Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Комментарии двух менеджеров по опыту применения MRP в своих компаниях: Я не знаю как мы обходились до сих пор без MRP Наше планирование перешло из сос...полностью>>
'Статья'
связанным с осуществлением лицензирования: 1) использования атомной энергии; ) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержаще...полностью>>
'Документ'
Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью во...полностью>>
'Исследование'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшегопрофессионального образования «Санкт-Петербургский государственныйуниверситет ин...полностью>>

Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЛЕВЧЕНКО Виктория Вячеславовна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Самара-2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

Бим-Бад Борис Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Бездухов Владимир Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Сохранов Владимир Васильевич

Ведущая организация ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Защита состоится 16 июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Самарский государственный университет».

Автореферат разослан «_____» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Куриленко Л.В.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Мировое образование, представляя собой макросистему, объединяет большое число педагогических систем, в значительной мере различающихся по своим философским и культурным традициям, по уровню целей и задач, а также по своему качественному состоянию. Вместе с тем, оформилось немало общих организационных, содержательных элементов, ценностных ориентиров, которые позволяют рассматривать их в качестве серьезного внутреннего консолидирующего потенциала (А.П. Лиферов), что находит отражение в подписании рядом европейских государств Болонского соглашения.

Появилось понимание того, что реализация интеграционных процессов, прослеживающихся во всех сферах жизнедеятельности человека, должна базироваться на новой образовательной парадигме в высшей школе, суть которой заключается в достижении принципиально новых целей профессиональной подготовки, в ином уровне образования отдельной личности: гармонизация отношений человека с природой через освоение современной научной картины мира; овладение современными методами научного познания, стимулирующими интеллектуальное развитие и обогащающими мышление; успешная социализация достигается погружением в существующую культурную, в том числе техногенную и компьютеризованную среду; самообразование приобретает непрерывный характер; широта базового образования позволяет достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Человечество постоянно накапливает научные факты, усматривая в этом свое главное предназначение, поэтому содержание большого количества разнообразных наук давно перешагнуло пределы человеческого разума и ограничило возможности каждого из нас охватить все знания. Разнообразие наук привело к тому, что специалисты давно перестали понимать друг друга, а каждая наука, решая свои проблемы, стала вырабатывать свой специфический язык. Как следствие, замедляется дальнейшее развитие научного знания, его изучение (образование) и использование, хотя существует потребность в универсальных специалистах и, соответственно, в универсальных знаниях.

Теоретический анализ научной литературы позволяет утверждать, что с конца XX века в ходе интеграционных процессов педагогическая деятельность все в большей мере нуждается в расширении границ узкой специализации. Реформи­рование системы образования выявило факты, подтверждающие необходимость создания особой педагогической системы, фундаментальных педагогических структур, ориентированных на универсальные и обобщенные знания, на формирование общей культуры и развитие способности личности к целостному мировосприятию.

Вместе с тем, объединение научного знания, целью которого является обнаружение общего в различных областях исследования, с методологической точки зрения имеет свои границы, ибо в конечном итоге оно связано с появлением новых интегративных наук, их делением на другие дисциплины, которые представляют собой еще один промежуточный уровень интеграции между более общими науками и специальными областями (Б.М. Бим-Бад, А.Я. Данилюк, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, В.Г. Разумовский). Факт переноса моделей и методов одной науки в другие, соответственно из одних учебных дисциплин в другие, свидетельствует о том, что в различных системах действуют, по существу, общие закономерные связи. Взаимосвязь различных наук, отдельных областей конкретной науки направляется на поиск принципов и критериев их синтезирования, на выявление характера взаимовлияния и взаимопроникновения понятий различных наук. Отмечается влияние междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции на стремление ученых разработать системы понятий конкретных наук, а также определить методологические функции общенаучных понятий (П.В. Алексеев, М.С. Асимов, А.П. Турсунов, М.И. Берулава, Е.И. Бражник, В.П. Казначеев, Ю.Л. Климантович, Н.Е. Овчаренко и др.).

