Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные ...полностью>>
'Учебник'
Книга является первым издаваемым в нашей стране вузовским учебником по психологическому консультированию и соответствует курсу по данной дисциплине, ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится «28» ноября 2011 г в 10 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.063.01 в ФГБОУ В...полностью>>
'Документ'
Развитие современных информационных технологий открывает новые возможности для повышения эффективности образовательного процесса, включая дистанционн...полностью>>

Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества томской области томск – 2009 оглавление

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Крупные общественные структуры и переговорные площадки

Самыми известными объединениями общественных организаций и общественно-государственными переговорными площадками на областном уровне являются Общественная палата Томской области и Совет общественных инициатив. В направлении молодежной политики свою деятельность осуществляет Молодежный парламент Томской области, интересы работающего населения представляет Федерация профсоюзных организаций Томской области, а вопросы старшего поколения находятся в ведении Совета ветеранов войны, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

Также необходимо отметить, что, начиная с 2007 г., в Томской области действует аналог всероссийского гражданского форума – Гражданская Лига Томской области «Власть-бизнес-общество». В июне 2008 г. было проведено второе заседание Гражданской лиги. В связи с объявленным в России Годом семьи заседание было посвящено вопросу взаимодействия власти, бизнеса и общества в укреплении института семьи.

В ноябре был сформирован новый состав Общественной палаты Томской области. Палата второго созыва развернула работу по подготовке ряда общественных слушаний и третьего заседания Гражданской лиги по вопросу совершенствования молодежной политики. Общественной палатой первого созыва в 2008 г. проведены общественные слушания «О продовольственной безопасности» и «О духовно-нравственном воспитании молодежи», разработана Концепция развития гражданского общества Томской области, проведены общественные экспертизы ряда законопроектов и иных нормативно-правовых актов. В частности, экспертиза была проведена в отношении Концепции семейной политики, Концепции повышения благосостояния населения, Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих, проектов областных законов «Об экологической безопасности Томской области», «О творческих организациях Томской области в сфере литературы, изобразительного и композиторского искусства» и др. Кроме того, Общественной палатой был подготовлен и опубликован первый доклад «О состоянии гражданского общества Томской области».

В Совете общественных инициатив при Государственной Думе Томской области сегодня представлены 66 общественных объединений, среди которых наиболее известные политические партии, профсоюзы, благотворительные фонды, национально-культурные центры, производственные ассоциации, действующие на территории Томской области. В течение 2008 г. было проведено шесть заседаний Совета. Членами Совета были рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Томской области; реализация на территории Томской области Закона Томской области от 09.11.2001 № 117-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области; проект закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области; Кодекс Томской области об административных правонарушениях; проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов»; информация Администрации Томской области «Об итогах проведения Года семьи на территории Томской области».

Также в 2008 г. из членов Совета общественных инициатив была сформирована рабочая группа по вопросу реализации государственной политики на территории Томской области по поддержке семьи и усилению ее роли в обществе. Целью создания группы являлся сбор информации, выявление неурегулированных, проблемных вопросов государственной политики, проводимой в отношении семьи, выработка предложений по устранению выявленных недоработок. Решения Совета направлялись в органы государственной власти Томской области. Замечания и предложения членов Совета нашли отражение в работе соответствующих комитетов и планах законодательной деятельности Государственной Думы Томской области.

С целью вовлечения и защиты интересов молодежи в 2004 г. был создан Молодежный парламент. Этот орган является уникальным институтом гражданского общества на территории Томской области, т. к. в его состав входят молодые лидеры и руководители различных молодежных общественных объединений, студенты томских вузов, представители профсоюзных организаций, а также молодые предприниматели. Деятельность и повседневная работа членов Молодежного парламента Томской области связана с работой Государственной Думы Томской области, иных органов государственной власти. Именно поэтому ключевая функция Молодежного парламента – это функция представительства интересов молодежи, молодежных объединений в органах государственной власти и управления. В 2008 г. совместно с рядом общественных организаций Молодежный парламент провел «круглый стол» по теме «Механизмы реализации Стратегии государственной молодежной политики на территории Томской области», по итогам которого в департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области направлен список наиболее актуальных молодежных проектов в рамках реализации Стратегии.

