Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре мировой экономики и международных экономических отношений Дипломатической Академии Министерства иностранных дел Российско...полностью>>
'Реферат'
Дрозд Олена Миколаївна, науковий співробітник Національного наукового центру «Інститут ґрунтознавства та агрохімії імені О.Н.Соколовського», кандидат...полностью>>
'Закон'
ю.н. Н.В. Кичигин (ИЗиСП) Тенденции развития законодательства в Европейском Союзе – д.ю.н. С.Ю. Кашкин (МГЮА им....полностью>>
'Доклад'
С 1992 года школа начала работать по программе новой модели Л.В.Тарасова «Экология и диалектика». В этом же году в школе были открыты классы экологиче...полностью>>

Ка, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитетом против пыток и Комитета по правам ребенка

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

GE.04-41304 (R) 280504 040604

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

HRI

1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ДОГОВОРЫ ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА

Distr.



HRI/GEN/1/Rev.7

12 May 2004

RUSSIAN

Original: 

ПОДБОРКА ЗАМЕЧАНИЙ ОБЩЕГО ПОРЯДКА И ОБЩИХ

РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРИНЯТЫХ ДОГОВОРНЫМИ

ОРГАНАМИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Записка секретариата

В этом документе содержится подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых соответственно Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, Комитетом по правам человека, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитетом против пыток и Комитета по правам ребенка. Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов пока еще не принял никаких замечаний общего порядка

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ 12

Замечание общего порядка № 1 - Представление докладов государствами-

участниками 13

Замечание общего порядка № 2 - Международные меры в области

предоставления технической помощи (статья 22 Пакта) 16

Замечание общего порядка № 3 - Природа обязательств государств-

участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) 20

Замечание общего порядка № 4 - Право на достаточное жилище

(пункт 1 статьи 11 Пакта) 26

Замечание общего порядка № 5 - Лица с какой-либо формой инвалидности 35

Замечание общего порядка № 6 - Экономические, социальные и

культурные права пожилых людей 49

Замечание общего порядка № 7 - Право на достаточное жилище

(пункт 1 статьи 11 Пакта): принудительные выселения 63

Замечание общего порядка № 8 - Связь между экономическими санкциями

и уважением экономических, социальных и культурных прав 71

Замечание общего порядка № 9 - Применение Пакта во внутреннем праве 77

Замечание общего порядка № 10 - Роль национальных учреждений по

правам человека в защите экономических, социальных и культурных прав 83

Замечание общего порядка № 11 - План мероприятий по начальному

образованию (статья 14) 85

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 12 - Право на достаточное питание

(статья 11) 89

Замечание общего порядка № 13 - Право на образование (статья 13) 101

Замечание общего порядка № 14 - Право на наивысший достижимый

уровень здоровья (статья 12) 122

Замечание общего порядка № 15 - Право на воду (статьи 11 и 12 Пакта) 150

II. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 175

Замечание общего порядка № 1 - Обязательство по представлению

докладов 177

Замечание общего порядка № 2 - Руководящие принципы представления

докладов 178

Замечание общего порядка № 3 - Статья 2 (осуществление на

национальном уровне) 180

Замечание общего порядка № 4 - Статья 3 (равное для мужчин

и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими

правами) 181

Замечание общего порядка № 5 - Статья 4 (отступления от обязательств) 183

Замечание общего порядка № 6 - Статья 6 (право на жизнь) 184

Замечание общего порядка № 7 - Статья 7 (запрещение пыток или жестокого,

бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания) 186

Замечание общего порядка № 8 - Статья 9 (право на свободу и личную

неприкосновенность) 188

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 9 - Статья 10 (гуманное обращение с лицами,