Анализ и осмысление научной литературы, посвященной интеграции и интеграционным процессам (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, Ю.И. Дик, М.К. Енисеев, Н.Я. Коростылева, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, Л.В. Тарасов, А.П. Тряпицына, С.Ю. Тюнников, В.В. Усанов, Г.Ф. Федорец, С.Г. Швецова и др.) показывает, что данная проблема исследуется на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях.

На философском уровне решаются вопросы сущности, природы интеграции, рассматриваются характеристики интеграционных процессов в различных сферах жизнедеятельности человека, обосновываются пути и способы построения теорий, педагогических концепций на основе интеграции. На общенаучном уровне изучаются вопросы создания новых научных направлений, их укрупнение, синтез, выявляются новые уровни целостности знания через его уплотнение, которое стимулирует процесс проникновения понятий, методов, теорий одних отраслей знаний в другие, экстраполируются общетеоретические положения на новые научные области исследования. На частнонаучном уровне изучаются вопросы интеграции знаний в отдельных научных отраслях, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности, которые указывают на определенную совокупность фактов и определяют предмет отдельной науки. Педагогика, являясь теоретической формой освоения действительности, представляет собой систему различных теорий, каждая из которых находит свое отражение в системе понятий, а их совокупность образует ее понятийно-терминологическую систему, активно отражающую педагогическую реальность. В итоге интеграция позиционируется как общенаучная категория и входит в педагогическую науку, целостность критериев которой (человек, личность, индивидуальность, субъект, педагогический процесс, воспитание, образование и др.) представляет собой открытую систему для интеграции - целостного процесса и одновременно составной части более широкой системы - интеграционных процессов в образовании (Л.А. Артемьева, М.А. Берулава, В.В. Гаврилюк, В.И. Загвязинский, И.Г. Ибрагимов, И.К. Курамшин, М.И. Махмутов, Г.Н. Сериков, Ю.С. Тюников, Л.Д. Федотова и др.).

Состояние проблемы интеграции в педагогической науке, традиции толкования интеграции как педагогической категории (религиозно - эзотерическая, позитивистско - редукционистская, диалектическая - основные традиции; аналитическая, синергетическая - дополнительностные традиции), исходную основу которых образуют соответствующие философские учения, показывают, что среди теоретиков (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, А.С. Арсеньев, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад, Л.И. Божович, Л.П. Буева, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Э.В. Галажинский, Э.В. Ильенков, В.Е. Клочко, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Л.Н. Куликова, А.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровский, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др.) нет единого мнения относительно полного набора категорий педагогики и определения их сути. Являясь общенаучной категорией, интеграция проявляется и функционирует в педагогике по-особому, согласно канонам педагогических систем. Суть педагогической интеграции заключается в протекании объединительных процессов по всем элементам учебно-воспитательного процесса (содержание, формы, методы) для достижения интегративности, что выражается: расширением функций образования (интегративная функция); инновационным обучением (интегрированное обучение); модернизацией образования (интегрированные технологии); результатом образования (целостная личность). Происходящие в мире интеграционные процессы стимулируют поиск средств осуществления интеграции в образовании, которое по своей природе, смыслу и функциональной нагрузке представляет институт воспроизводства человеческих ресурсов, а образовательная среда становится базой интеграции знаний и развития гуманистических отношений.

Анализ научной литературы и педагогической практики, изучение запро­сов образовательных учреждений и общества к профессиональной подготовке современных специалистов с учетом особенностей протекания интеграционных процессов в образовании позволили выявить ряд противоречий между:

-ростом теоретического знания и отсутствием системообразующих факторов, определяющих его целостность;

-ориентацией современной науки на междисциплинарное развитие и недостаточной изученностью интеграционных тенденций в различных отраслях знаний;

-наличием феномена интеграции и интеграционных процессов в различных сферах жизнедеятельности человека и недостаточной изученностью их влияния на развитие педагогической науки;

