Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальность проблемы лечения деструктивного панкреатита обусловлена значительным возрастанием количества больных (пациенты с острым панкреатитом сос...полностью>>
'Закон'
Работа выполнена в ФГУН «Уральский научно-практический центр радиационной медицины» ФМБА России и ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический...полностью>>
'Документ'
Мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развиты...полностью>>
'Документ'
Совместно с профсоюзным комитетом организовать систематический административно-общественный контроль, за состоянием охраны труда По плану Директор 7....полностью>>

Т. Н. Кемайкина психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.7 Программа психологического сопровождения детей 10–14 лет с интеллектуальным недоразвитием,

оставшихся без попечения родителей

Наблюдая работу психологов детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, общаясь с учителями, воспитателями, мы увидели: учителя и воспитатели работают сами по себе, психолог – сам по себе.

Нет единства подходов к процессу коррекции. Усилия всех направлены преимущественно на ликвидацию последствий факторов, нарушающих развитие ребенка, а не на профилактику проблем развития. Представленный в данном материале опыт являет собой попытку психологического обоснования воспитательной работы.

Адаптация психолога. Процесс адаптации педагога-психолога к образовательной и воспитательной работе в сиротском учреждении длится около полугода. Как правило, приходится работать, где придется, так как отсутствует кабинет, необходимое оборудование, диагностический стимульный материал. Сложно привыкнуть и к особенностям поведения детей-сирот.

Ребенок-сирота, оторванный от семьи, в отличие от сверстника, воспитывающегося в семье, не ищет понимающего, сочувствующего взрослого, не «борется» за понимание. Взрослый для него – враг априори. Преодоление неприятия психолога как взрослого сопровождается зарождением у него сомнений по поводу правильности своих действий.

Большинство детей-сирот психически травмированы, их психическое развитие замедленно. Главное средство воздействия на детей в сиротском учреждении — принуждение. Система образовательной и воспитательной работы в нем традиционно основывается на принципе доступности информации в соответствии с возрастом детей.

Психолог начинает ощущать, что он выбивается из этого общего контекста, но вместе с тем он уже видит первые плоды своей психокоррекционной работы с детьми. Примерно в этот же период (два-три месяца с начала работы) воспитатели начинают реагировать на детей, которые становятся «другими». Им нужно менять стиль взаимоотношений, способы воздействия на таких детей. Дети же, поняв, что для психолога они — личность, а воспитатели обращаются с ними по-прежнему, могут начать самоутверждаться на «хорошем человеке». Они начинают «вредить» не только тем, кто действительно относится к ним негуманно, но и педагогам, которые хорошо работают, но не выходят за рамки функциональных взаимоотношений с ними.

У воспитателей появляются протестные реакции по отношению к психологу. Не получивший одобрения за позитивные результаты работы, психолог замыкается в себе или вступает в конфликт с педагогами и воспитателями, что не остается незамеченным администрацией учреждения. Примерно в это же время, накопив данные по результатам наблюдений, бесед, анкетирования, психолог готов конкретизировать содержание своей работы с данным контингентом детей.

Он запрашивает план воспитательной работы учреждения у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, чтобы добавить к нему свой план психологического сопровождения. Но закрепившаяся к этому времени за психологом слава конфликтного человека не позволяет реализоваться его взаимодействию с педагогическим составом учреждения.

Трудностью адаптационного периода является и проблема установления доверительных, партнерских взаимоотношений с директором, особенно если директор страдает гипертрофированной «директивностью». Ясно, что в такой обстановке психолог не может создать модель социального успеха для детей, то есть парализуется его профессиональное становление.

Таким образом, субъективная психологическая проблема специалиста превращается в объективную проблему учреждения. Администрация и персонал учреждения, к сожалению, не воспринимают происходящее должным образом. В результате психолог остается «все время начинающим». Остаются неразработанными важнейшие аспекты психологического сопровождения в детском доме:

-ценностные ориентации воспитанников;

-состояние их духовного развития;

-пути формирования эмоционального благополучия;

-реагирование на общение с родственниками и приверженность их мироощущению, их мировоззрению:

-работа с последствиями психических травм, насилия;

-работа с копированием воспитанниками социально неприемлемых норм поведения (что обусловлено как наследственностью, так и внушаемостью);

-работа с персоналом детского дома, с опекунами, психиатрами, другими врачами, родственниками воспитанников, социальными педагогами.

