Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Российское НТОРЭС им. А.С. Попова, Федеральное агентство по образованию, Управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской облас...полностью>>
'Публичный отчет'
о выполнении мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города Когалыма в сфере культуры в 201...полностью>>
'Лекция'
Масштаб - величина, показывающая степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности (во сколько раз линейные размеры...полностью>>
'Документ'
1. Организация постоянной методической поддержки учителям по ведению курса ОРКСЭ (семинары, лекции, консультации, информационное обеспечение, дистанц...полностью>>

Н. Н. Говрякова История экономических учений цели и задачи курса

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3) после второй мировой войны.

9. У.К. Митчелл — родоначальник одного из течений институциолизма, получившего название:

1) социально-психологическое;

2) социально-правовое;

3) конъюнктурно-статистическое.

10. Кто из представителей институциального направления разработал теорию социальных конфликтов:

а) А. Ноув

б) Т. Веблен

в) Дж. Коммонс

г) У. Митчелл

11. Отличие теорий институционализма периода 70-80х годов от теорий 40-60х годов заключается:

1) в изменение взглядов на роль крупных корпораций в экономике

2) в изменение взглядов на роль НТР
3) в изменение взглядов на сферу услуг

4) все ответы верны

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бартенев С. Л. История экономических учений. –М.: Юрист, 2001.Гл. 6-7, 22.

    2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. Тема 9, 14.

    3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. Гл. 8, 19, 38.

    4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 13, 17.

    5. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекция 20.

    6. История экономических учений (современный этап) Учебник /Под общ. Ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 5,11

Источники:

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. / Вступ. ст. С. Сорокиной. — М.: Прогресс. — 1984 — (Эконо­мическая мысль Запада).

  2. Митчелл У. К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка: Пер. с англ. — М. — Л.: Гос. изд-во, 1930.

  3. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1969.

  4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели обще­ства: Пер. с англ./Под общ. ред. и предисл. Н. Н. Иноземцева и А. Г. Милейковского. — М.: Прогресс, 1976.

  5. Гэлбрейт Дж. К. Жизнь в наше время: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. С. М. Меньшикова. — М.: Прогресс, 1986.

  6. Гэлбрейт Дж. К., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование: Пер. с англ./Предисл. С. Меньшикова. — М.: Прогресс, 1988.

  7. Коуз Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. — М.: "Дело ЛТД", 1993.

  8. Коуз Р. Г. Природа фирмы. В кн.: Теория фирмы/Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1995 ("Вехи экономической мысли"; Вып. 2), с. 11 — 32.

  9. Бъюкенен Дж. М. Минимальная политизация рыночно­го порядка. В кн.: От плана к рынку: будущее посткоммуни­стических республик. Пер. с англ., под ред. Б. С. Пинскера/ Сост. Л. И. Пияшева и Дж. А. Дорн. - М.: 1993, с. 105 - 116.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Горячева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики — 1993, № 8, с. 44 — 53.

  2. Корацциари Г. Этика и экономика: вопрос открыт // Вопросы экономики — 1993, № 8, с. 17 — 27.

  3. Косолапое Р. Россия: в чем же все-таки суть историчес­кого выбора? / МЭиМО - 1994, № 10, с. 5 - 15, № 11, с. 5 - 18.

  4. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мо­тивов в обществе // Вопросы экономики — 1993, № 8, с. 28 - 31.

  5. Олъсевич Ю. Хозяйственная система и этнос // Воп­росы экономики — 1993, № 8, с. 7 — 16.

  6. Сорокина С. Торстейн Веблен: его место в науке // Эко­ном, науки - 1990, № 7, с. 90 - 94.

  7. Сэмюэлс У. Торстейн Веблен как экономист-теоретик // Вопросы экономики . 2007. № 7

  8. Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав соб­ственности. — М.: 1990.

  9. Макашева Н. Гэлбрейт о прошлом, настоящем и буду­щем экономической теории.//МЭиМО. — 1989, № 11, с.148 – 151

  10. Мюрдалъ Г. Современные проблемы "третьего мира"/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1972.

  11. Петросян Д. Психологические методы модернизации институциональной системы экономики России // Общество и экономики – № 7 – 2007 – С. 80-98.

