Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебно-методический комплекс по дисциплине
(УМК).
Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке,
правила оформления и издания
Москва 2006 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(УМК)
Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке,
правила оформления и издания
Составители:
к.и.н., доц. Е.Н. Евсеева
к.и.н., доц. О.Ю. Шамаева
к.пед.н. С.С. Рошаль
Т.Г. Погребняк
Л.Л. Батова (приложения)
к.ю.н. И.А. Коссов
Отв. редактор д.э.н., проф.
В.В. Минаев
Утверждено
на заседании РИСО
…… 2006 г. Протокол № 2
CОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………… 3
1. Состав, содержание и оформление учебно-методического
комплекса (УМК)………………………………………………………………… 4
1.1. Требования к составу УМК.…………….………………………………………. 4
1.2. Требования к оформлении. УМК………………………………………………. 7
2. Требования к содержанию документов, входящих в состав УМК и
рекомендации по подготовке……………………………………………………… 8
2.1. Программа курса (спецкурса)……………………………………………………. 8
2.1.1. Общие требования………………………………………………………… 8
2.1.2. Требования к структуре и рекомендации по разработке………………. 9
2.2. Тематический план………………………………………………………………. 12
Планы семинарских (практических) занятий……………………………….…..12
Планы лабораторных (практических) работ и методические
указания по их выполнению………………………………………………….14
Программа практики………………………………………………………………15
Рабочая тетрадь студента (РТС)………………………………….………………16
Система текущего и итогового контроля знаний студентов……………………17
Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………18
Методические рекомендации по подготовке и оформлению
письменных работ……………………………………………………………20
Методические указания по подготовке и оформлению
дипломных работ………………………………………………………………21
Основные требования к учебнику (учебному пособию) нового поколения…..22
2.11.1. Общие положения…………………………………………………………22
2.11.2. Общие характеристики учебника (учебного пособия)………………….23
2.11.3. Требования к структуре и содержанию учебника (учебного пособия)..24
3. Правила издания УМК…………………………………………………………………30
3.1. Общие положения………………………………………………………………….30
3.2. Правила набора текстов учебно-методических материалов
при подготовке к изданию…………………………………………………….31
Приложения:
1.Образец оформления титульного листа учебно-методического
комплекса………………………………………………………………………………..33
2. Образец оформления оборота титульного листа
учебно-методического комплекса................………………………………………34
3. Примеры формулирования предмета и целей учебного курса……………………...35
4. Схема библиографического списка.…………………………………………………..37
5.Примеры библиографических списков ……………………………………………….38
6. Примеры библиографического описания документов………………………………44
7. Список сокращений наименований учреждений и организаций,
применяемых в библиографическом описании в области
заглавия и сведений об ответственности…………………………………………. 57
8. Образец оформления тематического плана курса…………………………………… 61
9. Образец оформления титульного листа рабочей тетради
студента……………………………………………………………………………… 62
10. Особенности размещения обязательных и факультативных элементов
на лицевой и оборотной стороне титульного листа учебного издания…………… 63
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины.
Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на решение следующих основных задач:
четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами специальности;
рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;
определение оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место вуза на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.
УМК адресован, прежде всего, студенту. Для него это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности её изучения, разделах и требованиях к уровню её освоения. УМК позволяет студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.
Использование УМК в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, закреплением учебных часов между лекциями и семинарами, системой текущего и итогового контроля и т. п.
Предлагаемые рекомендации по подготовке учебно-методического комплекса по дисциплине учебного плана образовательной программы созданы на основе анализа накопленного в РГГУ опыта этой работы и предназначены для преподавателей – разработчиков УМК. Деятельность по созданию УМК очень важна для преподавателя, поскольку в процессе работы раскрывается его творческий потенциал, на основе накопленного педагогического и методического опыта, новых знаний преподаватель вырабатывает современные подходы к содержанию и преподаванию курса и организации учебного материала.
1. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
1.1. Требования к составу УМК.
