Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Страхование как звено финансовой системы государства. Сущность страхования. Принципы механизма страхования. Сущность и содержание финансов предприяти...полностью>>
'Документ'
Основным методом экспериментального исследования нелинейных свойств упругих сред считается метод бигармонических воздействий – одновременное зондирова...полностью>>
'Документ'
Современная информационная система организации представляет собой распределенную и неоднородную систему, использующую различные программно-аппаратные...полностью>>
'Документ'
Железнодорожный транспорт занимает особое место в транспортной сети России (железные дороги выполняют более 81 % транспортной работы по грузовым пере...полностью>>

Разработчики программы: Директор школы Рыбалко Ирина Анатольевна Заместитель директора по увр шевцова Любовь Ивановна

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

В основу организации образовательного процесса школы № 71 положены следующие принципы:

1. Принцип гуманистической направленности. Главное – сам учащийся, его реальные интересы и польза; они стоят во главе угла всей педагогической деятельности, в том числе и деятельности по умственному развитию, обучению, интеллектуальному совершенствованию. Это суть развивающей деятельности педагога.

2. Принцип систематичности и последовательности. Системность обучения как образованность и его логическая последовательность предполагают более полное и глубокое проникновение в суть предметов и явлений, их более полное понимание, что обеспечивает более качественное усвоение учебно­го материала.

3. Принцип доступности и посильной трудности. Его действие направлено на стимулирование познавательной активности учащегося, если в нем удалось пробудить потребность познания и развития.

4. Принцип комплексного чувственного восприятия. Он подразумевает вовлечение, по возможности, всех чувств учащегося для восприятия целостного образа как самого единичного знания, так и системы знаний, поскольку ком­плексное чувственное восприятие способствует выработке отношения к полученной информации.

5. Принцип актуализации. Актуализация знаний представ­ляется в виде осознания их значимости и пользы применительно к конкретным условиям окружающей реальности на данный момент.

6. Принцип идентификации. Его сущность – сделать некое знание, некую информацию для учащегося его собственной. Т.е. сделать так, чтобы учащийся осознал, почувствовал, что данная информация имеет для него личностный смысл, и он может увидеть или почувствовать в ней какие-то созвучные его жизненному опыту мысли, переживания, идеи, влечения, потребности и т.д. Это процесс своеобразной адаптации знаний каждым человеком непосредственно самому себе благодаря своим индивидуальным особенностям.

7. Принцип вариативности и многообразия целей обучения. Данный принцип является интегративным, обобщающим, поскольку именно представление учителем всего разнообразного спектра целей обучения может привести к реальному осуществлению других принципов.

8. Принцип личной органичности в выборе методик. Понимание и учет вариативных потребностей детей в знаниях требует вариативности в применении методик обучения, которые должны быть органичным продолжением положительных и профессионально эффективных качеств личности педагога.

Принципы педагогического взаимодействия:

  • Гуманистическая направленность. Этот принцип подразумевает реальное обеспечение приоритета ценности личности человека на основе сформированной гуманистической педагогической идеологии как принципиальной основе профессиональной деятель­ности учителя, в которой система взглядов, суждений, убеждений, результатов анализа опыта деятельности базируется на вере в воз­можность развития положительных сторон личностного потенциала человека. Гуманистическая направленность не идеализирует как са­мого педагога, так и его учеников.

  • Творчество как сущность педагогической деятельности. Это, прежде всего, означает наличие постоянной потребности у учи­теля в процессе его труда создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельно­сти. Данный принцип утверждает право педагога на эксперименти­рование и на ошибочные действия, если они будут соответствую­щим образом проанализированы и будут предприняты определен­ные меры по их нейтрализации.

  • Приоритет феноменологического характера педагогиче­ской деятельности над технологией. Личность учителя – основное содержание и средство педагогической деятельности; педагогиче­ская технология – совокупность условий, организационных форм и методов его труда – дополнительный фактор успешности педагоги­ческого взаимодействия.

