Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1 N 945 "О гос...полностью>>
'Документ'
Бригадир тракторної бригади № 2 Василь Федорович Глушков із корінних червонознам’янців. Землю, важку працю на ній, знає і поважає, як кажуть, не по ч...полностью>>
'Кодекс'
Статья 174. Уплата алиментов в случае временного выезда или на постоянное место жительства лица, обязанного уплачивать алименты, за пределы Казахстан...полностью>>
'Урок'
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, портрет Арины Родионовны – няни Пушкина, видеофильм «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», мультимедийный проектор, дис...полностью>>

Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В. (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Итоговая оценка СРС выставляется в журнал учебных занятий и учитывается при аттестации студентов в период зачетно - экзаменационной сессии (сокращение числа экзаменационных вопросов при оценке СРС не ниже «хорошо», предоставление права студенту выбора экзаменационных вопросов из предложенных преподавателем, выставление оценки «зачет» по результатам СРС).

Вопросы для самоконтроля

1. Интеллектуальная собственность в системе менеджмента качества и конкурентоспособности.

2.Нематериальные факторы в обеспечении качества и конкурентоспособности: маркировка товаров, штриховое кодирование.

3. Российская премия в области качества.

4. Зарубежный опыт конкурсов и премий в области качества.

5. Особенности управления качеством в Японии.

6. Вклад К. Исикава в деятельность по обеспечению качества.

7. Опыт ведущих зарубежных фирм в области обеспечения и управления

качеством.

8. Управление качеством окружающей среды.

9. Применение международных стандартов ИСО серии 9000 на отечественных предприятиях.

10.Информационное обеспечение системы сертификации продукции.

11. Гражданско–правовые аспекты качества при изготовлении продукции.

12.Американские подходы к проблеме качества.

13.Опыт разработки и внедрения систем качества на отечественных предприятиях.

14.Информационное обеспечение потребителя по вопросам качества.

15.История стандартизации в России.

16. Экологическая сертификация.

Раздел VII. Итоговый контроль

Промежуточный контроль включает в себя оценку знаний на практических и семинарских занятиях, а также оценку самостоятельной работы студентов и зачет.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

Методические рекомендации по проведению экзамена

Отвечать на экзаменационные вопросы следует по существу и без лишних слов. Не следует затрагивать смежные вопросы при ответе, не относящиеся непосредственно к вопросу.

Ответ должен основываться на соответствующей нормативно-правовой базе, строиться в строгой логической последовательности, без повторений. Студент должен уделить большее внимание той части ответа, где сообщаются важные фактические данные, определения.

Критерии оценки знаний

Оценка определяется следующими тремя составляющими:

- результатами ответа на 1-й вопрос;

- результатами ответа на 2-й вопрос;

- результатами ответов на дополнительные вопросы.

При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.

Результаты экзамена оцениваются:

«отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа по следующим направлениям дисциплины:

- Понятие и сущность качества. Система показателей качества.

- Квалиметрия как наука.

- Классификация и характеристика показателей качества и признаков продукции.

- Комплексное управление качеством (TQM).

- Основные методы управления качеством.

- Контроль качества. Организация и виды технического контроля качества.

- Сущность и содержание стандартизации.

- Сущность и содержание метрологии.

- Цели и задачи международной стандартизации. Международные организации но стандартизации.

- Международные стандарты на системы обеспечения качества.

- Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000.

- Сущность, цели и задачи сертификации систем качества

«хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках в изложении материала по следующим направлениям дисциплины:

- Понятие и сущность качества. Система показателей качества.

- Классификация и характеристика показателей качества и признаков продукции.

- Комплексное управление качеством (TQM).

- Основные методы управления качеством.

- Сущность и содержание стандартизации.

- Сущность и содержание метрологии.

- Цели и задачи международной стандартизации. Международные организации но стандартизации.

- Международные стандарты на системы обеспечения качества.

