Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Аудиторні заняття проводяться по суботах з 9.00 згідно з розкладом занять на заочному відділені. Відвідування занять забезпечує більш якісну підготов...полностью>>
'Решение'
Основные термины и понятия по теме: мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез...полностью>>
'Документ'
Перед порталом справа (от зрителей) стоит изваяние Артемиды, слева - Афродиты. С боков к фасаду примыкают отдельные здания с особыми входами....полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 22 ноября 2008 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет...полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенности данного вида деятельности

У детей одинаковый мотив - сшить для своего пупса одежду; то есть удовлетворение своего желания здесь совпадает с желаниями другого ребенка.

Происходит совмещение желаний, интересов не только детей, но и взрослого! Это очень важно для процесса отождествления ребенком себя с положительным взрослым.

Взрослый берет на себя трудный в операциональном плане этап - раскрой одежды для кукол. Показывает, как сшивать детали. Помогает, если ребенок не справляется. Одежду предпочтительно кроить при детях (схема кроя элементарная) и в ответ на их запрос. Мотив занятий - игровой. Дети готовят своих пупсов на прогулку, потому что это полезно для их здоровья. Кульминацией занятий по одеванию пупсов могут быть прогулки, игры в «дочки-матери».

Мотив к предложенному виду деятельности опосредован игровыми мотивами.

Особенное внимание обращает на себя тот факт, что в случае неуспеха (что-то было испорчено, не понравилось) не происходит отказа от деятельности.

Негативные эмоции экстраполируются уже не на всю деятельность в целом, а на конкретную ситуацию неуспеха. Большую роль в этом играет поддержка взрослого, его помощь в исправлении ситуации. Взрослый поддерживает инициативу ребенка и выступает как воспитатель, учитель, партнер, помогающий правильно ориентироваться в возникшей ситуации, найти способы ее решения и являющийся организатором активности ребенка.

Взрослый должен представить ситуацию неуспеха так, чтобы ребенок мог реально, исходя из собственных возможностей, из нее выйти. Психолог проговаривает причины, приведшие к возникновению затруднений, определяет для ребенка круг его социальной компетентности, представляет ситуацию как легко решаемую и предлагает ребенку решить ее, либо опираясь на помощь взрослого, либо самостоятельно (последнее взрослый решает сам, организуя посильную социальную активность ребенка по преодолению сложившейся ситуации).

Четвертое направление: «Чаепитие. Беседы»

Внеситуативно-личностная форма общения с взрослым. Переход к внеситуативно-деловой форме общения. Включение пересказывания психологом фрагментов ранее прочитанных детям книг.

Цель: создание благоприятного психологического климата в ситуациях неформального общения детей и взрослого; фиксация положительного эмоционального отношения к взрослому.

Средства: взрослый совместно с детьми обустраивает место для чаепития. Желательно такое, где можно спокойно общаться. За чаепитием взрослый беседует с детьми.

Темы для бесед выбираются произвольно. Единственное требование к проведению бесед — заинтересованность детей и тактичность взрослого (не обсуждаются неприличные темы, и беседа не должна превращаться в сплетни).

Взрослый может, например, делиться своими впечатлениями о знакомых ему и детям книгах, пересказывать интересные фрагменты, захватывающие эпизоды, планировать вслух содержание следующей встречи (что он хочет сделать в группе, объясняет мотивы своего желания, спрашивает мнение детей). Если дети вносят свои предложения, выясняет, какой мотив у ребенка (стимулирует высказывания, вербализацию внутреннего мотива поведения). Обсуждает с детьми, как лучше реализовать внесенные предложения. Если встречаются разноречивые желания, то помогает найти компромиссное решение, высказывает свое мнение.

Взрослый выступает как старший товарищ, собеседник, помогающий детям в осознании своих потребностей, и как старший не запрещающий, а помогающий и поддерживающий. В итоге дети начинают связывать свои положительные эмоции при удовлетворении социальных потребностей с положительным взрослым.

Взрослый становится «своим». И его мнение (социально ориентированное) становится регулятором поведения детей. Сначала внешним, затем и внутренним.

Чтение книг: по типу семейного чтения «за круглым столом» Книги — как один из основных источников приобретения социальной информации — очень важный компонент коррекционной работы. Если сирот в раннем и дошкольном детстве не приучали к слушанию, не привили интереса к чтению, то приучить их в подростковом возрасте очень трудно.

