Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
16-17 февраля 2012 года приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации обуче...полностью>>
'Урок'
Мотивация: После окончательной победы над Наполеоном Рылеев попадает в Париж. Среди достопримечательностей французской столицы он посещает, как переда...полностью>>
'Методические рекомендации'
Учебная программа по дисциплине «Физика» предназначена для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по специальностям технического направл...полностью>>
'Конкурс'
Психологически готовясь к выполнению данного задания, а именно написанию сочинения – эссе, проанализировала множество материалов по проблеме и пришла...полностью>>

Рабочая программа по «риторике» для специальности 03. 05. 01 «Юриспруденция» юридический

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра стилистики и риторики

«Утверждаю»

Первый проректор КемГУ

д-р пед. наук, профессор Б.П. Невзоров

______________________

«___» ___________ 200_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «РИТОРИКЕ»

для специальности 03.05.01 «Юриспруденция»

юридический факультет ДО

курс 1

семестр 2

лекции 16 зачет 2 семестр

практические занятия 16

самостоятельные занятия 110

Всего часов 142

Составители: д-р филол. наук, профессор П.А. Катышев,

ассистент Т.В. Артемова

Кемерово 2008

Рабочая программа дисциплины «Риторика» регионального компонента цикла по выбору (ГСЭ) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности юриспруденция, на основании (наименование типовой программы, дата утверждения)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры стилистики и риторики

Протокол № «2» от «25» сентября 2008 года

Зав. кафедрой: _____________ д.ф.н., проф. Араева Л.А.

Одобрено методической комиссией

Протокол № «__» от «__» ___________2008 г.

Председатель ­_____________

  1. Пояснительная записка

Цели и задачи учебной дисциплины. Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Тот факт, что указанные навыки составляют основу профессиональной компетенции любого человека, посвятившего себя работе в социальной сфере, в полной мере объясняет актуальность учения о конативной коммуникации. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции студента юридического факультета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать системные знания в области теории речевого воздействия;

  2. сформировать представление о прикладной составляющей риторики;

  3. выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации (коммуникативные нормы речи, произносимой в ситуации судебных прений).

Структура учебной дисциплины.

Изучение дисциплины «Риторика» предполагает курс лекций, где излагается основной теоретический материал; курс практических занятий, в ходе которых работа проходит следующим образом: а) материал, предложенный на лекциях, рассматривается применительно к конкретным образцам ораторского мастерства; б) студенты самостоятельно изучают предложенную для занятия литературу и в ходе практического занятия происходит проверка и корректировка полученных ими знаний.

Примечание. Предполагается, что углубленное изучение «описательного» аспекта риторики может быть осуществлено при работе над рефератами. Практический компонент программы тесно связан с прикладным направлением риторики и в нашем случае представлен в виде комплекса обучающих приемов и методических алгоритмов, создающих предпосылки для овладения коммуникативными нормами (см. систему практических занятий по ортологии судебной речи).

  1. Тематический план

Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (или семинарские)

Лабораторные

1

2

3

4

5

6

7

8

Дневная форма обучения

1

Риторика как дисциплина

2

2

Устный опрос

2

Базовые категории риторики

4

4

Устный опрос

3

Понятие речевого воздействия. Типы речевого воздействия.

6

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

4

Классический риторический канон. Инвенция как этап риторического канона

5

3

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

5

Инвенция: разработка аргументации

5

3

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

6

Языковые средства, усиливающие рациональное воздействие. Предметная логичность

4

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

7

Формирование убеждения с точки зрения категории эмоциональности

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

8

Диспозиция как этап риторического канона

4

2

2

Устный опрос. Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

9

Элокуция как этап риторического построения

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

10

Способы и средства эмоционального воздействия

6

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

11

Специальные средства эмоционального воздействия: фигуры прибавления, убавления, размещения

4

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

12

Тропы как средства эмоционального воздействия

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

13

Грамматические тропы как средства эмоционального воздействия

4

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

14

Жанр судебной речи

4

2

2

Устный опрос. Анализ текстов судебных речей

Формы контроля

  • Контрольная работа, написание и защита реферата

  • Зачет в вопросно-ответной форме,

  1. Содержание дисциплины

Первая тема: «Риторика как дисциплина»

Предварительное определение дисциплины: «многоликость» риторики, исторически сложившиеся группы дефиниций риторики (риторика как учение об убеждающей публичной речи, риторика как ars bene dicendi, «орнаменталистская» риторика, риторика как искусство письменной речи, риторика как учение о «диалогичности» воздействия), рабочее определение риторики.

Предмет современной риторики в связи с категорией эффективности: предмет и объект современной риторики, эффективность как частный (внутридисциплинарный) функциональный принцип риторики, содержательная неоднородность предмета риторики, плюралистичность риторической методологии.

Дисциплинарная схема риторики: классическая структура риторического знания (общая и частная риторика); современные риторические и парариторические направления; аспекты, категории и единицы современной «описательной» риторики; современные риторические приложения; риторическая критика.

Вторая тема «Базовые категории современной риторики».

Риторизованное восприятие речевого сообщения: риторическая герменевтика как учение о восприятии, ориентированном на понимание замысла продуцента, его речевых поступков; психолингвистическое моделирование смыслового восприятия речи (побуждающий, формирующий, реализующий уровни); логический аспект понимания речевого поведения (рациональное понимание поведения, целевое понимание поведения); контекстуальная модель понимания речевого акта; факторы, создающие условия для успешного понимания речевого акта; макростратегическая модель понимания сообщения (контекстуальные и текстовые макростратегии); модель индивидуального понимания; эвристики риторизованного восприятия; перцептивно значимые стратегические и оперативные единицы речевого акта.