Тема 8. Эволюция неоклассических идей.

8.1. Принципы и социально-философские основы неолиберализма.

Экономический либерализм прошел длительный путь развития. Теория экономического либерализма отражала интересы общества в период зарождения и раннего развития капитализма. В них содержалось требование ликвидировать феодальные регламентации, привилегии класса феодалов, ограничить монархию, обеспечить свободу предприниматель­ства и свободную конкуренцию. Идеи экономического либерализма нашли широкое отражение в трудах физиократов и английских классиков политической экономии и их последователей.

Либералы считали свободную конкуренцию силой, которая непосредственно приводит к автоматическому установлению равновесия в развитии экономики и обеспечивает не только справедливость в распределении доходов, но также максимум возможного благосостояния и прогресса. Они поддерживали идею о том, что режим «laissez faire…» создает в капиталистическом обществе условия для «гармонии интересов». Государству они отводили роль «ночного сторожа», который стоит на страже свободы предпринимательства, не вмешивается в сам хозяйственный процесс, но готов это сделать, если частная собственность окажется под угрозой. Такие взгляды господствовали до образования монополистического капитализма в ХХ в., когда выявилась неспособность рыночной экономики к саморегулированию.

В 30-х гг. ХХ в. в экономической науке и в практике хозяйствования возобладала идеология государственничества (этатизма). К этому привели общество тяжелые экономические кризисы, «горячие» и «холодные» войны. Широкое использование государственного регулирования в послевоенное время способствовало более или менее гладкому развитию. Спады были слабее, темпы развития выше. Идеи расширения функций и исключительных прав государства насчитывали массу сторонников. В таких условиях возникла опасность постепенной подмены функций рынка функциями государства, снижения конкуренции и инициативы хозяйствующих субъектов, а вместе с тем и падения импульсов к развитию.

Неолиберализм стал реакцией на идеологию этатизма. Сторонники неолиберализма уже в самом названии направления подчеркивали свою приверженность принципам экономической свободы и конкуренции.

Неолиберализм – направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики с ограниченным государственным регулированием. Следовательно, неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой – активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее. Это значит, что неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики, что идет от
Дж. Кейнса. Однако в неолиберализме в большей мере, чем в кейнсиан­стве, государственное регулирование сочетается с естественным рыноч­ным механизмом.

В состав неолиберализма входит несколько школ: лондонская
(Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагская (М. Фридмен). Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Одни из них придерживаются правых взглядов (проповедники абсолютной свободы, противники государства), другие – левых (признание необходимости участия государства в экономике). Однако все неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного человека, фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне.

8.2. Лондонская школа неолиберализма

Представителями лондонской школы неолиберализма являются Людвиг фон Мизес (1881—1973) и Фридрих фон Хайек (1899—1992).

Л. Мизес, австрийский, а с 1940 г. — американский исследователь, сформировался как экономист под влия­нием идей австрийской школы предельной полезности.

Его книга «Теория денег и средств обращения» в тече­ние двух семестров обсуждалась на семинаре, руководи­мом Бём-Баверком. Однако в историю экономических учений Мизес вошел своими работами, посвященными защите свободного рыночного хозяйства и критике ин­тервенционизма (от латинского interventio — вмешательство, термин Л. Мизеса).

Мизес выступает противником любой формы интер­венционизма — от советского государственного социа­лизма до рузвельтовского «нового курса». Его аргумента­ция развернуто представлена в монографии «Социализм», вышедшей первым изданием в 1922 г. и неодно­кратно переиздававшейся в постоянно пополняемом виде на многих языках мира (русское издание — 1994 г.). Важнейшей идеей этого труда было положение, что централизованно устанавливаемые цены делают невоз­можным достижение экономического равновесия. Если цена перестает быть мерилом связи спроса и предложе­ния, она не может служить компасом, указывающим путь производству. Исчезает основа для сопоставления различ­ных вариантов инвестиций и выбора наиболее эффектив­ного использования средств производства и труда.