Сам процесс восприятия требует умения ребенка сосредоточиться. Так, при слушании чтения взрослого ребенок учится:

-сосредоточиваться;

-поддерживать внимание, следя за содержанием;

-эмоционально откликаться на это содержание.

Если под конец коррекционной работы ребенок может прослушать рассказ и при этом не проявляет негативизма, то можно считать, что коррекция проходит успешно, ребенок достиг достаточно высокого уровня произвольности. Такой уровень — одно из слагаемых успеха в школе.

Требования к рассказам: конкретность изложения, небольшой объем, иллюстрированность, интересное содержание, насыщенность действия.

Форма организации занятий:

1. Индивидуальные.

2. Подгруппами по 5–7 человек.

Методика проведения занятий. Осознание ребенком своих чувств, настроения, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, опыта и социализации в целом. Дети с общим интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию прежде всего чувственного восприятия окружающего мира.

Последовательно корректируя развитие ребенка, особое внимание следует уделить работе с нарушениями в эмоциональной сфере.

Важен и социально-психологический аспект коррекции: дети не усваивают самостоятельно (в силу ряда объективных и субъективных причин) общепринятые выражения эмоций, чувств, понятия о настроении, тонкости сотрудничества.

Таким образом, психологическое сопровождение развития детей данной категории является специальным процессом, отличным от сопровождения в обычном образовательном учреждении. Проводя работу с детьми, мы прежде всего ориентируемся на вероятность успешного развития при воздействии на их сенсорику, моторику.

Следующим этапом, обеспечивающим динамику развития, является работа с нарушениями в эмоциональной сфере, поэтому при выборе средств и форм коррекции мы обратились к тем средствам, которые более эффективно влияют на сенсорный уровень, и к тем формам организации деятельности, которые наиболее знакомы детям.

Художественно-игровая деятельность как форма организации занятий с детьми позволяет реализовать содержание коррекционной работы, включающее основы цветопсихологии, музыкальной психологии и игротерапии.

В соответствии с этим мы разделили методические рекомендации на три части.

Включение в коррекционные занятия приемов цветопсихологии. Иллюстрации, репродукции, краски и другой материал необходимо подбирать с учетом рекомендаций, обобщающих опыт психокоррекции, и в соответствии с образовательными программами. Детям необходимо постоянно видеть произведения искусства, наблюдать, как рисует, лепит значимый взрослый.

Материал, предназначенный служить средством коррекции на занятиях, необходимо ввести в среду, окружающую ребенка, за некоторое время до самого занятия. В том случае, если он станет знакомым ребенку, его можно использовать в целях коррекции. До занятия наблюдаем за ребенком (детьми): за «естественной реакцией» включения ребенка в процесс созерцания, переживания, проявления эмоций. Выявляем особенности изовосприятия каждого ребенка.

Проанализировав и обобщив данные наблюдений, осуществляем перенос изоматериала в структуру занятия. Сущность воздействия цвета и изодеятельности в целом заключается в возможности снятия психического напряжения, развития навыков общения с окружающими.

Включение в коррекционные занятия приемов музыкальной психологии. Для детей с общим интеллектуальным недоразвитием, педагогически запущенных, имеющих низкий уровень культурной установки, довольно сложно подбирать музыкальные произведения, которые были бы и знакомыми, и приятными, и корригирующими. Подбор осуществляется с учетом рекомендаций, обобщающих опыт психокоррекционной работы, и в соответствии с образовательными программами. Далее по принципу, обозначенному выше, вводится музыкальный материал в повседневную жизнь ребенка, обеспечивается его постоянное «слышание».

Таким образом мы получаем реакцию включения ребенка в процесс слушания. Используем в основном вальсы, поскольку они за счет метро-ритма оказывают успокаивающее воздействие и повышают сосредоточенность и внимание. Наблюдая за детьми, выявляем особенности музыкального восприятия каждого ребенка, смену настроения и поведения.

Затем осуществляем перенос музыкального материала, ставшего знакомым, в ситуацию занятия. Целенаправленное воздействие музыки на эмоциональное состояние детей позволяет развивать у них адекватные реакции, а следовательно, и музыкальное восприятие в целом. Кроме того, расслабляется мышечная система, повышается психический тонус, улучшается настроение и общее состояние организма ребенка.

