Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, создание Таможенного союза требуют внесения корректив в организацию прокурорского над...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации могут использоваться для подготовки работников предприятий, организаций и учреждений (далее – организаций), а также применя...полностью>>
'Лекция'
Однажды накануне Нового года (тогда я был ещё студентом) в лекционную аудиторию буквально влетел профессор кристаллографии Илларион Илларионович Шафра...полностью>>
'Документ'
Этот Секрет может дать Вам всё, что Вы хотите: Счастье, Любовь, Здоровье и Процветание! Вы можете стать тем, кем пожелаете. Чудеса случаются с людьми ...полностью>>

Рецензенты: доктор медицинских наук профессор

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КРОВЯКОВ В. М.

П С И Х О Т Р А В М А Т О Л О Г И Я

2005

Рецензенты:

доктор медицинских наук профессор

доктор медицинских наук профессор

КРОВЯКОВ В. М. П С И Х О Т Р А В М А Т О Л О Г И Я

Психическая травма, психогении в этиопатогенетических механизмах развития психических расстройств.

Аннотация

Впервые в отечественной психиатрии психотравматология представлена, как направление исследований этиопатогенетических механизмов психических расстройств. Понимание всех аспектов психической травматизации и ее влияние на психогенез, условий приводящих к становлению психической патологии имеет непреходящее теоретическое и практическое значение. Важность данной работы связана с потребностью, раскрывающей разные положения теории и практики психиатрии. В ней представлены результаты исследования о роли психической травмы, психогений в этиопатогенезе континуума психических расстройств. Это основательная попытка создания руководства по психотравматологии. Рассмотрены аспекты психотравматологии, которые охватывают как общеизвестные и давно разрабатываемые, так и совершенно новые, хотя всем очевидные, но до сих пор не решенные.

Монография предназначена для психиатров, психотерапевтов, психологов, занимающихся оказанием психиатрической и психотерапевтической помощи.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр

Введение. Актуальность проблемы изучения значения психической травматизации

в предопределении психических расстройств………………………………………… 7

Часть 1. Психическая травма, психогении в этиопатогенетических механизмах развития психических расстройств.

Глава 1. Психическая травма, психогении и их роль в возникновении психических расстройств (пограничный и психотический регистры).  Обзор литературы по проблеме………… 15

1.1. Роль травматизации при невротических, адаптационных реакциях, неврозах.

1.2. О роли психической травматизации в развитии расстройств личности (психопатии).

1.3. Семейные отношения и их роль в формировании патогенных состояний личности и психических расстройств.

1.4. Психическая травма, психогении и концепция психической адаптации.

1.5. Психическая травма – подходы к систематизации.

1.6. Клинические варианты психических расстройств как последствия психических травм, психогений:

1.6.1.Посттравматическое стрессовое расстройство.

1.6.2.Социально стрессовое расстройство.

1.7. Роль психотравмы в возникновении эндореактивных состояний.

1.8. Основные аспекты проблемы психогении в развитии расстройств психотического спектра.

Глава 2. Частота психических травм, психогений в анамнезе больных с расстройствами психотического регистра………………….. 68

2.1 Цели и задачи исследования.

2.2 Теоретический конструкт методологии, основные параметры.

2.3 Описание методов исследования и их обоснование.

2.4 Общая характеристика обследованных больных.

2.5 Результаты исследования.

Глава 3. Окружающая среда и основные аспекты психогенеза. Психическая дезадаптация, как проявление на психическую травму, депривации, психогении в значимые возрастные периоды

психогенеза………………………………………………………………….. 107

3.1 Факторы микросоциального окружения и психогенез. Характер психосоматического состояния и реагирования, поведенческих проявлений на депривации, психогении в значимые возрастные периоды развития.

3.2 Взаимосвязь патологического психогенеза, психопатологических расстройств с перенесенными психической травмой, депривациями, психогениями.

Глава 4. Психическая травма, психогении в этиопатогенетических механизмах психических расстройств……………………………………. 149

4.1 Значимые коррелятивные связи, причинно-следственные отношения внутри комплекса биологических и психогенных факторов в объяснении механизмов психопатологических состояний.

4.2 Этиопатогенетические механизмы психических расстройств. Роль и значение психотравмирующих факторов в возникновении и динамике психических расстройств.

