Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Республиканского государственного образовательного учреждения « Ядринский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможност...полностью>>
'Документ'
Общие и частные методы научного познания. Методы науч­ного познания природы и общества делятся на общие и част­ные. Общие методы обусловлены возможно...полностью>>
'Основная образовательная программа'
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издан...полностью>>
'Документ'
Ответьте на суждение Lemesurier относительно его опровержения божественного происхождения знания событий четверостиший, отказ признать происхождение ...полностью>>

Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества томской области томск – 2009 оглавление

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общественное участие в сфере образования, просвещения и инноваций

Следует помнить, что участие в развитии социально-ориентированного образования принимают не только специализированные образовательные учреждения, но и представители бизнеса, общественных организаций и родительская общественность. Сегодня в понятие образования должно входить не только обязательное получение базового образования, но и самостоятельное освоение знаний, жизненных навыков и этических принципов, необходимых для социальной адаптации, освоения локальной и глобальной культуры, профессиональной состоятельности и творческой самореализации. Роль гражданского участия в сфере образования неоспорима, более того, система образования выступает лакмусовой бумажкой состояния гражданского общества, потому что здесь сливаются воедино все субъекты общественности: дети, родители, учителя.

Руководителям подразделений органов власти в сфере образования, директорам образовательных учреждений, заинтересованным в том, чтобы результаты образовательной деятельности были востребованы обществом, необходимо обеспечивать условия реального участия институтов гражданского общества, родителей, учащихся, профессионального сообщества в управлении образованием. Достигается это, прежде всего, через участие в управлении качеством образования, соответствующего интересам общества, через прозрачность и информационную открытость системы образования и создание правовых механизмов гражданского влияния. В этих целях во всех школах Томской области создается система государственно-общественного управления, экспертизы и оценки образовательной практики с участием гражданского общества и педагогического экспертного сообщества (Управляющие советы). Это органы самоуправления, которые берут на себя ряд полномочий школы.

В Томской области в 2008 г. в сфере образования при активном участии общественных организаций был реализован ряд крупных проектов, которые формировали основные тенденции развития. К ним относятся приоритетный национальный проект «Образование» (общественная экспертиза), комплексный проект модернизации образования (институциализация участия общественности в управлении образованием), проект «Развитие гражданского образования». В целом, продолжалось создание системы профессиональной общественной экспертизы образовательных инициатив, исходящих от органов власти и отдельных учреждений образования, для дальнейшего развития и совершенствования системы с увеличением общественного участия. Так, для реализации комплексного проекта модернизации образования в 2008 г. в Томской области создан координационный совет по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области. Однако следует отметить, что в состав этого совещательного органа от общественных организаций вошел только Н. М. Глушко, председатель Томской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки.

На заседаниях координационного совета обсуждались вопросы общественного участия в реализации каждого из направлений программы: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, повышение заработной платы учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образовательных услуг, развитие сети общеобразовательных учреждений Томской области, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства, расширение общественного участия в управлении образованием, организационное обеспечение реализации программы в Томской области, новые формы повышения квалификации работников образования, новые формы аттестации педагогических и руководящих работников с участием общественности, информационное сопровождение программы и т. д.

При реализации комплексной программы и приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 г. был задействован ряд общественных организаций и коалиционных общественных структур. В государственно-общественном взаимодействии приняли участие такие организации как Томское региональное отделение «Всероссийского педагогического собрания», Молодежный парламент Томской области, Ассоциация «Лучшие школы России», Агентство информации, аналитики и консалтинга «Альтер», научно-образовательный центр «Институт инноваций в образовании», Томская региональная Ассоциация инновационного образования, «Сибирская ассоциация медиаобразования», ТРОО «Центр поддержки некоммерческих организаций», Ассоциация развития инновационного образования, Территориальная профсоюзная организация работников народного образования, некоммерческое партнерство по оценке качества образования в Томской области «ЦОКО», ТРОО «Оберег», Томская городская палата общественности.

18-19 декабря 2008 г. состоялись общественные слушания об итогах реализации комплексной программы в Томской области в 2008 г. В эти же дни с целью повышения эффективности общественного участия в управлении образованием при участии коллег из Самарской области и при поддержке Томского регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания» состоялась межрегиональная педагогическая конференция «Современные модели развития гражданского образования: расширение общественного участия в управлении образованием». В ходе конференции участники обсудили инновационный опыт, внесли предложения по дальнейшему развитию гражданского образования и внедрению моделей государственно-общественного управления образованием в Томской области.