- Сущность, цели и задачи сертификации систем качества

«удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов по следующим направлениям дисциплины:

- Понятие и сущность качества. Система показателей качества.

- Классификация и характеристика показателей качества и признаков продукции.

- Основные методы управления качеством.

- Сущность и содержание стандартизации.

- Сущность и содержание метрологии.

- Международные стандарты на системы обеспечения качества.

- Сущность, цели и задачи сертификации систем качества

«неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов по следующим направлениям дисциплины:

- Понятие и сущность качества. Система показателей качества.

- Классификация и характеристика показателей качества и признаков продукции.

- Сущность и содержание стандартизации.

- Сущность и содержание метрологии.

- Сущность, цели и задачи сертификации систем качества

7.1 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

  1. Качество и потребности Человека.

  2. Качество, ценность и стоимость изделия.

  3. Концепции предпринимательства и качество.

  4. Стадии развития философии качества (фаза отбраковки, фаза управления качеством, фаза менеджмента качества, фаза планирования качества).

  5. Комплексное и тотальное управление качеством (ТОМ).

  6. Принципы управления качеством.

  7. Управление качеством как аспект общего управления организацией.

  8. Субъект, объект и функции управления качеством.

  9. Функциональная схема управления качеством.

  10. Петля качества, спираль качества, модель качества.

  11. Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация о качестве, разработка мероприятий по качеству, принятие решений и их реализация.

  12. Показатели планирования качества.

  13. Технология и инструменты управления качеством

  14. Статистическое управление процессами.

  15. Семь инструментов контроля качества.

  16. Семь инструментов планирования и управления качеством.

  17. Стандарты ИСО серии 9000: назначение, разработка, состав и структура стандартов. Краткая характеристика стандартов.

  18. Состав и краткая характеристика рабочих элементов систем качества. Особенности стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003.

  19. Пересмотр и совершенствование стандартов ИСО 9000.

  20. Особенности международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года.

  21. Философия и концепции в модели ТОМ.

  22. От системы качества по ИСО 9000 к системе всеобщего управления на основе качества (ТОМ).

  23. Роль и задачи службы управления качеством.

  24. Проверки систем качества: внутренние проверки (самооценка),проверки второй стороной (заказчиком или его представителем), проверки третьей (независимой) стороной.

  25. Стандарт ИСО 10011 по проверкам систем качества.

  26. Совершенствование систем качества.

  27. Использование процесса самооценки для улучшения качества деятельности организации.

  28. Отделы технического контроля и их задачи. Роль и задачи метрологической службы в управлении качеством.

  29. Европейские стандарты ЕN 45000 и отраслевые нормативные документы по сертификации.

  30. Закон РФ «О сертификации продукции и у слуг».

  31. Регистр систем качества (РСК) и его нормативно-методическая основа.

  32. Сертификация систем качества.

  33. Требования к экспертам по сертификации систем качества.

  34. Европейская сеть по сертификации систем качества.

  35. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

  36. Информационная база анализа затрат на качество продукции.

  37. Методы анализа затрат на качество продукции.

  38. Управление качеством окружающей среды.

  39. Политика предприятия в области качества.

  40. Аудит качества.

Раздел VIII. Источники

8.1 Основная литература

  1. Басовский А.С., Протасьев В.Б. Управление качеством. Учебник: - М.: ИНФРА-М, 2008г.

  2. Ильенкова С.Д., Володоманова Н.Ю., Ягудин С.Ю. и др. Управление качеством. Учебник для студ. Вузов, 3-е изд., перераб. И доп.: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г., - 352 с., рис., табл., прил.

  3. Коноплёв С.П. Управление качеством. Учебное пособие: - М.: ИНФРА-М, 2009, - 251с.

  4. Черников Б.В. Управление качеством информационных систем в экономике. Учебное пособие: - М.: ФОРУМ, 2009, 239с.

8.2 Дополнительная литература

  1. 0гвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие.- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002г.

  2. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Н.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой.- М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 2004г..

