Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 5 и 6 семестрах, составляет 5 зачетных единиц. По дисциплине предусмотрен зачет в 5-ом семестре и экзамен ...полностью>>
'Реферат'
Причины развития процессов валютной интеграции в ЕЭС неотделимы от структурных изменений в мировой капиталистической системе хозяйства и эволюции ее ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета. – М., Изд-во РУДН,...полностью>>
'Документ'
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории нашей страны. Города-государства Северного Причерноморья. Коч...полностью>>

Иосеф Боздех конструирование дополнительных устройств к магнитофонам

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 50. Печатная плата микрофонного предусилителя.

На рис. 50 приведена печатная плата, которую можно использо­вать для обоих типов предварительных усилителей. Расположение деталей на плате приведено на ряс, 51. (Резистор R13 размещен не-

посредственно на выводах разъемов для головных телефонов и выхо­да.) Это расположение пригодно для схем с плавной и ступенчатой регулировкой частотной характеристики. Для схемы, приведенной на рис. 47, отпадает только необходимость в потенциометрах R4 и R7 и конденсаторе Сб. Вместо потенциометра R4 используем переключатель. В соответствии с этим изменим и отверстие на передней па­нели. Переключатель припаяем в соответствии со схемой. На плате не размещены детали фильтра, приведенного на рис. 49.

Рис. 51. Монтажная схема микрофонного предусилителя.

Пример конструкции панели и размещения разъемов для обоих вариантов схемы приведен на рис. 52. Размеры кожуха здесь не приводятся, так как при его изготовлении следует учесть, будет ли питание осуществляться от батарей или от другого источника, а так­же с микрофоном какого типа будет работать этот усилитель.

Рис. 52. Эскиз панели управления микрофонного предуси­лителя.

с — с плавно регулируемой коррекцией; б — с переключающейся коррекцией.

При налаживании схемы прежде всего измерим постоянные на­пряжения.

При больших отклонениях изменим сопротивления резисторов R1 или R9. На эмиттере транзистора ТЗ напряжение должно быть на 0,5 В меньшим, чем измеренное на коллекторе транзистора Т2. Подключим ко входу усилителя генератор низкой частоты и устано­вим его выходное напряжение равным 0,8 мВ при частоте 1 кГц. Регулятором R6 установим напряжение на выходе 0,8 В. При этом напряжении потенциометром R12 установим стрелку индикатора уров­ня на начало красного сектора. Затем проверим частотную харак­теристику во всех положениях регуляторов тембра в соответствии с изображенными на рисунке.

При равномерной частотной характеристике измерим напряжение помех на выходе усилителя при открытом входе. Оно должно быть меньше 2 мВ, т. е. лучше чем 52 дБ.

Устойчивость к перегрузкам усилителя составляет 20 дБ. Выход усилителя подключим к разъему для электрофона в магнитофоне. Перед началом записи следует согласовать показания индикаторов магнитофона при работе от электрофона и предварительного усили­теля. Оба индикатора должны иметь одинаковые отклонения.

Это делаем так. На вход предварительного усилителя подведем от генератора низкой частоты такое напряжение с частотой 1 кГц, чтобы стрелка индикатора усилителя отклонилась до самого начала красного сектора (0,8 В на выходе). Затем регулятором уровня на магнитофоне установим такое усиление, чтобы стрелка его индика­тора уровня также отклонилась до начала красного сектора. Поло­жение ручки регулятора уровня отметим цветной точкой, или риской, и при работе магнитофона с предварительным усилителем будем устанавливать ее всегда в это положение.

4.3. МИКРОФОННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ РЕПОРТАЖА (ФИЛЬТР ПРИСУТСТВИЯ)

Рис. 53. Принципиаль­ная схема микрофонно­го усилителя для ре­портажа.