Часть 2. Психотравматология.

Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психотравматологии……………………………………………………….. 192

1.1 Основные цели и задачи психотравматологии. Структура и основные направления психотравматологии. Психическая травма, психогении в этиопатогенетических механизмах развития психических расстройств.

1.2 Общие вопросы этиопатогенеза психических расстройств в психотравматологии.

1.3 Организационный, правовой аспекты психотравматологии.

1.4 Лечебно-реабилитационный и профилактический аспекты в психотравматологии.

Глава 2. Клиника последствий острой психотравматизации. Реакция на стресс и нарушения адаптации. Адаптационные (ситуационные, невротические), связанные со стрессом расстройства. Реактивные состояния и психозы…………………………………………. 232

2.1 Психические реакции:

2.1.1 Простой страх.

2.1.2 Тревога.

2.2 Реакции и состояния:

2.2.1 Вина.

2.2.2 Реакция утраты.

2.2.3 Переживание утраты при разводе.

2.2.4 Особенности психологического состояния женщин, больных раком молочной железы.

2.2.5 Переживания в связи с потерей работы.

2.2.6. Особенности состояния умирающего человека.

2.2.7. Суицидальность.

2.2.8. Психогенные сексуальные нарушения.

2.3 Изнасилование.

2.4. Адаптационные (ситуационные, невротические), связанные со стрессом расстройства:

2.4.1. Невротическая реакция.

2.4.2.Депрессия невротического уровня.

2.4.3. Невротическая ипохондрия.

2.4.4. Неврозы:

2.4.4.1. Истерический невроз.

2.4.4.2. Неврастения.

2.4.4.3. Невроз навязчивых состояний.

2.4.5. Паническое расстройство.

2.4.6. Психогенные реакции и состояния при соматических заболеваниях.

2.4.7. Психические (психогенные) расстройства, возникающие при жизнеопасных ситуациях, во время и после катастроф и стихийных бедствий.

2.4.8. Посттравматическое стрессовое расстройство.

2.4.9. Социально-стрессовые расстройства.

2.5. Реактивные состояния и психозы:

2.5.1. Аффективно-шоковые психогенные реакции, состояния.

2.5.2. Реактивная депрессия.

2.5.3. Реактивные бредовые психозы: 1) реактивное паранойяльное бредообразование; 2) острая паранойяльная реакция; 3) реактивный параноид; 4) параноид в условиях депривации и другие параноиды.

2.5.4. Истерические реакции и психозы: 1) истерическая реакция; 2) истерическое сумеречное состояние; 3) синдром Ганзера; 4) псевдодеменция; 5) пуэрилизм; 6) истерический ступор; 7) истерические амбулаторные автоматизмы и фуги.

Глава 3. Клинические и социально-психологические рекомендации лечебно-коррекционных мероприятий для профилактики и лечения психических расстройств, восстановления и коррекции процессов психического развития……………………………………………………. 268

3.1. Этап на­чаль­ных про­яв­ле­ний - ме­ди­цин­ский ас­пект про­бле­мы:

а) ди­аг­но­сти­ка; б) лечение; в) профилактика.

3.2. Этап на­чаль­ных про­яв­ле­ний - со­ци­аль­ный ас­пект про­бле­мы.

3.3. Этап от­да­лен­ных по­след­ст­вий - ме­ди­цин­ский ас­пект про­бле­мы:

а) ди­аг­но­сти­ка; б) лечение; в) профилактика.

3.4. Этап от­да­лен­ных по­след­ст­вий - со­ци­аль­ный ас­пект про­бле­мы.

Заключение……………………………………………………………287

Литература ……………………………………………………………290

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Психиатры получают возможность в этой книге найти некоторые ответы на вопросы о этиопатогенетических механизмах психических расстройств. Автором применен системно-структурный, информационный подход для решения актуальных вопросов психиатрии.

Материалы представленные в книге, получены в процессе многолетней исследовательской работы в области клинической психиатрии. Особенно ценным в этом исследовании можно считать эклектическое применение многих подходов в изучении психических расстройств. В результате исследования, рандомизированной выборки пациентов, впервые исследована роль, виды психической травматизации в жизни пациентов с основными психическими расстройствами.

