Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Как показывает практика, в условиях современной экономической жизни большинство директоров отечественных предприятий концентрируют свои усилия на реш...полностью>>
'Книга'
У даному випуску інформаційного бюлетеня представлено матеріали обласного семінару-практикуму бібліотечних працівників бібліотек-філій для юнацтва Зн...полностью>>
'Документ'
Обумовлена поширеністю ревматологічних захворювань, інвалідизуючим характером ряду захворювань цієї групи, грізністю прогнозу, властивістю спричиняти...полностью>>
'Документ'
Качуровский Д.О., Визначення поняття «спорт»: критичний аналіз існуючих підходів Теорія і практика фізичного виховання (Донецький національний уніве...полностью>>

Рабочая программа дисциплины история современной россии гсэ. Б в направление подготовки 030900 Юриспруденция

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Факультет истории и международных отношений

Кафедра истории и культуры России

«УТВЕРЖДАЮ

Декан

юридического факультета,

к.ю.н. доцент

Н.А.Юркевич

30 августа 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ГСЭ.Б.1.В.5.

Направление подготовки

030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная, заочная

Кемерово 2011

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического развития России; выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

  • Понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

  • Знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • Воспитание нравственности, морали, толерантности;

  • Способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

  • Умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

  1. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) бакалавриата

Дисциплина «История» относится к блоку социально-гуманитарного цикла (Б.1.Б.1), в котором наряду с Историей изучаются Философия, Экономика, Профессиональная этика, Иностранный язык в сфере юриспруденции, Безопасность жизнедеятельности. Дисциплина «История» изучается во втором семестре на 1 курсе. В качестве «входных» используются знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы средней школы, к которым следует отнести:

  • знание ключевых событий российской и мировой истории

  • представление о ходе и основных закономерностях исторического процесса

  • обладание основами культуры речи и «исторического языка»

  • знание базовых исторических и общественных терминов.

Кроме этого при изучении истории Отечества используются знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы по дисциплине «История государства и права России». Дисциплина «История создает необходимые предпосылки для усвоения таких дисциплин, как «Философия», «Экономика». Совместно с данными дисциплинами «История отечества» формирует следующие общекультурные компетенции (ОК): 3, 4, 8

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История».

  • ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-4 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК- 8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные направления, проблемы, теории и методы истории;

  • движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной истории;

  • место России в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического развития России;

Уметь:

  • логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • работать с разноплановыми источниками;

  • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

  • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

  • представлениями о событиях российской истории, месте России в мире;

  • навыками анализа исторических источников;

  • приёмами ведения дискуссии и полемики.

4. Структура и содержание дисциплины «История»

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы 144 часа

4.1. Объём и виды учебной работы по дисциплине в целом

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоёмкость базового модуля дисциплины

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:

Лекции

18

Семинары

18

Самостоятельная работа

В том числе:

Подготовка к научной конференции, анализ источников, составление конспекта по темам курса, анализ литературы по изучаемой теме, составление схем, таблиц по изучаемым вопросам.

Вид промежуточного контроля

Тестирование, реферат

Вид итогового контроля

зачет

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоёмкость по видам занятий (в часах)

пп.

Раздел дисциплины

Семе-

стр

Не-

деля

Общая

Трудо-ёмкость

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость

(в часах)

Формы текущ.

контроля успеваемости (по не-неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Учеб.раб.

В т.ч.

актив. форм

Самост-я

работа

всего

Лек-

ции

Прак-тич.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модуль (часть) №1

История России и мир в IX-XIX вв.

1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники.

1

1

6

1

1

1

2

устный опрос, доклад реферата

2.

Особенности становления государственности в России и в мире. Древняя Русь.

1

2

9

1

1

1

5

устный опрос, доклад реферата, групповая дискуссия

3.

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Образование Московского (Российского) централизованного государства (рубеж XV-XVI вв.)

1

3-4

13

2

2

2

5

устный опрос, доклад реферата, групповая дискуссия

4.

Россия в XVI-XVII веках.

1

5-7

17

3

3

3

5

устный опрос, доклад реферата

5.

Россия и мир в XVIII в. Попытка модернизации

1

8-10

18

3

3

3

6

устный опрос, доклад реферата, тестирование

6.

Россия и мир в -XIX в.: Модернизация и промышленный переворот

1

11-13

18

3

3

3

6

устный опрос, доклад реферата,

Модуль (часть) №2

История России и мир в XX – начале XXI вв.

7.

Россия и мир в ХХ веке

1

14-17

21

4

4

4

5

устный опрос, доклад реферата, тестирование

8.

Россия и мир в ХХI веке

1

18

6

1

1

1

2

устный опрос, доклад реферата, тестирование

Итого

18 недель

18

18

18

4.2. Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

пп

Наимено-вание

разделов

дисциплины

Содержание раздела

дисциплины

Результат обучения,

формируемые компетенции

1

2

3

4

1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Студент должен знать основные проблемы, теории и методы истории, представлять главные закономерности мирового исторического процесса. Уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. ОК3,ОК4,ОК8

2.

