Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строи...полностью>>
'Статья'
Ключевые слова: выработка языкового чутья; лексическая работа; восприятие текста; текстовая компетенция; обучение сжатому изложению; коммуникатив­ные...полностью>>
'Руководство'
Открытый чемпионат города Красноярска по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (далее Чемпионат) проводятся с целью разв...полностью>>
'Исследовательская работа'
Факторинг — есть комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со...полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- Можно выражать свое недовольство и давать характеристики отдельными действиями ребенка, но не личностью ребенка в целом.

- Можно осуждать действия ребенка, но не его искренние чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.

- Недовольство действиями ребенка не должно становиться постоянным и привычным для педагога, иначе оно перерастет в неприятие самого ребенка.

- Подчеркивание ошибок или установление дисциплины должно иметь место не до, а после установления добрых, эмоционально позитивных отношений с детьми.

- Наказание должно быть соразмерным проступку; оно не должно быть слишком длительным и унизительным.

- Ребенок должен понимать, за что именно он наказан.

Порицания и наказания не следует использовать, основываясь на желании отомстить или унизить ребенка.

Любая форма регламентации поведения вызывает у ребенка переживания и порождает скрытые желания. Поэтому полезно анализировать свои типичные формы предписаний и содержание аргументации. Например:

- Приказы и команды могут вызывать у ребенка ощущение, что у воспитателя нет желания вникать в его проблемы и интересы, вызывают чувство бесправия или провоцируют активный протест - стремление сделать все

наоборот.

- Предупреждения, предостережения и угрозы вызывают или углубляют неприятные переживания тревоги и

волнения.

- Советы, навязываемые готовые решения, могут вызывать ощущение несамостоятельности, неопытности, вызывают нежелание, делится своими проблемами.

- Похвала-оценка, направленная на личность, вместо одобрения конкретного поступка или действия может вести к зависимости от похвалы.

- Критика, выговоры, обвинения, упреки вызывают либо активную защиту, озлобление, либо чувство вины, уныние, подавленность либо ведут к снижению самооценки.

- Продолжительные нотации, «лекции», логические доводы вырезывают нежелание слушать, создают «смысловые барьеры», формируют «психологическую глухоту».

- Выспрашивание и догадки воспринимаются как холодное любопытство и вызывают желание уйти от контакта, интерпретируют как неверие и недоверие и т.д.

Полезной и эффективной формой организации воспитательного воздействия является «Я - высказывание». «Я-высказывание» состоит из четырех частей, каждая из которых выполняет собственную психологическую функцию: Объективное безоценочное описание поведения ребенка, которое требуется изменить, позволяет ребенку объективно взглянуть на себя и свое поведение со стороны, занять рефлексивную позицию; Называние воспитателем своих чувств и переживаний, вызываемых таким поведением, позволяет ребенку идентифицироваться с эмоциональным состоянием другого человека; Описание воспитателем влияния своих чувств и переживаний на собственное поведение позволяет ребенку мысленно поставить себя на место другого человека; Описание своей просьбы по поводу изменения ребенком своего поведения.

Развитие личности - процесс во многом стихийный и неуправляемый. При этом от воспитателя (педагога, патронатного родителя и др.), прежде всего, зависит то, созданы ли условия для личностного развития и роста детей или нет. Безусловно, соблюдая изложенные законы и закономерности, не всегда и не во всем воспитатель может добиться тех результатов, к которым он стремится. Но если такие условия сознательно не создаются воспитателем, то личностное развитие будет сохранять стихийный и неуправляемый характер. При этом и свои просчеты воспитатель будет приписывать не себе, а детям.

Выводы: Психолого-педагогические закономерности развития личностных качеств у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет свою специфику, которая определяется:

1. наличием психологической травмы (посттравматический синдром).

2. переработка травмирующего опыта происходит при взрослении, в процессе осознания подростком своего действительного положения в реальном мире.