Описываемый микрофонный предварительный усилитель имеет плавную регулировку коррекции, особенно удобную для репортажных целей. Во время записи репортажей разборчивости речи мешают окружающие шумы. Подъем высших частот с помощью обычного корректора, когда усиление в области высших частот равномерно растет, хотя и дает определенное улучшение, но не является опти­мальным, так как повышаются и уровни тех частот, которые отри­цательно влияют на разборчивость речи. Кроме того, при этом по­вышается и уровень помех. Гораздо выгоднее поднять лишь опреде­ленную часть частотного спектра. Такая запись хотя и выглядит не­сколько более «острой», зато при умеренном пользовании коррекцией обеспечивает хорошую разборчивость и четкость речи. Важно и то, что на магнитной ленте при такой коррекции уменьшается опасность перегрузок на самых высших частотах.

Принципиальная схема предварительного усилителя приведена на рис. 53.

Сигнал с динамического микрофона с малым входным сопротив­лением усиливается транзистором Т1. За ним включен регулятор уровня записи R3, а следующая ступень усиления собрана на транзисторе Т2. Конденсатор С5 предотвращает проникание сверхзвуко­вых частот и уменьшает склонность к самовозбуждению. Собствен­но корректор образован двойным Т-образным мостом, составленным из резисторов К12RI4 и конденсаторов С8СЮ. Он включен в ветвь отрицательной обратной связи, соединяющей коллектор и базу транзистора ТЗ. Потенциометр R10 служит для плавного введения коррекции. Если его движок находится в верхней части, двойной Т-образный фильтр включен в цепь обратной связи и подъем опре­деленного, довольно узкого участка частотной характеристики пред­варительного усилителя максимальный. Если установить движок в противоположном направлении, в цепь обратной связи будет вклю­чен только частотно-независимый резистор R16 и усилитель будет работать без коррекции.

Обе граничные частотные характеристики приведены на рис. 54. Транзистор Т4 работает как разделительная ступень — эмиттерный повторитель.

С его эмиттера сигнал подается на выход, на гнезда для голов­ных телефонов и на индикатор уровня.

Рис. 54. Частотная ха­рактеристика микрофон­ного усилителя для ре­портажа в крайних по­ложениях потенциомет­ра R10.

Частота, при которой двойной Т-образный фильтр имеет пик, в данном случае выбрана равной 4 кГц.

В студийной технике используются переключающиеся фильтры с диапазоном частот 2 — 5,6 кГц, в некоторых случаях от 0,7 до 3 кГц. Такие фильтры, которые обычно называют «фильтрами при­сутствия», можно использовать не только для повышения разборчи­вости речи, но также и для выравнивания акустических недостатков помещения при проведении концертов. Можно также вместо 4 кГц взять другую частоту (например, сделать корректор переключаю­щимся), сохранив сопротивление резисторов R12, R13 и R14 и подо­брав необходимую емкость конденсаторов С8 и С9 из формулы

C=1/ 2лfR,

где С — емкость конденсаторов С8 и С9 (конденсатор С10 имеет емкость 2С); f — частота, на которой характеристика фильтра имеет максимум; R — сопротивление резистора R12 или R13 (R = 6,8 кОм). Печатная плата микрофонного усилителя приведена на рис. 55, расположение деталей на ней — на рис. 56. (Резистор R21 размещен непосредственно на выводах разъема для головных телефонов и вы­хода). Механическая конструкция усилителя аналогична микрофон­ному предусилителю с коррекцией.

Детали двухзвенного Т-образного фильтра должны быть выбра­ны с максимально возможной точностью, лучше всего с помощью RС-моста. Параметры остальных деталей не обязательно должны точно соответствовать указанным в схеме, отклонение их значений от приводимых не вызовет колебаний крутизны фильтра, а лишь вызо­вет незаметный сдвиг пика его частотной характеристики, что не ухудшит свойств фильтра. Обратим внимание на то, чтобы сопро­тивления резисторов R12 и R13 были равными и резистор R14 имел сопротивление, равное половине сопротивления резистора R12 или R13; емкости конденсато­ров С8 и С9 должны быть рав­ны. Конденсатор СЮ должен иметь удвоенную емкость по сравнению с С8 или С9. Более выгодно использовать конден­саторы с малыми допусками раз­бросов, однако для наших це­лей они были бы слишком ве­лики по габаритам.

