Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Имеется 2 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств», «Дом детского творчества», которые пос...полностью>>
'Реферат'
Я хотел бы выразить благодарность(это, я знаю, было бы желанием Артура Форда и безусловно, является моим долгом) преподобному Кэннону Уильяму В. Роуше...полностью>>
'Программа'
Отчет о выполнении постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848 «О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в III Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного права, государства и...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения

УМК5

Учебно-методический комплекс

для студентов 5 курса

Факультета Права

Москва - 2010

УМК5. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права // Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики. – 2010. – 116 с.

Учебно-методический комплекс объединяет программы учебных теоретико-исторических дисциплин и спецкурсов, изучаемых студентами на 5 курсе Факультета Права. В целях подготовки студентов к Государственному экзамену даны Программа по теории государства и права и вопросы экзаменационных билетов.

Материалы рассмотрены и одобрены Кафедрой теории права и сравнительного правоведения Факультета Права ГУ-ВШЭ и рекомендованы Учебно-методическим советом ГУ-ВШЭ.

В работе над Учебно-методическим комплексом принимали участие Ю.Г.Арзамасов, И.Ю.Богдановская, В.И.Карпец, Е.Н.Салыгин, А.А.Сафонов, А.В.Сердюков, В.Ю.Скоробогатов, Л.Р.Сюкияйнен, А.С.Туманова, В.А.Четвернин.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2010

© Владимир Борисович Исаков, 2010

1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Студенческая наука

Наука – одна из высших творческих сфер человеческой деятельности, связанная с выработкой и систематизацией знаний. Наука позволяет описать, объяснить и в некоторых случаях предсказать происходящие явления и процессы и таким образом помогает ориентироваться в многообразной и сложной, постоянно меняющейся действительности.

Государственный университет – Высшая школа экономики с самого начала задумывался как исследовательский университет, то есть как учебное заведение, где преподавание идет рука об руку с большой серьезной наукой. И в самом деле: на сайте университета, на досках объявлений вы можете увидеть приглашения на множество конференций, семинаров, «круглых столов», обсуждений, встреч и т.д., которые проходят практически еженедельно. В стенах ГУ-ВШЭ выступают с лекциями и мастер-классами ведущие ученые и специалисты России и мировых научных центров. Регулярно организуются олимпиады, работают зимняя и летняя школы и т.д.

При университете созданы и действуют несколько научно-исследовательских институтов и центров, которые ведут научные исследования по заказам правительства, министерств и ведомств, крупных корпораций и фирм. С 2005 года такой научно-исследовательский институт действует при Факультете Права (руководитель – проф. Ю.А.Тихомиров). В 2010 году создана Научно-учебная лаборатория по информационному праву (руководитель – проф. И.Ю.Богдановская). Примкнуть к научно-исследовательскому коллективу поначалу хотя бы в скромной роли технического сотрудника, лаборанта, обработчика данных и т.п. – крайне полезно. Ведь это – замечательная возможность познакомиться не с «книжными», а с реальными проблемами рыночной экономики и правового государства. Кстати, это одновременно и возможность пополнить личный бюджет – ведь такие исследования проводятся, как правило, на договорных началах.

Центральным событием научной жизни университета является ежегодная Международная научная конференция, которая привлекает руководителей правительства, парламента, ученых и специалистов со всего мира. Факультетский этап этой конференции пройдет в октябре-ноябре 2010 года, а общеуниверситетский – в апреле 2011 года.

Стоит также напомнить, что в апреле 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы первой Государственной Думы. Столетие российского парламентаризма – знаменательное событие, которое широко отмечалось в России и во всем мире. В связи с указанными научными и общественными событиями кафедра теории государства и права предлагает студентам ряд специальных тем для курсовых и дипломных работ (см. далее в соответствующих рубриках УМК). Взяв такую тему, студент может выступить с докладом на конференции, семинаре, а затем, расширив и дополнив наработанный материал, написать на его основе курсовую и дипломную работу.

Интеллектуальные карты

Студенту, успешно овладевающему курсом юридических наук, стоит подумать над приемами и способами рациональной организации своего умственного труда. Один из таких приемов – создание интеллектуальных карт по проблемам и темам юридических наук, предстоящим докладам и выступлениям.