Показана этиопатогенетическая значимость и роль психических травм, психогений в возникновении психических расстройств. Предложено оригинальное объяснение механизма формирования преморбида. Объяснение роли психической травмы и психогений в становлении психики на тот или иной путь патологического психогенеза.

Обоснован принцип дифференцированной значимости (патогенетическое, патопластическое, патокинетическое), психической травмы и психогений в возникновении психических расстройств. Дана характеристика и систематика (с использованием информационного подхода), по механизмам, психических травм и психогений. Предложена классификация нарушений психического развития.

В работе предложена апробированная в процессе научного анализа система диагностики (трансгенерационная схема семьи, линия основных жизненных событий, информационные среды и др.), многоосевая модель оценки этиопатогенетических механизмов психогенеза, оценки качественных и количественных показателей психической деятельности.

Обоснованы клинические и социально-психологические рекомендации лечебно-коррекционных мероприятий для профилактики и лечения психических расстройств, восстановления и коррекции процессов психического развития.

Книга, несомненно, вызовет живой отклик у всех, кто в своей работе стремиться к совершенствованию своего профессионализма в работе с психически больными.

Моим пациентам посвящается

Введение

Значимыми психогенными воздействиями сопровождается вся жизнь каждого человека и психотравматизация носит в основном антропогенный характер. Вся история возникновения и развития психиатрии, психотерапии отражает потребность людей в облегчении дистресса и последствий психической травматизации.

Рост психических расстройств, в последнее время совпавший со значительными социально-экономическими изменениями в современном обществе, вновь актуализировал необходимость изучения их этиопатогенетического аспекта и высветил существующую недооценку психологических и социальных составляющих в их этиопатогенезе.

Для многих форм психической патологии до сих пор не удалось установить наличие необходимых или достаточных причин, возможно, это связано с осторожностью перед лицом существующих в психиатрии великих мифологем здравого смысла, но все больше современных исследователей начинают рассматривать психическую патологию как результат воздействия патогенных паттернов социального окружения. Их обусловленность лежит в столкновении несбалансированных потребностей индивида и потребности многочисленных социальных систем, в которые он вовлечен. Индивид должен все больше и больше соотносить стратегии удовлетворения своих потребностей с социокультурным контекстом социальных систем, которые способны отреагировать, таким образом, и способом, что могут оказать негативное влияние на него. К настоящему времени признается, что мало изучены многие стороны социальной жизни человека и их влияние на его психическое здоровье. В «Хронике Всемирной Организации Здравоохранения» (1962, т.16, вып.18, с. 301) указано, что «нужно стремиться к тому, чтобы все психиатры уяснили важность социальных факторов в этиологии психических заболеваний». Наиболее распространенные недуги человека – соматические, психологические – определяются временем, местом и образом его жизни. Дж. Фурст говорил: «Болезни, которые мы лечим, суть социальные болезни» (Фурст Дж. Б., 1957).

Современные теоретики принимают во внимание различные социальные влияния на процесс развития личности. По представлению М.А. Розова, социальная реальность - это мир социальных эстафет, жизнь по образцам: «Человек живет в мире социальных образцов, задающих траектории его поведения». Как давно заметили антропологи, в каждом обществе поведение людей максимально приближено к ожидаемому этим обществом. Взаимодействие с другими людьми признается в качестве основополагающей, ведущей для формирования психики человека. Патогенное социальное окружение порождает все возрастающую пограничную личностную патологию. Специфически насильственная форма межличностных отношений в значительной степени и надолго препятствует здоровому саморазвитию. Особое значение при этом придается психическим травмам и психогениям, уровень которых в современной жизни человека стал очень высоким. В современной жизни имеется много источников психической травматизации индивида, и симптомы посттравматического расстройства не редкость среди окружающих людей. Существующее насилие часто оборачивается для жертв долговременными расстройствами приспособления (Norris & Kaniasty, 1994., цит. по Карсон Р. и соавт., 2004). В пяти исследованиях (Putnam et al., 1989; Ross et al., 1990;Coons et al., 1988 и др.), охвативших 843 больных, было выявлено физическое и сексуальное насилие в 80-96% случаев (цит. по Карсон Р. и соавт., 2004). Каждые четверо из десяти американцев переживали серьезные травмирующие события в возрасте до 30 лет, а 9% молодых людей удовлетворяют критериям ПТСР (Breslau et al., 1991).