Вышеперечисленные аспекты не рассматриваются, не берутся за основу психолого-педагогического процесса, но без психологического сопровождения и руководства педагогический процесс не может называться и быть коррекционным.

Цели программы

1. Коррекция негативного мировосприятия, мироощущения и поведения детей с интеллектуальным недоразвитием, воспитывающихся в специальном коррекционном детском доме.

2. Выявление особенностей деятельности общения со взрослым и ее развитие.

3. Выявление особенностей игровой деятельности и ее развитие. Направление психокоррекции предполагает доразвитие сенсорных систем.

Социальная ситуация развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Выявление психологических проблем При исследовании особенностей развития познавательной сферы у детей данной категории выявлены следующие проблемы:

-отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не рисуют, не лепят, не поддерживают инициативу воспитателей смастерить какую-либо поделку, оформить что-либо к празднику и т.д.;

-отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослым преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение;

-познавательный интерес не выражен;

-мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован, что выражается в негативном отношении к школе;

-не сформирована роль ученика;

-произвольность в процессе учебной деятельности носит характер «из-под палки».

Вывод: уровень развития познавательной активности у детей крайне низкий. Мотивация учения у них отсутствует и поэтому не может детерминировать развитие учебной деятельности как ведущей в данном возрасте. Реальные социальные, психические возможности сирот не отвечают требованиям социума к данной возрастной категории, то есть дети являются группой риска по возникновению у них социальной дезадаптации в будущем.

Наблюдая за поведением детей-сирот, общаясь с ними, можно заметить следующие особенности: повышенную агрессивность; склонность к употреблению психоактивных веществ; культ силы.

Все это сочетается со скудостью представлений о мире взрослых. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества. А сирота, родители которого лишены родительских прав, оказывается ущемленным.

Из своей семьи он вынес опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Его родители демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений, ребенок жил в атмосфере насилия.

Но самое главное — он это принимает за образец поведения, ему трудно понять, что можно жить по-другому. Он воспринимает других людей как врагов зачастую только потому, что они запрещают ему вести себя так, как вели себя его неблагополучные родители.

Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить его отношение, неадекватные представления невозможно обычными способами. Они пытаются опереться на нравственные качества ребенка, которых у него нет.

Психические особенности детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе с целью привлечь к себе внимание взрослых при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Умственная отсталость — это патологическое состояние со следующими особенностями: тотальный характер слабоумия, захватывающий личность в целом; стабильность интеллектуальной недостаточности, которая, возникнув в детстве, в дальнейшем не прогрессирует. Напротив, ребенок продвигается в своем развитии при целенаправленном воздействии на него.

Собственно слабоумие является лишь частью общего психического недоразвития личности, поэтому ее клиника включает различные эмоциональные, волевые, речевые, двигательные нарушения, а также и социальную незрелость. Легкая степень умственной отсталости отчетливее всего выражается в недоразвитии познавательной деятельности, которое проявляется в неспособности усвоения сколько-нибудь сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления. Не имея собственных суждений, умственно отсталые обычно легко подпадают под чужое влияние.

Особенности психокоррекционного процесса. В каждой методике по обучению и воспитанию особую роль играет взрослый. Он — носитель опыта. Его опыт должен усвоить ребенок, чтобы адаптироваться в социуме.

Взрослый создал нормативы, которые должен усваивать ребенок в определенном возрасте с определенными особенностями. Взрослый исходил из потребностей общества, возможностей ребенка, особенностей его развития. Он создал систему обучения, присвоения социальных ценностей, историко-культурного опыта.

В этой системе (обучающей, воспитательной) взрослый всегда играет главную роль. Взрослый придает процессу присвоения целенаправленность, именно он направляет ребенка. Взрослый создает ситуации усиления социальной активности ребенка в деятельности освоения социума. Этот принцип отражен в понятиях о посредничестве Б.Д. Эльконина. Взрослый так организует социальное пространство, что ребенок непроизвольно занимает целенаправленную позицию по освоению этого пространства.