Резистор R14 выберем из числа резисторов с сопротивле­нием 3,3 кОм с плюсовым до­пуском, конденсатор С10 из конденсаторов 10 нФ с мину­совым допуском. При этом по­лучим требуемую форму харак­теристики затухания.

По окончании монтажа и подключения напряжения пита­ния измерим постоянные напря­жения. Слишком большие от­клонения напряжений от ука­занных в схеме могут быть вы­званы разбросом параметров деталей, главным образом тран­зисторов. Исправить это можно подбором сопротивления рези­стора, включенного между кол­лектором и базой соответству­ющего транзистора. Затем под­ключим ко входу устройства генератор низкой частоты, ус­тановив на его выходе напря­жение 0,8 мВ с частотой 1 кГц. Регулятором R3 нужно уста­новить напряжение на выходе устройства 0,8 В, для этого мож­но подбирать сопротивление резистора R7 (уменьшать его).

При этом напряжении потенциометром R20 установим стрелку индикатора уровня на начало красного сектора. Затем измерим ход частотной характеристики в крайних положениях потенциометра R10, Ход характеристики должен соответствовать приведенному на рис. 54. На частоте 1 кГц проверим перегрузочную способность уси­лителя, которая должна составлять минимально 15 дБ. Измерим значение шума на выходе при разомкнутом входе. Оно должно быть меньше 2 мВ, при закорачивании входа — меньше 1 мВ. Предварительный усилитель соединим с магнитофоном таким же спо­собом, как это было описано для микрофонного усилителя с кор­рекцией.

Рис. 55. Печатная плата микро­фонного усилителя для репор­тажа.

Рис. 56. Монтажная схема микрофонного усилителя для репортажа.

4.4. ПАРАБОЛА ДЛЯ МИКРОФОНА

Для записи голосов животных и птиц кинолюбители, снимаю­щие фильмы с синхронным звуком, применяют специальные микро­фоны с сильно выраженным направленным действием. Эти микрофо­ны резко снижают нежелательные посторонние звуки и принимают только звук с объекта, на который нацелен микрофон. Но подобные специальные микрофоны весьма дороги. Кроме того, при сильных шумах вокруг даже с их помощью невозможно получить хорошие результаты. Вместе с тем в любительских условиях вполне удовлет­ворительных результатов можно достигнуть, изготовив стеклоплас-тиковую параболу, которая превратит обычный микрофон в микро­фон направленного действия. Благодаря отражениям принимаемого звука в фокусе параболы, где помещен микрофон, можно получить акустическое «усиление» сигнала. С помощью параболы можно сде­лать удачные записи с расстояния, в 4 раза большего (рис. 57).

Качество передачи зависит от размеров параболы: чем меньше ее диаметр, тем хуже записываются низшие частоты. Однако, слиш­ком большая парабола неудобна в изготовлении и пользовании. Приемлемым компромиссом является парабола диаметром 800 мм.

Таблица 13

Размеры параболы диаметром 800 мм

У

8

24

40

56

72

88

104

120

136

152

168

184

X

80

139

179

212

24С

265

288

310

330

349

367

384

Рис. 57. Парабола для микро­фона.

Рис. 58. Основные размеры параболы.

Рис. 59. Способ изго­товления формы для параболы.

Размеры параболы упрощенно можно определить из формулы x= V аУ ис- 58) При увеличении размера у, например, на 16 мм для х получим размер согласно табл. 13. Расстояние фокуса от вер­шины параболы можно найти из формулы F = x2/4y.

Форму для параболы изготовим из столярной плиты толщиной 16 мм. При этом потребуются две доски размером 900X900 мм. Из них вырезают круговые кольца, которые будут иметь размеры со­гласно табл. 13. Склеим их, как это показано на рис. 59. Из одной доски вырежем четные, из другой доски нечетные кольца. Если ис­пользовать столярную плиту другой толщины, получится другое чис­ло колец. Их размеры будут также другими. Для вычислений ис­пользуем ту же формулу.

