Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Африканська чума свиней - висококонтагіозна вірусна хвороба, яка перебігає блискавично, гостро, підгостро, безсимптомно й характеризується гарячкою, ...полностью>>
'Документ'
Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе представителя «ОХРАНЫ» с одной стороны, и представителя «ЗАКАЗЧИКА» с другой стороны, произвели обследовани...полностью>>
'Урок'
Окружность ты вписать сумеешь! Значит, всех я вас главнее! В спор вмешался треугольник: — Что вы, знает каждый школьник, Что для меня вы все равны....полностью>>
'Урок'
Учитель – Сказочник: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю совершить путешествия в прекрасный город Москву, где мы побываем с вами в прекрасны...полностью>>

Книга для учащихся. М.: Изд. «Просвещение»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы из книги:
Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. – М.: Изд. «Просвещение», 1991. – 223с.

Характер и характеристика

Кто я?

Наш современник с высшим образованием едва ли вспомнит полсотни слов для характеристики индивидуальных особенностей личности. Между тем «Словарь русского языка» С. Ожегова может предложить для этой цели 1548 слов. В словаре грузинского языка, например, таких слов около четырех тысяч. Дать оценку человеку по всем позициям сложно, да и не нужно.

Все это множество характеристик ученые разделяют на несколько групп, из которых и складывается представление о структуре личности. Принципы деления могут быть разные. Вот, например, структура, предложенная российским психологом К.К. Платоновым:

  1. Индивидуально-типологические особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях.

  2. Психологические процессы – память, воля, чувства, эмоции. Многие из этих качеств можно развивать с помощью упражнений.

  3. Опыт. Он включает в себя привычки, умения, навыки, знания. Социальное здесь преобладает над биологическим и развивается благодаря образованию.

  4. Направленность личности. Она проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, мотивах поведения, мировоззрения. Биологического здесь почти нет.

Специальные психодиагностические методики дают возможность выяснить свои индивидуальные особенности. Затем, опираясь на них, развивать нужные качества, которые помогут приобрести необходимые знания и умения. А уже с их помощью можно реализовать собственные потребности и интересы. То есть от самоанализа – к самовоспитанию.

Психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии. Она помогает человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? Чего я хочу? Что я могу?

Вот главные принципы психодиагностики:

  1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

  2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше. Ищите.

  3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Если вы сегодня узнали что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. Можно находить ответ и в так называемых слабых сигналах – выбор одежды, почерк, походка, манера рукопожатия или даже предпочтение цвета. Их связь с психическими особенностями человека доказана.

Что касается тестов («тест» по-английски значит «короткое испытание, проба»), то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В XIX в. английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. И у нас, и за рубежом разработано немало опросников, которые помогают специалистам разобраться в проблемах, не осознаваемых даже самими испытуемыми. Психодиагностике по плечу многие практические задачи.

У многих людей существует своя собственная система представлений о человеческих характерах. Канадский ученый Г. Селье разделил всех людей на группы в зависимости от их отношения к одной из четырех целей, которые, по мнению автора, придают человеческой жизни смысл и значение.

1. Склоняться перед сильными. Критерием служит отношение к властям, начальству, поведение в семье и т.д.

2. Быть сильным. Для таких людей характерно стремление к славе, власти. Причины этого ученый видит в глубоком чувстве неуверенности. Преодолеть его люди стараются с помощью силы.

3. Дарить радость. Сюда относятся филантропы, меценаты, альтруисты – все, кто склонен помогать другим без какой-либо выгоды для себя.

4. Получать радость. Их принцип – жить сегодняшним днем и делать только то, что приятно. Главное для них – наслаждаться.

В отличие от Г. Селье, немецкий психиатр Э. Кречмер поделил людей на циклоидов и шизоидов в зависимости от предрасположенности к определенному настроению. Так, циклоидов он расположил на оси «грусть-веселость» и выделил 5 групп: а) веселые болтуны; б) спокойные юмористы; в) тихие, душевные люди; г) сибариты; д) деятельные практики.

Циклоидам противостоят шизоиды. У тех своя ось – «возбудимость-холодность», на которой располагаются 3 группы: а) люди необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами; б) застенчивые любители природы и книг; в) равнодушно-тупые исполнители.

Очевидно, что ни одна из этих типологий не претендует на полноту. Более или менее полная картина личности складывается в результате использования нескольких типологий.