лишенными свободы) 190

Замечание общего порядка № 10 - Статья 19 (свобода придерживаться

своих мнений) 193

Замечание общего порядка № 11 - Статья 20 195

Замечание общего порядка № 12 - Статья 1 (право на самоопределение) 196

Замечание общего порядка № 13 - Статья 14 (отправление правосудия) 198

Замечание общего порядка № 14 - Статья 6 (право на жизнь) 204

Замечание общего порядка № 15 - Положение иностранцев в соответствии

с Пактом 206

Замечание общего порядка № 16 - Статья 17 (право на личную жизнь) 210

Замечание общего порядка № 17 - Статья 24 (права ребенка) 213

Замечание общего порядка № 18 - Недискриминация 217

Замечание общего порядка № 19 - Статья 23 (семья) 221

Замечание общего порядка № 20 - Статья 7 (запрещение пыток или

жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения

и наказания) 224

Замечание общего порядка № 21 - Статья 10 (гуманное обращение с лицами,

лишенными свободы) 228

Замечание общего порядка № 22 - Статья 18 (свобода мысли, совести

и религии) 232

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 23 - Статья 27 (права меньшинств) 237

Замечание общего порядка № 24 - Вопросы, касающиеся оговорок,

сделанных при ратификации Пакта и Факультативных протоколов к

нему или при присоединении к ним или в связи с заявлениями,

предусмотренными статьей 41 Пакта 242

Замечание общего порядка № 25 - Статья 25 (участие в ведении

государственных дел и право голосовать) 252

Замечание общего порядка № 26 - Континуитет обязательств 260

Замечание общего порядка № 27 - Статья 12 (свобода передвижения) 262

Замечание общего порядка № 28 - Статья 3 (равноправие мужчин и женщин) 269

Замечание общего порядка № 29 - Статья 4 (отступления от обязательств

в связи с чрезвычайным положением) 280

Замечание общего порядка № 30 - Обязательства государств-участников

по представлению докладов в соответствии со статьей 40 Пакта 290

Замечание общего порядка № 31 - Характер общего юридического

обязательства, налагаемого на государства - участники Пакта 292

III. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО

ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ 300

Общая рекомендация I, касающаяся обязательств государств-участников

(статья 4 Конвенции) 300

Общая рекомендация II, касающаяся обязательств государств-участников 300

Общая рекомендация III, касающаяся представления докладов

государствами-участниками 301

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация IV, касающаяся представления докладов

государствами-участниками (статья 1 Конвенции) 302

Общая рекомендация V, касающаяся представления докладов

государствами-участниками (статья 7 Конвенции) 302

Общая рекомендация VI, касающаяся просроченных докладов 304

Общая рекомендация VII относительно осуществления статьи 4 305

Общая рекомендация VIII, касающаяся толкования и применения

пунктов 1 и 4 статьи 1 Конвенции 306

Общая рекомендация IX, касающаяся применения пункта 1 статьи 8

Конвенции 306

Общая рекомендация X, касающаяся технической помощи 307

Общая рекомендация XI о негражданах 308

Общая рекомендация XII о государствах-правопреемниках 308

Общая рекомендация XIII о подготовке должностных лиц

правоохранительных органов по вопросам защиты прав человека 309

Общая рекомендация XIV по пункту 1 статьи 1 Конвенции 310

Общая рекомендация XV по статье 4 Конвенции 311

Общая рекомендация XVI, касающаяся применения статьи 9 Конвенции 312

Общая рекомендация XVII о создании национальных институтов

по содействию осуществлению Конвенции 313

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация XVIII об учреждении международного трибунала

для судебного преследования преступлений против человечности 314

Общая рекомендация XIX по статье 3 Конвенции 315

Общая рекомендация XX по статье 5 Конвенции 316

Общая рекомендация XXI о праве на самоопределение 317

Общая рекомендация XXII по статье 5 Конвенции применительно

к беженцам и перемещенным лицам 319

Общая рекомендация XXIII о правах коренных народов 321

Общая рекомендация XXIV, касающаяся статьи 1 Конвенции 322

Общая рекомендация XXV о гендерных аспектах расовой дискриминации 323

Общая рекомендация XXVI по статье 6 Конвенции 325

Общая рекомендация XXVII о дискриминации в отношении рома 326

Общая рекомендация XXVIII о последующих мерах по итогам Всемирной

конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации,

ксенофобии и связанной с ними нетерпимости 333

Общая рекомендация XXIX по пункт 1 статьи 1 Конвенции (родовое

происхождение) 336

IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО

ЛИКВИДАЦИИ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН 345

Общая рекомендация № 1 - Представление докладов государствами-

участниками 345

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация № 2 - Представление докладов государствами-