  3. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов.-СПб: ОАО «Издательство «Наука»,2000.

  4. Мишин В.М. Управление качеством.- М.:Юнити-Дана, 2008г.

  5. Спицнадель В.Н. Системы качества. Учебное пособие.-СПб.:Издательский дом «Бизнес-пресса»,2000.

  6. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. Учебное пособие.-М.: Издательская корпорация «Логос», 2009.

  7. Фаянс О.А. Проблемы и методы обеспечения качества. Учебное пособие.- Новгород, НовГУ, 1996.

  8. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. – М.: Тандем, ЭКМОС, 2000г.

8.3 Интернет-ресурс

- Административно-управленческий портал. Наш бизнес-портал предназначен для руководителей, менеджеров, маркетологов, финансистов и экономистов предприятий.

- Коллекция тестов, помогающих оценить деловые и личные качества, психологическое состояние, и по итогам анализа скорректировать поведение и изменить ситуацию. Информация о проекте.

– Федеральный образовательный портал

http://www.consulting.ru/ - Интернет-еженедельник

/ (Компьютеризация управленческих решений. Информация о программных продуктах).

/forum (Комментарии по аналитическому обеспечению принятия управленческих решений).

Раздел IX. Глоссарий

ТЕРМИН

ТОЛКОВАНИЕ

Total quality management (TQM) – всеобщий менеджмент качества

Концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей

Абсолютное измерение

Измерение, основанное на прямых измерениях одной или нескольких основных величин и/или использовании значений физических констант

Автоматизированное средство измерений

Средство измерений, производящее в автоматическом режиме одну или часть измерительных операций

Автоматическое средство измерений

Средство измерений, производящее без непосредственного участия человека измерения и все операции, связанные с обработкой результатов измерений, их регистрацией, передачей данных или выработкой уп­равляющего сигнала

Административно-территориальная стандартизация

Стандартизация, которая проводится на уровне какой-либо административно-территориальной единицы

Аккредитация

официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия

Аккредитующий орган

Орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации

Аттестат аккредитации

Документ, выданный аккредитующим органом и регистрирующий факт официального признания компетентности организации в определенной области деятельности (либо независимости и компетентности)

Аттестация организации

Проверка организации с целью определения ее соответствия критериям аккредитации

Безотказность

Свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки

Ведение классификатора

Комплекс работ, направленных на своевременное внесение изменений во все документы, с ним связанные, доведение этих изменений до пользователей. Работы по ведению координирует Правительство РФ

Верификация

Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены

Взаимозаменяемость

Способность объекта быть использованным без модификации вместо другого для выполнения тех же требований

Вид измерений

Часть области измерений, имеющая свои особенности и отличающаяся однородностью измеряемых величин

Воспроизведение единицы физической величины

Совокупность операций по материализации единицы физической величины с помощью государственного первичного эталона

Воспроизведение производной единицы

Определение значения физической величины в указанных единицах на основании измерений других величин, функционально связанных с измеряемой величиной

Воспроизводимость результатов измерений

Близость результатов измерений одной и той же величины, полученных в разных местах, разными методами, разными средствами, разными операторами, в разное время, но приведенные к одним и тем же условиям измерений (температуре, давлению, влажности и др.)

Всеобщее руководство качеством

Подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества

Гармонизированные стандарты

Стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные различными органами, занимающимися стандартизацией, которые обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами

Государственная метрологическая служба

Метрологическая служба, выполняющая работы по обеспечению

единства измерений в стране на межрегиональном и межотраслевом уровне и осуществляющая государственный метрологический контроль и надзор

Государственная поверочная схема

Поверочная схема, распространяющаяся на все средства измерений данной физической величины, имеющиеся в стране

Государственная система обеспечения единства измерений

Комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровня, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Ростехрегулированием РФ

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

Комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровня, устанавливающих правила, нормы, требования, направ­ленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Ростехрегулированием РФ

