Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это обусловлено рядом прич...полностью>>
'Сказка'
Прибытие в Чоп в 06:20. Пересадка в автобус, пересечение границы. Автобусная экскурсия по Будаешту "Коротко о главном". Переезд в Хедешхалом...полностью>>
'Методические рекомендации'
Цель пособия – оказать практическую помощь студентам 4 курса заочного отделения при прохождении учебной практики по специальности «Педагогика и метод...полностью>>
'Инструкция'
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА МО «ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСК...полностью>>

Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы Концепция  Программа  Тематическое планирование

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

образовательная модель «экология в системе культуры»



В.А. Самкова

Интегрированный курс

«Экология»

для учащихся 5—9 классов основной школы

Концепция  Программа  Тематическое планирование

2011

Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.

Программа курса входит в учебно-методический комплекс (УМК) для 5-9 классов основной школы, разработанный в соответствии с образовательной моделью «Экология в системе культуры». УМК включает учебные пособия для школьников (5-9 кл.), практикумы (рабочие тетради), а также методические рекомендации для учителя . УМК может быть использован при преподавании курса «Экология», на уроках биологии, географии, обществознания, а также для организации внеклассной работы, занятий профильных клубов, кружков в системе дополнительного образования.

В данную брошюру включены концепция, программа, тематическое планирование интегрированного курса «Экология», варианты его использования в образовательном процессе школы, требования к экологической подготовке учащихся. Программа разработана с учетом требований ФГОС основной школы (2011) и согласована с примерными программами основных учебных предметов. В Приложении дана анкета для педагогов-экспериментаторов, позволяющая оценить эффективность и качество учебных пособий, входящих в УМК.

© Издательство «Академкнига/учебник», 2011

© Самкова В.А., 2011

Содержание

Введение

4

I. Концепция интегрированного курса «Экология» для учащихся 5—9 классов основной общеобразовательной школы

5

1. Приоритетные цели и задачи курса

8

2. Системообразующие идеи, принципы и понятия курса

12

II. Программа и варианты использования УМК в образовательном процессе школы

15

1. Варианты использования УМК «Экология в системе культуры» в образовательном процессе

16

2. Тематическое планирование курса

18

3. Требования к подготовке учащихся

21

4. Программа

24

5 класс. Введение в экологию: Живая планета

24

6 класс. Экология: Природа. Человек. Культура

27

7 класс. Экология: Среды жизни на планете

31

8 класс. Экология: Экосистемы и человек

34

9 класс. Экология: Город, в котором мы живем

36

Приложение. Анкета «Оценка учебных пособий , входящих в УМК «Экология 5—9», учителем-экспериментатором»

42

Введение

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда — в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.

Через осознание собственного «Я», своего места в этом мире, через осознание многообразных взаимосвязей с окружающим миром человек приходит к пониманию законов всеобщего единства и необходимости сохранения природного равновесия. Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человека. Разрушая природу или равнодушно наблюдая, как ее разрушают другие, человек, тем самым разрушает свое духовное и физическое «Я». Человек — часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе.

Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.

Но как построить образовательный процесс таким образом, чтобы школьник соотносил полученные знания и навыки с собственными проблемами, интересами, задачами как на личном, так и на общественном уровне? Как должно строиться преподавание экологии, чтобы абстрактные понятия стали «рабочими» и помогали воплощать экологические принципы в реальной жизни?

Известный афоризм «У любой проблемы всегда есть легкое решение — ясное, приемлемое и… неверное» в значительной степени относится и к проблеме школьного экологического образования. На первый взгляд, она решалась достаточно логично: был разработан ряд документов, в том числе Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994), проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); предмет «экология» был введен в федеральный базисный учебный план. Однако затем и образовательная область, и предмет были исключены и из стандартов, и из федерального базисного учебного плана на долгие годы. И вот предполагается вновь ввести экологию в учебные планы: в соответствии с проектом ФГОС среднего (полного) общего образования экология отнесена к числу учебных предметов, выбираемых обучающимися из предметной области «Естествознание».

Предлагаемая вниманию педагогов концепция интегрированного курса «Экология» и разработанный на ее основе учебно-методический комплект для основной школы (5—9 классы) — один из вариантов разработки содержания и структуры экологического образования на этапе основной школы. В таком контексте данный курс может рассматриваться как пропедевтический по отношению к курсу, изучаемому в 10—11 классах, на завершающем этапе школьного обучения.

Авторы надеются, что вошедшие в комплект материалы будут полезны не только учителям, преподающим дисциплины естественного, но и гуманитарного цикла, а также педагогам системы дополнительного образования.

I. Концепция интегрированного курса «Экология» для учащихся

5—9 классов основной общеобразовательной школы

Если человек, по самой своей сущности и природному назначению, хочет образовываться именно как человек, как цельная человеческая личность, то его воспитание и обручение должны охватывать, включать в себя все звенья целостного космоземного единства. Нельзя ограничиться изолированным, разрозненным изучением только природы, или общества, или космоса, или человека.

