Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Юлия Большакова - доцент РАТИ-ГИТИС, заслуженный работник культуры России, член экспертного совета по музыкальным театрам Министерства культуры России...полностью>>
'Рабочая программа'
Изучение дисциплины «Организация и планирование производства» использует материал дисциплин: "Высшая математика", "Статистика", &...полностью>>
'Программа'
Районная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Ермекеевский район Республики Башкортостан на 20...полностью>>
'Документ'
Организаторы соревнований - АСК «ТЕРМИК» г. Россошь, при поддержке Администрации г. Россошь и Россошанского района, РОО ФАС Воронежской обл. , ООО «А...полностью>>

Николае Васильевиче Гоголе. Прочитать повесть «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уроки 40 – 48

Задание на дом. Прочитать в учебнике статью о Николае Васильевиче Гоголе. Прочитать повесть «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Уроки 40 – 48

Николай Васильевич Гоголь

Урок 40. Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Текст к уроку.

Н.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.

Ночь перед Рождеством.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

(1809–1852)

Николай Васильевич Гоголь родился на Украине в семье небогатого украинского помещика, учился в Нежинской гимназии. В 1828 году переехал в Петербург, где недолго прослужил чиновником, затем преподавал всеобщую историю в Петербургском университете и, наконец, целиком посвятил себя литературе.

Напечатанная в 1829 году романтическая поэма Гоголя «Ганц Кюхельгартен» успеха не имела. Известность ему принесли повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1830–1832), где он в ярких романтических красках, используя фольклорные мотивы, воспроизвел лучшие черты народного характера, создал поэтический образ Украины. «Вечера…» восторженно встретил А. С. Пушкин, с которым Гоголь сблизился в 1831 году.

В 1835 году издан сборник «Миргород», ознаменовавший становление реализма в творчестве Гоголя. Особое место в сборнике заняла повесть «Тарас Бульба». Затем вышли в свет «Арабески», так называемые «Петербургские повести». В 1836 году была поставлена на театральной сцене комедия «Ревизор».

После постановки «Ревизора», не выдержав травли со стороны реакционной печати, Гоголь уехал за границу. Там он несколько лет работал над поэмой «Мертвые души». Вышедший в 1842 году первый том поэмы потряс Россию. Это произведение – вершина творчества Гоголя, в которой сатирическая направленность, «смех сквозь невидимые миру слезы», сочеталась с лиризмом и высокой патетикой. В этом же году напечатана история «маленького человека» – повесть «Шинель».

После смерти А. С. Пушкина Гоголю было особенно тяжело. Хотя он и был близок с В. Г. Белинским, но не разделял его убеждений. Гоголь возлагал свои надежды на «доброго» монарха, православную религию и русский народ. Видел путь России в религиозно-нравственном перевоспитании общества, в мирном разрешении социальных противоречий. Эти взгляды нашли отражение в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). В ответ В. Г. Белинский написал гневное «Письмо к Гоголю», ставшее широко известным среди революционных демократов.

Глубоко огорченный Гоголь понял упрек критика в том, что он, проживая за границей, не знает Россию. В 1848 году писатель вернулся на родину и продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ», пытаясь создать образы положительных героев – помещиков и купцов. Неудовлетворенный результатами, за несколько дней до смерти Гоголь уничтожил рукопись второго тома поэмы. От нее остались лишь случайные отрывки.

В конце жизни Гоголь пережил глубокий духовный кризис, что и привело его к тяжелому заболеванию. 4 марта (нового стиля) 1852 года Гоголь скончался.

«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность

А. Пушкин

Вопросы для проверки домашнего чтения.

1. К какому литературному направлению и почему вы отнесете эту повесть?

2. Какую роль играет издатель Пасичник Рудый Панько и многочисленные рассказчики?

3. Каков ведущий эмоциональный тон повести?

4. Случайна ли поездка Вакулы в Петербург?

5. Какой герой повести заинтересовал вас больше, чем остальные? Почему?

У. Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Какое произведение писателя и когда вы уже читали?

