Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «27» октября 2011 г. в на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном...полностью>>
'Конкурс'
Московский институт открытого образования (письмо ректора МИОО А.Л. Семенова от 19.10.2011г. № 554) проводит городской конкурс творческих работ обуча...полностью>>
'Документ'
Відповідно до наказу Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України «Про проведення Всеукраїнських учнівських олімпіад та турнірів у 2011/2012...полностью>>
'Диплом'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста «Автома...полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитание можно рассматривать и как социально-психологический процесс. В настоящий момент понятие «социализация» – является одним из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии.

Анализ динамичности содержания данного понятия убеждает, что область социально-психологического знания непрерывно развивается. Поскольку термин «социализация» был осмыслен социологией, то социализация определена как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальных ролям.

В психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание.

Общение неразрывно связано с деятельностью и обеспечивает умение ориентироваться на партнера, возможность диалогического взаимодействия в процессе деятельности. В процессе включения в деятельность и общения, по мере вхождения в различные социальные группы развивается самосознание личности. Поэтому, по мнению Г.М. Андреевой, процесс социализации может быть понят как единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Е.П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности:

1.) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;

2.) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка в различные социальные общности.

Выделение Е.П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей и становление персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознано, причисляет себя к определенным социальным группам, что влечет за собой принятие им предписанного социального статуса.

Социализация – это процесс и результат образования, и воспроизведение социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, а также при стихийном неорганизованном воздействии факторов социальной среды.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности.

Казалось бы, несмотря на ясность проблемы воспитания личности, в педагогике и педагогической психологии до сих пор она остается одной из самых сложных и дискуссионных.

Формирование личности реализуется через многогранный воспитательный процесс. Воспитательный процесс создается воспитателем, с его помощью воспитатель организует взаимно приемлемые отношения с воспитанниками, направляет и стимулирует развитие воспитанников, защищает от вредных воздействий среды.

Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность.

Воспитательный процесс в детском доме – это своеобразный образ жизни, который воспитанники ведут в течение многих лет. Этот процесс, выстраиваемый каждый день всеми его субъектами, содержит в себе значительный развивающийся или сдерживающий потенциал, в зависимости от того какие принципы лежат в его основе.

1.2 Принципы воспитания детей-сирот

Говоря о принципах воспитания, И.П. Подласый отмечает, что «принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач».

Проведенный анализ системных принципов современных концепций воспитания В.А. Караковского, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская; «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» О.С. Газман и др. позволили выделить нам в общей сложности 55 принципов воспитания. Такие принципы, как гуманистическая ориентация воспитания, личностный подход в воспитании и природосообразность воспитания проходят красной нитью по всем проанализированным системам.

Мы согласны с мнением авторитетных ученых, что в наибольшей степени принципы зависят от цели воспитания. В.С. Селиванов отмечает: «Выраженная в практическом, рабочем отношении в содержании образования и воспитания общая цель воспитания является тем императивом, который определяет характер и содержание системы принципов обучения и воспитания».

Н.Е. Щуркова считает, что целью воспитания является личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Она выделяет «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. К ним она относит: принцип ориентации на социально-ценностные отношения; принцип субъектности; принцип принятия ребенка как данности; принцип развития личности направленный на подготовку выпускника к жизни (освоение социальных ролей); принцип сочетания уважения с разумной требовательностью к воспитаннику; принцип опоры на положительное в человеке; принцип создания воспитательной среды.

М.И. Рожков выделяет принцип гуманистической ориентации воспитания. Характеризуя данный принцип, М.И. Рожков отмечает, что ребенок – это главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

В.А. Сатаров и В.Г. Маралов представили принцип ненасильственного взаимодействия. Этот принцип содержит положения, касающиеся взаимодействия педагогов с детьми:

- достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности. Позитивная открытость характеризуется принятием ребенка с ориентацией на его положительные качества, верой в возможность проявить и раскрыть себя в той или иной сфере жизнедеятельности;

- обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности. Быть субъективно свободным – значит иметь возможность осуществлять выбор. Человек только тогда активно и с желанием включается в деятельность, когда воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим;

- подключение детей к целям и задачам педагога, а также его умение подключиться к целям и задачам детей. Педагогическое взаимодействие только тогда может рассматриваться как ненасильственное взаимодействие, когда дети с желанием, добровольно выполняют то, что предлагает сделать педагог. И наоборот, когда педагог искренне увлекается тем, чем в данный момент занят ребенок;

- преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности. Важно так построить педагогическую деятельность и взаимодействие, чтобы обращать ребенка к его совести – наказывать, в конечном итоге должна она.