-необходимостью разработки адекватного методологического подхода, определяющего стратегию исследования, и отсутствием научных исследований в области методологии педагогической науки, обобщающих существующий теоретический материал по определению сути, структуры и функционального обеспечения интегрированного подхода;

-возрастающей потребностью общества в специали­стах интегративного профиля, обладающих несколькими специальностями, и несовершенством системы подготовки специалистов такого уровня;

-социальным заказом на специалистов в области образования, способных организовать интегрированное обучение, и неготовностью учителей к поиску эффективных средств формирования целостной картины мира школьников, а также отсутствием специалистов, владеющих методикой интегрированного обучения;

-существующими традициями профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов и отсутствием апробированной системы подготовки учителей, готовых организовать интегрированное обучение, обеспечивающее реализацию интеграционных процессов в начальной школе;

-новыми тенденциями в профессионально-педагогической подго­товке учителей и отсутствием апробированной системы обучения будущих учи­телей преподаванию иностранного языка на основе интегрированного подхода.

Проблема исследования обусловлена стремлением найти пути разрешения указанных противоречий. В теоретическом плане - это проблема выделения сути и оснований педагогической интеграции. В практическом плане - это проблема определения содержания и средств профессионально-педаго­гической подготовки, базирующейся на интегрированном подходе, обеспечивающей формирование готовно­сти студентов - будущих учителей начальных классов к организации интегрированного обучения.

Объект исследования: процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов для образовательных учреждений.

Предмет исследования: интегрированный подход к подготовке учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка, обеспечивающий их готовность к организации интегрированного обучения.

Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированной концепции профессионально-педагогической подготовки специалистов на основе интегрированного подхода.

Гипотеза исследования. Интеграция, как процесс слияния в единое целое дифференцированных элементов, выступает в качестве функционального условия существования систем, в которых протекают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Повышение качества образования в условиях интеграционных процессов требует педагогически целесообразной интеграции научного знания, что будет способствовать формированию целостной картины мира.

Исходим из того, что готовность к организации интегрированного обучения является базовым свойством личности учителя при смене парадигмы российского образования в ходе его интеграции в мировую систему. В процессе сложившейся профессионально-педагогической подготовки возникает противоречие между устойчивыми образовательными структурами с глубокими традициями просвещенческого характера и требованиями к учебному процессу, обеспечивающему постижение картины мира как исходного глобального образа мира, содействуя интеграции личности в общество. Сензитивность младшего школьного возраста для формирования целостной картины мира обостряет проблему подготовки учителей к разработке содержания научного знания на основе принципа межпредметной интеграции, расширяющей возможности восприятия культуры и межкультурного взаимодействия. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке специалистов (учителей начальных классов с правом преподавания иностранных языков) будет обеспечивать формирование готовности будущего учителя к организации интегрированного обучения младших школьников в рамках реализации интеграционных процессов в педагогической системе (начальной школе), если:

-раскрыта сущность научных представлений об интеграции и интеграционных процессах как научных феноменах;

-обоснована сущность интеграции как педагогической категории;

-выделены основания педагогической интеграции и определены факторы ее реализации;

-определены особенности протекания интеграционных процессов в профессиональном образовании;

-обоснована сущность интегрированного подхода к профессионально-педагогической подготовке специалистов для образовательных учреждений;

-определена суть и разработана структура готовности учителей начальных классов к организации интегрированного обучения младших школьников;

-смоделирована и апробирована система профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность научных представлений об интеграции и интеграционных процессах как научных феноменах.

2.Обосновать сущность интеграции как педагогической категории.

3.Выделить основания педагогической интеграции и определить факторы ее реализации.

4.Определить особенности протекания интеграционных процессов в профессиональном образовании.

5.Обосновать сущность интегрированного подхода к профессионально-педагогической подготовке специалистов для образовательных учреждений.

6.Определить суть и разработать структуру готовности учителей начальных классов к организации интегрированного обучения младших школьников.