Государственный метрологический контроль

Деятельность, осуществляемая государственной метрологической службой по утверждению типа средства измерений, поверке средств измерений (включая рабочие эталоны), по лицензированию деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

Государственный метрологический надзор

Деятельность, осуществляемая органами государственной метрологической службы по надзору за выпуском, состоянием и применением средств измерений (включая рабочие эталоны), за аттестованными методиками измерений, соблюдением метрологических правил и норм, за количеством товаров при продаже, а также за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Государственный первичный эталон

Первичный эталон, признанный решением уполномоченного государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации

Государственный реестр систем сертификации

Официальный перечень зарегистрированных систем сертификации

Государственный эталон единицы величины

Эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории государства

Градация, класс, сорт

Категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству

Дефект

Невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.

Различают дефекты: критические, значительные, малозначительные, сырьевые, технологические и др.

Доаккредитация

Расширение области аккредитации какой-либо аккредитованной организации

Долговечность

Свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта

Доступ к системе сертификации

Возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертификацией согласно правилам системы

Европейская организация по качеству (ЕОК)

Неправительственная международная организация. Создана в 1957 г. с целью разработки и пропаганды применения практических методов и теоретических принципов управления качеством. ЕОК проводит конференции, семинары, рассматривает вопросы управления качеством в технических комитетах, издает специальную литературу

Единица измерения физической величины

Физическая величина фиксированного размера, которой условно присвоено числовое значение, равное 1, и применяемая для количественного выражения однородных с ней физических величин

Единичный показатель качества

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств

Единство измерений

Состояние измерений, характеризующееся тем, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установлен­ных пределах равны размерам единиц, воспроизводимых первичными эталонами, а погрешности результатов измерений известны и с заданной вероятностью не выходят за установленные пределы

Жизненный цикл (петля качества)

Концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения

Законодательная метрология

Раздел метрологии, предметом которого является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и необходимой точности измерений в интересах общества

Затраты, связанные с качеством

Затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество

Знак обращения на рынке

Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов

Знак соответствия

обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту

Идентификация продукции

Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам

Идентичные стандарты

Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления

Измерительный метод определения значения показателя качества

Основан на информации, получаемой с обязательным использованием измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных

Измерительный сигнал

Сигнал, содержащий количественную информацию об измеряемой физической величине

Индикативная ссылка на стандарты

Ссылка на стандарты, указывающая, что одним из путей достижения соответствия определенным требованиям технического регламента является соблюдение указанных стандартов

Индикатор

Техническое средство или вещество, предназначенные для установления наличия какой-либо физической величины или превышения уровня ее порогового значения

Инспекционная поверка средств измерений

Поверка, проводимая органом государственной метрологической службы при проведении государственного надзора за состоянием и применением средств измерений

Инспекционный контроль аккредитованной организации

Проверка, проводимая аккредитующим органом с целью выяснить, что деятельность аккредитованной организации продолжает соответствовать установленным требованиям

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

Контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации

Испытание

Техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой

Исходный эталон

Эталон, обладающий наивысшими метрологическими свойствами из имеющихся (в данной лаборатории, организации, на предприятии) эта­лонов, от которого получают размер единицы подчиненные средства измерений

Калибровка средств измерений, калибровка

Совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодность к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору

Качество

Степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняют потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

Квалиметрия

наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг

Класс точности средств измерений

Обобщенная характеристика данного типа средств измерений и, как правило, отражающая уровень их точности, выражаемая пределами допускаемых основной и дополнительной погрешностей, а также другими характеристиками, влияющими на точность

Контактный метод измерений

Метод измерений, основанный на том, что чувствительный элемент прибора приводится в контакт с объемом измерения

Контроль

Процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки

Корректирующее действие

Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации

Косвенное измерение

Определение искомого значения физической величины на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной

Кратная единица физической величины

Единица физической величины, в целое число раз большая системой или внесистемной единицы

