Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
У попередні роки, з посиланням на норми податкового законодавства (зокрема, Закону України "Про систему оподаткування" та Декрету Кабінету ...полностью>>
'Публичный отчет'
В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 16.06.2009 № 394-АК с 23 по 25 июня 2009 г. проведена экспертиза...полностью>>
'Документ'
Отто Эренберг - доктор психологии, специалист по психотерапии и психоанализу. Супервизор психотерапии в тренировочных институтах. Мириам Эренберг - до...полностью>>
'Документ'
Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек помучает большую часть информации (около 90 %),поступающей из окружающего мира. ...полностью>>

Разработчики программы: Директор школы Рыбалко Ирина Анатольевна Заместитель директора по увр шевцова Любовь Ивановна

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы, задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, переход образовании на государственные стандарты требуют от школы совершенствования, от педагогов – изменения, становления его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующего в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

От современного выпускника требуется: достаточный уровень знаний и умений, необходимых для дальнейшего образования; способность к адаптации в современных условиях; готовность к труду; высокие духовные и нравственные качества; физическое и психологическое здоровье.

Школа № 71 – среднее образовательное учреждение, целью которого является обеспечить условия для свободного развития личности, способной успешно адаптироваться в условиях быстро меняющегося социума на основе общеобразовательной подготовки в рамках государственного стандарта и выше.

Школа ставит перед собой следующие задачи:

  1. обеспечение каждому учащемуся уровня образования не ниже уровня государственного стандарта;

  2. формирование системы общеинтеллектуальных умений и навыков учащихся как базовых умений;

  3. формирование системы знаний об особенностях г. Омска и Западносибирского региона;

  4. формирование готовности и умения вести здоровый образ жизни;

  5. создание условий для формирования и развития качеств личности, способствующих успешной социальной адаптации на основе его возможностей и потребностей;

  6. нравственное воспитание личности школьника как условие его успешной самореализации и жизненного выбора.

Целью проблемно- ориентированного анализа деятельности МОУ «СОШ № 71» г. Омска является оценка эффективности образовательной системы и образовательного процесса школы. Применим комплексный подход к его осуществлению, который предполагает системный и всесторонний анализ результатов управленческой и педагогической деятельности, выявление закономерных связей, определяющих уровень целостности системы, состояние специфических условий и проблем.

Поскольку показателями эффективности выступают качество результатов, процесса и условий, выявим динамику их развития за последние три года. В качестве критериев результативности образовательного процесса определены обученность, воспитанность, физическое, интеллектуальное и личностное развитие учащихся.

Обученность характеризуется соответствием знаний, умений и навыков государственному образовательному стандарту, реальным учебным возможностям, сформированностью положительной мотивации учебной деятельности и общеучебных умений и навыков учащихся.

Воспитанность определяется наличием нравственного потенциала личности, прилежанием, трудолюбием, отношением к общественным нормам и законам, прекрасному, природе и себе.

Оценка интеллектуального развития производится путем сопоставления результатов изучения состояния интеллектуальных функций учащихся, их креативных качеств.

Готовность к личностному и профессиональному самоопределению, степень социальной активности характеризует личностное развитие учащихся.

Оценка физического развития осуществляется на основе сравнения показателей физической подготовленности учащихся с нормативами, сформированностью мотивации к здоровому образу жизни.

Для осуществления качественного анализа следует привести данные состояния обученности, мотивации учебной деятельности, сформированности ООУН, физической подготовленности, интеллектуального развития, личностного и профессионального самоопределения учащихся школы № 71 (см. таблицы и диаграммы).

Одним из важнейших направлений деятельности школы в 2006-08г.г. является повышение качества образования. Главной целью для себя на этот период и далее школа № 71 определила совершенствование деятельности по обеспечению эффективности процесса обучения, формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

При отборе содержания обучения педагоги школы № 71 используют два подхода:

1. Разноуровневый, с помощью которого определяются объемно-качественные показатели (что предъявить и что требовать от учеников и в каком объеме);

2. Качественный, который определяет следующие уровни содержания образования:

  • мировоззренческий: цель – формирование научного мировоззрения, ознакомление с научной картиной мира;

  • методологический: цель – ознакомление с методами и формами научного познания;

  • теоретический: цель – раскрытие роли науки как производительной силы, формирование политехнического кругозора, профориентация.

