Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дана дисципліна Масова комунікація: Комунікаційні технології викладається на І курсі 2 семестру в обсязі 40 годин, з них лекцій 16 год., семінарських ...полностью>>
'Документ'
1 .Из какого произведения взяты строки – название викторины? Кто автор и главный герой этого произведения? (3 балла)(«Маленький принц» Антуан де Сент...полностью>>
'Документ'
История открытия. В 1951 г. британский климатолог Г.Харст, проведший более 60 лет в Египте, где участвовал в гидротехнических проектах на Ниле опубли...полностью>>
'Документ'
Синергийная антропология возникала в прямой идейной связи с новым подходом к наследию православной духовности, развитым богословами русской диаспоры:...полностью>>

Программа учебной дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра практической психологии

Программа учебной дисциплины

«Методология и методы психолого-педагогических исследований»

для специальности – 050706 «педагогика и психология»

Составитель:

к.псих.н., доцент Остапенко Г.С.

Воронеж 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

для специальности – 050706 «педагогика и психология»

Дневное отделение:

120 часов Утвержден на

заседании кафедры

из них: - 34лекционных практической психологии

34 практических протокол № _1_________

52СРС от _24\09___________ 200_7г.

17 лабораторных

Формы отчётности –

экзамен 5 с И. о. зав. кафедрой

Остапенко Г. С._________

Заочное отделение:

130 часов

из них: - 12 лекционных

12 практических

106 СРС

Формы отчётности – зачёт

Воронеж - 2007

Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта. (национально- региональный (вузовский) компонент

Семестр изучения – 5

Специальность изучения - Программа курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования» для студентов специальности «Педагогика-психология» психолого-педагогического факультета Воронежского педагогического университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 050607 «Педагогика-психология».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Разработанность психологической науки зависит от уровня развития методов исследования от того, как добываются психологические факты Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии находится в центре внимания исследователей. Современное психологическое исследование регламентируется рядом правил. Умение грамотно планировать и проводить исследование, подбирать адекватные методы и реализовывать их, а так же способность интерпретировать и описывать результаты является одним из важнейших навыков, которыми должны обладать будущие специалисты в области психологии. Это делает необходимым рассмотрения правил организации и проведения социально-психологических исследований в рамках отдельного учебного курса.

Задачей курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования» заключается в необходимости сформировать у студентов навыки организации и проведения исследования, познакомить их с правилами использования и ограничениями, свойственными каждому методу, что является непременным условием не только качественного написания курсовых и дипломных работ, но и любой практической деятельности.

Программа курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования» для студентов психолого-педагогического факультета Воронежского педагогического университета включает введение, содержательную часть программы, список литературы, вопросы для самоподготовки.

Межпредметные связи

Содержание курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «История психологии», «Общий психолого-педагогический практикум». В систему психологических представлений студентов вводятся новые понятия, существенно расширяется категориальный аппарат.

Учебный курс «Методология и методы психолого-педагогических исследований» имеет выраженную интегративную и прикладную направленность. В его основу положены современные представления об эмпирической психологии, учтены последние достижения в области теории и практики психологического исследования. Курс дает возможность углубить и интегрировать знания, полученные по другим дисциплинам обучения: «Экспериментальной психологии», «Психодиагностике», «Общему психологическому практикуму», «Математическим методам в психологии». В ходе изучения курса студенты получают практические навыки самостоятельной организации исследования по проблемам, рассмотренным в дисциплинах «Общая психология», «Социальная психология», «Политическая психология», «Психология труда», «Психология кадрового менеджмента». Формирующиеся в результате изучения курса представления о методологических основаниях конкретного психологического исследования ложиться в основу последующего изучения дисциплины «Методологические основы психологии». Непосредственное практическое значение учебный курс «Методология и методы психологического исследования» имеет для подготовки обучаемыми курсовых работ и итоговой квалификационной работы, самостоятельной научной работы студентов. Данный курс имеет и личностно-развивающую нагрузку, способствуя формированию исследовательского мышления, интереса к профессиональной сфере и закрепления профессиональных этических установок будущего специалиста.

Цель дисциплины – уяснение студентами научной технологии планирования и организации психолого-педагогического исследова­ния, выбора методов сбора и обработки дан­ных, оформления полученных результатов.

