Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
Цель дисциплины – подготовка студентов к участию в деятельности по обеспечению эффективного управления организацией, к совершенствованию управления в ...полностью>>
'Документ'
- представить предложения по тематике выездных заседаний Городского совета работающей молодежи до 1 марта 2011 года на E-mail: stell-e@yandex.ru, soc...полностью>>
'Документ'
Пражский град явл. историч. сердцем Праги и на протяжении многих веков служил резиденцией чешским князям, королям и германским императорам. Маршрут эк...полностью>>
'Документ'
Цель дисциплины – дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психоло...полностью>>

Составление и общая редакция А. Н. Стрижев Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) за разыскание текстов и А

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1230. Ламеннэ Ф.-Р. (1782–1854) — французский писатель и общественный Деятель, принадлежавший к радикальной оппозиции. Апологет «религии будущего» — «католического социализма».

1231. Великого Варсонофия ответ 59. (Примеч. свт. Игнатия.) Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство… С. 59–62.

1232. Стр. 354. (Примеч. свт. Игнатия.)

1233. Март, стр. 354. (Примеч. свт. Игнатия.)

1234. Архиерей Игнатий служил не в саперах, а в инженерах и был в действительной службе только полгода. [Здесь и далее примечания святителя Игнатия. — Ред. ]

1235. Игнатий никогда не был архимандритом Сергиевой Лавры и наставником московских дам.

1236. Игнатий не писал никакого возмутительного памфлета и никакого доноса по поводу крестьянского вопроса, а написал два циркуляра к Кавказскому духовенству в охранение от возмутительных статей, составленных искандеристами.

1237. Статьи, упоминаемые здесь Искандером, написанные в направлении Искандера, принадлежат не архимандриту Иоанну, а профессору Щапову, который свое направление демократическое высказал на деле и исключен из Казанской духовной академии, даже из духовного звания, взят под арест и содержался в Петербургской крепости.

1238. В воззвании епископа Игнатия ясно и сильно излагается необходимость уничтожения крепостного права, излагается желание, чтоб это совершилось по распоряжению правительства, а не по возгласам искандеристов, которые, прикрываясь крестьянским вопросом, как ширмою, намереваются произвести бунт и революцию.

1239. Игнатий признавал и ныне признает, что искандеризм стремится к уничтожению христианства в Отечестве и к ниспровержению Царского престола. С первых слов отзыва своего к Епископу Искандер, наругавшись имени Христову, определяет свое значение в отношении к христианству.

1240. В воззвании Епископа изложено совершенно противное учение, именно, что рабство есть следствие грехопадения человеков.

1241. Гнусная ложь, составляющая душу всего искандерского исступленного отзыва!

1242. Гнусная ложь и клевета, достойные совести Искандера!

1243. Наконец, явилось невольное признание Искандера! Ему и его партии надо упрятать Игнатия в Камчатку или на Алеутские острова. Почему? Потому что он, понимая и разоблачая их замыслы, для них очень опасен, может предостеречь тех, которых хотелось бы искандеристам возвести на эшафот.

1244. Мысли, изложенные о крестьянском вопросе в Воззвании за два года до Высочайшего Манифеста о уничтожении крепостного права, разительно сходствуют с мыслями, изложенными в Манифесте.

1245. События, к несчастию, доказали, что предостережения, сделанные епископом в его Воззвании, вполне основательны. Эти события были предугаданы, предсказаны.

1246. Впоследствии сделалось известным, что «статьи» принадлежат перу г. Щапова, профессора Духовной академии и университета Казанских, исключенного духовным начальством из духовного звания за попытку произвести возмущение. В содействие г. Щапову увлеклись оба воспитанника Кавказской семинарии, поступившие в Казанскую духовную академию. Последний факт служит доказательством того, сколько нужно было Кавказскому духовенству предостережение от Епископа.

1247. Не лишним будет здесь вынаружить мнение Искандера о писаниях святых Отцов. Он называет эту святыню «бреднями Василия Великого и других Византийских растлителей ума» [и] («Искандер Герцен» Елагина, стр. 119) [к].