  • Анализ особенностей исторических процессов развития общества и учет их практических результатов. Процесс педаго­гического взаимодействия – составная часть обширного социального процесса развития государства, поэтому эффективность профессио­нальной деятельности педагогов возможна только при изучении и анализе всех тех социальных явлений, которые определяли и опре­деляют суть и характер общественных потребностей государства.

  • Опережающий характер педагогической деятельности. Содержание работы учителя, ее формы должны опережать потребности общества на сегодняшний день, потому что именно мо­лодому поколению предстоит занять руководящие посты во всех направлениях жизни государства, и тогда в интересах прогресса многосторон­ность, качества и свойства личности всегда должны быть выше уже существующего социально обусловленного уровня.

  • Равенство в общении и партнерство в совместной дея­тельности. Этот принцип является сутью всего процесса педагоги­ческого взаимодействия, а также необходимым условием его эффективности.

Исходя из принципов педагогического взаимодействия, в образовательном процессе школы № 71 используются следующие технологии:

1. Личностно-ориентированные, которые обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности: игровые технологии; задачная технология; технология дискуссий.

2. Дифференцированного обучения, позволяющие учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся (их интересов и склонностей).

3. Развивающего обучения: технология интенсивного интеллектуального развития младших школьников; технология обучения как учебного исследования; технология проблемного обучения; технология учебного проектирования.

4. Технологии обучения в сотрудничестве.

На основе проблемно-ориентированного анализа, принципов организации образовательного процесса и педагогического взаимодействия школы № 71

выделены следующие приоритеты в ее развитии: обеспечение доступности, качества и эффективности образования, которые будут способствовать направленной социализации личности учащихся.

Доступность образования предусматривает психолого-педагогическое сопровождение и поддержку детей на всех ступенях образования, обеспечение общего образование для обучающихся на уровне требований Государственного образовательного стандарта; расширение возможностей выбора для построения каждому ученику индивидуального образовательного маршрута.

Качество образования выступает интегральной характеристикой образовательного процесса и его результатов, связано с современным содержанием научных знаний, новейшими педагогическими технологиями, удовлетворением потребностей участников педагогического процесса предоставляемыми образовательными услугами.

Эффективность образования характеризует степень соответствия результатов образовательной деятельности поставленным целям, полученных посредством модернизации содержания образования и структуры школы, совершенствования механизмов управления ее развитием.

При выборе методологических основ развития школы мы опирались на те педагогические идеи, которые, на наш взгляд, будучи реализованные в практике, могут оказать положительное влияние на развитие учащихся в целом и их социализацию.

Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя за пределами общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Успешная социализация обеспечивает реализацию всех ожиданий человека, он становится гармоничной личностью, то есть развивающейся в соответствии с запросами общества, адекватно реагирующей на изменения в обществе и чувствующей себя комфортно в обществе.

Несостоявшаяся социализация характеризуется невключенностью человека в различные сферы жизни, которые имеют для него разнообразное значение. В данном случае человек чувствует себя ненужным, отторгнутым обществом, наиболее значимыми другими, что ведет к очень серьезным последствиям. Т.е. можно сделать вывод, что социализация определяет:

  • дальнейшее самочувствие человека в общественной жизни, во встроенности его в социальные взаимоотношения;

  • ощущение человеком себя полноправным членом данной социальной группы, общества;

  • восприятие человека в данном обществе;

  • возможность нормально функционировать в обществе, в социальной группе и различных институтах.

Содержание процесса социализации определяется социально-культурной средой, окружающей ребенка и его социальным опы­том. Механизм социализации (взаимодействие субъекта и социума) срабатывает при переводе требований внешних, т.е. социума, – в элементы структуры личности, т.е. потребности, установки и т.д. – это есть процесс интериоризации. Одновременно происходит обратный про­цесс – экстеоризации, т.е. превращение опыта личности в действии, поведении.