участниками 345

Общая рекомендация № 3 - Воспитание и программы в области

общественной информации 346

Общая рекомендация № 4 - Оговорки 347

Общая рекомендация № 5 - Временные специальные меры 347

Общая рекомендация № 6 - Эффективные национальные механизмы и

информирование общественности 348

Общая рекомендация № 7 - Ресурсы 349

Общая рекомендация № 8 - Осуществление статьи 8 Конвенции 350

Общая рекомендация № 9 - Статистические данные, касающиеся

положения женщин 350

Общая рекомендация № 10 - Десятая годовщина принятия Конвенции

о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 351

Общая рекомендация № 11 - Технические консультативные услуги для

выполнения обязательств по представлению докладов 352

Общая рекомендация № 12 - Насилие в отношении женщин 353

Общая рекомендация № 13 - Равное вознаграждение за равный труд 353

Общая рекомендация № 14 - Обрезание у женщин 354

Общая рекомендация № 15  - Недопущение дискриминации женщин

в национальных стратегиях предупреждения синдрома приобретенного

иммунодефицита (СПИДа) и борьбы с ним 356

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация № 16 - Женщины, безвозмездно работающие

на городских и сельских семейных предприятиях 358

Общая рекомендация № 17: - Измерение и количественное определение

объема неоплачиваемого труда женщин на дому и его учет в валовом

национальном продукте 359

Общая рекомендация № 18 - Женщины-инвалиды 360

Общая рекомендация № 19 - Насилие в отношении женщин 361

Общая рекомендация № 20 - Оговорки к Конвенции 370

Общая рекомендация № 21 - Равноправие в браке и в семейных

отношениях 370

Общая рекомендация № 22 - Поправка к статье 20 Конвенции 383

Общая рекомендация № 23 - Политическая и общественная жизнь 385

Общая рекомендация № 24 - Статья 12 Конвенции (женщины и здоровье) 402

Общая рекомендация № 25 - Пункт 1 статьи 4 Конвенции (временные

специальные меры) 413

V. ЗАМЕЧАНИЕ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТОЕ КОМИТЕТОМ

ПРОТИВ ПЫТОК 426

Замечание общего порядка № 1 - Осуществление статьи 3 Конвенции

в контексте статьи 22 (возвращение и сообщения) 426

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

VI. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА 430

Замечание общего порядка № 1 - Цели образования 430

Замечание общего порядка № 2 - Роль независимых национальных

правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка 442

Замечание общего порядка № 3 - ВИЧ/СПИД и права ребенка 452

Замечание общего порядка № 4 - Здоровье и развитие подростков

в контексте Конвенции о правах ребенка 472

Замечание общего порядка № 5 - Общие меры по осуществлению

Конвенции о правах ребенка 489

I. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ

И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ

Введение: цель замечаний общего порядка*


1. На своей второй сессии в 1988 году Комитет решил (E/1988/14, пункты 366 и 367) во исполнение предложения Экономического и Социального Совета (резолюция 1987/5), одобренного Генеральной Ассамблеей (резолюция 42/102), начать со своей третьей сессии подготовку замечаний общего порядка на основе различных статей и положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах с целью оказать государствам участникам помощь в выполнении их обязательств по представлению докладов.

2. Комитет и сессионная рабочая группа правительственных экспертов, которая существовала до создания Комитета, рассмотрели по состоянию на конец своей третьей сессии 138 первоначальных докладов и 44 вторых периодических доклада, касающиеся прав, охватываемых статьями 6 9, 10 12 и 13 15 Пакта. Доклады представило значительное число государств   участников Пакта, в настоящее время составляющее 92. Они представляют все регионы мира с различными социально экономическими, культурными, политическими и правовыми системами. В их докладах, представленных на данный момент, проиллюстрированы многие проблемы, которые, видимо, могут возникать при осуществлении Пакта, хотя в них еще не дается исчерпывающей картины общей ситуации в области осуществления экономических, социальных и культурных прав. Во введении к приложению III (Замечания общего порядка) доклада Комитета Экономическому и Социальному Совету за 1989 год (E/1989/22) цель замечаний общего порядка поясняется следующим образом:

