Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Развитие образования начала XXI века обусловлено, прежде всего, переходом к постиндустриальному информационному обществу, характеризующемуся ростом и...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Результаты функционирования экономических субъектов зависят от условий меняющихся внешнеэкономических отношений, функционирования валютной системы в ...полностью>>
'Документ'
В процессе аттестации (специальной беседы) работник обсуждает с руководителем структурного подразделения перспективы своего профессионального развити...полностью>>
'Урок'
Цель: ознакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения...полностью>>

Курс философии и философии науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва (10)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7

Студенты Физ. МГУ (2008/Ч.1/Р. 01/01) Понедельник, 11 февраля 2008

Студ. Запись Докукина Алина Евгеньевна, группа 438-538

(Кафедра Нейтронографии)

,© Mark V. Zhelnov. Student’s Lectures. 2008.

Первый весенний Семестр.

Начало Части Первой.

Курс философии и философии науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2008, январь 2009, Москва

Лекция в первом семестре 10.50 – 11.35, 11.40. – 12.25. ауд. 1-34.

Семинар в 1 семестре: 13.30-14.15, 14.20-15.05. ауд.1-34. Консультации между лекцией и семинаром, а также после семинара до упора.

Студенческая запись полного текста (двусторонняя печать

,Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ) с «фонариками» (курсив-жирный),

Две Концептуализации не менее 2-х страниц каждая

(Одна - С конца к началу,а другая с начала к концу),

5 примеров(+ шестой шуточный) - не менее страницы каждый -

анализа актуальности поставленных на этой лекции проблем

из ителлектуальной жизни нашей Страны на

11 февраля 2008 г

Введение.

Общее представление о Философии, Науке, Истории,

как они есть сегодня

Часть Первая.

Философия как История философии

и

История философии как Философия.

Раздел 1.

Мировая философская мысль до западноевропейского, так называемого новоновейшего времени до завершения 18 века с позиции сегодняшнего дня.

Лекция № 1 (2008).

Основные проблемы философии ХХI века

и “Неопределённость Определённости”.

Невозможность Возможного” и “Возможность Невозможного”.

(Платон-Аристотель, Декарт-Кант;)

(Метафизика Само-Развития

Конкретности «Меры» размывания противопоставления

субъективного и объективного

«в общем»,

«теперь-и-здесь» «в этом человеке» в ХХI веке сегодня).

Вопросы:

1. Вв. Смерть Сократа. Основные проблемы философии. «Конечно-Локальная Тотальность» (“Конкретность” как всесторонность) и Единичность (“Сингулярность”) «Этого Человека». Амбивалентность великих философских учений. Трансцендентальное и Трансцендентное. «Неопределённость Определённости» (Платон).

2. Амбивалентность великих философских учений. “Парно-непарные философские” категории. Центральная дидактически-теоретическая «несхематическая схема». “Не-Само” и “Само”. «Мера». “Конкретное Само-творение” и “Само-творение Конкретности”. Само-творчество” как органическое единство “Само-развития” и “Само-творения”. «Определённость Неопределённости» (Аристотель) (Л.1,ч.1).

3. Само-Творчество “Объясняюще - пониманимающего” Постижения. Его Интенциальные формы: “Теории”, “Гносисы” и “Эпистемы”. О Достоверности реальности «чистого субъективно-субъективного» и «чистого объективно-объективного». «Невозможность Возможного» (Декарт).

4. Само-Творение философских Концептов («точек фокусирования») о Постижении, Волевом действии и Искусстве. “Философствование” как Тревожащая душу Любовь к Само-Творчеству Смыслов при пребывании в принципиальной трагической Двусмысленности Жизни человека. «Возможность Невозможного» (Кант)

5. Дискуссии о понимании: “Предмета философии”, “Самой Философии”, «Философствования» и “Любви к Мудрости Мудрецов” (jilo-sojia) в XXI веке. Чем может быть и чем не может быть философия?

Россия как Мощь Пространства, Мифа и Духовности. Пессимизм разума и Оптимизм воли. (Л.1 ч.2).

Литература

к Студенческой лекции № 1 (11 февраля 2008)

Основные проблемы философии ХХI века и “Неопределённость Определённости”.

Невозможность Возможного” и “Возможность Невозможного”.

(Платон-Аристотель, Декарт-Кант).

Учебно-справочная:

1. Канке Виктор Андреевич. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для Вузов.- Изд.6-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2008. стр. 3-25. Часть 1 История философии. Гл. 1.1.-1.5 с. 26-112.