К реализации направления гражданского образования в 2008 г. были привлечены экспертные общественные организации, такие как фонд «Новая Евразия», институт проблем образовательной политики «Эврика», партнерство «Сивитас-Россия», межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Совет по международным исследованиям и обменам IREX. Областным государственным учреждением «Региональный центр развития образования» совместно с общественными организациями были проведены III Молодежный форум гражданских инициатив «Россия – это мы!», II Съезд Учителей Томской области, конкурс школьных сочинений «Мой президент моей страны», конкурс «Лучший школьный дизайн», областной конкурс «Детский сад года – 2008», областной этап Всероссийского конкурса «Наследники Юрия Гагарина», областной этап Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения: развитие управляющих и попечительских советов», семинар для школьников и педагогов Томской области по социальному проектированию в рамках проекта «Школа РОСТа», региональная конференция «Интеграция дополнительного и общего образования», экспертно-аналитический семинар «Кадровая модернизация: Развитие приоритетных направлений модернизации региональной системы образования». Совместными инициативами Регионального центра развития образования и томского регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания» стали издание сборников «Дошкольник», «Социальное проектирование - шаг к гражданскому обществу», «Современные модели развития гражданского образования. Выпуск 2», «Учимся жить в гражданском обществе. Выпуск 2», а также ежемесячно «Вестник РЦРО», спецвыпуски «Вести Всероссийского педагогического собрания».

В направлении дополнительного образования детей в течение 2008 г., ставшего не только Годом семьи, но и посвященного 90-летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей, совместно с общественными организациями г. Томска и Томской области (Томская территориальная организация профсоюза работников народного образования, Федерации по видам спорта: лапте, гиревому, городкам, лыжному и т.д., областной Совет ветеранов, Томское отделение Российского фонда мира, СДОТО «Чудо», РОСТО, «Дом природы», детская общественная организация «Улей», ООО «Формат», РОО «ТЭСИ») были проведены областные конкурсы детского творчества: «Мой дом. Моя страна», областная выставка детского творчества «Мир глазами детей», областной фестиваль детских общественных организаций «Непоседы», III областной слет актива школьных музеев туристско-краеведческого движения «Отечество», областная конференция «Чтобы внуки знали, а правнуки помнили», областные игры воспитанников школ-интернатов «Олимпионик», областная военно-спортивная игра «Зарница», IV областной детский фестиваль «Здоровые дети на здоровой планете», областной слет «Юные друзья природы», областная выставка детского технического творчества, Ассамблея педагогических работников учреждений дополнительного образования и другие.

Следует отметить, что в Томской области с 2006 г. работает областной межведомственный Координационный Совет по вопросам непрерывного экологического образования. Совет координирует пересечения образовательных программ системы общего образования, учреждений культуры и организаций по охране окружающей среды. Основными объектами управления Совета является «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.», а также программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение населения Томской области на 2008-2010 гг.». В ноябре 2008 года состоялась вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы». В одной из секций под названием «Роль общественного движения в организации экологического просвещения населения» был представлен успешный опыт Детско-юношеского парламента г. Томска, ТРОО «Томская экологическая студенческая инспекция имени Л.  Блинова», Межрегиональной общественной организации «Экологический центр «Стриж».

Томские общественные организации для реализации социально значимых проектов в сфере образования и просвещения в 2008 г. обращались за поддержкой к областным и федеральным грантовым программам. К специализированным по теме образования областным конкурсам следует отнести «Образование Томской области против коррупции» (Администрация Томской области). Это единственный доступный региональный грантовый ресурс для общественных организаций, работающих в сфере образования и просвещения. К специализированному финансированию на федеральном уровне относятся конкурсы Общественной палаты РФ по направлению реализации проектов в области образования, искусства, культуры и общественной дипломатии (оператор – общество «Знание»), а также грантовая программа Росбанка (для общественных организаций, работающих в сфере образования). Еще одним важным источником финансирования проектов, направленных на взаимопроникновение школьного сообщества и гражданского общества, является поддержка благотворительного фонда «Новая Евразия» (конкурс «Общественно активные школы России - объединяем усилия»). Кроме того, общественные организации используют возможности нефокусных грантовых программ таких, например, как муниципальный грант г. Томска.

