Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
специализиро-ванных информационных систем Руководитель Направления систем управления предприятием Отдел маркетинга и рекламы Отдел продаж Отдел обслуж...полностью>>
'Документ'
Кто он такой, футбольный тренер? Каковы его обязанности, и в какой мере он отвечает за успехи и неудачи? Можно ли считать тренера главным действующим ...полностью>>
'Документ'
Несколько последних десятилетий минувшего века, как и несколько прошедших лет нового тысячелетия, вошли в нашу жизнь как эпоха стремительного научно-...полностью>>
'Рабочая программа'
– формирование навыков и умений, необходимых при практическом применении математических идей и методов для анализа и моделирования сложных систем, пр...полностью>>

Методические рекомендации Екатеринбург 2009 удк ббк о

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Аввакумова И.А., Блинова Т.Л.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Методические рекомендации

Екатеринбург

2009

УДК

ББК

О

Авторский коллектив:

И.А.Аввакумова, Т.Л.Блинова

Рецензенты:

д.п.н., профессор И.Г.Липатникова

Основные вопросы организации и проведения педагогической практики студентов математического факультета: метод. рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 71 с.

В работе представлено положение о порядке проведения практики студентов математического факультета ГОУ ВПО «УрГПУ», программа по педагогической практике студентов 4 и 5 курсов, а также методические рекомендации по выполнению заданий по ТМОМ и НИТ.

Пособие направлено на формирование профессионального потенциала будущих учителей математики. Предназначено студентам педагогических специальностей высших и средних учебных заведений, а также магистрам и аспирантам педагогических специальностей, учителям школ.

Уральский государственный

педагогический университет, 2009

 И.А.Аввакумова, Т.Л.Блинова, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения практики студентов математического факультета ГОУ ВПО «УрГПУ» 6

2. Программа педагогической практики студентов 4 курса математического факультета (специальность «Математика») 17

3. Программа педагогической практики студентов 5 курса математического факультета (специальность «Математика») 20

4. Программа педагогической практики студентов 4 курса математического факультета (направление «Физико-математическое образование», профиль «Математика») 23

5. Программа педагогической практики студентов 5 курса математического факультета (направление «Физико-математическое образование», магистерская программа «Математическое образование») 27

6. Рекомендации к выполнению задания по ТМОМ 30

6.5. Реализация внутрипредметных связей 36

Реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности учителя заключается в отборе материала, который представляет эти связи, в выборе организационных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение этого материала. 36

(Ответ: ). 46

7. Конспект урока 48

8. Самоанализ урока 50

9. Рекомендации к выполнению задания по разработке и использованию дидактических материалов с помощью средств компьютерных технологий 55

10. Рекомендации к выполнению индивидуального задания по теме исследования студентов 4 курса студентов математического факультета (направление «Физико-математическое образование», профиль «Математика») 56

Библиографический список 62

Приложение 1 64

Приложение 2 69

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей целью современной высшей школы является обеспечение будущих специалистов на любом уровне вузовского образования не только общей и профессиональной подготовкой, но и необходимой базой для самообразования, развития способностей, активного использования знаний для решения возникающих реальных научных и производственных проблем.

В условиях изменившегося социального заказа и новых требований общества в качестве результата обучения в педагогическом вузе следует рассматривать подготовку студента, направленную на формирование профессиональной компетентности.

Одним из основных средств профессиональной подготовки будущего учителя является педагогическая практика, которая проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. В процессе педагогической практики происходит активное деятельностное освоение реального образовательного процесса. Студентам предоставляется возможность в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, углубить и закрепить теоретические и методические знания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности, осознать научно-теоретические основы работы учителя. Педагогическая практика дает студентам возможность проверить степень своей готовности к самостоятельной педагогической деятельности.

Выпускник, получивший квалификацию учителя математики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Цель данного пособия – раскрыть основные теоретические положения учебной и педагогической практики студентов 4 – 5 курсов, проиллюстрировать на конкретных примерах образцы выполнения заданий, предусмотренных программой педагогической практики.

Работа с пособием окажет студентам помощь в освоении программы педагогической практики и позволит продемонстрировать умения применять свои знания в практической деятельности, а также грамотно оформить отчетность.

1. ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения практики студентов математического факультета ГОУ ВПО «УрГПУ»

1. Нормативные ссылки

Настоящее Положение о порядке проведения практики студентов математического факультета ГОУ ВПО «УрГПУ» (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, Трудовым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 № 262 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1154, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, Уставом Уральского государственного педагогического университета, Положением о порядке проведения практики студентов ГОУ ВПО «УрГПУ».

Настоящее Положение утверждено Ученым советом математического факультета УрГПУ «29 июня» 2009 г., протокол № 9.

2. Назначение и область применения

Настоящее Положение устанавливает цели и задачи всех видов практик студентов математического факультета, требования к организации, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению практик, ответственность и полномочия субъектов и сторон, участвующих в организации и проведении практик.

