Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях организации полноценного, сбалансированного питания детей в общеобразовательных, загородных оздоровительных учреждениях края, обеспечения про...полностью>>
'Сказка'
Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше ...полностью>>
'Реферат'
Интерес, проявляемый учеными всего мира к наследственности человека, не случаен. В настоящее время известно около 2 наследственных болезней и генетич...полностью>>
'Инструкция'
К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по мерам б...полностью>>

Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 КЛАСС

Личностные УУД:

2) проблеме настоящего и ненастоящего богатств-самоопределение –система знаний, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить его/её точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».Ч.1:с.7,49,81,107,118,122,132,144,157. Ч.2: с.22,45,49,53,54,63,81,89,93,113-114,119,128,136,139-140,149. А также задания типа «С кем ты согласишься? Чья точка зрения тебе ближе?» (Ч.1: с.21,40,78,99,152,160,166);

-смыслообразование и нравственно-этическая ориентация –поэтические и прозаические тексты, посвящённые:

1) формированию базовых нравственных ценностей(тексты о том, чтобы быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым – это богатство и ценность);

а. Ч.1: В. Драгунский «Что я люблю», с.123-126; «Что любит Мишка», с.127-132; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», с.134-138; Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь», с.138-144;

3) проблеме понимания разницы между ложью в орыстных целях и творческой фантазией. Ч.1: Н. Носов «Фантазёры», с.66-75; Д. Родари «Бриф! Бруф! Браф!», с.75-77; Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши», с.78-81; Б. Окуджава «Прелестные приключения», с.81-90;Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…», с.90-92; Ч.2: Л. Яхнин «Моя ловушка», с.62-64; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», с.64-65; «Скучный Женя», с.66-68; О. Дриз «Телёнок», с.69; А. Усачёв «Обои», с.69-73; В. Лунин «Что я вижу», с.74-75; Ю. Мориц «Хвостики», с.75-76; «Букет»,с.76-77;

4) теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви. Ч.2: С. Махотин «Воскресенье», «Груша»,с.126,132-133; М. Бородицкая «Уехал младший брат». С.136-138; И. Тургенев «Воробей», с.146-147; М. Карем «Ослик», с.148-149; М. Бородицкая «Котёнок», с.149-150; Э. Мошковская «Кому хорошо», с.150-152; В. Драгунский «Друг детства», с.153-156; В. Лунин «Кукла», с.156-158; Л. Толстой «Прыжок», с.161-166; Л. Толстой «Акула», с.167-172;

5) проблеме разных точек зрения: Ч. 2:О. Дриз «Игра», «Стёклышки» с.14-15, 20-21, М. Бородицкая «Лесное болотце» с.21, В. Берестов «Картинки в лужах» с.22, А. Ахундова «Окно» с.23-24, А. Усачёв «Бинокль» с.24-27, Т. Белозёров «Хомяк» с.28, М. Яснов «Хомячок» с.29, Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» с.30-32, Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала...» с.32-33 , А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа...» с.33, М. Бородицкая «Вот такой воробей» с.34, «Булочная песенка» с. 36-37, С. Махотин «Местный кот» с.34-35, П. Синявский «Федина конфетина» с.37, А. Усачёв «Эх» с.38, Г. Сапгир «У прохожих на виду...» с.39-40, О. Кургузов «Сухопутный или морской» с.41-43;

6) формированию базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируются: представление о том, что красота – это то, что вокруг, – необходимо лишь научиться её обнаруживать: Ч. 1: Исса Хокку (с.96), С.Козлов «Ёжик в тумане» с. 97-99, «Барсук любитель стихов» японская сказка с.99-103, «Луна на ветке» с. 103-107, С.Козлов «Красота» с.111- 114 Хокку с. 117, 119, 120, Э.Мошковская «Если такой закат...» 172-173; Ч. 2: С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с.15-19;

7)теме особого зрения – способности видеть не глазами, а сердцем (обсуждение которой было начато в 1 классе): Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» с.44-46, О. Дриз «Синий дом» с.47-50, А. Пушкин «...Уж небо осенью дышало» с.51-53, М. Лермонтов «Осень» с. 54-55, Л. Яхнин «Музыка леса» с. 104-105, Ю. Коваль «Три сойки» с. 106-107, Р. Сеф «Добрый человек» с.110, Л. Яхнин «Пустяки» с.111;