Отдельного упоминания в направлении просвещения заслуживает деятельность томской региональной общественной организации «Общество «Знание» России». Данная организация при взаимодействии с Администрацией Томской области в 2008 г. провела цикл «круглых столов» Губернатора и его заместителей с ведущими лекторами области. Благодаря таким встречам у лекторов, активно занимающихся просветительской деятельностью с населением, была возможность предметно и интересно освещать важные проблемы развития области и доносить до рядовых граждан идеи и перспективные направления деятельности областной власти. Благодаря активной работе ТРОО «Знание» в г. Томске и районах области (Асиновском, Томском, Кожевниковском, Копашевском, Бакчарском, Парабельском и др.) для населения (ветеранов, работников администраций, школьников, учителей, воспитателей, студентов, ученых и др.) были организованы тематические встречи по темам здорового образа жизни, сбалансированного питания, профилактики различных заболеваний, воспитательных технологий, популяризации науки, культуры, социальных и экономических вопросов развития региона и другим направлениям просветительской деятельности.

В сфере инноваций заметную роль играют ряд общественных организаций, к которым относятся Ассоциация инновационных предприятий и организаций г. Томска и Томской области (АИПО ТТО), Фонд содействия науке и образованию – Томский региональный инкубатор технологий (ФСНО-ТРИТ), некоммерческое партнерство «Аграрный научный образовательно-производственный центр Томской области», некоммерческое партнерство содействия развитию Академгородка «Аккорд», некоммерческое партнерство «Томский Атомный Центр», Фонд «Агентство развития Томской области», томская областная общественная организация «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», Западно-Сибирская межрегиональная общественная организация «Грифон», Межотраслевое производственное объединение г. Томска, томский региональный фонд «Инновационно-технологический центр». Цель деятельности общественных организаций инновационного профиля заключается в поддержке инновационных предприятий и организаций г. Томска и Томской области.

Например, АИПО ТТО осуществляет такую поддержку в пяти направлениях: образовательная, организационная, консалтинговая, инновационная и международная деятельность. В рамках образовательной деятельности члены Ассоциации участвовали в разработке и чтении лекций по технологическому бизнесу для студентов очного и заочного отделений Томского государственного университета, Томского политехнического университета, Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. В рамках дисциплины были разработаны и опубликованы в издательстве Томского государственного университета программы, учебные пособия («Инновационный менеджмент (путеводитель для людей с ограниченными возможностями)», «Инновационный менеджмент. Букварь для начинающих», «Технологический менеджмент»), подготовлены аналитические статьи, созданы электронные учебники («Основы инновационного бизнеса», «Технологический менеджмент», «Сборник лабораторных работ по курсу «Информационно-измерительные системы»). Члены АИПО ТТО совместно с Межвузовским учебно-научно-производственным центром «Технологический менеджмент» ТГУ, Инновационно-технологическим Бизнес-инкубатором ТГУ (ИТБИ ТГУ) провели семинар «Инновационный менеджмент» для руководителей и сотрудников малых инновационных предприятий и организаций г. Томска и Томской области, в котором приняло участие более 70 человек.

Консалтинговая деятельность АИПО ТТО включала в себя подготовку и представление проектов инвесторам (20 проектов), экспертизу проектов (50 проектов), консультации по инновационному предпринимательству (100 консультаций), помощь в создании малых инновационных предприятий (5 предприятий). АИПО ТТО поддержала заявку ТГУ и участвовала в реализации государственного контракта по выполнению прикладных научно-исследовательских работ по инфраструктурной части областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006-2008 годы» (заказчик Администрация Томской области). В ходе выполнения контракта проводился мониторинг стартующих инновационных предприятий и организаций, созданных в рамках реализации федеральных программ «СТАРТ», «ТЕМП». В результате была собрана и проанализирована информация о малых инновационных предприятиях г. Томска и Томской области, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия, проведены консультации для этих предприятий, выпущен информационный бюллетень, издано учебное пособие «Технологический менеджмент».