1248. Издатель «Колокола», стараясь уверить, что апостол Павел в послании к Коринфянам призывает рабов к свержению рабства, сознается, что Апостол иначе думал, пиша к Римлянам. Искандер относится о святом Апостоле так: «Апостол Павел нанес гораздо менее вреда учению Христову, когда он под именем Саула (Савла) с лютой яростию преследовал христиан, чем когда он, став Апостолом, начал искажать самую мысль Христа, втеснив в нее пресловутое учение о необходимости повиновения каждой власти. Этим он сделал Христу больше вреда, чем сам Иуда Искариот» («Искандер Герцен» Елагина, стр. 50, 51) [l].

1249. Мнение епископа Игнатия впоследствии доказано самым фактом: сочинитель статей г-н Щапов выказал и доказал значение написанных им статей своими действиями.

1250. Сам владыка Игнатий не озаглавил эти тексты, которые впоследствии определял как «воззвания», «предложения», «наставления», «архипастырские слова», «циркуляры», «статьи». Нам представляется вполне точным название, данное первым публикатором этих материалов Л. А. Соколовым, которое мы сохраняем и в данной публикации: «Архипастырские воззвания епископа Игнатия Брянчанинова к Кавказскому духовенству по вопросу об освобождении крестьян от крепостной зависимости» (Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. Приложения. С. 13). (Далее — Соколов…)

1251. Государственный архив Ставропольского края (далее — ГАСК). Ф. 135 (Кавказская Духовная Консистория), оп. 17, ед. хр. 323, л. 26.

1252. Там же. Л. 5. Опубликовано по этой же копии в издании: Соколов… Ч. 2. Приложения. С. 17 с опечаткой («следуемым» вместо «следующим»).

1253. Игнатий (Брянчанинов), святитель. [Соч.]. Т. 7: Письма. М., 1993. С. 368. (Далее — Письма святителя Игнатия…).

1254. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 383 об.

1255. Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов: Биографический очерк // Щапов А. П. Соч.: В 3 т. СПб., 1908. Т. 3. С. XXIV.

1256. Знаменский П. История Казанской духовной академии: (1842–1870). Казань, 1892. Вып. 2. С. 224.

1257. В комментарии к заметке Герцена «Во Христе сапер Игнатий» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1958. Т. 14 на с. 507) утверждается, что «Слово…» «приписывалось П. А. Щапову и вошло в его Собр. соч., т. I, 1906 г., стр. 1–16», но это ошибка: в указанном издании находится статья Щапова «Голос…»; «Слово…» же среди сочинений Щапова не значится.

1258. Знаменский П. История.С. 542–543.

1259. Православный собеседник. 1859. Ч. I. [Январь]. С. 41, 46, 63, 71–72, 75.

1260. Православный собеседник. 1859. Ч. I. [Март]. С. 337–341, 342, 347.

1261. Опубликован также в издании: Герцен А. И. Собр. соч. Т. 14. С. 140–141.

1262. Герцен А. И. Собр. соч. Т. 14. С. 486.

1263. Искандер Герцен. Берлин, 1859. С. VI-VІІ, 155–156, 158–160, 175–176.

1264. Герцен А. И. Собр. соч. Т. 15. С. 143–149.

1265. См. примечание 5 святителя Игнатия к «Замечаниям на отзыв журнала «Колокол»» (С. 437).

1266. Соколов… Ч. 1. С. 286–288.

1267. Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов… С. XLIV-LI.

1268. Письма святителя Игнатия… С. 392–393.

1269. Письма святителя Игнатия… С. 397.

1270. Герцен А. И. Собр. соч. Т. 15. С. 106.

1271. Там же. Т. 16. С. 21–22.

1272. Там же. Т. 15. С. 371.

1273. Письма святителя Игнатия… С. 393.

1274. Письма святителя Игнатия… С. 436–437

1275. Там же. С. 439.

1276. Там же. С. 441.

1277. Письма святителя Игнатия… С. 392.

1278. Там же. С. 437.

1279. Там же. С. 450.

1280. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 161 об., 165. Здесь и ниже под этим шифром приводятся фрагменты из рукописного Жизнеописания святителя Игнатия, составленного его учениками. Полный текст Жизнеописания публикуется издательством имени Святителя Игнатия Ставропольского.

