Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 591 - Сокольники 45 3 594 - Преображенское 45 8 Западный 45 8 550 Районы Западного округа/ 45 8 55 - Внуково 45 8 554 - Дорогомилово 45 8 5 0 - Крыл...полностью>>
'Документ'
27 мая 2011 года в г. Минске завершила работу Региональная конференция российских соотечественников Белоруссии, Молдавии и Украины. Участниками конфе...полностью>>
'Документ'
Богоизбранного Царского рода преславное увенчание, святый страстотерпче Царю Николае, сонм новомучеников Российских с Семейством Своим возглавивый, в...полностью>>
'Книга'
Россия и Европа: Взгляд на культурные и поли­тические отношения славянского мира к германо-ро­манскому. — М.: Известия, 2003. — 607 с. — (Мысли­тели ...полностью>>

Информационно-политическая и этническая идентичность в пространстве массовой коммуникации

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Ижаев Алим Нюрмагометович

ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Специальность: 10.01.10 «Журналистика

(политические науки)»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва – 2007

Работа выполнена на кафедре информационной политики

Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель: кандидат филологических наук

Текеева Хаджат Абдулхалимовна

Научный консультант: доктор социологических наук

профессор Киричёк Петр Николаевич

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Понеделков Александр Васильевич

кандидат политических наук

Очур Аркадий Михайлович

Ведущая организация: Московский государственный

университет им. М. В. Ломоносова,

кафедра истории отечественных средств

массовой информации факультета

журналистики

Зашита состоится декабря 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.20 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, аудитория 2076 .

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1-й учебный корпус).

Автореферат разослан ………………года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор политических наук Шевченко А.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Трансформация российского социума на рубеже ХХ и ХХI веков, приводящая к значительным изменениям в государственно-общественном его устройстве, вызывает к жизни ряд неотложных потребностей информационно-коммуникативного характера, связанных с конечным успехом проводимых реформ. Прежде всего, требуется решение проблемы идентичности, понимаемой как «соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости».1 К числу социально-политических потребностей (необходимостей), направленных на ее решение объединенными усилиями ученых, управленцев, политиков, журналистов, можно отнести следующие:

- во-первых, необходимость преодоления информационно-коммуникативными средствами сложившегося за последние два десятилетия кризиса общероссийской идентичности, который в гуманитарной науке определяется как «конфликт с новыми реалиями, повлекший за собой бурный процесс отказа от прежних социальных ролей, национальных самоопределений, идеологических масок..., что актуализирует проблему воссоздания целостности общероссийского «Мы» с учетом его цивилизационных особенностей» 2;

- во-вторых, необходимость сбережения и разумной психокоррекции ментальной идентичности россиян на личностном (сознательном и подсознательном) уровне с помощью средств массовой информации и коммуникации, отражающих идеологическое противоборство между естественно кристаллизующимся (евразийским, коммунитарным) и искусственно навязываемым (вестернизированным, индивидуалистским) образом жизни примером этому является разнополярность телевизионной рекламы.

- в-третьих, необходимость гармонизации этнического фактора (политического, социального, культурного, информационного, коммуникативного и др.) модернизационных процессов в России, который при условии гиперболизации или, наоборот, минимизации его роли в общественной практике, в том числе с использованием массмедийных средств, неоднократно демонстрировал свой разрушительный антиконсолидационный характер (например, трагические события на межнациональной почве в Кондопоге, Воронеже, Ставрополе);

- в-четвертых, необходимость сохранения и совершенствования коммуникативной устойчивости трансформирующегося общества за счет применения в управленческой практике технологий и механизмов обеспечения интегративной - информационно-политической и этнической – идентичности. При этом следует учитывать коммуникативные механизмы взаимодействия общественного бытия и общественного сознания в условиях виртуального мира с доминированием в настоящее время в средствах массовой информации флуктуационной роли «социального стрессора» 1.

Однако процессы информационно-политической и этнической идентификации носят противоречивый характер, зачастую приводя к напряжению в межнациональных отношениях, а иногда и серьезным и необратимым процессам, разрушающим и само общество и взаимоотношения между народами, имеющими общие географические, политические, социальные, духовные и иные связи. Это актуализирует проблему традиционной этнической и информационной идентичности, что ведет к трансформации целостного восприятия субъектом самого себя как личности, как представителя этнической группы в пространстве социума и в пространстве глобальных коммуникаций. Некоторые ученые склонны видеть в этом влияние экономической составляющей, но проблемы Квебека в Канаде, басков в Испании, этнонациональные конфликты между Великобританией и Северной Ирландией отвергают этот тезис.