Коллектив авторов теории специальной педагогики под руководством Н.М. Назаровой выделил принцип коррекционного воспитания. Наиболее интересными для данной проблемы являются следующие концептуальные положения:

- педагогический оптимизм. Это положение основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс;

- ранняя педагогическая помощь. Ключевым условием успешной коррекционно-педагогической помощи является раннее выявление отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей;

- коррекционно-компенсирующая направленность. Это положение предполагает опору на здоровые силы воспитанника;

- социально-адаптирующая направленность. Она позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.

Существенной частью воспитательной работы в детских домах является осуществление функций отсутствующей семьи. Принцип замещающей семьи отвечает данной проблеме при условии выполнения ряда требований, которые сформулированы Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой:

- ликвидация возрастной ступенчатости в группах;

- проживание детей маленькими группами - «семьями», имеющие родственные связи, где воспитатель выполняет роль главы семьи, хранителя домашнего уюта и благополучия;

- открытый тип детского дома, способствующий широким связям детей с окружающим социумом, расширение практики опекунских и попечительских семей;

- приближение условий проживания к обычным домашним, в которых не имитируются «домашние дела», а дети действительно участвуют в социально-бытовых заботах семьи.

Авторы отмечают, что в связи с этим принципом изменяется и позиция воспитателя – главным становится развитие личности ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. «Он не просто педагог - он «замещающая мама» в «замещающей семье».

Однако, как отмечает И.П. Подласый, любая система принципов воспитания может быть эффективной только при условии выполнения следующих требований:

1.) обязательность – принципы воспитания требуют обязательного и полного воплощения в практику;

2.) комплексность – предполагает их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса;

3.) равнозначность – принципы, как общие фундаментальные положения, равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

Данные принципы воспитания свидетельствуют о том, что система принципов воспитания, определенная в соответствии с реальными целями и спецификой деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является необходимым условием организации воспитательного процесса и важным руководством к действию при решении воспитательных задач.

Глава 2.

Психологическая характеристика

детей-сирот

2.1 Понятия «сирота (сиротство)» и «социальный сирота (социальное сиротство)»

Понимание особенностей ребенка-сироты и специфики его воспитания во многом определяется социально-экономическими и социокультурными условиями общества и каждой этнической группы.

Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Реальную картину сиротства в Казахстане определить сложно. В последние годы наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Так, сегодня в республике функционирует 205 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проживают и воспитываются 17486 (36,1%) детей; в 26 домах ребенка системы здравоохранения – 2134 (21,2%) ребенка; в 19 детских домах инвалидов системы социальной защиты населения – 1249 (7,4%) детей, в 160 организациях системы образования – 14103 (80,7%) детей.

В настоящее время используются понятия: «сирота (сиротство)» и «социальный сирота (социальное сиротство)». Так как само понятие «Сиротство» многоаспектно, его можно рассматривать исходя из различных научных подходов. В частности, «Толковый словарь русского языка» дает следующее определение: «Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Сиротство – состояние сироты: одиночество».

С точки зрения педагогики, сиротство – негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей.

Дети-сироты – это лица, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке берет на себя государство и общество.

Дети относятся к группе социального сиротства, когда их основные материальные, эмоциональные, медицинские и образовательные потребности не находят удовлетворения, или когда дети подвергаются насилию из-за того, что их опекуны не способны или не желают обеспечивать адекватный уход за ними.

Факторы, повышающие риск социального сиротства, варьируются и часто зависят от психосоциальных, медицинских, социокультурных, экономических, политических и экологических особенностей страны и общества. Перечисленные факторы риска социального сиротства нашли свое отражение на рисунке 2.