3. "Комитет стремится путем составления своих замечаний общего порядка сделать опыт, накопленный на настоящий момент в результате рассмотрения этих докладов, доступным для всех государств участников, с тем чтобы содействовать дальнейшему выполнению ими Пакта; обратить внимание государств членов на недостатки, вскрытые во многих докладах; предложить улучшение процедуры представления докладов и активизировать деятельность соответствующих государств участников, международных организаций и специализированных учреждений, направленную на прогрессивное и эффективное обеспечение полного осуществления прав, признаваемых Пактом. При необходимости Комитет может, учитывая опыт государств участников и выводы, которые он из него делает, пересматривать и обновлять свои замечания общего порядка".

_____________________

* Содержится в документе E/1989/22.


Третья сессия (1989 год)*

Замечание общего порядка № 1 - Представление докладов государствами участниками

1. Обязательства по представлению докладов, изложенные в части IV Пакта, направлены главным образом на оказание помощи каждому государству участнику в выполнении его обязательств по Пакту и, кроме того, на обеспечение основы для того, чтобы Совет мог выполнять при содействии Комитета свои обязанности по осуществлению контроля за соблюдением государствами участниками их обязательств и по содействию осуществлению экономических, социальных и культурных прав в соответствии с положениями Пакта. По мнению Комитета, было бы неверным считать, что представление докладов является по существу только процедурным вопросом, предназначенным лишь для выполнения официального обязательства каждого государства участника по представлению докладов соответствующему международному контролирующему органу. Напротив, в соответствии с буквой и духом Пакта процесс подготовки и представления докладов государствами может и фактически должен служить для достижения целого ряда целей.

2. Первая цель, имеющая особое отношение к первоначальному докладу, который должен быть представлен соответствующим государством участником через два года после вступления Пакта в силу, состоит в обеспечении всестороннего рассмотрения национального законодательства, административных правил и процедур, а также практики с целью обеспечения наиболее полного соответствия Пакта. Такое рассмотрение могло бы, например, быть начато совместно с каждым из соответствующих национальных министерств или другими властями, отвечающими за принятие и осуществление политических решений в различных охватываемых Пактом областях.

3. Вторая цель заключается в том, чтобы государство участник регулярно следило за текущей ситуацией в отношении каждого из прав и, тем самым, знало о том, в какой мере все граждане на его территории или на территории, находящейся под его юрисдикцией, пользуются или не пользуются различными правами. Из опыта, накопленного Комитетом на сегодняшний день, явствует, что эта цель не может быть достигнута лишь путем подготовки совокупных национальных статистических данных или оценок, но требует также уделения особого внимания неблагополучным районам или областям и конкретным группам или подгруппам, которые, как представляется, особо уязвимы или находятся в

_____________________

* Содержится в документе E/1989/22.

особо неблагоприятном положении. Таким образом, главным первым шагом в направлении содействия осуществлению экономических, социальных и культурных прав является оценка и уяснение существующей ситуации. Комитету известно, что этот процесс контроля и сбора информации может занимать много времени и быть дорогостоящим и что, весьма вероятно, могут понадобиться международная помощь и сотрудничество, как это предусмотрено статьей 2, пункт 1 и статьями 22 и 23 Пакта, с тем чтобы позволить некоторым государствам участникам выполнить соответствующие обязательства. Если это так и если государство участник считает, что оно не может начать процесс контроля, который является неотъемлемой частью любого процесса, направленного на содействие достижению принятых целей государственной политики, и который необходим для эффективного осуществления Пакта, то оно может отметить этот факт в своем докладе Комитету и указать характер и масштаб любой международной помощи, в какой оно может нуждаться.

4. Хотя контроль направлен на то, чтобы иметь полное представление о существующей ситуации, его главное значение заключается в обеспечении основы для разработки четко провозглашенной и тщательно разработанной политики, включая установление приоритетов, отражающих положения Пакта. Поэтому третья цель процесса представления докладов состоит в том, чтобы позволить правительству показать, что принятие мер, отвечающих таким принципам, уже фактически начато. Хотя в Пакте об этом обязательстве недвусмысленно заявлено лишь в статье 14, предусмотренной для случаев, когда "бесплатное начальное образование" еще не обеспечено для всех, сопоставимое обязательство "выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь" каждого из прав, содержащихся в Пакте, четко подразумевается в обязательстве статьи 2, пункт 1 "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры...".

