПК, оснащённый табличным процессором; ПЭВМ, оснащённая табличным процессором; программа линейной оптимизации Sunset XA.

Задание


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины экономико-математические методы и модели в бизнесе и управлении (наименование учебной дисциплины по учебному плану)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономико-математические методы и модели в бизнесе и управлении» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры менеджмента и маркетинга
  2. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов очной формы обучения по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Составители Ю. С. Москаленко А. В. Ямшанов

    Методические указания
    В методическом указание раскрываются основные виды дипломных работ, структура, содержание и требования, которые предъявляются к работе, а также порядок ее выполнения и защиты; приводится примерный перечень тем дипломных работ.
  3. Рабочая программа учебная дисциплина Экономико-математические модели ля студентов очного обучения по специальности

    Рабочая программа
    Целью изучения курса «Экономико-математические модели» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по применению математических методов в экономических исследованиях и в частности в построении
  4. Бюллетень новых поступлений Техническая литература за май – август 2011 автоматика и телемеханика

    Бюллетень
    Иванов А.А. Основы автоматизации управления : Учеб.пособие / А. А. Иванов, С. А. Кудрявцев, С. Л. Торохов ; НГТУ. - Н.Новгород : [Б.и.], 2006. - 127 с.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направление подготовки 230700. 62 «прикладная информатика» профиль подготовки «прикладная информатика в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    ПЛАТОНОВ М. Л. АЛГЕБРА И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 230700.

Другие похожие документы..