Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
2. Формировать первоначальные представления о творении мира «нашей Земле». Продолжать знакомить с понятиями «вода», «воздух», «земля», «огонь», их сво...полностью>>
'Документ'
В феврале 2010 года на сайтах http: ecoz.at.ua, http: npo.vo.uz была выложена публикация «Пожелания будущему мэру Запорожья» с предложением к обществ...полностью>>
'Документ'
1. Настоящие Правила охоты (далее - Правила) устанавливают порядок охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее охотничьи животные) на всей территор...полностью>>
'Документ'
Доброкачественная гиперплазия (аденома) предстательной железы (ДГПЖ) встречается практически у каждого второго мужчины старше 60 лет. Однако первые п...полностью>>

Программа психологической практики

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Психологическая практика является логическим продолжением процесса теоретического обучения и нацелена на актуализацию имеющихся психологических знаний, развитие и совершенствование психолого-педагогических умений в осуществлении функций детского психолога.

Основными направлениями работы педагога-психолога являются:
психопрофилактическая и просветительская деятельность;

психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа; психологическое консультирование.

Цель практики заключается в закреплении и углублении теоретических знаний и практических умений педагога-психолога.

Основными задачами практики являются:

  • осуществление планирования деятельности педагога-психолога;

  • овладение методами психологического изучения личности ребенка и
    коллектива детей (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение
    продуктов деятельности и т.д.), обработкой полученных данных и их
    интерпретация;

  • организация общения с отдельными детьми и детскими коллективами,
    педагогами, воспитателями, родителями.

  • совершенствование практических умений в организации и
    осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми, психологическом
    консультировании и психологическом просвещении воспитателей и родителей.

Организация психологической практики

1 .Психологическая практика в дошкольных учреждениях, в учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи продолжается 5 недель.

2. Студенты работают ежедневно по 6 часов в соответствии с
индивидуальным планом, включающим проведение мероприятий и подготовку
к ним.

3. Все виды работы детского психолога проводятся в соответствии с
календарным и перспективным планами.

4. Итоги работы оцениваются методистом и обсуждаются на
заключительной конференции.

Перечень отчетной документации

  1. Индивидуальный план работы.

  2. Два конспекта бесед: один - с родителями детей, другой - с воспитателями.

3. Две оформленные консультационные карты (индивидуальное
консультирование воспитателей, методистов, педагогов родителей).

4. Развернутый психологический анализ занятия.

5. Психологическая характеристика ребенка, составленная на основе
психологического заключения по результатам индивидуальной диагностики.

6. Характеристика детского коллектива с протоколами проведенного
обследования.

  1. План коррекционной работы с детьми.

  2. Конспекты (6 - 8) коррекционных занятий (индивидуальная и групповая
    формы).

  3. Отчет о психологической практике.

Примерный календарный план работы

(примерное распределение видов работы на время

психологической практики по неделям)

Неделя, дата

Вид работы

Анализ и оценка работы студента, подпись методиста

1 неделя

Знакомство с администрацией, воспитателями, детьми.

Ознакомление с кабинетом психолога и документацией.

Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской

работой; посещение коррекционно-развивающих занятий.

Посещение занятия (урока), его психологический анализ.

Подготовка беседы для родителей (воспитателей) детей.

Подготовка к диагностической работе и ее осуществление.

2 неделя

Проведение индивидуальной и групповой психологической диагностики.

Составление плана коррекционной работы.

Подготовка к консультативной деятельности с родителями

(воспитателями) детей.

Посещение занятий, их психологический анализ.

Наблюдение за работой психолога.

3-4 недели

Проведение коррекционной работы.

Взаимное посещение мероприятий.

Индивидуальное консультирование.

Групповая диагностика и оформление характеристики на детский

коллектив.

Проведение беседы с родителями (воспитателями) детей.

5 неделя

Написание психологической характеристики и заключений на детей. Завершение коррекционной работы. Оформление документации. Заключительная конференция.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психопрофилактика - это вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

В русле психопрофилактического направления решаются следующие задачи:

  1. Помощь в адаптации детей к детскому саду; рекомендации воспитателям
    и родителям по оказанию помощи детям в адаптационный период.

  2. Проектирование и осуществление программ индивидуальной работы с
    детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению
    полноценного развития.

3. Предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у
детей, связанных с условиями их жизнедеятельности.

  1. Выявление степени эмоционального комфорта педагога и ребенка в
    данном образовательном учреждении; создание благоприятного
    психологического климата в детском учреждении: оптимизация форм общения
    в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый), педагогов с детьми
    (взрослый - ребенок).

  2. Анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
    мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия
    возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Задание. В контексте данного направления предлагается сделать психологический анализ занятия (урока) с точки зрения их развивающего эффекта; провести тесты на выявление эмоционального комфорта педагога и ребенка.