В состав учебно-методического комплекса (УМК) должны входить учебно-методические материалы, обеспечивающие все виды занятий и формы контроля знаний студентов, предусмотренные учебным планом соответствующей специальности.
Обязательный состав документов УМК определяется учебным планом профессиональной образовательной программы, который устанавливает общий объем дисциплин в часах, виды аудиторных занятий и их объем (в часах), формы контроля знаний студентов, формы итоговой государственной аттестации, виды студенческой практики.
Рассмотрим обязательный состав УМК на примере учебных планов нескольких дисциплин:
1. Учебный план по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» включает дисциплину «Документоведение» (цикл общепрофессиональных дисциплин), общим объемом 500 часов, из них 172 часа аудиторных занятий: 70 часов лекции, 18 часов – практические занятия, 86 часов – лабораторные занятия; 3 контрольные работы, 3 теста, курсовую работу, 2 зачета и экзамен. Кроме того, предусмотрена учебная практика и государственный экзамен по этой дисциплине.
Исходя из учебного плана, в УМК должны быть включены следующие обязательные методические документы:
программа курса;
планы практических занятий;
планы лабораторных занятий и методические указания по их выполнению;
список источников и литературы по курсу;
тематический план курса;
контрольные вопросы по курсу;
контрольные работы, тесты;
список примерных тем курсовых работ;
система текущего и итогового контроля знаний студентов;
программа учебной практики;
проблематика дипломных работ;
программа государственного экзамена.
2. Учебный план специальности «Мировая экономика» включает дисциплину «История России» (цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) общим объемом 190 часов, из них 60 часов аудиторных занятий: 40 часов – лекции, 20 часов – семинарские занятия; 2 реферата, зачет и экзамен.
В этом случае в составе УМК должны быть следующие обязательные документы:
программа курса;
планы семинарских занятий;
список источников и литературы по курсу;
тематический план курса;
контрольные вопросы по курсу;
список примерных тем рефератов;
система текущего и итогового контроля знаний студентов.
3. Учебный план специальности «Финансы и кредит» включает дисциплину «Финансовое право» (цикл дисциплин специализации) общим объемом 60 часов, из них 30 часов – аудиторные (лекции), 1 тест и зачет.
Обязательными методическими документами в этом случае должны быть следующие:
программа курса;
библиографический список источников и литературы по курсу;
тематический план курса;
контрольные вопросы по курсу;
система текущего и итогового контроля знаний студентов.
Таким образом, в соответствии с позициями учебного плана по специальности разрабатывается необходимый минимум методического обеспечения дисциплины. Для полного методического обеспечения дисциплины в составе УМК должны быть представлены также методические материалы, организующие самостоятельную работу студентов. К ним, в первую очередь, относятся:
методические указания по изучению курса;
рабочая тетрадь студента;
методические указания по выполнению письменных работ (рефератов, докладов, курсовых и т. п. в зависимости от их наличия в учебном плане);
методические указания по подготовке дипломных работ.
В случае использования в преподавании курса раздаточного материала, наглядных пособий, современных информационных технологий и мультимедийных продуктов в УМК следует включить соответствующие перечни.
В УМК также могут входить методические материалы, необходимость которых определяется преподавателем. Например, конспект-организатор, тексты ситуации для анализа, ридеры, словари терминов и персоналий и т.п.
Таким образом, полный состав УМК включает следующие документы:
Программу курса:
- пояснительная записка;
- тематические разделы;
- список источников и литературы по курсу;
- тематический план;
- контрольные вопросы по курсу.
Планы семинарских (практических) занятий1.
Планы лабораторных занятий и методические указания по их выполнению2.
Программу учебной (производственной) практики3.
Рабочую тетрадь студента4.
Информацию о системе текущего и итогового контроля знаний студентов и ее методическом обеспечении (тематика рефератов, докладов, курсовых работ, проблематика итоговых письменных работ).
Методические рекомендации по изучению дисциплины (курса).
Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ;
Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломных работ;
Другие материалы (списки раздаточных материалов, наглядных пособий, мультимедийных продуктов, используемых в преподавании дисциплины, и т.п.).
