Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
ЧЕЛОВЕК. Общеславянское. Происхождение неясно. Возмоно, яавляется сложным словом, состоящим из чело и век. Первая часть – чело – имела значение «верх...полностью>>
'Конспект'
Підручник / А. М. Герасимович, М. Д. Алексеєнко, І. М. Парасій-Вергуненко та ін.; За ред. А. М. Герасимовича. — К.: КНЕУ, 2004. — 599 с. ISBN 966–574...полностью>>
'Документ'
Приоритетами в работе облкомитета, горрайинспекций при осуществлении госконтроля по охране и рациональному использованию водных ресурсов являлись рег...полностью>>
'Документ'
. Площадь Тайланда - 514 тыс.км.кв. Население - около 60 млн. человек. Язык - тайский Население Бангкока - свыше 6 млн. человек. Административно стра...полностью>>

Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В. (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение в предмет.

Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики

Понятие и сущность качества

Система показателей качества продукции

Характеристика основных терминов

Квалиметрия как наука

Роль и методы квалиметрии в области практического применения

Классификация и характеристика показателей качества продукции

Комплексное управление качеством

Методы управления качеством

Основы стандартизации и метрологии

Сертификация систем качества

Раздел III. Содержание дисциплины

Введение в предмет. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики

Цели и задачи курса. Объект изучения. Предмет изучения. Методы изучения. Структура и логика курса. История вопроса. Актуальность управления качеством. Его роль в экономическом развитии страны. Связь с другими научными дисциплинами. Учебники и литература.

Тема 1. Методология и терминология управления качеством

Понятие и сущность качества. Система показателей качества продукции. Уровень качества и методы его определения. Характеристика основных терминов: качество, обеспечение качества, управление качеством, система качества, петля и спираль качества. Качество как экономическая категория и объект управления. Классификация затрат на качество. Экономическая эффективность улучшения качества.

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3,4;

    • дополнительные: 6, 9, 10,11.

Тема 2. Квалиметрия в управлении качеством

Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Принципы квалиметрии. Сущность измерения качества в квалиметрии. Классификация и характеристика показателей качества продукции. Классификация и характеристика признаков продукции. Связь показателей качества с признаками продукции.

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 7, 8, 9,10.

Тема 3. Системный подход к управлению качеством

Отечественный опыт в области управления качеством: зарождение и развитии основных элементов управления качеством, формирование и совершенствование инструментария по оценке качества продукции, работ, услуг, методологии управления качеством.

Зарубежный опыт в области управления качеством: сравнительный анализ принципов, методологии и инструментария американского, японского и европейского подходов. Основные этапы развития системы качества.

Комплексное управление качеством (TQM). Цели, принципы, методология TQM. Развитие системы взаимоотношений поставщик-потребитель и управление персоналом в рамках TQM.

Источники:

    • обязательные: 1, 2,3,4;

    • дополнительные: 5, 6, 8, 10.

Тема 4. Методы управления качеством

Основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством. Планирование и стимулирование качества продукции.

Контроль качества. Организация и виды технического контроля качества. Статистические методы контроля качества. Статистический приемочный контроль. Входной контроль качества продукции. Выборочный контроль качества продукции.

Формирование планов контроля качества продукции.

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 9, 10, 11,12.

Тема 5. Стандартизация и метрология в управлении качеством

Сущность и содержание стандартизации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные методы стандартизации. Ответственность предприятий за нарушение обязательных требований государственных стандартов. Система стандартов и нормативных документов в области стандартизации.

Сущность и содержание метрологии. Законодательство в области метрологии. Государственная метрологическая служба РФ, се цели, задачи, функции. Калибровка и поверка средств измерений.

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 6, 7, 8, 9,11, 12.

Тема 6. Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по

обеспечению качества

Цели и задачи международной стандартизации. Международные организации но стандартизации. Региональные организации по стандартизации. Деятельность международной организации по стандартизации ИСО. Международные стандарты на системы обеспечения качества. Структура базовых стандартов ИСО серии 9000. Принципы обеспечения и функции управления качеством.

