Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Людині для нормального життя необхідно постійно придбавати|придбавати| різні продукти, асортимент яких зараз дуже різноманітний|всілякий|. Орієнтуват...полностью>>
'Программа спецкурса'
1. Цель курса – исследовать когнитивные, психологические, социальные, языковые средства и механизмы, позволяющие влиять на сознание, эмоции, на процес...полностью>>
'Документ'
Исследования психического развития детей начались со вре­мен античной психологии. Первые же работы, связанные с поиска­ми основ психики, основ души (...полностью>>
'Рассказ'
Так оно, впрочем, сплошь да рядом бывает. Другой сказки никто не знает, может быть, именно потому, что она родилась у нас, здесь....полностью>>

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (30)

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

134

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н,П, ОГАРЕВА»

___________________________________________________________________________

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ДИСЦИПЛИНЫ:

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Для специальности

УМК обсужден

032500 «География»,

на заседании кафедры геоэкологии

300400 «Картография»

и ландшафтного планирования

020804 «Геоэкология»

« » сентября 2007 г.

Кафедра геоэкологии

и ландшафтного планирования

Зав. кафедрой, профессор

__________________А.А.Ямашкин

Курс: третий

Семестр: пятый

Одобрен учебно-методической комиссией

Лекции – 36 час.

Географического факультета

Лабораторные занятия – 36 час.

«___» сентября 2007 г.

Самостоятельные работы – 28 час.

Председатель УМК

Консультации – 4 час.

Географического факультета, доцент

Экзамен – 5

_______________________В.Н.Маскайкин

Саранск

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА»

Кафедра Геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины: Ландшафтоведение

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины: Основные принципы, законы и закономерности пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней, основные типологии и классификации ландшафтов, природно-антропогенные геосистемы.

2. Цели дисциплины: Формировать си­стему теоретических знаний о ландшафтной оболочке, умений и навыков комплексного исследования природных территориальных комплексов и антропогенных ландшафтов.

3. Задачи дисциплины:

  • ознакомление с основными теоретическими и методологическими положениями современной географии в области учения о ландшафтах;

  • освоение учения о природно-антропогенных ландшафтах;

  • усвоение знаний, умений, навыков прикладного ландшафтоведения;

  • получение знаний, умений и навыков в области полевых и камеральных ландшафтных исследований.

4. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (ГОС ВПО): дисциплина «Ландшафтоведение» призвана вооружать знаниями студентов в формировании комплексного исследования природных территориальных комплексов и антропогенных ландшафтов. В основе его лежат отраслевые географические и экологические дисциплины (геология, геоморфология, почвоведение, биогеография).

5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины: в результате изучения дисциплины студент должен знать особенности организации комплексных географических исследований. Уметь выявлять и анализировать причинно-следственные связи влияющих на становление, развитие, структуру, функционирование и динамику ландшафтов. Владеть навыками проведения ландшафтных исследований.

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

  • рабочая программа дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой;

  • методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов.

7. Автор элементов УМК: – д.г.н. профессор Ямашкин А.А.

8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины – ГОС по направлению 020800 – Экология и природопользование, методические рекомендации УМО по образованию в области геоэкологии, географии, картографии и геоинформатики.

ПРОГРАММА дисциплины " Ландшафтоведение"

(по ГОС 013600 «Геоэкология»)

Предисловие

Современное ландшафтоведение - одна из тех географических дис­циплин, которая особенно близко стоит к экологии и геоэкрлогии.

Курс "Ландшафтоведение" отличается широким охватом явлений и процессов, свойственных как самой природе, так и обусловленных взаи­модействием с нею человеческого общества. Он нацелен на формирова­ние у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представлений о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем. Утверждение высокой ответственности людей за судьбы очеловеченной природы и жизни на Земле в целом - одна из основных мировоззренче­ских задач предлагаемого курса.

Введение

Ландшафтоведение - наука о ландшафтной оболочке и ее структур­ных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах.