Д. Мы читали повесть «Тарас Бульба» когда изучали литературу Средневековья.

У. Дома вы должны были прочитать краткое изложение биографии Гоголя. Какие произведения принесли молодому писателю известность?

Д. Повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

У. Повести составляют единый цикл: их объединяет единство места действия, придуманный Гоголем издатель Рудый Панько и его рассказчики. «Вечера…» состоят из двух частей. Первая часть вышла раньше, и в нее вошли повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Во вторую часть вошли повести «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Вам понравилась повесть «Ночь перед Рождеством»?

Д.

У. Восторженно отзывался о повестях Пушкин. Строки из его письма стали эпиграфом нашего урока. Но у некоторых критиков «Вечера» вызвали резко отрицательное отношение. Они упрекали автора в «низменности» и «простонародности». Совершенно иную оценку повестям дал Белинский: «Гоголь сделался известен своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, - все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя!» Особенное внимание Белинский уделил повести «Ночь перед Рождеством». Это произведение, по словам критика, есть «целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни». Позже Гончаров писал, что именно благодаря критике Белинского, Гоголь сразу стал в глазах большинства колоссальной фигурой.

Ночь перед Рождеством»

У. События в повести «Ночь перед Рождеством» происходят в 70-е годы XVIII века, во время уничтожения Запорожской Сечи.

Теперь ответьте на ряд вопросов, в том числе и на те, на которые вы отвечали при проверке домашнего чтения. Свои ответы вы должны обосновать текстом повести.

Название повести.

У. Начнем с названия. Почему события повести происходят именно в ночь перед Рождеством? Это случайно?

Д.

Роль издателя.

У. Как Пушкин выступил в роли издателя повестей придуманного им Белкина, так и Гоголь придумал издателя пасечника. Какую роль играет издатель Пасичник Рудый Панько?

Д. ...

Эмоциональный тон повести.

У. Каков ведущий эмоциональный тон повести?

Д. Комический.

У. Сатира или юмор?

Д. Юмор, рассказчик по-доброму смеется над своими героями.

У. Только комический? Вы обратили внимание на описание ночи?

Д. Иногда – возвышенно-лирический, даже торжественный.

У. Белинский первым отметил как одну из характернейших особенностей творчества Гоголя «комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния». Проявляется ли это качество в данной повести?

Д.

Литературное направление.

У. К какому литературному направлению и почему вы отнесете эту повесть?

Д. Это романтизм, потому что здесь и герои необычные, и обстоятельства, в которых они дейтвуют.

У. А есть ли в повестях черты реализма?

Д. Да. Описания народного быта, характеры комических персонажей.

У. Чего больше в повести: реального или фантастического?

Д. Все-таки фанастического – это же романтизм!

У. Для какого литературного направления характерны резкие переходы от осмеяния низкой «прозы» жизни к возвышению ее красоты и тайны?

Д. Для романтизма. Мы встречались с такими переходами у Гофмана.

О героях.

У. Какой герой повести и почему вам более интересен?

Д.

Задание на дом. Прочитать пьесу Гоголя «Ревизор». Подготовиться к самостоятельной работе с текстом.

Уроки 41- 42. Н. Гоголь «Ревизор»

Акцентное вычитывание драматического текста

Текст к урокам.

Н.Гоголь «Ревизор».

Урок 41

Самостоятельная работа с текстом пьесы «Ревизор»

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делается Хлестаковым».

Н. Гоголь

Вопросы для самостоятельной работы.

Действие первое

Явление I. Какие черты городничего раскрываются в процессе чтения письма?

Явление III. На основании каких признаков было решено, что Хлестаков — ревизор?

Действие второе

Явление II. Как характеризует Хлестакова его разговор с Осипом?

Явление VIII. Какие черты городничего и Хлестакова раскрываются в этом явлении?

Действие третье

Явление VI. Какие черты Хлестакова раскрываются в этом явлении?

Действие четвертое

Явления III—VIII. Как и почему ведут себя герои?

Явление XV. Как и почему меняется поведение городничего?