3. личностное развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям:

- личностные особенности формируются у ребенка не путем вызревания «изнутри» на основе наследственных предрасположностей, а «извне»- на основе включения ребенка в различные формы общения и деятельности с другими людьми; причины и факторы, детерминирующие процесс формирования и развития личностных качеств и особенностей, изменяются на протяжении всей жизни человека; личность и способности ребенка наиболее эффективно развиваются на основе взаимодействия с другими людьми в таких видах деятельности, которые имеют социально позитивные результаты, и в которые ребенок готов включиться по собственному активному желанию и с интересом;

- наиболее эффективно образовательные взаимодействия протекают на стабильно поддерживаемом эмоционально-положительном фоне;

- важнейшую роль при формировании и развитии личностных качеств играют особенности воспитательных воздействий.

Глава 4

Сопровождение детей-сирот

4.1 Программа обследования детей, оставшихся без попечения родителей, с последующей коррекцией

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В детском приюте временно находят пристанище самые разные дети. Разные по характеру, уровню знаний, условиям жизни. Жизненные испытания – пьянство родителей, их безответственное отношение к собственным детям – ожесточили души ребят.

Зачастую дети, поступающие в приют, имеют уровень знаний не соответствующий возрасту.

Проявлением социально-педагогической запущенности является неразвитость свойств личности ребенка, социально-коммуникативных качеств, труднообучаемость, недостаточная учебно-познавательная активность.

Социальный и педагогический аспект запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, не обучаемость, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, адаптацию в референтных группах.

Возрастные особенности детей, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности и восприимчивости создают опасность закрепления и развития признаков социально-педагогической запущенности. Но с другой стороны дети легче перестраиваются, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка.

Поэтому так необходима диагностика, профилактика и коррекция.

Чтобы выбрать правильные формы работы с ребенком, составить индивидуальный план коррекции уровня знаний, определить для каждого адекватные методы, способствующие раскрытию его внутренних резервов и возможностей, ознакомиться с особенностями развития, лучше узнать его личностные качества и была разработана программа «Обследование воспитанников приюта с последующей коррекцией».

Цель программы – помочь педагогу наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ребенка, чтобы выявить в конечном итоге те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

Задачи:

- определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка;

- выявление путей и способов их профилактики и коррекции;

- прогнозирование дальнейшего развития ребенка, как субъекта общения, деятельности и самопознания;

- изучение эффективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и ситуации его развития.

Программа обследования ребенка – не только сумма параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка. Взаимодействие – то средство, с помощью которого можно с большим успехом решать задачи социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

Успех достигается за счет того, что устанавливаются определенные связи между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированные на одного и того же ребенка.

Взаимодействие специалистов

Специалисты

Содержание диагностики

Психолог

Показатели развития ребенка Устойчивость психического состояния;

Наличие возрастных признаков психической депривации;

Сформированность познавательных процессов и их произвольность

Социальный педагог

Социальный статус ребенка

Характеристика условий пребывания ребенка в семье;

Соблюдение соц. норм поведения;

Наличие родственников и связь с ними

Медицинские работники (медицинские сестры, врач, педиатр, психоневролог)

Состояние здоровья ребенка и соотнесение с возрастными нормами;

Группа здоровья;

Наличие хронических заболеваний;

Функциональное состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы.

Воспитатели

Выявление трудностей в обучении

Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми; Интересы и увлечения;

Соблюдение правил поведения;

Пед. прогноз учебных возможностей

Учитель

Ликвидация пробелов в знаниях;

Диагностика школьной готовности

Работа с детьми невозможна без тщательной индивидуализации воспитательного подхода сотрудников приюта.

Программа обследования воспитанников приюта состоит из восьми блоков, каждый из которых освещают специалисты приюта.

Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников.

Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения – открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

Результаты диагностики используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребенка и заносятся в индивидуальную реабилитационную карту воспитанника.

Программа обследования воспитанников с

последующей коррекцией

Блок 1. Физическое состояние и развитие ребенка

Методы обследования

Рекомендации для дальнейшей работы

1. Состояние слуха, зрения

Наблюдение, медицинские показания

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Дидактические игры на развитие слухового внимания (“Летает не летает”, “Запрещенные движения”, “Наоборот”, “Два дела одновременно”).

2. Особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений).

Наблюдение. Диагностика развития двигательной сферы

Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (“Просыпайся третий глаз!”(с 5 лет), “Сбрось усталость” (с 5 лет), “Дыши и думай красиво” (с 5 лет), “Солнечный зайчик” (с 4 лет), “Театр прикосновений” (с 6 лет). Подвижные игры, динамические упражнения (“Веселая тарабарщина”, “Пальчиковые игры”, “Быстрый карандаш).

Беседы о здоровом образе жизни. (“Режим дня – основа здорового образа жизни”, “Как правильно закаливаться”, “Основы здорового образа жизни”, “Стресс в жизни человека”. Общеразвивающие упражнения.

3. Координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие навязчивых движений).

Наблюдение.

Комплекс общеразвивающих упражнений. Подвижные игры, логоритмические занятия. Пальчиковые игры, “Тарабарщина”. Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.

4. Особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пересыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы, увеличение ошибок к концу выполнения задания или при однообразных видах деятельности, жалобы на головную боль).

Наблюдение.

Соблюдение режима дня, НОТ школьника. Общеукрепляющие упражнения. Физ-минутки. Программа нейропсихологического развития.

Блок 2. Особенности и уровень развития познавательной сферы

1. Особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения предметов, времени.

Тестовые беседы на выявление степени психосоциальной зрелости. Рассматривание тематических альбомов. Особенности и уровень развития познавательной сферы

Дидактические игры (Фигуры, На что похожа, Какого цвета стрелка?, Форма, цвет, Трофические диктанты, День-ночь, Где что стоит, Далеко-близко и др.).

2. Особенности внимания: объем, устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания.

Таблица Шульте Наблюдение

Д/и на развитие внимания. Занятия оригами. Социоэкскурсии, тематические прогулки (Неизведанное пространство: осмотр с детьми группы и ее помещений (раздевалка, спальня и т.д.); “Прогулка по родному поселку” (по ближайшим улицам: у каждой улицы свое название, содержит много домов, дома имеют номера, знакомство с различными предприятиями по обслуживанию населения, отметить изменения в природе и др.

3. Особенности памяти: точность, постоянство, возможность долговременного запоминания. Индивидуальные особенности памяти. Преобладающий тип памяти.

Наблюдение во время выполнения д/з (пересказ прочитанного, заучивание стихов). Предложить ребенку рассказать стихотворение, предложить стихотворение для заучивания.

Память: Заучивание стихов (“Расскажи стихи руками”). Пересказ прочитанного. Логоритмические занятия. Дидактические игры на развитие памяти.

4. Особенности мышления (уровень овладения операциями анализа, классификации, сравнения и синтеза)

Наблюдение во времени выполнения д/з, методика “4-й лишний”

Мышление: Занятие оригами. Лепка, конструирование, рисование. Пальчиковые игры. Упражнения и дидактические игры на развитие мышления. Танграмм (Логическое лото, Четвертый лишний, собери цветок, Логические задачи, ребусы, головоломки, шарады, логогрифы).

5. Особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила, высота голоса).

Наблюдение в ходе бесед, пересказа текстов, при заучивании стихотворений.

Речь: Разучивание потешек, чистоговорок, скороговорок. Логоритмические упражнения. Заучивании стихотворений, пересказ. Обогащение словарного запаса (“Меткое слово”, “Как растут слова”, “Слова-родственники”, “Языколомки”, “В мире звуков”). Настольный театр (фланелеграф, пальчиковый театр). Игры-инсценировки, игры-драматизации по сказкам.

