Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Т. С. Кабаченко психология в управлении человеческими ресурсами
Т. С. Кабаченко
ПСИХОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Введение 6
Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому
университетскому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению и специальностям психологии
Е^ППТЕР"
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж • Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Киев • Харьков • Минск
2003
ББК 88.59я7
УДК [159.9:658.3](075)
К12
Рецензенты:
Е. В. Шорохова, д-р филос. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института психологии РАН; О. Н. Чернышева, канд. психол. наук, кафедра психологии труда и инженерной психологии (МГУ).
К12 Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие /
Т. С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-318-00457-1
Это учебное пособие создано на материале исследований и практических работ в области управления человеческими ресурсами. Психологическая составляющая рассматривается как часть системы, которая включает также юридическое, организационное, экономическое и процессуально-гигиеническое обеспечение. Особое внимание уделяется конкретным направлениям в деятельности психологов, работающих в этой области: психолого-просветительской деятельности, диагностике, психологическому консультированию, экспертной и воздейственной практике. Ценность данного издания заключается в том, что оно позволяет понять наработанные в советской, а затем и в российской психологической управленческой практике технологии и инструменты, ни в чем не уступающие зарубежным разработкам, и использовать их в практике управления персоналом. Учебное пособие предназначено студентам, преподавателям вузов и специалистам в области управления персоналом, менеджмента, психологии управления.
ISBN 5-318-00457-1
ББК 88.59я7 УДК [159.9:658.3](075)
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
Оглавление
Введение.......................................................................................9
Рекомендуемая литература.........................................................18
Глава 1 Что понимается под «психологическим обеспечением» управления человеческими ресурсами?......................................19
Понятие психологического обеспечения управления человеческими ресурсами ..........................................................19
Чем еще обеспечивается управление человеческими ресурсами организации и каким образом все эти составляющие образуют некоторое единство? ....20
Социально-политическая составляющая системы управления человеческими ресурсами ...................................21
Юридическое обеспечение....................................................25
Организационное обеспечение управления человеческими ресурсами ....... 28
Экономическое обеспечение управления человеческими ресурсами ......29
Процессуально-гигиеническое обеспечение управления человеческими ресурсами .....................................................30
Какие специалисты причастны к решению задач управления человеческими ресурсами?....................................................34
Рекомендуемая литература.........................................................38
Вопросы для самоконтроля.........................................................38
Задания для повторения..............................................................38
Глава 2 I Объем и состав психологического обеспечения управления
человеческими ресурсами ..........................................................43
Чем определяется и чем ограничивается состав психологического
обеспечения управления человеческими ресурсами...................43
Составляющие психологического обеспечения управления человеческими ресурсами ..................45
Компенсации психологического воздействия, производимого
«стихийными» факторами.......................................................45
Психологическое обеспечение, связанное с функциональными и процессуальными составляющими системы управления человеческими ресурсами .....................................................46
Принципы, на которых построена система психологического обеспечения управления человеческими ресурсами...................52
Психологическое обеспечение управления человеческими ресурсами и психологические методы управления. Какова их взаимосвязь ............... 57
Рекомендуемая литература.........................................................61
Оглавление
Вопросы для самоконтроля.........................................................62
Задания для повторения..............................................................62
Глава 3 Деятельность психолога в системе управления человеческими
ресурсами...................................................................................64
Психолого-просветительская деятельность................................65
Рекомендуемая литература.........................................................67
Вопросы для самоконтроля.........................................................67
Диагностика в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами........................................67
Что понимают под термином «диагностика» различные специалисты? ......67
Методы и процедуры, используемые в психологической диагностике ........71
Чем определяется эффективность диагностики? Факторы, повышающие надежность диагностических процедур............72
Рекомендуемая литература.........................................................79
Вопросы для самоконтроля.........................................................80
Экспертные процедуры в контексте управления человеческими ресурсами организации..............................................................80
Что понимается под экспертизой?..........................................80
В каких случаях осуществляется экспертиза?.........................81
Проблема повышения надежности экспертных оценок...........81
Рекомендуемая литература.........................................................90
