Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все сторон...полностью>>
'Документ'
приказ Министерства образования Московской области от 08.07.2010 №1561 «О введении федерального образовательного государственного стандарта начальног...полностью>>
'Документ'
Об итогах обучения населения городского округа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2011учебном году и задачах...полностью>>
'Документ'
1. Философия, наука и религия. Я не собираюсь начать по немецкой традиции с гносеологического оправдания. Я хочу начать с гносеологического обвинения...полностью>>

Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЕСТНИК

ОМСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Серия

ПРАВО

1 (18)

Омск – 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ “ПРАВО”

№ 1 (18)

Омск – 2009

ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ “ПРАВО”

Ежеквартальный журнал

Редакционный совет

Г.Д. Адеев

Г.И. Геринг (председатель)

Л.А. Еловиков

А.И. Казанник

Е.И. Лавров

Б.И. Осипов

А.В. Ремнев

Р.С. Сагитуллин

В.И. Струнин, зам. председателя

Н.А. Томилов

К.Н. Югай

Редакционная коллегия

В.А.. Азаров, д-р юрид. наук, ОмГУ

С.Н. Бабурин, д-р юрид. наук, РГТЭУ (г. Москва)

А.В. Бутаков, д-р юрид. наук, ОмГУ

М.С. Гринберг, д-р юрид. наук, ОмГУ

О.В. Дмитриев, канд. юрид. наук, д-р экон. наук, ОмГУ

Р.Л. Иванов, канд. юрид. наук, ОмГУ

А.И. Казанник, д-р юрид. наук, ОмГУ

М.П. Клейменов, д-р юрид. наук, ОмГУ

В.Б. Коженевский, канд. юрид. наук, ОмГУ

А.Н. Костюков, д-р юрид. наук, ОмГУ

Л.Р. Литвинцева, председатель Восьмого арбитражного апелляционного суда

Е.Л. Невзгодина, канд. юрид. наук, ОмГУ (гл. редактор)

В.Л. Слесарев, д-р юрид. наук, РАП (г. Москва)

М.Ю. Федорова, д-р юрид. наук, ОмГУ

М.С. Фокин, канд. юрид. наук, ОмГУ

А.С. Фролов, канд. юрид. наук, ОмГУ

Б.Л. Хаскельберг, д-р юрид. наук, ТГУ (г. Томск)

С.Ю. Чуча, д-р юрид. наук, ОмГУ

Адрес редакции

644077, Омск-77, пр. Мира, 55а,

ОмГУ, юридический факультет

e-mail: kmarina84@

____________________________________________________________________________________________________

ISBN © Омский госуниверситет, 2009

Содержание

Финансовое и налоговое право

Киселев И.А. О муниципальном финансовом контроле .............................................................

Глазунова И.В. Проблемы реформирования налогового правоприменения в современной России .............................................................................................................................................

Кальней М.Г. О новом направлении в работе кредитных организаций по противодействию легализации преступных доходов ...............................................................................................

Гражданское право и гражданский процесс

Невзгодина Е.Л. Особенности осуществления полномочия .....................................................

Невзгодина Е.Л. Прекращение представительства без реализации полномочия ....................

Шлотгауэр М.А. История правового регулирования купли-продажи жилой недвижимости в России .............................................................................................................................................

Денисова Е.И. Контроль суда за сроками предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению .....................................................................................................

Трудовое И Социальное право

Антипьева Н.В. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту .....................................................................................................

Соколова Н.А. Принципы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере охраны здоровья граждан .............................................................................

Сакаева З.Л. Правовые вопросы обеспечения занятости иммигрантов в Российской Федерации .....................................................................................................................................

Лаптев Г.С. Роль Европейского Суда по правам человека в защите социальных прав граждан Российской Федерации ..................................................................................................

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Степашин В.М., Бибик О.Н. Действие уголовного закона в пространстве .............................

Зайцева Е.В. Назначение наказания при совершении преступлений с применением оружия

Степашин В.М. Особенности назначения наказания несовершеннолетним ..........................

Алтынбаева Л.М. Лишение свободы в отношении несовершеннолетних: проблемы применения и пути их совершенствования .................................................................................

Алтынбаева Л.М. Исправительные работы как вид наказания для несовершеннолетних .......

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Ревенко Н.И. Функция расследования преступлений как основное направление деятельности следователя .............................................................................................................

Марченко Е.С. Обязанности обвиняемого и проблемы их правовой регламентации ............

Марченко Е.С. Правовой статус личности: генезис, содержание и понятие в теории права и отраслевой науке уголовного процесса .......................................................................................

Научная жизнь

Круглый стол «Проблемы назначения уголовного наказания» ..................................................

