Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель изучения дисциплины «Иностранный язык» – приобретение общей, языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для получения общенаучной и соц...полностью>>
'Документ'
Отделение теоретической (структурной) и прикладной лингвистики существует на филологическом факультете МГУ с 1960 года. Впервые программы читаемых на...полностью>>
'Документ'
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по пр...полностью>>
'Программа'
СОСТАВИТЕЛЬ: Статкевич С.Э., старший преподаватель кафедры стохастического анализа и эконометрического моделирования Учреждения образования “Гродненс...полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Основные факторы, определяющие

психологические особенности детей-сирот

В последние годы в связи со значительным увеличением числа социальных сирот проблемы их психолого-педагогической диагностики и реабилитации привлекли внимание значительного числа педагогов и психологов.

Обобщая результаты исследований Н.Н. Толстых, Г.В. Семьи, А.М. Прихожан и др. можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические особенности у детей, лишенных родительского попечения, формируются под влиянием целого комплекса факторов, которые условно можно разделить на две основные группы:

- факторы, связанные с пребыванием детей в социально-неблагополучной семье;

- факторы, обусловленные негативной стихийной социализацией вне семьи.

К первым из них следует отнести:

1. Негативную наследственность, т.к. многие родители из неблагополучных семей, особенно неполных, злоупотребляют алкоголем, или в последнее время, являются наркоманами. По этой причине многие социальные сироты имеют врожденные физиологические и психофизиологические отклонения от нормы.

2. Неполноценное семейное воспитание, а в отдельных случаях и отсутствие такового даже при наличии родителей. Причинами этого могут стать отсутствие стабильного заработка у родителей и, как следствие, недостаточное питание детей; постоянное пьянство родителей; нездоровая моральная обстановка; дефицит эмоционального общения между детьми и родителями и т.п. подобная ситуация приводит к тому, что «большая часть усвоенного опыта детьми в семье (социально-неблагополучной) переходит в подсознание, а это крайне негативно влияет на их дальнейшую социализацию.

3. Жестокое обращение с детьми, их постоянные физические наказания и эмоциональное насилие со стороны старших. Они могут выражаться в различной форме и во многом связаны с личностными особенностями родителей, их социальной неустроенностью, низким интеллектуальным уровнем и др., когда в качестве доминирующего воспитательного средства выбираются побои. По данным Н.П. Вознюк, физическое насилие со стороны родителей в 45% случаев является основной причиной побега детей из семьи.

Вторая группа факторов, обуславливающих различные психолого-педагогические особенности у детей, оставшихся без родительского попечения, связана с воздействием их ближайшего несемейного социального окружения: сверстников, соседей и др., а также общим воздействием социальной среды, которое зависит: от типа поселения, уровня материальной обеспеченности его населения, наличия центров внешкольного общественного воспитания, степени подготовки педагогов и прочего. Очень часто это воздействие приобретает негативный характер в отсутствии должного семейного воспитания, что позволяет говорить о тесном взаимодействии и взаимовлиянии обеих групп факторов: семейных и внесемейных. К последним можно отнести:

  1. Влияние ближайших групп сверстников, которые в свою очередь можно разделить на формальные и неформальные. К формальным группам относятся коллективы школьного класса и различных кружков и иных внешкольных центров социального воспитания, если ребенок их посещает. Как правило, в целом воздействие формальных групп сверстников оказывает позитивное влияние на формирование личности. Впрочем, и здесь, в случае неуспеваемости, негативного образа жизни родителей и т.п. ребенок может чувствовать себя изгоем и не принимать общих для остальных сверстников позитивных социальных установок. Воздействие неформальной группы сверстников («уличной компании») для детей лишенных родительской опеки в большинстве случаев может стать негативным, т.к. и сама группа состоит из таких же детей. В ней может происходить обмен «отрицательным» социальным опытом, приобретаются негативные привычки, искаженные представления об отношениях между людьми, дети приобщаются к особой «субкультуре», присущей подобным группам. Нередко мнение такого неформального коллектива сверстников становится для ребенка доминирующим в процессе формирования его аксиологичексих приоритетов и поведенческих стереотипов.

  2. Примеры ближайшего внешнего внесемейного окружения ребенка их социально-неблагополучной семьи могут также оказывать достаточно негативное воздействие на становление личности ребенка. По замечанию А.В.Мудрика ближайшее внешнее внесемейное окружение ребенка «…имеет большой объективный смысл, ибо это дает им ощущение принятости социумом» вместе с тем, зачастую это лица, близкие родителям по социальному положению, образу мыслей и поведению. У них дети могут заимствовать многие негативные особенности поведения: начиная от нецензурной и полу-жаргонной лексики и заканчивая поведенческими нормами по отношению к окружающим. Может наблюдаться также эффект, когда дети, особенно подростки, постоянно наблюдая и реально оценивая образ жизни родителей, видят в таких людях некий «псевдо-позитивный» образец, к которому следует стремиться.