Чем в большей степени семьи подвержены этим факторам риска, тем больше вероятность, что дети лишатся их заботы. Типичные группы повышенного риска социального сиротства включают семьи, в которых:

- дети живут с одним родителем, включая родителя, не состоявшего в браке, вдова/вдовец, разведен/а, покинут/а или брошен/а;

- дети фактически живут с одним родителем. Второй родитель физически не способен обеспечивать ребенку должный уход, например, из-за болезни, инвалидности или нахождения в местах лишения свободы;

Рисунок 2 - Факторы риска социального сиротства

- дети потеряли родителей, включая детей потерявших мать, отца или обоих родителей;

- дети находятся под опекой родственников;

- дети, чьи родители смертельно больны (ВИЧ/СПИД, или другой смертельной болезнью);

- дети, чьи родители живут с новым партнером или вступили в повторный брак. Дети не принимаются новым партнером;

- в семье много детей и семья с трудом заботятся о таком количестве детей.

2.2 Психологические особенности детей-сирот

Рассмотрим основные психолого-педагогические характеристики детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей которые описаны и проанализированы выдающимися педагогами и психологами с начала XIX столетия и до наших дней.

Следует отметить, что используемый термин «психолого-педагогические характеристики», вполне уместный в данном случае, так как психологические и педагогические характеристики тесно взаимосвязаны. Вместе с тем, психологическая и педагогическая характеристика отражает такие качества ребенка, как: особенности его когнитивной, поведенческой и личностных сфер; психологические проблемы, отношения к окружающим людям и сверстникам; работоспособность; отношение к самому себе, уровень психической и эмоциональной стабильности.

В свою очередь, педагогическая характеристика выявляет: фактический уровень полученного образования, степень сформированности нравственных качеств, наличие гигиенических навыков и навыков самообслуживания, отношения к учебе и труду. Сюда же можно отнести и умение формулировать свои мысли в устной и письменной форме, словарный запас, особенности грамматического строя речи, уровень грамотности, особенности произношения отдельных звуков и слов. Следует подчеркнуть, что в педагогической литературе вплоть до конца XIX века не было различения педагогической и психологической характеристик детей-сирот. Большинство авторов останавливалось на общих особенностях этих детей, включавших в себя и педагогические и психологические особенности.

При рассмотрении проблемы детей-сирот в ее историческом развитии необходимо сразу сделать два существенных замечания. Во-первых, до установления Советской власти в Казахстане (20-е г. XX в.) дети-сироты воспитывались у родственников по линии отца. Во-вторых, следует различать две основные категории детей, оставшихся без попечения родителей. К первой из них относятся сироты, в том числе и социальные, которые выросли в неблагополучных семьях, получили определенный негативный социальный опыт под влиянием семьи и ближайшего окружения и являются потенциальными кандидатами для помещения в социальные приюты и детские дома. Другая категория детей – это воспитанники крупных детских домов и приютов интернатного типа. Психолого-педагогическая характеристика этих детей сформировалась не только под влиянием перечисленных выше факторов, но и связана с самим фактом пребывания в замкнутом коллективе таких же детей в интернате, полным отсутствием воспитания со стороны родителей, в том числе и приемных, а также недостаточностью социальных контактов с внешним миром.

Примечательно, что И.И. Бецкий, автор концепции воспитания детей-сирот и подкидышей в учреждениях интернатного типа практически останавливался на этой проблеме. Возможно, это было связано с некоторыми антропологическими постулатами философии Просвещения, в частности о всесильности воспитания как главного фактора формирования личности в детском возрасте. Отсюда логически вытекало, что правильно построенное воспитание способно не только сформировать добродетельного и просвещенного человека, но и «перевоспитать» его, особенно если такое воспитание начато в раннем возрасте.

Одним из первых к проблеме психолого-педагогической характеристике детей, нуждающихся в поддержке со стороны общества, обратился В.Ф. Одоевский. Но и он, в лучших традициях Просвещения, отмечал, в первую очередь, негативные факторы социализации: «Часто дурные наклонности людей возбуждаются их бедностью и другими несчастьями». Таким образом, некоторые асоциальные моменты в поведении питомцев приютов, по мнению В.Ф. Одоевского, были вызваны негативным влиянием родителей и ближайшего окружения. Этим объяснялось сложность их воспитания: «Здесь не может быть постановлено общего правила…старайтесь угадать ее (дурную наклонность) и мало-помалу уничтожить».