Источники:

    • обязательные: 1, 2,3, 4;

    • дополнительные: 6, 7, 8, 10, 12.

Тема 7. Разработка системы качества на предприятии

Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000.

Документальное оформление системы качества. Этапы внедрения системы качества в производство. Обеспечение функционирования системы качества.

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 6, 7,8,10.

Тема 8. Сертификация систем качества

Сущность, цели и задачи сертификации систем качества. Порядок проведения: сертификации систем качества (этапы). Европейская сеть по сертификации систем качества.

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 6, 7, 9.

Раздел IV. Планы семинарских занятий

4.1 Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Семинарское занятие 1 по теме 1: «Теоретико – методологические основы управления качеством продукции» - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ управления качеством продукции

Вопросы к обсуждению:

1.Дайте определение понятию «качества» как философской категории.

2.Дайте определение понятию «качества» по международному стандарту ИСО 8402-86 и по ГОСТ 15467-79.

3. Что понимается под «управлением качеством»?

4. Что такое «система качества»?

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Основные подходы к управлению качеством» и «Оценка конкурентоспособности продукции и услуг».

Номер задания по практикуму: 1,2,3,4,5,6,7,8,9

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3,4;

    • дополнительные: 6, 9, 10,11.

Семинарское занятие 2 по теме 2: «Квалиметрия в управлении качеством» - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области квалиметрии.

Вопросы к обсуждению:

1. Квалиметрия как наука.

2. Принципы квалиметрии.

3. Классификация и характеристика показателей качества продукции и характеристика признаков продукции.

4. Связь показателей качества с признаками продукции.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Определение показателей качества продукции» и «Интегральный показатель качества».

Номер задания по практикуму: 10,11,12,13,14,15,16,17

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 7, 8, 9,10.

Семинарское занятие 3 по теме 3: «Системный подход к управлению качеством» -2 часа*

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области системного подхода к управлению качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Отечественный опыт в области управления качеством.

2. Зарубежный опыт в области управления качеством.

3. Анализ принципов, методологии и инструментария американского, японского и европейского подходов.

4. Основные этапы развития системы качества.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Возможности использования зарубежного опыта по управлению качеством на отечественных предприятиях разных отраслей» и «Международная система стандартов ISO 9000 по управлению качеством продукции».

Номер задания по практикуму: 18,19,20,21,22,23,24,25,26

Источники:

- обязательные: 1, 2, 4;

- дополнительные: 5, 6, 8, 10.

* - для студентов направления подготовки (бакалавр) 080100.62 Экономика – 3 часа

Семинарское занятие 4 по теме 4: «Методы управления качеством» - 2 часа*

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области методов управления качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Основные методы управления качеством

2. Контроль качества.

3. Формирование планов контроля качества продукции.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Определение риска поставщика и риска потребителя» и «Система одноступенчатых и многоступенчатых планов контроля».

Номер задания по практикуму: 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37

Разбор конкретных ситуаций:

  • по разработке мероприятий в области планирования и стимулирования качества продукции на конкретном предприятии.

  • по организации технического контроля

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 9, 10, 11,12.

* - для студентов направления подготовки (бакалавр) 080100.62 Экономика – 3 часа

Семинарское занятие 5 по теме 5: «Стандартизация и метрология в управлении качеством. Система управления качеством» - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области стандартизации, метрологии и систем управления качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность и содержание стандартизации.

2. Основные методы стандартизации.

3. Сущность и содержание метрологии.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Формирование системы качества на предприятии» и «Разработка отдельных документов системы качества».

Номер задания по практикуму: 38,39,40,41,42.43.44.45

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 6, 7, 8, 9,11, 12.

Семинарское занятие 6 по теме 6: «Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества» - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества

Вопросы к обсуждению:

1. Цели и задачи международной стандартизации.

2. Международные организации но стандартизации.

3. Международные стандарты на системы обеспечения качества.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Деятельность международной организации по стандартизации ИСО» и «Принципы обеспечения и функции управления качеством».