Специфика психологического сопровождения процесса воспитания в детском доме. Прежде всего, необходимо выявить особенности эмоционального развития и поведения детей. Обследование эмоционального развития можно провести с помощью методик: Тест Люшера, «Дом, дерево, человек» и др. Выявление эмоционального следа психотравмирующей ситуации (до поступления в коррекционный детский дом) позволит найти оптимальный вариант коррекции эмоциональной депривации, дистресса, определить, насколько возможно и вероятно принятие и фиксация ребенком общечеловеческих ценностей и на уровне эмоций, и на уровне сознания; насколько вероятна идентификация с положительным взрослым.

Работая с психотравмой, необходимо выяснить, как часто вспоминает воспитанник психотравмирующую ситуацию, что ассоциируется с ней, выявить интенсивность и глубину переживаний. Необходимо услышать вербальное выражение ребенком своего состояния (его умозаключений и суждений); выявить способы действия в различных, в том числе и затруднительных ситуациях.

Установление факта формирования квазиценностей и квазипотребностей как личностных новообразований позволит выделить группу детей с девиантным поведением и направленно работать с мотивационно-потребностной сферой воспитанников данной категории.

Также необходим поиск оптимального варианта развития сенсорных систем, эмоционально-волевой сферы детей и возможности реализации процесса идентификации с положительным взрослым.

Тактика психологического сопровождения процесса воспитания в детском доме. Необходимо включение детей в деятельность общения со взрослым, в игровую деятельность. Коррекция деятельности общения со взрослым – ведущий фактор нормализации процесса социальной адаптации.

Взрослый – фактор социальной успешности умственно отсталых детей. Деятельность общения со взрослым – основа социальной адаптации ребенка. У нормы – развитие, социальное самосознание. У умственно отсталых – зависимость от взрослого. Факторы внушаемости – в пользу социализации, перенятия социальных мотивов деятельности, усвоения структуры социальной деятельности. Взрослый – внешний опосредователь, «костыль» социальной успешности детей.

Роль взрослого – направляющая для каждого выделенного критерия. Она меняется в зависимости от особенностей развития ребенка.

Еще одним немаловажным критерием оценки адаптации ребенка к положительному социуму является подражание взрослому, которое мы рассматриваем как существеннейший механизм научения, присущий ранним этапам социального развития.

Факторы социализации:

1. Выделим факторы социализации в младшем школьном возрасте отдельно.

- Принятие индивидом социальной роли (ученика).

- Адекватность восприятия индивидом самого себя.

- Культурное опосредование деятельности.

- Непосредственное погружение ребенка в социальные процессы и взаимоотношения (учебная деятельность).

- Активность и достаточная произвольность социальной деятельности.

- Стремление ребенка подражать положительному взрослому.

Таким образом, достигается: реализация ребенком своих социальных потребностей; формирование социальных мотивов поведения.

Это препятствует дезадаптации такого ребенка в положительном социуме.

Рассматривая развитие познавательной активности как условие активного овладения ребенком 10–14 лет социального опыта, мы можем говорить о необходимости коррекции общения ребенка со взрослым, который в данном случае является субъектом социального развития ребенка.

Исходя из сложившихся в психологии представлений о смене видов деятельности, а также об изменении функциональной структуры общения ребенка со взрослым на протяжении всего периода детства, мы можем предполагать, что коррекционную работу следует строить, отталкиваясь от реального уровня развития данных психических новообразований у умственно отсталых сирот.

В процессе коррекции необходимо учитывать закономерности смены видов деятельности общения с взрослым (см. Д.Б. Эльконина), их тесную взаимосвязь с ведущей деятельностью, а также особенности построения отношений взрослого с ребенком и особенности организации жизненного социального пространства ребенка в зависимости от его социального, психологического возраста.

Возможности преодоления социальной пассивности Анализируя результаты коррекционной работы, мы сможем оценить качественное влияние интеллектуального дефекта на особенности развития социальных возможностей социальных сирот. Рассмотрим возможности преодоления социальной пассивности у таких детей и необходимые для этого условия.

Появление у ребенка социально направленной познавательной активности является показателем развития деятельности общения со взрослым. Таким образом, уровень психосоциального развития ребенка приблизится к требованиям социума, что существенно облегчит освоение им учебной деятельности и усвоение культурного опыта.