2. Платон. Апология Сократа. СПб, Аксиома, Собр соч. т. 1, 2005.

Дополнительная:

1. Ойзерман Теодор Ильич. Основные вопросы философии, //Вопр. Философии, 2005, №11.

2. Поппер Карл. Какой мне видится философия // В кн.: Путь в философию. Антология М.: ПЕР СЭ; СПб.: Унив. книга, 2001. с.123-142. (а так же: Поппер Карл. Что такое диалектика? // Вопросы философии, 1995, №1, стр. 118-138.);

3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Кто мыслит абстрактно? /1807/. //В кн.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1 М.Мысль, 1970. с.37-47..

Последняя, тёпленькая, пахнущая типографской краской.

4. Ойзерман Теодор Ильич. Амбивалентность великих философских учений.(К характеристике философских систем Канта и Гегеля). (Вопр. Философии, 2007, № 10, с. 121-137.

5. Путин Владимир Владимирович. Программа Единой России. Пресс-конференция от 3 февраля 2008 года.

*********************

*****

Основная цель сегодняшней лекции

будет состоять, по крайней мере, в следующем:

Во-первых, я постараюсь обсудить с вами предварительное представление о том, что такое философия и как она соотносится с тем пониманием философии, которое существует в ваших головках. Причём выяснится, что, конечно, понимание вроде бы то, которое обычно имеется в виду. Однако, по сути то, да не то. а если быть даже более точным, даже диаметрально противоположное. Надо его заменить. Да ещё перевернуть. наоборот, на противоположное. Я не могу конечно ставить задачу дать определить, что такое философия. С одной стороны - Это, просто, невозможно, как и вообще ничего невозможно определить, строго говоря, а с другой – это не моя задача сегодня. Нам надо как-то научиться работать в новой сфере.

Во-вторых, я постараюсь показать, какие из возможных концепций, которые существуют сегодня в философии, являются основными. Причём, постараюсь привить вам некоторую любовь к такому дикому понятию, как понятие “Метафизика”, которое я так понимаю, всё-таки отличается от физики. Хотя, я думаю, что, и что такое “Физика” вообще, вы друг другу даже вразумительно объяснить не сможете. Да и с Биологией тоже, хотя теоретически считаетесь биологами.

Я постараюсь далее разными способами, в каком-то единстве, но это не значит какая-то система совершенно, выделить основные проблемы и понятия, которыми занимаются люди, считающие себя философами. Ну и из педагогических, исключительно, целей постараюсь как-то сгруппировать размышления их. Если Вам всё сразу станет понятным, то это «пустышка».Должны быть «муки мысли и Слова».

Ну, что поделаешь, значит, в основном мне придётся разнести друг от друга три таких понятия, которые, прежде всего, обычно существуют в головах, это – философия, философствование и мудрость мудрецов, и соотнести с тем, что вы обычно думаете.

Для этого Вам предлагаются в качестве учебного пособия «Две незамысловатые схемы».

Вопрос первый

1. Смерть Сократа. «Конечно-Локальная Тотальность» (“Конкретность” как «всесторонность») и Единичность (“Сингулярность”) «Этого Человека». Амбивалентность великих философских учений. Трансцендентальное и Трансцендентное.

Неопределённость Определённости” (Платон).

Смерть Сократа.

Речь идет об истории Древней Греции. Сократ держит чашу, выпивает цикуту и умирает. Вокруг него друзья. Все происходит на Акрополе на северной стороне. Там было помещение типа бани, куда помещают человека. Там есть ванна с теплой водой, чтобы человек умирая и охлаждаясь, не чувствовал это. Это не охраняется и оттуда можно уйти. От каждого десятка жителей (всего 50000 человек) по человеку собирается и с помощью белых и черных камней решает судьбу человека. Народ приговорил в большинстве Сократа к смерти, так как считали, что он нарушил правила общежития, что он изобрел свой диалектический метод повивальности. Он начинал дискуссию, выясняя что такое добро, зло. Это развращает молодежь. Его основная идея: ко мне приходят восточные мудрецы и учат меня, они все - все знают, а я утверждаю, что я знаю, что я ничего не знаю. Когда он говорит так, это не значит, что он ничего не знает, то что он знает это ничтожество от того, то надо познать. Каждый работает в своей сфере по этому признаку.