Критерии аккредитации

Требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной

Лицензия (для сертификации) (сертификационная лицензия)

документ изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации

Международная организация по стандартизации (ИСО)

(англ. International Standard Organization — ISO) — неправительственная организация, созданная в 1946 г. Целью ИСО является содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, расширения сотрудничества в области интеллектуальной, науч­ной, технической и экономической деятельности. Для этого раз­работаны международные стандарты, отвечающие достигнутому мировому уровню, научно-техническому прогрессу. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Разработка и пересмотр стандартов по обеспечению качества осуществляются техническим комитетом ИСО 176 «Обеспечение качества». Это организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны

Международный стандарт

Стандарт, принятый международной организацией

Международный эталон

Эталон, принятый по международному соглашению в качестве международной основы для согласования с ним размеров единиц, воспро­изводимых и хранимых национальными эталонами

Менеджмент качества

Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству

Метод измерений

Сочетание принципов и средств измерений, соответствующих выбранному принципу

Методика испытаний

Техническая процедура для определения одной или нескольких специфических характеристик материала или изделия

Метрологическая аттестация средств измерений

Признание метрологической службой узаконенным для применения средства измерений единичного производства (или ввозимого единич­ными экземплярами из-за границы) на основании тщательных исследований его свойств

Метрологическая служба государственного органа управле­ния

Метрологическая служба, выполняющая работы по обеспечению единства измерений и осуществляющая метрологический надзор и консоль в пределах данного министерства (ведомства)

Метрологическая служба юридического лица

Метрологическая служба, выполняющая работы по обеспечении единства измерений и осуществляющая метрологический контроль и надзор на данном предприятии (в организации)

Метрологическая характеристика средства измерений

Характеристика одного из свойств средства измерений, влияющая на результат измерений и на его погрешность

Метрологическая экспертиза

Анализ и оценивание экспертами-метрологами правильности применения метрологических требований, правил и норм, в первую очередь связанных с единством и точностью измерений

Метрология

Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности

Наблюдение в ходе проверки качества

Констатация факта, сделанная в ходе проверки качества, и основанная на объективном доказательства

Надзор за качеством

непрерывное наблюдение и проверка процедур, методов, процессов, продукции, анализ результатов с целью удостоверения соблюдения требований к их качеству. Он может осуществляться заказчиком или от его имени и имеет це­лью проверку выполнения договорных обязательств

Назначение продукции

Способность продукции удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации

Национальный орган по стандартизации

Орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации

Национальный стандарт

Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации

Национальный эталон

Эталон, признанный официальным решением служить в качестве исходного для страны

Начальное значение шкалы

Наименьшее значение измеряемой величины, которое может быть отсчитано по шкале средства измерений

Нестабильность средства измерений

Изменение метрологических характеристик средства измерения за установленный интервал времени

Нестандартизированное средство измерений

Средство измерений, стандартизация требований к которому при­знана нецелесообразной

Нормальные условия измерений

Условия измерения, характеризуемые совокупностью значений или областей значений влияющих величин, при которых изменением результата измерений пренебрегают вследствие малости

Нормативно-техническая документация

Документы, устанавливающие требования

Нормируемые метрологические характеристики типа средств измерений

Совокупность метрологических характеристик данного типа средств измерений, устанавливаемая нормативно-техническими документами на средства измерений

Обеспечение единства измерений

Деятельность метрологических служб, направленная на достижение

и поддержание единства измерений в соответствии с законодательными актами, а также правилами и нормами, установленными государственными стандартами и другими нормативными документами по обеспе­чению единства измерений

Обеспечение единства измерений

Деятельность метрологических служб, направленная на достижение и поддержание единства измерений в соответствии с законодательными актами, а также правилами и нормами, установленными государственными органами

Область аккредитации

Один вид работы или несколько видов, на выполнение которых аккредитована конкретная организация

Область измерений

Совокупность измерений физических величин, свойственных какой-либо области науки или техники и выделяющихся своей спецификой

