Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» издается при поддержке Агентства по международному развитию (USAID) Американского совета...полностью>>
'Документ'
сприяти формуванню у підлітків свідомого і відповідального ставлення до своїх обов’язків, вчинків, власного життя та активної життєвої позиції, прагн...полностью>>
'Доклад'
По официальным данным Литовского СПИД центра, к концу 2007 года в Литве выявлено около 1300 случаев ВИЧ-инфекции. Из общего числа официальной статист...полностью>>
'Документ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки физика по специальности 010600 Физика конденсированного состояния вещества пр...полностью>>

Школьная олимпиада по литературе

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Школьная олимпиада по литературе

5 класс, 2009 год

  1. Дайте определение мифа:

    1. рассказ о фантастических событиях;

    2. повествование о различных героях;

    3. сказание или предание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира;

    4. волшебная сказка.

  2. Кто был верховным богом у древних греков?

    1. Зевс; 3) Посейдон;

    2. Перун; 4) Аид.

  3. Дайте письменный развернутый ответ на вопрос:

Как согласно славянской мифологии произошло сотворение Земли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите, к какому малому жанру фольклора относится следующий текст:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

    1. потешка; 3) пословица;

    2. скороговорка; 4) поговорка.

  1. Что такое сказка?

    1. рассказ о реальных событиях;

    2. повествование о божественных силах;

    3. занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях;

    4. поучительная история.

  2. К какому типу русских народных сказок относится «Лиса и журавль»?

    1. о животных;

    2. бытовая;

    3. волшебная;

    4. совмещает два типа сказки: о животных и бытовую.

  3. Кому из русских писателей принадлежат следующие слова:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

    1. М.Ю. Лермонтов;

    2. В.А. Жуковский;

    3. М.Е. Салтыков-Щедрин;

    4. А.С. Пушкин.

  1. Какой художественный прием используется в следующих словосочетаниях: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица»?

________________________________________________________________

  1. Определите, к какому жанру устного народного творчества относится следующее определение: «Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях».

    1. былина; 3) народная песня;

    2. сказка; 4) потешка.

  2. Как дословно переводится с английского языка слово фольклор?

______________________________________________________________

  1. Дайте подробную характеристику герою русской народной сказки Ивану (из произведения «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда возникла древняя русская литература?

    1. в 11-м веке; 3) в 10-м веке;

    2. в 17-м веке; 4) в 9-м веке.

  2. С каким историческим событием связывают возникновение древнерусской литературы?

    1. с приходом на Русь половцев;

    2. с принятием христианства как государственной религии;

    3. с феодальной раздробленностью;

    4. с войной с печенегами.

  3. Назовите самый древний из дошедших до нас литературных памятников.

    1. летопись «Повесть временных лет»;

    2. «Хождение за три моря» А. Никитина;

    3. «Житие Александра Невского»;

    4. «Поучение Владимира Мономаха».

  4. Для какого жанра древнерусской литературы характерно такое начало: «В лето 6476 (968)…»?

    1. повесть; 3) летопись;

    2. хождение; 4) житие.

  5. Кто из русских ученых посвятил свою жизнь изучению древнерусской литературы?

    1. М.В. Ломоносов; 3) А.Н. Афанасьев;

    2. И.М. Семенко; 4) Д.С. Лихачев

  6. Как описываемые события расположены в летописи?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные три рода литературы.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение басни.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, что высмеивает И.А. Крылов в басне «Свинья под Дубом».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школьная олимпиада по литературе

6 класс, 2009 год

  1. Дайте определение мифа:

    1. рассказ о фантастических событиях;

    2. повествование о различных героях;

    3. сказание или предание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира;

    4. волшебная сказка.

  2. Кто из богов славянской мифологии является покровителем огня?

    1. Сварог; 3) Перун;

    2. Ярило; 4) Стрибог.

  3. Что такое легенда?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. К какому малому фольклорному жанру относится следующее произведение: «Не учась и лаптя не сплетешь»?