Особенности становления государственности в России и в мире. Древняя Русь.

Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Восточные славяне в древности VIII-XIII вв. Причины появления княжеской власти и её функции. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси..

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Студент должен знать основные направления складывания государственности в России и в мире, представлять роль человека в государственной иерархии, политической организации общества. Уметь различать этапы и ключевые события в процессе генезиса государственности в Древней Руси.

ОК3,ОК4,ОК8

3.

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Образование Московского (Российского) централизованного государства (рубеж XV-XVI вв.)

Эволюция древнерусской государственности в XIII-XV вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

Экспансия Запада. Александр Невский.

Русь, Орда и Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

Студент должен владеть представлениями о событиях российской истории периода средневековья, основанными на принципе историзма, а также приёмами ведения дискуссии по проблемам средневековой Руси (формы правления, влияние монголо-татарской экспансии и экспансии Запада) ОК3,ОК4,ОК8

4.

Россия в XVI-XVII веках.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.

Студент должен знать исторические факты, связанные с поиском альтернативных путей социально-политического развития Руси при Иване Грозном и в период «Смутного времени». Уметь логично и аргументировано отстаивать собственную позицию о роли России в историческом процессе периода «Нового времени». ОК3,ОК4,ОК8

5.

Россия и мир в XVIII в. Попытка модернизации.

Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии тяжёлой и лёгкой промышленности. Развитие мануфактурного производства. Создание Балтийского флота и регулярной армии Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. “Просвещённый абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

Студент должен знать сущность процесса модернизации как одной из закономерностей исторического процесса, представлять роль личности в истории, и, в частности, Петра I как инициатора модернизации России. Студент должен владеть взаимосвязанными представлениями о событиях российской и всемирной истории в XVIII. ОК3,ОК4,ОК8

6.

Россия и мир в -XIX в.: Модернизация и промышленный переворот

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М. Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политики Николая I, Россия и Кавказ.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в нач. XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; Политические преобразования 60-70-х гг. Присоединение Средней Азии.

Студент должен знать причины, сущность, ход и последствия промышленного переворота в России. Понимать ход и этапы решения крестьянского вопроса. Особенно это касается анализа феномена отмены крепостного права в России в 1861 году. Он должен научиться извлекать уроки из исторических событий. Студент должен владеть взаимосвязанными представлениями о реформах 60-70-х гг. их последствиях и значении.

ОК3,ОК4,ОК8

7.

Россия и мир в ХХ веке

Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв., ее место в мире. Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

I Мировая война: предпосылки, ход, итоги. Основные военно-политические блоки. Версальская система международных отношений.

Участие России в Первой мировой войне. истоки общенационального кризиса. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика власти. Кризис власти.

Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В. Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развития стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Экономические основы советского политического режима. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия.

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939-1941 гг.

Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.

Превращение США в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950-1953 гг.

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение ХХ и ХХII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы.

Научно-техническая революция и её влияние на ход мирового общественного развития.

Гонка вооружений (1945-1991). Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х - начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 годах. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Студент должен знать основные направления развития России и мира в ХХ веке, представлять движущие силы, закономерности и особенности российского и мирового исторического процесса в это время. Он должен знать различные оценки происходящих в ХХ в. событий и представлять разные системы ценностей, сформировавшихся в это время в т.ч. достижения и просчёты капиталистической и социалистической систем.

Студент должен уметь формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории ХХ века, в т.ч. в отношении политических событий 1917 г., смены политического строя в России в 90-х годах. Он должен уметь логически мыслить и вести аргументированную дискуссию по основным событиям в России и в мире ХХ века, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. ОК3,ОК4,ОК8

8.

Россия и мир в XXI веке

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2010 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.

Студент должен знать направления развития России и мира на современном этапе. Представлять конкретные факты глобализации мирового экономического, политического и культурного пространства и понимать региональные и глобальные интересы России.

Студент должен уметь «привязать» события из истории России к конкретному событию из всемирной истории, уметь провести хронологические параллели. ОК3,ОК4,ОК8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины Профессиональная речь юриста гсэ. Б б по направлению 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Изменение социально-экономической ситуации в стране обусловило появление новых критериев к специалисту не только
  2. Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 1 Логика Направление подготовки 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Преобразования в различных сферах жизни российского общества потребовали новых подходов к праву, формированию правового государства и гражданского общества, повышению правовой культуры граждан и переоценке роли и места юриста в обществе.
  3. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности» гсэ. Б б. 5

    Рабочая программа
    Актуальность и значимость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основана на том, что современная окружающая среда и техносфера в частности являются для любого человека источником разного рода опасностей.
  4. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки по направлению 030900 Юриспруденция 2 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

    Основная образовательная программа
    1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
  5. Рабочая программа дисциплины Экономика гсэ. Б б направление подготовки

    Рабочая программа
    Целью освоения учебной дисциплины «Экономика» является введение студента в круг знаний, составляющих один из основных компонентов гуманитарного, социального и экономического цикла.

Другие похожие документы..