Требования к выполнению задания

Для выполнения задания необходимо повторить теоретический материал по педагогической психологии, используя записи лекций, конспекты, учебные пособия. Затем вместе с методистом-психологом посетить одно занятие в какой-либо группе с последующим психологическим анализом данного занятия. После этого необходимо сделать письменно психологический анализ двух занятий^ запротоколированных самостоятельно.

Схема

психолого-педагогического анализа занятия (урока)

(По Овчаровой Р.В.)

/. Психологический анализ занятия (урока)

  • Место и значение данного урока в перспективном плане развития
    воспитанников. Формулировка цели.

  • В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача
    перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы,
    характер изучаемого на уроке материала.

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность
мышления детей (система вопросов, создание проблемных ситуаций,
проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и
излишними данными, поисковая исследовательская работа на уроке и др.);

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное,
объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как педагог руководил
формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как педагог
руководил творческим воображением детей (объяснение темы и целей работы,
условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также
обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных
навыков на новые условия работы.

IV. Организованность детей (учащихся)

  1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению отдельных
    воспитанников (в возможных пределах).

  2. Какие группы детей по уровню обучаемости выделяет педагог и как
    сочетает фронтальную работу в группе с групповыми и индивидуальными
    формами учебных занятий.

V. V. Учет возрастных особенностей детей

Как учитываются возрастные особенности воспитанников во всех звеньях подготовки к занятию (уроку) и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности детей и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

  1. знакомить воспитателей, педагогов и родителей с основными
    закономерностями и условиями благоприятного психического развития
    ребенка;

  2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических
    исследований;

  3. формировать потребность в психологических знаниях, желание
    использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной
    личности;

  4. достичь понимания необходимости практической психологии и работы
    психолога в детском учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.

Эффективность психологического просвещения возрастает, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

В период психологической практики мы ограничиваемся психологическим просвещением воспитателей, методистов, педагогов, родителей (и учащихся).

Психологическое просвещение родителей направлено на введение их в актуальные проблемы детей и способствует пониманию взрослыми динамики детского развития.

Психолог раскрывает перед родителями значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми на данной возрастной ступени, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого можно использовать короткие психологические беседы на родительских собраниях.

Задание. В русле психологического просвещения необходимо подготовить и провести два информационных сообщения (или две беседы): одно с воспитателями и одно с родителями (тематика сообщений может определяться запросами педагогов и родителей).

Схема описания беседы

  1. Объект беседы.

  2. Тема беседы.

  3. Цель и задачи беседы.

  4. План беседы.

  5. Содержание беседы (опорные понятия, вопросы, структура беседы).

  6. Характер беседы (атмосфера группы, заинтересованность или
    безразличие родителей (педагогов), трудность изложения материала беседы и
    другие особенности хода мероприятия).

  7. Источник темы беседы (тема беседы обусловлена запросом детского
    психолога или воспитателя, инициативой или научной работой практиканта).

  8. Используемая литература при подготовке беседы.

  9. Дополнительные сведения (используемые приемы и средства,
    привлекаемые к организации беседы, связь с научной деятельностью студента,
    субъективная оценка проведенной беседы).

\

Примерная тематика бесед с воспитателями и родителями

  1. Половая идентификация в дошкольном возрасте (или психосексуальное
    развитие в дошкольном возрасте).

  2. Готовность ребенка к школе (психологическая, интеллектуальная,
    мотивационная) (или как готовить ребенка к школьному обучению).

  3. «Шустрики» и «мямлики», особенности организации их жизни и
    деятельности.

  4. Детские страхи: причины возникновения, профилактика и возможности
    коррекции.

  5. Наиболее распространенные ошибки семейного воспитания и их влияние
    на психическое развитие детей (2-3 проблемы на выбор).

  6. Кризисы развития в дошкольном возрасте и как с ними «бороться».

  7. Упрямство в детском возрасте, его истоки.

  8. Особенности развития психических процессов в дошкольном возрасте
    (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия) (на выбор).

9. Эмоциональное благополучие (неблагополучие), его влияние на
психическое здоровье ребенка.

9. 10. Внутриличностные конфликты у дошкольников, обучение способам бесконфликтного поведения.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психодиагностика - деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований.

Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - воспитателям, педагогам, родителям.

Психодиагностические данные необходимы:

  • для составления психологического заключения на ребенка;

  • для написания психологической характеристики на ребенка (на группу);

  • для организации коррекционно-развивающих занятий;

  • для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим
    трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

  • для выбора средств и форм обучения и воспитания детей в соответствии с
    присущими им особенностями и др.

Задание. Предлагается провести индивидуальное и групповое диагностическое обследование детей, подготовить психологическое заключение по индивидуальной диагностике и написать (на основе полученных экспериментальных данных) психологическую характеристику на ребенка и группу (класс).