Номер задания по практикуму: 46,47,48,49,50,51,52,53

Источники:

    • обязательные: 1, 2,3, 4;

    • дополнительные: 6, 7, 8, 10, 12.

Семинарское занятие 7 по теме 7: «Управление затратами на обеспечение качества» - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области разработки системы качества на предприятии

Вопросы к обсуждению:

1. Методика разработки и внедрения систем качества.

2. Документальное оформление системы качества.

3. Этапы внедрения системы качества в производство.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Использование методов функционально-стоимостного анализа» и «Использование матрицы анализа функционирования производственной системы»

Номер задания по практикуму: 54,55,56,57,58

Разбор конкретных ситуаций:

  • по анализу процесса обеспечения качества продукции на предприятии

  • по классификации затрат на качество

  • по использованию методов калькуляции затрат на качество: метод ПОД, метод калькуляции затрат, связанных с процессами, метод определения потерь вследствие низкого качества

  • по учету и анализу потерь от брака

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 6, 7,8,10.

Семинарское занятие 8 по теме 8: «Сертификация систем качества» - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области процесса сертификация систем качества

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность, цели и задачи сертификации систем качества.

2. Порядок проведения: сертификации систем качества (этапы).

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Европейская сеть по сертификации систем качества»

Номер задания по практикуму: 59,60,61

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 6, 7, 9.

4.2 Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по теме 2: «Квалиметрия в управлении качеством»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области квалиметрии.

Вопросы к обсуждению:

1. Квалиметрия как наука.

2. Принципы квалиметрии.

3. Классификация и характеристика показателей качества продукции и характеристика признаков продукции.

4. Связь показателей качества с признаками продукции.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Определение показателей качества продукции» и «Интегральный показатель качества».

Номер задания по практикуму: 10,11,12,13,14,15,16,17

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 7, 8, 9,10.

Семинарское занятие 2 по теме 3:

«Системный подход к управлению качеством»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области системного подхода к управлению качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Отечественный опыт в области управления качеством.

2. Зарубежный опыт в области управления качеством.

3. Анализ принципов, методологии и инструментария американского, японского и европейского подходов.

4. Основные этапы развития системы качества.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Возможности использования зарубежного опыта по управлению качеством на отечественных предприятиях разных отраслей» и «Международная система стандартов ISO 9000 по управлению качеством продукции».

Номер задания по практикуму: 18,19,20,21,22,23,24,25,26

Источники:

- обязательные: 1, 2, 4;

- дополнительные: 5, 6, 8, 10.

Семинарское занятие 3 по теме 4: «Методы управления качеством»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области методов управления качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Основные методы управления качеством

2. Контроль качества.

3. Формирование планов контроля качества продукции.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Определение риска поставщика и риска потребителя» и «Система одноступенчатых и многоступенчатых планов контроля».

Номер задания по практикуму: 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37

Разбор конкретных ситуаций:

  • по разработке мероприятий в области планирования и стимулирования качества продукции на конкретном предприятии.

  • по организации технического контроля

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 9, 10, 11,12.

Семинарское занятие 4 по теме 5:

«Стандартизация и метрология в управлении качеством. Система управления качеством»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области стандартизации, метрологии и систем управления качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность и содержание стандартизации.

2. Основные методы стандартизации.

3. Сущность и содержание метрологии.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Формирование системы качества на предприятии» и «Разработка отдельных документов системы качества».

Номер задания по практикуму: 38,39,40,41,42.43.44.45

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 6, 7, 8, 9,11, 12.

Семинарское занятие 5 по теме 6:

«Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества

Вопросы к обсуждению:

1. Цели и задачи международной стандартизации.

2. Международные организации но стандартизации.

3. Международные стандарты на системы обеспечения качества.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Деятельность международной организации по стандартизации ИСО» и «Принципы обеспечения и функции управления качеством».

Номер задания по практикуму: 46,47,48,49,50,51,52,53

Источники:

    • обязательные: 1, 2,3, 4;

    • дополнительные: 6, 7, 8, 10, 12.

