Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл...полностью>>
'Доклад'
Департамент ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России совместно с Союзом инженеров-сметчиков подго...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-Ф...полностью>>
'Публичный отчет'
Первоначально это была школа для горских евреев. Она была открыта в 1920 году в доме, принадлежавшем ранее местному богачу. Тогда в ней обучалось 16 ...полностью>>

Семья в психологической консультации

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СЕМЬЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

ББК 88.5 С 30

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР

Авторы:

А. А. БОДАЛЕВ, В. В. СТОЛИН, Е. Т. СОКОЛОВА, А. С. СПИВАКОВСКАЯ, А. Г. ШМЕЛЕВ, А. Я. ВАРГА, Г. П. БУТЕНКО, Е. В. НОВИКОВА, В. А. СМЕХОВ, О, В. БАЖЕНОВА

Рецензенты:

доктор психологических наук Б. В. ЗЕЙГАРНИК, кандидат педагогических наук Я. В. ЗАЧИК, кандидат педагогических наук В. М. СЛУЦКИЙ

Семья в психологической консультации: Опыт и С 30 проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.; Педагогика, 1989.—

208 с.

ISBN 5-7155-0116-4

Монография посвящена психологии семейных отношений, проблемам диагностики нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, а также задачам и методам психологической помощи семье в рамках Службы семьи. В книге отражен научно-практический опыт Московского консультативного центра помощи семье в области взаимо­действия и общения детей и родителей. Для психологов, педагогов, врачей.

ББК

Издательство «Педагогика», 1989

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Консультативная психологическая помощь семье………………………………………………8

1.1. Виды консульта­тивной психологиче­ской помощи семье ………………………………………. -

1.2. Психотерапевтичес­кая модель консульта­тивной психологической помощи семье ……………….13

Глава 2. Психология раз­вития ребенка и взаимоот­ношений родителей и де­тей как теоретическая ос­нова консультативной практики…………………………………………………………………………………. 16

2.1. Объективные и субъ­ективные детерминанты развития ребенка…………………………………. —

2.2. Родительские уста­новки и стили воспита­ния………………………………………………………… 19

2.3. Детерминация ро­дительских установок и стилей воспитания …………………………………….29

2.4. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка ………………………………... 34

Глава 3. Психодиагности­ка в семейной консульта­ции ……………………………………………………37

3.1. Общая схема се­мейной психодиагности­ки, сфокусированной на ребенке …………………………—

3.2. Первичная психо­диагностика ……………………………………………………………………….…42

3.3. Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка……………………………………55

3.3.1. Диагностика аномалий психического раз­вития ребенка …………………………………………...—

3.3.2. Диагностика пси­хологических наруше­ний у детей без анома­лий психического раз­вития …….. 69

3.4. Стандартизован­ные методики семейной психодиагностики ……………………………………….78

Глава 4. Психотерапия и психокоррекция в се­мейной консультации …………………………………..85

4.1. Комплексная пси­хологическая коррек­ция в целях профилак­тики неврозов у до­школьников…... —

    1. Психологическая коррекция нарушений общения у младших'' школьников в игровой группе..120

4.3. Групповая психо­логическая коррекция родительских установок ………………………………….134

4.4. Совместная психо­терапия семьи ……………………………………………………………………..148

4.5. Психологическое консультирование и коррекция взаимоотно­шений родителей с под­ростками и

юношами …………………………………………………………………………………………………………176

Приложение 1. Образ­цы диагностических карт ……………………………………………………...194

Приложение 2. Профес­сионально-этический ко­декс психолога-консуль­танта (проект) ……………...199

Литература ………………………………………………………………………………………………….203

Предисловие

Государственная охрана семьи — одно из положений Конституции СССР. Государственная помощь семье состоит в создании сети детских учреждений, совершен­ствовании служб здравоохранения и быта, выплате пособий по случаю рождения ребенка, предоставлении оплачиваемых отпусков, льготах многодетным семьям и многом другом. В последнее время к этим видам госу­дарственной помощи добавляется новый — психологи­ческая помощь. В чем же суть этого вида помощи и какие процессы обусловили ее необходимость?