8) вопросы, цель которых – опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок: Ч. 1: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»… с. 90, «А чем довелось любоваться тебе?» с. 97, «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?» с. 103, «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…» с. 110, «Что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» с. 126 «А ты что-нибудь собираешь ... Любишь свои сокровища показывать друзьям?» с.135, «А у тебя есть любимая игрушка?» с.156. Ч. 2: «Тебе понравилась игра, в которую играет герой этого стихотворения? Ты сам(а) когда-нибудь так играл(а)?» с. 15, «Тебе удалось представить (ВООБРАЗИТЬ) те картины заката, которыми любовались Ежик с Медвежонком? А последний пейзаж?» с.19, «Тебе нравится такой способ видеть мир по-новому? Ты бы в какой цвет окрасил(а) потолок? Печь? Спящего кота? Цыплёнка?» с. 21, «А ты любишь смотреть в окно?» с. 24, Ты видел(а) когда-нибудь хомячка? Даже если не видел(а), ты можешь теперь представить, какой у этого зверька характер?» с. 29, «А ты когда-нибудь думал(а) о том, что не только ты смотришь на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на тебя?» с. 34, «Что в разговоре мальчика с воробьём кажется тебе смешным?» с. 34, «А ты понимаешь язык животных?» с. 35, «А у тебя и твоих друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному?» с. 40, «А ты когда-нибудь сравнивал(а) себя с животными или растениями, которые тебя окружают? Думал(а) о том, как это замечательно, что ты – это именно ты?» с. 60, «А в твоем воображении многое умещается?» с. 63, «А что бы сказала твоя мама?» с. 73, «А ты когда-нибудь рассматривал(а) узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал(а) их в своём воображении» с. 75, с. 108, «Ты видел(а) когда-нибудь жёлудь? Можешь объяснить, почему поэт называет его «жёлудем-мужичком»?» с. 126

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК.

Приведем примеры таких суждений: "– Мне жалко Братца Опоссума, – сказала Маша. – Он пострадал из-за Братца Кролика!" "– А мне его не жалко! – сказал Миша. – Он пострадал из-за своей жадности". А тебе чья точка зрения ближе? Ч. 1, с. 40; "Оба эти стихотворения об одном и том же, – сказала Мальвина. – И там, и здесь герой жалуется, что окружающая природа приносит ему неудобства". Ты тоже так думаешь?... "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?" Ч. 1, с. 120; "– Дениска – вот богатый человек!" – сказал Барсук. "– Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка?" – спросил Миша. С кем ты соглашаешься? Ч. 1, с. 132; "– Получается, что и сын говорит неправду, и отец обманывает," – сказала Мальвина. "– Мальчик просто фантазёр! А папа с уважением относится к его фантазиям!" – возразила Маша. А тебе чья точка зрения ближе? Ч. 1, с. 160). Ч. 2: с. 21, 40, 78, 107, 109, 120, 131, 132, 157, 160, 166, 171-172. Ч. 2: с. 45, 49, 63, 108, 113-114, 117, 120, 128, 152-153, 155, 157, 159, 161, 163, 165, 166.

Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)::

- поиск и выделение необходимой информации в словарях: Ч. 1:с. .12, 15-19, 23, 31, 33-35, 37, 52, 55, 58, 76, 81, 90, 95, 100, 102, 103, 108, 113, 119, 126, 138, 147, 148, 153, 159, 160, 161, 163, 169. Ч. 2: с. 9, 15, 21, 24, 28, 33, 48, 59, 79, 120, 123, 130, 132, 141, 142, 144, 145, 159, 162;

- поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания: Ч. 1: с.7, 23, 28, 119, 152;

- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения: Ч. 1: с.64, 99, 108, 109, 114, 115, 117, 119, 121, 124, 173. Ч. 2: с. 10, 12, 40, 46, 47, 77, 108, 125, 128;

- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек: Ч. 1: А.Пушкин «У лукоморья..» с.9-11, Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» с.35-36, И. Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61, Тиё, Оницура (хокку) с.119-121, .Драгунский «Что я люблю» с.126, М.Бородицкая «Ракушки» с.135, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 139-140, 144, И.Тургенев «Воробей» с.147, В.Драгунский «Друг детства» с.153-156, В.Лунин «Кукла» с.156-158, Л. Толстой «Прыжок» с.165, Л. Толстой «Акула» с.171, Э.Мошковская «Если такой закат?» с.173. Ч. 2: С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с.19, А. Ахундова «Окно» с.24, Т.Белозёров «Хомяк» с.28, П.Синявский «Федина конфетина» с.37, Г.Сапгир «У прохожих на виду…» с.40, О.Дриз «Синий дом» с.48-50, А.Пушкин «»Уж небо осеню дышало…» с.51-52, О.Дриз «Кто я?» с.58, Ю.Мориц «Хвостики» с.75-76, Л. Яхнин Музыка леса с.104-105, Ю.Коваль «Три сойки» с.108, Л.Яхнин «Пустяки» с.111-112, Е.Чарушин «Томкины сны» с.115, М.Пришвин «Разговор деревьев» с.118-119, Ф.Тютчев «Зима недаром злится» с.120-121, М.Пришвин «Золотой луг» с.123-124, С.Козов «Жёлудь» с.126-127, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-149, С. Махотин «Вот так встреча» с.153, С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» с.162, с.166, П.Коран «По дорожке босиком» с. 168-169;

- работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее). Ч. 1: А.Пушкин «У лукоморья…» с.8-11, А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.12-21), Д.Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с. 37-38, Д.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» с. 75-77, С. Козлов «Ёжик в тумане» с.97-99, «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке» японские сказки с. 99-107, В.Драгунский «Что я люблю» с.123-126, В. Драгунский «Что любит Мишка» с. 127-131, М. Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-137, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 138-144, М. Карем «Ослик» с.148, Л. Толстой «Прыжок» с.161-166, Л. Толстой «Акула» с.167-171. Ч. 2: С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с. 15-19, О.Кургузов «Сухопутный или морской?» с. 41-43, О.Дриз «Кончилось лето» с.44-45, А.Пушкин «»Уж небо осеню дышало…» с.51-52, Р. Сеф «Добрый человек» с.110, Г. Юдин «Вытри лапы и входи» с.116-117, М.Лермонтов «Утёс» с.127-128, М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» с.129, К. Чуковский «Федотка» с.138, О.Дриз «Доктор» с.139, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-149, Л.Яхнин «Зеркальце» с.170-171, А.Усачёв «Жужжащие стихи» с.172-173;

- самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, т.е. текст уже каким-то образом структурирован для школьника и эмоциональные акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета и даже сам определяет цвет).

Тетрадь 1: «Строчки, из которых видно, где на самом деле находится мальчик, закрась голубым карандашом. А строчки, которые рассказывают о том, что происходит у героя в воображении, - жёлтым карандашом.» (с.22); «Если ты считаешь содержимое лукошка настоящим богатством, то закрась эти строчки в стихотворении жёлтым карандашом. Если считаешь по-другому — то голубым.» (с.34), а также с.6, с.10-11, с.12, с.17-18, с.19,с. 21, с.24-25, с.28-30, с. 30-31, с.36, с.38, 39-40, с.42, с.44, с.46, с.48.

Тетрадь 2: «Какой цвет преобладает в зимней картине? Закрась голубым карандашом строчки, из которых это видно. А что украшает эту картину, делает её яркой? Закрась строчки, в которых об этом говорится, жёлтым карандашом.» (с.3); «Каким карандашом ты бы закрасил(а) эту часть — голубым или жёлтым?» (с.12), а также с.5, с.6-7, с.8-9, с.10, с.13, с.15, с.16-17, с.19, с.21, с.23, с.24-25, с.26-27, с.28-29, с.30, с.32-33, с.34, с.37, с.38, с. 40-41, с.43, с.46-47;