Вопросы для самоконтроля.........................................................90
Воздейственная практика в управлении человеческими ресурсами ......... 90
Развитие, коррекция, обучение, тренинг персонала...............91
Создание в организации общего психологического контекста деятельности персонала........................................94
Понятие психологического воздействия.................................95
Формальные признаки различных вариантов психологического воздействия ...96
Единицы анализа психологического воздействия...................99
Классификация методов психологического воздействия......101
Основные принципы, на которых строится психологическое воздействие ..... 102
Рекомендуемая литература.......................................................103
Вопросы для самоконтроля....................................................... 104
Консультирование.....................................................................104
Управленческое консультирование в сфере психологического
обеспечения управления человеческими ресурсами............ 104
Наиболее типичные консультативные запросы в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами ..... 113
Стиль управления и эффективность руководства командой . 197
Рекомендуемая литература....................................................... 198
Вопросы для самоконтроля....................................................... 198
Задания для повторения............................................................ 199
Формирование организационной культуры...............................201
Понятие организационной культуры.....................................201
Возможности использования организационной культуры как ресурса организации......................................................206
Функции организационной культуры ....................................208
Диагностика организационных культур.................................210
Проблема формирования, изменения и поддержания культуры организации ....210
Национальные особенности организационных культур.........215
Психологическое обеспечение работы с организационной культурой как ресурсом системы управления.......................217
Рекомендуемая литература.......................................................219
Вопросы для самоконтроля.......................................................219
Задания для повторения............................................................220
Процессуальные аспекты управления человеческими ресурсами: психологическое обеспечение организации и планирования ..................220
Психологическое обеспечение организации системы управления человеческими ресурсами.................................220
Психологическое обеспечение планирования при управлении человеческими ресурсами..........................225
Рекомендуемая литература.......................................................229
Вопросы для самоконтроля.......................................................229
Глава 5 Психологическое обеспечение функционирования системы
человеческих ресурсов..............................................................230
Адаптация персонала и поддержание должного уровня эффективности труда персонала...............................................230
Понятие адаптации. Виды адаптации...................................230
Показатели адаптации..........................................................232
Динамический аспект адаптации..........................................233
Личностные ресурсы социально-психологической адаптации .......233
Оптимизация производственной адаптации.........................234
Рекомендуемая литература.......................................................237
Вопросы для самоконтроля.......................................................237
Задание для повторения............................................................237
Поддержание качественного функционирования работника......238
Обеспечение требуемого состояния регуляторов трудового поведения .....238
Рекомендуемая литература.......................................................244
Вопросы для самоконтроля.......................................................244
Профилактика организационного стресса............................245
Рекомендуемая литература.......................................................251
Вопросы для самоконтроля.......................................................252
Психологическое обеспечение оптимизации конфликтного взаимодействия ...252
Рекомендуемая литература.......................................................267
Вопросы для самоконтроля.......................................................267
Задания для повторения............................................................267
Процессуальные аспекты управления человеческими ресурсами: психологическое обеспечение контроля и регулирования ............................268
Психологическое обеспечение контроля в управлении человеческими ресурсами ................269
Психологическое обеспечение регулирования в управлении человеческими ресурсами..............................284
Рекомендуемая литература.......................................................286
Вопросы для самоконтроля.......................................................286
Задания для повторения............................................................287
Глава 6 Психологическое обеспечение развития системы человеческих ресурсов..............................................................288
Психологическое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.....................................290
Влияние кадровой политики организации на объем и состав психологического обеспечения подготовки и повышения квалификации кадров ..........................290
Концепция подготовки и развития персонала, принятая внутри фирмы (фактор дискретности — непрерывности), и особенности психологического обеспечения образовательной деятельности в организации.....................291