При отборе вариативной части содержания образования используется: история науки; биографии ученых; анализ жизненных ситуаций; содержание смежных дисциплин; обращение к личному нравственному, познавательному,
этическому, философскому опыту учащихся; перевод житейских представлений учащихся на уровень научных понятий; использование противоречий между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями; рассмотрение ранее известного под новым углом зрения; показ достижений науки; использование эстетически значимого материала.

На заседаниях методических объединений, методических и педагогических советах школы изучаются проблемы мотивации учащихся к успешному обучению, вопросы стимулирования учащихся в процессе обучения, вопросы готовности педагогов к инновационной деятельности.

Анализ инновационной деятельности педагогов школы № 71 позволил выявить следующие тенденции, отраженные в таблице 3.

Таблица 3.

Карта осваиваемых педагогических инноваций в школе № 71

Педагогические инновации

Название инновации (нововведения)

В содержании образования

- Усиление инвариантной части учебного плана за счет часов обязательной вариативной части на основной и старшей ступени обучения.

- Развивающее обучение по системе Занкова

В педагогических технологиях

- Уровневая дифференциация обучения на основе учебных возможностей учащихся (И.М. Чередов, Н.П.Гузик).

- Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Е.Н. Ильин, В.Бухвалов, И.Н. Волков).

- Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).

- Технология совершенствования общеучебных умений и навыков (А.А. Бобров, Л.С. Конева, Н.С. Лошкарева).

- Технологии проблемного обучения (А.М. Матюшкин, В. Монахов).

- Метод проектов (В.Д. Симоненко)

-Личностно-ориентированное обучение (.И.Якиманская, В.Сериков).

- КСО (В. Дьяченко).

- Игровые технологии.

В организации образовательного процесса

- Развитие воспитательной системы (А.С. Макаренко, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург).

Одним из показателей действенности научно-методического и психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов является уровень развития методологической культуры педагога его творческого потенциала, способности педагогических работников к саморазвитию. На основе анализа анкетирования учителей установлено: активное развитие характерно для 58 % педагогов, отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий у 42% педагогов.

При этом в качестве препятствующих факторов педагоги называют: состояние здоровья; стесненные обстоятельства; недостаток времени; отсутствие объективной информации о себе; собственная инертность. В качестве стимулирующих факторов называют: доверие со стороны администрации; организация труда; возможность получить признание в коллективе; методическая работа; обучение на курсах; влияние руководителей.

Сами педагоги указывают на наличие факторов, стимулирующих их саморазвитие, среди которых наиболее значимым выступает организованное взаимодействие между педагогами и администрацией. Отсутствие в штатном расписании должности заместителя директора по научно-методической работе затрудняет проведение своевременного анализа состояния социально-образовательной системы, ее коррекции и регулирования, сопровождения процедуры аттестации педагогических и руководящих работников.

Оценка степени реализации функции руководства показала, что у 7% педагогов отсутствует ясность, конкретность в целях школы, увлечение работой; 9 % педагогов не заинтересованы в повышении качества своей работы и не стремятся повышать свой профессиональный уровень, отмечают нежелание делать то, что, по их мнению, не входит в их обязанности.

Результаты опроса, анализа посещенных уроков показали, что в учебном процессе недостаточно используются методы управления и прогнозирования педагогического процесса, приемы планирования и организации системы самообразования учащихся, мало применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания. Это объясняется недостаточным уровнем развития методологической компетентности педагогических работников, что актуализирует проблему научно-методического сопровождения инновационных процессов в школе.

Приведем данные мониторинга качества результатов образовательного процесса, полученные за последние три года.

Таблица 4.

Динамика качества знаний учащихся

Год

Успеваемость

Качество

Уровень

обученности

2005-2006

99,4%

36,9%

средний

2006-2007

98,4%

37,2%

средний

2007-2008

98,6%

37,8%

средний

Из данных таблицы можно сделать вывод о нестабильной успеваемости, равномерном росте качества обучения и преобладающем среднем уровне обученности школьников.