1.2. Требования к оформлению УМК
Обязательными элементами оформления УМК (а также сборников программ курсов) являются:
- титульный лист;
- оборот титульного листа;
- содержание/оглавление;
- предисловие.
Титульный лист содержит следующие реквизиты:
Наименование ведомства (Федеральное агентство по образованию);
Указание организационно-правовой формы учебного заведения (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования);
Полное наименование учебного заведения (Российский государственный гуманитарный университет);
Полное наименование регионального подразделения РГГУ;
Полное наименование института;
Полное наименование факультета;
Полное наименование кафедры (учебно-научного центра);
Заглавие УМК:
- название дисциплины (строго в соответствии с учебным планом);
- полное название вида материала (учебно-методический комплекс, сборник программ курсов или спецкурсов и т. п.);
- адресат (шифр и полное название специальности, специализации);
- форма обучения (если УМК предназначен для конкретной формы обучения);
Место издания;
Год издания.
Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1.
На обороте титульного листа указываются фамилия, имя, отчество составителя (составителей) и ответственного редактора с указанием ученых степеней и званий, а также сведения об утверждении (см. Приложение 2).
Предисловие к УМК включает в себя сведения об адресате методических документах, составе комплекса, взаимосвязи его частей, организационно-методических принципах построения курса.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ УМК
2.1. Программа курса / спецкурса.
2.1.1. Общие требования.
Программа курса (спецкурса) является центральным методическим документом учебно-методического комплекса. Именно она определяет содержание обучения по данной дисциплине, объем знаний, которым будут обладать студенты в результате освоения курса, последовательность изучения материала. Поэтому работу над УМК целесообразно начинать с подготовки программы курса.
При составлении программы курса необходимо учитывать предъявляемые к этому виду методических документов основные требования.
1. Программа должна соответствовать Государственному образовательному стандарту (ГОС) специальности.
ГОС определяет наименование и обязательный минимум содержания дисциплины федерального компонента, как правило, трех циклов (ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины, ОПД – обще-профессиональные дисциплины). Минимум содержания циклов специальных дисциплин и дисциплин специализации, а также дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента стандартом не устанавливается, однако в нем определяются требования и к этим циклам дисциплин.
2. Программа курса должна соответствовать концепции и учебному плану профессиональной образовательной программы, реализуемой в вузе.
В концепции отражаются отличительные особенности данной образовательной программы, специфика подготовки студентов.
Учебный план устанавливает общий объем дисциплины, объем и виды аудиторной и самостоятельной работы студента.
Эти документы дают представление о целях и задачах курса, его месте в образовательной программе, помогают определить необходимый объем знаний, приобретаемых студентами.
3. Программа должна отражать современный уровень развития науки.
4. Программа должна оформляться в четком соответствии с установленными в вузе правилами.
Примечание. При работе над программой курса полезно ознакомиться с примерной программой дисциплины. Сборники таких программ изданы Учебно-методическими объединениями по специальностям. Примерная программа дисциплины находится за рамками ГОС и носит рекомендательный характер.
Содержание программы курса не зависит от формы обучения студентов (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), т.е. все студенты должны овладеть объемом знаний, определенным вышеперечисленными нормативно-методическими документами.
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по специальностям 050202. 65 и 050200. 62 «Информатика» Москва 2008
Учебно-методический комплексСистемы управления базами данных. Учебно-методический комплекс по специальностям 050202.65, 050200.62 - «Информатика». Составитель – Кузнецов В.С. - М.Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных Для специальности
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплинУчебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» Для специальности: 050506 «Экономика»
Учебно-методический комплексРабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании , рабочей программы «Маркетинг» для высших учебных заведений по специальности «050508–Маркетинг»Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией Для специальности 06. 01. 01. 65-Лечебное дело
Учебно-методический комплексУчебно - методический комплекс по дисциплине ЕН Ф 05 Биология с экологией составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 06.Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании
Учебно-методический комплексРоль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.