1281. Платоном, впоследствии Костромским.

1282. Изданные жизнеописания указывают другую дату наречения — 23 октября.

1283. Хиротонисали: Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Афанасий, архиепископ Казанский, Нил, архиепископ Ярославский, Иннокентий, архиепископ Камчатский, Филофей, архиепископ Тверской, Агафангел, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургский, Кирилл, епископ Мелитопольский, настоятель Иерусалимской миссии. (Краткие биографии настоятелей Сергиевой пустыни. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 341. Л. 463 об.)

1284. Публикуется по типографскому оттиску (без выходных данных), озаглавленному: «Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во Епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года». Согласно жизнеописаниям святителя Игнатия, наречение во Епископа в Св. Синоде произошло 23 октября.

1285. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника. Слово 28, глава 51-я по Московскому изданию 1851 года. (Примеч. свт. Игнатия).

1286. Исаака Сирского слово 55, преп. Варсонофия Великого ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преп. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 71, слово 27, гл. 1, преп. Нила Сорского слово 11. (Примеч. свт. Игнатия).

1287. Преподобного аввы Дорофея поучение 5. (Примеч. свт. Игнатия.)

1288. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 177 об.-234. Частично опубликовано: К свету. 1994. № 11–12. С. 42–55. В данном фрагменте текст авторов рукописного Жизнеописания чередуется с цитатами из отчета Владыки Игнатия, к сожалению, не выделенными кавычками. Отчет-доклад святителя Игнатия о состоянии Епархии за 1858 год представлен им Св. Синоду в октябре 1859 года. Постраничные примечания (с. 469–518) воспроизводятся по тексту публикуемого источника.

1289. Позже Епископ Кавказский.

1290. Впоследствии Епископ Красноярский.

1291. Различие между Епископом и пресвитером превосходно изложено в книге «Истинно-Древняя и Истинно-Православная Христова Церковь» (с. 81). Изложение это тем особенно важно, что оно указывает на св. Отцов Православной Церкви и вместе на раскольничьи книги, говорящие о том же предмете. По сему отделу вероучения большая часть раскольников согласна с Православною Церковию.

1292. Расколом называется собственное отделение от Вселенской Церкви без нарушения единения в догматах. Нарушение единения в догматах уже есть ересь. На этом основании почти все русские раскольники суть, собственно, уже не раскольники только, но и еретики. Западная церковь называет восточных христиан раскольниками, как не могущая уличить их в изменении какого-либо догмата Первенствующей Вселенской Церкви, а Восточная признает папистов еретиками как допустивших нововведение в самых догматах.

1293. При производстве иерея в протоиерея в единственной молитве для сего обряда читается нижеследующее: «Одей Твоею благодатию брата нашего и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего». Вот и все значение церковное протоиерея: он, при Богослужении, имеет право занимать первое место между прочими священниками (см. чин хиротонии).

1294. Так заповедали действовать и действовали св. Апостолы. Три лета, говорит св. апостол Павел пресвитерам ефесским, «нощь и день не престаях, уча со слезами единаго комождо вас» (Деян. 20:31) [Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас].

1295. Епископ, рукополагая пресвитера, в молитве своей читает между прочим следующее: «Сего, егоже благоволил еси проручествоватися от мене в непорочном жительстве и неклонной вере, благоволи подъяти великую сию благодать Святаго Твоего Духа…», — ясно выражается этими словами духовное происхождение, рождение пресвитера от Епископа посредством рукоположения (см. чин хиротонии).

1296. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6).

1297. «Великое зло — неведение, — сказал св. Иоанн Златоуст; — неведение не ведает своего неведения. Неведение, полагая делать добро, делает зло».

1298. Слово 89. Здесь разумеется ревность материальная, душевная; она уличает сама себя в материальности производимым его разгорячением крови. Духовная ревность всегда верна Закону Божию и чужда разгорячения.

1299. Наместник Кавказский, князь А. И. Барятинский, лично просил епископа Иоанникия о перемене настоятеля Успенской церкви протоиерея Братановского лицом более благонадежным и поручил Начальнику губернии донести ему, когда это требование будет исполнено Епископом.