Включение в коррекционные занятия элементов игротерапии. Разумеется, также весьма затруднено применение игротерапии в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием. Дети, как правило, играть не умеют: создание игровых придуманных ситуаций для многих из них невозможно.

Но по мере развития игровой деятельности (совместными усилиями психолога и воспитателя) как ведущей психической деятельности открываются большие возможности в работе с детьми. Они начинают подражать значимому взрослому, который многое умеет (рисовать, играть на музыкальных инструментах, танцевать), тому, как он радуется, грустит, сердится...

Постепенно подражание переходит в идентификацию, что обеспечивает доверительные отношения ребенка с положительным значимым взрослым, развитие деятельности общения с взрослым и принятие нравственных базовых и культурных ценностей.

На начальном этапе коррекции необходимо наблюдать и фиксировать первые проявления идентификации с положительным значимым взрослым и поддерживать все достижения ребенка в общении с ним и сотрудничестве. Важно также помочь ребенку в проигрывании психотравмирующих ситуаций, в благополучном для него завершении этих ситуаций.

В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, начинают планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач.

Художественно-игровая деятельность является синкретической, то есть объединяющей разные виды деятельности. Включение ее в психокоррекционный процесс позволяет развить у детей потребность творческого самовыражения, что является необходимым для воспитания и социализации детей данной категории и обозначено нами как основополагающая задача программы.

Примерный план занятий психолога с воспитанниками

Занятие на тему «Придумаем сказку»

Задачи:

- Заинтересовать детей совместной деятельностью с взрослым.

- Создать условия для двигательной и речевой активности, поддерживать активность детей.

- Создать условия для спонтанной деятельности и переключения спонтанных действий на планируемые.

- Способствовать появлению положительных эмоций, выражению чувств и эмоций.

Оборудование: пластилин, конструктор из мелких деталей, мелкие игрушки.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами придумаем сказку. Будем лепить и рассказывать. Сочиняем, как захочется.

Дети начинают лепить и рассказывают, кого они лепят. Разворачивается сюжет, в котором взаимодействуют герои, добавляются детали к сюжету, персонажи из знакомых сказок.

Ведущий следит за развитием сюжета, задает вопросы по содержанию разыгрываемой сказки, создает условия для развития позитивных взаимоотношений и адекватного выражения детьми своих эмоций.

Придуманную сказку можно повторить на следующих занятиях с целью продолжения и развития психокоррекционной работы.

Занятие на тему «Поиграем в сказку»

Задачи:

- Подчинять свои действия готовому сюжету в инсценировке и драматизации.

- Создать условия для творчества в создании образа героя: в лепке — в выборе цвета, деталях, пропорциях; в инсценировках — в интонации, в речи; в драматизации — в движении, в пении, в манере ходить, жестикулировать.

- Обучать навыкам общения.

Оборудование: глина, краски, костюмы и атрибуты для сказки, иллюстрации к сказке «Снегурочка».

Ход занятия

Ведущий показывает детям иллюстрации и просит вспомнить название сказки. Героев сказки дети лепят из пластилина, разукрашивают и пересказывают содержание сказки.

Ведущий просит детей дать характеристику каждому персонажу. Таким образом, происходит прочитывание сказки по ролям (инсценировка). Если инсценировка прошла удачно, то можно предложить драматизацию сказки. Надо обратить особое внимание на интонационную и двигательную выразительность.

В конце занятия следует закрепить адекватное выражение эмоций в речи, мимике, жестах, пантомимике («Покажи хитрого героя, как он двигается, говорит...»).

Сказку можно разыгрывать и на следующих занятиях с целью продолжения психокоррекционной работы.

Занятие на тему «Красивые коврики»

Задачи:

-Создание мотивации для коллективной деятельности.

-Создание условий для творческого применения изотехники смешивания и разбрызгивания краски.

-Развитие восприятия творческой задачи.

Оборудование: краски, кисти, ватман с эскизом коврика, баночки с водой, салфетки...

Ход занятия

Ведущий предлагает детям вместе с ним украсить групповую комнату, и сам начинает раскрашивать эскиз. Дети, которые приняли творческую задачу, начинают рисовать вместе с ним. Они выражают свои эмоции вербально и в цвете.

Ведущий поддерживает и направляет активность детей, фиксирует высказывания, характеризующие их настроение и взаимоотношения в условиях совместного выполнения творческого задания. В процессе занятия ведущий создает ситуацию успеха.