Рис. 60. Закрепление прицельной трубки и микрофона.

Ступени заполним в соответствии с рис. 59 гипсом и дадим ему затвердеть. После этого очень хорошо отшлифуем поверхность сна­чала грубой, а затем мелкой стеклянной бумагой. Случайные мелкие дефекты исправим шпаклевкой для автомобильных кузовов или сто­лярной шпаклевкой, а после того как она высохнет, отшлифуем. Ра­боту эту следует выполнять весьма тщательно, поскольку от ее ис­полнения будет зависеть качество параболы. Затем на отшлифован­ную поверхность нанесем изолирующий слой, чтобы изготовленную параболу можно было легко снять с формы (например, пасту для паркета, которую нужно растереть фланелью и отполировать).

Теперь можно приступить к изготовлению собственно параболы. Эпоксидный клей приготовим согласно инструкции изготовителя в таком количестве, чтобы он не мог высохнуть в процессе работы. На­несем его широкой кистью и сверху наложим стеклоткань. Подробно этот способ мы не описываем, поскольку он многократно опи­сывался в различных журналах и книгах по моделированию, а также в прилагаемой к каж­дому рулону стеклоткани ин­струкции. Слои стеклоткани будем накладывать до тех пор, пока толщина стенки не достиг­нет 10 мм.

После снятия параболы с формы параболу можно отла­кировать лаком, лучше всего двухкомпонентным, любого цве­та. Чтобы параболу можно бы­ло быстро сориентировать на источник звука, оборудуем ее с внешней стороны держателем, например устройством для крепления ее к штативу (сле­дует брать прочные штативы). Затем вклеим в параболу визир для прицеливания согласно рис. 60. Используем для этого пластмассо­вую или металлическую трубку с внутренним диаметром 5 и длиной 100 мм. Ее конец, обращенный к глазу, заклеим кружком толщиной 0,5 мм, в середине которого просверлим отверстие диаметром 1 мм. Другой конец трубки оборудуем крестом из тонкой проволоки. Держатель для микрофона изготовим в соответствии с формой и размерами микрофона. Наиболее удобной является цилиндрическая форма корпуса микрофона, чтобы его можно было, двигая, уста­новить точно в фокусе параболы. Укрепим микрофон к корпусу па­раболы посредством проволоки диаметром 3 — 4 мм.

Мембрану микрофона установим точно в фокусе параболы. Для этого сориентируем параболу на какой-нибудь источник звука с воз­можно более постоянной интенсивностью (например, шум плотины или водопада, шум автомобильного двигателя, работающего на ма­лых оборотах, и т. п.) и, медленно передвигая микрофон в держателе, установим стрелку индикатора уровня на максимальное отклонение. Предпочтительно использовать динамический микрофон с кардиоид-ной или круговой характеристикой направленности (например, ТЕСЛА AMD 200, AM 202, AMD 210). Если вы работаете без по­мощника, лучше использовать микрофонный предварительный усили­тель с индикатором уровня, конструкция которого описана в гл. 4. Прикрепим его к параболе или к штативу так, чтобы иметь возмож­ность постоянно следить за показаниями индикатора уровня. По мере необходимости уровень записи можно регулировать индикатором уровня, одновременно прослушивая сигнал в головных телефонах. Это позволит уберечь запись от перегрузок или слишком слабых сиг­налов. Качество записи можно улучшить, вводя регулировку коррек­ции. При записи нужно обращать внимание на то, чтобы ничто не касалось параболы, например ветви деревьев, микрофонный кабель и т. п., так как это ведет к появлению сильных мешающих звуков. Следует считаться с ухудшением записи из-за задуваний ветра, по­этому лучше работать при безветренной погоде. При движениях пе­ремещающегося объекта может случиться, что направленное действие параболы будет выражено слишком четко, что затруднит слежение за объектом. В этом случае нужно немного сдвинуть микрофон из фокуса параболы. Это расширит прослушиваемое пространство, но одновременно уменьшит чувствительность микрофона.