Концепция подготовки и развития персонала, принятая внутри фирмы (фактор активности — пассивности персонала в планировании образовательных программ), и особенности психологического обеспечения.....................292
Особенности психологического обеспечения и концепция фирмы по подготовке и развитию персонала (фактор вовлеченности руководителей) .......................292
Особенности психологического обеспечения подготовки и повышения квалификации кадров в связи с хозяйственной стратегией организации ..........293
Психологические аспекты, определяющие целесообразность планирования конкретных образовательных программ........294
Оптимизация процесса повышения квалификации на основе оценки целесообразности участия конкретных работников в реализации программ ...295
Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения.......................298
Психологические аспекты оптимизации методов подготовки (повышения квалификации) персонала..............300
Психологическая поддержка благоприятного для образования климата организации ................................303
Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов....................303
Рекомендуемая литература.......................................................305
Вопросы для самоконтроля.......................................................305
Задания для повторения............................................................305
Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации .....306
Плановые изменения и организационное развитие..............306
Особенности этапов и процессов изменений. Психологическое обеспечение плановых изменений и организационного развития ......................307
Инновационная готовность персонала и психологическое обеспечение, направленное на ее повышение.....................312
Рекомендуемая литература.......................................................317
Вопросы для самоконтроля.......................................................317
Задания для повторения............................................................317
Психологическое обеспечение расстановки персонала и планирования карьеры ...317
Понятие карьеры..................................................................318
Планирование карьеры как партнерское взаимодействие.... 318
Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений..............................320
Рекомендуемая литература.......................................................325
Вопросы для самоконтроля......................................................326
Заключение, или Как оптимизировать внедрение психологического обеспечения управления человеческими ресурсами .................................327
Приложение 1............................................................................330
Приложение 2............................................................................350
Приложение 3............................................................................357
Библиография...........................................................................385
Алфавитный указатель...............................................................395
Введение
Появившееся в последнее время значительное число работ, посвященных вопросам управления персоналом, свидетельствует о наличии интереса к данной области управления как у практиков (руководителей организаций и подразделений), так и у специалистов, разрабатывающих соответствующую область знания.
В предлагаемом учебном пособии внимание сосредоточено лишь на одном из аспектов управления человеческими ресурсами — его психологическом обеспечении. Это обусловлено тем, что существующие издания по проблеме управления человеческими ресурсами, за редким исключением, основное внимание уделяют организационным аспектам управления персоналом. Все, что касается раскрытия возможностей психологии в этом контексте, сведено к рассмотрению некоторых социально-психологических закономерностей управленческого взаимодействия. Нам же представляется необходимым как можно детальнее раскрыть возможности участия психологов в работе с человеческими ресурсами, чтобы и сами психологи понимали особенности своей роли во взаимодействии с другими специалистами, и их коллеги могли бы уточнить свои представления о месте, роли и вкладе психолога в работу с человеческим фактором организации.
Следует отметить, что уже более столетия научное психологическое знание о труде и трудящемся используется для того, чтобы повысить эффективность решения задач организации. Направленность психологических исследований, востребованных обществом в сфере хозяйственной деятельности, зависела от особенностей общественно-политической обстановки и исповедуемых на конкретных исторических этапах управленческих концепций.
Так, когда на предприятиях внедрялись принципы научного управления и классической школы управления, использование научного психологического знания в этой сфере общественной практики, хотя и имело место, но, по мнению Гуго Мюнстерберга (1863-1916), выдающегося немецкого психолога и философа, обращение к достижениям экспериментальной психологии было еще ограниченным. Г. Мюнстерберг, обобщив опыт, связанный с практическим использованием достижений психологии того времени в различных областях хозяйства, описал в своем труде «Основы психотехники»1 случаи использования психологической диагностики при отборе персонала предприятия в рамках его реорганизации. Примером может служить представленный им случай внедрения на предприятии, производившем металлические шарики для подшипников, результатов, полученных в исследовании скорости реакции работниц, которые должны были контролировать качество поверхности этих шариков. Из ранее работавших на сортировке 120 сотрудниц, непосредственно проводивший это исследование Томпсон, выделил 35, показавших наиболее быстрое время реакции. Через непродолжительный период после реорганизации эти сотрудницы, несмотря на то, что рабо-
1сихотехника — направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач. Термин впервые встречается в работах немецких "сихологов В. Штерна и Г. Мюнстерберга [134, с. 313-314].