Социализм, по Мизесу, полностью исключает возмож­ность экономического расчета, а интервенционист­ские эксперименты в несоциалистических странах под­рывают, ослабляют начала такого расчета. Поэтому регу­лируемая экономика превращается в поле произвола го­сударственных чиновников, даже при абсолютной чест­ности, образованности и благих намерениях, не имеющих инструментов, показывающих, куда нужно вести и куда на самом деле планы администрации ведут хозяйство. Интервенционистские системы — это, по выражению Мизеса, «планируемый хаос».

Л. Мизес выдвигает положение о социализме как имитирующей экономике. Социализм, лишенный возмож­ности экономического расчета, обречен на быстрый крах. Если он в СССР существует уже много лет, то только потому, что социалистические плановики в своих решениях копируют процессы, стихийно происходящие в странах капиталистической экономики. Плановое хозяй­ство может продержаться относительно долго, лишь ими­тируя то, что делается за его пределами, и неизбежно запаздывая при этом. Социализм, другими словами, возмо­жен лишь в одной стране или группе стран. Всемирное утверждение социализма означало бы его быстрое кру­шение.

Взгляды Ф. Хайека, работавшего вначале в Австрии, а затем последовательно в Великобритании, США и Герма­нии, сложились под влиянием его учителя Мизеса.

Ранние работы Хайека посвящены проблемам цен и денег. Изложенные им идеи получили развитие в совре­менной концепции монетаризма. Полемизируя с Кейнсом в 30-е гг., Хайек видит причины «великой депрессии» с ее массовой безработицей в перекосах соотношения цен, образовавшихся из-за непредвиденных изменений пред­ложения денег. Восстановить баланс спроса и предложе­ния рабочих рук может только рыночный механизм, госу­дарственное же вмешательство только усугубит поло­жение. Оно способно дать лишь краткосрочный эффект, а его отдаленными последствиями будут инфляция и рост безработицы.

Мировую известность Хайеку принесла книга «Доро­га к рабству» (1944). Проблема свободного рыночного хозяйства в ней рассматривается в неразрывной связи с проблемой политической свободы. По Хайеку, только ничем не ограниченная свобода экономических отноше­ний может обеспечить основные свободы человека. Лю­бое вмешательство государства в игру спонтанных сил — шаг к тоталитаризму. Даже субъективно настроенное на демократию правительство, встав на путь контроля за ценами и равного распределения доходов, неизбежно превратится в тоталитарную власть.

Хайек рассматривает и обратный процесс. Поскольку лежащая в основе рынка свобода выбора принципиально несовместима с тоталитаризмом, любая попытка диктатор­ской власти ввести конкурентные рыночные отношения в экономику вызовет политические потрясения, что, в ко­нечном счете, может повлечь крушение диктатуры.

Что касается собственно экономической критики го­сударственного регулирования и в первую очередь крити­ки социализма, то Хайек акцентирует внимание на двух моментах: достаточности информации для принятия решений и скорости реакции на изменения хозяйственной ситуации.

В системе воззрения Хайека на экономиче­ские процессы информации придается очень большое значение. Экономический анализ имеет дело с поведением индивидуума, которое строится в со­ответствии с накопляемой этим индивидуумом информа­цией. Хайек критикует традиционное представление о конкуренции, которое исходит из того, что все ее участ­ники обладают одинаковой информацией. В действитель­ности знания о спросе и предложении сегодня и в обоз­римом будущем распределены между людьми далеко не равномерно. Рынок — механизм распространения информации. Конкуренция — способ сообщить людям, ка­кие варианты производства являются наиболее дешевыми и дают качественно лучший результат. Цена — не исход­ный пункт рыночных отношений, а их результирующая. Будучи следствием и свидетельством распространения информации, цена в то же время стимул, побудитель действий человека по приспособлению к изменяющимся условиям. Отсюда, по Хайеку, вытекает главное условие эффективности экономики: беспрепятственное распро­странение информации через институт рынка. Централи­зованное установление цен не только не связано с этим информационным механизмом рынка — оно лишает воз­можности рационально действовать даже тех производи­телей, кто располагает более или менее достаточными знаниями о сравнительной технологической эффектив­ности различных вариантов производства, о спросе на продукцию и т. п.

Только рынок способен быстро и адекватно реагиро­вать на колебания спроса и предложения. Централизо­ванное планирование всегда будет запаздывать с внесени­ем коррективов в планы производства и распределения.