Практика свидетельствует, что сравнению с обычным «линейным» («лесенкой») конспектом интеллектуальная карта обладает рядом неоспоримых преимуществ:

1. Экономится время на распознавание и чтение только относящихся к теме слов.

2. Высокая концентрация внимания на существенных вопросах.

3. Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью.

4. Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала.

5. Ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями.

6. Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект.

7. Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового.

8. В результате постоянного использования всех способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.

Теперь смотрите предыдущий (линейный) текст в виде интеллектуальной карты (в идеале она должна быть еще и цветной):

Более подробно с технологией интеллектуальных карт можно познакомиться в следующем источнике: Бьюзен Т. и Б. Супермышление. 5-е изд. - Минск. – Попурри. – 2008. – с.87-88 (и другие аналогичные издания).

Использование электронных ресурсов1

Примета времени – широкое использование в научной и учебной работе электронных источников – интернета, разнообразных баз данных, электронных носителей информации. Для того чтобы подготовиться к семинару или практическому занятию, найти исходный материал для написания курсовой или дипломной работы сегодня совсем не обязательно идти в библиотеку или книжный магазин – достаточно включить компьютер и войти в сеть: количество доступных источников информации поистине неисчерпаемо. Надо лишь знать, как на них выйти, и иметь права доступа.

Государственный университет-Высшая школа экономики – один из лидеров в области использования электронных ресурсов для целей образования и научной работы. Библиотека ГУ-ВШЭ подписана на десятки источников и баз данных, широко используемых университетами по всему миру. Находясь в помещениях ГУ-ВШЭ можно открыть электронные ресурсы с любого сетевого компьютера. Читатели библиотеки ГУ-ВШЭ могут также получить логин и пароль для доступа с любого внешнего компьютера (например, домашнего или рабочего). С правилами записи в библиотеку ГУ-ВШЭ можно ознакомиться на сайте библиотеки.

Рассмотрим, хотя бы коротко, некоторые источники и базы данных, наиболее полезные для студента-юриста.

JSTOR — полнотекстовая база данных англоязычных научных журналов. В базу включаются профессиональные издания, имеющие авторитетную редколлегию. Во внимание принимается количество организаций, выписывающих данный журнал, его цитируемость и промежуток времени, в течение которого он существует. JSTOR состоит из нескольких коллекций журналов, каждая из которых охватывает несколько тем. В сумме библиотека ГУ-ВШЭ подписана на около 700 журналов, 57 из которых — по праву.

EBSCO – типичная база данных – «агрегатор», концентрирующая на единой платформе данные из десятков информационных источников и сотен издательств. Содержит издания по экономике, бизнесу, менеджменту, социологии, праву, политологии, информатике и др., всего более 14000 журналов, документов бизнес-аналитики, отчетов по рынкам и компаниям и др. (все – на английском языке). Ряд изданий содержат архивы от самого первого выпуска, часть материалов предоставляется с полугодовой-годовой задержкой текущих выпусков (т.н. «эмбарго»).

ProQuest – еще один популярный в университетских кругах англоязычный агрегатор. Содержит издания по экономике, менеджменту, социологии, политологии, праву, информатике и др., всего более 4000 полнотекстовых журналов. Охват — с 1971 г. по настоящее время (варьируется от издания к изданию).

InfoTrac – политематическая англоязычная база данных, содержит более 6 тысяч полнотекстовых журналов, в том числе по экономике, бизнесу, социологии, праву, информатике. Охват — с 80–90-х годов по настоящее время (варьируется в зависимости от издания).

SpringerLink – cодержит более 1200 журналов издательства Springer и купленного им издательства Kluwer, в том числе более 200 изданий по экономике, социологии, праву. Издания представлены на языке оригинала в полном тексте, без эмбарго и с глубоким архивом (глубина варьируется от издания к изданию).

Taylor&Francis – все журналы издательства «Taylor & Francis», включая выходящие под принадлежащей ему маркой «Routledge». Всего более 1000 изданий, в том числе по экономике, бизнесу, социологии, образованию, математике, праву, психологии и др. Все издания представлены в полном тексте на языке оригинала, без эмбарго. Охват — с 90-х годов по настоящее время (варьируется в зависимости от издания).