Серьезные изменения в жизни обычно предшествуют психическим и физическим болезням. Исследователями выделено 43 фактора отражающие «особенные жизненные события». Чрезмерный стресс приводит к тяжелой психологической дезинтеграции, которая сопровождается неконтролируемыми актами насилия, апатией, ступором и даже приводит к смерти (Холмс, Рейх цит. по Пергаменщик Л.А. 1996).

В результате психической травматизации психогенные симптомы расстройств обнаруживаются у 50% населения. В течение же своей жизни с ней сталкивается 80-95% людей (Аннелизе Хайгл-Эверс и соавт., 2001). Существенное значение в возникновении диссоциативных расстройств, соматопсихических нарушений и даже ипохондрии придается травмирующему воздействию в виде сексуального насилия (Морозова Н.Б., 1999; Saxe, van der Kolk, Berkowitz, Chinman, Hall, Lieberg & Schwartz, 1993). Фирман и коллеги (Fierman et al., 1993) пришли к выводу, что в жизни пациентов обратившихся за помощью в связи с тревогой, видное место занимали предшествующие травмы, особенно сексуальное злоупотребление, физическое насилие и изнасилование. Фальсетти и его коллеги (Falsetti et al., 1995) сообщили, что преступные посягательства упоминались в анамнезе у 94% обследованных ими женщин. Рот и Лебовиц (Roth & Lebowits, 1988) указали, что сексуальная травма «сталкивает индивида» с трудно управляемыми эмоциями и образами, которые могут иметь долговременные последствия для приспособления. Особенно инцест, играет большую роль в развитии пограничных психических расстройств (Wolf E.K.S., Alpert J.L., 1991).

Существует целый ряд доказательств, что травмирующие жизненные события часто влекут за собой возникновение симптомов соматизации (Barsky, Wool, Barnett & Cleary, 1994). Исследователями отмечается, что психогенные факторы имеют решающее значение в формировании клинической картины болезни у 30-60% пациентов терапевтических клиник (Обзор в: Kohle und Joraschky, 1986., цит. по Аннелизе Хайгл-Эверс и соавт., 2001). Психогения угнетает подсистемы, включая иммунную, делая субъекта, более подверженным болезням. При соматических заболеваниях отмечаются психогенные реакции и на сам факт заболевания с неврастенической, истерической или обсессивно-фобической симптоматикой (Ромасенко Л.В. и соавт., 1985-1999).

Значимыми показателями тяжести психогенности является показатель самоубийств в населении (Ашикин Д.Б., 1966; Амбрумова А.Г., Бородин С.В., 1981; Conwell Y. et all., 1996; Rihmer Z., 1996; Isometsa E. et all., 1997). Этиология суицида – результат длинной последовательности травматичных событий (берущих начало в детстве и связан с низким самоуважением, безнадежностью). Ежегодно свыше 200 тыс. людей предпринимают суицидальную попытку. По данным американских исследователей - 3% американцев в какой-то момент своей жизни пытались совершить самоубийство (Clark D.C., 1995, цит. по Карсон Р. и соавт. 2004). Число суицидов как минимум в 2-4 раза превышает официальные данные (O Donnell & Farmer, 1995; Silverman, 1997, цит. по Карсон Р. и соавт. 2004). Число завершенных суицидов с тревожащей скоростью возрастает в подростковой среде и даже среди детей (King, 1997; Speier et al., 1995, цит. по Карсон Р. и соавт. 2004). Суицид сопряжен с негативными событиями для индивида (с утратой смысла в жизни, безнадежность будущего) (Beck et al., 1985; Eyman & Eyman, 1992, цит. по Карсон Р., и соавт. 2004), – является итоговым событием неудачной борьбы с жизненными обстоятельствами.

Повышена смертность у лиц, которые рассматривают негативные жизненные события в катастрофическом свете. Установки безнадежности и беспомощности, сформировавшиеся под влиянием жизненных несчастий, оказывают разрушающее воздействие на индивида. У этих лиц высокий уровень пограничных психических расстройств и болезненность психосоматическими заболеваниями. В анамнезе у 83% онкологических больных, в период от 1 до 2-х лет, предшествовавших онкологическому заболеванию, выявляются серьезные психические травмы (Гнездилов А.В., 2002).