5. Четвертая цель процесса представления докладов заключается в содействии общественному контролю за политикой правительства в области экономических, социальных и культурных прав и приобщению различных экономических, социальных и культурных секторов общества к разработке, проведению и рассмотрению хода выполнения соответствующих мер. При рассмотрении докладов, представленных ему на сегодняшний день, Комитет с удовлетворением отметил тот факт, что ряд государств участников, представляющих различные политические и экономические системы, поощряют вклады таких неправительственных групп в подготовку их докладов в соответствии с Пактом. Другие государства обеспечивают широкое распространение своих докладов, с тем чтобы широкая общественность могла высказать по ним свои замечания. В этом смысле подготовка доклада и его рассмотрение на национальном уровне могут оказаться по меньшей мере столь же полезными, что и конструктивный диалог, проводимый на международном уровне между Комитетом и представителями государств, представляющих доклады.

6. Пятая цель состоит в обеспечении основы для того, чтобы само государство  участник, а также Комитет могли эффективно оценивать степень выполнения обязательств, содержащихся в Пакте. С этой целью для государств может оказаться целесообразным установить конкретные рубежи или цели, по которым может оцениваться их положение в данной области. Например, получила общее признание важность установления конкретных целей в области снижения детской смертности, расширения вакцинации детей, потребления калорий на душу населения, числа людей на одного врача и т.д. Во многих из этих областей глобальные показатели имеют ограниченное использование, тогда как национальные или другие более конкретные рубежи могут явиться чрезвычайно ценным показателем прогресса.

7. В этой связи Комитет хотел бы отметить, что Пакт придает большое значение концепции "постепенного проведения в жизнь" соответствующих прав, и по этой причине Комитет призывает государства участники включать в их периодические доклады информацию о достигнутом за последнее время прогрессе в области эффективного осуществления соответствующих прав. Кроме того, ясно, что для надлежащей оценки ситуации требуются данные как о качестве, так и о количестве.

8. Шестая цель заключается в том, чтобы позволить самому государству  участнику лучше понять проблемы и недостатки, встречаемые при постепенном осуществлении целого ряда экономических, социальных и культурных прав. По этой причине необходимо, чтобы государства участники подробно докладывали о "факторах и трудностях", мешающих такому осуществлению. Тогда этот процесс выявления и признания соответствующих трудностей может заложить основу для разработки более подходящих мер.

9. Седьмая цель заключается в том, чтобы позволить Комитету, а также всем государствам членам способствовать обмену информацией между государствами, лучше понять общие проблемы, с которыми сталкиваются государства и более глубоко оценивать меры, которые могли быть приняты с целью содействия эффективному осуществлению каждого из прав, содержащихся в Пакте. Эта часть процесса позволяет также Комитету определять наиболее подходящие средства, с помощью которых международное сообщество могло бы оказать помощь государствам в соответствии со статьями 22 и 23 Пакта. Чтобы подчеркнуть важность, которую Комитет придает этой цели, отдельное замечание общего порядка по этим статьям будет обсуждено в Комитете на его четвертой сессии.

Четвертая сессия (1990 год)*

Замечание общего порядка № 2 - Международные меры в области предоставления технической помощи (статья 22 Пакта)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в российской федерации

    Документ
    Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) идет становление нового института защиты - Уполномоченного по правам ребенка.
  2. Национальный план действий в области прав человека в республике казахстан (1)

    Реферат
    Как известно, идея разработки национальных планов действий в области прав человека была сформулирована в ходе работы Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году.
  3. Национальный план действий в области прав человека в республике казахстан (2)

    Реферат
    места жительства 19 Право на объединение 28 Право на свободу мысли, совести и религии ………. 41 Право на свободу мирных собраний и митингов . 51 Право на свободу слова и получение информации 59 Право на участие в управлении
  4. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году  

    Публичный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный
  5. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году  

    Публичный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..