1300. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 234–235.

1301. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 241 об.-242 об. Данная резолюция наложена Епископом на журнале семинарского правления вскоре по прибытии в Кавказскую епархию.

1302. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 242 об.-244. Князь Александр Иванович Барятинский (1814–1879), генерал-фельдмаршал, Наместник Кавказа (1859–1862).

1303. РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Дело 1098. Л. 1–2. Сербинович Константин Сергеевич (1797–1874), директор Канцелярии Обер-прокурора Св. Синода, редактор «Журнала Министерства народного просвещения» (1833–1856).

1304. ОР РНБ. Ф.1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 240. К. Г. Попандопуло — капитан первого ранга, герой обороны Севастополя, скончавшийся в Ставрополе в 1858 г. Желая почтить подвиги почившего, свт. Игнатий совершил заупокойную литургию и отпевание в своей Крестовой церкви.

1305. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 235–235 об. Опубликовано также в издании: Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 1. С. 228–229. (Далее — Соколов…). Пропуск слов в домы чиновников восстанавливается по этому изданию.

1306. Соколов… Ч. 1. С. 237–239.

1307. ОР РНБ ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 237 об-239. Речь была произнесена Владыкой Игнатием при освящении им Георгиевского знамени, пожалованного Государем казачьему Линейному войску, в станице Михайловской под Ставрополем.

1308. Соколов… Ч. 1. С. 253–254.

1309. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 253 об.–257 об.

1310. Соколов… Ч. 1. С. 220. Подробнее о деле протоиерея Крастилевского см.: Соколов… Ч. 1. С. 217–224.

1311. РГИА. Ф. 1661. On. 1. Дело 1098. Л. 4–4 об.

1312. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Дело 15. Л. 111–112 об. Алексий (Ржаницын Руфин Иванович; 1812–1877), Епископ Тульский и Белевский (с 1857), в 1859 — Епископ Дмитровский с управлением Саввиным-Сторожевским монастырем. Позже (1860) переведен в Таврическую епархию.

1313. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 247–251 об. Митрополит Григорий (Георгий Петрович Постников; 1784–1860), видный церковный деятель; с 1856 года и до конца жизни возглавлял Санкт-Петербургскую кафедру.

1314. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 251–251 об. Граф Александр Петрович Толстой (1801–1873), церковный и культурный деятель, с 20.IX.1856 по 28.11.1862 — Обер-прокурор Святейшего Синода.

1315. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 258–259.

1316. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 319–320 об. Настоящее представление является ответом Святителя на требование Синода сообщить мнение Семинарского правления и самого Епископа об образовательном благоустройстве Семинарии.

1317. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 325–326 об. Князь Сергей Николаевич Урусов (1816–1883), действительный статский советник; в период с 1859 по 1863 годы временно исполнял обязанности Обер-прокурора Святейшего Синода. Не раз командировался в различные губернии для обзора духовно-учебных заведений (1860–1861).

1318. Ректора и инспектора Семинарии, особливо первого.

1319. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 321–322 об.

1320. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 327–329 об.

1322. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 332–333 об.

1323. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 329 об.-332.

1324. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 344 об.-346 об. С занятием в 1859 году Чечни и Дагестана, окружением Ведено и капитуляцией Шамиля в Гунибе завершилось покорение восточного Кавказа. Главнокомандующий Кавказской армией князь А. И. Барятинский был удостоен ордена Андрея Первозванного. 25 августа в Ставропольском кафедральном соборе было соверешено торжественное богослужение и благодарственный молебен. По заамвонной молитве свт. Игнатий произнес речь на текст «Господь крепость людем Своим даст. Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28:11).

1325. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 334–335. Синод не удовлетворил просьбу о переводе Крастилевского в другую Епархию.

1326. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 322 о6.-324 об. О деле свящ. Синанова см.: Соколов… Ч. 1. С. 269–272.

1327. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 342 об.-344.

1328. Соколов… Ч. 1. С. 221. Резолюция наложена на прошении прот. Крастилевского назначить его штатным протоиереем в Троицкий собор Ставрополя

1329. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 347–348 об.