Важность решения названных проблем в социально-информациологическом аспекте требует междисциплинарного подхода к изучению практической возможности осуществления органичного синтеза информационно-политической и этнической идентичности. Помимо этого, актуализируется необходимость теоретического осмысления сущностных и функциональных особенностей феномена этнической идентичности с учетом динамики политического, социального, культурного развития переходного общества и специфики его отражения в пространстве массовой коммуникации.

Таким образом, научно-практическая проблема диссертации обусловливается многоактным проявлением конфликтных ситуаций и диссонансных тенденций в динамичной жизнедеятельности трансформирующегося общества, которые отражают: с одной стороны – сложившийся кризис общероссийской идентичности, вбирающий в себя дисгармоничный конгломерат этнополитических и этнокультурных, а также информационно-коммуникативных асинхронов; с другой стороны – идеологическую и технологическую рассогласованность массово-коммуникативных механизмов обеспечения информационно-политической и этнической идентичности в форс-мажорных обстоятельствах общественного бытия.

Из этой посылки вытекает научно практическая задача диссертации, которая заключается в анализе различных методологических подходов и разработке этнической и информационно-политической идентичности, а так же формулировании основных положений оптимальной для этнической сферы переходного общества информационной политики, способной устранять возникающие и упреждать возможные идентификационные дисбалансы массово-коммуникативными средствами.

Степень научной разработанности проблемы.

При написании диссертационной работы автор опирался на обширную научную литературу, которую условно можно разделить на несколько групп.

Первую из них составляют философские работы отечественных и западных философов, политологов и социологов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.С. Панарина, В.В. Розанова, П.А. Сорокина, М. Кастельса, Э. Тоффлера, С. Хантингтона, О. Шпенглера1, по которым автор уточнял для себя в рамках взятой темы проблемные узлы цивилизационно-глобализационного развития, его влияние на социально-психологические и морально-этические установки людского сообщества.

Ко второй группе относятся исследования отечественных ученых Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедовой, В.В. Пименова, А.П. Садохина1, использованные диссертантом для усвоения основных характеристик и категорий теории этносов, а также базовых понятий этничности. При этом труды по этнополитологии Р.Г. Абдулатипова, В.А. Ачкасова, Г.Т. Тавадова, В.А. Тишкова, В.А. Тураева2 помогли уяснить генезис межэтнических и этнокультурных отношений в совокупности социально-политических процессов и системе аналогичных институтов, частично применить их методологию для выявления особенностей влияния этнического фактора на политическую власть, политико-правовые нормы взаимоотношений органов власти, поли-тических учреждений, партий, движений с национальными группами населения.

Наряду с этим, в диссертации использовались работы этносоциологов С.А. Арутюнова, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, М.Н. Губогло, А.А. Сусоколова3, способствовавшие автору в уяснении специфики этнических проблем, характерных для России. Кроме того, в разработке концепции исследования существенно помогли труды этнопсихологов Л.С. Выготского, В.О. Ключевского, А.Р. Лурии, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко4, раскрывающие социально-психологические аспекты этнической идентичности и межэтнических отношений, механизмы адаптации и поведения личности в инокультурной среде.

В третью группу входят исследования И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, С.Г. Корконосенко, Т.В. Наумовой, М.Ф. Ненашева, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, А.В. Шевченко1, позволившие диссертанту экстраполировать на свой контекст проблемы межэтнической массовой коммуникации и роли журналистики в контексте национальной информационной политики, а также свободы слова и связанной с ней ответственности журналиста, работающего в этнической проблематике. Сюда же органично вписались вопросы манипулирования средствами массовой коммуникации массовым созна-нием, рассмотренные В.П. Дубицкой, С.Г. Кара-Мурзой, Г.Г. Почепцовым2. Большое внимание автор уделил также различным аспектам этнической, этнополитической, этнокультурной, этнорелигиозной идентичности и их отражению в массмедиа, исследованным К.С. Гаджиевым, П.Н. Киричёк, А.В. Малашенко, В.К. Мальковой, Р.П. Овсепяном, П.Ф. Потаповым и др.3.

И, наконец, четвертую группу составляют работы зарубежных и отечественных ученых Р.Ф. Абдеева, Д. Белла, К.Х. Делокарова, М. Кастельса, И.С. Мелюхина, Х. Ортега-и-Гассета, И. Пригожина, Э. Тоффлера, В.С. Егорова, А.К. Уледова, Г. Хакена, И.И. Юзвишина1, с помощью которых диссертант коррелировал свои исследовательские подходы с широко известными в мире подходами к изучению феномена информации и развитию теории информационного общества. К этим концептам примыкают также использованные в диссертации научные парадигмы, аккумулирующие политические и социально-психологические проблемы становления информационного общества в России, особенности влияния процессов глобализации на общественное развитие и совершенствование информационных технологий, информационные аспекты государственного управления в Российском государстве, отраженные в трудах М.Г. Анохина, Т.Г. Богатыревой, А.В. Возженикова, В.Н. Дахина, Б.А. Душкова, Н.Д. Казаковой, А.Г. Киселева, М.Ю. Мартыновой, В.Л. Романова, А.П. Федоркиной2.

