Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа учебной дисциплины «Методы оптимизации» предназначена для подготовки инженеров ТПУ по специальности «Управление и информатика в тех...полностью>>
'Пояснительная записка'
Программа данногокружка предназначена для учащихся 9 - 10классов. Цель курса вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределен...полностью>>
'Расписание'
15.00 – 1 .35 Анатомия чел. 15.00 – 1 .35 Анатомия чел. 15.00 – 1 .35 Анатомия чел. 15.00 – 1 .35 Анатомия чел. 15.00 – 1 .35 Анатомия чел. ВТОРНИК 8...полностью>>
'Документ'
Редактор Андрусенко С. В. Художественное оформление Ершова Д. М. Корректор Худякова Н. Г.Текст публикуется в авторской редакции. Рисунки автораИздание...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. В. 01а для студентов очной формы обучения по специальности 080503. 65 «антикризисное управление»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЦИКЛА ОПД.В. 01а

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080503.65 – «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КЕМЕРОВО 2008

Мировая экономика : учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / Л. У. Лубягина; Кузб. институт экономики и права. – Кемерово. – 2008. – 46 с.

Учебно-методический комплекс «Мировая экономика» составлен в соответствии с разделом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 351000 (080503.65) – «Антикризисное управление», квалификация - экономист.

Содержит все необходимые и систематизированные материалы для изучения дисциплины.

Предназначен для студентов второго курса очной формы обучения экономического факультета института.

Утверждена на заседании кафедры «Экономика и организация предприятия»

Протокол № ____ от «____»_______________ 200_ г.

Зав. кафедрой к.э.н., профессор _____________А.И. Щербаков

Рекомендована для издания учебно-методической комиссией института

Протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.

Секретарь комиссии ___________________ О.Ю. Сиялко

Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ Г.А. Мартынов

«____» ____________ 200___ г.

Зарегистрирована в методкабинете «__» ___________ 200_ г.

Регистрационный номер _______

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Учебно-тематический план занятий 7

2 Учебная программа дисциплины 8

3 Список литературы 15

4 Планы семинаров 18

5 Тестовые задания 22

6 Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний 38

7 Примерные вопросы к экзамену 41

Глоссарий 44

    ВВЕДЕНИЕ

Специфика изучения курса мировой экономики в настоящее время обусловлена тем, что в системе мировой экономики происходят существенные структурные сдвиги, изменяется механизм функционирования мирового хозяйства, появляются и нарастают глобальные процессы, которые качественно преобразуют сложную совокупность международных экономических отношений, предопределяют новый облик мирового сообщества, ставят множество проблем перед человечеством. Анализ этих мирообразующих процессов также вызвал ломку прежних представлений о развитии мировой экономики, влиянии этого развития на экономический и политический статус той или иной страны, по-новому поставил вопрос об открытости, встроенности национальных экономик в единую систему мирового хозяйства.

Особенно актуальными в этой связи становятся исследования вопросов места, роли, последствий, перспектив «включения» современной России в сложный быстроменяющийся мир, опирающийся на рыночные принципы. По всем этим проблемам в литературе не существует единого мнения. Поэтому перед студентами встаёт задача – ознакомиться с различными точками зрения на одну и ту же проблему и на этой основе определить свою позицию, которая может быть обсуждена на семинаре.

В современной мировой экономике стихийные процессы всё более уступают место cознательно регулируемым, несмотря на доминирование либеральной политики, основанной на неоклассической теории, прежде всего, принципах монетаризма. Поэтому в ходе подготовки к семинарским занятиям студентам следует внимательно ознакомиться и проанализировать документы, выработанные межгосударственными, наднациональными, международными органами и организациями, такими как ООН, Евросовет, МВФ, ВТО и др. Также следует изучать законы, постановления высших законодательных и исполнительных органов РФ, регулирующие внешнеэкономические связи нашей страны с другими странами и их объединениями.

Исходя из серьёзных изменений, которые происходят в мировой экономической системе, учитывая существенные сдвиги в экономической теоретической науке, изучающей мировую экономику, следует определить её предмет, который, по нашему мнению, нельзя сводить только к изучению экономик различных стран (как это принято во многих учебниках и учебных пособиях).

Предмет мировой экономики как науки – это возникновение, развитие, изменение мировой экономической системы как сложной, многоуровневой, противоречивой системы, состоящей из национальных экономических систем, функционирующей на основе международного разделения труда.