Проблемы, которые возникают в семейной жизни и отражаются на ее качестве, на прочности брака и эффек­тивности семейного воспитания, связаны не только с экономическими факторами, производственной занято­стью женщин, урбанизацией жизни большей части на­селения. Внутри любой группы людей, выделенной по социально-демографическим критериям, будь то сель­ские или городские жители, молодежь или люди пожилого возраста, инженеры или учителя, можно встретить тех, кто успешно справляется с возникающими в семейной жизни проблемами и трудностями, и тех, кто не сумел с ними справиться и чья семейная жизнь оказалась недостаточно удовлетворительной.

Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломля­ются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, т. е. через психологические факторы. Как показывают социологи­ческие и психологические исследования, именно психо­логические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жиз­нью, прочность брака (А. Г. Харчев, 1964; Н. Н. Обо­зов, А. Н. Обозова, 1982). Социально-исторический ана­лиз, проведенный советскими учеными, хорошо разъяс­няет причины такого увеличения веса психологических детерминант семейной жизни. Экономическая независи­мость женщины, ее профессиональная занятость,право вое равенство супругов, пришедшие на смену экономи­ческой зависимости, занятости женщины преимуществен­но в сфере домашнего хозяйства, правовому неравенству, уменьшение роли совместного семейного труда в эконо­мике семьи, изменения в общественных ценностях, в системе которых любовь, привязанность оказываются ведущими в сравнении с ценностями утилитарными, лом­ка старой, буржуазной морали и замена ее моралью социалистического общества — все эти объективные со­циальные процессы и привели к тому положению, при котором судьба семьи оказалась в прямой зависимости от чувств, установок, взаимоотношений, способов обще­ния членов семьи.

Общие, глобальные изменения типичных способов реагирования в обществе на те или иные ситуации, спо­собов общения, важнейших установок и семейных цен­ностей происходят сравнительно медленно – сопоста­вимо с масштабом истории — и связаны с экономическим, социальным и культурным прогрессом общества. «Семей­ные судьбы» наших современников складываются в течение одной человеческой жизни, так что годы, меся­цы, а иногда и дни оказываются той временной мерой, которой измеряются переломные моменты, кризисные и сензитивиые периоды в жизни семьи. От своевременно­сти понимания причин семейных трудностей, от верности принятых решений, от способности реализовать позитив­ные намерения, т. е. от решения конкретных проблем, возникающих в семейной жизни, зависит и семейное, да и личное будущее человека. Здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально-компетентном и тактичном вмешатель­стве в складывающуюся ситуацию, в процесс формиро­вания взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка.

Одна из главных характеристик психологической помощи и залог ее эффективности состоит в том, что по своей сути это есть форма услуг населению, оказываемых профессиональной группой в рамках государственной институции. Как всякая услуга, психологическая помощь оказывается на добровольной основе тем, кто в этой услуге нуждается и просит о ее оказании. В этом реа­лизуется важный принцип социалистического подхода к семье — уважение прав супругов и родителей, ува­жение неприкосновенности частной жизни граждан. Тем не менее психологическая помощь — особый тип услуги. Человек, испытывающий проблемы в воспитании детей, в супружеских отношениях, в собственной внут­ренней жизни, в общении с другими людьми, может, конечно, обозначить зону своих трудностей, но, как правило, он не знает, что и каким путем должно изме­ниться в ситуации, в близких или в нем самом, для того чтобы эти трудности исчезли или уменьшились, а следо­вательно, и не может точно указать, какая именно услуга ему необходима. В практике психологического консультирования, конеч­но, бывает, что клиент не только называет проблему, но и просит о конкретном виде помощи. Однако такая просьба еще не явля­ется достаточным основанием для оказания именно этой помощи. Другими словами, потребитель пси­хологических услуг находится в ситуации, во многом сходной с ситуацией пациента медицинского учреждения: он может назвать, что у него «болит», но не может, да и не должен указывать способы лечения.