Особое значение для разработки автором исходных посылок и достижения конечных результатов исследования имели работы ученых кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в которых изучаются механизмы воздействия информационно-коммуникативных процессов на общественное сознание, формулируются принципы и апробируются методы формирования государственной идеологии и информационной политики, разрабатываются оптимальные технологии взаимодействия власти, массмедиа, общества, в том числе в условиях полиэтнического государства1.

И все же недостаточно изученным в гуманитарной науке остается комплекс проблем, связанных с информационно-политической и этнической идентичностью в пространстве массовой коммуникации, который требует специального исследования и детального осмысления с последующим выходом на один из оптимумов современной практики, а именно: формирование государственной информационной политики, адекватной этническим реалиям сегодняшнего дня и обеспечивающей постоянный диалог власти и народа в системе социального управления, в том числе полинациональным сообществом граждан.

Цель исследования: выявить сущность, взаимообусловленность и взаимозависимость информационно-политической и этнической идентичности в пространстве массовой коммуникации.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть содержание социально-информациологического и этнологического подходов в научной парадигме идентичности;

- рассмотреть идентификационные аспекты в коммуникативно-рецептивном взаимодействии массмедиа и аудитории;

- проанализировать уровни этнического самосознания в межкультурных контактах народов России;

- изучить состояние межэтнической толерантности (интолерантности) в информационно-политологическом измерении;

- рассмотреть возможности массмедиа в обеспечении политической коммуникации как фактора гармонизации отношений государства и общества;

- определить идентификационные основы для разработки эффективной государственной информационной политики и системы социального управления в современных условиях.

Объект исследования – информационно-политическая и этническая идентичность как совокупность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

Предмет исследования – особенности и тенденции информационно-политической и этнической идентичности в пространстве массовой коммуникации.

Теоретико-методологическая база исследования. При написании данного исследования автор использует следующие профили научного анализа: социально-информациологический подход, применимый к познанию информационно-коммуникативных отношений в таких сложных и самоорганизующихся системах, как социум; системный подход, помогающий рассмотреть информационную составляющую социума как единое целое; синтез синергетической, немарковской, рефлексивной, мотивационной парадигм1, способствующий изучению особенностей государственной информационной политики на современном этапе, а также системы средств массовой информации в процессе ее функционирования и развития.

В работе осуществляется синтез парадигм и подходов, адаптированных к полю исследования из области политологии, журналистики, коммуникативистики, этнополитологии, этносоциологии, этнопсихологии, обусловленных темой исследования и спецификой объекта. Основу этого парадигмально-методологического синтеза составляет единство информации и коммуникации, согласованность социальной, социокультурной и социокоммуникативной трансформации, имеющее междисциплинарный характер и позволяющее выявить сущность информационно-политической и этнической идентичности, экстраполированной на пространство массовой коммуникации.

Эмпирическую базу исследования составили материалы российских массмедиа, а именно: рассмотренные автором традиционным и формализованным (контент-анализ и интент-анализ) методами 949 публикаций по этнической проблематике в трех отечественных газетах («Российская газета», «Московский комсомолец», «Литературная газета» за 2000 и 2005 гг.), а также отдельных национальных периодических изданий республик Татарстан, Мордовия, Якутия-Саха. При этом сделан сравнительный количественный и качественный анализ информационных, аналитических и дискуссионных материалов, выступлений российских общественных и политических деятелей по национальному вопросу.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В научной парадигме идентичности в период становления информационного общества все меньшее значение остается за экономическим детерминизмом, который постепенно уступает свой прежний приоритет информационно-коммуникативному детерминизму. «Экономический человек» уступает роль субстрата развития «информационному человеку», особенно при объективно возрастающей роли «интеллектуального капитала». Именно последний начинает играть доминантную роль в процессе выстраивания приемлемой для большинства (или меньшинства) населения конфигурации социальных отношений (по модусам либо «кооперации», либо «конкуренции» между индивидами и группами) и социального взаимодействия (по модусам либо «партнерства», либо «соперничества» между ними), адекватной современному этапу цивилизационного развития.

