Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Централизованное и внутривузовское тестирование всё чаще заменяет собой традиционные экзамены по русскому языку. Ученикам приходится сталкиваться с п...полностью>>
'Документ'
Девятова Анастасия - ученица 11 класса МОУ Украинская СОШ «Образовательный Центр». Претендентка на золотую медаль, отличается сообразительностью, люб...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «20» июня 2009г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета при Астраханском государственном университете (414056, г. Астрах...полностью>>
'Поэма'
Сказка, древнейшая форма устного народного творчества, была и остается самым популярным видом искусства. Сказка – это передача в зашифрованном виде д...полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятия на тему «Времена года»

Для проведения данного цикла необходимо, чтобы в группе задолго до начала занятий (примерно за два месяца) начала как можно чаще звучать музыка, которая будет использоваться как средство психокоррекции на занятии психолога. Это записи Чайковского и Вивальди с одинаковым названием «Времена года».

Предлагается выполнить коллективную работу «Времена года» (время года по выбору детей).

Задачи:

Такие же, как в предыдущем варианте, но появляется новая. Развитие общения с другими детьми, участвующими в работе.

Чуть позже, когда будет освоен данный вид работы, наблюдается период подражания ведущему: тому, как он радуется, смеется, грустит, двигается, говорит. У детей появляются вопросы, которых раньше они не задавали. Это новообразование также необходимо подкрепить, поэтому большие перерывы между занятиями нежелательны.

Оборудование: Записи музыки П.И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года». Большие листы бумаги (несколько штук — дать, если понадобится, после того как будет использован первый). Краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия

Ведущий предлагает нарисовать любое время года всем вместе на одном большом листе бумаги. Рассказывает, что особенного дети слышат в музыке, почему выбирают тот или иной цвет, какое настроение передает музыка, как можно выразить это в рисунке...

Желательно, чтобы дети поняли, что могут быть разные способы решения творческой задачи. С этой целью можно ввести в занятие второго ведущего, взаимодействуя, споря, договариваясь, они будут демонстрировать пример сотрудничества, возможности планирования совместной деятельности.

На одном занятии дается музыка одного композитора. Хорошо, если в доступном месте будет стоять его портрет и ведущие могли бы ответить на вопросы детей, касающиеся автора, или любые другие. Необходимо ждать, когда у детей появятся вопросы. Можно и нужно учить детей задавать вопросы, но вместе с тем форсировать этот процесс не следует. Так же можно работать и с понятиями о живописи, используя репродукции картин разных художников, их портреты.

По завершении цикла занятий можно наблюдать и диагностировать повышение активности детей, динамику развития личности (ВПФ, поведение), интерес к информации культурного содержания, устойчивое стремление подражать «положительному» взрослому.

Показатели динамики развития детей

Показатели динамики социального развития воспитанников:

1) Устойчивый мотив к сотрудничеству с положительным (то есть социально и психологически благополучным) взрослым.

2) Наличие мотивации учебной деятельности, соответствующей данной возрастной категории.

3) Существенное развитие таких компонентов познавательной деятельности, как познавательная активность, самостоятельность (способность самоорганизации, поддерживаемая мотивами достижения), произвольность.

4) Повышение уровня познавательной активности, достижение определенного уровня социальной произвольности.

5) Устойчивость достигнутого уровня зависит не столько от дефекта, сколько от степени активности взрослого, его поддержки (для умственно отсталых детей).

6) Развитие потребности самовыражения в социально приемлемой деятельности, соответствующей возрасту.

7) Негативные социальные тенденции при грамотной психолого-педагогической работе могут быть нивелированы.

Произвольность, как уже отмечалось выше, — продукт сформированных навыков опосредования собственной деятельности, овладения операционально-технической стороной, наличия положительного опыта деятельности.