- работа с дидактическими иллюстрациями: Ч. 1:с.6-7, с.22, с.28-30, с.43, с.59, с.64, с.83, с.109-110, с.114-115, с.118-119, с.121-122, с.138. с.173-174. Ч. 2: с.8-9, с.10, с.12-13, с. 40, с.46-50, с.77, с.81-82, с.84-85, с.87-88, с.90-91, с.92-103, с.108-109, с.125, с.128.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими) («Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка Ч. 1: с.23-27, Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» с.31-35, Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с.37-39, «Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» русская народная сказка с.51-58); выявление некоторых особенностей волшебной сказки (обязательное присутствие чудес; наличие волшебного помощника и (или) предмета); наличие повторов в построении сказки (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.12-21,«Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» русская народная сказка с.51-58); анализ авторских сказок с целью показать, что они часто опираются на народную сказку /мы не используем терминологию, т.е. не можем сказать, что авторская сказка использует древние сюжеты народных сказок: слово сюжет заменяем словом "история"/(А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.12-21); обнаружение связи современных поэтических текстов с народным творчеством: использование поэтами приемов устного народного творчества (И. Пивоварова «Жила-была собака», И. Пивоварова «Мост и сом», Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка». Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка» с. 60-64); сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания автора:Ч. 1: С.Козлов «Ёжик в тумане» и Т.Маврина «Полумесяц» с.97-99, С.Козлов «Красота», Хиросиге «тросник под снегом и дикая утка» и А.Дюрер «Травы» с.111-115. Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» и М.Добужинский «Кукла» с.44-46; О.Дриз «Синий дом» и М.Шагал «Синий дом» с.47-50;

- подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов. Ч.1: с. 12-21, с. 41-59 и изучение дидактической иллюстрации Ч.1: с. 22, 43, 59; формирование понятия «главный ГЕРОЙ» сказки о животных через анализ русских Ч. 1: с.23-30 и иностранных сказок Ч.1: с.31-40, изучение дидактических иллюстраций Ч.1: с.28-30 и дидактических выводов Ч.1:с.49; формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ поэтических и прозаических текстов и задания типа: «Найди все слова, которые рассказывают о растениях и насекомых как о людях»; «Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо. А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. Какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитай только эти слова» Ч. 1: с.99, Ч. 2: с.36-37, с.47, с.120-122, 126-137; поэтапное формирование понятия «контраст» через сравнение противоположных по настроению частей текста Ч. 2: О.Дриз «Кто я?» с.56; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» с.148-149, через противопоставление внешности и голоса героев текста Ч. 2: Ю.Коваль «Три сойки» с. 106-108; поэтапное формирование понятия «точка зрения»: 1 этап — использование таких «инструментов», как лупа, цветное стёклышко, бинокль, рамочка, которые меняют привычный взгляд на предмет Ч. 2: с.13, с.21-27, с.40; 2 этап — предъявление школьнику двух разных оценок одного и того же явления или предмета, сделанных с противоположных позиций: восприятие рыбалки рыбаком и рыбой, восприятие яблока разными животными и т.д. Ч. 2: с.27-40; 3 этап — предъявление школьнику двух или более позиций относительно обсуждаемой нравственной проблемы и создание необходимости сделать выбор, присоединиться к одной из них, сделать её собственной точкой зрения Ч. 1: с.120-121, с.166, с.171-172, Ч. 2: с.63, с.67-68, с.69-73, с.108, с.111-112, с.112-114, с.116-117, с.152, с.165-166; формирование понятий «периодика», «детская периодика» через анализ понятий «новости», "важные новости", «свежие новости», «выходить периодически» и т.д. Ч. 2: с. 78-85; начальный этап формирования понятия «рассказ» посредством использования антонимов: «сказка» - «быль», «выдумка» - «правдивая история» Ч. 2: с.164; формирование представления о природе комического через анализ приемов, используемых для достижения комического эффекта: смешно, когда есть контраст Ч. 2: с. 138, с.148, смешными нас делают наши недостатки Ч. 2:с.149-151, с.154-166 смешно бывает из-за повторов Ч. 2: с.166-167, 168-169, с.171, с.172-173, смешно, когда путаница или что-то наоборот Ч. 2: с.170-171, с.174;

- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку»Ч. 1: с.12-22; между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты Ч. 1: с. 74 ); между способностью создавать красоту, ценить красоту, видеть красоту в простом и поэтическим взглядом на мир Ч. 1:с. 107, с. 111-115, с. 119; между описанием в тексте реальных (не выдуманных) событий и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это рассказ Ч. 1: с.164); между тем, что изображено на картине и её жанровой принадлежностью (портрет, пейзаж, натюрморт) Ч. 2:с.8-10, с.19, с.24; между определённым взглядом на мир и выражением этого взгляда в речевых высказываниях: ориентируясь на черты характеров героев интриги (Маши, Миши, Мальвины и Алёнушки), школьники определяют, кому из них принадлежит какое высказывание по поводу текстов Л. Толстого «Прыжок», и «Акула» Ч. 1: с. 165-166, с.171-172. Ч. 2:с. 66-68, с.119-120.