2. С учетом многонациональной специфики российского бытия информационно-коммуникативный детерминизм (он касается всех сфер социального воспроизводства – «вещей», «идей», «человека») априорно предполагает обязательное наличие в его структуре этнологической составляющей, которая в идеальном варианте работает по вектору «интеграция» (в отличие от вектора «дезинтеграция»). Тем самым она сообщает общероссийской идентичности дополнительную устойчивость за счет конструктивных опор национально-идентификационного свойства, исключающего взрывоопасное явление абсолютного этнического доминирования в стране (регионе), которое спорадически воспроизводит зависимость социального статуса и ролевых функций от этнической принадлежности.

3. Для этнической идентичности во все времена свойствен примат духовного над материальным, так как осознается она, в первую очередь, в невещественных факторах (родной язык, тип социальных связей, общность прошлого, социокультурная среда, религия и др.). Материальный фактор в публичной деятельности этноса проявляется косвенно. Сущностно-функциональным ядром этнической идентичности является духовная субстанциональность, пронизывающая фактически все бытийно-сознательное поле этноса и требующая постоянной (с помощью массмедиа) информационно-коммуникативной подпитки, прежде всего, этнокультурного свойства как основного защитного средства, гарантирующего жизнеобеспечение индивида или группы внутри «своего» народа.

4. Энергетика национального (созидательная – «кооперация» индивидов и групп либо разрушительная – «конкуренция» между ними) как феномена социальной формы движения в большой степени зависит от наличия в государственной информационной политике цивилизованных (в рамках поликультурализма) этнически-идентификационных аспектов, сообщающих конструктивный характер коммуникативно-рецептивному взаимодействию массмедиа и аудитории. Образуемая субъект-объектной деятельностью управленцев и журналистов политическая коммуникация, ставящая целью позитивное (миротворческое) воздействие на «сознательное – бессознательное» граждан полиэтнического сообщества, выстраивается, прежде всего, методом исключения двух крайностей: с одной стороны, максимизации в общественном сознании национального вопроса, с другой – его минимизации, что позволяет государству предупреждать возможные межэтнические конфликты.

5. Этноидентификационные основы и принципы разработки эффективной государственной информационной политики и других технологий социального управления полиэтническим сообществом в современных условиях базируются на диалоговой модели коммуникации власти, народа, массмедиа, в которой закладываются равноправные субъект-субъектные отношения как форма социального (межнационального) партнерства всех ее акторов. Исключение или сведение к минимуму фактора конфликтогенности в межэтнических отношениях предполагает экспертный мониторинг госструктурами состояния этнического самосознания с последующим использованием механизмов социально-управленческой коррекции, а также поддержание на высоком уровне средствами публицистики режима толерантности в пространстве массовой коммуникации.

Основные научные результаты исследования, полученные автором.

1. Определено, что для обеспечения в трансформирующемся обществе устойчивого состояния интегральной (ментальной, социальной, этнической и др.) идентичности решающее значение имеют сбалансированная совокупность информационно-коммуникативных компонентов. Их влияние на конфигурацию складывающихся социальных отношений между индивидами и группами и социального их взаимодействия, адекватных современному этапу цивилизационного развития, становится доминирующим в части выстраивания в социуме ведущих поведенческих модусов: в поле отношений – «кооперация»/«конкуренция» и в поле взаимодействия – «партнерство»/«соперничество».

2. Проведенный анализ позволяет автору утверждать, что в конце ХХ столетия этническое самосознание претерпело изменение в развитии. Первый этап проходит с1991-1995г.г. и характеризовался борьбою за власть, и возрождением этнического самосознания. В этот период возросло значение этнических СМИ, которые возглавили национальные политические и экономические элиты, которые, использовав запросы населения этнических регионов, добились желаемой власти, затем отошли от управления созданных ими СМИ, используя их только в период выборных компаний.

Второй этап с 1995года и до сегодняшнего дня характеризуется спадом национального движения. Идет медленно интегрирующий процесс на межэтническом уровне, который инициирован происходящими изменениями в политической и экономической жизни страны. Претерпевают трансформацию, как сами национальными СМИ, так и тематика выступлений, ставшая сдержанной и в большинстве своем толерантной настоящему времени.

3. Обосновано, что в структуре информационно-коммуникативного детерминизма (в условиях российского многонационального социума) важное место занимает этнологическая составляющая, способная сработать в пространстве массовой коммуникации как по вектору «интеграция», так и по вектору «дезинтеграция» на уровнях сознания и поведения граждан. Возникающая при этом (во втором случае) конфликтогенность является следствием разрыва между информационно-политической и этнической разновидностями общероссийской идентичности, кризис которой может быть преодолен созданием режима толерантности в пространстве массовой коммуникации.