6. Познавательные процессы, любознательность

Анкета для определения интенсивности познавательного интереса, анкета для определения уровня познавательных интересов. Наблюдение

Привлекать к участию в интеллектуальных играх (“Что? Где? Когда?”, “Интеллектуальные забавы”, “Поле чудес”, “О, счастливчик” и др.). Развивать познавательную активность (Давать задания детям для поиска литературы и добывания знаний по различным темам; Поддерживать интерес к чтению; Литературный калейдоскоп; Мои любимые книги. Мой любимый писатель; Цветы в легендах поэзии и др.; Введение дневников чтения; Коллективно-творческие дела; Новый год шагает по планете; Рождественские встречи; День святого Валентина; Дружные, смелые, ловкие, умелые; Самая обаятельная и привлекательная; Юморина и др.).

Блок 3. Особенности эмоционально-личностной сферы.

1. Способность к волевому усилию (способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности; умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к самостоятельности в поступках, способность быстро справиться и мобилизировать себя в случае неудач).

Вопросы для воспитателей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка; Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, при выполнении домашнего задания.

Соблюдение режима труда и отдыха, НОТ школьника. Наличие постоянных единых требований со стороны взрослых. Создать положительную эмоциональную среду в группе (старайтесь видеть в ребенке собеседника, а не только воспитанника; учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка; с самого начала и на всем протяжении реабилитации демонстрировать детям свое полное к ним доверие). Индивидуальные беседы на нравственно-этические темы (Начать новую жизнь с понедельника; Как достичь цели; Творец своей жизни; Оставьте прошлое прошлому).

2. Преобладающее настроение (мрачность,подавленность, злобность,агрессивность, гиперактивность,замкнутость, негативизм,пугливость, эйфорическая жизнерадостность) Анкета “Определение тревожности”; анкета “Определение импульсивности”, анкета “Определение агрессивности”

Наблюдение.

Не давать ребенку категорических указаний, избегайте слов “нет” и “нельзя”. Избегайте с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку. Реагируйте на действие ребенка неожиданным способом (пошутите) повторите действия ребенка и т.д. Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок. Чаще хвалите ребенка. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Оградите от длительного просмотра телевизионных передач. Игротерапия агрессивного поведения (Уходи, злость, уходи! (с 4 лет), Шутка (с 6 лет), Час тишины (с 4 лет), Подушечный бой (с 5 лет).

3.Внушаемость (подверженность чужому влиянию, ведомый).

Наблюдение.

Повышение самооценки. Качели. Неваляшка. Гармоничный танец. Художники натуралисты. Индивидуальные беседы (Самодиагностика или что я думаю о себе; Приятно ли встретиться с собой?; Будьте собой, но в лучшем виде; Относись к себе, как к любимому человеку; Имейте смелость быть собой).

4. Наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям (необъяснимое бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед; чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, постоянные явно легкомысленные поступки, постоянные пререкания, позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, бравирование угрозами самоубийства).

Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в различных видах деятельности.

Наличие постоянных требований со стороны взрослых. Тактичное спокойное общение с ребенком. Соблюдение режима труда, отдыха. Увлечь ребенка делом (давать различные поручения). Драматизация, чтение по ролям. Психогимнастические (Жадный поросенок, Забытый зонтик, Ай, Две девочки). Индивидуальные беседы (Спокойствие, только спокойствие, О пользе критики, Конфликты и компромиссы.

5. Наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества, наказания, страшных снов, высоты, воды, огня, врачей (кроме зубных), крови, уколов, боли и т.д.)

Наблюдение.

Сделать запрос психологу, медикам. Создать положительный эмоциональный фон в группе. Соблюдение режима труда и отдыха. Использование методов изо (Самоцветы, Рисуем свой страх, кляксы, восковой рисунок.

6. Отношение к самому себе (к собственным поступкам, возможностям), особенности самооценки (правильно оценивает свои достоинства и недостатки, переживает за собственные успехи, стремиться стать лучше, исправить недостатки в труде и поведении, самокритичен к себе, занимается самовоспитанием, самообразованием).

Тест “Знаю ли я себя?” Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

Участие в творческих мастерских, в делах группы. Этические беседы (Учимся представляться, Правила поведения за столом, О том, как быть уступчивым, Вежливая просьба, Правила общения по телефону и др.). Беседы по теме “Познаю себя и других” (Познай самого себя, Какой я: хороший или нет?, Какой я: большой или маленький?, Мой внутренний мир, Я глазами других, Я-это я. И это замечательно!, Приятно ли встретиться с собой? Путь к себе. Творец своей жизни. Относитесь к себе как к любимому человеку. Имейте смелость быть собой). Чтение психологических сказок “Приключения во внутреннем мире”.