Действие пятое

Явление VIII. Почему то тот, то другой герой отказывается читать письмо, а

другие настаивают?

Немая сцена. Зачем она?

Вопросы ко всей пьесе

1. Определите основные моменты сюжета.

2. Кого и почему вы считаете главным героем пьесы?

Примечание. Результаты самостоятельной работы обсуждаются в процессе следующего урока по мере необходимости.

Уроки 42

Секреты комического в пьесе «Ревизор»

«Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру».

Н. Гоголь

У. Мы начали работу с пьесой Н. В. Гоголя «Ревизор». Вы уже попытались самостоятельно поработать с текстом, а теперь поработаем все вместе. Какова ваша главная задача как читателей?

Д. Понять позицию автора.

У. И чтобы ее понять, надо предварительно определить род и жанр произведения. Так мы обычно и поступаем. Зачем?

Д. Потому что в разных родах литературы разные задачи, а от этого зависит понимание автора.

Род литературы.

У. К какому роду литературы относится пьеса «Ревизор»? В чем специфика этого рода?

Д. Это драма. Драматические произведения пишутся для постановки на сцене, в них нет рассказчика. Чтобы понять автора, надо понять его героев: их поступки, их речь.

У. Драма — синтетическое искусство. Когда мы приходим в театр, мы выступаем в роли зрителей, для нас и до нас над текстом драмы уже поработал режиссер. А каждый режиссер — тот же читатель, он по-своему прочитывает текст пьесы, а затем все работники театра — актеры, художники, осветители, музыканты — работают над воплощением режиссерского замысла. И прочтение пьесы тем или иным режиссером может отличаться от нашего, читательского прочтения, от нашего понимания авторского замысла.

Но сейчас вы сами читали текст, между вами и автором никто не стоял. Это и труднее и легче. Труднее, потому что читатель должен в своем воображении проделать работу за весь коллектив театра. А легче потому, что режиссерская трактовка не навязывает определенного понимания авторского замысла.

Вы не первый раз работаете с драматическим текстом как читатели, и уже знаете ряд авторских секретов, помогающих понять позицию драматурга. Это, во-первых, знание задачи рода.

Жанр

У.. К какому жанру относится пьеса Гоголя?

Д. Там написано «комедия в пяти действиях».

У. А если комедия, что вы можете сразу сказать об отношении автора?

Д. Значит, автор высмеивает своих героев.

У. Верно, само слово «комедия» происходит от греческого «веселое представление».

Эпиграф.

У. Но почему же, если это жанр драмы, предназначенный для представления на сцене, а не для чтения, Гоголь помещает эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Ведь эпиграф не сыграешь в театре?

Д. ...

У. Действительно, эпиграф в комедии выглядит непривычно, однако во времена Гоголя эпиграфы часто предпосылались драматическим вещам, поскольку последние рассматривались и в качестве произведений для чтения. И в этих случаях роль эпиграфа была такой же, как и в эпических произведениях. Вы уже не раз обсуждали проблему эпиграфа. В чем же их роль?

Д. Подчеркнуть главное, прояснить основную идею.

У. Эпиграф помогает автору оттенить свою мысль, свой замысел. В чем же он состоял у Гоголя?

Д. Эпиграф подчеркивает, что герои комедии не какие-то исключительные люди. Они — зеркало, в котором отражаются те, кто читает или смотрит пьесу в театре. Об этом же и слова Гоголя, ставшие эпиграфом нашего урока.

У. То есть Гоголь хотел сказать своим читателям, что пьеса написана «про них самих». Это он подчеркивает в тексте неоднократно. Этому способствует включение в художественный мир комедии реальных фактов и имен реальных людей. Вспомните также заключительные слова пьесы - знаменитую реплику городничего в конце последнего действия, обращенную в зрительный зал: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..».

Да, действительно, в основе пьесы Гоголя — комическое отношение. О секретах комического вам уже приходилось говорить, например, когда вы читали сказку Андерсена «Штопальная игла», рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон» Но то были эпические тексты, а у Гоголя текст драматический.

Что высмеивает Гоголь и как он это делает?