Главной целью мы считаем организацию совместной деятельности, когда дети будут включены в ситуации непосредственного общения со взрослым. Ситуации, благодаря которым в сознании детей (под контролем взрослого и с его помощью) будут постепенно вызревать мотивы социальной активности.

Виды организуемой деятельности Они должны соответствовать актуальному уровню психосоциального развития детей данной категории.

- Совместные прогулки.

- Продуктивная деятельность (рисование) в форме совместных, коллективных работ.

- Шитье одежды для кукол.

- Организация традиции совместных чаепитий с беседами и чтением книг.

- Включение в игровую деятельность изодеятельности (рисование, лепка).

- Включение в игровую деятельность музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танцы).

Направления работы Соответственно выделяем 4 направления работы. Первое: «Совместные - детей, психолога и воспитателя - прогулки». Второе: «Рисование. Коллективное и индивидуальное». Третье: «Пошив одежды для кукол». Четвертое: «Чаепития. Беседы».

Третье направление опирается на интерес к игре у девочек. Содержание занятий будет реализовываться на основе достижения доверительных взаимоотношений между взрослым и детьми.

Четвертое направление будет реализовываться как заключительное в данном коррекционном цикле. Содержание встреч, общения участников, бесед предполагает наличие навыков общения, культуры поведения, интереса к познавательной информации.

На всех занятиях присутствие воспитателя обязательно, также необходимо переносить содержание коррекционной работы в повседневную жизнь воспитанников.

Особенности организации занятий. Каждое направление реализуется по мере возрастания социальной активности детей. Предусмотрено постепенное усложнение деятельности общения детей со взрослым, где взрослый, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, стимулирует его социальную активность в предлагаемой деятельности.

Методы, позволяющие избегать реакций пресыщения, позволят значительно сократить число детских отказов, будут способствовать появлению и расширению у детей устойчивых мотивов социальной активности, возрастанию социальных возможностей детей, характерных (по возрастающей) для дошкольного, младшего школьного возраста.

Первое направление: «Совместные - детей, психолога и воспитателя - прогулки»

Ситуативно-личностная форма общения с взрослым. Прогулка организуется психологом как досуг-занятие.

Цель: стимулирование положительного эмоционального отклика в процессе общения с положительным взрослым.

Средства: Катание на каруселях, качелях, где взрослый не только катает детей, но и активно призывает, чтобы каждый ребенок по очереди катал остальных. Проведение совместных игр.

Данное направление психокоррекционной работы позволяет стимулировать процесс выделения в сознании детей положительного взрослого как значимого, как субъекта социального взаимодействия. Складываются доверительные взаимоотношения, появляется возможность развития коммуникативных навыков воспитанников в совместной деятельности со взрослым и с другими детьми. Развивается планирующая функция речи, диалогическая речь.

Произвольность поведения становится реально достижимой задачей коррекционного процесса. Вероятность благополучного варианта развития возрастает. Повышаются адаптивные возможности организма, сопротивляемость различного рода заболеваниям, значительно улучшается психосоматическое состояние ребенка.

Второе направление: «Рисование» Ситуативно-деловая форма общения с взрослым.

Переход к внеситуативно-личностной форме общения. Включение изодеятельности.

Цель: привлечение детей к совместной деятельности с взрослым и стимулирование подражания положительному взрослому.

Задачи:

- постепенная передача функций организации социальной деятельности от взрослого к детям;

- организация ситуаций социального успеха в качестве подкрепления социальных достижений;

- создание ситуаций легкого входа ребенка в совместную деятельность, принятие каждого ребенка, свободный вход и выход; сведение усилий каждого ребенка по созданию коллективной работы к минимуму (поэлементное раскрашивание - см. ниже);

- включение ребенка в общение с взрослым по поводу совместной деятельности.

- мотивирование деятельности взрослым.

Коллективная работа должна не только положительно оцениваться другими взрослыми (воспитателем, директором), но и нести в себе эстетическое содержание. Оценка не должна быть голословной.

Темы коллективных работ: «Зимний лес», «Горное озеро», «Лето», «Котенок в корзине». Техника выполнения: раскрашивание, гуашь.

Рекомендации к проведению занятий. Эскиз коллективной работы рисует сам взрослый (желательно в присутствии детей). Экспериментатор начинает рисовать сам, не приглашая детей, но в поле их зрения.