В 1974 г. Хайек получил Нобелевскую премию за основополагающие работы по теории денег и экономи­ческих колебаний, а также за глубокий анализ взаимоза­висимости экономических, социальных и институцио­нальных явлений.

Двумя годами позже он опубликовал книгу «Денацио­нализация денег» (русский перевод вышел в 1996 г. под названием «Частные деньги»), в которой выступил про­тив государственной монополии на выпуск валюты. Эмиссионная деятельность государства часто диктуется не нуждами хозяйства, а целями покрытия бюджетных расходов. Кроме того, в современных условиях прави­тельства используют эмиссию для оперативного воздей­ствия на инвестиции, безработицу, внешнюю торговлю и т. п. Такое регулирование дает ложные сигналы рынку и, в конечном счете, вместо стимулирования экономиче­ского роста вызывает кризисы. Хайек предлагает считать валюту обычным товаром и производить ее «рыночным способом». Частные деньги будут конкурировать друг с другом, что приведет к вытеснению плохих валют и по­вышению качества оставшихся. Денежный оборот станет полностью соответствовать требованиям рынка. Денацио­нализация денег вызовет положительные преобразованию кредитных и инвестиционных институтов. С позиций эффективности конкуренции валют Хайек выступает про­тив проектирующейся единой валюты европейского со­общества стран.

8.3. Германский неолиберализм как доктрина "социального рыночного хозяйства".

Неолиберализм в Германии сформировался в начале 30-х гг. Его лидером был профессор Фрейбургского университета Вальтер Ойкен (1891—1950).

Германский неолиберализм представляет собой своеобразный вариант теории государственного регулирования, но с большим, чем в кейнсианстве, акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма.

В обобщающей работе «Основы национальной экономической теории» (1940) Ойкен на базе веберовской методологии «идеальных типов» выдвинул положение о существовании двух типов хозяйства – «свободного рыночного» и «центрально-управляемого».Первая форма, по Ойкену, более совершенная: экономика управляется рынком посредством механизма свободных цен. Во втором типе хозяйство выступает в виде абсолютной командной экономики, исключающей действие рыночного механизма.

Однако ни один тип хозяйства не может существовать «в чистом виде», они выступают лишь в качестве определяющего принципа реальной экономики. Всякое конкретное хозяйство состоит из одного и того же набора элементов (разделение труда, кредит, прибыль, процент, зарплата и т.д.), но эти элементы сочетаются всякий раз по-новому в зависимости от господствующего принципа (децентрализации или централизации) и от исторических обстоятельств. Ойкен высказывается в пользу преимущест­венно децентрализованных рыночных форм хозяйствования.

Неолиберальная методология Ойкена отчасти родственна неоклассической, так как центрально-управляемое хозяйство осуждается в ней с позиции «протестантской этики», следования традициям западной культуры. С точки зрения Ойкена, любая форма хозяйства возникает не стихийно, а формируется сознательными действиями при ведущей роли государства. Основу неолиберальной методологии Ойкена составляет концепция немецкой исторической школы о «национальном хозяйстве» как воплощении «национального духа». Основные положения теории Ойкена обобщаются в виде концепции экономического порядка. Этот порядок представляет собой те реальные формы, в которых протекает деятельность фирм, организаций, отдельных участников.

В работе «Основные принципы экономической политики» (1950) рассматривается «политика порядка», политика регулирования экономического процесса. Самым обширным полем деятельности для экономической политики является «правовой и социальный порядок». Искусство экономической политики, его основное правило – «подготовка и оформление общехозяйственных условий применительно к экономике в целом».

Главную проблему Ойкен видел в обуздании монополий, устранении жесткой системы государственного регулирования. Он подвергает критике политику централизованного управления и обосновывает политику «среднего пути».

Ойкен и другие экономисты фрайбургской школы различают две сферы экономической политики: политику порядка и политику регулирования. Первое – сфера создания и совершенствования хозяйственного порядка, его организации; вторая – собственно политика воздействия на процесс экономического развития и хозяйственного роста.

Конкурентный порядок, обоснованный Ойкеном, выводится из исторически сложившихся тенденций. «Мы не изобретаем конкурентного порядка, а находим его элементы в конкретной действительности», – говорит он.