Положение адресовано студентам и слушателям математического факультета УрГПУ, обучающимся по всем формам высшего профессионального образования и сторонним организациям (учреждениям), преподавателям и другим лицам, обеспечивающим проведение практик.

3. Общие положения

3.1. Виды и этапы, объем, цели и задачи практик определяются требованиями ГОС ВПО и Положением о порядке проведения практики студентов ГОУ ВПО «УрГПУ» по специальностям/направлениям подготовки высшего профессионального образования.

3.2. Практика студентов математического факультета УрГПУ как форма профессионального обучения и ведущее звено в практической подготовке будущих специалистов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

4. Виды и объем практики

4.1. Основными видами практики студентов математического факультета УрГПУ, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются:

  • по специальности «050201 – Математика» – педагогическая, включающая преддипломную;

  • по направлению «050200 – Физико-математическое образование», профиль «Математика» – учебно-исследовательская и педагогическая;

  • по направлению «050200 – Физико-математическое образование», магистерская программа «050201 – Математическое образование» – педагогическая.

4.2. Педагогическая практика, являясь интегрирующим видом подготовки специалистов, проводится в условиях, максимально приближенных к условиям профессиональной деятельности, в которых студент самостоятельно выполняет реальные профессиональные задачи, определенные программой практики.

5. Цели и задачи практики

5.1. Цель практики:

Педагогическая практика призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки и направлена на решение следующих задач:

5.2. Задачи практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

  • формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по математике;

  • самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по математике;

  • развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя математики и классного руководителя;

  • овладение современными педагогическими технологиями в преподавании математики;

  • отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;

  • освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике;

  • развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

  • овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

6. Содержание практики

  1. Содержание каждого вида практики по специальностям и направлениям подготовки определяется программой практики, которая разрабатывается кафедрой методики преподавания математики университета на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также примерных программ, составленных УМО Министерства образования и науки Российской Федерации по специальностям и направлениям профессиональной подготовки.

  2. Программа практики – нормативный документ, в котором раскрываются цель и задачи практики; определяется перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков; определяется содержание, объем, порядок проведения и защиты результатов практики студентами; приводятся методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

  3. Представленное в программе содержание практики конструируется с учетом требований ГОС ВПО и предполагает:

  • выделение основных структурных единиц в виде тем, стержневых линий, отражающих структуру объекта и предмета, на которые направлена деятельность практиканта;

  • содержательное наполнение структурных элементов на теоретическом и практическом уровнях в виде педагогически адаптированного системного представления знаний, умений и навыков, которые студенту необходимо освоить в период практики.

6.4. Программа практики по каждой конкретной специальности/направлению подготовки разрабатывается для каждого вида практики отдельно и оформляется с учетом требований, предъявляемых к составлению такого вида документов по учебным дисциплинам.

  1. Программа разрабатывается на срок действия Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

7. Организация практики

  1. Требования к организации и объему практики определяются ГОС ВПО. Организация всех видов практики на каждом этапе должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

  2. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком учебного процесса специальности / направления.

  1. Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.

  2. Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ). Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет - не более 24 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ).

С момента зачисления студентов на рабочие места в качестве практикантов на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

  1. Студентам, имеющим стаж практической работы по специальности / направлению подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная практика.

  2. Учебная практика, предусмотренная ГОС ВПО, осуществляется на основе договоров между ГОУ ВПО «УрГПУ» и образовательными учреждениями, в соответствии с которыми указанные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, представляют места для прохождения практики студентов УрГПУ. Практика финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

  3. При наличии вакантных должностей в образовательных учреждениях студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

7.8. Для руководства практикой студентов приказом по ГОУ ВПО «УрГПУ» назначаются руководители практики от кафедр и от образовательных учреждений.

  1. Формы аттестации результатов практики устанавливаются в соответствии с требованиями ГОС ВПО и составленными на их основе учебными планами специальностей/направлений подготовки выпускников.

7.10. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

7.11. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из вуза как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом ГОУ ВПО «УрГПУ».

8. Ответственность и полномочия сторон по организации
и проведению практики

  1. Организация и проведение практики возлагаются на деканат математического факультета и кафедру методики преподавания математики.

  2. Кафедра теории и методики обучения математики университета обеспечивает организацию, руководство и проведение практики:

  • разрабатывает программы практики и необходимые для их проведения учебно-методические рекомендации;

  • подбирает базы для проведения практики и заключает договоры с образовательными учреждениями о прохождении практики студентами;

  • назначает факультетских и групповых руководителей практики;

  • контролирует выполнение программ практики;

  • заслушивает на своих заседаниях отчеты факультетских и групповых руководителей по вопросам организации и содержания практики;

  • ведет делопроизводство по вопросам практики студентов согласно номенклатуре дел кафедры.