АИПО ТТО активно сотрудничает с зарубежными фондами. В 2007 г. члены Ассоциации совместно с ТГУ, Фондом содействия науке и образованию – Томским региональным инкубатором технологий (ФСНО-ТРИТ) завершили работу по гранту по Программе малых грантов Комиссии по демократии Отдела печати и культуры Посольства США «Интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь». Грант включал в себя проведение цикла семинаров для людей с ограниченными физическими возможностями, их дистанционное обучение, выпуск книг по проблеме включения инвалидов в бизнес. В результате 15 инвалидов Томской области создали собственный успешный бизнес. АИПО ТТО выразила поддержку заявки ФСНО-ТРИТ на грант по Программе малых грантов Комиссии по демократии Отдела печати и культуры Посольства США «Содействие интеграции муниципальных образований в инновационный бизнес». ФСНО-ТРИТ оказал содействие в оформлении трех заявок на объекты интеллектуальной собственности и опубликовании двух научных монографий. АИПО ТТО совместно с ООО «Азия» провела конкурс инновационных проектов для учащихся гимназии «Сибирский лицей». В результате десять школьников стали лауреатами и получили гранты. Среди российских Фондов, с которыми у АИПО ТТО имеются контакты, можно отметить Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (г. Москва), Международный гуманитарный общественный Фонд «Знание» (г. Москва). Успешно сотрудничает АИПО ТТО с Ассоциацией инновационных предприятий и организаций Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ) России, а также с секцией «Наука. Вузы. Инновации: промышленная и инвестиционная политика» АСДГ. В результате АИПО ТТО разработана программа развития инновационной деятельности в городах Сибири и Дальнего Востока России на 2008-2012 гг. и подготовлен Всероссийский конкурс 2008 г. инновационных проектов, предназначенных для решения проблем городов Сибири и Дальнего Востока России.

Основной тенденцией в системе образования по праву можно считать направленность на усиление общественного участия и контроля над качеством образовательных услуг. В связи с внедрением в систему общего образования новых механизмов оплаты труда, подразумевающих участие общественности в определении качества образования, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, непосредственно в управлении образовательным процессом через Управляющие Советы, произошли принципиальные изменения во всей системе. Однако на данный момент в подавляющем большинстве случаев не произошло осознания общественностью появившихся возможностей, открывшихся механизмов управления и участия. Можно констатировать, что пока общественные участники этого процесса не увидели собственных интересов в развитии образования. По мнению директора «Академлицея» И. Н. Тоболкиной, «сегодня гражданское общество не четко понимает, что происходит в системе образования. Образовательные стандарты, система ЕГЭ – лишь формы и штрихи государственной реформы. Нет понимания главного: должен измениться сам человек. Пребывание в школе, сидение в школе не есть смысл его учения. В основу должна быть положена личная мотивация, личная траектория, личный успех и личное осмысленное и осознанное действие по отношению к себе – кем я буду, как я это сделаю. Если образование не будет способствовать формированию личности, то не будет и гражданского общества». В ходе семинаров по теме «Активизация общественного участия в управлении образованием» во многих районах Томской области возникали дискуссии по поводу внедрения реформ в образовании. Поводом стало внедрение этих механизмов и элементарная неготовность как педагогической, так и широкой общественности к участию в управлении качеством жизни, образования, личной ответственности граждан.

Общественная палата Томской области считает, что сегодня интеллектуальные и материальные ресурсы необходимо направить на поддержку образовательных и просветительских площадок для педагогического сообщества, родительской общественности, участников Управляющих советов в интересах продвижения гражданского образования и участия граждан в управлении образованием. В первую очередь, важно определить и осмыслить содержание понятия «качества образования» как в общей, так и в высшей школе со всеми заинтересованными сторонами. Во-вторых, необходимо разработать специализированные открытые конкурсы для учреждений образования и общественных организаций по приоритетным направлениям, повышающим интеграцию общественности в деятельность и управление образовательными учреждениями.

Общественные инициативы в сфере культуры, укреплении межэтнического и межконфессионального согласия

Сфера культуры очень долгое время воспринималась государством как идеологическая база для всего общества. Сегодня культура перестала использоваться в политических целях, она пытается стать разносторонней, меняются задачи у представителей творческих профессий: теперь необходимо быть разносторонним, сделать интересным и привлекательным свою культурную инициативу. Особенностью общественной активности в сфере культуры является мощная творческая составляющая, свободный поиск форм выражения человека. Здесь работает мультипликативный эффект: отдельные яркие события, акции, общественные инициативы приводят к появлению целых направлений деятельности и новых видов культурного творчества.

В 2008 г. в сфере культуры заметно выросла активность сообщества музейщиков, которое ранее было разрозненным. Между тем в Томской области очень большое количество музеев, находящихся как под опекой государства, так и существующих на общественных началах при школах и органах территориального самоуправления. Еще в 2007 г. состоялся форум музейщиков, завершившийся яркой акцией «Ночь в музее». Это привело к росту активности общественности в этом направлении, и уже в 2008 г. возник один из самых значительных за последнее время проектов – форум «Культурное наследие Томской области», в рамках которого также состоялось празднование 70-летия Нарымского музея политической ссылки. Событие проходило в селах Парабель и Нарым, где обсуждались проблемы организации музеев-заповедников, проводились презентации выставок и экспозиций. Форум оказался интересен не только работникам культуры, для которых такие события полезны в качестве профессиональных площадок по обмену опытом, но и обычным гражданам, увидевшим, какими богатствами обладает томская земля. Еще одно интересное направление работы появилось на стыке музейного движения и работы по сохранению семейных ценностей. 2008 г. был объявлен Годом семьи. Состоялся ряд мероприятий организаций культурной сферы, направленных на укрепление семьи и пропаганду семейных ценностей. В рамках проекта «Семья – территория культуры» проходили различные конкурсы и акции. Одна из важных акций называлась «Даритель», когда люди дарили значимые для своих семей вещи для музейных экспозиций.