1330. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 337–338 об. Адресат — вероятно, гражданский губернатор П. А. Брянчанинов. Данное предложение было одобрено Наместником князем А. И. Барятинским, который исходатайствовал разрешение Государя провести всероссийскую подписку на сооружение храма. Проект был составлен А. М. Горностаевым.

1331. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 338 об.-342

1332. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 349–350.

1333. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 350–354 об. В письме речь идет о полученном святителем Игнатием уведомлении Департамента общих дел Главного управления Наместника Кавказского от 13 апреля 1860 года за № 2283, извещающем, что на ходатайство Князя Наместника об увеличении окладов содержания Кавказскому Епархиальному управлению Обер-прокурор Синода отозвался о постоянном внимании к этому обстоятельству и о невозможности в настоящее время увеличить оклады из-за нехватки средств.

1334. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 354 об.-359 об. Это конфиденциальное письмо написано одновременно с официальным отношением к Наместнику от 10 июня 1860 г., о чем говорит и составитель Жизнеописания (л. 354 об.), и текст самого письма. Приведенная в Жизнеописании датировка 13 апреля 1860 года — по-видимому, описка.

1335. ГАСК Ф. 135. Оп. 19. Ед. хр. 73. Л. 19–20 об. Об истории объявления Манифеста в Ставропольской губернии см.: Соколов… Ч. 1. С. 289–295.

1336. ГАСК Ф. 135. Оп. 19. Ед. хр. 73. Л. 22 — 23. (автограф, черновой вариант). Частично опубликовано: Соколов… Ч. 1. С. 294–295.

1337. В данном циркуляре сообщалось, что из многих мест поступают жалобы на неправильное объяснение Манифеста духовенством, дающее повод к крестьянским волнениям, и предписывалось внушить духовенству мысль, что «главнейшая и существеннейшая обязанность духовных лиц в сем деле быть не судьями, но миротворцами» (ГАСК Ф. 135. Оп. 19. Ед. хр. 73. Л. 21).

1338. Публикуется в наст. изд., с. 393–396.

1339. Публикуется в наст. изд., с. 397–431.

1340. РГИА. Ф. 797. Оп. 31 — II отд. 2 ст. Дело 209. Л. 3–4. На первом листе Рапорта имеется резолюция, вероятно рукою Императора Александра II: Желаю знать, представляют ли исполнению его желаний какие либо препятствия?

1341. Соколов… Ч. 1. С. 298.

1342. РГИА. Ф. 797. Оп. 31. Дело 209. Л. 1–1 об.

1343. РГИА. Ф. 797. Оп. 31 — II отд. 2 ст. Дело 209. Л. 23.

1344. РГИА. Ф. 797. Оп. 31 — II отд. 2 ст. Дело 209. Л. 24.

1345. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 383 об.-389.

1346. Имеются в виду Воззвания святителя Игнатия об освбождении крестьян, публикуемые в наст. издании (с. 393–431).

1347. Отзывы Митрополита Филарета об этой встрече и о святителе Игнатии см.: Соколов… Ч. 1. С. 299; Отец современного иночества. М., 1996. С. 44–45.

1348. Главным образом, Григория Ивановича Филипсона, командовавшего тогда войсками Правого крыла Кавказской линии. (Примеч. авторов Жизнеописания.)

1349. Очерк священника Михаила Моздора заимствован из журнала «К свету». [М., 1994]. №11–12. С. 31–41. Постраничные примечания — авторские. — Ред.

1350. Потто В. Два века Терского казачества (1577–1801). Владикавказ, 1912. Т. 1. С. 7.

1351. История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 185.

1352. Собор этот был построен в 1847 году при епископе Иеремии, взорван в 1943 году, уже после ухода немецких войск из города.

1353. Пасха в 1858 году была очень ранняя, 23 марта. Праздник Благовещения совпал с 3-м днем Пасхи.

1354. Улица Дзержинского, на которой располагается Андреевский кафедральный собор, Епархиальное управление и Ставропольская духовная семинария, раньше называлась Воробьевская.