Сопоставление психологической помощи и медицин­ского лечения не просто аналогия. Подход психолога-практика, работающего в службе семьи, во многих чертах действительно подобен подходу врача. В обеих ситуациях изначально известен лишь симптом какого-то страдания, в обеих ситуациях необходимо понять инди­видуальные, именно в данном случае действующие при­чины страдания, причем в ситуации психологической помощи такое понимание, так же как и в ситуации меди­цинской помощи, отнюдь не сводится к использованию здравого смысла и житейского опыта, а основывается на знании общих закономерностей общения, строения психики, психологических основ семейной жизни. И врач, и психолог действуют в интересах своего пациента и оценивают срочность и необходимость оказания помощи, исходя из состояния пациента и собственных професси­ональных возможностей'.

Психологическая помощь, так же как и медицинская, предполагает избавление от страданий, возвращение человеку способности к нормальной жизни путем раз­личных воздействий «местного» характера (т. е. помощь в решении конкретных частных проблем, психологиче­ская поддержка, эмоциональная разрядка и т. д.) либо воздействий, направленных на скрытые причины этих страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных его особенностях: 1) природа страданий — проблема недовольств, неудовлетворенностей, тягостных переживаний — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личностей общающихся, семейной структуре; в восприя­тии ситуации; 2) природа воздействия также лежит в сфере психологических процессов — в общении, специ­фике взаимодействия, личностных установках общаю­щихся.

Такое понимание сути психологической помощи неиз­бежно ставит вопрос о ее специфике по отношению к психотерапии, которая в нашей стране рассматривается преимущественно как ветвь медицинской науки и прак­тики. Этому вопросу отводится специальное место в данной монографии, здесь коснемся лишь сути этого различия.

Оказание психологической помощи проводится в допущении, что клиент психолога — здоровый человек, изначально ответственный за себя, свои семейные отно­шения, воспитание своих детей. Такая установка суще­ственно определяет характер контакта и ход общения между тем, кто обращается за помощью, и тем, кто ее оказывает.

Психологическая помощь, таким образом, это психо­терапия, но основанная на иной, немедицинской модели. Существование таких немедицинских моделей психотера­пии становится признанным фактом в отечественной литературе (В. В. Столин, 1983; Б. Д. Карвасарский, 1985).

Эта монография посвящена психологической помощи семье. При этом в центре внимания коллектива авторов оказался тот аспект семейных отношений, который связан преимущественно с взаимоотношениями родителей и детей, развитием ребенка в семье. Это не означает, что авторы монографии недооценивают роль супружеских отношений в семейной жизни, которая, без сомнения, является во многом определяющей. Данный факт много­кратно подчеркивается авторами монографии. Обе семей­ные подсистемы — родительская и супружеская — вза­имосвязаны. Часто оказание помощи родителям и детям, так же как и оказание помощи супружеской паре в отдельности, влияет на благополучие семьи в целом. Книга написана на базе опыта, накопленного Консуль­тативным центром психологической помощи семье, орга­низованным Научно-исследовательским институтом об­щей и педагогической психологии Академии педагоги­ческих наук СССР и факультетом психологии Московско­го государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Начиная с 1980 г. Консультативный центр ведет прием населения по широкому кругу семейных проблем, боль­шинство из которых так или иначе касаются взаимо­отношений с детьми, а также проблем формирования лич­ности ребенка. Сотрудники центра в этой работе опира­лись как на исследования отечественных авторов: В. К. Мягер, А. И. Захарова, Р. А. Зачепицкого, Д. Н. Исаева, В. Н. Гарбузова, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллера и других, так и на релевантные исследования зарубежных авторов. Однако специфика опыта Консуль­тативного центра психологической помощи семье, фак­тически первого в нашей стране психологического учреждения, проводящего консультативную и психотера­певтическую работу с людьми, испытывающими труд­ности психологической природы, так или иначе связан­ные с их семейными отношениями, предопределила по­становку ряда новых диагностических, психотерапевти­ческих, организационных и теоретических проблем. Часть этих проблем нашла свое отражение в монографии.