Активность отражает уровень развития мотивационно-потребностной сферы, а также ее содержательную сторону. В данной работе мы под познавательной активностью имеем в виду активность ребенка, направленную на овладение общественно-культурным опытом, что является одним из условий адекватной социализации в положительный социум.

Начало вербализации познавательных процессов, их опосредование речью отмечается еще в раннем возрасте у детей с нормальным развитием психики. К школьному возрасту произвольность достигает такого уровня, что становится возможным обучение ребенка в школе. У умственно отсталых детей (даже с легкой степенью отсталости) к 7 годам этот уровень остается низким.

Психокоррекционный процесс, организованный и реализованный нами как специальный, позволяет детям выйти на существенно более высокий уровень социальной активности.

Показатели успешности коррекции по направлению «Совместные прогулки». Об успешности коррекционной работы по первому направлению говорят следующие показатели:

-выраженное положительное настроение у детей;

-желание играть;

-желание продолжать прогулку;

-привлечение детьми взрослого к совместной деятельности, что говорит о его значимости.

Причем сначала взрослый привлекается как тот, кто катает, например, на каруселях, потом как субъект, организующий привлекательные виды деятельности, потом как партнер по игре.

Важно отметить, что при бездействии взрослого на прогулке деятельность детей становится элементарной, распадается, сюжеты не завязываются, вся деятельность приобретает случайный, диффузный характер. Это красноречиво свидетельствует о том, насколько деятельность детей зависима от степени активности взрослого.

Эта зависимость снижается очень медленно, по мере взросления детей, когда с возрастом увеличивается степень самостоятельности. Однако сам факт, что в своем поведении ребенок — социальный сирота ориентируется на взрослого, свидетельствует о признании взрослого в качестве объекта для подражания.

Показатели успешности коррекции по направлению «Рисование»

Один из важнейших — появление выраженного интереса к продуктивной деятельности.

Под конец формирующего эксперимента инициатива детей выросла настолько, что в коллективной работе взрослым выполнялся только эскиз, а конец эксперимента ознаменовался пресыщением от раскрашивания и появлением сильной увлеченности самостоятельным РИСОВАНИЕМ! Это соответствует этапу формирования потребности самовыражения в социально направленной деятельности (в данном случае в рисовании), что характерно для детей 5–8 лет. Параллельно с этим наблюдается повышение интереса к занятиям в школе и в кружках. Последнее свидетельствует о том, что детьми в качестве объекта для подражания уже воспринимается не один человек (экспериментатор), но и другие взрослые — носители социально-культурного опыта. Дети вышли за рамки ситуативно-личностного (делового) общения. У умственно отсталых детей это проявилось в развитии интереса к взрослому и к предлагаемым им социальным видам деятельности (в частности, к продуктивной). У ребенка с ЗПР возникло осознанное отношение к обучению в школе.

Показатели успешности коррекции по направлению «Чаепитие. Беседа»

Настроение детей. Оценивается по невербальным компонентам, эмоциональным высказываниям детей, снижению конфликтности во время чаепития.

Положительное отношение к чаепитиям и беседам, добровольность посещения занятий (вход и выход — свободные).

Показатели развивающейся потребности в творческом самовыражении

-принятие творческой задачи;

-активность действий (продолжительность, интенсивность);

-самостоятельное решение творческой задачи;

-выраженность положительных эмоций;

-продуктивность деятельности.

Ребенок, субъективно ощущающий себя хорошим, но объективное поведение которого не соответствует принятым нормам, склонен к конфликтам. Нужно привести его понимание, «что такое хорошо», ко всеобщему знаменателю с социальным, общепринятым, основанным на базовых нравственных ценностях пониманием.

Дети симпатизируют только тому и выбирают только то, что доставляет им положительные эмоции. Ребенок с интеллектуальным недоразвитием способен воспроизводить исключительно те ситуации успеха, которые относятся только к его собственному опыту. Раз за разом ребенок воспроизводит те способы поведения, которые приносят ему успех, но успех только в его собственном понимании, то есть удовлетворяют существующую на данный момент потребность любого уровня. Так складываются стереотипы поведения, в том числе и девиантного.