Коммуникативные УУД:

- управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям): Ч. 1: с.12-20, 23-27, 31-35, 37-39, 40-48, 51-58, 60-61, 66-74, 75-77, 81-89, 90-92, 99-102, 103-106, 111-114, 123-126, 127-131, 134, 136-137, 138-143, 146-147, 148, 153-155, 156-157, 158-159, 161-164, 167: «Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка с.23-27, Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» с.31-35, Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с.37-39, «Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» » русская народная сказка с.51-58, И.Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61, Н.Носов «Фантазёры» с.66-74, Д.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» с.75-77, Б.Окуджава «Прелестные приключения» с.81-89, Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» с.90-92, «Барсук – любитель стихов» японская сказка с.99-102, «Луна на ветке» японская сказка с.103-106, С.Козлов «Красота» с.11-114, В.Драгунский «Что я люблю» с.123-126, В. Драгунский «Что любит Мишка» с.127-131, М. Бородицкая «Ракушки» с. 134, М.Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-137, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 139-143, И.Тургенев «Воробей» с.146-147, М. Карем «Ослик» с.148, В.Драгунский «Друг детства» с.153-155, Р.Суф «Я сделал крылья и летал» с.158-159, Л.Толстой «Прыжок» с.161-164, Л.Толстой «Акула» с.167-170. Ч. 2: с.14, 15-18, 20, 24-27, 30-31, 41-43, 51, 56-57, 69-73, 106-107, 121, 129, 130-134, 141-148, 172-173: О.Дриз «Игра» с.14, С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с. 15-18, : О.Дриз «Стёклышки» с.20, А.Усачёв «Бинокль» с.24-27, Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» с.30-31, О.Кургузов «Сухопутный или морской?» с. 41-43, А.Усачёв «Обои» с.69-73, Ю.Коваль «Три сойки» с.106-107, Д.Биссет «Ух!» с.130-134, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-148, А.Усачёв «Жужжащие стихи» с.172-173,

- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Подарок дядюшки Белого Медведя — это настоящее богатство, - сказал Барсук. Найди ту часть сказки, которая подтверждает это мнение» Ч. 1:с. 144, а также Ч. 1: с.49, 110, 157. Ч. 2: с.49, 53, 54, 113-114. Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: в одном и том же авторском тексте можно обнаружить и черты шутки-прибаутки (по одним основаниям), и небылицы (по другим основаниям) (Ч. 1: И. Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61); докучной сказки и забавной прибаутки (И. Пивоварова «Мост и сом»с.62-63); одна и та же сказка может сочетать в себе особенности волшебной сказки и сказки о животных (китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» с.49, русская сказка «Волшебное кольцо» с. 58); один и тот же сюжет может быть рассказан языком разных жанров: сюжет сказки "Репка" в логике докучной сказки, кумулятивной сказки, небылицы (Ч. 1: с.64); одному и тому же тексту можно дать разную смысловую оценку: "То, что герою стихотворения подарили куклу, сильно его рассердило? - Конечно, да! — сказал Миша. - Конечно, нет! - сказала Маша". Прочитай сначала строчки, подтверждающие Мишино мнение, а потом — строчки, подтверждающие Машину точку зрения.» (Ч. 1: В. Лунин «Кукла» с.156-157); «Миша говорит, что здесь видно, что Томка — ещё маленький и глупый». Ты соглашаешься с Мишей? Можешь подтвердить эту точку зрения? Маша говорит: «- Наоборот! Здесь уже видно, что Томка умненький и осторожный! » Может быть, Маша тоже права? На какие строчки обратила внимание Маша во второй части рассказа?» (Ч. 2: Е. Чарушин «Томка испугался», с.113-114); «- Что-то не видно, чтобы мальчик ухаживал за своим щенком! - строго сказал Миша. - Ещё как видно! - возразила Маша». А ты чьё мнение разделяешь? (Ч. 2: Г. Юдин «Вытри лапы и входи» с.116-117).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью" и "Хрестоматией"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.