Общественные организации «Областная писательская ассоциация» и «Чеховские пятницы» стали организаторами праздника книги. Событие состоялось на набережной реки Томи. Для томичей, пришедших на праздник, была организована ярмарка, работали творческие площадки и игровые программы. Эти организации стали одними из главных участников центрального события 2008 г. - Форума «Культурное наследие Томской области» в сс. Парабель и Нарым. Кроме того, регулярная деятельность областной писательской ассоциации направлена на издание литературного журнала «Начало века», литературного приложения к газете «Красное знамя», участие томских писателей во всероссийских пленумах и семинарах.

Значимая работа была проведена в 2008 г. томским отделением «Союза театральных деятелей России» (СТД). В частности, были организованы учебный курс-тренинг «Сценическая речь», а в ноябре прошел конкурс молодого актера. Также в 2008 г. силами общественности был восстановлен театральный фестиваль «Маска»: театральная общественность г. Томска уже давно скучала по такой форме общения. Томское отделение «Союза художников России» принимало участие в ряде благотворительных акций, например, в организации Благотворительный бал, который завершал Декаду благотворительности. Благотворительная акция в декабре была организована «Союзом художников» в Доме путешественника.

В сфере культуры неотъемлемым направлением является проведение благотворительных мероприятий для социально незащищенных групп населения: инвалидов, детей-сирот, пенсионеров. В 2008 г. в областных учреждениях культуры на благотворительной основе побывали более 20 тыс. чел., только благотворительные спектакли Театра драмы смогли посмотреть 13 тыс. зрителей.

С новой для Томской области инициативой вышел в 2008 г. Центр польской культуры «Дом польский». В конце сентября в г. Томске впервые прошел Международный фестиваль полонийных любительских театров «Сибирские встречи - 2008». Спектакли проходили на польском языке. В фестивале приняли участие коллективы из нескольких российских городов, а также из Республики Казахстан. Организаторы надеются, что ежегодные фестивали в г. Томске станут доброй традицией, и в следующем году в нем примут участие представители дальнего зарубежья.

В целом деятельность национально-культурных центров и автономий носила разнообразный характер и способствовала не только поддержанию внешних связей, но и укреплению национального согласия в Томской области. Так, российско-немецкое молодежное объединение «Югендблик» организовало фотовыставку «Мы – российские немцы», а с 28 по 30 ноября в Томске прошел II Сибирский фестиваль культуры российских немцев, организованный Российско-немецким домом. Региональная национально-культурная автономия греков отметила национальный праздник День Охи в развлекательном комплексе «Факел», прошли Дни Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана, организованные автономиями этих народов. В конце года Центр украинской культуры «Джерело» провел первый областной конкурс-фестиваль для учащихся и преподавателей школ искусств Томской области «Музыкальный «Водограй».

В направлении конфессионального согласия 2008 г. запомнился рядом ярких событий. Так, в октябре в селе Барабинка была торжественно открыта новая мусульманская мечеть; с октября по ноябрь в Томском краеведческом музее проходила выставка буддийского искусства «Сокровища Тибета. Бесстрашие. Радость. Сочувствие»; в ноябре Томская община христиан Адвентистов Седьмого дня организовала молодежный фестиваль христианской музыки «Иду навстречу»; 9 декабря в Томском краеведческом музее открылась выставка «Неизвестное старообрядчество».

Все большей популярностью в обществе начинают пользоваться традиционные православные праздники. Например, в общегородском праздновании Крещения Господня на реке Томи приняло участие около 3 000 человек. С 14 по 18 мая Департаментом по культуре совместно с Томской епархией РПЦ в рамках Дней славянской письменности и культуры были организованы 18-ые духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Чтения включало в себя работу 23 секций, гала-концерт, Крестный ход, молодежные акции и спортивные состязания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  4. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы
    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,

Другие похожие документы..