Особое внимание следует уделять поддержке положительных эмоций у ребенка, предусмотреть организацию социально приемлемых действий, которые доставляют ребенку радость, будь то прогулка или покупка желанной вещи.

Психокоррекционные занятия построены таким образом, что можно их прервать в любой момент. Это позволяет избежать лишнего психического дискомфорта у ребенка и исключить элементы принуждения, так часто сводящего «на нет» все усилия взрослых.

Занятие должно, в соответствии с желаниями и мотивами поведения ребенка, проводиться частями, вкрапленными в другую (лучше продуктивную) деятельность. Неустойчивое внимание ребенка может быть организовано переключением на параллельную деятельность, таким образом внимание не рассеивается и ребенок фактически не выходит из ситуации общения со взрослым.

Если само содержание занятия, а не ситуативные факторы, вызывает у ребенка психический дискомфорт, то его необходимо прекратить и перейти через некоторое время к следующему. Содержание травмирующего занятия следует проанализировать с учетом социальной ситуации развития ребенка и по возможности подобрать другую форму проведения, другое содержание, соответствующее целям данного занятия. По мере продолжения психокоррекционной работы устойчивость «социального внимания» ребенка повышается.

Литература

1 Большой толковый психологический словарь: в 2Т., Т.1 (А-О), Т1. (П-Я); пер. с англ./Ребер Артур. – ООО « Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. – Т1. – 592с., Т2. – 560с.

2 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:Совершенство,1998. – 298с.

3 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2001.

4 Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в Центре социально-трудовой адаптации молодежи. — М.: МЦТЗМ «Перспектива», 1997.

5 Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А.Л. Венгер. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159с.

6 Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАРО, 2007. – 384с.

7 Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

8 Кемайкина Т.Н. Дети-сироты: психолого-педагогические основы воспитания: Спец.курс. – Астана: ЦНТИ,2008. – 116с.

9 Кемайкина Т.Н. Я и мой выбор (психологическое сопровождение выбора профессии): Учеб.-метод. пособие. – Астана: ЦНТИ, 2006. – 60с.

10 Когнитивный тренинг: психологический практикум для подростков/Составители М.А. Мергалиева, В.Т. Тихомирова. – Алматы, 1998.- 80с.

11 Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 752с.

12 Методические рекомендации «Основы домашнего воспиания». Астана, 2007.- 56с.

13 Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.- 472.

14 Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей/ Пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.:Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 384с.

15 Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с.

16 Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессионально замещающая семья. – М.:Генезис,2006. – 368с.

17 Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2004. – 256с.

18 Практика сказкотерапии/Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.

19 Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.:КАРО, 2006. – 288с.

20 Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов/ И.А Фурманов., Н.В.Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС,2004. – 319с.

21 Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер,2005. – 400с.

22 Пола Статмэн Безопасность вашего ребенка/Пер. с англ. – СПб: «Респект», «Дельта», «Кристалл», 1996. -384с.

23 Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Кн. для учителя/ Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. – М.: Посвещение, 1989. – 80с.

24 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.—Воронеж, 2002.

25 Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.:Просвещение, 1991. – 303с.

26 Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 244с.

27 Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…». Психологический практикум-г .Дубана, «Феникс+», 2000. – 128с.

28 Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике):учебное пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева. 3-е изд., перераб. И доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – 144с.

29 Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детсво Семья: в 2Т. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1999, Том 1.– 304с., Том 2– 464с.

30 Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека»:Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – педагогическое общество России, 1998. – 112с.

31 Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения: Книга для психологов. – Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999. – 224с.

32 Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. – М.: Гуманитар. изд. Центор ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288с., Ч.2.- 256с., Ч.3. – 253с.

33 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 512с.

34 Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 136с.