В области коммуникативных УУД обучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

3 КЛАСС

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа: «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос» или «Догадываешься, как Костя закончил свою мысль?», «Ты понимаешь, что Маша имела в виду?». Ч. 1: с.16-17, с.22-23, с.26 -27, с.28-29, с.39, с.55, с.62, с.70-71, с.116-117, с.144. Ч. 2: с.22, с.47, с.48, с.90, с.92-93, с.97, с.103, с.133, с.157. Также задания типа «А у тебя есть своё объяснение? Или ты присоединяешься к мнению кого-нибудь из ребят?" или «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей (Машей, Костей)?». Ч. 1: с.17, с.26, с.36, с.38-39, с.46, с.49, с.112, с.115, с.174. Ч. 2: с.26, с.31, с.42, с.84-85, с.86, с.90-91, с.118, с.134, с.138;

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - поэтические и прозаические тексты, посвящённые:

1) формированию базовых нравственно-этических ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном – это значит понимать в чём истинное богатство жизни);

2) умению наблюдать то, что можно увидеть глазами и то, что трудно увидеть глазами; умению обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с близкими: Ч. 1: С.Козлов «Июль» с.8, Ю.Коваль «Берёзовый пирожок» с.9-12, В.Маяковский «Тучкины штучки» с.14-15, С.Козлов «Мимо белого яблока луны..» с.16, С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...» с.16-17, А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...» с.18, А.Пушкин «Опрятней модного паркета...» с.19, Дзёсо «И поля, и горы...» с.20, Басё «Ей только девять дней...» с.20, В.Шефнер «Середина марта» с. 21-22, Басё «Уродливый ворон...» с.22, Э. Мошковская «Где тихий, тихий пруд...» с. 26-27, И.Бунин «Листопад» с.34-37, А. Вознесенский с.39, А.Пушкин «Зимнее утро» с. 44-46, В.Берестов «Большой мороз» с.47-48, В. Берестов «Плащ» с.49-50, Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами» с.60-61;

3) связи между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, звукопись, олицетворение). Ч.1: В.Шефнер «Середина марта» с. 21-22, Басё «Уродливый ворон...» с.22, Н.Матвеева «Гуси на снегу»с. 24-25, Ёса Бусон «Муравей…» с.25 , Записная книжка Кости Погодина с.38-40, Н.Матвеева «Картофельные олени»с.102-103, Очередное занятие клуба, с.113, Т. Пономарёва «В шкафу» с.118-120, Э.Мошковская «Вода в колодце», П.Филонов «Нарвские ворота» с.121-124, Б.Житков «Как я ловил человечков» с. 124-134, Т.Собакин «Игра в птиц» с.134-138, К. Бальмонт «Гномы» с.139-140, В.Кандинский «Двое на лошади» с.140-142;

4)теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви (пониманию того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому): Ч.1: Т.Пономарёва «Прогноз погоды» с.142-144, Т.Пономарёва «Лето в чайнике» с.144-146, А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» с.146-147, М.Вайсман «Лучший друг медуз» с. 148-151, А.Куприн «Слон» с.151-163, К.Паустовский «Заячьи лапы» с. 163-170, С. Козлов «Если меня совсем нет» с.170-174, О.Ренуар «Портрет Жанны Самари» с.174-175;

5)поэтические и прозаические тексты и живописные произведения, на основе которых можно формировать базовые историко-культурные ценности: чувство причастности к истории и культуре своей страны. Ч.2: Б.Кустодиев «Масленица» с.137-138, К. Паустовский «Растрёпанный воробей» с.139-149, В.Боровиковский «»Безбородко с дочерьми», З.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми» с.149-150, А. Пушкин «Цветок»с.151, А.Гайдар «Чук и Гек» с.152-175, К. Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Пасад» с.175-176;