Место ландшафтоведения среди наук о Земле. Ландшафтоведение и геоэкология. Соотношение понятий: "географическая оболочка", "ланд­шафтная оболочка", "биосфера", "антропосфера", "техносфера". Этимоло­гия термина "ландшафт". Этапы развития отечественной ландшафтной географии. Зарубежные школы ландшафтоведения. Структура современ­ного ландшафтоведения как фундаментальной и прикладной науки.

1. Основы теории и методологии ландшафтоведения

Концептуальные основы ландшафтоведения. Принципы сис­темного познания мира. Общенаучные представления о системах. Геосис­темная концепция в ландшафтоведении. Понятия "природный территори­альный комплекс" (ПТК), "природная геосистема", "природно-антропогенная геосистема". Экосистемная концепция. Соотношение понятий "геосистема" - "экосистема". Дополнительность ландшафтного и экологи­ческого подходов в научных исследованиях.

Природные компоненты. Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов - литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительности, животного мира. Вещественные, энергетические, информационные свойства природных компонентов. Их роль в формировании, дифференциации и интеграции ландшафтной обо­лочки. Геокомпонентные подсистемы: геома, биота, биокосная подсисте­ма. Геогоризонты и вертикальная структура природных геосистем.

Связи природных компонентов. Типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Характерные сопряжения природных компонентов в различных физико-географических условиях. Ландшафт­ная индикация и ее принципы. Компоненты-индикаторы; компоненты-индикаты. Прямые и обратные связи компонентов, закон обратной связи. Значение положительных и отрицательных обратных связей в жизни гео­систем.

Иерархия природных геосистем. Основные организационные уровни геосистем: локальный, региональный, планетарный. Их простран­ственно-временные масштабы. Элементарные природные геосистемы -фации. Классификация фаций по типам режимов энерго-массообмена.

Генетические и функциональные сопряжения фаций - подурочища, урочища. Географические местности. Ландшафт - узловая единица гео­системной иерархии. Региональные объемлющие геосистемы (физико-географические провинции, области, страны).

Морфологическая структура ландшафта. Территориальная орга­низованность ландшафта и факторы ее определяющие. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта. Моно- и полидоми­нантные ландшафты. Рисунок (текстура) ландшафта. Горизонтальная структура ландшафта.

Иарагенетические геосистемы. Общие представления о парагене­зисе природных геосистем. Латеральные связи в ландшафтах.

Ландшафтные катены. Бассейновые геосистемы. Ландшафтно-географические поля. Нуклеарные геосистемы - ландшафтные хореоны. Ландшафтные экотоны.

Закономерности ландшафтной дифференциации суши. Природ­ные факторы пространственной дифференциации ландшафтов. Зональ­ность ландшафтов. Ландшафтные зоны на равнинах и в горах. Географи­ческая секторность. Ее влияние на региональные ландшафтные структу­ры. Неотектоника и ландшафтные ярусы. Ландшафтная провинциаль­ность. Экспозиция склонов и ландшафты. Инсоляционная и циркуляцион­ная асимметрия ландшафтов. Правило предварения. Ландшафты барьер­ных подножий. Физико-географическое (ландшафтное) районирование.

История и генезис геосистем. Принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении. Важнейшие факторы ланшафтогенеза и эта­пы эволюции ландшафтной оболочки. Саморазвитие природных геосис­тем. Первичная сукцессия, климакс ландшафта. Палеогеографические исследования становления современных ландшафтов. Метахронность (полихронность) их вертикальной и горизонтальной структур. Ландшафт­ные реликты. Генетические ряды ландшафтов. Проблема возраста ланд­шафта.

Функционирование природных геосистем. Энергетические фак­торы функционирования. Элементарные процессы ландшафтного энерго-массообмена, Морфолитогенез, формирование кор выветривания, почво­образование как результат функционирования ландшафта. Биопродуктив­ность и биомасса ландшафтов. Биологический круговорот веществ. Тро­фические цепи. Закон пирамиды энергии. Биогеохимический круговорот. Опыт стационарных исследований процессов обмена веществом и энерги­ей в ландшафтах.