Максимов В.С. Рецензия на учебное пособие: Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части ..........................................................................

Степашин В.М. Рецензия на кандидатскую диссертацию Крапивиной О.Н. «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем: сравнительно-правовое, уголовно-правовое, уголовно-политическое и криминологическое исследование» ................

Сведения об авторах ……

Информация для авторов …….

Вестник Омского университета. Серия “Право”. 2009. № 1 (18). С.

© И.А. Киселев, 2008

УДК – 336.148

О МУНИЦИПАЛЬНОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ

И.А. Киселев

В настоящее время в субъектах Российской Федерации используются различные варианты формирования контрольных органов местного самоуправления, в зависимости от финансовой и кадровой обеспеченности муниципалитетов.

В Омской области создаваемым представительными органами муниципальных образований контрольным органам придается разный статус, различен порядок их формирования.

Для создания эффективной системы контрольных органов представительной власти муниципальных образований необходимо системное решение проблем в области их финансового, кадрового и методологического обеспечения, унификация соответствующей правовой базы, применение единых подходов при их создании.

At present different variations of local government control formation are used in Russian Federation depending on financial and personnel supply of the municipalities.

In Omsk region the control authorities formed by the municipal representative body vary in formation and status.

In order to establish an effective control system of municipal representative power it is necessary to integrally solve problems of their financial, personnel and methodology support, unify the corresponding legal base and use the uniform approach to their formation.

В системе органов местного самоуправления представительному органу отводится особое место, поскольку именно он непосредственно выражает волю всего населения муниципального образования, формализуя ее в своих решениях.

Демократия, власть, управление не могут быть эффективными без контроля. Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. Эти принципы должны быть гармонично сбалансированы, находиться в диалектической взаимосвязи.

Контроль как одна из важнейших функций власти и управления и одновременно как форма контроля самого народа, населения, граждан за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления непосредственно связан с организацией исполнения, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина. Он призван обеспечивать движение принятого решения до воплощения его в жизнь, эффективное функционирование государственных и муниципальных органов власти и управления.

В системе местного самоуправления эти и другие функции контрольной деятельности призван обеспечивать муниципальный контроль [1].

Ведущая роль в сфере муниципального контроля принадлежит представительному органу муниципального образования.

Далеко не случайно, что сама по себе функция финансово-бюджетного контроля традиционно признается имманентной органам народного представительства. В рамках национальной правовой системы это в нормативной форме подтверждено правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной им в отношении федерального парламента, но по своей сути и методологическим предпосылкам имеющей общее значение для институционализации финансово-экономического контроля в системе публичной власти как таковой [2].

В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным полномочиям представительного органа местного самоуправления отнесено рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением местных бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением местных бюджетов.

Согласно ст. 265 БК РФ представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов включает в себя следующие направления:

- контроль за обеспечением соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

- контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;

- контроль за осуществлением органами и должностными лицами муниципального образования переданных им отдельных государственных полномочий;

- контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц муниципального образования уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительным органом муниципального образования.

Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов осуществляется посредством следующих форм и методов:

- организация и проведение расследований представительным органом муниципального образования, депутатских расследований;

- организация и проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, в том числе в обязательном порядке проектов устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений, местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования, вопросы преобразования муниципального образования;

- заслушивание отчетов, сообщений и информаций главы муниципального образования, главы местной администрации, руководителей иных органов и должностных лиц муниципального образования, руководителей органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по различным вопросам осуществления местного самоуправления;

- утверждение и принятие местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования и отчетов об их исполнении, структуры местной администрации и положений об органах местной администрации;

- дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации, руководителей органов местной администрации;

- направление депутатских запросов органам и должностным лицам муниципального образования, руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

- затребование необходимых документов и материалов по готовящимся и рассматриваемым вопросам в представительном органе, его комиссиях и рабочих группах.

Действенной формой контроля представительных органов за деятельностью органов и должностных лиц муниципального образования являются их отчеты перед представительными органами, в ходе которых могут быть высказаны замечания и предложения, вынесена оценка их работе, а при необходимости принято решение о недоверии (доверии).

Следует обратить внимание представительных органов местного самоуправления о необходимости контроля за сохранением целевого назначения средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований в форме целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета. При принятии решения о включении данных средств в доходы бюджетов муниципальных образований и осуществлении расходов за счет этих средств, должна сохраняться их целевая направленность (капитальные вложения, оплата труда и др.). В противном случае средства бюджета будут использованы не по целевому назначению и по данным фактам применены меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством, вплоть до изъятия бюджетных средств и возложения административной ответственности на виновных лиц.