    1. поговорка; 3) частушка;

    2. скороговорка; 4) пословица.

  2. Какой фольклор называется обрядовым?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите смысл поговорки «рвет и мечет».

________________________________________________________________

  1. Определите границы существования древнерусской литературы.

    1. X-XIX века ; 3) IX – XV века;

    2. IX – XVII века; 4) X – XVII века.

  2. Для какого литературного жанра характерна аллегория?

    1. сказка; 3) рассказ;

    2. басня; 4) стихотворение.

  3. Как дословно с греческого языка переводится слово «библия»?

________________________________________________________________

  1. Назовите роды литературы.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие человеческие пороки разоблачают басни А.И. Крылова? (Приведите конкретные примеры.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите вид рифмы в следующем отрывке из произведения А.С. Пушкина:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

________________________________________________________________

  1. Назовите художественно-выразительное средство, используемое в следующих словосочетаниях в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»: «проклятое место», «земля славная», «большой ветер».

________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте основные отличия прозаической речи от стихотворной (приведите конкретные примеры).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое антитеза?

    1. сильное преувеличение;

    2. перенесение человеческий черт на неодушевленные предметы и явления;

    3. образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным;

    4. противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

  2. Определите, каким размером написаны следующие строки из стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

_____________________________________________________________

  1. Кто является автором произведения «В дурном обществе»?

    1. И.А. Бунин; 3) В.Г. Короленко;

    2. А.И. Куприн; 4) А.П. Чехов.

  2. Назовите жанровую принадлежность произведения А.И. Куприна «Тапер».

    1. рассказ; 3) сказка;

    2. повесть; 4) легенда.

  3. Дайте определение сюжета художественного произведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент рассказа И.А. Бунина «Косцы». Какую роль играет данный эпизод в тексте произведения? Укажите художественно-выразительные средства, используемые писателем в данном фрагменте, объясните их роль.

«Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах…»

Школьная олимпиада по литературе

7 класс

2009 год

Проанализируйте лирическое произведение М.Ю. Лермонтова, охарактеризовав его тему, основную идею, определив средства выразительности и их роль в произведении, стихотворный размер и способ рифмовки.

Осень.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полученных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Школьная олимпиада по литературе

8 класс

2009 год

Перед вами стихотворения о войне, которые стали песнями. Какую тему поднимает каждое из них, какова основная мысль? Какое общее чувство их сближает? Что общего у фронтовых песен и народных? Проследите за движением поэтической мысли: какие образы, в какой последовательности возникают перед мысленным взором читателя? Какие образные выражения вам запомнились более всего? Почему?

Булат Окуджава

Белорусский вокзал

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы, плечом к плечу,

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь. Уходит в ночь отдельный,

Десятый наш, десантный батальон.

Едва огонь угас –

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет неутомим,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь. Уходит в ночь отдельный,

Десятый наш, десантный батальон.

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот… Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это –

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь. Уходит в ночь отдельный,

Десятый наш, десантный батальон.

Лев Ошанин

Дороги

Эх, дороги…

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Знать не можешь

Доли своей:

Может, крылья сложишь

Посреди степей.

Вьётся пыль под сапогами

Степями, полями,

А кругом бушует пламя

Да пули свистят.

Эх, дороги…

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Выстрел грянет,

Ворон кружит:

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит…

А дорога дальше мчится,

Пылится, клубится,

А кругом земля дымится,

Чужая земля.

Эх, дороги…

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Край сосновый,

Солнце встаёт.

У крыльца родного

Мать сыночка ждёт.

И бескрайними путями,

Степями, полями,

Всё глядят вослед за нами

Родные глаза.

Эх, дороги…

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Снег ли, ветер, -

Вспомним, друзья!..

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Школьная олимпиада по литературе

9 класс

2009 год

Сопоставьте два стихотворения одного автора – М. Лермонтова.

МОЛИТВА

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за твою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному,

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

(1837)

МОЛИТВА

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется.

