Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Успешность деятельности учителя истории и обществознания в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыс...полностью>>
'Документ'
Остання чверть ХVІІІ ст. ознаменувалася посиланням експансії Московії щодо Речі Посполитої, яка вже й так наближалася до свого кінця. Ліквідувавши ав...полностью>>
'Расшифровка'
4. Последовательное корректирующее устройство. Исполнительное устройство чаще всего имеет фиксированную зависимость выходного сигнала от входного, не...полностью>>
'Лекция'
Беременность называется эктопической (внематочной), если имплантация произошла вне полости матки. Наиболее частое место имплантации – фаллопиевы труб...полностью>>

«Почвоведение»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды

Скипин Л.Н., Гузеева С.А.

.

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов специальностей: 311100 «Городской кадастр», 280201

«Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения

Тюмень, 2011

УДК :

С

Скипин Л.Н., Гузеева С.А. Почвоведение: методические указания для выполнения контрольных работ, для студентов специальностей: 311100 Городской кадастр, 311000 Земельный кадастр, 310900 Землеустройство, 280201«Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения. - Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2011. – с.

Методические указания разработаны на основании рабочих программ ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Почвоведение» для студентов специальностей: 311100 Городской кадастр, 311000 Земельный кадастр, 310900 Землеустройство, 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» заочной и заочной в сокращенные сроки форм обучения. Методические указания содержат основные расчеты по определению полного названия почвы по механическому (гранулометрическому) составу согласно принятой классификации, а также основные вопросы для самостоятельного углубленного изучения дисциплины.

Рецензент: Сапега В.А.

Тираж 100 экз.

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

© Скипин Л.Н.., Гузеева С.А.

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение …………………………………………….………………………….4

  1. Указания по выполнению контрольной работы № 1……………….……5

  2. Вопросы для контрольной работы № 1 .…………………………………11

  3. Указания по выполнению контрольной работы № 2……………….…...12

  4. Темы рефератов для контрольной работы № 2………………………….19

Рекомендуемая литература …………………………………………………..20

ВВЕДЕНИЕ

Почвоведение – наука о почвах, их образовании, свойствах, закономерностях географического распространения и путях рационального использования в сельском и народном хозяйстве.

Основным свойством почв является плодородие – способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде и других факторах для создания урожая. Почва, являясь особым природным телом, выступает как важнейшая среда в развитии природы земного шара. Вместе с тем почва относится к основным средствам производства в сельском хозяйстве. В процессе сельскохозяйственного использования человек существенно изменяет условия формирования плодородия почв. Посадка и вырубка лесов, осушение и орошение, а также приемы обработки почв и средств химической мелиорации оказывают сильное воздействие на них. Таким образом, почвы – не только предмет приложения человеческого труда, но и продукт этого труда.

Знания в области почвоведения используются работниками землеустроительной службы при проектировании рационального и эффективного использования земельных ресурсов. Все специалисты, имеющие дело с землей, должны уметь осуществлять национальную почвенную политику, решать такие важнейшие проблемы как защита почв от эрозии, вторичного засоления, повышение почвенного плодородия. Кроме того, землеустроителям надо учитывать то обстоятельство, что почвы служат объектом разностороннего использования в таких областях народного хозяйства как строительство, транспорт, горнорудное дело и промышленное производство, которое часто нарушают интересы сельскохозяйственного производства.

Из изложенного видно, что почвоведение является одной из важнейших дисциплин при подготовке специалистов в области землеустройства и кадастров, составляет основу их практической деятельности.

При изучении учебного материала особое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, безопасности труда, пожарной безопасности.

Большое значение придается организации индивидуальной работы студентов на лабораторных и практических занятиях, обеспечению возможно полной их самостоятельности.

В заданиях отражены все разделы почвоведения, предусмотренные перечнем государственных требований по направлению базового высшего образования.

1. Указания по выполнению контрольной работы № 1

Контрольная работа выполняется на листах формата А-4. Она состоит из решения задачи и ответов на три вопроса. Работа выполняется по варианту, номер которого определяется по таблице в соответствии с последней цифрой учебного шифра (номера зачетной книжки) студента. В конце работы указывается список использованной литературы и ставится подпись студента с соответствующей датой.