Полномочия представительного органа местного самоуправления, предусмотренные согласно ст. 9, 153, 265 БК РФ, ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон), реализуются путем создания, как депутатских комитетов, комиссий, рабочих групп, так и контрольного органа.

В числе иных органов местного самоуправления Закон называет контрольный орган муниципального образования. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления контрольного органа не является обязательным в силу закона.

Многие авторы отмечают диспозитивность этой нормы: формальное толкование ст. 34 Закона приводит к выводу о том, что муниципальное образование может эти органы не создавать [4]; можно было бы предположить диспозитивность предписания о создании собственного органа контроля [5]; из перечисленных норм следует, что представительные органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость создания органа муниципального финансового контроля, а также вправе самостоятельно определить правовой статус и полномочия такого органа финансового контроля [6].

Этой позиции до недавнего времени противостояли императивные нормы ст. 272 БК РФ, согласно которой, внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется «соответствующими контрольными органами представительных органов», представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета «после получения результатов проверки, проведенной соответствующими контрольными органами представительных органов». С 1 января 2008 года данная статья утратила силу в соответствии с п. 234 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», [7] однако данное положение не изменилось в законодательстве, так как согласно ст. 264.4 вновь введенного данным законом раздела Бюджетного кодекса VIII.1 «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности» внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета должно осуществляться органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 157 БК РФ органам муниципального контроля, созданным представительным органом местного самоуправления, предписано осуществлять: контроль за исполнением соответствующих бюджетов; проводить экспертизы проектов бюджетов и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования - это орган местного самоуправления, образуемый в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности [8].

Федеральный закон № 131-ФЗ (ст. 38) предполагает два варианта формирования контрольного органа муниципального образования. Этот орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования.

Надо отметить, что право формирования контрольного органа на выборах предусмотрено только для местного уровня финансового контроля. Ни на федеральном уровне, ни на региональном уровне органы финансового контроля не могут формироваться на выборах, а формируются только законодательными (представительными) органами государственной власти.

На основании вышеуказанной нормы Закона порядок формирования контрольного органа муниципального образования должен быть установлен в уставе муниципального образования.

В уставе муниципального образования может быть предусмотрено, например, что орган муниципального финансового контроля может быть образован только представительным органом муниципального образования или только на муниципальных выборах. Большинство муниципальных образований определило в своих уставах, что контрольный орган муниципального финансового контроля формируется представительным органом местного самоуправления. Такая норма содержится в Уставе города Красноярска [9], в Уставе города Енисейска Красноярского края [10], в Уставе муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края [11] и других.

В отношении формы создания контрольного органа Федеральный закон № 131-ФЗ определяет, что контрольный орган муниципального образования может быть создан в форме контрольно-счетной палаты, ревизионной комиссии, в других формах. Таким образом, муниципальное образование вправе самостоятельно определить форму создания контрольного органа муниципального образования.

Сложившаяся ситуация порождает различные варианты решений по формированию контрольных органов местного самоуправления.

Так, по информации органов государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетных органов, создание муниципальных контрольных органов не предусматривается в Республиках Адыгея, Кабардино-Балкарской, Марий Эл, Мурманской области, Ненецком и Чукотском автономных округах.

В других муниципальных образованиях субъектов РФ (Республика Башкортостан, Ивановская, Кировская, Пензенская, Тверская и Ярославская области, Чукотский автономный округ) контрольные органы создаются в форме отделов финансового контроля, контрольно-счетных и ревизионных комиссий из депутатов местных законодательных органов, работающих не на постоянной основе, а также в виде постоянных депутатских комиссий (комитетов) по экономическим вопросам, бюджету, налогам и финансам (Рязанская область).

Некоторые субъекты РФ применили смешанную схему. Так, в Брянской области образовано 44 контрольных органа, из них 24 органа образованы в городских округах и муниципальных районах (15 работают на постоянной основе, в 3 образованиях - на постоянной основе и общественных началах, в 6 - только на общественных началах). Все контрольные органы поселений работают на общественных началах.

Отдельные субъекты РФ (Калужская область) рассматривают вопрос целесообразности создания контрольных органов в малочисленных муниципальных образованиях с небольшими объемами доходов и расходов бюджетов. По мнению контрольно-счетных органов, функции контроля в этом случае могут выполнять контрольно-счетные палаты регионов на договорной основе с одновременным созданием в наиболее крупных муниципальных районах контрольно-счетных органов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (2)

    Документ
    The basic laws regulating the election system in the Soviet State are analyzed. Some special features of the Soviet election law are underlined. Its evolution during the period of the 20-s is described.
  2. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (1)

    Документ
    The article is devoted to the some problems of the organization of the ethnic interests reprezentation in the State power an and local government realm.

Другие похожие документы..