8.3. Деканат факультета несет ответственность за общую организацию и проведение практики:

  • контролирует работу кафедр по подготовке и проведению практики, в том числе своевременность составления кафедрами проектов приказов о направлении студентов на практику;

  • анализирует и обобщает отчеты по итогам проведения практики; включают отчеты методистов в годовой отчет работы факультета;

  • ведет делопроизводство по вопросам практики студентов согласно номенклатуре дел деканата; отслеживает проставление результатов практики в зачетных ведомостях, зачетных книжках, журналах успеваемости.

8.4. Учебно-методическое управление УрГПУ:

  • разрабатывает необходимую нормативно-правовую документацию и бланковую продукцию по вопросам организации и проведения практики;

  • заключает договоры на проведение практики студентов в организациях и учреждениях по представлению учебных подразделений;

  • разрабатывает и внедряет системы контроля качества содержания и организации практик;

  • контролирует планирование и выполнение учебной нагрузки преподавателями кафедр в части практической подготовки студентов;

  • издает приказы о направлении студентов на практику;

  • ведет делопроизводство по вопросам практики студентов согласно номенклатуре дел университета.

8.5. Руководители практики от кафедры теории и методики обучения математики осуществляют организацию и контроль практики студентов в рамках своей компетенции.

Факультетские руководители:

  • устанавливают связь с руководством образовательных учреждений, на базе которых проводится практика и совместно с ними составляют рабочую программу прохождения практики студентами;

  • распределяют студентов по местам практики;

  • формируют для утверждения на кафедре состав групповых руководителей-методистов;

  • составляют проект приказа по ГОУ ВПО «УрГПУ» о закреплении студентов за базами практик;

  • организуют подготовку и проведение установочной и итоговой конференции по практике;

  • решают организационно-методические вопросы с общеуниверситетскими кафедрами, участвующими в проведении практики (педагогики, психологии, анатомии и школьной гигиены);

  • осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

  • несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

  • готовят сводный отчет по итогам практики;

  • оценивают результаты выполнения студентами программы практики, выносят итоговую оценку на обсуждение и утверждение кафедрой.

Групповые руководители-методисты:

  • согласовывают с администрацией образовательных учреждений вопросы о назначении к практикантам учителей-стажистов, о распределении студентов по рабочим местам, календарный план прохождения практики;

  • готовят и проводят организационные собрания с группой в вузе и организации;

  • помогают практиканту составить индивидуальный план работы;

  • систематически контролируют выполнение студентами индивидуального плана практики, проверяют дневники практики;

  • оказывают методическую помощь студентам в подготовке уроков и внеклассных мероприятий, в сборе материалов для выпускной квалификационной работы, проводят консультации, анализируют и оценивают деятельность практикантов;

  • принимают участие в подготовке и проведении установочной и итоговой конференций по практике;

  • принимают отчетную документацию студента, оценивают деятельность студентов по выполнению программы практики;

  • составляют и представляют факультетскому руководителю письменный отчет по итогам прохождения студентами практики.

8.6. Студенты-практиканты в своей деятельности по выполнению программ практики строго придерживаются установленного вузом и организациями порядка проведения практики:

  • прибывают на место практики в установленные сроки и получают разрешение руководителя на окончание работы;

  • в период практики соблюдают правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

  • составляют индивидуальный план своей деятельности на практике и согласуют его с групповыми руководителями и наставниками от образовательного учреждения;

  • участвуют в подготовке и проведении установочной и итоговой конференций по практике;

  • в период прохождения практики выполняют все формы и виды работы, предусмотренные программой практики;

  • при выполнении заданий практики проявляют творчество, инициативу, самостоятельность и ответственность;

  • по окончании практики оформляют и представляют групповым руководителям-методистам в установленные сроки отчеты о прохождении практики.

9. Материальное обеспечение

  1. В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.

  2. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми ГОУ ВПО «УрГПУ» с организациями различных организационно-правовых норм.

  3. На студентов, принятых в организации на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс казань 2009 удк ббк г

    Учебно-методический комплекс
    Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350700 «Реклама».
  2. Методическое пособие Уфа 2009   удк 343. 9 Ббк 67. 518. 8

    Учебно-методическое пособие
    Предупреждение правонарушений, совершаемых неформальными молодежными группами [Текст]: методическое пособие / Ю.Л. Казаринов – Уфа : УЮИ МВД России, 2009.
  3. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  4. Учебно-методический комплекс уфа 2009 удк 007 ббк 32. 81

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».
  5. [Текст]: сб тез докл. Межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 19 нояб. 2009 г. / Гоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2009. 93 с

    Документ
    Актуальные проблемы здоровьеформирования у детей, подростков и молодежи [Текст]: сб. тез. докл. Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19 нояб.

Другие похожие документы..