Oxford Journals - содержит более 190 журналов издательства Oxford University Press по всему спектру дисциплин (90 изданий по социальным и гуманитарным наукам) на языке оригинала. Охват — с 1996 г. по настоящее время (глубина архива варьируется от издания к изданию; у 24-х изданий по общественным и экономическим наукам имеются глубокие архивы, вплоть до самого первого номера).

Cambridge Journals Online - англоязычная база данных, которая содержит более 110 журналов издательства Cambridge University Press, практически все публикации CUP по общественным и гуманитарным наукам. Охват — с 1997 г. по настоящее время (глубина архива варьируется от издания к изданию).

Ebrary — книжный агрегатор, предоставляющий доступ приблизительно к 50 тысячам книг в полных текстах (на английском языке). Возможна печать фрагментов книги, расстановка личных пометок и закладок, копирование фрагментов книги. Около 1500 изданий посвящены различным отделам юриспруденции.

PressDisplay - около 900 зарубежных газет из США, Великобритании, Канады, Австралии, Германии, Франции, Китая и др. стран. В частности, представлены «Wall Street Journal» (европейское и азиатское издания), «Washington Post», «The Independent», «Daily Telegraph», «Die Welt», «Le Figaro» и др. Имеются также около 40 отечественных газет. Специальная программная среда позволяет читать газету в точности так, как она выглядит в печатном варианте. Доступ предоставляется исключительно к самым свежим номерам, архив изданий хранится в базе только 60 дней.

Web of Knowledge – пакет англоязычных информационных ресурсов компании Thomson Reuters (ранее — Институт научной информации, ISI). Ядром ресурса являются цитатные базы данных Science/Social Sciences/Arts&Humanities Citation Index. Эти ресурсы не содержат полных текстов статей, однако включают в себя списки всех библиографических ссылок, встречающихся в каждой публикации, что позволяет в краткие сроки получить самую полную библиографию по интересующей теме.

Scopus – одна из крупнейших реферативных баз данных, одновременно являющаяся индексом научного цитирования. Scopus реферирует более 15 тысяч наименований академических изданий из всех отраслей знания, из них более 2,8 тысяч — по экономике, общественным наукам и психологии. С 1996 года для каждой статьи приводятся списки использованной литературы, что позволяет найти все работы, цитируемые в данной публикации, и все работы, цитирующие данную публикацию. Это позволяет с максимальной эффективностью восстановить всю библиографию по интересующему вопросу — от первых классических публикаций до самых последних исследований.

Перечень русскоязычных электронных ресурсов, к сожалению, значительно скромнее. В их числе:

НЭБ – Научная электронная библиотека (НЭБ) – авторитетный электронный ресурс, предоставляющий доступ к англоязычным и русскоязычным изданиям. На платформе НЭБ доступны в полном тексте более 150 русскоязычных или издаваемых отечественными издательствами научных журналов. Часть из них находится в открытом доступе, часть доступна по подписке ГУ-ВШЭ. Тематика – самая разнообразная, временной охват в среднем с 1999–2003 г. по настоящее время. Среди изданий – 10 серий широко известного «Реферативного журнала» по социальным и гуманитарным наукам, издаваемого Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

EastView – полнотекстовая база данных журнальных публикаций на языке оригинала. Содержит отечественные журналы по общественным и гуманитарным наукам в полном тексте без эмбарго. В подписке ГУ-ВШЭ представлено 77 источников.

Интегрум – крупнейшая отечественная база данных газетной и журнальной периодики. Содержит российские центральные и региональные газеты, а также отечественные журналы. Всего в ресурсе около 500 российских журналов, более 250 центральных и более 1000 региональных газет. Глубина архива колеблется от двух до восьми лет, все издания представлены полными текстами в неограниченном доступе.

Библиотека Альпина Паблишерз — полнотекстовые книги на русском языке известного отечественного издательства. Издания по менеджменту, маркетингу, финансам и др., в том числе 24 издания по праву.