7.Смоделировать и апробировать систему профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка, обеспечивающую формирование у них готовности к реализации интегрированного обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общемировое развитие, как составная часть мировой политики и экономики, интеграционные тенденции активизировали социальный процесс образования целостности из частей, систем из элементов - интеграционный процесс (объединение государств в интеграционные группы для достижения общих целей, интеграционные сообщества), который выступает в виде формы сотрудничества, а его результат закономерно представляется целостным образованием из ранее разобщенных элементов. Интеграционные процессы сегодня усиливаются при смене парадигмы образования в ходе его интеграции в мировую систему, что требует сохранения традиций отечественной школы. На основе мировых интеграционных процессов создается единое образовательное пространство, принимаются единые стандарты качества образования, вводятся принципы сравнимости учебных программ, степеней, дипломов об образовании. Интеграция в образовании и происходящие интеграционные процессы сопровождаются описанием и объяснением сути разных сторон педагогических явлений в рамках общей теории интеграции, что будет достижимо при единстве терминов (понятий), раскрывающих содержание этого научного феномена.

Эволюция современного знания представляется процессами его диффе­ренциации, систематизации и интеграции на основе получения массива объективных сведений о мире и их концептуальной перера­ботки с учетом специфики субъективного фактора, в результате чего созда­ется множество форм отражения действительности. Интеграция обусловлена взаимопроникновением элементов различных областей знания, ростом их обобщенности, комплексности, уплотненности, организованности, что требует унифицированной системы познавательных средств. Особой формой интеграции знания является целостная картина мира как структурированная, внутренне согласованная гносеологическая целостность, которая будет сформирована в ходе реализации целостного педагогического процесса, способствующего системно-структурным связям между любыми предметами мира средствами межкультурного взаимодействия.

2. Интеграция, пронизывая все элементы образования и подструктуры педагогической деятельности, является механизмом развития педагогической науки. Как педагогическая категория, она отражает двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату. Интеграцию следует рассматривать как педагогическую категорию через проявление в образовании множества взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности, результат которой представляют физические, душевные и духовные новообразования, отличающиеся относительной устойчивостью, определенностью и законченностью.

Суть педагогической интеграции следует определять через объект педагогической науки (педагогические системы различных уровней, базирующиеся на идее интеграции); через предмет педагогической науки (педагогические условия функционирования интегрированных педагогических систем); через взаимодействие педагогики с другими науками (интегрированные методы познания).

3. Сложность практического применения интеграции обусловлена отсутствием реально действующих механизмов интеграции научного знания, позволяющего увидеть общее среди разобщенных фактов, понять их причинно-следственные связи. Общие основания объединения, взаимодополнения, унификации разрозненных частей научного знания представляют основания науки в виде совокупности идей, посредством которых обосновываются принципы научного познания (философские основы науки). Основанием для интеграции является форма систематизации знаний, опосредующая влияние философских категорий и принципов на конкретные научные теории, представляющаяся в виде научной картины мира, которая формируется путем диалектического синтеза знаний, отражающих сущность наиболее общих взаимосвязей в природе, обществе, личности, мире в целом. Исходным совокупным онтологическим основанием педагогической интеграции выступают полисистемность, полиструктурность, гетерогенность педагогической деятельности; гносеологическим основанием - система педагогического знания. Основания обусловливают потенциальную возможность осуществления интеграционных процессов, являясь их предпосылками. Факторы (внешние вызывают потребность наук во взаимодействии; внутренние факторы активизируют внедрение инновационных средств обучения) реализации педагогической интеграции инициируют осуществление данных процессов. Организационный аспект интеграционных процессов в образовании требует разработки концепций педагогических систем; содержательно-методологический аспект - отбора критериев проектирования интегрированного содержания; структурно-технологический аспект - определения критериев оценки качества образования.