Приложение

МЕТОДИКА

изучения удовлетворенности воспитанников жизнью

в детском доме

(модифицированная и адаптированная к условиям детского дома методика А.А. Андреева)

Цель: определить степень удовлетворенности детей жизнью в детском доме и взаимоотношениями в коллективе.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1. В детском доме у меня бывает много радостных событий.

2. В детском доме у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашей группе хороший воспитатель.

4. К нашим воспитателям всегда можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. В доме у меня есть любимый взрослый.

6. В группе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашем доме созданы все условия для развития моих способностей.

9. Я считаю, что в нашем детском доме по-настоящему готовят меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по детскому дому.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех детей на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворен­ности воспитанников жизнью в детском доме.

Приложение

АНКЕТА

«Уровень комфортности в детском доме»

Цель – выявление уровня психологической комфортности воспитанников и взаимоотношений в коллективе.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать вопросы и утверждения и отметить тот ответ или утверждение, с которым они согласны.

1. С каким настроением связано твое пребывание в детском доме?

а) с радостью;

б) с привычным равнодушием;

в) с предчувствием неприятностей;

г) скорей бы все это кончилось.

2. Бывают ли у тебя в детском доме неприятности?

а) часто; б) редко; в) никогда.

3. Если бывают, то от кого они исходят?

а) от воспитателя в группе (кого именно);

б) других взрослых (воспитателей других групп, членов администрации);

в) от детей вашей или другой группы.

4. Бывают ли конфликты с воспитателем?

а) часто; б) редко, в) никогда.

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в группе твой воспитатель?

а) контроль за успеваемостью и дисциплиной;

б) вторая мама;

в) организатор досуга;

г) помощник ребят в трудных обстоятельствах;

д) старший товарищ;

е) другое.

6. Что присуще воспитателю (и какому конкретно) по отношению к тебе?

а) хвалить;

б) подбадривать;

в) делать замечание;

г) ругать;

д) жаловаться администрации;

е) быть вечно недовольным;

ж) другое.

7. Какое чувство ты испытываешь к своему воспитателю (ответ сформулируй сам):

8. Тебе хотелось бы от него перенять (от кого конкретно):

а) великодушный характер;

б) манеру поведения;

в) умение всегда хорошо выглядеть;

г) разносторонние знания;

д) доброту, любовь к людям;

е) другое.

Обработка данных. Выполняется качественный и количественный (соотношение в % числа детей с высоким, средним и низким уровнями комфортности от общего количества воспитанников) анализ результатов анкетирования.

О высоком уровне комфортности свидетельствуют 1 а; 2 в; 4 в; 5 б, г, д; 6 а, б; о среднем - 1 б; 2 б; 4 б; 5 а, в; 6 в; о низком – 1 в, г; 2 а; 4 а; 5 а; 6 в, г, д.

Приложение

АНКЕТА

Уровень психологической комфортности

(для воспитанников младшего и среднего школьного возраста)

Цель: выявление уровня психологической комфортности воспитанников и причин, негативно влияющих на этот уровень.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать вопросы и утверждения и отметить те из них, которые соответствуют их мнению.

  1. Мне нравится в нашем детском доме:

а) да; б) нет; в) не очень.

  1. Мне интересно заниматься в кружках:

а) да; б) нет; в) не очень.

  1. Мой воспитатель для меня - это человек, который:

а) заботится обо мне;

б) предлагает интересные занятия, игры, экскурсии;

в) мне очень нравится;

г) которого я побаиваюсь, сторонюсь;

д) который меня все время ругает;

е) с которым можно просто поговорить.

  1. Чаще всего мое настроение:

а) среднее (ни то, ни се);

б) хорошее (веселое, радостное);

в) плохое (грустное, тревожное).

  1. Когда у меня плохое настроение, то чаще всего это из-за:

а) ссор с ребятами;

б) моих неудач (в детском доме, школе, кружке и т. п.);

в) других ребят (пристают, обижают);

г) отношений с воспитателями;

д) отношений с другими взрослыми (членами администрации, воспитателями других групп).