Здесь рассматриваются четыре круга вопросов, связан­ных с практикой работы психологического консультатив­ного учреждения, обеспечивающего помощь семье в об­ласти детско-родительских отношений в развитии ребен­ка: 1) психология семейных отношений и формирования личности ребенка в семье, 2) диагностика нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, 3) пси­хологическое консультирование, психотерапия и психо­логическая коррекция нарушений в семейном общении и развитии ребенка, 4) организационные аспекты оказания психологической помощи семье. Монография рассчитана прежде всего на тех практических психологов, которые ведут или готовятся к консультативной работе с семьей, а также на исследователей, интересующихся проблема­ми семьи и детства.

Предисловие написано А. А. Бодалевым и В. В. Сто-линым, глава 1 — В. В. Столиным. В главе 2 раздел 2.1 написан В. В. Столиным, Е. Т. Соколовой и А. Я. Вар­гой, 2.2 — Е. Т. Соколовой и В. В. Столиным, 2.3 — А. Я. Варгой, 2.4 — В. В. Столиным. В главе 3 разделы 3.1 и 3.2 написаны В. В. Столиным, 3.3.1 —А. Я. Вар­гой и О. В. Баженовой, 3.3.2 — А. Я. Варгой, 3.4 — А. Г. Шмелевым. В главе 4 раздел 4.1 написан А. С. Спи-ваковской, 4.2 — А. Я. Варгой, 4.3 — Д.. Я. Варгой и, В. А. Смеховым, 4.4 — Е. В. Новиковой, 4.5 — Г. П. Бутенко

Глава 1. Консультативная психологическая помощь семье

    1. Виды консультативной психологической помощи семье

Существующие сегодня в мировой практике виды кон­сультативной психологической помощи семье чрезвычай­но разнообразны. Они могут различаться ориентирован­ностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формиру­ют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моде­лей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ре­бенку или подростку. По своему характеру психологи­ческая помощь может состоять: а) в рекомендации орга­низационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомога­тельные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в оп­ределении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществ­лении психотерапевтических и психокоррекционных воз­действий .

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так: во-первых, как правило, объектом помощи оказывается прежде всего родитель, который может или остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, или закрывать на это глаза и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу; во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий разития (Лебединский В. В., 1976).

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, - врачи - психиатры, психотерапевты, психоневрологи, сексопатологи, педагоги, социальные работники Последняя специальность распространена в основном в странах Западной Европы и Америки; некоторым аналогом у нас, правда лишь применительно к проблемам воспитания, является профессия педагога - организатора внешкольной воспитательной работы

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером можно выделить несколько моделей психологической помощи семье.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются, прежде всего ребенок. Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Хотя сам родитель может быть в той или иной степени причиной неблагополучия ребенка, однако эта возможность, по крайней мере открыто, не рассматривается, а в выработке мер воздействия консультант ориентируется не столько на индивидуальные особенности ребенка и родителя, сколько на универсальные, оптимальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Консультант выступает в роли специалиста, которому лучше консультируемого известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т. д. По своей профессиональной подготовке и ориентации консультанты, работающие в этой модели, - педагоги и социальные работники, реже психологи.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диаг­ностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рам­ках этой модели объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении, а помощь оказы­вается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений. Подобный вид помощи развит в ЧССР (В. Чер­ны, 1983), в других западных странах. Эффективность этого вида помощи зависит от степени развитости и дифференцированности системы специальных воспитательных учреждений.

Социальная модель помощи основывается на предположении, что семейные трудности — результат неблаго­приятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредствен­ное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов. Такого рода помощь оказывается, например, службой знакомств, которая предоставляет реальную возможность, клиентам создать семью.

Медицинская модель помощи предполагает, что в ос­нове семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия специалистов направлены на излечение этой болезни,' реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоро­вых членов семьи к особенностям больных.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемеином общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя – и негативное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. Другими словами, психологическая модель рассматривает семейные дисгармонии, в том числе свя­занные с развитием личности ребенка, его поведением, в рамках самодвижущегося процесса. В этом" процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения ребенка, стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системы от­ношений к людям и событиям, личностных черт и т. д. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат пред­посылками внутриличностных конфликтов, предопреде­ляют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту по­мочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порож­дают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.