1355. Станица Михайловская, в то время отстоявшая от Ставрополя на 7 верст, теперь носит название с. Шпаковское и фактически уже сливается с самим городом.

1356. Митрополит Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. С. 126.

1357. Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов… Киев, 1915. Ч. 1. С. 238.

1358. Домовых церквей в Ставрополе в то время было две: первая, Крестовоздвиженская, была расположена вблизи шумной Николаевской улицы; вторая, Андреевская, находится теперь в центре города. Однако площадь Татарского базара, переименованная в 1850 г. в Александровскую, к которой примыкала церковная ограда, была в то время фактически пустырем. Весь город располагался ниже по восточному склону холма и поэтому теперешнее центральное расположение Андреевского собора считалось окраинным.

1359. Теперь это корпуса Педагогического института, через дорогу от Кафедрального собора.

1360. Проповедь эта, помещенная в т. 4 творений епископа Игнатия, носит название «Слово на открытии Иоанно-Предтечева монастыря близ г. Ставрополя Кавказского». Но вблизи Ставрополя никогда не было Иоанно-Предтеческого монастыря, а только лишь Иоанно-Мариинский. К тому же содержание проповеди не только ставит в пример насельницам монастыря подвиг веры святого Иоанна Предтечи, но и именует их благословенными за то, что они, подобно Марии, «благую часть избрали» (Лк. 10:42) (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетическая проповедь, изд. СПб., 1905. Т. 4. С. 363).

1361. Митрополит Гедеон. Указ. соч. С. 126–127.

1362. ГАСК, Ф. 91. Оп. 928. Ед. хр. 39. Л. 4, 4 об., 5.

1363. Митрополит Гедеон. Указ. соч. С. 129.

1364. Бентковский И. В. Император Александр II в Нижнефарском отряде, на северо-западном Кавказе, в 1861 году. СПб., 1887. С. 7.

1365. Соколов… Ч. 2. Приложения. С. 204–205.

1366. ОР РГБ. Ф. 425. Картон II.

1367. РГБ. Ф. 425. Картон I.

1368. «Отец современного иночества». Воспоминания современников о святителе Игнатии Ставропольском. М., 1996. С. 57. Письмо настоятеля Череменецкого монастыря игумена Антония от 9 мая 1867 года адресовано казначею Сергиевой пустыни иеромонаху Нектарию (бывшему настоятелю Нило-Сорской пустыни).

1369. «Московские Ведомости». 1867. № 100 (7 мая, воскресенье). С. 1, столбец 1.

1370. «Московские Ведомости». 1867. № 109 (19 мая).

1371. «Московские Ведомости». 1867. № 161 (22 июля).

1372. РГБ Ф. 214. № 363. Летопись Скита Оптиной Пустыни за 1865–1871 гг. Л. 33.

1373. Публикуется по: «Отец современного иночества». С. 46–52.

1374. 1 Кор. 2:9.

1375. Св. Иоанн Дамаскин. См.: Изложение Православной Веры. Кн. 2. Гл. 3. О Ангелах.

1376. Там же. Кн. 4. Гл. 13.

1377. Исх. 3:14.

1378. В последнее время, по причине изнеможения сил телесных, он молился лежа.

1379. Все эти языки покойный Преосвященный знал превосходно; на французском говорил, как на русском.

1380. Последние письма были написаны им 28-го апреля, и некоторые из них отправлены уже по кончине его.

Оглавление

. .

АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ . Том II

Блажен муж [1]

Иосиф [22] . Священная повесть, . заимствованная из книги Бытия . (гл. 32–50)

Послание . к братии Сергиевой пустыни . из Бабаевского монастыря

Слово . о страхе Божием и о любви Божией

Судьбы Божии

Совещание души с умом

Зрение греха своего

Об образе и подобии Божиих в человеке

Размышление, . заимствованное из Первого послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни

О существенном делании монаха

Дух молитвы новоначального

Введение

Заключение

Слово . о келейном молитвенном правиле

Слово . о церковной молитве

Слово . о молитве устной и гласной

Слово . о поучении, или памяти Божией

Слово . о молитве умной, сердечной и душевной

Слово . о молитве Иисусовой [617]

Странник [839]