В качестве организатора и соорганизатора Молодежный парламент принял участие в региональных этапах конкурсов «Моя страна – моя Россия» и «Молодой парламентарий - 2008», конкурса социальных проектов «Мы - команда», «Лидер XXI века». В реализации своей экспертной функции молодые парламентарии провели экспертизу и сделали концептуальные предложения в проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», предложили изменения в закон Томской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области». Предложение направлено на снижение квалификационных требований для молодежных и детских общественных объединений, для поддержки большего числа данных организаций. Команда Молодежного парламента Томской области выиграла конкурс на методическое обеспечение V Всероссийского форума молодых парламентариев, прошедшего в октябре 2008 г. в городе Анапа. Наконец, заслуживает внимание информационная активность парламента. Благодаря его деятельности увидели свет шесть номеров молодежной газеты «Ёж», а также проект «Молодежные бренды Томска». Молодежь Томска сама выбирала бренды, которые наиболее ярко представили студенческий Томск. По итогам исследования выявлено 12 брендов, которые стали основой для новогоднего набора календарей Молодежного парламента Томской области.

Для Федерации профсоюзов 2008 г. стал юбилейным. В августе 2008 г. профсоюзы отметили 90 лет первого губернского съезда профсоюзов. В юбилейный год Федерацией были подписаны областное и городское соглашения о социальном партнерстве на три года, а также региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2009 г. Следует отметить, что только в 12 субъектах РФ профсоюзы добились МРОТ на уровне или даже выше прожиточного минимума, и Томская область в их числе.

Благодаря согласованной политике органов власти и профсоюзов, хозяйственных организаций принят ряд социально-экономических мер, позволивших сохранить сложившуюся систему организации детского отдыха и досуга в период детских школьных каникул: функционировало 24 загородных оздоровительно-образовательных лагеря и 9 санаторных учреждений, в т. ч. два – на побережье Черного моря, в которых отдохнули 17338 школьников.

Представители профсоюзов на областном уровне участвуют в работе межведомственных комиссий и рабочих групп по контролю над своевременностью выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате; по вопросам привлечения иностранной рабочей силы и регулирования миграционных процессов; по вопросам охраны труда.

Вместе с тем, система договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе трехсторонних соглашений в различных отраслях складывается по-разному. Практически сведена к нулю эта работа в лесной отрасли, в торговле, в малом бизнесе. Не может она возродиться до прежнего уровня в строительстве, в новой системе ЖКХ. Не дают возможности создать профсоюз новые владельцы приборного завода, Томского подшипникового завода и ряда других предприятий промышленности и агропромышленного комплекса.

К достоинствам соглашений всех муниципальных образований можно отнести то, что в них зафиксированы пункты об обеспечении своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и социальных льгот. Цель подавляющего большинства соглашений – повышение реальных доходов населения, выравнивание уровней минимальной зарплаты и прожиточного минимума, уменьшение доли малоимущего населения. В 2008 г. была продолжен опыт проведения выездных заседаний Президиума Федерации, где с участием трехсторонних комиссии рассматривалась практика заключения, выполнения территориальных соглашений и коллективных договоров в трудовых коллективах, оказывалась практическая помощь профактиву.

Требуют незамедлительного решения вопросы регулирования социально-трудовых отношений в организациях малого и среднего бизнеса, коллективы которых разобщены, в них нет профсоюзных организаций и не заключаются коллективные договоры, что делает наемных работников бесправными. Об этом свидетельствуют массовые обращения людей в октябре-декабре 2008 г. во все органы контроля и надзора за защитой своих прав. Проводилась активная работа профсоюзов по ликвидации долгов по зарплате в организациях области. К сожалению, кризисные явления в экономике способствовали 4-х кратному ее росту по состоянию на 1 марта 2009 г. Правовым отделом Федерации профсоюзных организаций Томской области в 2008 г. проверено 185 организаций, выдано 99 представлений с общим количеством правонарушений 678. Правовым и юридическим отделами проведено обучение в Парабельском, Верхнекетском, Зырянском районах и городах Асино и Колпашево по вопросам соблюдения трудового законодательства, на которых присутствовало более 300 человек. Обучено 556 руководителей и специалистов.