Социализация осуществляется через последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности. В общении, игре, в знании, в предметно-практической и духовно-практической деятельности, в спортивной, профессиональной, общественной и религиозной сферах также происходит социализация.

Социализация протекает во взаимодействии детей с массой разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Действующие на человека условия принято называть факторами социализации. Фактически не все они даже выявлены, а из известных факторов далеко не все изучены. Факто­ры социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, Интернет, как средство массовой информации, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жи­телей Земли.

Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей определенных стран (это влияние опосредствовано дву­мя другими группами факторов).

Третья – мезофакторы – это условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, где они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу.

Четвертая группа – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – таковы семья, со­седство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контркультурные организации, микросоциум.

Школа относится к четвертой группе факторов социализации учащихся. Для педагога особо значим социально-психологический ме­ханизм социализации, в основе которого лежит общение и взаимо­действие индивида с окружающими его людьми, является усвоение присущих данной группе людей норм, отношений, форм поведения, т.е. происходит идентификация личности с обществом. Социализирующийся индивид сознательно или бессозна­тельно воспроизводит образы поведения, манеры, речь, поступки окружающих.

Учебная деятельность является ведущей на всем протяжении процесса обучения ребенка в школе. Она опосредовано влияет на формирование отношений ребенка с окружающими людьми, личностное общение в семье. Возрастающие интеллектуальные и физические силы, физиологиче­ские изменения побуждают у ребенка потребность сравнивать себя со сверстниками и взрослыми. Этот вид деятельности в педагогике и психологии (Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, А.В. Мудрик и др.) на­зывают деятельностью общения. Именно в этом виде деятельности строятся отношения на основе определенных ценностей и смысла жизни, моральных норм, которые опосредуют поступки. В этом – социализирующая роль деятельности общения.

Структура процесса социализации может быть представлена на основе последовательно протекающих стадий. Последова­тельность отражает развитие личности в процессе вхождения в но­вую социальную среду:

I стадия – адаптация. Происходит усвоение сложившихся в данной среде форм общения.

II стадия – поиск средств и способов для самореализации и персонализации, проявления своей индивидуали­зации.

III стадия – интеграция – объединение с группой посредством реализации потребностей индивида осуще­ствить свой вклад в жизнь группы.

В качестве критериев и показателей социализации возможно использовать:

  • отношение к характеру и конкретным результатам какого-либо
    вида социальной деятельности;

  • удовлетворенность межличностными отношениями, стремле­ние к самореализации и самоопределению;

  • активность, интенсивность участия в деятельности, поиск путей в реализации своих возможностей.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируе­мого. К ним можно отнести: язык и речь агентов социализации; способы вскармливания младенца и ухода за ним; формиру­емые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и ска­зок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях.

Социализация личности – сложный многофакторный процесс усвоения опыта общественной жизни и самореализации в нем. Основным смыслом социализации является формирование коммуникативной компетентности учащегося как необходимого условия его соци­альной адаптации.

В школьной (направленной) социализации делается акцент на развитие коммуникативных способностей в ситуации общения и взаимопонимания. В теории и практике социализации коммуникативное взаимо­действие рассматривается как средство формирования знаний и умений, необходимых для включения учащихся в социально-эконо­мическую структуру общества, в деловое общение, при этом резуль­татом процесса социализации является хорошая адаптация к соци­альной среде граждан. В данном контексте очевиден такой компонент процесса со­циализации как гражданское воспитание.

Проблема направленной и социально-контролируемой социализации может быть рассмотрена в контексте современных концепций воспитания: личностно ориентированного и гуманистического подходов.

Первостепенной задачей наук, связанных с воспитанием, есть формирование нравственных качеств личности. Исходным принци­пом нравственного воспитания является тесная, неразрывная связь личного и гражданского в человеке. Нравственная и гражданская зрелость проявляется в том, чтобы в качестве члена определенного общества проводить в жизнь нравственные принципы.