У. Что же высмеивает Гоголь и как он это делает? В этом вам всем вместе и предстоит разобраться.

Начнем с некоторых фактов. Известно, что идею сюжета пьесы Н. В. Гоголю подарил Пушкин. Премьера пьесы состоялась в Петербурге в 1836 г. Но это был не окончательный вариант, который был завершен Гоголем в 1842 г., комедия еще не получила всей глубины и остроты. Но уже тогда сыграть и понять ее было не просто. Актеры привыкли играть смешные «легкие» водевили с поверхностными, неглубокими сюжетами. Публика тоже была не готова к тому, что комедия может поднимать серьезные проблемы, недоумевала, хотя многие (и даже сам царь) смеялись. Молодежь была в восторге, наизусть цитировала отрывки из пьесы, но Гоголь то ли не знал этого, то ли это не имело на него большого действия: «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня... Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины — и против восстают, и не один человек, а целые сословия».

Но такая болезненная реакция не помешала Гоголю вернуться к тексту комедии, усилить ее сатирическое звучание, и даже написать ряд полемических текстов и еще одну небольшую пьесу «Театральный разъезд после представления новой комедии», в которой после спектакля автор подслушивает мнение о комедии разных зрителей. Причем, отделывая пьесу, Гоголь стремился придать ей более обобщенное значение, чтобы она не выглядела только комментарием к «Ревизору» (к тексту этой комедии мы еще обратимся).

И вот перед нами последняя редакция пьесы. Что же высмеивает Гоголь и как он это делает? Какие внутренние черты он выделяет у своих героев и как выражает свое отношение к ним?

«Говорящие» фамилии героев.

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а

А н т о н А н т о н о в и ч С к в о з н и к – Д м у х а н о в с к и й, городничий.

А н н а А н д р е е в н а, жена его.

М а р ь я А н т о н о в н а, дочь его.

Л у к а Л у к и ч Х л о п о в, смотритель училищ.

Ж е н а е г о.

А м м о с Ф е д о р о в и я Л я п к и н – Т я п к и н, судья.

А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч З е м л я н и к а, попечитель богоугодных заведений.

И в а н К у з ь м и ч Ш п е к и н, почмейстер.

Городские помещики:

П е т р И в а н о в и ч Д о б ч и н с к и й,

П е т р И в а н о в и ч Б о б ч и н с к и й.

И в а н А л е к с а н д р о в Ия Х л е с т а к о в, чиновник из Петербурга.

О с и п, слуга его.

Х р и с т и а н И в а н о в и ч Г и б н е р, уездный лекарь.

Отставные чиновники, почетные лица в городе:

Ф е д о р А н д р е е в и ч Л ю л ю к о в,

И в а н Л а з а р е в и ч Р а с т а к о в с к и й,

С т е п а н И в а н о в и ч К о р л б к и н.

С т е п а н И л ь и ч У х о в е р т о в, частный пристав.

Полицейские:

С в и с т у н о в,

П у г о в и ц ы н,

Д е р ж и м о р д а.

А б д у л и н, купец.

Ф е в р о н ь я П е т р о в н а П о ш л е п к и н а, слесарша.

Ж е н а у н т е р – о ф и ц е р а.

М и ш к а, слуга городничего.

С л у г а т р а к т и р н ы й.

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

У. Начнем с фамилий. Что они говорят вам о героях?

Ученики делают вывод о том, что Гоголь дает героям «говорящие» фамилии.

Замечания для господ актеров.

ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ

З а м е ч а н и я д л я г о с п о д а к т е р о в

Г о р о д н и ч и й, уже постаревший па службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, по ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, пи мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чипов, Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

А н н а А н д р е е в н а, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; по власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Х л е с т а к о в, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,— один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

О с и п, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, во не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук.

Б о б ч и н с к и й и Д о б ч и н с к и й, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского,

Л яп к и н – Т я п к и н, судья, человек, прочитавший пять пли шесть книг, в потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даст вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

З е м л я н и к а, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

П о ч т м е и с т с р, простодушный до наивности человек.