Таинственное объяснение 99 псалма

Слово . о спасении и о христианском совершенстве

Часть первая

Часть вторая

Слово . о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу

1. Введение

2. Состояний естества человеческого в отношении к добру и злу — три

3. О состоянии естества в отношении к добру и злу по сотворении человека

4. О состоянии по падении человека

5. О состоянии по искуплении человека

6. Об обновлении искупленного естества, в случае его повреждения, покаянием

7. Об отношении обновленного естества ко злу

8. Заключение

Приложение

АРХИПАСТЫРСКИЕ ВОЗЗВАНИЯ . ПО ВОПРОСУ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

От 17 января 1859 года

От 6 мая 1859 года

Подстрочные примечания. к заметке А. И. Герцена . «Во Христе сапер Игнатий»

Замечания. на отзыв журнала «Колокол». к Кавказскому епископу Игнатию

А. Μ. Любомудров. Святитель Игнатий Брянчанинов. в полемике с либеральной интеллигенцией . о христианском понимании свободы

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ. НА КАВКАЗСКОЙ КАФЕДРЕ

Из Жизнеописания. святителя Игнатия [1280]. (О хиротонии)

Речь. при наречении во Епископа [1284]

Выписки. из годового отчета епископа Игнатия. о состоянии Кавказской епархии. за 1858 год [1288]

Консистория

Попечительство. о бедных духовного звания

Общий взгляд на Епархию

Вопрос начальника Правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенанта Г. И. Филипсона и ответ Епископа о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому Линейному казачьему войску.. Значение Епископа и протоиерея в Православной церковной иерархии

Архиерейский дом

Семинария

Ставропольское духовное училище

Посещение Епархии

Город Ставрополь

Церкви в селах

Город Георгиевск

Город Пятигорск

Моздок

Город Кизляр

Армяне

Станицы Кавказского линейного войска

Монастыри

Монашество

Церкви

Духовенство

Богоугодные учреждения

Раскол

Увеличение паствы и ее духовное развитие

Заключение

Письмо . к директору Синодальной канцелярии . Я. А. Позняку

Резолюция епископа Игнатия . о наказаниях семинаристов . <1858> [1301]

Письмо . к Наместнику князю А. И. Барятинскому . от 25 янв. 1858, № 11 [1302] . (О средствах для Архиерейского дома)

Письмо . к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора . К. С. Сербиновичу . от 18 февр. 1858 [1303] . (Об отчетности Кавказской Консистории)

Речь . при отпевании капитана I ранга . К. Г. Попандопуло . 4 марта 1858 [1304]

Предложение . в Консисторию . от 10 марта 1858, № 29 [1305] . (О пожертвовании средств для чиновников)

Предложение . в Консисторию . от 7 мая 1858, № 60 [1306] . (О перестройке Архиерейского дома)

Речь . при освящении Георгиевского знамени Линейного казачьего войска . 12 мая 1858 [1307]

Рапорт . Святейшему Синоду . от 13 мая 1858, № 95 [1308] . (О торжествах по случаю освящения знамени)

Отношение . к начальнику Штаба Кавказской армии . от 5 июля 1858, № 146 [1309] . (По поводу Обер-священника Гумилевского)

Предложение . в Консисторию . от 24 сент. 1858, № 198 [1310] . (О протоиерее Крастилевском)

Письмо . к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора . К. С. Сербиновичу . от 2 акт. 1858, №204 [1311] . (О средствах для Архиерейского дома)

Письмо . к Епископу Тульскому Алексию . от 12 ноября 1858, № 60 [1312] . (О рекомендации помощника секретаря Консистории, Митрополите Исидоре и др.)