Конечно- локальная тотальность

Считается, что с этого момента началась западноевропейская мысль, ее культура. Как я представляю себе мир? Что такое мир по-древнегречески. Это космос, космос означает красота (косметички). Это живая природа, она меня породила. Я думаю, как ее назвать и первая проблема это конечная локальность тотальность. С одной стороны, это конечное (парта, аудитория), локальное (московская область, где я живу) и тотальное (весь мир) и в этом тотально локальном конечном мире есть я.

Конечность человека состоит не столько в том, что он всегда смертен и конечен, сколько в том, в том, что, как известно, он “иногда внезапно смертен”. Рано или поздно человек осознаёт, что и окружающий его тоже “мир” конечен. “Этот его мирок” представляется человеку в виде всего его окружающего: Земли, Неба, Солнца и всего того, что он чаще всего называет Природой, Обществом людей и непосредственно сталкивающимся с ним “отдельным человеком”, “Этим Другим Человеком” и т.д. Но человек живет не просто в своём “мирке”, но и в “Мире” понимаемом более широко. Человек живёт в “конкретном месте или области”, в той или иной стране, на нашем Земном шаре, Глобусе, наконец, т.е. локально. Кроме того, “В общем”, «В целом” и “Как целое”, т.е. тотально, каждый человек является не только индивидуумом, но и живёт в определённой Среде, на нашей планете, а в какой-то мере уже и в Космосе. Следовательно, человек: “тотален, локален и конечен”.

Конкретность (как всесторонность) И

единичность (сингулярность)


На философском языке всё это получило название “Конкретности”. Человек и его Мир “конкретны” с Гегеля(от лат. “con” - “С” и “creto”- “всесторонность”, или “согласующееся с всесторонностью”), т.е. “конечно-локально-тотальны”, а если перевернуть, то “тотально-локально-конечны”.

Мир можно посмотреть через меня как песчинку Мира-Космоса. Это первоначальная древнегреческая «картина мира».

Шире такого диапазона понимания “Жизни человека в мире” представить невозможно.

Амбивалентность великих философских учений. Трансцендентность Трасцендентальность

Дело в том, что я исхожу из своих средств, а потом выхожу на тотальную всесторонность и расплываюсь там и если я связан с процессом познания и не выхожу далеко за пределы, то это называется трансцендентальное. Я сижу на границе. А вот если я выскочил и начинаю говорить о чем-то, что за пределами моих возможностей – трансцендентное. Ваши знание – трансцендентальные, а знание о Боге - трансцендентное. Возникает вопрос, что же я тогда могу придумать, так возникла философия – любовь к мудрости мудрецов, которая оказалась неистребимой. Я вот хочу понять, познать, находясь в противоречии. Поэтому философия с одной стороны связана с какими- то другими феноменами, но и несомненно отличается от них. Философия не является мировоззрением, это что-то глубже, это не картина мира, это не наука, она связана с наукой. Для нее это позор быть наукой, потому что наука требует объективного чего-то, а она как раз пытается обсудить сам вопрос, что есть объективное. Она пытается решить более широкие задачи. Она не религия, потому что она не может так просто говорить, есть Бог и все. Она ближе всего к искусству, но при этом имеет свой отдельный предмет.

«Неопределенность определенности»

( Платон)

И вот этот вопрос впервые поставил Платон «о Неопределенности Определенного». Неопределенность, а что это значит? Все думали, что так, а он говорит, что как все считают - это глупость. Все это наоборот диаметрально противоположно. Он привел свой знаменитый пример с пещерой. Углубление в скале, я стою прикованный, сзади меня светит солнце и что-то происходит, какие-то фигуры. А я вижу только их тени на стене и не могу повернуться. А потом вдруг замерз и решил развести костер и он стал давать тени. Но находится кто-то гениальный, да как ухитряется оглянуться и посмотреть туда, где солнце и он либо ослепнет от солнца, либо ему никто не поверит, что он видел настоящее. Вот есть тень, а где-то есть настоящее и он создал мир идей. Есть лошади бегают, а есть «лошадность», есть кубки, а есть кубкость. Наша задача в том, чтобы соответствовать этому миру идей. А если вы будете соответствовать, вы овладеете истиной, а если овладеете истиной – будете счастливы. Неопределенность этого вашего определенного мира нужно компенсировать другим, который окружает, но нужно его схватить и сделать все в соответствии с идеальным миром и устроить общество.