В тоже время по данным западных психологов, около 80% попавших в ситуацию психологической травмы выходят из нее без последствий для собственного здоровья, остальные 20% нуждаются в различных видах профессиональной психологической, психотерапевтической помощи. Объективное давление социального предела кем-то может просто не замечаться, кем-то восприниматься как граница, за пределы которой нельзя ступать, либо как черта, за которой простирается нечто иное. Хитросплетения судьбы человека это те узлы, в которые бывают завязаны, казалось бы, совершенно разнопорядковые вещи и к ним следует относиться серьезно.

Травматический опыт в прошлом, повторяющиеся психические травмы в течение жизни ухудшают и усугубляют состояние психического здоровья, приводя к психическим расстройствам. Эффекты, возникающие в результате негативного социального воздействия, привлекли к себе внимание, особенно в последнее десятилетие (Кендалл Ф., 2002). Особо отмечается роль травматизирующих влияний со стороны родителей и сверстников (Westhoff G., 1993; Кендалл Ф., 2002). Еще с начала ХХ в. в психиатрии постоянно нарастает интерес к роли травматизирующих семейных факторов в этиологии психических заболеваний. Представители различных направлений, в рамках своих теорий, с неизбежностью выходили на семейные проблемы и предлагали пути их решений. Значимые стрессовые события происходят с индивидом в семье. Распад или прекращение интимных отношений – сильный стрессор и частая причина обращения за психологической помощью. Развод, несмотря на его возросшую приемлемость и случаемость, остается очень трагическим и, как правило, стрессовым исходом некогда близких отношений. Рухнувший брак является одним из источников уязвимости перед лицом психопатологии. Ведущее место занимают психогении, обусловленные материально-бытовыми трудностями (53,7%) и конфликтными семейными отношениями (92,5%) (Семке В.Я., 1999).

В настоящее время существует несколько школ с различной теоретической ориентацией, трактовкой роли семьи в этиологии психических заболеваний (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990). Семейная психиатрия в известном смысле постоянно развивала учение о психической травматизации, т.к. семья может вызвать нарушение психического здоровья, воздействуя травматично на личность. Интерес современных исследователей особенно сместился к семейным взаимоотношениям, в фокусе оказались паттерны взаимодействий и системные процессы в семье (Абабков В.А. и соавт., 1998; Черников А.В., 2001). Семейная психотерапия сталкивается с феноменом «домашнее насилие». Отмечено, что проблемы в родительской подсистеме влекут за собой психические расстройства у ребенка. Исследования по влиянию семьи на развитие человека позволили создать концепцию "патологизирующего семейного наследования" (Эйдемиллер Э.Г., 1994, 2000), и теорию жизненного цикла семьи (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 1990; Nichols M., 1984; Никол Р., 2001; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001; Leff J., 1996; Plancherel B., 1998). Изучение роли психической травмы в детском возрасте проводилось Lebovici S., Soule M., 1977; Буянов М.И., 1970; Johnson J.H., 1986; Гурьева В.А., 1999; и др. Считается, что психическая травма и психогении в этот период вызывают нарушения в базисных структурах психики (Balint M., 1968; Gross G. & Huber G., 1985; Калшед Д., 2001; Тэхкэ В., 2001). Под влиянием внешних вредностей постепенно меняется реактивность высших отделов нервной системы, образуются патологические временные связи (Сухарева Г.Е., 1955). У многих детей, находящихся в состоянии (аффективной и социальной), депривации, наблюдается отставание в развитии, формирование патологических особенностей характера, преступные наклонности и даже психозы (Буянов М.И., 1970; Буторина Н.Б.,1982; Лангмейер Й., Матейчек З., 1984; Ковалев В.В., 1985; Ornish D., 1998; Буторина Н.Б., Буторин Г.Г., 1999). О значении предыдущих воздействий патогенных раздражителей у детей, для возникновения психических расстройств в отдаленные периоды говорила Г.Е.Сухарева (1955): «Причину психических заболевания всегда следует искать в воздействии патогенных агентов из внешней (или внутренней) среды». Она указывала, что «возникшие функциональные и структурные нарушения легко приобретают характер устойчивого и даже прогрессирующего страдания» и предупреждала о том, что «приобретенное предрасположение» нельзя трактовать как проявление патологической наследственности (Сухарева Г.Е., 1955).