Все перечисленные факторы оказывают влияние на образование определенных психолого-педагогических особенностей детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей. В настоящее время существует несколько частных методик качественной оценки этих особенностей. Так, например, методика Д.Стодда, адаптированная специалистами Санкт-Петербургского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева и базирующаяся на поведенческих реакциях детей. Существуют и другие подходы к выявлению психолого-педагогических характеристик детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства. В.В.Вожжов, О.И.Евстешина и др. считают, что психологическое состояние детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, наиболее адекватно может быть рассмотрено с позиций биопсихосоциальной модели (Enqel) или с позиции психбиосоциальной модели (Newfeld), что позволяет выявить психологические особенности ребенка в комплексе.

Исследования и опыт практической деятельности детских психологов, работающий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечительства, показывают, что к психологическим особенностям таких детей и подростков можно отнести:

1. Пониженную активность или, напротив, гиперактивность. Эти качества могут развиваться в связи с особой атмосферой в социально неблагополучной семье, когда ребенок или «запуган» дома или, напротив, утратил связь с родителями и формируется в условиях «улицы», где такая активность необходима для успешного «выживания». Нередко гиперактивность сопровождается склонностью ко лжи и разного рода фантазированию. Подобное качество заметным образом влияет и на его поведение в социуме и в обоих случаях может приводить к замкнутости и разного рода вызывающим, неадекватным поступкам, вплоть до криминальных. В любом случае это свидетельствует о его низкой адаптации к нормальной социальной жизни.

2. Пониженные коммуникативные способности. Они тесно связаны с предыдущей характеристикой и, как правило, выражаются в замкнутости, особенно в отношении взрослых и сверстников из обычных семей. Иногда наблюдается и обратное явление: развязность, стремление «шокировать» собеседника, привлечь внимание и показать свою неординарность и непохожесть на других. Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации.

3. Низкая эмоциональная устойчивость. Она, как правило, свидетельствует о перенесенных психологических травмах и выражается в повышенной обидчивости, резкой, иногда истеричной реакции на самые безобидные внешние «раздражители» Низкая эмоциональная устойчивость, как и предыдущие характеристики, заметным образом осложняет общение ребенка с внешним миром.

4. Неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов. В этом случае у ребенка формируется искаженное представление о внешнем мире и о своем месте и статусе в этом мире и в ближайшем социальном окружении. Как правило, внешний мир воспринимается как совершенно равнодушный или, даже, враждебный ребенку (кроме, может быть, небольшой группы сверстников со схожей судьбой), что способствует выработке соответствующих поведенческих стереотипов. В этом случае происходит формирование недоверчивости к окружающим, иногда резко негативного и, даже презрительного отношения к ним, за исключением членов «своей» неформальной группы сверстников. Самооценка в подобной ситуации может быть различной. Она резко занижена, когда ребенок чувствует себя изгоем и ощущает собственную «неполноценность» по отношению к большинству сверстников. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда самооценка неоправданно завышена. В этом случае ребенок и, особенно, подросток ощущает свое «превосходство» над окружающими, поскольку он уже приобрел негативный социальный опыт и лучше других, обычных людей «знает жизнь»».

5. Низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы. Это качество тесно связано с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами. Кроме того, уже в силу чисто социальных причин, многие дети из неблагополучных семей нерегулярно посещают школу и не приобретают навыков к занятиям и желания учиться вообще. Равным образом отсутствие систематического трудового воспитания, часто наблюдаемое в социально неблагополучных семьях, не только препятствует приобретению элементарных навыков работы по дому, но и резко обесценивает труд как потребность человека в целом.

Психологические особенности могут проявляться в комплексе или отдельно друг от друга, могут быть выражены в различной степени, сочетаться с другими психологическими особенностями ребенка. Все это обусловлено целым комплексом социальных условий развития личности ребенка и индивидуальными особенностями его психики.

В свою очередь, педагогическая характеристика ребенка определяется такими показателями как:

- фактическим уровнем полученной образовательной подготовки;

- степенью сформированности нравственных качеств;

- наличием гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

- лингвистическими качествами (умением сформулировать свои мысли в устной и письменной форме, словарным запасом, уровнем грамотности и т.п.)

У детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в этой сфере обычно отмечаются значительные отклонения. Уровень общеобразовательной подготовки, как правило, низок, исключения могут составлять лишь те области, к которым ребенок испытывает особый интерес. Как уже отмечалось, это связано с нерегулярным посещением школы; невысоким интеллектуальным уровнем большинства родителей; отсутствием мотивации к успешной учебе и др. В результате дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, в большинстве случаев по уровню интеллектуального развития отстают от своих сверстников из обычных семей.