Задачи дисциплины:

  • интеграция полученных теоретических знаний и практических навыков и формирование умения применять их в ходе исследовательской работы;

  • вооружение практическими навыками планирования и организации всех этапов психологического исследования;

  • развитие исследовательского мышления, творчества и интереса к эмпирическим исследованиям;

  • формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности психолога.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Обучаемый, изучивший данную дисциплину, должен

иметь представление:

  • о методологии и этике психологических исследований;

  • об эмпирическом знании в психологии и его использовании в современной науке, бизнесе, общественной жизни и политике;

знать:

  • современные методы психологии и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач;

  • структуру и логику психологического исследования, содержание его основных этапов;

  • этические нормы проведения психологических исследований;

уметь:

  • осуществлять поиск проблемы, выбор темы и разработку программы исследования;

  • обосновывать актуальность исследования, аргументировано выдвигать научную гипотезу и составлять замысел исследования;

  • выбирать и обосновывать методы психологического исследования и обработки полученных данных;

  • организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования;

иметь опыт (навык):

  • построения теоретической модели исследования;

  • поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации;

  • подготовки, оформления и презентации отчета о проведенном исследовании.

При изучении курса используются следующие формы организации учебного процесса:

  • лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия курса;

  • семинарские занятия, на которых закрепляются основные теоретические понятия курса;

  • лабораторные занятия, на которых преподавателем организуется работа студентов по применению базовых понятий и формированию навыков в ситуациях, моделирующих практические;

  • самостоятельная работа студентов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекций, семинарских и практических занятий для студентов дневной формы обучения отделения психологии, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология»

по курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

№ п/п

Наименование темы

Часов

Всего трудоёмкость

Всего аудиторных

лекции

семинар-ские занятия

Л/Б

СРС

Тема 1. общее представление о методологии науки.

17

9

4

4

1

4

Общая характеристика метода психолого-педагогического исследования

11

6

2

2

2

5

Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования

22

12

4

4

4

6

Требования к надежности валидности и чувствительности применяемых методик

22

16

6

6

4

6

Психосемантические и проективные методы.

31

26

12

12

2

5

Метод анализа результатов деятельности.

10

6

2

2

2

4

Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

15

10

4

4

2

5

ВСЕГО:

120

85

34

34

17

35

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекций, семинарских и практических занятий для студентов заочной формы обучения отделения психологии, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология»

по курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

№ п/п

Наименование темы

Часов

Всего трудоёмкость

Всего аудиторных

лекции

практичес-

кие занятия

самостоя-тельная работа студентов

1

Введение

3

1

1

2

2

Этапы и методы социально-психологического исследования. Проблема исследования

8

1

1

6

3

Программа исследования: основные функции и структура

8

1

1

6

4

Метод наблюдения

18

4

2

2

10

5

Метод опроса

18

4

2

2

10

6

Социометрия

10

2

1

1

6

Тестовый метод

8

1

1

6

7

Анализ документов

21

4

2

2

13

8

Эксперимент

9

2

1

1

6

9

Качественные методы исследования

19

2

1

1

15

10

Подготовка данных социально-психологического исследования к статистической обработке

10

0

10

11

Методы и этапы статистической обработки данных исследования

14

2

1

1

10

12

Представление результатов исследования

5,5

0

6

ВСЕГО:

130

24

12

12

106

Форма контроля -

Зачёт



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа дисциплины Методология и методы психолого-педагогических исследований Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Программа дисциплины
    Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Исследование и диагностика. Научное и практическое исследования.
  2. Программа учебной дисциплины «Основы общей психологии» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

    Программа
    Программа учебного курса «Основы общей психологии» (для студентов, обучающихся по специальности 050706 – Педагогика и психология). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2007.
  3. Программа учебной дисциплины «Основы профориентологии» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

    Программа
    Повышенное требование современного производства к содержанию труда и психофизиологическим качествам личности ставят задачу использовать потенциальные возможности каждого человека с наибольшей эффективностью.
  4. Тематическое планирование к рабочей программе по дисциплине «Психодиагностика» для специальности 050706 «педагогика и психология» Дневное отделение

    Тематическое планирование
    Курс «Психодиагностика» представляет блок дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент. Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.
  5. Программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Программа
    Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-психолога делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания.

Другие похожие документы..