Объект измерения

Тело (физическая система, процесс, явление и т. д.), которое характеризуется одной или несколькими измеряемыми физическими величинами

Обязательная ссылка на стандарты

Ссылка на стандарты, указывающая, что единственным путем достижения соответствия определенным требованиям технического регламента является соблюдение указанных стандартов

Обязательное требование

Требование нормативного документа, подлежащее обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу

Однократное измерение

Измерение, выполненное один раз

Односторонне согласованный стандарт

Стандарт, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям последнего, а не наоборот

Определяющий показатель качества

Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции

Орган по сертификации

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации

Органолептический метод определения значения показателя качества

Основан на информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания

Основная единица системы единиц физических величин

Единица основной физической величины в данной системе единиц

Основная погрешность средства измерений

Погрешность средства измерений, применяемого в нормальных условиях

Основная физическая величина

Физическая величина, входящая в систему величин и условно принятая в качестве независимой от других величин этой системы

Основное средство измерений

Средство измерений той физической величины, значение которой не обходимо получить в соответствии с измерительной задачей

Оценивание продукции по образцу

Оценивание соответствия на основе одного или нескольких образцов продукции, представляющей производство

Оценка качества

Систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования

Оценка соответствия

Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту

Первичная поверка средств измерений

Поверка, выполняемая при выпуске средств измерений из производства или после ремонта, а также при ввозе средств измерений из-за гра­ницы партиями, при продаже

Первичный эталон

Эталон, обеспечивающий воспроизведение единицы с наивысшей в стране (по сравнению с другими эталонами той же единицы) точностью

План качества

Документ, определяющий, какие процедуры соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту

Планирование качества

Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества

Поверка средств измерений, поверка

Установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспери­ментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям

Поверочная схема для средств измерений

Нормативный документ, устанавливающий соподчинение средства измерений, участвующих в передаче размера единиц от эталона рабочим средствам измерений (с указанием методов и погрешности при передаче), утвержденный в установленном порядке

Показание средства измерений

Значение величины или число на показывающем устройстве средства измерений

Показатель качества продукции

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления

Постоянное улучшение

Повторяющаяся деятельность по увеличение способности выполнить требования

Потери качества

Потери, связанные не реализацией потенциальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности

Проверка

Подтверждение путем экспертизы и представле­ния объективного доказательства того, что установленные правила требования выполнены

Проверка испытательной лаборатории на качество проведения испытаний

Установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний

Проверка качества

Систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям

Программа качества

документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последова­тельность действий, относящихся к конкретной продукции

Программа по стандартизации

План работы органа, занимающегося стандартизацией, в котором перечисляются названия текущих работ по стандартизации

Простое свойство

Свойство, характеризующееся одной особенностью

Процедура

Установленный способ осуществления деятельности или процесса

Процесс

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы

Процесс квалификации

Процесс демонстрации способности выполнить установленные требования

Регистрационный метод определения значения показателя качества

Основан на информации, получаемой путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат

Регистрация

Процедура, посредством которой какой-либо орган указывает соответствующие характеристики продукции, процесса или услуги, или особенности органа или лица в соответствующем общедоступном перечне

Регламентированное значение показателя

Значение, установленное действующими нормативными документами

Результат измерения физической величины

Значение величины, полученное путем ее измерения

Результативность

Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов

Рекомендации

Положение, содержащее совет или указание

Род физической величины

Качественная определенность физической величины

Руководство по качеству

Документ, излагающий систему менеджмента качества организации. Руководство по качеству обычно содержит:

  • политику в области качества;

  • ответственность, полномочия и взаимоотношения персона­ла, который осуществляет руководство, проверяет, анали­зирует работу, влияющую на качество;

  • методики и инструкции системы качества;

положения по пересмотру и корректировке руководства

Самоконтроль

Контроль выполненной работы ее исполните­лем в соответствии с установленными правилами

Сертификат соответствия

Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Сертификационный центр

Юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертификации и испытательной лаборатории

Сертификация

Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Синергия

Возрастание эффективности деятельности в резуль­тате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).