Письмо . к Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию . от 2 февр. 1859, № 9 [1313] . (О средствах для Епархии)

Письмо . к Обер-прокурору графу А. П. Толстому . от 2 февр. 1859, № 11 [1314] . (О средствах для Епархии)

Письмо . к Обер-священнику Кавказской армии . Гумилевскому . от 4 мая 1859, № 37 [1315]

Представление . в Святейший Синод . от 4 мая 1859, № 38 [1316] . (О благоустройстве Семинарии)

Отношение . к исполняющему обязанности синодального Обер-прокурора . князю С. Н. Урусову . от 5 июня 1859, № 48 [1317] . (О протоиерее Крастилевском)

Представление . исполняющему должность синодального Обер-прокурора . князю С. Н. Урусову . от 18 июня 1859, № 54 [1319] . (О ректоре Семинарии архимандрите Германе)

Отношение . в Святейший Синод . от 22 июня 1859, № 59 [1320] . (О протоиерее Крастилевском)

Рапорт . в Святейший Синод . от 6 июля 1859, № 64 [1322] . (О протоиерее Крастилевском)

Предложение . в Консисторию . от 6 июля 1859, № 65 [1323] . (О протоиерее Крастилевском)

Речь . на покорение Кавказа в Ставропольском кафедральном соборе . 25 авг. 1859 [1324]

Рапорт . в Святейший Синод . от 7 сент. 1859, № 88 [1325] . (О протоиерее Крастилевском)

Ходатайство . к синодальному Обер-прокурору . от 21 сент. 1859, № 94 [1326] . (О преподавателе осетинского языка для Семинарии)

Предложение . в Семинарию . от 9 ноября 1859, №105 [1327] . (О пополнении личного состава клиров церковных)

Резолюция . от 24 ноября 1859, № 1519 [1328] . (О прошении протоиерея Крастилевского)

Записка . Наместнику князю А. И. Барятинскому . о Кавказской епархии . <декабрь 1859> [1329]

Предложение . Начальнику губернии . от 1 янв. 1860, № 1 . (О постройке в Моздоке церкви для чудотворной иконы Иверской Божией Матери) [1330]

Записка. о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви . и о необходимости деревянную церковь заменить каменного [1331]

Представление Наместнику князю А. И. Барятинскому . от 9 мая I860, № 19 [1332] . (О средствах для духовенства Моздока и Кизляра)

Представление Наместнику князю А. И. Барятинскому . от 10 июня 1860, № 20 [1333] . (О средствах для Епархии)

Письмо . к Наместнику князю А. И. Барятинскому . <10 июня 1860> [1334] . (О средствах для Епархии)

Рапорт . в Святейший Синод . от 27 марта 1861, № 788 [1335] . (Об объявлении Высочайшего Манифеста)

Письмо . к Обер-прокурору графу А. П. Толстому . от 22 мая 1861, № 1486 [1336] . (Об объявлении Высочайшего Манифеста)

Рапорт . Государю . от 24 июля 1861 [1340] . (Об увольнении на покой)

Из рапорта . в Святейший Синод . от 24 июля 1861, № 1186 [1341]

Письмо . к Обер-прокурору графу А. П. Толстому . от 24 июля 1861 [1342] . (О содействии к увольнению на покой)

Письмо . к Обер-прокурору графу А. П. Толстому . от 21 августа 1861 [1343]

Письмо . к Обер-прокурору графу А. П. Толстому . от 14 сент. 1861 [1344]

Из Жизнеописания . епископа Игнатия [1345] . (О скорбях на Кавказской кафедре)

Епископское служение святителя Игнатия [1349]

КОНЧИНА . СВЯТИТЕЛЯ . ИГНАТИЯ

Завещание-письмо . брату П. А. Брянчанинову . от 9 июля 1862 [1365]

Телеграмма . настоятелю Троице-Сергиевой пустыни . архимандриту Игнатию (Малышеву) . от 1 мая 1867 года в 9 час. 12 минут [1366]

Сведения . о погребении Преосвященного . Игнатия Брянчанинова [1367]

Из письма . игумена Антония (Бочкова) [1368]

Сообщение . газеты «Московские Ведомости» [1369]

Епископ Игнатий. Некролог [1370]

Добавление . к некрологу Епископа Игнатия [1371]

Из Летописи. Скита Оптиной Пустыни . 9 мая 1867 [1372]

Кончина. Преосвященного . епископа Игнатия [1373]

Примечания к замечаниям на отзыв журнала «Колокол»

Примечания



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Составление и общая редакция А. Н. Стрижев Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М

    Документ
    Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания.

Другие похожие документы..