4. Установлено, что этническая идентичность с характерным для нее приматом духовного над материальным нуждается, в первую очередь, в регулярной (с помощью массмедиа) информационно-коммуникативной поддержке, эффективность которой определяется целостностью информационного пространства страны и, особенностями содержания и формы тиражируемых на широкую аудиторию медиатекстов (телерадиопередач). Информационное пространство страны должно быть идентично этнической, национальной и социальной структуре российского общества.

5. Доказано, что в процессе развития этнического самосознания в цивилизованных формах, исключающих проявления национализма и шовинизма, и обеспечения режима межэтнической толерантности в рамках социального взаимодействия индивидов и групп особая роль принадлежит массовой политической коммуникации, конструируемой властными и медийными структурами. Прочность и эффективность работы этой конструкции зависит от заложенности в ее основание этноидентификационных основ государственного управления полиэтническим сообществом в реформационных условиях, способных образовать, в конечном счете, с помощью средств массовой информации толерантную среду, в котором исключается или сводится к минимуму фактор конфликтогенности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- в теоретической разработке интегративной концепции идентичности, органично синтезирующей информационно-политическую и этническую ее разновидности как наиболее приемлемой для функционирования российского пространства массовой коммуникации;

- в выявлении информационно-политического и этнического синкретизма в рамках государственного управления в массово-публичных формах его проявления, необходимого для исключения (сведения к минимуму) фактора конфликтогенности в жизнедеятельности полинационального социума (страны, региона);

- в типологизации основных моделей государственной информационной политики в этносфере общественной жизни переходного периода, сообщающих позитивный (негативный) заряд энергетике национального в социуме и обусловливающих конструктивный (деструктивный) характер коммуникативно-рецептивного взаимодействия массмедиа и аудитории;

- в обосновании оптимальных для современных условий механизмов и технологий государственного управления полиэтническим сообществом, базирующихся на диалоговой модели политической коммуникации в триаде «власть – массмедиа – народ» с целеполагающим выстраиванием равноправных субъект-субъектных отношений как формы социального (межнационального) партнерства всех ее акторов;

- в доказательстве необходимости психокоррекционного упреждения этноконфликтных ситуаций со стороны власти и прессы путем открытого, объективного, своевременного их освещения и разъяснения.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены выявленные автором пути и способы модернизации государственной информационной политики в области национальных отношений в условиях переходного общества, реализация которых позволит значительно улучшить экспертную (диагностико-прикладную) работу информационно-аналитических структур органов власти, принципиально скорректировать деятельность отечественных массмедиа в этнической проблематике, существенно обновить содержание и методологию вузовского учебного процесса по специальности «журналистика».

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: использованием общенаучных теоретико-методологических подходов и принципов познания социальной действительности, концептуальных положений социальной информациологии, политологии, социологии, медиалогии; применением общепринятой методологии и методики проведения социологических исследований (контент-анализа медиатекстов) и политологической интерпретации полученных результатов, сопоставленных с наиболее значительными результатами аналогичных исследований в области теории журналистики, политологии, этнологии, социальной информациологии.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в 3 публикациях автора и в сообщениях на Всероссийских научных конференциях в Московском госуниверситете: (2005,2006,2007 г.г.), а также на междисциплинарной аспирантской конференции РАГС - СЗАГС (Санкт-Петербург, май 2005 г.).

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения и списка используемой литературы (250 наименований).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «социология массовых коммуникаций» специальность «Связи с общественностью»(030602)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Социология массовых коммуникаций» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Связи с общественностью» (030602).
  2. Сборник представляет собой пособие по курсу Социология политических процессов, его проблематика относится преимущественно к сфере политической социологии, а не традиционной политологии (1)

    Документ
    В. И. Пантин. Рецензия на сборник учебных материалов "Политический процесс: основные аспекты и способы анализа" (под ред. Е. Ю. Мелешкиной).
  3. «Этническая идентичность»

    Реферат
    Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определённой этнической общности. С её помощью человек солидаризуется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих
  4. Информационно-коммуникативный потенциал имиджа российского государства

    Автореферат диссертации
    Защита состоится _19_ июня 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.20 в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г.
  5. Мануэль Кастельс Информационная эпоха: экономика, общество и культура Мануэль Кастельс -мыслитель и исследователь

    Документ
    Любая незаурядная книга может быть осмыслена в различных контекстах, оценена с различных точек зрения. Для российского читателя, небезразличного к судьбам своей страны, получивший мировое признание трехтомный труд профессора М.

Другие похожие документы..