Качественный анализ усвоения содержания образования по предметам учебного плана указывает на положительные стабильные результаты по истории, географии, биологии; отмечается повышение качества образования по русскому языку, иностранному языку, информатике и обществознанию, снижение – по физике, химии, биологии.

Полученные результаты обусловлены, в первую очередь, контингентом учащихся (сказывается рост неполных и неблагополучных семей среди родителей учеников школы №71). Как правило, дети из таких семей в своем большинстве отличаются недостаточным уровнем сформированности ОУУН, слабой положительной мотивацией к учению, невысокой работоспособностью, отсутствием навыков самоконтроля.

Кроме того, необходимо отметить влияние на качество знаний учащихся сложившейся экономической ситуации в стране (так называемого кризиса), усугубившей материальное неблагополучие большинства семей, ослабление семейных связей и ценностей, изменение образовательной политики, внедрение в образовательный процесс школы ЕГЭ в качестве итогового и вступительного испытания (сказывается необходимость владения определенным «багажом» знаний по математике и русскому языку независимо от выбранного профессионального пути).

Таким образом, возникает определенное несоответствие между общими итогами обучения (преобладание среднего уровня) и качеством обучения отдельным предметам (либо низкое, либо высокое – в зависимости от интересов учащихся), что актуализирует проблему повышения уровня обученности учащихся школы № 71.

Установлено, что около 40% учащихся школы ежегодно имеют низкий уровень развития умственной работоспособности, а это, в свою очередь, приводит к снижению качества процесса обучения.

Рис.1. Уровень работоспособности учащихся

Необходимо отметить уменьшение количества учащихся с низким уровнем работоспособности (несмотря на то, что динамика достаточно слабая). Результаты исследования показывают, что детей с высокой работоспособностью крайне мало (11-15% от общего количества), это в основном учащиеся начальных классов. К старшим классам работоспособность значительно падает, т.к. и у детей, и у родителей отсутствует заинтересованность в высоких результатах, что в свою очередь обусловлено особенностями социума.

Однако наблюдается прямая зависимость работоспособности детей от того, где и насколько интенсивно заняты учащиеся во внеурочное время. Это обусловлено тем, что внеурочная воспитательная работа учителей направлена на расширение интереса учащихся к учебным предметам.

Таблица 5.

Занятость учащихся в факультативах

Учебный год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Посещают факультатив

122

130

131

% от общего числа учащихся

33

37

39

В 8-11-х классах учащиеся школы № 71 преимущественно посещают факультативы, направленные на подготовку к ЕГЭ. В средних классах – факультативы, направленные на подготовку к участию в различных конкурсах.

Кроме того, школа стремится использовать внутренний потенциал педа­гогического персонала в организации внеурочной деятельности учащихся не только в рамках факультативов.

Таблица 6.

Занятость учащихся в кружках

Название кружка

2005-2006

2006-2007

2007-2008

"Почемучка" (нач. классы)

15

15

15

"Театральная мастерская"

-

17

18

"Оформитель"

12

15

17

"Огнеборец"

15

15

15

"Снайпер"

10

15

15

"Комнатное цветоводство"

15

15

15

"Веселые нотки"

15

18

15

"Светофор"

15

15

16

"Батик"

-

-

15

"Мягкая игрушка"

15

15

15

"Тутти-Фрутти"

15

15

16

"Оригами"

-

-

15

"Свеча" (клуб авторской песни)

18

22

18

"Театр кукол "Петрушка"

-

15

-

Учащиеся школы № 71 в начальной школе и среднем звене посещают кружки, в рамках которых принимают участие в разного вида и уровня конкурсах, смотрах, соревнованиях.

Организация внеклассной (внеурочной) деятельности учащихся позволяет занять их досуг и тем самым уберечь от правонарушений, способствует личностному развитию учащихся, развитию их самостоятельности и ответственности.

Таблица 7.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №41»

    Программа
    Данная программа разработана на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды МОУ «Гимназия №41» г. Кемерово. PEST-анализ представлен в таблице №1, SWOT-анализ в таблице №2.
  2. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  3. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).
  4. Публичный доклад (301)

    Доклад
    МОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа № 2» – муниципальное общеобразовательное учреждение, формирующее учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, объединяющее образовательное пространство,

Другие похожие документы..