Очень часто у детей из социально неблагополучных семей наблюдается и отсутствие нормальных понятий о личной гигиене и элементарных навыках самообслуживания. Это связано не только с алкоголизмом родителей, но и с искажением представлений о нормальном образе жизни человека в целом. Кроме того, соблюдение правил личной гигиены требует определенных усилий и привычки. Апатия же, волевая и физическая, которая нередко отмечается у таких детей, препятствует их системной заботе о собственном здоровье и внешнем виде.

У детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, неразвиты лингвистические качества. Это связано с перечисленными выше факторами. Лексика их родителей, как правило, бедна, но включает в себя много жаргонных и нецензурных слов и выражений, которые достаточно быстро усваиваются детьми, особенно в раннем возрасте. Подобное наблюдается и в процессе общения со сверстниками из неформальной группы, когда использование особого «подросткового» жаргона является средством самоидентификации.

Таким образом, оценивая особенности психолого-педагогических характеристик у детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема оценки психолого-педагогических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения была поднята в педагогике в первой половине XIX века и приобрела особую актуальность в первой четверти XX века. Однако подходы к ней были обусловлены главенствующими мировоззренческими настроениями, что особенно ярко проявилось в советский период.

2. В настоящее время, доминирующей является концепция, согласно которой особенности детей-сирот обусловлены двумя группами факторов: социальными (как правило, неблагополучными) и биологическими (определяющимися как внешними условиями развитиями развития ребенка, так и его личностными особенностями). Все эти факторы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, специфика психолого-педагогических характеристик детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется сложным комплексом причин и необходимо специальное индивидуальное обследование таких детей.

3. Все негативные психолого-педагогические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты), выросших в неблагополучных семьях, свидетельствует о низком уровне социализации, отсутствии у них просоциальных ценностных ориентаций и слабой адаптированности к нормальной социальной жизни. Социализация возможна в процессе длительного позитивного влияния на ребенка и оказания ему соответствующей психолого-педагогической поддержки.

Глава 3.

Психологические закономерности развития

личностных качеств у детей-сирот

3.1 Психологическая травма (результаты психодиагностического исследования)

Все дети на момент поступления в воспитательное учреждение (интернат, детский дом, Детскую деревню, приемную семью и др.) имеют психологическую травму, связанную с утратой семьи, что сопоставимо с проблемой переживания смерти родителей. О наличии психологической травмы свидетельствуют результаты проведенного нами психодиагностического исследования.

Детская деревня «SOS-Астана», где проводилась наше исследование, расположена на одном из новых проспектов столицы Абылай хана. В основу функциональной идеи комплекса детской деревни была положена разработанная в конце 40-х годов австрийским педагогом Германом Гмайнером модель воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближенная к семейным условиям.

Детская деревня «SOS-Астана» выполнена по проекту казахстанских архитекторов, согласно зарубежной воспитательной модели и принципам организации подобных комплексов. Комплекс детской деревни состоит из 14 жилых домов, рассчитанных на проживание в каждом одной многодетной семьи (8-10 детей) во главе с матерью-воспитательницей (SOS-мать), детского сада, медицинского пункта, жилого дома директора деревни, дома обслуживающего персонала, общественно-административного центра и хозблока с мастерской и гаражом.

Вся застройка детской деревни сформирована вокруг оригинально придуманной главной кольцевой, «деревенской» улицы-дорожки. Проходя по ней, можно видеть предельно лаконичные, простые и понятные объемы жилых домов и других сооружений.

Детская деревня «SOS-Астана» открыта при непосредственной поддержке С.А.Назарбаевой. Первых 56 воспитанников, Деревня приняла в 2000 году, а сегодня их уже 109. В Детскую деревню «SOS-Астана» дети поступают в возрасте от 2-3 лет до 9-10 лет. Основными причинами поступления детей в Детскую деревню, как показывает проведенное нами исследование, является лишение родительских прав, отказные дети, сироты, пребывание родителей в заключении, психические заболевания родителей, отказались приемные родители. Причины поступления детей в Детскую деревню «SOS-Астана» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Причины поступления детей в Деревню

Причины

Количество, %

Сирота

15 (13,76%)

Родители лишены родительских прав (Социальный сирота)

77 (70,6%)

Отказник(ца)

14 (12,84%)

На лечении в психодиспансере

1 (0,92%)

Уголовно осуждены

1(0,92%)

Приемные родители отказались

1(0,92%)

Всего

109 (100%)

Итак, 77 (70,6%) детей Деревни составляют дети, чьи родители лишены родительских прав – социальные сироты.