10
11
чее время сократилось на 2 часа, могли уже справиться с тем же объемом работы Ш без ущерба для ее качества, который выполняли ранее 120 человек. В результате ' их заработок вырос на 80% . Осуществленное внедрение оказалось выгодным и хозяевам предприятия [112, т. 1, с. 60].
Им также приводятся сведения об исследовании, обращенном к влиянию конструкции органов, которыми управляются машины и механизмы, на эффективность деятельности в плане психологических особенностей работников. Так Мюн-стенберг на основе исследований Герберца показал, что существует определенная связь эффективности работы офисных машинисток, относящихся к различным психологическим типам, на различных типах клавиатур [112, с. 29-30].
Не менее интересно, что в тот период, чтобы усовершенствовать машины и механизмы, изучались исполнительные движения, в частности, исследовалась психофизика попеременной работы, совершаемой пальцами рук, дабы создать оптимальные клавиатуры пишущих машинок [там же].
В поле внимания исследователей оказалась и проблема того, как взаимосвязаны выраженная утомляемость, зависящая от продолжительности рабочей смены, что установлена для работников горной и металлургической промышленности, и их душевное состояние, интересы. Этим проблемам были посвящены исследования Левенштейна, которые также анализируются Г. Мюнстербергом [там же]. Его внимание привлекло изучение процессов, связанных с формированием профессиональных навыков, в том числе и то, каким образом упражнения влияют на становление навыка. Так, им приводятся данные Брайэна и Гартера о выявленных кривых, демонстрирующих формирование навыков в передаче и приеме знаков телеграфистами [112, с. 21].
На том этапе уже ставился вопрос о научной обоснованности психологических рекомендаций, в частности, о прогностичности результатов, полученных психодиагностическими лабораторными исследованиями, для отбора персонала. Г. Мюн-стерберг обращал внимание на необходимость сопоставить реальную эффективность работников и показатели по конкретным диагностическим пробам. Он считал, что только после того, как эмпирически подтвердится их связь, можно внедрять соответствующие рекомендации для отбора или подбора персонала.
Особо примечательно, что уже в тот период исследователи фиксируют свое внимание на гуманистической направленности внедрения психологических исследований в рамках отбора персонала, а не только на их значении в контексте повышения производительности труда. Г. Мюнстерберг писал, что наборщик, по своим психофизиологическим данным не способный набрать более 2500 печатных единиц, должен всю профессиональную жизнь страдать от того, что нормы выработки соотносимы с возможностями такого работника, для которого 5000 единиц не являются проблемой. В этом случае своевременная психодиагностика позволила бы уберечь ученика наборщика, демонстрирующего неудовлетворительные показатели, от ложного выбора профессии, в которой он не смог бы при аккордной работе получить хорошую оплату.
Представляется весьма примечательным еще один момент. Г. Мюнстерберг отмечал, что с тех пор, как к психологическим факторам в производстве было привлечено внимание, возникла настоятельная необходимость создать сеть научных
психологических лабораторий, которые бы работали на пользу производства. Особенно это было важно в целях профилактики проникновения в эту сферу некомпетентных специалистов, что могло привести к дискредитации идеи использовать психологию для повышения эффективности производства [112, т. 1, с. 60]. Таким образом, мы видим, что уже на ранних этапах внедрения научного психологического знания в практику управления производством и совершенствования труда решаемые психологами задачи были весьма разнообразны. В их число входили и развитие собственной деятельности, повышение ее научной обоснованности. По мере развития индустриальной психологии расширяется и тематика исследований, ориентированных на нужды производства и воспроизводства рабочей силы.