К пониманию психологических особенностей таких детей, механизма формирования их личности и вытекающих отсюда способов их воспитания, и используя современный термин, психологической поддержки, подошел известный психолог В.М. Бехтерев. Его рассуждение базировалось, в первую очередь, на подходе, близком к бихивиористскому. Следует сразу упомянуть, что Бехтерев писал не столько о собственно сиротах, сколько о детях-бедняках с городских окраин, которые в той или иной степени можно считать социальными сиротами.

Рассматривая воспитание, в первую очередь, как психологическое явление, В.М. Бехтерев утверждал, что это – лишь процесс выработки у ребенка особых реакций (рефлексов) на внешнее воздействия. В основе концепции Бехтерева лежало утверждение, согласно которому «кроме самых основных, элементарных, проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности, все остальные приобретения человеческой личности добываются путем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность которых составляет то, что называется воспитанием».

Используя такой подход, Бехтерев делал вывод о том, что в идеальном случае воспитание семейное, а затем и общественное, способно сформировать гармонично развитого человека. Однако в реальной жизни, особенно применительно к детям из неблагополучных семей, «навыки» могут вырабатываться и в результате негативных воздействий: - из-за «растлевающего» влияния улицы. К таким проявлениям он относил детскую жестокость, склонность ко лжи и воровству, нежелание следовать общеустановленным правилам гражданского общества. Поэтому, как полагал автор, правильно налаженное общественное воспитание в приютах и иных подобных структурах крайне необходимо для поддержки таких «заброшенных» детей. Даже если такое воспитание построено не совсем удачно, все равно «оно в большинстве случаев не действует столь пагубным образом, как действует на них улица».

Во многих сходных позиций придерживалась и советская педагогика 20-начала 30-х гг. Впрочем, в самом начале 20-х гг. отдельными педагогами пропагандировалась концепция так называемой «моральной дефективности» («асоциальности»), согласно которой у большинства детей-беспризорников изначально были заложены некоторые негативные асоциальные личностные качества, связанные не с внешними социальными воздействиями, а с индивидуальной природой человека. Однако достаточно быстро этот подход был «преодолен» и возобладал подход средовый, базировавшийся исключительно на внешних социальных условиях жизни. По мнению В.М. Васильевой, все негативные проявления в поведении беспризорников, помещавшиеся в детские дома в начале 20-х гг., когда средовый подход еще не стал доминирующим, были вызваны тем, что «дети и подростки (прежде беспризорные) – активные, практичные, знающие жизнь и не мирящиеся с …отсутствием реальных перспектив в будущем» были просто недовольны условиями детского дома и в различных формах протестовали против них.

Вместе с тем проблема неадекватного поведения многих беспризорников и воспитанников детских домов существовала, довольно ярко проявлялась в процессе воспитательной деятельности этих учреждений и в начале 30-х годов. Для характеристики подобных детей был использован термин «трудновоспитуемые». Под него старались привести тех детей, которые уже успели совершить серьезные административные и уголовные проступки или постоянно нарушали дисциплину в детских домах. Однако, именно этот термин и отражал ту реальную психолого-педагогическую специфику, которая была присуща значительной части детей, лишенных родительского попечения, получивших значительный асоциальный жизненный опыт и имевшие серьезные психологические травмы. С.М. Шабалов, подчеркивал, что «контингенты современного трудновоспитуемого детства в огромной своей части как раз и составляют из кадров беспризорных тетей и подростков».

По мнению С.М. Шабалова, основными причинами «трудновоспитуемости» были причины социальные, хотя определенная роль психологических «врожденных» факторов взаимопересечения и взаимовлияния с первыми и допускались. Автор полагал, что выработка научно обоснованной классификации трудновоспитуемых детей (статья написана в 1928г.)- дело будущего. Вместе с тем, ему удалось выявить основные причины возникновения этого явления в целом. Так, к факторам негативной социализации автор относит снижение уровня жизни значительной части населения, безработицу, кризис современной семьи, дурное влияние ближайшего социального окружения, невнимание родителей к своим детям и т.п. в результате у них формируются такие качества, как склонность к хулиганству; неадекватная («псевдогероическая») оценка асоциальных поступков – собственных и лиц из ближайшего окружения; чувство протеста против окружающего мира; предприимчивость и гиперактивность (избирательная), нередко имеющая асоциальную направленность и т.п. вместе с тем, автор замечает, что иногда «корни социогенной трудновоспитуемости… уходят далеко в глубь сложной личности человека».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..