По завершении работы приглашаются другие взрослые, которые положительно оценивают творчество детей. Таким образом, фиксируется положительный опыт совместного действия и собственной активности.

Начатая психокоррекционная работа последовательно продолжается на следующих занятиях.

Занятие на тему «Зимний лес»

Задачи:

-Предоставить детям возможность самостоятельного выбора — как распределить обязанности в процессе рисования (кто поменяет воду, раздаст кисточки и другой материал).

-Создать мотивацию для самообслуживания и взаимопомощи, планирования дежурств по занятиям.

-Создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности детей.

-Создать ситуации, способствующие развитию произвольности внимания и обеспечивающие включенность в деятельность.

Оборудование: краски, кисти, ватман с эскизом зимнего леса, баночки с водой, салфетки, чистые альбомные листы для индивидуальной работы.

Ход занятия

Ведущий предлагает детям нарисовать зимний лес, предварительно обговорив, что каждый может нарисовать его самостоятельно. Ведущий руководит деятельностью детей, определив для каждого фрагмент (часть общей работы) и ответственность за успешность совместной деятельности.

Ведущий создает условия для самореализации каждого ребенка (востребование креативности, поддержка активных действий, стремления к воплощению замысла). На основе созданного интереса к процессу творчества он обосновывает необходимость выполнения действий по обслуживанию и организации этого процесса.

Увлеченность ведущего, значимость всех действий (и самого процесса рисования, и его обслуживания), эмоциональное состояние, творческий подъем, манера выражения чувств, эмоций в мимике, речи, жестах, пантомимике обеспечивают процесс идентификации с положительным значимым взрослым.

На последующих занятиях необходимо поддерживать достижения в развитии каждого ребенка с помощью положительной оценки, бесед, способствующих осознанию его стремления к подражанию значимому взрослому.

Занятие на тему «Свободный рисунок»

Задачи:

-Выявить возможности ребенка в общении, идентификации, эмпатии.

-На основе полученных данных об имеющемся опыте детей планировать диагностику и коррекцию дальнейшего психического развития.

Ход занятия

Ведущий создает поисковую ситуацию. Он размышляет и дает детям понять, что вынашивает замысел рисунка. Призывает детей помочь ему: предложить свои варианты, способы выполнения и средства выразительности, обосновать свои предложения. Помогает ребенку выразить чувство сопричастности и сопереживания происходящему.

Предполагается спонтанная включенность в работу детей. Импровизационный характер занятия способствует выявлению имеющегося у детей опыта, дает возможность фиксировать его (необходима видеозапись) и планировать дальнейшую работу.

Занятия, выявляющие особенности игровой деятельности

1. Наблюдение за игрой детей, определение уровня развития игровой деятельности

Задачи:

- Выявить уровень развития и особенности игровой деятельности.

- Наблюдать за особенностями поведения, настроением детей.

- Показать способы и возможности игры.

Ход занятия

Ведущий предлагает набор игрушек (мелкие строительные материалы, куклы, посуда, мебель). Набор должен быть достаточно разнообразным, что способствует развертыванию сюжета (у детей игровая деятельность не развита). Ведущий говорит, что в комнате много игрушек, и дети могут играть во что захотят и сколько захотят.

Далее он наблюдает за игрой (необходима видеозапись). Первые десять минут вмешательство ведущего в игру нежелательно, необходимо убедиться, что возможности игровых действий детей реализованы и исчерпаны.

В том случае, если сюжет не развивается, можно помочь детям таким образом: ведущий предлагает построить домик для игрушек. Возможен вариант обдумывания — играть всем вместе иди каждому строить свой домик отдельно. Следующие игры проводятся с учетом результатов анализа первой игры, соответственно планируется диагностика и коррекция.

2. Последующие занятия. Выбор игрушек и темы свободный

Задачи:

-Выявить уровень развития игровых ролевых действий детей.

-Наблюдать и фиксировать содержание игры, особенности взаимоотношений между детьми, записать высказывания, диалоги.

Оборудование: Куклы, кукольная мебель, посуда, одежда, мелкие игрушки.

Ход занятия

Детям предлагается много игрового материала, по времени игра не ограничивается. После игры все остается (игрушки не убираем), дети начинают следующую игру как продолжение предыдущей.