И так легко, легко…

Обратите внимание на лирического героя каждого стихотворения: как развивается его мысль, о ком его слова, с каким чувством он их произносит; определите стихотворный размер в каждом произведении; как он влияет на интонацию; сколько образов создается в первом стихотворении и сколько во втором, при помощи каких эпитетов. Включите эти сведения в связный рассказ о вашем восприятии этих стихотворений.

Школьная олимпиада по литературе

10 класс

2009 год

Проанализируйте лирическое произведение, охарактеризовав его жанр, тему, основную идею, определив средства выразительности и их роль в произведении, стихотворный размер и способ рифмовки. Проследите, как развивается поэтическая мысль.

Я.П. Полонский

* * *

Заплетя свои темные косы венцом,

Ты напомнила мне полудетским лицом

Все то счастье, которым мы грезим во сне,

Грезы детской любви ты напомнила мне.

Ты напомнила мне зноем темных очей

Лучезарные тени восточных ночей –

Мрак цветущих садов – бледный лик при луне, -

Бури первых страстей ты напомнила мне.

Ты напомнила мне много милых теней

Простотой, темным цветом одежды твоей.

И могилу, и слезы, и бред в тишине

Одиноких ночей ты напомнила мне.

Все, что в жизни с улыбкой навстречу мне шло,

Все, что время навек от меня унесло,

Все, что гибло, и все, что стремилось любить, -

Ты напомнила мне. Помоги позабыть!

1864

Школьная олимпиада по литературе

11 класс

2009 год

Это стихотворение написано Н. Гумилевым незадолго до расстрела (он был арестован по обвинению в недонесении о заговоре офицерской организации, как теперь точно установлено, несуществующем, фальсифицированном ЧК), в августе 1921 года. Дайте свою интерпретацию этого стихотворения.

Я сам над собой насмеялся –

И сам я себя обманул,

Когда мог подумать, что в мире

Есть что-нибудь кроме тебя.

Лишь белая в белой одежде,

Как в пеплуме белых богинь,

Ты держишь хрустальную сферу

В прозрачных и тонких перстах.

А все океаны, все горы,

Архангелы, горны, цветы –

Они в хрустале отразились

Прозрачных девических глаз.

Как странно подумать, что в мире

Есть что-нибудь кроме тебя,

Что сам я не только ночная

Бессонная песнь о тебе.

Но свет у тебя за плечами,

Такой ослепительный свет,

Там длинные пламени реют,

Как два золотые крыла.

При анализе стихотворения обратите внимание на образы лирического героя и лирической героини: на цветовую гамму, образный ряд, интонацию стихотворения, антитезу (что противопоставляется); последнее четверостишие (катрен) и его место в определении основной мысли. Прокомментируйте использование стихотворного размера и отсутствие рифмы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Школьная олимпиада по литературе (9 класс)

    Документ
    При анализе стихотворений обратить внимание на композицию(как развивается сюжет лирических признаний, в чём особенность композиций), на антонимы в текстах стихотворений, на синтаксические и пунктуационные особенности предложений.
  2. Похвальное слово олимпиаде по литературе

    Документ
    Трудно поверить, что каких-то десяток лет тому назад такому явлению, как олимпиада по литературе, не уделялось должного внимания и не придавалось столь заслуженного значения, как сегодня.
  3. Олимпиада по литературе Муниципальный тур 2010-2011 уч год

    Документ
    Пока не требует поэтаК священной жертве Аполлон,В заботах суетного светаОн малодушно погружен;Молчит его святая лира;Душа вкушает хладный сон,И меж детей ничтожных мира,Быть может, всех ничтожней он.
  4. Олимпиада по литературе (школьный этап) (3)

    Документ
    1. «…Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».
  5. Олимпиада по литературе. Школьный этап. 5 класс задания

    Поэма
    В увидевшем свет в конце 19 века «Энциклопедическом словаре» Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона об этом жанре говорилось, что, в отличие от сказки, он составляет «одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому

Другие похожие документы..