Вопросы общественной защиты интересов представителей старшего поколения находятся в ведении Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Это одна из крупнейших по численности своих членов общественных организаций Томской области. Основная активность организации сосредоточена в мероприятиях Томского областного организационного комитета «Победа». В 2008 г. комитет «Победа» направил свои усилия на проведение мероприятий по выполнению закона «О днях воинской славы и памятных датах России»; мероприятий, посвященных профессиональным праздникам и памятным датам; тематических, информационно-пропагандистских, мемориальных и культурных мероприятий. Значительная работа проведена Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов в части оказания адресной финансовой и гуманитарной помощи ветеранам. Более подробная информация о деятельности организации представлена ниже в разделе «Деятельность общественных организаций в системе социальной защиты населения».

В 2008 г. продолжался процесс укрупнения политических партий. В настоящее время на территории области действует 7 региональных отделений политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России», и «Правое дело».

Самооценка руководителей общественных организаций и государственная поддержка

Для подготовки доклада Общественной палаты Томской области «О состоянии гражданского общества на территории Томской области в 2008 г.» было проведено исследование среди общественных организаций разного профиля. В исследовании приняли участие 25 руководителей томских организаций. Основные вопросы исследования касались таких важных тем как информационная активность и осведомленность населения о деятельности организации, кадровый резерв и мотивация сотрудников на дальнейшую работу, взаимодействие с органами власти, а также источники финансирования общественной организации. Исследование было проведено в марте 2009 г., респонденты отбирались методом случайной выборки.

Необходимо отметить, что согласно полученным данным большинство руководителей (48%), работающих в общественных организациях длительное время (более 5 лет), являются представителями старшего поколения (возраст старше 55 лет). Доля молодых руководителей (до 35 лет) несколько ниже (28%).

Удовлетворенность сотрудников и добровольцев в организациях оценивается руководителями достаточно высоко. В 60% организаций сотрудники получают удовлетворение от своей работы, еще 40% оценивают свою удовлетворенность на «тройку» по 4-балльной шкале. Однако, на дальнейшую работу в 20% НКО мотивация ниже среднего, что говорит об ожидании тех или иных рисков в ближайшем будущем. В большинстве случаев основным риском является нестабильность финансирования, высокая зависимость от решений грантодающих организаций. Свою востребованность для заинтересованных в деятельности организации общественных групп руководители НКО оценивают высоко. 96% организаций проводят публичные мероприятия для населения и в 52% случаев отмечают активный отклик граждан на них. Для 40% организаций получить заинтересованную обратную связь от населения более проблематично. Половина респондентов (48%) оценивают уровень информированности населения о деятельности общественной организации как средний. Более трети (36%) удовлетворены уровнем известности своей организации. Как правило, уровень известности напрямую связан с предпринимаемыми в организации усилиями по освещению своей деятельности в СМИ, Интернете, выпуске и распространении собственной печатной продукции.

В оценке возможности участия представителей общественных организаций в составе тех или иных общественно-государственных и муниципальных советов, комиссий, рабочих групп по планированию, подготовке решений мнения руководителей НКО разделились. 44% респондентов считают, что такие возможности есть, но они ограничены. 48% уверены, что таких возможностей много, и реальное влияние на принятие решений целиком зависит от активности самой организации. С одной стороны, действительно, практически при каждом органе власти действует общественный консультативный совет, войти в который можно либо по заявительному принципу, либо приложив небольшие усилия и доказав свою компетентность и конструктивную позицию. С другой стороны, из ряда интервью видно, что вопросы, которые поднимаются общественностью, «буксуют» из года в год, что вызывает ощущение, что власть «слушает, но не слышит». Качество диалога с властью негативно оценивают 48% НКО против 52% позитивных оценок. Это в очередной раз подтверждает тезис, что переговорный процесс существует, однако, приводит к результату только в каждом втором случае.

88% организаций выходили на органы власти с той или иной инициативой в 2008 г. На вопрос «Как часто к вашим предложениям и рекомендациям прислушивались представители органов областной власти?» ответы распределились следующим образом: в 100% случаев обращений – 8%; 76%-99% случаев обращений – 8%; 51%-75% случаев обращений – 28%; 26%-50% случаев обращений – 20%; 6%-25% случаев обращений – 12%; 1%-5% случаев обращений – 8%; никогда – 4%. На муниципальном уровне результативность диалога с властью воспринимается несколько хуже. 48% респондентов оценивают результаты переговоров ниже 50%, а 36% позитивно (выше 50%).