Основные цели изучения дисциплины:

- выработка у студентов научных представлений об экономических закономерностях возникновения, развития, смены исторических этапов мировой экономической системы, о современных тенденциях;

- формирование у студентов представлений о функционировании современной мировой экономики;

- определение места и роли России в современных мирохозяйственных связях, идентификация основных направлений её развития основным современным мирохозяйственным тенденциям.

Задачи дисциплины:

- научиться разграничивать объект (мировое хозяйство) и предмет мировой экономики как науки;

- изучить структуру международных экономических отношений и их субъектов. Определить роль тех или иных субъектов (отдельных государств, транснациональных корпораций, интеграционных объединений, международных организаций, наднациональных органов и т.д.) в развитии мировой экономики;

- проанализировать различные теоретические концепции развития мировой экономки;

- при помощи основных показателей мировой экономики осуществить межстрановые сравнения;

- вслед за учёными оценить ресурсный потенциал мировой экономики и последствия его использования для дальнейшего существования человеческого общества;

- изучить современные тенденции развития мировой экономики и их последствия для различных групп стран (транснационализацию, интеграцию, глобализацию, социализацию) с позиций различных экономических школ;

- проанализировать основные теории международной торговли с целью поиска позитивного использования в России;

- изучить основные торговые принципы функционирования мировой экономики: ценообразование, государственное и международное регулирование мировой торговли;

- иметь представление о структуре мирового рынка, о его масштабах, динамике;

- изучить тенденции, динамику международной миграции рабочей силы, социально-экономические последствия её движения и регулирования для стран-экспортёров и стран-импортёров.

- понимать сущность, структуру, формы международного движения капитала, последствия его вывоза для стран-экспортёров и стран-импортёров;

- научиться анализировать ситуацию на международном валютном рынке, платёжный и торговый баланс той или иной страны, использовать валютные курсы для «условных» международных расчётов;

- изучить различные точки зрения учёных, связанные с определением места и роли России в мировой экономике и оценками её перспектив в этом процессе.

Требования к уровню освоения дисциплины:

- овладение основными понятиями, категориями мировой экономики как науки,

- понимание принципов осуществления экономических процессов в мирохозяйственной системе;

- формирование аналитического и прогнозного подхода в изучении современных тенденций развития мировой экономики;

- освоение навыков сравнительного анализа социально-экономического уровня развития различных стран.

Из общих требований вытекает необходимость знать и понимать следующие характеристики мировой экономики как системы:

- определение и разграничение объекта и предмета мировой экономики; главные субъекты мировой экономики; основные формы международных экономических отношений; экономическая основа мировой экономики – международное разделение труда (МРТ) и его формы; теоретические воззрения на проблему развиваемости мировой экономики; периодизация развития мировой экономики; основные показатели развития мировой экономики (ВВП, ВНП, ВМП, ИРЧП и др.);

- типология стран по уровню социально-экономического развития; основные составляющие ресурсного потенциала мирового хозяйства; основные современные тенденции развития мировой экономики (транснационализация, международная интеграция, глобализация, социализация); наиболее влиятельные интеграционные объединения мира; роль транснациональных корпораций (ТНК) в мировом развитии; основные международные экономические организации, их цели, направления деятельности, роль в мировом развитии;

- теории международной торговли; основные показатели, динамика, масштабы, тенденции международной торговли; мировой рынок; ценообразование на мировом рынке; внешнеторговая и международная торговая политика, её методы; динамика, масштабы, последствия международной миграции рабочей силы, методы регулирования;

- международная миграция капитала: причины, формы, динамика, направления; «бегство капитала» и его социально-экономические последствия; кризис внешней задолженности и направления его урегулирования; национальная и международная валюта; курс валюты и факторы, на него влияющие; валютная система и её эволюция; платёжный, расчётный, торговый балансы: структура, методы составления, факторы; внешнеэкономическая стратегия в моделях социально-экономического развития различных стран; место России в системе международных экономических отношений: причины изменения; особенности внешнеэкономической политики современной России.

1 Учебно-тематический план занятий

п/п

Наименование темы

В

с

е

г

о

Количество часов

Всего

ауд.

Аудиторные

занятия

Сам.

раб.