Риторизованное речепорождение: риторизованное речепорождение как частная проблема риторической герменевтики; речепорождение как процесс формирования и формулирования мысли (мотивационно-побуждающий, формирующий, реализующий уровни); топический метод формирования мысли; топос как типичный способ апперцепции; классическая модель речепроизводства М. В. Ломоносова (изобретение, украшение, расположение, произношение как части риторического канона); речевое воздействие как речепорождение (стадии ориентировки, осуществления и коррекции); риторическая форма речевого акта (локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты); принципы понятности и выразительности.

Риторизованное взаимодействие: ценностное моделирование риторизованного взаимодействия; коммуникативная атрибуция; многомерность, глобальность и динамизм коммуникативной атрибуции; параметры, структурирующие риторизованное взаимодействие (тип речевого воздействия – конвенционально регулируемые компоненты прагматического контекста – «естественная логика» в актуализации и смене типов речевого воздействия, а также в иерархии коммуникативных переменных); конвенциональные правила, реализующие применимость апперцепционных баз коммуникантов к типам воздействия через принцип кооперации; конвенциональные правила, реализующие применимость прагмакомпонента «направленность сообщения» к типам воздействия через принцип конверсии; конвенциональные правила, реализующие применимость прагмакомпонента «предмет речи» к типам воздействия через принцип транспорта референта; конвенциональные правила, реализующие применимость прагмакомпонента «адресант» к типам воздействия через принцип ориентации на адресата и принцип адекватности; конвенциональные правила, реализующие применимость прагмакомпонента «адресат» к типам воздействия через принцип ориентации на адресанта; конвенциональные правила, реализующие применимость прагмакомпонента «код» к типам воздействия через принцип оптимального кодирования сообщения; риторическая форма речевого взаимодействия.

Третья тема: «Типы речевого воздействия»

Понятие речевого воздействия. Типы речевого воздействия: фатика, информирование, убеждение, суггестия. Анализ типов речевого воздействия: характеристика коммуникативной установки (цели) риторизованного воздействия, характеристика способов оперирования предметом речи, характеристика поведения говорящего, поведение слушающего, характеристика способов выражения речевого воздействия.

Четвертая тема: «Классический риторический канон. Инвенция».

Риторический канон как единство и отдельность этапов формирования и формулирования мысли. Этапы риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.

Изобретение как этап, предполагающий решение оратором вопросов, связанных с выбором темы, формулировкой проблематики высказывания, ориентировкой в ситуации общения, поиске способов обоснования свой точки зрения. Составляющие изобретения: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы: нахождение, отбор, построение и согласование аргументов.

Топическая система и топосы. Понятие топа. Топос как важнейший источник аргумента. Виды топосов: содержательные и логические. Классификация логических топосов: Описательные, модально-оценочные, определительные, сравнительные.

Пятая тема: «Инвенция: разработка аргументации»

Разработка аргументации как одна из составляющих изобретения. Понятие аргументации. Определение аргумента. Основные компоненты аргумента: положение, обоснование, основание. Признаки аргументации.

Классификация аргументов: аргументы в статусе установления (аргумент к очевидному – аргумент к <фактическому> составу – аргумент к <фактической> вине – аргумент к <фактическому> мотиву – аргумент к <фактическим> обстоятельствам, приводящим к индивидуализации наказания); статус определения и способы его обоснования (аргумент к норме – аргумент к совместимости); квалификационный силлогизм как универсальная операция статуса определения; статус оценки и способ его обоснования (аргумент к санкции); санкциональный силлогизм как универсальная операция статуса оценки. Понятие ценностного регрессивного силлогизма. Опровержение как способ обоснования. Виды опровержения. Назначение опровержения.

Шестая тема: «Языковые средства, усиливающие рациональное воздействие. Предметная логичность»

Языковые способы рационального воздействия. Логичность как коммуникативное качество речи. Предметная логичность как качество, усиливающее рациональное воздействие. Отличие предметной логичности от логичности понятийной. Средства выражения и поддержания логичности. Вопросно-ответная организация аргументов. Понятие периода. Логический и полемический вопросы как способствующие логике рассуждения.

Возможные ошибки в речи судебного оратора: формальная ошибка, хаотичные, аморфные рассуждения, подмена тезиса, попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов, круг в доказательстве.

Седьмая тема: «Формирование убеждения с точки зрения категории эмоциональности»

Представление об эмоциональном убеждении. Назначение средств эмоционального убеждения. Признаки эмоционального убеждения: вспомогательность, полифункциональность, иррациональность, знаковость, социальность. Эмоционально значимые аргументы: аргумент к смыслу 9определение, традиции исследования, схема, правила построения), к традиции (определение, схема и правила построения) к авторитету (определение, специфика, схема и правила построения), к здравому смыслу (определение, схема, правила построения), к вере (определение, схема, правила построения).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 036401

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста, реализуемая Саратовским государственным университетом на юридическом факультете по специальности 036401 Таможенное дело представляет собой систему документов, разработанную
  3. Специальности (1)

    Публичный отчет
    О РАЗВИТИИ государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»
  4. Рабочая программа дисциплины профессиональная этика юриста Направление подготовки

    Рабочая программа
    Усвоению и привитию высоких нравственных качеств, коим должен обладать юрист, посвятивший себя торжеству, справедливости, защите прав и свобод человека и гражданина.
  5. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..