ГЛАВА ПЯТАЯ

ЗАПИСЬ С ЭЛЕКТРОФОНА

5.1. КОРРЕКТИРУЮЩИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ

На рис. 61 приведена нормализованная характеристика записи граммофонной пластинки (кривая В). Ею пользуется большинство европейских изготовителей грампластинок. Ход характеристики оп­ределен тремя промежуточными частотами, заданными постоянны­ми времени: Tj = 3180 мкс, Та= = 318 мкс и т3=75 мкс. Соответ­ствующие промежуточные частоты равны: f1=50 Гц f2=500 Гц и f3 = = 2100 Гц.

Рис. 61. Нормализованная кри­вая характеристики записи граммофонной пластинки (кри­вая В) и частотная характе­ристика корректирующего усилителя для электромагнит­ного звукоснимателя (кри­вая А).

От высококачественного воспроизводящего устройства требует­ся, чтобы выходное напряжение было постоянным во всей полосе частот, а поэтому выходное напряжение звукоснимателя должно быть выравнено с помощью корректирующих звеньев. Электромаг­нитные звукосниматели являются звукоснимателями скоростными. Это значит, что их выходные напряжения пропорциональны скорости движения воспроизводящей иглы. В этом случае потребуется такое корректирующее звено, частотная характеристика которого (см. кривую А на рис. 61) являлась бы зеркальным отражением ха­рактеристики записи. Кроме того, такие звукосниматели дают отно­сительно малые выходные напряжения (милливольты). Для наших целей таким образом выгодно соединить корректирующее звено с предварительным усилителем, который усилил бы напряжение звукоснимателя до выходного напряжения 300 мВ, необходимого для работы магнитофона с входа электрофона для полного намагничи­вания ленты. Принципиальная схема стереофонического предусили­теля приведена на рис. 62. Для монофонического звукоснимателя используем только один канал.

Левый (правый) канал усилителя собран на транзисторах Т1 и Т2 (Т 101 и Т102), которые для экономии деталей и лучшей ста­билизации связаны гальванически. Отрицательная обратная связь по постоянному току, определяющая рабочие точки обоих транзисторов, введена через резистор R4 (RW4) с эмиттера транзистора Т2 (Т102) на базу транзистора Т1 (Т 101), Частотно-зависимая отрицательная обратная связь по переменному току заведена с коллектора транзи­стора Т2 (Т 102) на эмиттер транзистора Т1 (Т 101). Она состоит из частотно-зависимых звеньев R8, R9, С6 и С8 (R108, R109, С106 и С108), которые определяют соответственно постоянные времени следующим образом: %i = R9C8, i2=R8C8, т3=R5С6. Константа ti в данном случае умышленно выбрана короче, чем 3180 мкс. Этим было достигнуто понижение чувствительности корректора в области самых низших частот, что препятствует проникновению помех, воз­никающих от вибрации двигателя или других механических узлов привода электрофона.

Рис. 62. Принципиальная схема корректирующего стереофонического предусилителя для электромагнитного звукоснимателя.

Под действием частотно-зависимой обратной связи входное со­противление усилителя становится частотно-зависимым. Оно пони­жается в области низших частот и повышается в области высших частот. Это, однако, не является препятствием, так как внутреннее сопротивление электромагнитного звукоснимателя имеет такой же вид и звукосниматель не может быть недопустимо нагружен вход­ным сопротивлением усилителя на низших частотах. Конденсатор СЗ (С 103), включенный между коллектором и базой транзистора Т1 (Т 101), нивелирует фазовые соотношения на самых высших ча­стотах и устраняет склонность усилителя к самовозбуждению.

Печатная плата предусилителя приведена на рис. 63, располо­жение деталей на ней — на рис. 64.