Возможности включения общественных организаций в бюджетные программы профильных департаментов областной и муниципальной власти руководители НКО оценивают достаточно высоко: 64% организаций ежегодно вписывают свои мероприятия в программы, а 28% либо не имеют таких возможностей, либо оценивают их как незначительные. Ситуацию с получением грантовой поддержки 68% организаций оценивают позитивно против 28%, считающих, что таких возможностей мало. Грантовые программы в Томской области в сравнении с соседними регионами финансируются крайне скудно. Таким образом, получить финансирование реально, однако, вести полноценную профессиональную деятельность на выделяемое финансирование проблематично.

Если обратиться к вопросу федеральной поддержки общественных организаций, то можно отметить снижение результативности участия в этих конкурсах для региональных организаций. На основании распоряжения Президента РФ «Об обеспечении в 2008 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» 6 общероссийских общественных организаций (НКО-операторов) провели открытые конкурсы социально значимых проектов. При этом общая сумма, предусмотренная в федеральном бюджете на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям, увеличилась до 1 млрд. 500 млн. рублей. При ежегодном увеличении количества заявителей от Томской области регулярно снижается число победителей по всем 6 операторам. Так, в 2008 г. только 5 томских организаций получили федеральное финансирование.

Томская региональная общественная организация «Стратегия успеха», г. Томск

Профилактика и коррекция выученной беспомощности у молодежи, имеющей высокий потенциал самореализации

900000

Негосударственное научно-образовательное учреждение «Институт продуктивного элитного образования «Школа свободного развития» Томск

Издание и распространение учебно-методического пособия для работы со школьниками 4-8 классов (психолого-педагогический практикум «Эмоционально – волевой основы самозащиты от курения и табака и потребления наркотиков»

900000

Томский региональный общественный благотворительный фонд "Новое развитие"

"Дети должны жить в семье". Поддержка российского усыновления и приемного родительства

640000

Некоммерческое Партнерство Служба лечебной педагогики "Томский ковчег"

"Искусство быть вместе" Социализация детей с инвалидностью в условиях интеграции.

600000

Томская региональная общественная организация Правовой Информационный Центр коренных малочисленных народов Севера Томской области «Коголика», г. Томск

«Шаги в будущее: развитие молодежного сектора коренных малочисленных народов Севера Томской области»

400000

Общественная палата Томской области считает, что присутствие федеральных грантовых программ в сибирских регионах и, в частности, в Томской области должно быть усилено. На этапе принятия решения по финансированию общественных проектов необходимо вводить принцип квотирования по регионам. Квоты могут быть установлены, например, из такого показателя как количество общественных организаций на 1 000 человек и/или показателя их проектной активности.

Далее в докладе представлен обзор событий, возможностей и существующих трудностей в основных направлениях активности общественных организаций.

Деятельность общественных организаций в системе

социальной защиты населения

В вопросах социальной защиты населения заметную активность проявляют общественные организации ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, которые инициируют мероприятия, имеющие отношение к оказанию поддержки нуждающихся групп населения.

На региональном уровне в Томской области в настоящее время не действуют механизмы грантовой поддержки общественных организаций. Общественники пробуют силы в получении финансирования на неспециализированных муниципальных и федеральных конкурсах. Заметную активность в привлечении грантовых средств проявляет Томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка» (по организации реабилитационных услуг инвалидам с детства с глубокой умственной отсталостью), а также Томское региональное отделение Российского Красного Креста (по организации социальной помощи лицам, больным туберкулезом, медико-социальной помощи пожилым гражданам). Томское региональное общественное движение «Доступное инклюзивное высшее образование» (ТРОД «ДИВО»), являясь партнерами Московской региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», участвует в реализации международного проекта Евросоюза «ТАСИС»: «Партнерство – путь к успеху в инклюзивном образовании». Программа действует с апреля 2008 г.