Психологическая (психотерапевтическая) модель в качестве своего основного «орудия» использует не сами по себе абстрактно взятые знания, не авторитет науки и не силу и влияние социальных институтов, а закономер­ности человеческого бытия и общения — как общения в семье, так и общения между консультантом и его клиента­ми. Основываясь на этих закономерностях, специалист пытается усилить внутренние .ресурсы семьи в целом и ее членов, необходимые им для того, чтобы самим справ­ляться с возникающими затруднениями.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи используется прежде всего в работе психологов, психиатров, психотерапевтов, чьи представления о кри­зисных состояниях человека позволяют распознавать сложную системную природу семейных дисгармоний. В кашей стране эта модель разрабатывалась прежде всего психиатрами, врачами-психотерапевтами и психо­логами Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. (Методы психологической..., 1983; и др.).

Каждая из этих бегло очерченных моделей психологи­ческой помощи имеет свои достоинства и недостатки. Так, педагогическая консультация, проведенная индивиду­ально, применительно к конкретным воспитательным проблемам данной семьи| может быть эффективнее лекций или чтения популярной литературы. Однако если консультант не учитывает особенности мотивации роди­теля и его личности в целом, специфику личности ребен­ка и конкретной психологической структуры семьи, закономерности общения в консультативной ситуации, то эффективность такой консультации будет мини­мальной.

Консультативная помощь в рамках диагностической модели, без сомнения, полезна, но не самостоятельна. Она позволяет консультанту помочь своему клиенту осознать всю глубину проблемы, но дальнейшая судьба клиента выпадает из поля действия консультанта. Социальная модель, особенно если она применяется в условиях социалистического общества, обладает значительным потенциалом, так как направляет усилия, консультанта
на изменение важнейших обстоятельств труда и быта клиента, однако, взятая изолированно, может порождать и рентные установки. Медицинская модель оправдывает себя в ситуации выраженных психических расстроит членов семьи, которые сами по себе не поддаются или с трудом поддаются психотерапевтическому лечению. Однако, по нашему мнению, медицинская модель неадекватна по отношению к здоровым людям.

Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи семье оказывается не просто одним из возможны} видов помощи — фактически этот вид помощи должен со­провождать и в известном смысле предшествовать всем другим ее видам. Так, прежде чем предлагать советы и педагогические рекомендации, выносить диагностические заключения относительно ребенка, необходимо понять, зачем родители требуют этих советов или заключений, какие мотивы стоят за посещением консультации Перед тем как предлагать социальную помощь, необходимо понять, все ли собственные ресурсы использовал просители, а если нет, то почему. Оказание помощи е адаптации членов семьи к живущему в ней больному ребенку или взрослому требует помимо медицинских знаний об этиологии, патогенезе, течении и прогнозе забо­левания углубленного психологического анализа структуры семьи, способов субъективной переработки факта болезни здоровыми членами семьи, их влияния на течение болезни.

Настоящая монография выполнена коллективом, ко­торый в своей работе придерживается последней из названных моделей — психотерапевтической модели психологической помощи. Поэтому остановимся более подробно на особенностях этой модели.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психологическая помощь: формы и возможности

    Документ
    Что такое помощь – известно всем. Когда случилась беда, мы зовем на помощь, мы нуждаемся в помощи, когда сами не в силах справиться с ситуацией опасности, когда наши силы на исходе и мы в страхе.
  2. Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого Самара

    Реферат
    Лисецкий К.С. – кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Самарского Государственного Университета, действительный член Международной Педагогической Академии - Введение, Гл.
  3. Юлия Алешина Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

    Документ
    Книги, подобные этой, часто читают с карандашом в руке, отмечая наиболее важные этапы работы. Перед Вами — краткое и толковое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы психологического консультирования и стратегии
  4. Текст взят с психологического сайта (14)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  5. Имени Максима Танка социальная работа с семьей: мир взрослых и детей учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    В пособии представлены методологические подходы к социальной работе с семьей и практический опыт специалистов, оказывающих помощь семье в гармонизации детско-родительских отношений в условиях Городского Центра социальной помощи семье и детям (г.

Другие похожие документы..