Лек-

ции

Семи- нары

1

2

3

4

5

6

7

3 семестр

1

Мировая экономика: предмет, теории, этапы развития. Типология стран

16

10

6

4

6

2

Ресурсный потенциал мировой экономики как фактор экономического роста. Отраслевая структура мирового хозяйства

6

2

2

-

4

3

Основные тенденции и проблемы современного развития мировой экономики

18

10

6

4

8

4

Межнациональные и наднациональные организации, их место и регулирующая роль в мировом хозяйстве

6

2

2

-

4

5

Международная торговля

12

6

4

2

6

6

Регулирование внешней торговли

8

4

2

2

4

7

Международная миграция рабочей силы

6

2

2

-

4

8

Международное движение капитала

10

6

4

2

4

9

Международные валютно-расчётные отношения

10

6

4

2

4

10

Страны и государства в мировой экономике. Место и роль России в мировом хозяйстве

8

2

2

-

6

ИТОГО по дисциплине:

100

50

34

16

50

Форма итогового контроля

Экзамен

3 семестр

    2 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    Тема 1. Мировая экономика: предмет, теории и этапы развития.

    Типология стран

    Объект и предмет мировой экономики. Современное мировое хозяйство: понятие, структур, субъекты и тенденции развития. Место мировой экономики в системе экономических наук. Развиваемость – главное качество мировой экономики. Основные теории развития мировой экономики. Теории стадий развития (У. Ростоу). Теории индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер).

    Теории цивилизаций и их вклад в практику развития мировой экономики (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон). Марксистская, ленинская и неомарксистские концепции развития экономической системы.

    Генезис мировой экономики. Основные критерии периодизации развития мировой экономики. Возникновение мировой экономики (дорыночный, или докапиталистический, доиндустриальный этап). Промышленная революция и становление мирового хозяйства (рыночный, или капиталистический, индустриальный этап). Формирование монополистических союзов и постиндустриальная (пострыночная) эпоха в развитии мировой экономики.

    Международное разделение труда (МРТ) как экономическая основа развития мировой экономики. Международная специализация и кооперирование производства: сущность, формы, направления развития. Показатели участия стран в МРТ. Роль МРТ в развитии современной мировой экономики. Место и роль России в МРТ.

    Субъекты современного мирового хозяйства: национальные государства, региональные экономические и интеграционные объединения, международные корпорации, международные экономические организации и др. Система современных международных экономических отношений – (МЭО): международная торговля товарами и услугами, финансовые и валютные отношения, миграция капиталов и рабочей силы, научно-техническое сотрудничество и т.д.

    Критерии и классификация стран, образующих мировую экономику. Основные показатели развития мировой экономики. Система национальных счетов. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой мировой продукт (ВМП), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Типология и характеристика стран по уровню экономического и социального развития. Промышленно развитые и развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой.

    ТЕМА 2. Ресурсный потенциал мировой экономики как фактор

    экономического роста. Отраслевая структура

    мирового хозяйства

    Ресурсы мирового хозяйства. Природные ресурсы мирового хозяйства. Минерально-сырьевой и топливный потенциал мировой экономики (уголь, нефть, природный газ, металлы). Земельные, водные, лесные ресурсы. Распределение природных ресурсов между странами. Использование природно-ресурсного потенциала в мире.

    Человеческий потенциал мирового хозяйства. Население мира и его возрастная структура. Динамика изменения и проблемы развития человеческого потенциала. Демографические проблемы и проблема «бионапряжённости» Земли: теоретическое и практическое решение. Проблемы занятости населения. Трудовые ресурсы. Экономически активное и экономически неактивное население. Профессиональная и отраслевая структура рабочей силы. Научный потенциал и его роль в развитии мировой экономики.

    Отраслевая структура мирового хозяйства. Первичный, вторичный и третичный секторы мировой экономики. Основные сдвиги в структуре мирового хозяйства в современных условиях. Возрастание роли третичного сектора. Агропромышленный, топливно-энергетический, металлургический, военно-промышленный комплексы. Химическая промышленность. Машиностроение. Транспорт и связь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 07 Для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и крЕдит»

    Учебно-методический комплекс
    Аудит (Основы аудита): учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения экономического факультета / сост. Н.А. Катанова; Кузбасский институт экономики и права.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по циклу дисциплин опд. В. 01а)

    Учебно-методический комплекс
    Ценообразование : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. А. Г. Мартынов; Кузбасский институт экономики и права.

Другие похожие документы..