7. Отношения с окружающими (общителен, считается с интересами коллектива, участвует в делах коллектива, стремиться руководить сверстниками, стремиться показать себя лучше, чем он есть, готов идти на помощь; к людям относится доброжелательно, отзывчив и заботлив, уважительно относится к людям старшего поколения, с удовольствием помогает старшим, малышам).

Наблюдение. Поручения.

Разбор нравственных ситуаций. Поручения. КТД, КВД (в зависимости от ситуации). Игры на сплочение коллектива (Клубочек (с 4 лет), Ветер дует на …(5-10 лет), Найди друга ( с 5 лет), Сочиним историю, Дракон и др.). Этические беседы (Правила гостеприимства, Традиционные приветствия, Вежливая просьба, Общественный транспорт, Посещение мест общепита, Правила общения по телефону, Разговор с незнакомыми на улице и др. Беседы по половому воспитанию (Девочки+мальчики=?, Профессии мужские и женские, Мужское и женское поведение в конфликте.

8. Особенности поведения (хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, нарушает дисциплину, мало реагирует на внешние воздействия, совершает прогулы учебных занятий, склонен к бродяжничеству, кражам; не искренен, склонен к изворотливости и лживости).

Тестовые беседы. Наблюдение. Беседа с классными руководителями, учителями. Беседа со школьником.

Разбор нравственных ситуаций. Цикл бесед “Поговорим о воспитанности”( В пять минут, пять минут Можно сделать очень много…, Я никогда не вру, я только говорю неправду, 33 способа перевоспитания, Чтобы сделать плохо?, Чем бы дитя не тешилось?… Ах, я маленькая гадость, ах я маленькая гнусь!”

9. Вредные привычки

Наблюдение. Беседа с ребенком

Цикл бесед (Идет “бычок” качается, Как побыстрее испортить свое здоровье, Наркотики – темница для души.

Блок 4. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации

1.Определение школьной мотивации.

Анкета определения школьной мотивации

Беседы типа (Учеба – твоя главная обязанность, Зачем я учусь? Думай о завтрашнем дне, Научись учиться, Ученье – свет, а не ученье?

2. Особенности отношений “воспитатель-воспитанник”: реакция ребенка на замечание, на оценку его деятельности. Осознание ребенком своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность), отношение к похвалам и порицанию.

Беседы с классным руководителем.

Наблюдение.

Привлекать к участию в творческих мастерских, занятиях оригами, ручным трудом.

3. Способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля.

Наблюдение за ребенком во время подготовки домашнего задания, в свободной деятельности, игре.

Работать над ликвидацией пробелов предшествующей обучения (Индивидуальная работа с ребенком; Дидактические игры (Найди ошибку, Вспомни по порядку, Найди и объясни, Добавлялки, Отгадай по описанию, Подбери по определению и др.)

4. Умение планировать свою деятельность.

Наблюдение.

Соблюдать режим труда и отдыха, НОТ школьника. Учиться планировать свою деятельность – поручая какое-либо дело, объяснять пошагово выполнение его и учить этому ребенка.

Блок 5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков

1. Общая осведомленность в кругу бытовых понятий знаний о себе и окружающем мире (всестороннее развитие, одностороннее развитие, начитан, грамотен, кругозор узкий, но приспосабливается к данным условиям, развитие не соответствует программе школы, с трудом усваивает общие понятия, новые знания).

Вопросы для изучения общей осведомленности понятливости и отношения ребенка к школе.

Развивать познавательный интерес (использовать нестандартные формы проведения мероприятий: игровые программы, конкурсы, вечера, викторины). Прививать любовь к чтению художественной литературы (Выездной читательский зал; Информационные минутки и др.). Расширять кругозор через беседы (Щедрые дары природы; Родина моя; Хлеб-всему голова; Экономическая тропа и др.).

2. Сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу.

Тестовые беседы на выявление степени психосоциальной зрелости.

Ликвидировать пробелы в знаниях (Отрабатывать технику чтения; Отрабатывать навыки прямого и обратного счета; Отрабатывать знания таблицы сложения, вычитания, умножения; Отрабатывать навыки письма (списывание с печатного текста, словарный диктант, выборочный диктант); Отрабатывать знания по предметам и применение их на практике; Коррекционные сказки для младших школьников.

3. Характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Наблюдение.

Изучение продуктов деятельности (театр, рисунки).

Блок 6. Отношение к труду

1. Отношение к труду (любит трудиться, к труду относиться добросовестно, охотно помогает детям в трудовых делах).

Наблюдение. Поручения.

Нравственно-этические беседы (Долг и совесть; Добро и зло; Подари другому радость, Учись жить в коллективе; Что такое сотрудничество?; Все в твоих руках).

2. Отношение к общественно полезному труду (участвует в общественной работе безотказно, с интересом; равнодушен, но поручения выполняет, понимает общественную ценность труда, трудиться при наличии требований и контроля со стороны педагога).

Наблюдение в практической деятельности.

Трудовые поручения. Трудовой десант. Беседы по профориентации (Все профессии важны; Кем бы ты хотел стать?; Мое будущее; Путешествие в страну профессии; Королева в книжном царстве; Моя профессия – учитель и др.).

Блок 7. Социально-бытовые знания и умения.

1. Культурно-гигиенические навыки (соблюдает гигиенические требования: чистит зубы, моет руки, самостоятельно ходит в туалет, причесывает волосы пользуясь расческой, пользуется носовым платком, умеет мыть голову, стричь ногти; убирает постель, убирает свою одежду).

Наблюдение в практической деятельности и в повседневной жизни.

Беседы по правилам личной гигиены (Чистота-залог здоровья; Надо, надо умываться по утрам и вечерам; Уход за волосами; правила гигиены полости рта; Зарядка для носа и др; Что такое маникюр.

2. Социально-бытовые навыки (умеет накрывать на стол, убирать за собой посуду, есть пользуясь столовыми приборами, пользоваться салфеткой; мыть посуду, убирать помещения, стирать личные вещи, производить мелкий ремонт одежды; собирать свой портфель, убирать за собой игрушки, подготовить свой стол для выполнения домашнего задания).

Наблюдение в практической деятельности. Поручения.

Беседы по соблюдению правил гигиены. Практические занятия по личному ремонту одежды, стирке личных вещей. Беседы и практические занятия по культуре поведения (Правила поведения за столом; Посещение мест общепита; Ода столовым приборам; Встречают по одежке…; А нечистым трубочистам стыд и срам).

3. Навыки культуры поведения (соблюдает правила поведения за столом, в общественных местах, бережет личное и государственное имущество).

Наблюдение в практической деятельности.

Самообслуживание. Практические занятия, трудовые поручения. Беседы по культуре поведения. Правила поведения в общественном транспорте. Идет в театр. Правила поведения в поликлинике. Правила поведения в парикмахерской и др.

Блок 8. Способности

1. Музыкальный талант. Литературные способности. Артистические способности. Способности к спорту. Интеллектуальные способности.

Художественные способности.

Анкета способностей ребенка.

Привлекать к участию в концертах, праздниках, театрализованных играх. Давать поручение подготовит доклад по заданной теме, и выступить с ним перед детьми. Привлекать к участию в подвижных играх, организации спортивного досуга. Предлагать изготавливать атрибуты к дидактическим играм. Предложить организовать интеллектуальный досуг. Занятия конструированием, изо. Занятия в творческих мастерских. Занятия оригами.

Блок 1. Диагностика развития двигательной сферы

Оценка крупной моторики

В 3 года: может несколько секунд постоять на одной ноге. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку, спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде;

В 4 года: спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку;

В 5 лет: может скользить на двух ногах по гладкой поверхности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..