Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Конкурс организуется «ФПДО» в период с 1 марта по 15 мая 2012 г. Работы и сопроводительное письмо с указанием: фамилии, имени авторов; ФИО руководите...полностью>>
'Реферат'
Я думаю, что происходящие в нашей стране глобальные перемены пробудили интерес к истории родного края. Возвращение утраченного и восстановление разру...полностью>>
'Рабочая программа'
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цвет­ковых растений; подцарств, типов и классов ...полностью>>
'Реферат'
Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, производственн...полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оценка мелкой моторики

В 3 года: может срисовать окружность, две пересекающиеся линии, рисует человека («головонога») без туловища;

В 4 года: срисовывает крест, может сравнить две линии по длине. Рисует человека: туловище, голову, руки, ноги;

В 4,5 года: срисовывает квадрат;

В 5 лет: срисовывает треугольник, рисует человека.

Изучение развития двигательных навыков

Изучение готовности руки к овладению письмом

Материал:

лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Образцы узоров:

Надо предложить ребенку рисование простых узоров. Начальную часть узора рисует взрослый, а ребенок продолжает.

Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит, он готов к той работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствует образцу по величине, стройности, рисунку, элементам и т. д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движением своей руки, пальцев, у него плохо скоординированы движения глаз и руки, недостаточен зрительный контроль.

Изучение координации движений,

взаимодействия руки и глаз

Материал: изображение трех окружностей на плотной бумаге тремя линиями: двумя узкими и одной широкой между ними (расстояние между линиями – 1,5 мм), не тугие ножницы.

Предложите ребенку вырезать круг по широкой линии в течении минуты. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии. За большое количество перерезаний или превышение времени результата оценивается как отрицательный.

Изучение развития точности движений

(подготовка руки к овладению письмом,

сформированность внимания и контроля за

собственными действиями)

Материал: рисунок, на котором изображены «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Ширина дорожек подбирается так, чтобы задача была достаточно трудной, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой до последней. Вы должны предложить ребенку соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки с аналогичным заданием вы знакомились раньше.

Нормативы: Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз. Уровень выполнения низкий, если ребенок допускает более трех выходов за пределы дорожки, рисует неровную, дрожащую, очень слабую, почти невидимую линию или линию с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, допускает многократное проведение по одному и тому же месту.

Изучение развития крупных движений

А. Понаблюдайте за движениями ребенка при ловле и бросании мяча, за его походкой.

Показатели низкого уровня развития крупных движений (фиксируются, если ребенок не может поймать и бросить мяч):

  • -резко бросающаяся в глаза неустойчивость,

  • -неровная походка,

  • -наличие большого количества лишних движений,

  • -нарушение координации.

Б. Попросите ребенка сделать пять опусканий и приподниманий на носках. Высота подъема должна быть максимальной. Испытание проводится без обуви. Скорость не учитывается. При успешном выполнении упражнения пятки ребенка не должны опускаться до пола.

В. Попросите ребенка сделать три прыжка с пола на ступеньку лестницы и обратно, не касаясь руками перил. При прыжке обе ноги должны одновременно сгибаться в коленях (хотя бы в двух прыжках из трех). Желательным результатом считается тот, при котором ребенок приземляется на носки.

Изучение скорости движений и уровня развития

координации кисти руки

Материал: рисунок змейки

Предложите ребенку в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в змейке (т.е. поставить в центре кружков точки). При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полученного числа вычитается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполнения задания.

Нормативы:

Высокий уровень развития – 34 балла и выше;

Уровень выше среднего – 27-33 балла;

Средний уровень – 18-26 баллов;

Уровень ниже среднего – 12-17 баллов;

Низкий уровень развития до 11 баллов.

Вопросы для собеседования:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?

  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

  6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

  7. Какое сейчас время дня? Что бывает перед ночью? Что бывает после ночи? Что бывает перед вечером?

  8. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

  10. Кем работает твой отец, мать?

  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

  13. Какое время года было перед осенью? Какое время года бывает перед летом? Какое время года бывает после весны?

  14. Когда можно кататься на санках зимой или летом?

  15. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  16. Что делает почтальон, врач или учитель?

  17. Звонок или парта в школе нужны зачем?

  18. Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

  19. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

  20. Каких животных ты знаешь?

  21. Каких ты знаешь птиц?

  22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

  23. Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

  24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

  25. Покажи свою левую руку?

  26. Покажи свою правую руку?

  27. Покажи мою правую руку.

  28. Покажи мою левую руку.