Прочие роли но требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся пред глазами.

Господа актеры особенно должны обратить внимание па последнюю сиену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.

У. А затем Гоголь делает нам «подарок». Он не ограничивается простым перечнем действующих лиц, как это обычно делают драматурги, а помещает еще и «Замечания для господ актеров», в которых выделяет характеры своих героев. Какие же черты он считает необходимым подчеркнуть у своих персонажей?

Далее ученики читают замечания Гоголя «Характеры и костюмы» и вместе с учителем выделяют основные черты характеров героев в оценке автора. Приходят к выводу, что Гоголь дает резко отрицательную оценку главным действующим лицам; а средством такой оценки является осмеяние, т.е. комическое.

У. А теперь, когда оценка автора ясна, попробуем по отдельным эпизодам проследить, как выражает Гоголь свое комическое отношение к персонажам в тексте пьесы.

Действие первое. Явление I

У. Действие начинается словами городничего, ставшими крылатыми: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». И затем городничий читает письмо. Как здесь Гоголь выражает свою оценку?

Д. Гоголь выражает свое отношение через характеристику, которую городничему дает автор письма — Андрей Иванович Чмыхов: «Ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки».

У. А почему городничий не заканчивает чтение этой фразы, обратите внимание на ремарку автора «останавливаясь»?

Д. Он понимает, что брать все, что плывет в руки, не лучшее человеческое качество. Это его смущает, и чтобы это подчеркнуть, Гоголь и не дает ему закончить фразу.

У. Но затем следуют замечательные слова «ну, здесь свои...». Что это значит?

Д. Здесь все такие же, кто тоже не пропустит того, что плывет в руки.

У. Таким образом, Гоголь использует здесь сразу несколько способов для раскрытия черт характера и ума героя: один герой характеризует другого — раз; герой раскрывается сам — два; герой выражает свое представление о других героях — три. Видно, каков городничий, ясно, почему городничий «очень неглупый по-своему человек». Понятно, почему все так напуганы приездом ревизора.

А теперь прочитайте, как судья Ляпкин-Тяпкин объясняет причину появления ревизора.

Д. «Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».

У. Можно ли на основании этой реплики выявить отношение автора к герою?

Д. Ревизор едет просто проверить, как идут дела в городе, а Ляпкин-Тяпкин представляет это дело как политическое, очень важное для государства. И это смешно.

У. Речевая характеристика героя приводит к комическому эффекту. Речь героя построена с претензией на глубокомыслие. Вы знаете, что в основе комического лежит противоречие: несоответствие факта жизни и его интерпретации героями. Помните характеристику Гоголя: «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». Если актер, представляющий Ляпкина-Тяпкина, учтет эту характеристику Гоголя, то комический эффект еще более усилится, ведь в пьесе важны не только слова, но и игра актера — интонации, мимика, жесты. А читатель все это должен вообразить.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. А. Парпара высказал обеспокоенность некорректными выпадами и клеветой в адрес библиотеки со стороны отдельных сми и интернетных борзописцев-недоброжелателей, которые сублимируют личные обиды и комплексы в распро

    Документ
    Он проявил заинтересованность состоянием дел в Библиотеке, которая, на его взгляд, занимает важное место в ознакомлении россиян с культурой, историей, изящной словесностью Украины и служит реальным, одним из немногих сегодня, каналом
  2. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  3. История русской литературы в четырех томах том второй От сентиментализма к романтизму и реализму

    Документ
    Настоящий том посвящен русской литературе первой половины XIX в. (1800–1855). Заглавие тома «От сентиментализма к романтизму и реализму» отвечает методологии и историко-литературной концепции его авторов.
  4. Молодежь XXI века: шаг в будущее материалы (2)

    Документ
    имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (филиал ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации»)
  5. Краткий курс лекций по литературе XIX века (второй семестр) для студентов первого курса промышленно-гуманитарного колледжа нпи юргту

    Курс лекций
    Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям и выполнению письменных работ по литературе для студентов Промышленно-гуманитарного колледжа Волгодонского института ЮРГТУ.

Другие похожие документы..