Таблица вариантов

Номер варианта

Задача

Вопросы

1

1

1, 11, 21

2

2

2, 12, 22

3

3

3, 13, 23

4

4

4, 14, 24

5

5

5, 15, 25

6

6

6, 16, 26

7

7

7, 17, 27

8

8

8, 18, 28

9

9

9, 19, 29

10

10

10, 20, 30

В задачу входит определение полного названия почвы по механическому (гранулометрическому) составу согласно принятой классификации, с учетом содержания физической глины, пыли и ила. Для определения названия почв по механическому составу взяты почвы степного типа почвообразования. Определение названия по механическому составу устанавливается с учетом глубины взятия образца почв. Для решения задачи необходимо ознакомиться с ниже приведенным текстом.

В результате процессов выветривания плотные горные породы превращаются в рыхлую массу, состоящую из частиц различного размера, которые называются механическими элементами. Механические элементы, близкие по размерам, объединяются во фракции. Совокупность механических фракций представляет механический состав почвы.

Группировка механических элементов по размерам называется классификацией механических элементов. В нашей стране у почвоведов широко применяется классификация проф. Н.А. Качинского (табл. 1). По преобладанию частиц того или иного размера в мм, почвы относят к песчаным, суглинистым, глинистым разновидностям и т.д. Все почвы подразделяются на категории в зависимости от содержания в них физической глины, т.е. частиц размером < 0,01 мм (табл. 2). Так, глинистыми почвами в зоне подзолистого типа почвообразования называются такие почвы, в которых содержится более 50 % физической глины. В суглинистых почвах физической глины будет содержаться от 20 до 50% и т.д.

Таблица 1

Классификация механических элементов почв. (Н.А. Качинский, 1958)

Название механических элементов

Размер механических элементов в мм

Камни

> 3

Гравий

3 – 1

Песок крупный

1 – 0,5

Песок средний

0,5 – 0,25

Песок мелкий

0,25 – 0,05

Пыль крупная

0,05 – 0,01

Пыль средняя

0,01 – 0,005

Пыль мелкая

0,005 – 0,001

Ил грубый

0,001 – 0,0005

Ил тонкий

0,0005 – 0,0001

Коллоиды

< 0,0001

Физическая глина

< 0,01

Физический песок

> 0,01

Механический состав является очень важным свойством почвы, по которому изучаемая почва относится к той или иной разновидности. Определение механического состава почвы по горизонтам играет большую роль при изучении генезиса (происхождения) почвы, так как механический состав зависит не только от состава материнской породы, но и от процессов почвообразования, происходящих в почве.

Распределение илистой фракции по профилю почвы является хорошим показателем наличия процессов образования вторичных глинистых минералов (т.е. оглинения почвы). В горизонтах оглинения увеличивается содержание илистых частиц по сравнению с их содержанием в почвообразующей породе, что дает основание для выделения метаморфических горизонтов в почвенном профиле. Характер распределения илистой фракции в почве указывает в некоторой степени на интенсивность и качественную направленность процессов почвообразования.

Механический состав почвы является важной характеристикой, необходимой для определения производственной ценности почвы, ее плодородия, способов обработки и т.д. От механического состава почвы зависят почти все физические и физико-механические свойства почвы: влагоемкость, водопроницаемость, порозность, воздушный и тепловой режимы, водоподъемная сила и др. В полевых условиях при определенных навыках механический состав можно определить и без специального оборудования, так как почвы различного механического состава отличаются некоторыми механическими свойствами, которые нетрудно определить в поле.

В полевых условиях существует сухой и мокрый способ приблизительного определения механического состава:

- Глинистые почвы в сухом состоянии с большим трудом растираются между пальцами, но в растертом состоянии ощущается одно родный тонкий порошок. Во влажном состоянии эти почвы сильно мажутся, хорошо скатываются в длинный шнур, из которого легко можно сделать кольцо.

- Суглинистые почвы при растирании в сухом состоянии дают тонкий порошок, в котором прощупывается некоторое количество песчаных частиц. Во влажном состоянии раскатываются в шнур, который разламывается при сгибании в кольцо. Легкий суглинок не дает кольца, а шнур растрескивается и дробится при раскатывании. Тяжелый суглинок дает кольцо с трещинами.

- Супесчаные почвы легко растираются между пальцами. В растертом состоянии явно преобладают песчаные частицы, заметные даже на глаз. Во влажном состоянии образуются только зачатки шнура.