Значение психической травматизации в предопределении заболеваний как фактора никогда не отрицалась. Фуллертон и Урзано (Fullerton & Ursano, 1997) указали на значительные пробелы в современном психиатрическом понимании реакций на травму и ее исходы. Интерес психиатров к феномену психической травмы и ее последствиям периодически актуализируется, и сейчас активно обсуждается клиницистами (Heigl-Evers und ott, 1996; Hirsch, 1996). Э. Блейлер писал (цит. по Руководство по психиатрии. 1993), что шизофрения начинается после предшествующей психогении, но мало кто обращал внимание на это его замечание. McDougall полагал, что сущность шизофрении - психогенная. А. Meyer главную роль придавал переживаниям и семейным обстоятельствам (Wyrsch J., 1967). C. Jung (1908) – утверждал психогенез шизофрении. Влияние психогений на течение шизофрении рассматривали Алимов А.К., 1961; Нутенко А.А., 1963; Шумаков В.М., Лунц Д.Р., 1972. Другие авторы: Янушевская Н.К., 1948; Рохлин Л.Л., 1962; Боброва И.Н., и Холодвская Е.М., 1975 – говорили об их неоднозначном влиянии на психотический процесс. Ey H. (1974), отмечал, что реактивные включения обнаруживаются в структуре всех психических заболеваний и неврозов. Колесина Н.Ю., Дубницкая Э.Б., (1980), описали три варианта воздействия психореактивных факторов при шизофрении. Смулевич А.Б. и соавт., (1976), Лакосина Н.Д. (1980) указали на появление неврозоподобной симптоматики на инициальном этапе шизофрении обусловленной психогениями. Гонопольским А.М. (1983), указывалось на особенности клинических вариантов шизофрении дебютирующей в психогенно травматизирующей ситуации. Некоторыми авторами утверждается, что стресс может сыграть роль в этиологии, патогенезе или же провоцировать эпизоды шизофрении и других психозов. Шизофренический опыт включает в себя «спектр преобразований сознания, вызванных хроническим стрессом» (Хант Г., 2004). Однако следует отметить, что исследования в последние десятилетия почти полностью игнорировали все возможные связи между стрессом и шизофренией (цит. по М. Перре, У. Бауман 2003). Предпринимавшиеся подходы к оценке стресса и его влияния, используемые в исследованиях психозов, были подвергнуты критике за не всегда отчетливые, критерии. Указывалось, что работы благоволят к отражению интерактивной модели, а значимость работ оценивается как низкая в связи путаностью в выборе методов и моделей исследования.

Для описания важных жизненных событий и ситуаций у пациентов, во многих исследованиях используются понятия стресса, фрустрации, конфликта, кризиса, психогения и психическая травма. Несмотря на большое количество исследований, теоретические представления о них развиты недостаточно. Многие исследователи ограничиваются простым перечислением значимых событий, или используют для их характеристики общие схемы. Не соответствует логическим уровням их употребление. Василюк Ф.Е. (2001) считает, что конкретное жизненное событие может затронуть сразу все "измерения" жизни человека, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, и эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения. Для устранения сложившегося положения требуется определение необходимого категориального поля для каждого понятия. Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалось на термине психогения и стресс. Их отождествляют и с факторами среды, и психическим и физическим состоянием, с реакциями организма. Часто разнородные явления характеризуются одним термином. До настоящего момента отсутствует четкое определение понятий «психическая травма» и «психогения». Под психической травмой, большинство исследователей, понимают тяжелые индивидуальные переживания (в центре его находится определенное эмоциональное состояние), играющие основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний (Канторович Н.В., 1967; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990 и др.). Некоторые исследователи под психической травмой понимают жизненное событие, ситуации, затрагивающие значимые стороны существования человека (Magnusson D., 1988; Менделевич В.Д., 1999). Под психогенией Binder H. понимал необычные травматизирующие воздействия среды, т.е. такие, которые действуют психотравматически в силу своей объективной тягостности (цит. по Клиническая психиатрия под ред. Г. Груле., Майер-Гросса, и др., 1967). Zutt (цит. по Faust C., 1967), указывал, что содержание бреда имеет тесную связь с опасностями, которые пережил заболевший человек в своей жизни (Рыбаков Ф.Е., 1906; Ясперс К., (переиздание 1997); Фрейд З., (переиздание 1991); Stutte H., 1967). Другие исследователи под психогенией понимают неврозы, невротические реакции (Лакосина Н.Д., 1970; и др.).