Все вышесказанное позволяет нам определить составляющие процесса направленной социализации учащихся:

  • формирование коммуникативной культуры учащихся;

  • формирование нравственных качеств личности учащихся;

  • гражданское воспитание учащихся.

В числе обязательных коммуникативных умений выделяются следующие: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на
них; умение внимательно слушать и активно обсуждать проблему и
идеи; комментировать высказывания собеседника и давать им крити­ческую оценку; аргументировать свое мнение; адаптировать свои высказывания к другим участникам группы; выражать собеседнику симпатию. Поступок ребенка рассматривается как основной критерий и ведущее направление его развития.

Критериями уровня нравственного воспитания являются: уровень развития субъектных качеств личности; уровень развития волевых качеств.

Критериями развития гражданского воспитания являются: знание законодательных норм; организация жизнедеятельности в соответствии с граждански­
ми нормами.

Все выше названные критерии являются и критериями социализации личности ребенка.

Исходя из вышесказанного, мы определяем цель образования в школе № 71: социализация личности учащих­ся на основе развития их коммуникативных навыков, формирования их гражданской позиции и своевременной профориентации, обуславливающая саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности.

Таблица 18.

Декомпозиция цели в образовательном процессе школы № 71

Общие задачи

I ступень

II ступень

III ступень

1. Обеспечить каждому учащемуся уровень об­разования не ниже государственного стандарта.

Формирование и развитие общих способностей уча­щихся, навыков беглого чтения, счета.

Освоение основ наук не ниже уровня государст­венного стандарта и выше.

Освоение учащихся зна­ний по всем предметам ба­зового компонента не ни­же государственного стан­дарта.

2. Создание условий для формирования системы ОУУН (базовых умений современного человека).

Формирование умений учащихся на уровне про­граммных требований.

Формирование системы ОУУН учащихся на уров­не программы.

Развитие системы ОУУН с целью самореализации возможностей учащихся.

3. Сформировать готов­ность и умение вести здо­ровый образ жизни.

Сформировать знания и умения соблюдать требо­вания личной гигиены.

Сформировать систему знаний о возможностях своего организма, необхо­димости вести здоровый образ жизни.

Развитие готовности вести здоровый образ жизни, распространять эту пози­цию среди других.

4. Обеспечить условия для формирования системы знаний о культурных, ис­торических, экологических и социальных особенно­стях родного края; гражданское воспитание.

Формирование элементов знаний о родной природе, культурных традициях своего народа, бережного отношения к культурному и природному наследию своего края, любви к нему.

Формирование системы знаний об особенностях культурной, хозяйствен­ной, научной жизни народов родного края, уважения к культурному наследию других народов.

Формирование мировоз­зрения на основе интегра­ции знаний об особенно­стях (экологических, исторических, экономических) региона.

5. Создание условий для формирования и развития качеств личности, способ­ствующих успешной соци­альной адаптации каждого учащегося в условиях бы­стро меняющегося социу­ма.

  • Формирование элемен­тов коммуникативной культуры как норм поведе­ния в обществе.

  • Формирование гражданских качеств личности.

  • Формирование системы знаний и умений о нормах поведения в обществе.

  • Формирование системы знаний и норм законосооб­разного образа жизни.

  • Развитие потребности в соблюдении общественных норм поведения.

  • Развитие системы знаний и качеств личности законопослушного гражданина.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №41»

    Программа
    Данная программа разработана на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды МОУ «Гимназия №41» г. Кемерово. PEST-анализ представлен в таблице №1, SWOT-анализ в таблице №2.
  2. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  3. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).
  4. Публичный доклад (301)

    Доклад
    МОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа № 2» – муниципальное общеобразовательное учреждение, формирующее учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, объединяющее образовательное пространство,

Другие похожие документы..