Исследуя распространение научно-психологических идей и разработок в сфере индустриальной практики различных стран, О. Г. Носкова отмечает, что этот процесс обусловлен актуальными для каждой страны проблемами. Вместе с тем общий уровень развития этого направления психологии в первой трети XX века можно себе представить по числу и составу участников международных психотехнических конференций. С 1920 по 1930-й гг. прошло 5 международных психотехнических конференций, при этом, если число стран-участниц конференции 1920 г. равнялось 8, а докладов — 17,тов 1927 г. уже, соответственно, 14 и 351, хотя некоторое снижение показателей наблюдалось в 1928 г., когда стран-участниц было 12, а докладов — 163 [117, с. 31]. Тематика докладов, представленных вниманию коллег в 1927 г., касалась:
♦ вопросов метода;
♦ тестов;
♦ исследования труда;
♦ проблем рационализации;
♦ профотбора в индустрии;
♦ профотбора на транспорте;
♦ профориентации;
♦ подбора подростков в профшколы;
♦ психотехники и школы;
♦ психотехники и умственной гигиены;
♦ организации психотехники [117, с. 290].
По мере изменения экономической и политической ситуации в мире, вслед ствие кризиса тейлоризма, обусловленного в большей степени социально-поли тическими и методологическими, чем практическими причинами, возникло ново< направление теории управления, получившее название «гуманистический вызов» или доктрина «человеческих отношений» [24]. Главными его выразителями был1 М. Фоллет, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ч. Бернард, Г. Саймон.
На основе результатов Хоторнских экспериментов, проводившихся в 1927-1932 гг., Э. Мэйо и его последователи сделали вывод о том, что для работника са? производственный процесс с его чисто физическими требованиями имеет мень щее значение, чем социальное и психологическое положение работника. Имен»
поэтому проблемы производства должны рассматриваться через призму социальных и психологических факторов [24, с. 299]. Этот подход к определению роли человеческого фактора на производстве создал запрос о социально-психологических исследованиях, в том числе рассматривающих малые социальные группы, феномен власти, лидерство, мотивацию, психологические предпосылки дисфункцио-нальнынх конфликтов в организации, стили управления и т. п.
Следует отметить, что указанные проблемы изучались в русле совершенно различных теоретико-методологических подходов, например, бихевиоризма и необихевиоризма (Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Г. Олпорт, Э. Мэйо), теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Л. Фестингер), социометрии (Дж. Морено), когнитивистских теорий. При дальнейшем развитии теории управления научные психологические знания органично и на основе системного подхода были ассимилированы в концепциях организационного поведения [97, 118].
Рассмотрим теперь использование достижений научной психологии в отечественном управлении. Следует отметить, что этот процесс не развивался по нарастающей, как это было в зарубежной практике. Если период первой трети XX века был вполне благополучным и продуктивным, то этап 1930-х-1950-х гг. можно считать трагическим в плане внедрения достижений научной психологии как в практику управления персоналом, так и в решение задач воспроизводства рабочей силы. Вот как сложившееся положение дел в этой области характеризуется О. Г. Носковой:
Индустриальная психология, психотехника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. в СССР. Устранение форм независимого контроля условий труда работников предприятий, оценки степени их реальных трудозатрат, оценки реальной себестоимости продукции, устранение экономических способов регулирования хозяйственной жизни, использование административных, внеэкономических (включая чрезвычайные) мер управления производством, персоналом, обесценивание человеческой жизни и качеств личности (в реальности, а не в декларациях) — все это в предвоенное десятилетие сделало ненужной систему научного управления (НОТ) со всем арсеналом обслуживающих ее наук, включая и прикладную психологию [117, с. 80].