Вопрос второй

2. Центральная дидактически-теоретическая «несхематическая схема». Субъективное и Объективное в разных аспектах. “Не-Само” и “Само”. “Конкретное Само-творение” и “Само-творение Конкретности”. Само-творчество” как органическое единство “Само-развития” и “Само-творения”. Эпистемо-логия, Онто-логия и Праксио-логия (Прагмато-логия).

Определённость Неопределённости(Аристотель)

Ц

Центральная

дидактически-теоретическая «несхематическая схема». Субъективное и объективное

в разных аспектах.

ентральная жирная линия, это как бы наша с вами кожа или что-то, что разделяет субъективное и объективное. Если взять ваше субъективное, то вы можете выделить себе в соответствии с Библией, с классическим делением. Можно выделить сознательное и «постигающее». Сознание – в соответствии со знаниями. Что-то твердое, более менее обоснованное мнение у вас есть. Вы что-то постигаете, логика есть, эпистемы. Другое, воля есть, этика на уровне бессознательного. Отличается от неосознанного, которое в отличие от бессознательного можно осознать. Духовно-идеально-практический результат. А почему так – а Бог его знает. И вот есть третий уровень – тело, соматическое. Если перебросить эти уровни на объективно-субъективное, то что получается, если я начинаю действовать сознательно, то я делаю отчуждение, опредметчивание. Предмет создаю, цивилизацию. Я пытаюсь реализовать, только никогда ничего не получается. Дальше, если я волей делаю что-то, это называется о-вещ-нённое, культурное, моя вещь. Но на каком-то этапе то, что я сделал стало внешним, демографически-экологическим, я уже этим не владею. Воздух такой и такой. Вот мир такой, я изменил и потерял власть. Мое и не мое. В конечном итоге получается, что мы живем на шарике, который сами и создали. Тогда возникает вопрос, а что дальше? Я хочу выйти на объективно - объективное, природа, настоящая и неизменная. Этого нет самого по себе. То же самое, если я пойду в субъективно-субъективное. Каждый думает, что у него в голове что-то там сидит. Нет. Нет ни объективно-объективного, ни субъективно-субъективного. Вы туда не дотягиваетесь. Диагональная линия означает, что объективное полезло в субъективное и наоборот. А вы сидите посредине. Если вы хотите сказать что-то объективное, вы должны затронуть это. А как только вы это затронули, оно уже не стало объективным. Дидактика - это такая несхематическая схема, как условное субъективное и объективное.

Субъективное”

и

Объективное”

Употребление в философии терминов “Субъективное” и “Объективное” требует пояснений. Оба понятия по сравнению с обычным их употреблением как бы “расширяются”.

Вместо представления о “субъективном” как личном мнении отдельно человека, часто неверном и искажающим положение дел, вводится иное, более объёмное. В философии под “Субъективным” понимается вообще всё, что создано человеком, во всех возможных разновидностях: от мысли о космическом полёте - до содержания самого летающего в космосе аппарате. Более подробно мы займёмся этим в следующий раз.

Тоже следует сказать и об “Объективном”. “Объективное” - это всё, что ”противостоит” Человеку и связанному с его деятельностью “Субъективным”. В результате можно сказать, что человек преобразует мир, а мир его, причём и то и другое вместе Само-творит. А в итоге, и то и другое переходит друг в друга.

Само”

и

Не-само”

Чисто объективное понятие; когда я что-то делаю сам облагораживаю, например, то есть есть некая зависимость от меня, то оно не само так делается, а именно посредством меня – «Не само», но есть и процессы без меня происходящие «Само». Сама едет, сама варит, сама к столу подает, самовар, например.

В

Конкретное само-творение

И

Само-творение Конкретности.

озникает вопрос – мир идет сам по себе или не сам, когда я участвую. Но на каком-то этапе я этого не делал, а процесс пошел и я его остановить не могу. Сам или не сам? Происходит перестановка главных понятий. Само-творчество, само-развитие, вы как естествоиспытатели предполагает, что что-то развивается, природа, вещество, а этого-то и нет.

Е

Всесторонность конкретности самотворения.

Само-творчество

как

органическое единство само-развития и само-творения.