4. Интеграционный процесс в образовании, имея свои особенности, выражается в результате формирования многомерной целостности личности, что требует создания условий для осуществления интегративно-педагогической деятельности. Подготовка к ее реализации должна проходить поэтапно (подготовительный, вводно-коррекционный, операциональный, контрольно-оценочный) с использованием интегрированных технологий (технологии интегрированного обучения), задающих концептуальную основу профессиональной подготовки студентов - будущих учителей. Интегрированное содержание профессионально-педагогической подготовки должно направляться на развитие способностей решать педагогические проблемы различной сложности на основе интегрированных знаний. Разрешение противоречия между требованиями социального заказа на специалистов интегративного профиля и существующей практикой педагогической подготовки достигается реализацией интегрированного подхода.

5. На фоне усложняющихся требований общества к личности учителя начальных классов происходят изменения в процессе его профессионально-педагогической подготовки, ориентированной на результат организации интегрированного обучения в начальной школе, который представляет собой процесс формирования целостной картины мира ученика. Осознание специалистами интегративного профиля сути интегрированного обучения становится возможным тогда, когда в учебном процессе моделируются проектные ситуации, стимулирующие потребность будущих учителей в организации обучения младшего школьника иностранному языку на основе межпредметной интеграции. Интегрированный подход представляет собой принципиальную методологическую позицию, выражающую взаимосвязь методологической базы (совокупности идей педагогической науки), системы руководящих принципов (содержательная сторона существующей методологической базы) и способов реализации интеграционных процессов в сфере образования. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка должен реализовываться совокупностью принципов организации иноязычного образования, что на практике выражается различными формами и методами (интегрированный урок, интегрированная образовательная технология).

6. Технология подготовки к профессионально-педагогической деятельности базируется на ее особенностях (полиструктурность и полифункциональность). Изменение и появление новых функций, определяющих сущность педагогической деятельности, должно сопровождаться адекватной содержательной перестройкой, что требует обозначения системообразующего фактора, объединяющего в целое элементы системы, стимулирующего деятельностное проявление целостности при сохранении оптимальной доли самостоятельности и автономии каждого элемента. Традиционно в дидактике в качестве системообразующих факторов выступают принципы обучения, которые, интегрируя и конкретизируя цель, создают возможность для ее отражения в содержании, методах и формах. Интеграционная же функция деятельности учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка отражается в цели профессионально-педагогической подготовки учителей в вузе, что требует ее организации на основе интегрированного подхода. Результат такой подготовки должен выражаться в готовности будущего учителя к организации интегрированного обучения младших школьников, показатели компонентов которой свидетельствуют о наличии знаний и способностей для осуществления межпредметной интеграции (когнитивный компонент готовности отражает уровень и качество знаний, необходимых для выполнения проектно-конструкторской деятельности; технологический компонент содержит педагогические умения, способствующие выполнению организаторской и коммуникативной деятельности; рефлексивный компонент обеспечивает выполнение гностической и контрольно-оценочной деятельности).

7. Стратегия деятельности преподавателя вуза по подготовке учителей начальных классов с правом преподавания ино­странного языка должна базироваться на разработке специального содержания, при­ближающего учебную деятельность студентов к исследовательской деятельности по поиску способов объединения знаний по отдельным учебным предметам в целостное учебное знание. Система профессионально-педагогической подготовки включает взаимосвязанные между собой учебные дисциплины на основе доминирующего спецкурса «Межпредметная интеграция в учебном процессе», который, являясь интегрирующим профессионально-ориентированным знанием, направля­ет будущего учителя на осмысление дидактического материала с позиции меж­предметной интеграции, гармонизации естественнонаучной и гуманитарной картины мира. Успешность освоения спецкурса выражается в способности проектировать комплекс уроков по иностранному языку на основе межпредметной интеграции, адекватно отбирать средства реализации образова­тельных, воспитательных и развивающих задач.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования Института профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
  2. Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса 13. 00. 08 -теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена в Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
  3. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной среде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «17» сентября 2009 года в « » часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г.
  4. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится в часов на заседании диссертационного совета Д 212.003.01 при ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по адресу: 125212 г.
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,

Другие похожие документы..