Б.Т. Лихачев. Философия воспитания

Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных подходов к ее разработке, к определению конечных результатов, выраженных в виде требований к подготовке учащихся в данной области. Стремительно нарастающее в последние годы число программ, учебных и методических пособий — объективное явление, которое отражает поисковый характер экологизации образовательного процесса.

Однако, углубляясь в научные и практические изыскания, связанные с решением данной проблемы, мы не должны забывать о том, что основа учебно-воспитательного процесса — это, прежде всего, усвоение школьниками содержания системы учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания — науки, искусства, нравственности, права — в плоскость усвоения. Основу учебного предмета составляет его программа — систематическое и иерархическое описание тех знаний, умений, ценностей, которыми должен овладеть учащийся. Указывая состав компонентов содержания и их связи, программа тем самым проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении предлагаемого им учебного материала. Поэтому разработка программы, определение содержания того или иного базового или элективного курса, в том числе и экологической направленности, представляет собой не частнометодический вопрос, а центральную комплексную проблему всей системы образования.

Какие же основные черты характеризуют реальное состояние экологического образования в современной школе?

В основе школьного экологического образования, которое, конечно же, не должно сводиться только к преподаванию предмета экология, лежат разнообразные программы. Условно их можно разделить на четыре группы:

  • программы экологизированных базовых учебных курсов: биология с основами экологии, химия с основами экологии, физика и окружающая среда и т.д.;

  • программы интегрированных курсов, содержание которых раскрывает общие основы экологии;

  • программы факультативных и элективных курсов (модулей), отражающих различные направления современной экологии: агроэкология, экология города, глобальная экология и т.д.;

  • образовательно-воспитательные программы полевых и лабораторных экологических практикумов, комплексных учебно-исследовательских проектов.

Как показывает анализ содержания опубликованных в различных учебно-методических изданиях программ, большинство из них имеет преимущественно обучающий характер. Основная цель их преподавания заключается, как правило, в «углублении» и «расширении» экологических знаний. Такой подход ни в коей мере не умаляет достоинств этих программ. Однако анализ данной ситуации позволяет сделать два важных вывода:

  • программы экологического характера продолжают оставаться наиболее специализированными, а интегрированные подходы не дают планируемого в соответствии с целью экологического образования результата;

  • наиболее значимое содержание программ является в то же время наиболее абстрактным и отдаленным от реалий повседневной жизни.

В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности. Целью обучения в данном случае является усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности.

Если обратиться к опыту и терминологии высшей школы, то речь в данном случае идет о разработке программ практических курсов, в основе которых лежит овладение учащимися различными видами деятельности экологического характера, в отличие от преобладающих в практике школы курсов теоретических, о чем уже было сказано выше.

Еще одним существенным признаком, характеризующим состояние экологического образования в школе, является его дискретность. Несмотря на то, что ни у кого из педагогов — и теоретиков, и практиков — не вызывает сомнения важность разработки и внедрения системы непрерывного экологического образования, в реальной ситуации экологизация образовательного процесса организуется на основе разрозненных курсов, модулей, блоков. Об этом говорят и названия методических изданий, в которых публикуются программы — это в основном «сборники». На сегодняшний день школьное экологическое образование в большинстве случаев может быть охарактеризовано как эпизодическое, фрагментарное, состоящее из отдельных, слабо взаимосвязанных частей. Эта проблема становится еще более масштабной при нынешней трактовке понятия «непрерывное образование», как системы, где «основной ствол» образования (дошкольное образование—начальная школа—средняя школа—высшая школа—повышение квалификации) составляет единое целое со всеми параллельными образовательными структурами, т.е. с неформальным и внеформальным образованием.

Кратко охарактеризуем три составляющих системы непрерывного образования:

  • формальное образованиеего содержание определяется руководством образования; усвоение этого содержания является обязанностью обучающихся, а результаты систематически оцениваются;

  • неформальное образование редко имеет обязательный характер — оно в основном факультативно, организуется школой, детскими и молодежными организациями, самими учащимися в сотрудничестве с родителями, культурными сообществами (кружки, соревнования, фестивали, экскурсии, классы в природе, дома творчества и т.д.); содержание, методы, формы, длительность занятий детерминированы менее жестко и исходят в основном из желаний учащихся и возможностей педагогов;

  • внеформальное образование характеризуется нерегулярностью, разными источниками информации (СМИ, семья, сверстники и т.д.); однако его влияние постоянно растет и многие специалисты даже убеждены в его большем влиянии на личность человека, чем формального образования.

Речь идет, таким образом, о необходимости создания особой образовательной среды, единого образовательного пространства, в которое человек попадает с рождения. Это пространство объединяет структуры всех типов образования и придает им равноправный статус, что отсутствует в настоящее время. При этом главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт личности, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

Таким образом, проблема разработки программ, которые, во-первых, были бы направлены на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы, а во-вторых, позволяли бы на основе интегративного содержания предмета «экология» формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.