Университетская библиотека — полнотекстовые книги отечественных издательств, в том числе около 90 изданий по праву (законы, кодексы, учебная литература).

Рубрикон – популярный российский энциклопедический ресурс, основу которого составляют «Большая советская энциклопедия», «Российский энциклопедический словарь», «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», «Толковый словарь Даля», «Философский энциклопедический словарь», толковые словари «Экономика предприятия», «Финансы и долги» и др. Всего в подписке ГУ-ВШЭ имеется более 50 различных энциклопедий и справочников.

Студентам полезно напомнить, что значительный объем материалов научного и учебного характера содержат популярные базы данных «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс». Традиционно их именуют базами данных законодательства, хотя сегодня в них размещены учебники и учебные пособия, научные и научно-практические статьи, комментарии, схемы – то есть, фактически, они уже давно являются базами данных правовых знаний.

Ряд полезных источников содержит УИС «РОССИЯ» - многопрофильная университетская исследовательская база данных МГУ, в которую по заявке исследователя можно получить бесплатный доступ.

Стоит напомнить, что при использовании электронных ресурсов необходимо соблюдать определенные правила. Как правило, запрещено копирование баз данных целиком или их существенной части. Пользователь не вправе использовать «качалки», пытаться повредить или изменить содержание базы данных. Не допускается использование баз данных в коммерческих целях (перепродажа, переиздание и т.п.). Коды доступа носят строго персональный характер и не могут быть переданы иному лицу.

Использование в реферате или диссертации электронных источников предполагает соблюдение определенных правил цитирования. Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется с соблюдением общепринятых реквизитов, однако при этом дополнительно указывается электронный источник, из которого получена информация и дата обращения к источнику.

Например:

Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: электронный учебник / Электронная библиотека экономической и деловой литературы. Петрозаводский государственный университет. Петрозаводск: 2002. URL: /books/m148 (дата обращения: 14.05.2007).

Ссылки на зарубежные электронные ресурсы оформляются аналогичным образом (пример):

Culp Chr. L. The Risk Management Process: Business Strategy and Tactics [Electronic resource] / Chr. L. Culp – NY: John Wiley, 2001.; Houston: Questia Media America (Questia Online Library), [2001]. – 624 p. – URL: /PM.qs?a=o&d=108847651 (дата обращения 18.09.2008).

Более подробно с правилами оформления ссылок на электронные ресурсы можно познакомиться в библиографическом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Желаем Вам успешной работы в библиотеке, в сети интернет, в специальных и профессиональных базах данных – везде, где можно почерпнуть полезные и необходимые ему знания.

Литература по организации учебной работы и личной творческой деятельности студента:

Браже Р.А. Синергетика и творчество: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.А. Браже ; М-во образования Рос. Федерации. Ульян. гос. техн. ун-т. Ульяновск : УлГТУ, 2002.

Гольдман О.А. Справочник студента и абитуриента: как поступить и успешно учиться в российских вузах / О. А. Гольдман. Москва: АСТ: Астрель, 2007.

Гришин М.П. Организация самостоятельной работы студента: учебно-методическое пособие / М.П.Гришин, Ю.В.Косякин; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования. Москва: Изд-во МГИУ, 2007 (М.: Тип. Изд-ва МГИУ).

Грязнов В.М. Методология научного творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / В.М.Грязнов. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000.

Евдокимов Ю.М. Живая наука: Учеб. пособие для студентов / Ю.М.Евдокимов; М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2006.

Евдокимов Ю.М. Этюды о творчестве и ученых: Для студентов всех специальностей / Ю. М. Евдокимов ; Под общ. ред. А. М. Волобаева; М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1998.

Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. Изд-во ЦПС, 2002.

Кузнецов М.А. Философия творчества: учеб. пособие / М. А. Кузнецов; М.: ВГНА МНС России, 2003.

Основы научных исследований: Учеб. пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений. Новосибирск: Б. и., 1995.

Постовит В.А. Наука, ученые, молодежь : Учеб. пособие по н.-и. работе студентов / В. А. Постовит. СПб.: ППМИ, 1992.

Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии: монография / Л. Н. Макарова [и др.]; Федер. агентство по образованию, Ин-т общ. образования, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. Москва; Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина, 2005.

Самодиагностика и развитие личности студента: учеб. пособие / Ю.А.Лобейко, Н.М.Швалева, С.И.Оксанич. М.; Ставрополь: Народное образование; АГРУС, 2004.

Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984.

2. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – бакалавр, специалист

Автор программы: кандидат юридических наук, профессор В.А.Четвернин

М., - ГУ-ВШЭ. – 2010. – 24 с.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2010

© Владимир Александрович Четвернин, 2010

Пояснительная записка

Теория права – фундаментальная, объяснительная юридическая наука, изучение которой требует хотя бы начальных знаний по всем отраслям юриспруденции. Между тем учебная дисциплина «Теория государства и права», преподаваемая на первом курсе, в самом начале систематического изучения юриспруденции, может дать лишь упрощенное знание предмета и, по существу, выполняет роль вводной учебной дисциплины. Для углубленного изучения теоретической юриспруденции – на уровне позиций современной науки и для преодоления разрыва между наукой и вузовским образованием – предназначен учебный курс «Проблемы теории права».

Цель учебного курса – ориентировать студентов на изучение права как особого феномена социокультуры, особого социального института, обеспечивающего свободу в социальной жизни и равенство в свободе.

Основные задачи учебного курса – систематическое изложение основных проблем теоретической юриспруденции, их современных научных интерпретаций, и на такой основе:

формирование у студентов основополагающих представлений о праве (и правовой государственности) как о необходимой форме свободы, свободных социальных взаимодействий, об истории права как о прогрессирующей эволюции свободы;

опровержение укоренившихся в российском общественном сознании силовых, потестарных и формалистических трактовок, исключающих из понятия права вопрос о его содержании;

ознакомление с возможностями современной институциональной теории в объяснении права, его места и роли во всемирно-историческом развитии и в отдельных цивилизациях;

изучение инструментария институционально-правового анализа социальных явлений;

преодоление апологетического отношения к официальным текстам, усвоение критериев и приобретение навыков самостоятельного юридического мышления и критического осмысления законов, их толкования в духе правовых ценностей.

Структура учебного курса отличается от структуры традиционной программы по теории государства и права. Из дидактических соображений проблемы теоретической юриспруденции распределены по одиннадцати смысловым блокам, каждый из которых представлен в качестве отдельной темы учебного курса. Вместе с тем есть и «сквозные» проблемы, которые студенты должны принимать во внимание при изучении всех тем.

К таковым относятся, прежде всего, вопросы первой темы – правопонимание, использование термина «права» в принципиально разных социокультурах и соответствующих им парадигмах для обозначения в сущности разных явлений. По существу в этих противоположных парадигмах говорят на разных языках, что уже само по себе составляет проблему социальной науки. Настоящая программа составлена на языке либертарно-юридической парадигмы, с использованием категориального аппарата институциональной социологической (общесоциальной) теории.

Примерный тематический расчет часов

темы

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контрольные или курсовые работы

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Типы правопонимания

4

2

6

8

14

2

Понятие права

4

2

6

8

14

3

Историческое возникновение права

4

-

4

12

16

4

Исторические типы права и типы цивилизаций

4

2

6

8

14

5

Правовые институты

4

2

6

10

16

6

Перераспределительные институты

4

2

6

8

14

7

Коммунизм (тоталитаризм): отрицание права

4

2

6

8

14

8

Классификация современных национальных правовых систем

4

2

6

8

14

9

Нормы права

4

2

6

8

14

10

Официальные прескриптивные тексты (источники права)

4

2

6

8

14

11

Юридический механизм принуждения

4

2

6

12

18

Всего часов:

44

20

64

98

162



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию Российской Федерации и предназначен для студентов
  3. Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию Российской Федерации и предназначен для студентов
  4. Учебно-методический комплекс для студентов экономического, юридического факультетов и факультета управления очной и заочной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Концепции современного естествознания» предназначен для студентов всех специальностей экономического, юридического факультетов и факультета управления ТГИМЭУП.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.

Другие похожие документы..