Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Диагноз: легкие формы церебральных параличей, последствия полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах, последствия травм, различные врожд...полностью>>
'Документ'
Цели и задачи: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать вывод...полностью>>
'Документ'
Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838—1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в св...полностью>>
'Документ'
Лощилов И.Е. "Я открою все ворота этих облачных высот " (О стихотворении Н. Заболоцкого "Зеленый луч") Филологический класс, 200...полностью>>

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Урок – исследование

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Цель: обучать анализу поэтического произведения

Задачи:

  • познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении);

  • развивать творческое воображение учащихся, умение видеть прекрасное, умения исследования текста;

  • воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к русской природе

Тип урока: урок новых знаний

Форма урока: урок - беседа

Методы и приемы:

- слово учителя;

- эвристическая беседа;

- проблемные вопросы;

- творческие задания

Формы работы: - групповая работа;

- индивидуальная работа

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка, экология.

Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зимний лес», музыкальные произведения П.И.Чайковского, слайд- презентация к уроку, проектор

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

  1. Показ видеоролика «Зимний пейзаж»

  1. Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

Сегодня у нас урок – исследование. Исследовать мы будем поэтический текст, будем учиться чувствовать слово. Для исследования предлагаю вам взять стихотворение Ф.И.Тютчева. И это не случайно. Тютчев – певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

II. Актуализация знаний

Эпиграфом к уроку я взяла слова из стихотворения Тютчева. Они точно передают отношение Тютчева к природе.

- Как вы считаете, какая у него природа?

(живая, мыслящее существо, чувствует, дышит, радуется, грустит…)

- Вспомните его стихотворения о природе:

«Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».

- Какой образ вам там запомнился?

(Гром грохочет, как бы резвяся и играя; весенние воды бегут и будят сонный брег, гласят во все концы; уступая дорогу весне, зима злится, хлопочет, ворчит…)

- Но чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил, А.Фет, «зоркостью по отношению к красоте». А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов о природе вообще, и Тютчева в частности.

И на сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать её душу и развивать «зоркость по отношению к красоте»

III. Анализ текста.

-Рассмотрим мы с вами стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Откройте учебник и прочитайте стихотворение шепотом. (Жужжащее чтение)

- О чем это стихотворение?

- Каким увиден зимний мир поэтом?

(Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)

Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»

- Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике»

(чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)

- О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении

( О сказке. О сказочном описании зимнего леса)

- Почему Зима названа поэтом чародейкой?

- Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».

- Найдите однокоренное слово в стихотворении.

- Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»? (волшебство, обаяние)

-Значит, эти слова связаны между собой. А каким образом?

(Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)

- Чем очарован зимний лес?

- Какой волшебный сон снится зимнему лесу?

- Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?

- От какого слова произошло это слово? ( Чудо)

- А что обозначает это слово?

( что-то очень красивое, необычное)

- Подберите слова- синонимы к слову чудная

(прекрасная, удивительная, волшебная)

- Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?

(под снежной бахромой)

(Индивидуальная работа с толковым словарем: значение слова «бахрома»)

_ У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?

- А снежная бахрома у леса? Что это?

(покрытые снегом ветви деревьев)

- Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома?

(неподвижные, немые)

- Как вы понимаете значение слова «немая»?

-В каком значении употреблено это слово в стихотворении?

(тихий, безмолвный)

- Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?

Проверка индивидуального задания:

- Зачитайте значение слова из словаря

- Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?

- Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.

- Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?

(окован легкой цепью пуховой)

- Что такое цепь? Какой она обычно бывает?

- Какой названа цепь у Тютчева?

(пуховой, устаревшая форма слова пуховый)

-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?

(Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)

-Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении

(мещет, краса)

- Что это слово обозначает?

(метать – кидать, бросать)

- Что мещет солнце?

-Почему луч солнца косой?

(зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)

- Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит.

- Что такое краса? (красота)

- Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?

-Как вы понимаете значение этого слова?

- Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?

(подчеркнуть торжественность момента)

- Давайте посмотрим на картину Шишкина. Таким ли вы себе представляли лес после знакомства со стихотворением Тютчева?

- Соответствует ли изображенное на картине описанию зимнего леса в стихотворении?

- Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картине?

- Как бы вы назвали картину?

А теперь попробуйте подобрать строчки из стихотворения, которые бы отображали основную мысль картины.

- Ребята, а как надо ходить по такому лесу? Почему?

-Только ли о красоте нужно заботиться?

(ветки хрупкие на морозе, быстро ломаются)

- А теперь опять вернемся к стихотворению. Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания?

- А вы не заметили ничего особенного в построении стихотворения? Из скольких строк состоит каждая строфа в стихотворении?

- Есть ли что-то общее для всех трех строф стихотворения в постановке знаков препинания?

- Пока мы не знаем, когда в сложном предложении ставится тире, но, может быть, попробуем сами сделать вывод.

Чтение стихотворения по частям:

1 ученик читает 1, 2 строку, 2 ученик – 3,4,5 строку

( 1 – общий план картины околдованного леса, 2 – в деталях раскрывается чудная жизнь и ослепительная краса)

Но двойную жизнь природы (внешнюю – видимую и внутреннюю – угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.

- Найдите их и объясните смысл.

(Олицетворения: лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…

Метафора: под снежной бахромою окутан цепью

Эпитеты: легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома)

VI. Итог урока. Выводы. Рефлексия.

- Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).

VII. Домашнее задание (на выбор)

  1. Выучите стихотворение наизусть.

  2. Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка»

  3. Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уроков (2)

    Урок
    Продолжить работу над повестью, сосредоточить внимание учащихся на элементах характеристики героя, умении выделять самостоятельно отдельные художественные детали,
  2. Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе

    Календарно-тематическое планирование
    Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и методическим пособием «Уроки литературного чтения,2 класс», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова М.
  3. Урок русского языка в 7-м классе "Путешествие по заснеженноу лесу"

    Урок
    Лесная даль зовет меня и манитВ мир, полный грез, где все вокруг светло.И снег лежит на дремлющей поляне,Как лебедя усталое крыло.Все, точно в сказке,
  4. Тематическое планирование 5 класс № п/п Наимено­вание раздела Подраздел Тема урока

    Урок
    Уметь ориентироваться в со-держании пособий, входящих в УМК, понимать их назначение, общее и различное в на-званиях, в оформлении об-ложки, пользоваться оглав-лением,
  5. Тема урока (этап проект­ной или иссле­довательской деятельности)

    Урок
    Произведения устного на­родного творчества. Выра­зительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Участие в диалоге при об­суждении прослушанного произведения

Другие похожие документы..