Семинарское занятие 6 по теме 7:

«Управление затратами на обеспечение качества»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области разработки системы качества на предприятии

Вопросы к обсуждению:

1. Методика разработки и внедрения систем качества.

2. Документальное оформление системы качества.

3. Этапы внедрения системы качества в производство.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Использование методов функционально-стоимостного анализа» и «Использование матрицы анализа функционирования производственной системы»

Номер задания по практикуму: 54,55,56,57,58

Разбор конкретных ситуаций:

  • по анализу процесса обеспечения качества продукции на предприятии

  • по классификации затрат на качество

  • по использованию методов калькуляции затрат на качество: метод ПОД, метод калькуляции затрат, связанных с процессами, метод определения потерь вследствие низкого качества

  • по учету и анализу потерь от брака

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 5, 6, 7,8,10.

4.3. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по теме 3: «Системный подход к управлению качеством»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области системного подхода к управлению качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Отечественный опыт в области управления качеством.

2. Зарубежный опыт в области управления качеством.

3. Анализ принципов, методологии и инструментария американского, японского и европейского подходов.

4. Основные этапы развития системы качества.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Возможности использования зарубежного опыта по управлению качеством на отечественных предприятиях разных отраслей» и «Международная система стандартов ISO 9000 по управлению качеством продукции».

Номер задания по практикуму: 18,19,20,21,22,23,24,25,26

Источники:

- обязательные: 1, 2, 4;

- дополнительные: 5, 6, 8, 10.

Семинарское занятие 2 по теме 4: «Методы управления качеством»

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области методов управления качеством

Вопросы к обсуждению:

1. Основные методы управления качеством

2. Контроль качества.

3. Формирование планов контроля качества продукции.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Определение риска поставщика и риска потребителя» и «Система одноступенчатых и многоступенчатых планов контроля».

Номер задания по практикуму: 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37

Разбор конкретных ситуаций:

  • по разработке мероприятий в области планирования и стимулирования качества продукции на конкретном предприятии.

  • по организации технического контроля

Источники:

    • обязательные: 1, 2, 3, 4;

    • дополнительные: 9, 10, 11,12.

Раздел V. Практикум

Тема 1. Методология и терминология управления качеством

1. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».

2. В каких значения Аристотель рассматривал категорию «качество»?

3. Поясните различия в понимании категории «качество» в трактовке Г. Гегеля и Ф. Энгельса.

4. Приведите известные Вам типы качества.

5. Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия.

6. Поясните содержание основных терминов, относящихся к области управления качеством.

7. Определите основные составляющие качества деятельности организации и в виде графа представьте их взаимосвязь.

8. Обобщите вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.

9. Сравните подходы к управлению У.Э. Деминга, Дж.Джурана, Ф. Кросби и А. Фейгенбаума. Выявите общие черты и различия.

Тема 2. Квалиметрия в управлении качеством

10. Каковы основные положения японской школы управления качеством?

11. Обоснуйте возможность применения принципов У.Э.Деминга для эффективного управления деятельностью студенческой группы.

12. Сформулируйте предложения по улучшению собственного похода к обучению на основании «триады качества» Дж.Джурана.

13. Основываясь на содержании базовых положений философии У.Э.Деминга, объедините 14 принципов управления, предложенных ученым в следующие группы:

- миссия организации;

- цели в области качества;

- преобразование в философии менеджмента;

- работа в команде;

-совершенствование взаимодействия руководителей и сотрудников организации.

14. Заполните таблицу, отражающую отличия российской, американской и японской школ управления качеством.

Основные отличия российской, японской и американской школ управления качеством

Положение

Российская школа

Американская школа

Японская школа

1. Подход к качеству

2. Цель управления качеством

3.Роль службы качества

4. Роль высшего руководства

5. Роль работников

6. Влияние на организационную культуру



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В. (1)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Сравнительный менеджмент» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521500 «Менеджмент»,
  2. Учебно-методический комплекс менеджмент гостиничного и туристического бизнеса Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент гостиничного и туристического бизнеса» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по

Другие похожие документы..