- Песчаные почвы состоят из песчаных зерен с небольшой примесью пылеватых и глинистых частиц. Почва бесструктурна, не обладает связностью.

В лабораторных условиях, пользуясь методом Качинского, необходимо учитывать содержание фракции физической глины. К физической глине относятся все фракции, диаметр частиц которых меньше 0.01 мм. Таким образом, пользуясь таблицей 1, к фракции физической глины относятся: пыль средняя, пыль мелкая, ил грубый, ил тонкий, коллоиды. Кроме того, при названии почвы по механическому составу, необходимо учитывать тип почвообразования – подзолистый, степной, солонцы (табл. 2).

Таблица 2

Классификация почв по механическому составу

(Н.А. Качинский, 1958)

Название почв по механическому составу

Содержание физической глины (частиц α < 0,01 мм) в %

в почвах подзолистого типа почвообразования

в почвах степного типа почвообразова-ния, а также красно-земах и желтоземах

в солонцах и силь-носолонцеватых почвах

Песок рыхлый

0 – 5

0 – 5

0 – 5

Песок связной

5 – 10

5 – 10

5 – 10

Супесчаные

10 – 20

10 – 20

10 – 15

Легкосуглинистые

20 – 30

20 – 30

15 – 20

Среднесуглинистые

30 – 40

30 – 45

20 – 30

Тяжелосуглинистые

40 – 50

45 – 60

30 – 40

Легкоглинистые

50 – 65

60 – 75

40 – 50

Среднеглинистые

65 – 80

75 – 85

50 – 65

Тяжелоглинистые

> 80

> 85

> 65

После того, как дано название почвы по содержанию физической глины, необходимо в строке анализов выбрать две фракции, процентное содержание которых максимальное (название данных фракций уточняем, пользуясь таблицей 1). В почвоведении есть правило: из двух характеристик в конце ставим ту, которая преобладает. Например: комковато-пылеватая (преобладает пыль), иловато-песчаная (преобладает песок).

Определить гранулометрический (механический) состав почв степного типа почвообразования.

Варианты заданий

Задание 1

Глубина взятия образца, см

Размер фракции, мм

Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,005

0,005 - 0,001

< 0,001

< 0,01

0 – 10

4,1

24,2

14,4

29,0

24,8

3,7

57,3

0 – 40

4,2

29,6

7,9

23,7

30,5

4,1

58,3

0 – 70

2,0

19,6

21,6

31,6

21,1

4,1

35,8

0 – 120

4,2

17,5

29,9

21,4

24,6

4,4

48,4

0 – 190

3,0

20,6

22,3

20,6

26,6

4,9

54,1

Задание 2

Глубина взятия образца, см

Размер фракции, мм

Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,001

0,005 - 0,001

< 0,001

0 – 10

3,2

16,4

37,1

17,3

17,9

22,4

0 – 14

3,1

9,9

26,9

16,2

21,8

22,6

0 – 25

3,6

10,9

16,6

17,2

27,4

21,0

100 – 140

0,1

11,3

32,7

14,0

22,4

22,6

Задание 3

Глубина взятия образца, см

Размер фракции, мм Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,005

0,005 - 0,001

< 0,001

0 – 10

6,7

20,4

12,5

26,5

13,0

3,7

25 – 35

6,6

18,4

12,4

22,1

20,0

4,5

50 – 60

6,0

17,8

14,2

26,2

20,4

45,4

90 – 100

7,5

20,5

21,0

25,0

20,3

24,4

Задание 4

Глубина взятия образца, см

Размер фракции, мм Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,005

0,005 - 0,001

< 0,001

< 0,01

0 – 10

0,9

15,6

14,3

28,7

24,3

16,2

69,2

25 – 35

1,4

10,2

12,6

29,1

7,5

12,2

76,8

50 – 60

1,3

9,4

16,7

26,8

23,4

22,4

72,6

90 – 100

2,8

14,5

22,5

21,8

30,3

22,1

64,3

Задание 5

Глубина, см

Размер фракций, мм Содержание фракций в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,001