Динамика ландшафтов. Состояния природных геосистем. Дина­мика ландшафтов - смена состояний. Природные ритмы ландшафтов. Ие­рархия и характерные времена ритмов. Динамические тренды геосистем. Ландшафтные катастрофы. Антропогенная динамика ландшафтов. Цеп­ные реакции разрушительных процессов в ландшафтах. Восстановитель­ная сукцессия.

Проблема устойчивости ландшафтов. Понятие "устойчивость ландшафта". Саморегуляция. Компенсационность, дополнительность, не­обходимое разнообразие ландшафтной структуры как факторы поддержа­ния устойчивости. Влияние переменных состояний, динамических трен­дов, сукцессионных стадий и реликтовости на устойчивость ландшафта.

Инерционность, упругость, пластичность ландшафтных структур. Харак­терные времена релаксаций. Закон толерантности. Пороговые нагрузки и пределы устойчивости разноранговых геосистем. Ландшафтно-экологические ситуации. Критерии, характеризующие их остроту.

Ландшафтное пространство - время. Континуальность - дискрет­ность пространственно-временной организации ландшафтов. Ландшафт­ная полиструктурность. Единство ландшафтного пространства - времени Эргодическая гипотеза в ландшафтоведении. "Стрела" ландшафтного времени и принцип актуализма.

2. Учение о природно-антропогенных ландшафтах Методологические основы, Человечество и окружающий мир,

Планетарная система "природа-общество". Представления о социосфере, этносфере, техносфере, ноосфере, Научные истоки учения об окружаю­щей среде. Географический детерминизм, инвайронментализм, концепция тотального ландшафта. "Антропогенное ландшафтоведение"; геоэкология; социальная экология. Природно-антропогенные ландшафты, специфика их структуры, энергетики, функционирования. Анализ и оценка альтерна­тивных концепций преодоления экологического кризиса с позиций ланд­шафтной географии.

Антропогенизация ландшафтной оболочки. Важнейшие этапы эволюции человечества и земной природы. Взаимоотношения людей и природной среды в условиях присваивающего и производящего типов хозяйства. Экологические кризисы и хозяйственные революции в истории земной цивилизации. Историзм природно-антропогенных ландшафтов. Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы. Целена­правленно созданные и непреднамеренно сформировавшиеся природно-антропогенные ландшафты. Основные направления антропогенизации ландшафтной оболочки.

Современные природно-антропогенные ландшафты. Земельный фонд мира. Геоэкологическая классификация современных ландшафтов. Учение о геотехнических системах. Социально-экономические функции ландшафтов. Ландшафты сельскохозяйственные, лесохозяйственные, го­родские, промышленные, рекреационные. Их природные и производст­венные подсистемы; антропогенное управление (мягкое и жесткое); тер­риториальная организация; функциональное зонирование. Экологический каркас. Особо охраняемые природные территории.

3. Прикладное ландшафтоведение

Производственная оценка ландшафтов. Субъект-объектный под­ход - методологическая основа оценочных исследований. Методы качест­венной и количественной оценки. Экспертные оценки. Бонитировка. Балльные оценки. Экономическая оценка. Оценка ландшафтов для раз­личных хозяйственных целей. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Ландшафтно-экологическое обоснование хозяйственных про­ектов и рационального природопользования. Природно-хозяйственная аттестация и паспортизация ландшафтов. Геоэкологические принципы ландшафтного проектирования. Адаптивный и конструктивный подходы к хозяйственному использованию ландшафтов. Ландшафтно-географическое обеспечение районных планировок и территориальных комплекс­ных схем охраны природы. Ландшафтно-экологические экспертизы хо­зяйственных проектов. Ландшафтный мониторинг и прогнозирование.