Точку в процессе отчуждения научной психологии от практики поставило Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», рикошетом ударившее по психотехнике и социальной психологии, что привело к свертыванию существовавших лабораторий и соответствующих подразделений в научных учреждениях, репрессиям их руководителей. Так, были репрессированы и погибли директор Центрального института труда в Москве А. К. Гастев, директор Казанского института НОТ И. М. Бурдянский и многие другие представители отечественной науки о труде [117, с. 77].
Все указанное выше ограничило внедрение психологических разработок как в народном хозяйстве, так и в армии. Вместе с тем на тот период времени достижения отечественной психотехники были признаны в мировом научном сообществе. Так, в 1931 г. в Москве проходила VII Международная психотехническая конференция, собравшая представителей 11 стран. Исследования, представленные на ней, касались весьма широкого круга проблем, в частности:
Введение 13
ф методологических и методических аспектов психологической диагностики; + профотбора;
* методов, направленных на экспертизу квалификации и прогнозирование профессиональной пригодности;
+ психологических аспектов профессиональной консультации и профориентации;
Ф психологического изучения профессий; « воздейственной практики;
+ психологических аспектов производственного обучения; + формирования и развития коллективов; + аварийности и травматизма.
Арсенал индустриальной и организационной психологии в нашей стране вновь был востребован на практике лишь с конца 1950-х гг. С этого периода психологические исследования труда и трудящихся занимают достойное место среди прочих тематических блоков, традиционных в психологии.
Начиная с середины 1970-х гг. и до конца перестройки психологические разработки внедрялись в практику управления персоналом через социально-психологические, социологические службы и лаборатории предприятий, через службы социального развития. Интересно отметить, что к середине 1980-х гг. опыт работы социально-психологических служб широко обсуждался на всесоюзных и международных симпозиумах и конференциях.
Одной из проблем, касающихся деятельности таких служб, широко обсуждавшейся в этот период времени, была типизация задач социально-психологической службы промышленного предприятия. Этот вопрос был представлен на совещании в Днепропетровске (июнь, 1985 г.), конференции в Кургане (июль, 1985 г.), где от представителей 139 социально-психологических служб страны были собраны сведения о задачах, которыми они занимались в то время, и о тех, которые они считали перспективными. Результаты анализа полученной информации были доложены на конференции в Костроме (1986 г.) А. А. Грачевым и Н. В. Крыловой. На основе контент-анализа полученной информации ими было выявлено, что основной формой работы служб являлась разработка планов социального развития. Конкретные направления проводимых службами на предприятиях мероприятий касались:
♦ стабилизации трудового коллектива благодаря процессу адаптации молодых рабочих, совершенствованию социально-психологического климата и Другим мероприятиям, нацеленным на уменьшение текучести кадров;
♦ работы с руководителями, резервом и инженерно-техническими работниками (аттестация, оценка личностных качеств, обучение);
♦ пропаганды психолого-социологических знаний;
♦ профориентации школьников;
♦ внедрения передовых форм организации труда;
♦ развития социальной активности персонала;
♦ изучения общественного мнения и организации службы «Ваше настроение»;
14 Введение
Похожие документы:
Образовательный менеджмент и развитие человеческих ресурсов. Компетентность руководства Цыркун, И. И
ДокументАрсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Технологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 061100 "Менеджмент организации" и 061200 "Управление персоналом".Учебно-методический комплекс дисциплины управление трудовыми ресурсами для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс дисциплины «Управление трудовыми ресурсами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанияНеделя I: Лекция. Научные подходы к управлению
ЛекцияОсновные этапы развития науки управления. Научный подход к управлению с позиции выделения различных школ в управлении (школа научного управления, школа административного управления, школа человеческих отношений и науки о поведенииНоскова О. Г. Н84 Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова
ДокументН84 Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с. ISBN 5-7695-1717-4Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»
Учебно-методический комплексПсихология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его