Система аккредитации

Система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов

Система менеджмента качества

Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

Система сертификации

Совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом

Система сертификации однородной продукции (процессов, услуг)

Система сертификации, относящаяся к определенной продукции, процессам или услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и одна и та же процедура

Система физических величин

Совокупность физических величин, образованная в соответствий принятыми принципами, когда одни величины принимаются за независимые, а другие являются функциями независимых величин

Систематическая погрешность измерения

Составляющая погрешности результата измерения, остающаяся постоянной или же закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же физической величины

Сложное свойство

Комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности

Случайная погрешность измерения

Составляющая погрешности результата измерения, изменяющаяся случайным образом (по знаку и значению) при повторных измерениях, проведенных с одинаковой тщательностью, одной и той же физической величины

Случайная погрешность средства измерений

Составляющая погрешности средства измерений, изменяющаяся случайным образом

Совместные измерения

Проводимые одновременно измерения двух или нескольких неодноименных величин для определения зависимости между ними

Совокупные измерения

Проводимые одновременно измерения нескольких одноименных ве­личин, при которых искомые значения величин определяют путем решения системы уравнений, получаемых при измерениях различных сочетаний этих величин

Сообщение

Положение, содержащее информацию

Соответствие

Выполнение установленных требований

Сопоставимые стандарты

Стандарты на одну и ту же продукцию, процессы или услуги, утвержденные различными органами, занимающимися стандартизацией, в которых различные требования основываются на одних и тех же характеристиках и которые оцениваются с помощью одних и тех же методов, позволяющих однозначно сопоставить различия в требованиях

Сохраняемость

Свойство изделия сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования

Социологический метод определения значения показателя качества

Основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции

Средства измерительной техники

Обобщающее понятие, охватывающее технические средства, специально предназначенные для измерений

Средства контроля (испытаний, измерений, анализа)

Установки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится хи­мическим методом, к средствам добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты

Стабильность средства измерений

Качественная характеристик средства измерений, отражающая неизменность во времени его метрологических характеристика

Стандарт

Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения

Стандартизация

Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг

Стандартизированное средство измерений

Средство измерений, изготовленное и применяемое в соответствии с требованиями государственного или отраслевого стандарта

Степень подтверждения

Величина доказательства, обеспечивающая уверенность в том, что установленные требования выполняются

Субъективная погрешность измерения

Составляющая систематической погрешности измерений, обусловленная индивидуальными особенностями оператора

Схема сертификации (форма, способ)

Определенная сово­купность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям

Сходимость результатов измерений

Близость друг к другу результатов измерений одной и той же величины, выполненных повторно одними и теми же средствами, одним и тем же методом в одинаковых условиях и с одинаковой тщательностью

Теоретическая метрология

Раздел метрологии, предметом которого является разработка функциональных основ метрологии

Технический регламент

Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Технический уровень качества продукции

Относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области

Техническое регулирование

Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия

Точностные характеристики средства измерений

Совокупность метрологических характеристик средства измерений, влияющих на погрешность измерения

Точность результата измерений

Характеристика качества измерений, отражающая близость к нулю погрешности результата измерения

Точность средства измерений

Характеристика качества средства измерений, отражающая близость его погрешность к нулю

Традиционный метод определения значения показателя качества

Показатели качества определятся должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений предприятий – конструкторских отделов, ВЦ, служб надежности

Требование

Положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены

Требования к качеству

Выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки

Требования к маркировке

Требования, касающиеся места ее нанесения (на продукцию, ярлыки, упаковку и на тару); способа нанесения (гравировка, штамповка и др.) и содержания

Узаконенное средство измерений

Средство измерений, признанное годным и допущенное для приме­нения уполномоченным на то органом

Улучшение качества

Часть менеджмента качества. направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству

Унификация

Оптимизация количества размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Унификация, как правило, связана с сокращением многообразия. Термин «унификация» обычно понимают как приведение к единообразию технических характе­ристик изделий, документации, терминов, обозначений и т. п.