Культурный ландшафт. Развитие научных представлений о куль­турном ландшафте. Ландшафты и культурогенез. Геоэкологическая и ис-торико-культурологическая концепция культурного ландшафта. Этниче­ские стереотипы природопользования. Историко-этнографическая кон­цепция хозяйственно-культурных типов ландшафтов. Исторические ландшафты. Современные культурные ландшафты (сельскохозяйствен­ные, городские, рекреационные); структура, функционирование, антропо­генная регуляция. Эстетика и дизайн ландшафта. Ландшафтная архитек­тура.

4. Ландшафтное моделирование

Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели. Классификация и систематика ландшаф­тов. Ландшафтное картографирование. Типы общенаучных и прикладных ландшафтных карт. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное мо­делирование. Приемы ландшафтного дешифрирования аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоин­формационные системы.

Заключение.

Оценка современного состояния и перспектив развития ландшафт­ной географии. Роль ландшафтного подхода в науках о Земле. Ландшафт­но-экологические идеи и будущее человечества.

Практические и семинарские занятия

Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонен­тов. Ландшафтная интерпретация аэрокосмических снимков. Анализ ландшафтных карт. Использование ландшафтных карт в прикладных це­лях. Решение ландшафтно-экологических задач. Научные семинары, по­священные изучению классических трудов по ландшафтной географии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Голубев Г. Н. Геоэкология. – М., 1999.

Дьяконов К. Н. Геофизика ландшафта. - М.,1988. - Гл. 1, 2.

Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М.,1991. - Гл.1, 2, 3,4,7.

Куракова Л. И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность. - М, 1983.

Макунина А. А., Рязанов П. Н. Функционирование и оптимизация ландшафта. - М, 1988. - Гл. 1,3,4,5.

Мамай И. И. Динамика ландшафтов. - М., 1992. - Гл. 2.

Мильков Ф. Н. Общее землеведение. - М., 1990. - Гл. 4.

Николаев В. А. Проблемы регионального ландшафтоведения. - М., 1979. - Гл. 3,4,6,7.

Николаев В. А. Ландшафтоведение: Семинарские и практические занятия. - М., 2000.

Перельман А. И., Касимов Н. С., Геохимия ландшафта. - М., 1999. - С. 16-29.

Программу составил

В. А. Николаев, проф.

(Московский государственный университет)

Рецензенты

П. А. Окишев, Н. П. Торсуев, В. И. Федотов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины: Ландшафтоведение

УТВЕРЖДАЮ

Декан ___________________

"____"______________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Ландшафтоведение

Факультет Географический

Для специальности

Рабочая программа обсуждена

032500 «География»,

на заседании кафедры геоэкологии

300400 «Картография»

и ландшафтного планирования

020804 «Геоэкология»

« » сентября 2007 г.

Кафедра геоэкологии

и ландшафтного планирования

Зав. кафедрой, профессор

__________________А.А.Ямашкин

Курс: третий

Семестр: пятый

Одобрена учебно-методической комиссией

Лекции – 36 час.

Географического факультета

Лабораторные занятия – 36 час.

«___» сентября 2007 г.

Самостоятельные работы – 28 час.

Председатель УМК

Консультации – 4 час.

Географического факультета, доцент

Экзамен – 5

_______________________В.Н.Маскайкин

Саранск

2007



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ ректора по базовому вузу по окпо государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    На основании приказа Федерального агенства по образованию № 254 от 13 марта 2009 «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады в 2009 году»:
  2. Руководство по качеству государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Руководство
    Тюменский государственный нефтегазовый университет является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, находящимся в федеральном подчинении, одним из крупнейших в России учебно-научно-производственных комплексов,
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  4. Федеральное агентство по образованию устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Прошу зарегистрировать новую редакцию Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «наименование вуза» принятую конференцией научно - педагогических работников и представителей других категорий
  5. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Вы держите в руках первое справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы своего ребенка, решает вопросы подбора кадров для организации.
  6. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (10)

    Документ
    Цели и задачи использования информационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно - деятельностных моделей в обучении.

Другие похожие документы..