сть всесторонность. Поэтому переворачиваются понятия, поэтому конкретное самотворение чего-то, а речь начинает идти о само-творении этой конкретности, всесторонности. Конкретность бывает 2-х видов. Конкретно дашь денег или нет? И конкретное как чувственное. Вы смотрите на кого-то, вы видите конкретное: очки, ручку (чувственно, всесторонне), а потом отвлекаетесь абстрактно говорите, да нет, это у многих есть. Но кто передо мной – аспирант, такого-то года обучения, такой-то и такой-то, это абстрактно. Потом я начинаю как бы обратно и создаю такую, как бы, рациональную конкретность мысленно, стараюсь все существенное всесторонне рассмотреть. Конечно, я не дойду до отдельных деталей. Вот об этом идет речь. Я пытаюсь в своих познаниях схватить всесторонность, не чувственную, а рациональную какую-то, которая после процесса абстракции могу создать. И вот здесь мы подходим к важнейшим понятиям. Перевернем нашу бумажку и посмотрим на другую сторону. В вопросе записано - самотворчество, как органическое единство саморазвития самотворения. Т.е мы ввели заведомо 3 понятия: развитие, творчество, творение. Это принципиально разные понятия. Что такое развитие? Это по-русски значит – вьется из. Что значит вьется? Вот клубочек есть, он все вьется, вьется, но сколько веревочка не вейся, а конец будет. Значит, саморазвитие, когда возникает что-то новое, но чуть-чуть. Все сохраняется. Вы учитесь, где-то какие-то знания схватили. Т.е. чуть-чуть. Это называется в общем. Это чувственно предметное конкретное в основном. Самотворчество – это когда наполовину меняется старое или на половину вы активно что-то делаете в целом, что-то развиваете. В общем и в целом – это разные понятия. А дальше идет доставшееся нам из религии понятие самотворение или просто творение. Это вот когда происходит обвещнение, как говорят, изменение самих правил игры. Совсем новое. Ученый, естествоиспытатель занимается саморазвитием. Самотворчеством вы занимаетесь, создаете что-то, а потом можете потерять над этим контроль, и тогда оно превратиться в самотворение. Если хотим в обратном порядке, то что получается. Есть мир, который самотворит независимо ни от чего, переделывает то, что вы создали и бьет вам по башке. Посредине, когда этот мир хоть как-то вам подчиняется. И самое простое - есть законы, все измеряется по законам. Самотворчество – посредине. С одной стороны находиться саморазвитие, с другой – самотворение. Вот вы живете в этом мире.

Само-творчество” как

органическое единство

Само-развития”

и

Само-творения”.

Своими рассуждениями мы ввели три различающиеся понятия: “Само-Развитие”, “Само-Творчество” и “Само-Творение”, отличие которых друг от друга требует более обстоятельного рассмотрения. Если “Само-Творение” предполагает, что в какой-то более или менее условно “фиксированной” системе игра в основном идёт по достаточно стабильным правилам, когда удельный вес принципиально “нового” весьма незначителен, то с “Само-Творчеством” происходит нечто иное. При “Само-Творчестве” старые правила игры как бы оказываются “на равных” возникшими неизвестно откуда “принципиально новыми”. Так сказать: “фифти-фифти”. Если же старые правила игры резко изменились и не играют достаточно существенной роли, а власть в свои руки взяли “сотворившиеся из ничто” совершенно принципиально новые правила игры, то перед нами уже феномен “Само-Творения”. Строго говоря , если новые правила игры закрепились, то изменение системы должно оказаться столь значительным, что это уже по существу совсем “новая система” только по виду кажущаяся прежней. Отсюда и вывод: “Само-Творчество” - это нечто “среднее” между “Само-Развитием” и “Само-Творением”. Когда говорят о “Само-Творчестве”, то всегда имеется в виду, что оно “окружено” с двух сторон другими “Само “. Наиболее известны и понятны людям данные непосредственно процессы “Само-Развития”, хотя “Примат” (первенство и ведущая роль) за самым неожиданным процессом “Само-Творением”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс философии и философии науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва (6)

    Лекция
    ,Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ) с «фонариками» (курсив-жирный),
  2. Курс философии и философии науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва (7)

    Лекция
    ,Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ) с «фонариками» (курсив-жирный),
  3. Курс философии и философии науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва (8)

    Лекция
    ,Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ) с «фонариками» (курсив-жирный),
  4. Курс философии и философии науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва (9)

    Лекция
    Сознание – это та сфера для вас «С Знание» «Вы постигаете мир без всякого знания», вам кажется, что то,на чем вы только что сосредоточились это и есть знание,
  5. Курс философии и философии науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва (11)

    Лекция
    ,Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ) с «фонариками» (курсив-жирный),

Другие похожие документы..