Унифицированные стандарты

Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию, но не идентичные по форме представления

Управление качеством

Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству

Уровень качества продукции

Относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей

Уровень стандартизации

Форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признака

Условная шкала физической величины

Шкала физической величины, исходные значения которой выражены в условных единицах

Устранение несоответствия

Действие, предпринимаемое в отношении имеющегося несоответствующего объекта с целью устранения несоответствия

Утверждение типа средств измерений

Решение (уполномоченного на это государственного органа управ­ления) о признании типа средств измерений узаконенным для примене­ния на основании результатов их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой специализированной организа­цией, аккредитованными Ростехрегулированием РФ

Утверждение типа средств измерений, утверждение типа

Решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа средств измерений узаконенным для применения на основании результатов их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой специализи­рованной организацией, аккредитованных Ростехрегулирование РФ

Участник системы сертификации

Орган по сертификации, действующий согласно правилам данной системы, но не имеющей возможности участвовать в управлении системой

Ученый – хранитель государственного эталона

Должностное лицо государственного научного метрологического центра, несущее ответственность за правильное хранение и применение государственного эталона и его совершенствование

Физический параметр, параметр

Физическая величина, рассматриваемая при измерении данной фи­зической величины как вспомогательная

Форма подтверждения соответствия

Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Характеристика качества

Собственная характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования

Член системы сертификации

Орган по сертификации, действующий согласно правилам данной системы и имеющий возможность участвовать в управлении системой

Шкала средства измерений, шкала

Часть показывающего устройства средства измерений, представляющая собой упорядоченный ряд отметок вместе со связанной с ними нумерацией

Шкала физической величины

Упорядоченная совокупность значений физической величины, служащая исходной основой для измерений данной величины

Эксперт по аккредитации

Лицо, осуществляющее все или отдельные функции по аккредитации и аттестации организаций, компетентность которого признана аккредитующим органом

Эксперт-аудитор по качеству

Специалист, имеющий квалификацию для проведения проверки качества

Экспертный метод определения значения показателя качества

Определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов

Эталон единицы величины

Средство измерений, предна­значенное, для воспроизведения и хранения единицы величины (кратных либо дольных ее значений) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины

Эталон единицы физической величины, эталон

Средство измерений или комплекс средств измерений, предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единицы и пере­дачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам из­мерений и утвержденные в качестве эталона в установленном порядке

Эталон сравнения

Эталон, применяемый для сличения эталонов, которые по тем или иным причинам не могут быть непосредственно сличены друг с другом

Эталонная база страны, эталонная база

Совокупность государственных первичных и вторичных эталонов, являющаяся основой обеспечения единства измерений в стране

Эффективность

Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

Раздел X. Схемы

Рис. 1. Инструменты контроля качества.

Рис. 2. Контрольный листок

Рис. 3. Пример построения гистограммы.

Рис. 4. Диаграмма разброса.

Рис. 5. Пример анализа диаграммы разброса.

Рис. 6. Пример диаграммы Парето.

Как выглядит диаграмма Исикавы?

Схема причинно-следственной диаграммы

Где:

  1. Система причинных факторов

  2. Основные факторы производства

  3. Материалы

  4. Операторы

  5. Оборудование

  6. Методы операций

  7. Измерения

  8. Процесс

  9. Следствие

  10. Параметры качества

  11. Показатели качества

  12. Контроль процесса по фактору качества

Рис. 3.7. Диаграмма Исикавы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В. (1)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Сравнительный менеджмент» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521500 «Менеджмент»,
  2. Учебно-методический комплекс менеджмент гостиничного и туристического бизнеса Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент гостиничного и туристического бизнеса» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по

Другие похожие документы..