В целях сведения уровня сложности работы к минимуму эскиз не должен содержать больших по объему элементов для раскрашивания. Мы должны учитывать высокую степень пресыщаемости данных детей. Раскрасив один элемент, ребенок не должен устать, только тогда у него появится желание раскрасить что-то еще.

Это первая ситуация успеха деятельности, отмечаемая взрослым (ребенок выполнил свою часть работы до конца!).

Данный метод соответствует концепции А.Р. Лурия и предусматривает возможность развития механизмов самостоятельной деятельности.

Освоив простой элемент (закрашивание небольшой части рисунка), ребенок начинает планировать этапы своей деятельности («Я буду разукрашивать это, это и это... а сейчас это»).

Постепенно объем выполненной работы растет, ребенок дольше остается в деятельности.

Так, поэлементно, выстраивается произвольность деятельности, где отдельный элемент рисунка становится внешним опосредователем собственной активности. И со временем, согласно исследованиям Л.С. Выготского, «внешнее» интериоризируется во «внутреннее», и ребенок начнет выстраивать свою деятельность, опираясь на внутренние механизмы опосредования деятельности.

Выполнение одного элемента, другого, третьего приводит к построению цепочки действий, и таким образом будет формироваться устойчивость деятельности. Одновременно с этим внешним опосредователем, взрослый должен использовать другой внешний опосредователь деятельности - речь.

Экспериментатор вербально фиксирует достижения детей, сопровождает речью каждый этап своей деятельности, не только называя свои действия, но и вербализуя мотив собственной активности.

Так достигается организованность деятельности детей (операционная и мотивационная), нивелируется в значительной степени пресыщаемость, деятельность становится все более структурированной и развернутой.

Организация занятий. В организации занятий можно выделить 3 этапа, в которых степень активности экспериментатора постепенно снижается, а детей увеличивается. Соответственно, позиция взрослого претерпевает необходимые изменения.

Начальный этап. На этом этапе психолог:

- полностью принимает на себя организацию занятий;

- сохраняет активную позицию на протяжении всего занятия;

- ставит цель, предлагает средства достижения;

- должен быть готов к тому, что почти всю работу он сделает один;

- мотивирует свою деятельность («Хочу повесить рисунок в группе, чтобы у нас было красиво»); здесь мотив подчеркивает значимость деятельности для группы;

- создает ситуацию успеха;

- при положительной оценке работы другими людьми подчеркивает важность помощи детей, подчеркивает, что данную работу делал не только он, но и ... (имена детей, хоть что-то реально сделавших).

На первом этапе всю организацию деятельности взрослый берет на себя, потому что даже элементарная просьба помыть кисточки может вызвать и вызывает у детей негативные эмоции, которые экстраполируются на совместную деятельность.

Промежуточный этап. Психолог:

- также берет инициативу проведения занятий на себя, но в отдельных случаях уже может предоставлять ее детям (это должно происходить естественно, в процессе деятельности: например, взрослый просит ребенка поменять воду в баночке, так как он сейчас занят -помогает другому ребенку, а вода очень грязная);

- поддерживает инициативу детей;

- создает ситуацию самостоятельного выбора: оттенков цвета, фрагментов раскрашивания; дети должны иметь возможность вносить свои поправки в эскиз, предлагать тему для нового эскиза.

В остальном тактика поведения сохраняется.

Завершающий этап. Психолог должен:

- продолжать положительно оценивать успехи группы в выполнении поставленной цели;

-активно помогать ребенку (из главного исполнителя он превращается в помощника, помогая детям осуществлять их задумки) и подчеркивать его активную позицию по оформлению группы.

- подчеркивать свое личное отношение к детской активности;

- закреплять чувство успеха.

Третье направление: «Пошив одежды для кукол» Ситуативно-деловое общение со взрослым.

Переход к внеситуативно-личностной форме общения. Включение продуктивной деятельности: шитья одежды для кукол.

Цель: вовлечение детей в деятельность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Дприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6 (1)

    Документ
    для студентів 3 курсу факультету правового забезпечення підприємницької діяльності та психології з підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» галузі знань 0301 «Соціальні науки» напряму підготовки 6.
  4. Госдума РФ мониторинг сми 12 мая 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Приватизации дадут отсрочку. В Государственной Думе рассматривают законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Другие похожие документы..