Мы узнаем с Вами несколько методик, каждая из которых оценивает какую-то сторону человеческого «я». Но может ли человек сообщить о себе больше, чем знает сам? Может, если грамотно спрашивать. Многого, не зная о себе, но, честно ответив на вопросы, Вы будете знать больше. Кстати, о честности. Тесты рассчитаны на людей, искренне заинтересованных в том, чтобы лучше разобраться в собственном характере.

Прежде чем приступить к работе с методиками, попытайтесь с помощью полутора-двух десятков слов как можно точнее охарактеризовать себя. Запишите результат. Он нам понадобится позже.

Зеркало души

Художник или мыслитель

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей, писал И.П. Павлов. – Между ними резкая разница».

Ученые проделали эксперимент, поочередно усыпляя то правое, то левое полушарие. Оказалось, что человек с отключенным правым полушарием, сохраняя рассудок, впадает в эйфорию: становится возбужденным, сыплет глупыми шутками… Если такое произойдет с писателем, композитором или ученым, то они лишатся творческих способностей. С отключенным левым полушарием они будут работать по-прежнему, но зато хорошее настроение покинет их, уступив место депрессии, мир предстанет в мрачных тонах. И только слаженная работа обоих полушарий дает возможность воспринимать мир полно и объективно. Не всегда у человека эти два типа мышления – логический и художественный находятся в гармоничном единстве.

Человек не рождается с функциональной ассиметрией полушарий. Если он останется всю жизнь неграмотным и будет заниматься примитивной работой, то эта ассиметрия у него почти не разовьется. И напротив, активная умственная деятельность способствует специализации полушарий.

Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, теоретизирование, логические рассуждения. Говорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира.

Чтобы узнать, кто вы –

Художник или мыслитель

ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».

  1. У меня преобладает хорошее настроение.

  2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

  3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

  5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

  6. Мне трудно дается алгебра.

  7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

  8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

  9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

  10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником…

2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармонического взаимодействия противоположных типов мышления.

А что делать, если вы считаете, что не добрали нужных баллов? Не отчаиваться, а работать. Людей, сумевших «сделать себя», множество.

Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палей левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Впрочем, предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя. Сделаем следующий.

Темперамент

Темпераментом (лат. – смесь, соразмерность) обычно называют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Он проявляется в поведении человека, его отношении к себе и миру вокруг. Доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. В его основе лежит темперамент.

И.П. Павлов классифицировал типы высшей нервной деятельности следующим образом:

Безудержный – процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но неуравновешенные; свойственен холерикам.

Живой - сильные, подвижные, уравновешенные; присущ сангвиникам.

Спокойный – сильные, уравновешенные, но малоподвижные; свойственен флегматикам.

Слабый – процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные; присущ меланхоликам.

Познакомимся с каждым из этих типов подробнее.

Холерик. Это вспыльчивый, безудержный человек. «Шуток не понимает. Всё терпеть не может»,- так характеризует его А.П. Чехов в своих «Темпераментах». Подвижен, инициативен, но, в отличие от уверенного в себе сангвиника, самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить.

Ожидание способно вывести его из себя. Неудачи – тоже, и он или лихорадочно действует, или впадает в апатию. Для него вообще характерно подобное непостоянство. То он чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, скоро ли освоится, - очень трудно. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу.

Стараясь как можно скорее получить результат, начинает опережать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится.

Движения быстрые, порывистые: не берет, а хватает, не кладет, а бросает. В любую минуту готов сорваться с места и куда-то мчаться. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать. В критические моменты может работать долго и неудержимо. В это время его способности к концентрации сил выше всяких похвал.

Для этого психологического типа характерны частые срывы. Особенно угнетает его необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность. Невроз, неврастения – вот характерные для холерика болезни. Но он может научиться держать себя в руках и в некоторых пределах действовать по типу других сильных темпераментов – сангвиника, флегматика. Однако это противопоказано: нервные затраты чересчур велики.

Сангвиник. Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувство юмора.

Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая, с живыми интонациями и мимикой. В детстве часто бывает вожаком среди сверстников, способным организовать их на рискованные дела. Легко вступает в контакты и, повзрослев: он из тех, кого называют компанейским. Любит шутку, остроумие.

Он больше склонен к решению тактических задач, что, однако, не исключает способностей стратега: Наполеон, например, был сангвиником.

Его вкусы и интересы непостоянны. «Он постоянен в своем непостоянстве», утверждает Чехов. Если работа кажется неинтересной, то сангвинику сразу же становится скучно. Но зато он упорен, если увлечется делом. Короче говоря, представителя этого типа можно назвать трудоспособным, но не всегда трудолюбивым. Его конек – организаторская работа. Профессию старается выбирать такую, которая связана с разнообразием условий, впечатлений, требует широко диапазона способностей.

Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей.

Но у сангвиников есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками – уравновешенность. Подкрепленная вниманием опытного педагога, она поможет избежать этих опасностей.

Флегматик. Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть.

Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Речь его спокойна, без эмоций. «Вечно серьезен, потому что лень смеяться…»

К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение. Но, в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи.

Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и большой лентяй, и целеустремленный борец.

Меланхолик. Это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну.

Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, - как правило, становится препятствием для меланхолика. Он теряется, опускает руки, и в такие моменты остро нуждается в сочувствии и поддержке окружающих. Но ошибается тот, кто считает его ни на что не годным. Он отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.

Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом - большой чувствительностью нервной системы. Меланхоликами были Гоголь, Чайковский. Но, конечно же, меланхолики сильны не только в литературе и искусстве. Преимущества этого темперамента проявляются, например, в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, - переводчик-синхронист, авиадиспетчер.

Склонность к тревоге тоже имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен. Поэтому если вы собираетесь в поход, то пригласите и его: он поможет свести неприятные приключения к минимуму.

Меланхолику необходимо знать возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок.

Однако куда чаще в людях сочетаются черты всех четырех темпераментных типов, один из которых выражен сильнее, а другие – слабее. Поэтому имеет смысл говорить не о темпераменте, а о темпераментной структуре, которая включает в себя все типы. Чтобы ее определить, вам предлагается выразить свое согласие (высокие балы) или несогласие (низкие балы) с приведенными высказываниями. Система оценок от 0 до 10.

  1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.

  2. Я работаю неравномерно, рывками.

  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

  4. Если нужно, то я могу спокойно ждать.

  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.

  6. С равными я несдержан и вспыльчив.

  7. Мне трудно сделать выбор.

  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Подсчитайте вес каждого из присущих вам типов темпераментов по формулам: М=1+5, Х=2+6, С=3+7, Ф=4+8.

Соответствующие символы – М, С, Х, Ф – запишите в порядке убывания веса. Символы с одинаковыми значениями пишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу.

Имейте в виду, что никакое сочетание нельзя считать заведомо плохим или хорошим. К тому же целенаправленные упражнения способны в некоторой степени изменить структуру. Да только стоит ли менять? Ведь в каждом из основных типов темпераментов можно найти немало привлекательных черт. Недаром немецкий психолог XIX века В.Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий – меланхоликом, впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холеристического темперамента, а выполнить собственные решения лучше всего сможет флегматик.

Мощность каждой составляющей в структуре темперамента меняется в течение жизни, и по этому показателю можно судить о возможностях человека. Восточные психологи даже считают, что в результате определенных упражнений может произойти полная перестройка темперамента.

Как бы там ни было, но сегодня можно говорить уже не просто об изменении темперамента, но и о законах этих изменений. Например, обнаружен так называемый «закон семерки», согласно которому более или менее заметные перемены в темпераментной структуре человека происходят в периоды, переходные от одного семилетия к другому. Ярче всего это наблюдается, например, около 7 лет, когда заканчивается детство, и между 14 и 21 годами, когда подросток становится взрослым. Следующий период, заканчиваясь в 28 лет, знаменует социальную адаптацию. Критический возраст между 49 и 56 годами. В это время происходит возрастная перестройка. Конечно, границы эти подвижны, но тенденция общая для всех.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа профильного спецкурса для учащихся 10,11 классов

    Программа
    В настоящее время отсутствует общепринятое толкование понятия "информацион­ная культура". В рамках предлагаемого курса "Основы информационной культуры" под ней понимается систематизированная совокупность знаний,
  2. Указатель Биология Абрахина Н. О.    Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /Н. О. Абрахина, С. М. Соколовская

    Библиографический указатель
    Абрахина Н.О. Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /Н.О. Абрахина, С.М. Соколовская; Под ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Взгляд, 2003.
  3. Учебная программа для учащихся 9 класса общеобразовательной школы Составители

    Программа
    Успешность современного человека, результаты учебной, профессиональной и иной деятельности все в большей степени определяются уровнем его готовности постоянно учиться, самостоятельно добывать знания.
  4. Программа курса для учащихся 1-4 классов 2 Программа курса для учащихся 5-6 классов 15

    Программа курса
    - воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
  5. Учебная программа для учащихся 11 класса общеобразовательной школы Составители

    Программа
    В настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе.

Другие похожие документы..