Этапы осуществления диагностико-развивающей (диагностико -

коррекционной)работы:

  1. изучение практического запроса;

  2. формулировка психологической проблемы;

  3. выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

  4. выбор метода исследования;

  5. использование метода;

  6. формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз
    дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с

ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет;

  1. разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или
    развивающей работы с детьми;

  2. осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.

Рекомендации к проведению диагностической работы

Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать его к выполнению заданий - это затруднит ход исследования, результаты окажутся не показательными. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.

Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки, книжки с картинками, которые ребенку можно будет посмотреть перед началом обследования. Перед началом обследования психолог должен подготовить весь экспериментальный материал, но расположить его так, чтобы он не был виден ребенку.

Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая— методика.

В первой части обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, так как они более трудны для детей и, выполняя эти задания, ребенок не должен быть уставшим. После проведения одной-двух «интеллектуальных» методик возможно чередование заданий различных типов. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от ЗЮ до 60 минут.

Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка - привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. п. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).

По ходу обследования психолог ведет протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости, способность к самостоятельному нахождению ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также характер реакции ребенка на ситуацию обследования,

особенности контакта с психологом, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении с психологом и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и личностного развития.

Протоколы нумеруются и заполняются следующим образом:

Протокол №...

Дата проведения: число, месяц, год.

Время проведения: начало и конец исследования Экспериментатор: Ф.И.О.

Испытуемый: Ф.И.О. (кодируется).

Возраст испытуемого: (указывается сколько лет, месяцев).

ДОУ № ..., группа... .

Предмет исследования: (что исследуется).

Цель исследования:

Методика исследования:

Инструкция.

Протокол взаимодействия (процедура исследования) может заполняться в следующей форме:

Речь и действия экспериментатора Речь и действия испытуемого

Обработка (количественная и качественная) полученных данных (возможны

сводные таблиц^^тас7ю1*ыег1бд^

Интерпретация результатов исследования.

Вывод.

Практические рекомендации по результатам исследования.

Результаты неэкспериментальных исследований (наблюдения, беседы и др.) рекомендуем оформлять в виде записей в форме таблицы, выделяя следующие графы: ^

При проведении обследования необходимо соблюдать следующие правила.

  1. Для составления психологической характеристики ребенка необходимо
    использовать не менее 15 разных методик, поскольку каждая отдельная
    методика направлена на «измерение» специального качества - какого-то одного
    вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной
    методики, с помощью которой можно сразу все «измерить».

  2. Строго соблюдайте инструкцию, которая приводится в каждой методике.
    В противном случае суть задания может полностью измениться, следовательно,
    полученный вами результат будет ошибочным.

  3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на детей
    определенного возраста. Существуют методики, которые можно использовать в

разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи материала для каждого возраста.

4. Полученные результаты также не могут быть одинаково значимы для разного возраста. При интерпретации результатов необходимо сверять их с результатами, типичными для детей конкретного возраста. По данным только одной методики нельзя сделать вывод об отсталости или об одаренности ребенка. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

Анализ результатов обследования

Анализируя результаты обследований, в первую очередь, психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.

Основная цель обследования - создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития, что выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т. п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.

Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых «личностных^ заданий.

Специальное значение при анализе результатов обследования приобретает правильное понимание особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми. Значительную роль здесь играет характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т. п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.

Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа

поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Особой проблемой является принятие этих рекомендаций воспитателями (родителями) - только в этом случае они становятся действенными.

Пример фрагмента психологического заключения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа профилактика наркозависимости и формирования здорового образа жизни у школьников программа психологической подготовки учителей средних школ

    Программа
    Программа рассчитана на 24 учебных часа, состоит из 12 занятий, по 90 минут каждое. Рекомендуется прово­дить занятия два раза в неделю. Основная форма прове­дения программы — групповая работа с учителями сред­них школ.
  2. Программа педагогической практики для студентов 3 курса. ( в дошкольных группах)

    Программа
    Задачи, стоящие перед нашим обществом предъявляют повышенные требования к качеству подготовки педагогических кадров. Профессиональная подготовка будущих специалистов дошкольного образования высшей квалификации осуществляется путем
  3. Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо специальность 031001. 65 «Филология»

    Программа
    Фольклорная практика входит в раздел учебных практик. Она является обязательным этапом обучения специалиста филологии и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вузов; ей предшествует курс «История кабардинской
  4. Программа производственной практики (1)

    Программа
    Личностно-ориентированное обучение, необходимость которого все отчетливее осознается в российском обществе, предполагает расширение перечня гуманитарных предметов.
  5. Программа производственной практики (2)

    Программа
    Производственная практика по профилю «Менеджмент организации» является одним из важнейших этапов учебного процесса. Практическая работа на предприятиях помогает студенту систематизировать и закрепить приобретенные теоретические знания,

Другие похожие документы..