В 2008 г. ведомственная целевая программа Департамента социальной защиты населения Томской области определила задачи организации интеграции в общественную жизнь, развития творческих возможностей, формирования позитивного отношения в отношении пожилых граждан и инвалидов. При непосредственном участии общественных организаций ветеранов и инвалидов, органов местного самоуправления в 2008 г. проведены Международный День пожилых людей, Международный День матери, Декада благотворительности, Декада инвалидов. Так, в рамках Дня пожилых людей при участии общественных организаций ветеранов и органов местного самоуправления были сформированы списки престарелых граждан из числа одиноких и одиноко проживающих, утративших связь с предприятиями. Нуждающимся была оказана гуманитарная помощь из средств, привлеченных от бизнес-партнеров и частных предпринимателей. Состоялись благотворительные акции «Общество и ветераны», «Помоги ближнему» по сбору средств для оказания помощи малообеспеченным гражданам. На проведение мероприятий из областного бюджета было потрачено 1,4 млн. рублей. Дополнительно на эти цели привлечено внебюджетных средств в сумме 5 млн. рублей. В мероприятиях приняли участие около 45 тыс. граждан, нуждающихся в заботе общества.

Приказом по Департаменту социальной защиты населения Томской области от 23.11.2007 №265 создан Совет общественных объединений при Департаменте. В состав Совета вошли 11 представителей общественных организаций ветеранов, инвалидов, граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Совместно с инициативными группами граждан, представляющих интересы жертв политических репрессий, детей войны, несовершеннолетних узников фашистских лагерей Совет общественных объединений поднимает вопросы организации дополнительной помощи в ремонте, оздоровлении, зубопротезировании ветеранам из числа участников Великой Отечественной войны, вдов участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда.

Самыми активными представителями общественности традиционно являются ветеранские организации. В целях содействия решению проблем ветеранов совместно с активом ветеранов в 2008 г. Департаментом социальной защиты населения был проведен мониторинг социально-экономического положения ветеранов области. Администрацией Томской области поддержаны инициативы ветеранских организаций в сумме 9 млн. рублей. Каждому ветерану, включенному муниципальной комиссией в списки нуждающихся, была оказана помощь в подготовке документов, заключении договоров на проведение ремонта жилья, оказание услуг зубопротезирования, оздоровления на базе центральных районных больниц и в НИИ фармакологии. Ведется активная подготовка к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Одним из итогов совместной деятельности Совета и Департамента стало проведение областного фестиваля для лиц с ограниченными возможностями «Преодолей себя». Фестиваль спортивных и творческих достижений инвалидов прошел в два этапа. Отборочный этап состоялся в городах и сельских районах области, участниками спортивных и творческих состязаний стали 261 человек. Областной этап ознаменовался спортивным праздником на стадионе «Труд» и проведением творческих мастерских на базе ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области». Участие в этих мероприятиях приняли более 200 человек из Томска, Северска и 14 районов области.

Томская региональная организация Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» и Томское областное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» совместно с Департаментом производят ремонт здания под создание Томского филиала Центра восстановительной терапии им. Лиходея для ветеранов войн. На эти цели из областного бюджета была выделена сумма в 10 млн. рублей. К настоящему моменту подготовлены и проходят экспертную оценку учредительные документы, штатное расписание и смета на оплату услуг специалистов Центра.

На базе общественных организаций предоставляются некоммерческие услуги для соответствующих целевых групп. Например, движение родителей военнослужащих ежегодно осуществляет около 1000 приемов, организация «Незабудка» ежедневно принимает в своей службе помощи до 20 детей-инвалидов. В сети ветеранских организаций созданы бесплатные юридические консультации для пожилых людей. Эту ежедневную работу сложно оценить в денежном эквиваленте, но неоспоримым фактом является то, что общественные организации берут на себя очень важные функции социальной защиты, являясь полноценными партнерами государства. Несмотря на то, что в основном деятельность общественных организаций в вопросах социальной защиты населения осуществляется совместно с органами власти, механизм государственного заказа на услуги общественных организаций в Томской области не применяется. Средства регионального бюджета распределяются главным образом между областными государственными учреждениями «Центр социальной поддержки населения». Соответственно, оценка качества предоставления услуг общественными организациями не проводится, т. к. Администрация Томской области не выступает заказчиком услуг в данной сфере.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  4. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы
    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,

Другие похожие документы..