Проходит довольно много времени, пока игра из «отобразительной» перейдет в сюжетно-ролевую. Сначала дети качают, кормят, одевают и раздевают кукол. Играют рядом, почти не общаясь. Действия однообразны (как у детей трех лет с сохранным интеллектом).

Но постепенно общение и взаимодействие активизируются, отношения в игре эмоционально окрашиваются: куклы ходят, друг к другу в гости, выражают свое отношение к происходящему действию и его участникам, договариваются о совместных делах, прогулках, покупках...

Дети выражают свои чувства, вспоминают важные для них моменты жизни, значимых взрослых (маму, бабушку), получают возможность высказать наболевшее, проиграть психотравмирующую ситуацию, завершить ее благополучно с помощью ведущего. Ведущий должен внимательно наблюдать за действиями, настроением каждого ребенка и развитием самой игровой ситуации: необходимо увидеть, когда игра состоится как первая именно сюжетно-ролевая.

Настанет такой момент, когда взрослый постепенно и незаметно сможет выйти из игры, а дети самостоятельно будут развивать сюжет и взаимоотношения. Сюжет может быть примитивным, но заинтересованность процессом игры будет очевидна.

Наблюдается также использование замещающих предметов, приспосабливаемых к целям игры.

Занятие на тему «Рисуем свое настроение»

Задачи:

-Развивать способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции.

-Развивать способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами, действиям других людей.

Оборудование: листы бумаги, краски и другие материалы в неограниченном количестве.

Ход занятия

Ведущий проводит беседу о том, что такое «настроение», как человек выражает свое настроение, что такое «чувства», как человек выражает свои чувства, выражение чувств и настроения в музыке, рисунке, танце... Затем предлагает всем нарисовать свое настроение.

Вначале надо спросить у детей, какое у них настроение, обращаясь индивидуально к каждому. В процессе опроса уточнить, какое действительно настроение и правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. Через десять минут снова поинтересоваться, какое настроение (оно может измениться), как ребенок передает настроение, через двадцать минут повторить вопрос.

Необходимо фиксировать все высказывания, каждую смену настроения, а также активность во время занятия, спонтанные действия и проявления (комкание листа бумаги, необычные вербализации, ассоциации). Вместе обсудить рисунки, спросить, что нового узнали на занятии, что непонятно.

В последующие занятия можно включать этюды, слушание музыки, проводить более сложные беседы, предлагать более сложные задания.

Занятия на тему «Слушаем музыку и рисуем»

Необходимо создать условия в группе для того, чтобы дети могли слышать музыку, которая будет использована в дальнейшем как средство психокоррекции.

Первое занятие

Задачи:

-Развивать творческие способности детей.

-Создать условия для самостоятельного выбора средств выразительности и способов выражения настроения, эмоций.

-Снять напряжение.

-Оказать успокаивающее воздействие.

Оборудование: Запись музыки: вальсы П.И. Чайковского, И. Штрауса. Листы бумаги, краски, мелки, карандаши, фломастеры, любимые куклы, медвежата.

Ход занятия

Рассаживаются как кому удобно, кто с кем рядом захочет, выбор материала не ограничен, время выполнения задания индивидуально (от 15 минут до 1 часа).

Ведущий предлагает порисовать, включает знакомую музыку. Затем наблюдает за процессом рисования, фиксирует особенности реагирования детей на музыку, специфику общения, манеру выполнения работы, эмоциональное состояние каждого ребенка и его изменения.

Содержание занятия можно и нужно повторить во время следующих встреч с детьми. В дальнейшем могут прозвучать высказывания детей, характеризующие музыку, их настроение, отношение к происходящему и друг к другу.

У них может спонтанно появиться желание танцевать (обычно предложение потанцевать, выучить какой-либо танец детьми без принуждения не принимается). Дети берут кукол, кружатся с ними — «танцует» кукла — и напевают мелодию (обычно предложение петь детьми добровольно не принимается). Необходимо поддержать такой творческий порыв.

Перерыв между этим занятием и подобным ему следующим должен быть минимальным, особенно если дети проявили спонтанность и необычную для них активность, испытали радость творчества, вдохновение. Такой позитивный опыт требует подкрепления.

Тогда можно определить дальнейшие, более высокого уровня задачи психокоррекции:

-развитие восприятия творческой задачи;

-формирование потребности самовыражения;

- развитие способности адекватно выражать чувства и соотносить свое настроение с настроением окружающих людей.

После этого можно начать выполнение коллективной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..