6) вопросы и задания, цель которых опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок:Ч.1: «С чем писатель сравнивает маленькие надписи? А ты их когда-нибудь замечал(а)?... Ты сумеешь вспомнить, какие надписи живут на предметах в твоём доме? А можешь назвать очень крупные надписи, которые живут на уличных вывесках? Как они «борются за существование»?»; «А ты знаешь, где в твоём доме живут гвоздики и шурупы? Какие из них считают, что их работа самая важная?» с.40-41, «А в твоей местности бывают такие сильные морозы, что отменяют занятия в школе? Ты знаешь, как скрипит под ногами снег в сильный мороз? Сумеешь оценить те сравнения, которые придумал поэт?» с.48, «Ты когда-нибудь замечал(а), как весной прорастает картошка? Что показалось герою (героине), когда он(а) смотрел(а) на картофелины? А тебя воображение уводило когда-нибудь так далеко?» с.103, «Ты пил(а) когда-нибудь воду из колодца? Веришь, что это вкусная вода?» с.121, «А ты представляешь себе что-нибудь необычное, глядя на обыкновенные предметы?» с.140. Ч.2: «А ты сумеешь привести свои примеры из жизни, подходящие к этим пословицам?» с.15, «Может быть, ты вспомнишь случай из собственной жизни, когда ты сам(а) «винила обстоятельства»?» с.22, «А ты можешь так же честно и бесстрашно, как Миша и Маша, рассказать подобную историю о себе? Когда ты был(а) сам(а) виноват(а) в неудаче, а винил(а) обстоятельства?» с.23, «В твоей местности в конце зимы празднуют Масленицу? Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?» с.137, «Похожи ли Чук и Гек по характеру? Ты помнишь себя в возрасте 5-6 лет? Кто из братьев больше похож на тебя в детстве?» с.157.

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности, оценка и самооценка)- система заданий и вопросов, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий в комплекте располагается в той части методического аппарата, которая включает суждения сквозных героев по поводу обсуждаемых литературных произведений: их мнения и переживания, оценки и позиции. Приведем образцы таких заданий в учебнике: "В первом хокку одно олицетворение, а во втором их несколько, - сказала Маша". Ты тоже так думаешь? (Ч.1: с. 20), "Сколько раз поэт прибегает к сравнениям? - спросила Анишит Йокоповна". - Два раза, - сказали Маша и Миша. - Три раза, - возразил Костя. А ты как думаешь? (Ч.1: с. 29) ; "Миша говорит, что в басне "Отец и сыновья" нет морали. Ты соглашаешься с Мишей?" (Ч.2: с. 12), "Мнения ребят разделились. Костя с Петей считают, что Тёма умный и ловкий. И это самое главное....А Миша сказал, что Тёма любит Жучку, вот почему он справился. А ты как думаешь?" (2-я часть, с. 118) и т.д. Создаются многочисленные ситуации сравнения прозвучавших разных мнений, суждений, впечатлений и переживаний, которые и являются частью механизма формирования действий контроля и самоконтроля процесса и результатов деятельности. Ч.1: с. 9, 13, 17, 20, 26, 27 (3 раза), 29, 39, 49, 51, 60, 95, 112 (2 раза), 115, 116, 119, 124, 140-141, 163, 174. Ч.2: с. 12, 21, 31, 35-36-37, 42, 46-47, 48, 55, 60, 84, 85, 90, 91, 118.

В предметной области "Литературное чтение" каждое высказанное эстетическое суждение имеет право на существование, а поэтому не предполагает жесткой и однозначной оценки в терминах "правильно" или "неправильно". Наиболее аутентичные формулировки заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся, выглядят в учебнике следующим образом: "Проверь, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте" (часть 2, с. 43); "Проверь наблюдение Евдокии Васильевны" Ч.2, с. 124; "Проверь, обращался ли к парной рифме поэт Кушнер" Ч.2, с. 126; "Вернись к тексту. Проверь Мишины слова, и если он прав, подумай: почему поэт обходится без глаголов?" (Ч.2, с.116).

Вместе с тем, в учебнике возможны и другие формулировки, целевое назначение которых - такое же: "Тебе чья точка зрения ближе: Миши или Кости?", "С кем ты соглашаешься: с Таней или Костей?" (и т.д.), поскольку, отвечая на эти вопросы, школьник вынужден будет совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля. Ч.1: с. 38, 51, 89, 94, 96, 100, 101, 102, 104, 105, 108, 111, 113, 120, 133, 134, 150, 161. Ч.2: с. 12, 13, 26, 29, 40, 42, 43, 97, 98, 100, 104, 105, 110, 111, 116, 117, 124, 126, 128, 130, 152, 153, 155.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8
  2. Пояснительная записка 4   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  3. Программа духовно нравственного развития  и воспитания обучающихся

    Программа
    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
  4. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.
  5. Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» Внеурочная деятельность,

    Перечень учебников
    Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России»

Другие похожие документы..