  1. Больше всего в детском доме мне не нравится:

а) то, что мало игр и негде играть;

б) отношения с ребятами;

в) отношения с воспитателями;

г) мероприятия, праздники;

д) кружки.

7. Больше всего в детском доме мне нравится:

а) отношения с ребятами;

б) то, что много игр и есть где играть;

в) отношения с воспитателями;

г) мероприятия, праздники;

д) кружки.

Обработка данных. Выполняется качественный и количественный (соотношение в % числа детей с высоким, средним и низким уровнями комфортности от общего количества воспитанников) анализ результатов анкетирования.

О высоком уровне комфортности свидетельствуют ответы 1 а; 2 а; 3 а, б, в; 4 б; о среднем – 1 в; 2 в; 3 г, е; 4 а; о низком – 1 б; 2 б; 3 д, г; 4 в.

Приложение

АНКЕТА

«Развитие личности педагога»

Цель: выявление профессионального уровня педагогов.

1. Как вы понимаете слово «развитие» применительно к личности воспитателя?__________________________________

2. Каковы, на ваш взгляд, критерии оценки качества труда воспитателя?__________________________________________

3. Из перечисленных ниже положений отметьте те, которые, на ваш взгляд, способствуют развитию личности педагога и укажите порядковым номером степень их важности для современной концепции воспитания:

  • разработка нового содержания и технологий воспитания;

  • совершенствование традиционных форм воспитания;

  • признание базовой ценностью педагогики развития личности;

  • признание традиционных ценностей образования: знаний, умений, навыков;

  • креативность воспитателя;

  • признание личностно-ориентированной педагогики;

  • изучение нового опыта;

  • новые требования со стороны администрации;

  • внутреннее преобразование педагога: стремление к саморазвитию, изменению сложившихся стереотипов;

  • выбор партнерского стиля общения;

  • организация научно-методической работы в учреждении;

  • собственная активность;

  • исследовательская работа, поиск.

4. Отметьте, пожалуйста, по степени важности причины, стимулирующие вашу педагогическую деятельность:

  • стремление к самосовершенствованию;

  • успех коллег;

  • желание не отстать от других;

  • стремление к высоким результатам;

  • требование времени;

  • успехи в развитии воспитанников;

  • контроль администрации;

  • хорошее настроение;

  • материальный стимул;

  • повышение профессионализма;

  • общее дело, общий интерес.

5. Отметьте, пожалуйста, по степени важности основные задачи методической службы детского дома:

  • сообщение информации о современных педагогических технологиях;

  • трансляция и передача передового опыта;

  • поддержание исследовательских позиций;

  • создание творческой среды;

  • тренинговая практическая работа;

  • аналитическая деятельность;

  • осуществление контроля;

  • обеспечение коллег новыми методическими материалами;

  • повышение квалификации;

  • профессиональное развитие;

  • диагностическая деятельность;

  • прогностическая функция;

  • организаторская функция;

  • внедренческая функция.

Обработка данных. Выполняется качественный и колличественный (соотношение в % числа педагогов с высоким, средним и низким профессиональным уровнем от общего количества педагогов) анализ результатов анкетирования.

О высоком профессиональном уровне педагогов свидетельствует их ориентация на саморазвитие, способность аккумулировать новые знания по педагогике, философии, психологии и т.д.; признание базовой ценностью педагогики и критерием труда воспитателя успешное развитие ребенка, его психическое и физическое благополучие; ориентация в педагогической деятельности на личностно ориентированную педагогику, партнерский стиль общения, собственную активность, профессиональный поиск. Среди факторов, стимулирующих педагогическую деятельность, воспитатели-профессионалы отмечают успехи в развитии ребенка, собственное стремление к самосовершенствованию. Задачи методической службы данная категория педагогов видит в прогнозировании результатов воспитательной деятельности, в поддержке исследовательских позиций, создании творческой среды, сообщении информации о новых педагогических технологиях.