0,001 - 0,0002

< 0,0002

5 – 10

9,9

6,2

21,6

55,9

5,5

1,0

15 – 20

8,1

8,4

21,3

55,2

6,0

1,0

25 – 30

4,5

8,7

16,8

54,3

9,7

6,0

40 – 45

2,2

3,2

15,8

40,8

18,2

18,8

80 – 90

0,0

0,2

6,4

67,1

13,2

13,1

Задание 6

Глубина взятия образца, см

Размер фракций, мм Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,005

0,005 - 0,001

< 0,001

< 0,01

0 – 10

0,6

0,9

17,2

10,3

23,4

47,7

80,4

20 – 30

0,3

0,6

6,0

10,0

25,0

58,0

98,1

45 – 55

1,6

2,7

10,5

8,0

23,9

53,4

85,3

70 – 80

1,9

0,4

10,5

10,0

18,5

58,9

87,3

Задание 7

Глубина, см

Состав в процентах от веса сухой почвы при размере частиц, мм

1 - 0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,001

< 0,001

< 0,01

1 – 5

20,0

24,0

21,0

20,0

15,0

35,0

11 – 20

26,0

42,0

23,0

17,0

6,0

23,0

20 – 30

27,0

41,0

21,0

17,0

9,0

26,0

40 – 50

38,0

41,0

15,0

17,0

14,0

31,0

100 – 110

43,0

39,0

15,0

12,0

21,0

32,0

Задание 8

Глубина взятия образца, см

Размер фракции, мм Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,005

0,005 - 0,001

< 0,001

< 0,01

0 – 10

4,3

1,0

23,2

12,6

26,2

32,6

71,6

20 – 30

3,1

12,6

10,4

18,0

24,6

31,3

73,9

70 – 80

3,7

9,0

10,6

21,1

19,8

36,3

77,2

130 – 140

1,3

5,0

18,1

18,7

21,6

35,3

75,6

Задание 9

Глубина, см

Содержание фракций (в %) при размерах в мм

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

< 0,001

< 0,01

2 – 13

3,3

40,4

19,1

21,3

40,4

15 – 25

2,1

45,0

17,6

17,7

35,3

60 – 75

2,1

39,2

15,3

28,4

43,7

95 – 115

2,1

38,1

16,3

28,1

44,7

135 – 145

5,6

28,9

13,5

24,0

37,5

Задание 10

Глубина взятия образца, см

Размер фракции, мм

Содержание в %

1-0,25

0,25 - 0,05

0,05 - 0,01

0,01 - 0,005

0,005 - 0,001

< 0,001

< 0,01

0 – 10

3,8

15,9

15,9

23,4

21,7

19,3

64,4

30 – 40

2,2

19,8

11,5

24,0

23,8

18,7

66,5

60 – 70

1,4

11,7

16,1

22,6

26,0

19,2

60,9

100 – 110

2,5

10,72

21,6

24,4

21,3

19,5

65,2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Почвоведение

    Документ
    Исторически сложилось так, что почву в первую очередь стали изучать как средство производства, обладающее плодородием. Такое представление о почве вполне удовлетворяло человечество в течение нескольких тысячелетий исторического развития.
  2. Лекции по истории и методологии почвоведения не случайно читаются на старших курсах в конце обучения в университете, так как они опираются на уже приобретенные знания в области не только общих и специальных дисциплин по почвоведению,

    Лекции
    Курс называется "История и методология почвоведения". Основной задачей курса является систематизация и обобщение знаний в области почвоведения на основе изучения истории науки о почве в связи с историей смежных с почвоведением
  3. Секция «почвоведение» Кинетика поглощения гуминовых кислот угля проростками пшеницы

    Документ
    Ведение. Сельское хозяйство РФ сейчас испытывает известные трудности, не в последнюю очередь связанные с отсутствием доступных качественных удобрений. Применение гуминовых препаратов могло бы разрешить эту проблему, так как они способствуют
  4. Рабочая программа дисциплина: Основы почвоведения Направление подготовки

    Рабочая программа
    Цель курса – сформировать представления о почве, как самостоятельном естественно-историческом теле природы и основном средстве сельскохозяйственного производства, познакомить студентов с основными сведениями о почве, как о биокосной
  5. Учебно-методическое пособие для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности «Агрохимия и почвоведение»

    Учебно-методическое пособие
    Ц 941 Введение в специальность: агрохимия и почвоведение: Учебно-методическое пособие. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2003.

Другие похожие документы..