Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Экологические функции почв и устойчивое землепользование. Экологическое нормирование антропогенной нагрузки на почвы. Земельный кадастр в системе оце...полностью>>
'Документ'
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития эконом...полностью>>
'Документ'
Булавинцева Л. И. – к.п.н., доц. – Россия, Брянск, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского: Подготовка учителя к гумани...полностью>>
'Документ'
По-видимому, Оттоманы - это слегка искаженное имя Атаманы. Поэтому в дальнейшем мы иногда будем говорить об Османско-Атаманской Империи и об османах-...полностью>>

Программа воспитания толерантности учащихся толерантность учащихся

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа

воспитания

толерантности

учащихся

толерантность учащихся

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело­века с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У.):

  1. равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

  2. взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам и др.);

  3. равные возможности для участия в политической жиз­ни всех членов общества;

  4. сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

  5. охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

  6. возможность следовать своим традициям для всех куль­тур, представленных в данном обществе;

  7. свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

  8. сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

  9. позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г. У.):

  1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

  2. игнорирование (отказ в беседе, в признании);

  3. негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характерис­тик);

  4. этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

  5. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополу­чие и социальные проблемы на ту или иную группу);

  6. преследования, запугивания, угрозы;

  7. дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе);

  8. расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе  предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие);

  9. ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеж­дение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

  10. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

  11. фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массо­вый террор);

  12. империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля  богатств и ресурсов подчиненных наро­дов);

  13. эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное исполь­зование ресурсов и природных богатств);

  14. осквернение религиозных или культурных символов;

  15. религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

  16. изгнание (официальное или насильственное);

  17. сегрегация, включая апартеид (принудительное разде­ление людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

  18. репрессии (насильственное лишение возможности ре­ализации прав человека), уничтожение и геноцид (содер­жание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

В следующее таблице рассмотрены основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.

1. Знание самого себя

Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии

(способность формировать верные суждения о других людях)

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся 5 класса, уровень сплоченности класса, уровень адаптации к новым условиям обучения, уровень школьной тревожности и выявление проблем межличностных отношений в классном коллективе побудило нас написать данную программу.

Программа направлена на профилактику интолерантного поведения и формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим людям, к семье, к истории и культуре своей Малой Родины, к представителям народов России и мира. Выбирая приемы и методы работы, необходимо также учитывать различные аспекты толерантности: правовой, нравственный, семейный, коммуникативный (межнациональное и межличностное общение), спортивный, музыкальный и пр.

Основные направления в формировании культуры толерантности учащихся

Основные аспекты толерантности, реализуемые в программе:
  • гражданско-правовой,

  • духовно-нравственный,

  • семейный,

  • коммуникативный (межнациональное и межличностное общение),

  • спортивно-оздоровительный,

  • эстетический

  • экологический и др.

Направления работы с классным коллективом
    1. Классные часы гражданско-правовой, патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.

    2. Занятия учащихся (индивидуальные и групповые) с психологом школы по конфликтологии.

    3. Анкетирование учащихся (по уровню сплоченности класса, по уровню воспитанности, по изучению спроса на досуговую деятельность).

    4. Спортивные соревнования с целью привлечения учащихся к здоровому образу жизни и отвлечения от неформальных объединений.

    5. Организация социально-значимой деятельности в классе и школе.

Направления работы с родительским коллективом
  1. Родительские собрания и лектории

  2. Анкетирование родителей

Методы и формы работы по развитию толерантности

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе

  1. Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

  2. Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

  3. Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

  4. Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

  5. Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

  6. Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

  7. Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

  1. Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

  2. Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

  3. Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

  4. Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

  1. Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

  2. Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

  3. Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

  4. Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

  5. Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.

Диагностика уровня толерантности
  1. Тест Филипса «Определение школьной тревожности» для 5-6 классов

  2. Модификация опросника тревожности И. Д. Спилбергера (автор Андреева А. Д.) для 7-11 классов.

  3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого)

  4. Опросник Бойко В. В. «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения.

Содержание работы по формированию культуры толерантности

5 класс

Работа с классным коллективом

Формирование толерантного отношения

Аспекты толерантности

гражданско-правовой

духовно-нравственный

семейный

коммуникативный

экологический

к себе

«Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

к окружающим

«Путешествие в прошлое своей семьи», «Семейный альбом», «День матери», День семьи «Всему начало любовь»

«Новичок в средней школе», «Понимаем ли мы друг друга?», «Наши учителя», «Ищу друга», «Наш класс. Каким он стал?»

к окружающему миру

«Мы несем ответственность за тех, кого приручили», «Берегите Землю»

«Цветы в легендах и преданиях», «Необычное путешествие с капелькой»

к истории и культуре своей Малой Родины:

Мои замечательные земляки

к истории и культуре своей страны

Государственная символика России

Страницы Победы. Детям Вов посвящается

Работа с родительским коллективом



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа воспитания толерантности в моу гимназия №3

    Программа
    «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,
  2. «Воспитание толерантности средствами изучения фольклора народов Приамурья» Творческий отчёт

    Документ
    Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.
  3. Воспитание толерантного сознания у детей через книгу и библиотеку

    Документ
    Номинация «Диалог» Б. Г. Зайналова, Л. С.Удалова, библиотека ср. школы №4 им. Ю. Гагарина Г. Буйнакск, Республика Дагестан Барият Гаджиевна Зайналовна и Лилия Сергеевна Удалова живут и работают в Буйнакске.
  4. Программа «Школа толерантности» (школа взаимопонимания). Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к этому понятию как к важнейшей ценности общества. Задачи

    Программа
    развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу,
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19»

    Программа
    Программа развития образовательного учреждения разработана авторским коллективом школы (члены административного совета, методический совет, методическое объединение классных руководителей, социально-психологическая служба) на период с 2011 по 2015 годы.

Другие похожие документы..