В рамках превентивной психиатрии проблематика кризиса в жизни человека всегда была в поле внимания исследователей. Теория кризисов появилась после статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя. Роль психической травмы, психогений достаточно хорошо изучены в возникновении невротических расстройств, реактивных психозах, посттравматических стрессовых расстройствах (Шостакович Б.В. и соавт., 1994; Барденштейн Л.М., 1995; Ursano R., 1994; Foa E.B. & Meadows E.A., 1997), социально-стрессовых расстройствах (Александровский Ю.А., 1991). В последнее время стали изучаться посттравматические стрессовые расстройства, которые возникают у людей участвовавших в боевых действиях (Джишкариани М.А., 2000), ликвидаторов природных и техногенных аварий (Румянцева Г.М., 1995), у мигрантов (Незнанов Н.Г., Телия К.К., 2001).

В тоже время в большинстве исследований роли психической травмы, психогений в возникновении, характере психической патологии работы посвящены главным образом аффективно-шоковым реакциям и психогенным психозам, возникающим непосредственно во время травмы (Шмаонова Л.М., 1974, 1985). Весь аспект психогенных последствий отнесен к так называемой пограничной психиатрии.

Психическое расстройство является подлинным выражением психической травматизации. Несмотря на изучение причинных факторов риска, способствующих возникновению и развитию психических расстройств и роли психогений в развитии психических расстройств (Петраков Б. Д., Циганков Б.Д., 1966; Чуркин А.А., 1996; Kazdin A.E. et all., 1997; Rutter M. et all., 1997), проведенных многими исследователями, этот аспект остается полностью не изученным. Мало изученными остаются семантические аспекты воздействия на психику происходящих значимых событий, которые в значительной степени определяют этиопатогенетические механизмы, а ведь имеется отчетливая связь психической травмы с семантикой переживаний, с их «смыслом».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рецензенты: доктор юридических наук, профессор

    Учебник
    Авторы учебника: профессор Ю. П. Битяк (главы 1, 2 (§ 5), 5, 8, 14 (§ 4, 5), 17, 21, 23, 41); В. В. Богуцкий, Н. Б. Писаренко (главы 2 (§ 1-4), 3; В. Н.
  2. Рецензенты: доктор социологических наук, профессор

    Документ
    В учебном пособии излагается общий курс социологии права — отрасли социологической науки, исследующей на основе общесоциологических и собственных частнонаучных методов проблемы функционирования права как социального института.
  3. Рецензенты: доктор медицинских наук А. М. Иваницкий, доктор медицинских наук Р. И. Кругликов симонов П. В. и др

    Книга
    Книга академика П. В. Симонова, кандидата искусствоведения П. М. Ершова и кандидата исторических наук, писателя Ю. П. Вяземского посвящена междисциплинарному анализу проблемы происхождения, формирования и развития высших потребностей
  4. В. О. Бернацкий доктор философских наук, профессор; > А. А. Головин доктор медицинских наук, профессор; > В. А. Евдокимов доктор политических наук, профессор; > Г. В. Косяков доктор филологических наук, професс

    Документ
    КОРОЛЕВА Л. А., КОРОЛЕВ А. А., ГАРЬКИН И. Н. Государственно-конфессиональ­ная политика в отношении ислама в СССР. 1940–1980 гг. (по материалам Среднего Поволжья) .
  5. Гришина Наталья Владимировна доктор психологических наук, профессор Чермянин Сергей Викторович доктор медицинских наук, профессор Вметодическом пособии приведены основные требования и методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Печатается по решению кафедры общей и прикладной психологии, кафедры практической психологии и РИСа Ленинградского государственного областного университета имени А.

Другие похожие документы..