Анализ причин поступления детей в Деревню показал, что есть все перечисленные выше факторы социального сиротства. Кроме того в процессе исследования нами было установлено, что многие дети поступают в Деревню с нездоровой возбудимостью, или напротив, заторможенностью ЦНС, которые являются следствием перенесенных психических травм: смерть родителей, ссоры и скандалы в семье, отсутствие санитарно-гигиенических норм проживания, постоянное недоедание, лишение родительских прав (алкоголизм, наркомания, проституция родителей), отказ от ребенка и др.

На момент поступления в Деревню 54(49,5%) ребенка имело заболевания разного генеза. В количественном соотношении заболевания представлены в таблице 4.

Таблица 2 – Диагнозы детей на момент поступления в Детскую деревню «SOS-Астана»

Диагноз на момент поступления

Количество

Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы (РОП ЦНС)

23

Задержка психического развития (ЗПР)

11

Общее недоразвитие речи (ОНР)-II-III уровень

3

Неврозоподобный энурез

3

Ренолия

2

Астенический синдром

2

Гиперстенический синдром

2

Врожденная почечная патология

2

Гидроцефальный синдром

2

Невротический синдром

1

Логоневроз

1

Компенсированная гидроцефалия

1

Врожденная прогрессирующая миопия

1

Анализ диагнозов детей на момент поступления в Детскую деревню«SOS-Астана» показал, что 23(42,6% от общего числа заболеваний) ребенка имели Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы (РОП ЦНС).

РОП ЦНС может быть вызвано как биологическими, так и социальными факторами. К биологическим факторам относятся: (1) генетические (наследственные болезни обмена и т.д.); (2) внутриутробные нарушения (внутриутробные инфекции, интоксикации, в том числе и алкогольные интоксикации и т.д.); (3) патология родов; (4) ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС.

К социальным факторам РОП ЦНС относятся: (1) различные виды эмоциональной и социальной депривации; (2) разного рода социальные и психологические стрессы.

Одним из видов РОП ЦНС является задержка психического развития (ЗПР). У 11(20,4%) детей Деревни – ЗПР. Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания. Нарушение внимания могут сочетаться с двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью. В этих случаях особенно выражены трудности обучения, у многих детей недостаточны или искажены навыки чтения, письма (дислексия, дисграфия). Дети с ЗПР с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Одним из четырех этиологических вариантов ЗПР является психогенный. Он связан с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, геперопеке или жестокости (факторы социального сиротства).

Астенический синдром у 2(3,7%) воспитанников Деревни, выражающийся в плаксивости, стремлении к одиночеству, замедлении движений, общим снижением активности.

Дети с гиперстеническим синдромом 2(3,7%), характеризуются двигательным беспокойством или расторможенностью, повышенной возбудимостью и выраженной раздражительностью, вплоть до аффективных вспышек с агрессией. Для таких детей характерными являются расстройства сна.

Многие дети Деревни имеют проблемы в речевом и интеллектуальном развитии. Общее недоразвитие речи (ОНР)-II-III уровень 3(5,6%), логоневроз 1(1,9%) и ЗПР – 11(20,4%), нуждаются в помощи и поддержке различных специалистов. 11(20,4%) детей страдают серьезными заболеваниями внутренних органов. И все дети на момент поступления в Деревню имеют психологическую травму, связанную с утратой семьи, что сопоставимо с проблемой переживания смерти родителей, представленной в ряде исследований.

О наличии психологической травмы свидетельствуют результаты проведенного психодиагностического исследования. В исследовании приняли участие 86 воспитанников Детской деревни «SOS-Астана» – младшие школьники и подростки.

Диагностический инструментарий представлен методиками:

1. «Придуманная история» – проективная методика изучения личности ребенка. С помощью нее выявляются переживания и фантазии ребенка о реальной жизни. Основывается на следующих положениях: а) детское восприятие жизненных событий различно; б) на восприятие оказывает влияние личного опыта; в) элементы истории могут отражать элементы личности ребенка и его личный жизненный опыт.

Методика предназначена для индивидуального и группового обследования детей и подростков начиная с 5-летнего возраста. Испытуемым предлагается придумать историю. Для интерпретации полученных результатов используется метод контент-анализа.

2. Биографический метод, который в данном варианте был представлен как достаточно формальная схема жизнеописания ребенка, воссозданная на основе документально подтвержденных фактов (материалы архива).

3. Беседа «Рассказ о себе» проходила индивидуально с каждым испытуемым. Испытуемым предлагалось в произвольной форме рассказать о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем.

4. Метод контент-анализа представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Контент-анализ используется при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т.д.

Рассмотрим показатели, полученные нами в ходе психодиагностического исследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..