  29. Покажи левую и правую руку.

  30. Что находиться впереди тебя?

  31. Что находиться сзади тебя?

  32. Покажи на своем теле сбоку это где?

  33. Какие предметы находятся над тобой?

  34. Какие предметы находятся вокруг тебя? Покажи рукой.

  35. Какие предметы находятся сбоку от тебя?

  36. Посчитай от 1 до 10.

  37. От 10 до 1.

  38. От 2 до 8.

  39. От 9 до 3.

Блок 2. ОСОБЕННОСТИ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Материал: таблицы Шульте

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Поэтому ее можно использовать и при обследовании детей 6-7 летнего возраста.

Испытуемому поочередно предлагают 4 таблицы, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения задания регистрируется в протоколе.

Для детей 6-7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд- 1 минута.

Методика «4-й лишний»

Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее»

  • книга, портфель, чемодан, кошелек;

  • печка, керосинка, свеча, электроплитка;

  • трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

  • лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

  • река, мост, озеро, море;

  • бабочка, линейка, карандаш, ластик;

  • добрый, ласковый, веселый, злой;

  • дедушка, учитель, папа, мама;

  • минута, секунда, час, вечер;

  • Василий, Петр, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

10 - 8 баллов – высокий уровень развития общения;

7 - 5 баллов – средний уровень развития общения, не всегда можно выделить существенные признаки предметов; 4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо. Результаты исследования заносятся в протокол.

Анкета для определения интенсивности

познавательного интереса

  1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой (час-полтора - для младшего школьника; несколько часов, не отрываясь – для подростка).

  1. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

А) помучиться, но самому найти ответ;

Б) когда как;

В) получить готовый ответ других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы?

А) постоянно много;

Б) не ровно: иногда много, иногда ничего не читает;

В) мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относиться к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

А) очень эмоционально;

Б) когда как;

В) эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка).

  1. Часто ли задает вопросы?

А) часто; Б) иногда; В) очень редко.

Анкета для определения уровня

познавательных интересов

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

А) связаны очень тесно;

Б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

В) никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словами и т.д.? А) постоянно; Б) иногда; В) очень редко.

  1. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

А) большинство занятий подчинено этому принципу;

Б) ставит такие задачи, но редко выполняет;

В) не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную, не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

А) делает всегда столько, сколько нужно;

Б) делает периодически;

В) не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А) всегда, когда нужно; Б) только изредка; В) не способен.

Анализ результатов. Изученных учащихся отнесите к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы.

Блок 3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО

ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ

СФЕРЫ РЕБЕНКА

  1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?

  2. Можно ли назвать его живым и веселым?

  3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?

  4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

  5. Обидчив ли ребенок?

  6. Смущается ли он при разговоре с незнакомыми людьми?

  7. Бывает ли ребенок возбужден, что не может усидеть на месте?

  8. Любит ли он мечтать?

  9. Можно ли его назвать раздражительным?

  10. Спокойно ли спит ваш ребенок?

  11. Доводит ли он до конца дело, игру?

  12. Часто ли его терзает чувство вины?

  13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?

  14. Испытывает ли он страх?

  15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?

  16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа?

  17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?

  18. Часто ли ребенок «дуется»?

  19. Можно ли назвать ребенка нервным?

  20. Беспокоят ли его боли без всякой причины?

  21. Легко ли его задеть, покритиковать за что-нибудь?

  22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

  23. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

  24. Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?

  25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?

  26. Успевает ли он выполнять работу (задание) в срок?

  27. Застенчив ли он в присутствии старших?

  28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?

  29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям?

  30. Ведет ли он себя также со взрослыми?

Ответив на вопросы можно сделать выводы, о его настойчивости, воле, эмоциональной уравновешенности, возбудимости.

Анкеты и вопросы при работе с детьми

Тест: «Знаю ли я себя?»

Инструкция: Выбери ответ, который соответствует твоему мнению.

  1. Если тебе предстоит сделать выбор какого-нибудь одного дела из многих, то сможешь ли ты объяснить себе, почему сделал именно этот выбор?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

2. Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

3. Совершал ли ты на прошлой неделе поступки, причины которых ты затрудняешься объяснить?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

4. Если время повернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно также – 1 Многое сделал бы лучше – 1 Не считаю нужным об этом думать -0

5. Можешь ли ты сказать, как поступишь в сложной ситуации?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

  1. Знаешь ли ты, что изменилось в тебе, если сравнить твое поведение сегодня и год назад?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1

  1. Задумываешься ли ты о том, какие изменения произойдут в тебе завтра?