На низкий профессиональный уровень педагогов указывает ориентация в педагогической деятельности на внешние проявления успеха в воспитании (дисциплинированность детей, их поведение и т. д.); отсутствие ориентации на саморазвитие, самосовершенствование; зависимость успеха в собственной деятельности от контроля со стороны администрации. Основную задачу методической службы данная категория педагогов видит в разработке и обеспечении педагогического коллектива методическими материалами.

Приложение

АНКЕТА

«Воспитатель глазами воспитанника»

Цель: исследование отношений между воспитанниками и педагогами.

1. Какую роль, по-твоему, исполняет в группе твой воспитатель?

а) Контроль за успеваемостью и дисциплиной;

б) «вторая мама»;

в) организатор досуга;

г) помощник ребят в трудных обстоятельствах;

д) старший товарищ;

е) другое.

2. Бывают ли у тебя конфликты с воспитателем?

а) Часто; б) редко; в) никогда.

3. Что присуще воспитателю (и какому конкретно) по отношению к тебе?

а) Хвалить,

б) подбадривать;

в) делать замечания;

г) ругать;

д) жаловаться администрации;

е) быть вечно недовольным;

ж) давать советы;

з) другое.

4). Какое чувство ты испытываешь к своему воспитателю (к кому конкретно)?

5). Тебе хотелось бы от него перенять (от кого конкретно):

а) великодушный характер;

б) манеру поведения;

в) умение всегда хорошо выглядеть;

г) разносторонние знания;

д) доброту, любовь к людям;

е) другое.

6). Ты посоветовал бы своему воспитателю (кому именно):

(пожелание сформулировать самому)

Обработка данных. Выполняется качественный анализ полученных данных.

Приложение

АНКЕТА

«Если бы я был директором детского дома»

Цель: выявление уровня социальной активности воспитанников.

Ход проведения: воспитанникам предлагается сначала ответить на первый вопрос, а затем оценить степень своего желания и участия в осуществлении преобразований в соответствии с предложенными шкалами.

1. Если бы я был директором детского дома, то внес бы следующие изменения или дополнения в его жизнедеятельность:

а) в режим:

б) в организацию самоподготовки:

в) в организацию дежурств по дому:

г) в организацию трудовых дел:

д) в проведение коллективных творческих дел (праздников, конкурсов и пр.):

е) в проведение групповых дел:

2. Насколько я хочу этого:

1 - все равно.

2 - слабо хочу.

3 - хочу в средней степени.

4 - достаточно сильно хочу.

5 - для меня это просто необходимо.

3. Если бы была такая возможность, то насколько активно я стал бы участвовать в осуществлении этих изменений:

1 - совсем не стал бы, пусть это делают другие.

2 - стал, если бы заставили.

3 - стал бы, но в небольшой степени.

4 - стал бы.

5 - обязательно стал бы.

Обработка данных. О высокой социальной активности воспитанников свидетельствует большое количество внесенных ими предложений об изменениях жизнедеятельности детского дома, а также средний балл – от 4 до 5; о низкой – отсутствие конструктивных предложений, негативные и нейтральные ответы, а также средний балл – от 1 до 2.

Приложение

Анкета для воспитанника детского дома
"Я и мой дом"

Дорогой друг!

Давай поразмышляем о доме, в котором ты живешь, о том, что тебе нравится и не нравится в нем, о том, что в нем необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать наш дом более теплым и комфортным. Предлагаем тебе и твоим друзьям ответить на следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе самому твой дом? Подчеркни один из предложенных ответов:

- да;

- больше да, чем нет;

- трудно сказать (и да, и нет);

- больше нет, чем да;

- нет.

  1. Что больше всего тебе нравится в детском доме?

  1. Что тебе не нравится в твоем детском доме?

4. Если бы ты стал директором детского дома, то какие изменения ты внес бы в его жизнь?