Чтобы форма частотной характеристики не слишком отличалась от требуемой, нужно использовать детали, определяющие постоян­ные времени ti, Т2 и т3 только с допусками максимально ±10%.

Если требуется собрать корректирующий предусилитель для монофонического электромагнитного звукоснимателя, нужно исполь­зовать только половину печатной платы, изображенной на рис. 63. Оба канала на плате расположены симметрично.

Закончив монтаж и проверив его правильность, нужно присту­пить к налаживанию схем. Подключим к плате напряжение питания 9 В и измерим постоянные напряжения на электродах транзистора. Значения их указаны в схеме на рис. 62 в верхнем канале. Анало­гичные напряжения можем измерить и в соответствующих точках нижнего канала. Принципиальная схема не содержит никаких регу­лировочных элементов Обратная связь по постоянному напряжению весьма глубока и выравнивает значительные разбросы коэффициен­тов передачи тока обоих транзисторов. Потребляемый от источника ток у стереофонического усилителя около 2 мА, у монофонического усилителя — около 1 мА.

Затем проверим чувствительность усилителя, которая на часто­те 1 кГц составляет 2 мВ при 300 мВ на выходе. На принципиаль­ной схеме для ориентации приведены значения переменных напря­жений сигнала, полученные на макете. Максимальное входное на­пряжение — 12 мВ, что соответствует выходному напряжению 1,8 В.

Напряжение шума, измеренное на выходе при открытом входе, меньше 1 мВ. Входное сопротивление усилителя определяется рези­стором Rl (R101) и равно 50 кОм. Входное сопротивление соб­ственно усилителя на частоте 1 кГц 0,4 МОм. Частотную характери­стику измеряем с помощью генератора низкой частоты, подключен­ного ко входу усилителя через резистор 47 кОм. Установим такое входное напряжение (около 0,47 мВ), чтобы при частоте 1 кГц по­лучить на выходе усилителя напряжение 70 мВ. Поддерживая постоянным входное напряжение, измеряем напряжение на выходе.

Рис. 63. Печатная плата предусилителя для электромагнитного звукоснимателя.

Рис. 64. Монтажная схема деталей предусилителя для электромаг­нитного звукоснимателя.

Форма частотной характеристики должна соответствовать фор­ме, приведенной на рис. 65. Сравнивая ее с кривой А на рис. 61, убедимся в том, что формы обеих кривых сходятся на всем протя­жении, вплоть до области самых низших частот, где результирующий ход умышленно несколько изменен под влиянием резистора R9 (К 109).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Григорий Петрович Климов Божий народ «Красная Каббала» и«Божий народ» это не отредактированный автором краткий конспект

    Конспект
    «Красная Каббала» и «Божий народ» – это не отредактированный автором краткий конспект фонограммы 75 часов видеолекций курса «Высшей социологии», записанных Г.
  2. Энциклопедия иудаизма

    Документ
    Энциклопедия иудаизма "Меир Натив" ("Освещающий путь"), выпущенная издательством "Массада", сразу привлекла к себе широкий круг читателей и выдержала одиннадцать изданий.
  3. Герои Талмуда люди духа, великие мыслители, яркие творческие личности

    Документ
    Герои Талмуда — люди духа, великие мыслители, яркие творческие личности. Их главные жизненные свершения, история их судеб связаны с познанием Торы, ее осмыслением и толкованием.
  4. Д-р ниссан миндел молитва моя

    Документ
    Настоящий труд является не переводом сиддура, а скорее комментарием его и толкованием. Цитаты и выдержки из молитв в английском (как и в русском) изложении преследуют в основном цель осветить главные темы, идеи и концепции, содержащиеся в молитвах.
  5. Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон. Он становится главой хабада в памятном для многих 1920 году, когда большевики решили, что безбожие и беззакон

    Закон
    «Ребе, наперекор всему » Так называется одна из частей новой книги, подготовленной Молодежной организацией хасидов ХАБАД. Герой книги – глава поколения, духовный лидер еврейства, шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон.

Другие похожие документы..