Задумываюсь – 2 не знаю – 0 над этим мне предстоит подумать – 1

  1. Трудно ли тебе выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?

Трудно – 0 не трудно – 2 не знаю – 1

  1. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1

  1. Знаешь ли ты как произвести хорошее впечатление на окружающих?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не уверен – 1

  1. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого ты похож?

Смог бы – 2 не смог бы – 0 не задумывался – 1

Анализ результатов: 16 и более баллов – ты себя знаешь достаточно хорошо.

От 10 идо 16 – тебе следует более глубоко изучить свои качества. Если менее 10 – изучение себя надо начинать немедленно.

Беседа с классным руководителем, учителем

  1. Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на Ваших уроках.

  2. Его способности в учебе, в работе, его возможности.

  3. Что Вас беспокоит в его поведении и учебе?

  4. Чем проявляются недостатки его поведения в коллективе класса?

  5. Его отношение к общественным поручениям, участие в коллективной жизни класса.

  6. Его отношение к товарищам класса.

Беседа со школьником

  1. Какие учебные предметы ты любишь больше других?

  2. Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?

  3. Что читаешь?

  4. Твоя общественная работа и ее результаты?

  5. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

  6. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

  7. Твои товарищи. Что ты о них думаешь?

  8. Твое отношение к старшим?

Анкета «Определение тревожности»

  1. Не может долго работать, не уставая.

  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то одном.

  3. Любое задание вызывает беспокойство.

  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

  5. Смущается чаще других.

  6. Часто говорит о возможных неприятностях.

  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

  8. Жалуется, что снятся страшные сны.

  9. Руки обычно холодные и влажные.

  10. Нередко бывает расстройство стула.

  11. Сильно потеет, когда волнуется.

  12. Не обладает хорошим аппетитом.

  13. Спит беспокойно, с трудом засыпает.

  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

  16. Часто не может сдержать слезы.

  17. Плохо переносит ожидание.

  18. Не любит браться за новое дело.

  19. Не уверен в себе, в своих силах.

  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Анализ результатов.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

15 – 20 баллов – высокая тревожность.

7 – 14 баллов – средняя тревожность.

1 – 6 баллов – низкая тревожность.

Анкета для определения импульсивности

  1. Всегда быстро находит ответ, когда о чем-то спрашивают.

  2. У него часто меняется настроение.

  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

  5. Обидчив, но не злопамятен.

  6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

  7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.

  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

  9. Нередко отвлекается на занятиях.

  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.

  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

  12. Может нагрубить воспитателю.

  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

  14. Это человек действия, рассуждать не любит.

  15. Требует к себе внимание, не хочет ждать.

  16. В играх не подчиняется общим правилам.

  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

  19. Любит организовывать и предводительствовать.

  20. Похвала и порицание действует на него сильнее, чем на других.

Анкета для определения агрессивности

  1. Злой дух временами вселяется в него.

  2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.

  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

  5. Бывает, что ребенок с удовольствием ломает игрушки, что-то потрошит, рвет книги.

  6. Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение.

  7. Не прочь подразнить животных.

  8. Переспорить его маловероятно.

  9. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает.

  10. Кажется, что иногда у него возникает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

  12. Часто не по возрасту ворчлив.

  13. Воспринимает себя, как личность самостоятельную и решительную.

  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виновных.

  16. Легко ссорится, вступает в драку.

  17. Старается общаться с младшими и физически слабыми.

  18. У него нередки признаки мрачной раздражительности.

  19. Не уступает сверстникам, не делится тем, что имеет, не считается ни с кем.

  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Блок 4. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ

Анкета для определения

школьной мотивации

1.

Тебе нравится учиться в школе?

Да;

Не очень;

Нет.

2.

Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью;

Бывает по-разному;

Чаще хочется остаться дома.

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Пошел бы в школу;

Не знаю;

Остался бы дома.

4

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится;

Бывает по-разному;

Остался бы дома.

5

Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы;

Не знаю;

Хотел бы.

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет;

Не знаю;

Хотел бы.

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто;

Редко;

Не рассказываю.

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель;

Точно не знаю;

Хотел бы.

9

У тебя в классе много друзей?

Много;

Мало;

Нет друзей.

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравится;

Не очень;

Не нравится.

Анализ результатов:

За каждый 1-й ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – отношение к себе, как к школьнику практически сформировано.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами.

10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..