После крушения третьего рейха неолиберализм пережил второе рождение, трансформировавшись в кон­цепцию социальной рыночной экономики (само название этой концепции придумано А. Мюллер Армаком, но в широкий оборот его ввел швейцарский неолиберал Виль­гельм Репке (1899—1966). Концепция социального рыночного хозяйства легла в основу экономической политики, проводившейся в ФРГ под руководством Людвига Эрхарда (1897—1977). При этом Эрхард объявлял социальное рыночное хозяйство альтернативой и капитализму, и социализму.

Эрхард – «конструктор» нового хозяйственного порядка, осуществлявший в Германии экономическую реформу и структурную перестройку. Успехи преобразований определились результатом комбинаций двух компонентов – валютной реформы и политики рыночной экономики.

Денежная реформа была тщательно подготовлена, проводилась решительно и последовательно, так что рост цен был остановлен примерно через полгода. К началу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства. Главная причина успеха – осуществленная Эрхардом смена курса экономической политики в сторону рыночного хозяйства, развитие конкуренции. Реформа, проведенная Эрхардом и его сподвижниками, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. Хотя обоснование реформы осуществлялось с позиции неолиберальной теории, на практике существенно усиливалась регулирующая роль государства.

Эффективная экономическая политика Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста и ориентированная на формирование социального рыночного хозяйства, имела следующие отличительные черты.

1. Особая роль государства. В основе хозяйственной системы находится свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но экономический порядок не устанавливается сам по себе, его способно установить государство. Оно должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью.

2. Важной функций государства является выработка и проведение специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены. По мере развития социальная политика выдвигала проблемы обеспечения занятости, преодоления региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятиями.

3. Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Для этого необходимы борьба с монополизмом, содействие мелкому и среднему предпринимательству, создание каждому человеку условий для появления способностей и скрытых возможностей. Конкуренция обеспечивает экономический прогресс, рост производительности, является инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования. По убеждению Эрхарда, «подлинное, не подтасованное соревнование представляет собой лучший, самый благотворный принцип отбора».

Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.

8.4. Американский монетаризм

Термин «монетаризм» был введен в 1968 г. американским эконо­мистом Карлом Бруннером, чтобы обозначить подход, выделяющий денежную массу в качестве ключевого фактора, определяющего эко­номическую конъюнктуру.

В настоящее время под монетаризмом, как правило, понимают общетеоретический подход, признающий исключительную важность денег в экономике и отдающий приоритет особому типу кредитно-денежной политики— прямому регулированию темпов роста денеж­ной массы — в противоположность иным методам воздействия, преж­де всего фискальной, а также денежно-кредитной политике, но воз­действующей на экономику через процентные ставки.

Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (род.1912 ). Его важнейшими трудами являются: «Количествен­ная теория денег», «Капитализм и свобода». Большой вклад в развитие этой кон­цепции внесли также А. Шварц, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган.

При более широком подходе монетаризм можно понимать не толь­ко как совокупность практических рекомендаций, но и как концепцию, не просто предлагающую иные, нежели кейнсианство, методы регулирования, а противостоящую ему по более широкому кругу вопросов. К ним относятся, например, вопросы о задачах и границах экономической науки, целях и методах экономической политики, характера экономических моделей, исполь­зуемых для анализа и прогнозирования, и т.д. При таком рассмотрении монетаризм уже не может считаться чисто инструментальной концеп­цией, задачей которой является прогнозирование влияния изменения денежной массы на другие макроэкономические переменные. Прини­мая во внимание социально-экономическую направленность монета­ризма, а также учитывая его роль в противостоянии кейнсианству по широкому кругу вопросов, монетаризм можно назвать экономическим сопровождением либерал-консерватизма.

К исходным постулатам монета­ризма относятся следующие положения.

1. Рыночная экономика обладает устой­чивостью, саморегуля­цией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.

2. Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.

3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.

4. Необходимость изучения мотивов поведения людей. «Рынок есть взаимозаинтересованность, – говорит Фридмен. – Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения». Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад моу «Средняя общеобразовательная школа №8»

    Доклад
    Название общеобразовательного учреждения (по Уставу) - Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 Рузаевского муниципального района;

Другие похожие документы..