5. А сейчас предлагаем тебе выполнить небольшое задание. Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения: Цифры означают следующие ответы.

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

1 - не согласен

0 - совершенно не согласен

Я испытываю в детском доме чувство радости

0 1 2 3 4

В детском доме у меня обычно хорошее настроение

0 1 2 3 4

В нашей группе хороший воспитатель

0 1 2 3 4

В нашем детском доме хороший директор

0 1 2 3 4

К нашим воспитателям всегда можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

0 1 2 3 4

В детском доме у меня есть любимый взрослый

0 1 2 3 4

В группе я всегда свободно могу высказать свое мнение

0 1 2 3 4

Я считаю, что в нашем доме созданы все условия для развития моих способностей

0 1 2 3 4

В доме у меня есть любимое занятие

0 1 2 3 4

Я считаю, что детский дом по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

0 1 2 3 4

На летних каникулах я скучаю по детскому дому

0 1 2 3 4

6. Оцени, пожалуйста, отношения между детьми в твоей группе. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:

  • наша группа дружная и сплоченная;

  • наша группа дружная;

  • в нашей группе нет ссор, но каждый существует сам по себе:

  • в нашей группе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу группу назвать нельзя;

  • наша группа недружная, часто возникают ссоры;

  • наша группа очень недружная, трудно находиться в такой группе.

  1. А каким ты представляешь образ своего детского дома? Попробуй его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.

8. Продолжи, пожалуйста, предложения:

Главной целью детского дома является...

Выпускник детского дома должен обладать следующими качествами...

Спасибо!

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Уважаемый коллега!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем детского дома, в моделировании его новой воспитательной системы. Просим Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать.

1. Нравится ли Вам детский дом, в котором Вы работаете? Подчеркните один из предложенных ответов:

- да;

- больше да, чем нет;

- трудно сказать (и да, и нет);

- больше нет, чем да;

- нет.

  1. Что больше всего Вы цените в детском доме? Что необходимо сохранить, сделать традицией?

3. Что больше всего не устраивает Вас в детском доме? От чего необходимо избавиться в первую очередь?

4. Оцените, пожалуйста, удовлетворенность своими отношениями с детьми (нужное подчеркнуть):

- полностью удовлетворен;

- удовлетворен;

- трудно сказать (и да, и нет);

- не удовлетворен;

- совершенно не удовлетворен.

5. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с коллегами?

  • Полностью удовлетворен;

  • удовлетворен;

  • трудно сказать (и да, и нет);

  • не удовлетворен;

  • совершенно не удовлетворен.

6. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с администрацией?

  • Полностью удовлетворен;

  • удовлетворен;

  • трудно сказать (и да, и нет);

  • не удовлетворен;

  • совершенно не удовлетворен.

7. Каким Вы представляете образ детского дома? Попробуйте его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.

8. Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

Главной целью детского дома является...

9.Выпускник нашего дома должен обладать...

10. Что Вы предлагаете ввести нового в работу детского дома, чтобы в нем было приятно жить и работать?

Большое спасибо!

Кусаинов А.К., Абдыкаримов Б.А.,

Ахметов К.А., Исмаилов А.Ж., Кемайкина Т.Н.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

воспитания и развития детей-сирот

Методическое пособие

для психологов и педагогов

редактор: А.Ш. Аушакимова

Компьютерная верстка: А.А. Базылов

Отв. за выпуск: Н.Б. Снаговская

Под. в печать:10.11.08

Формат: 60х84/16 бумага: типогр.№1

П.л.12,5 Усл. печ.л. 11,62 уч.-изд.л.10,0

Тираж:750 заказ:116

_______________________________________________________

Отпечатано с готового набора в типографии «Центр Элит»

010000, г. Астана, пр. Богенбая, 48 тел.: 53-36-37, 31-96-62

Общественное объединение «Лига женщин творческой инициативы»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..