1. Приоритетные цели и задачи курса

Современное образование, представляя собой наиболее массовую социальную систему, является вместе с тем одной из самых консервативных систем. Уже не одно десятилетие оно в своем глобальном измерении не удовлетворяет потребностей социальной жизни, продолжая транслировать в будущее культуру, знания и ценности индустриально-потребительского общества, способствуя приближению глобальной экологической катастрофы. Ее предотвращение требует поисков новых моделей образования, разработка которых должна основываться на нетрадиционной цивилизационно-образовательной парадигме.

Возможность решения проблемы приближающегося кризиса через реформу образовательной системы впервые прозвучала в седьмом докладе Римского клуба “Нет пределов обучаемости”. Обучение должно быть “предвосхищающим” вместо нынешнего “запаздывающего”, идущего по следам действительности, неспособного догнать ее, лишь адаптирующего человека к уже свершившемуся. “Нужно учиться строить будущее”, — с этим основным положением доклада связано также и требование активного участия обучаемых в учебном процессе, организации диалога, двусторонней связи, уничтожения границ между обучаемым и обучающим. Только таким образом, по мнению авторов доклада, может быть выполнен социальный заказ — воспитание людей, способных на введение новшеств, понимание и решение глобальных проблем.

В связи с этим изменяется и традиционная иерархия в триаде целей образования:

AutoShape 4
Как видно из приведенной схемы, в соответствии с новой иерархией целей первостепенное значение придается формированию ценностей как основы и фундамента всякой культуры, а также развитию компетенций. При этом знания и ценности перестают противоречить друг другу. Более того, проявление компетенции (от лат. competere — соответствовать) может рассматриваться как применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями — ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.

Экология является уникальной областью человеческого знания в силу того, что экологическое знание само по себе уже имеет ценностный характер. В таком контексте экологизация выступает как транслирование в содержание школьного образования экологического (постнеклассического) стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии как науки. С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане его соответствия целям и ценностям человечества и может быть названо наиболее современным.

По мнению специалистов, почти все неблагоприятные стороны современной экологической ситуации обязаны свои появлением так называемому «деятельному экологическому невежеству». Логичным будет предположение, что выход из данной ситуации может быть найден в противоположном явлении, которое, следуя аналогии, мы охарактеризуем как «деятельную экологическую образованность», представляющую собой в самых общих чертах синтез знаний, ценностей и практической деятельности. Формирование такой позиции может рассматриваться как цель экологического образования. Говоря научным языком, «стратегической целью экологического образования является воспитание экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости» .

Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Так, на уровне начального образования (1—4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.

Основная школа (5—9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.

На уровне полной средней школы (10—11 классы) формируется экологическая ответственность личности; происходит усвоение системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней; наиболее полно осознается сущность экологических проблем современности и необходимость устойчивого развития современной цивилизации.

Определяя приоритетную цель курса «Экология», авторы исходили из положения о том, что в основе жизнедеятельности человека лежат два фундаментальных отношения: отношение человека к человеку и отношение человека к природе. Под отношением в данном случае понимаются сознательные, избирательные связи человека (конкретно — школьника) с объектами и явлениями окружающей его среды. Осознать отношение —значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего “Я” и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я» . Сущность человека характеризуется его отношением к людям. Именно социальные связи ответственны за формирование важнейших человеческих качеств, включая речь, мышление, нравственность. Включение в понятийный аппарат экологического образования отношений «человек—человек» обычно упускается, хотя на современном этапе именно они во многом определяют характер отношений человека к природе, глубину его вмешательства в экологическую ситуацию.

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. Одной из важнейших характеристик системы отношений человека к социоприродному окружению является ответственность составная часть и форма проявления социальной активности. Осознание человеком ответственности представляет собой воспитательный аспект педагогического процесса.

Исходя из этого, авторы определяют цель курса «Экология»: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.

Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:

  • помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны — как лично значимую;

  • способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  • формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;

  • развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (т.е. умении предвидеть, прогнозировать), умении находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование по курсу химии для дистанционного обучения 11 класс

    Тематическое планирование
    4. Количество учебных часов, отводимых на изучение курса – 119 часов, из них 9 часов – резервное время, которое может быть использовано на обобщение материала по всему курсу.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования содержание

    Основная образовательная программа
    Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ Карасевской средней общеобразовательной школы, рассмотрена и согласована Управляющим советом (протокол № 8 от 22.
  3. Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2-10 классов общеобразовательных учреждений Минск 2007

    Документ
    Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений (программы представлены в авторской редакции).
  4. Программа расчета температурных полей и окисления металла в радиоэлектронных приборах tfta V 0 Тип

    Программа
    Программа TFTA v.1.0 (Temperature Field and Tarnishing Analysis version 1.0) предназначена для моделирования процессов окисления и тепломассопереноса, протекающих в радиотехнических материалах и на их поверхности при работе радиоэлектронного
  5. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 Г. Климовска московской области

    Основная образовательная программа
    Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.

Другие похожие документы..